Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
ЗАКОНО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМБЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ(с изменениями и дополнениями на 19 июня 1995 года) РАЗДЕЛ I. Общие положения Статья 1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и основы его обеспечения 1. Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населенияпонимается такое состояние общественного здоровья и среды обитаниялюдей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторовна организм человека и имеются благоприятные условия для егожизнедеятельности. 2. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения РСФСРобеспечивается: 1) реализацией государственных (РСФСР и республик, входящих всостав РСФСР), региональных и местных программ укрепления здоровья ипрофилактики заболеваний населения, оздоровления среды обитаниячеловека и условий его жизнедеятельности; 2) проведением государственными органами и общественнымиобъединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами,организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и формсобственности, должностными лицами и гражданами в качестве составнойчасти их деятельности гигиенических и противоэпидемическихмероприятий, а также соблюдением санитарных правил, норм игигиенических нормативов; 3) сочетанием экономической заинтересованности юридических лици граждан (иностранных граждан и лиц без гражданства) в соблюдениисанитарного законодательства РСФСР с их ответственностью засанитарные правонарушения; 4) широкой информированностью населения о состоянии здоровья,гигиенической и эпидемиологической обстановке, проводимыхсанитарно-профилактических мероприятиях; 5) воспитанием высокой санитарной культуры населения; 6) системой государственного и ведомственногосанитарно-эпидемиологического надзора, производственного иобщественного контроля. Статья 2. Санитарное законодательство РСФСР 1. Санитарное законодательство РСФСР состоит из настоящегоЗакона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актоворганов государственной власти и управления в пределах ихполномочий. 2. Санитарное законодательство РСФСР регулирует общественныеотношения в области санитарно-эпидемиологического благополучиянаселения как необходимого условия реализации на территории РСФСРправ и интересов граждан и общества в сохранении и укрепленииздоровья, физического и духовного развития и долголетней активнойжизни людей. Статья 3. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы 1. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее -санитарные правила) - нормативные акты, устанавливающие критериибезопасности и (или) безвредности для человека факторов среды егообитания и требования к обеспечению благоприятных условий егожизнедеятельности. 2. Санитарные правила обязательны для соблюдения всемигосударственными органами и общественными объединениями,предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями иучреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности,должностными лицами и гражданами ( далее - предприятиями,организациями и гражданами). 3. На территории РСФСР действуют общесоюзные и федеральныесанитарные правила. В отдельных случаях на территории республики,входящей в состав РСФСР, а также на территории края, области, вгородах Москве и Ленинграде могут вводиться соответственно временныереспубликанские и местные санитарные правила. 4. Порядок разработки, утверждения,издания, введения в действиеи пересмотра федеральных, республиканских и местных санитарныхправил, а также порядок действия на территории РСФСР общесоюзныхсанитарных правил устанавливаются Советом Министров РСФСР. 5. Санитарные правила подлежат обязательному изданию исвободному распространению. Статья 4. Полномочия РСФСР, республик, входящих в состав РСФСР, и других субъектов Федерации по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения 1. К ведению РСФСР в лице ее высших органов государственнойвласти и управления относится: 1) формирование и проведение на территории РСФСР единойгосударственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; 2) создание санитарного законодательства РСФСР; 3) регулирование на территории РСФСР деятельности министерств иведомств СССР и РСФСР, органов государственной власти и управленияреспублик, входящих в состав РСФСР, и других субъектов Федерации повопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения,затрагивающим региональные и межрегиональные интересы в пределахРСФСР; 4) разработка, утверждение и контроль за реализациейгосударственных программ РСФСР обеспечениясанитарно-эпидемиологического благополучия населения, внедрениянаучно-технических достижений в области профилактики заболеваний; 5) обеспечение эффективной деятельности Государственнойсанитарно-эпидемиологической службы РСФСР; 6) установление и отмена на территории РСФСР особых условий ирежимов проживания населения и ведения хозяйственной деятельности,направленных на предотвращение и ликвидацию распространенияинфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравленийлюдей; 7) сотрудничество с другими союзными республиками ииностранными государствами в области обеспечениясанитарно-эпидемиологического благополучия населения. 2. В компетенцию республик, входящих в состав РСФСР, и другихсубъектов Федерации в лице их высших и местных органовгосударственной власти и управления входит: 1) принятие нормативно-правовых актов по обеспечениюсанитарно-эпидемиологического благополучия населения и осуществлениегосударственного управления по этим вопросам на соответствующейтерритории; 2) координация деятельности предприятий, организаций и гражданпо проведению ими комплексных гигиенических и противоэпидемическихмероприятий; 3) разработка, утверждение местных и региональных программ пообеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения иконтроль за их выполнением, а также организация реализациигосударственных союзных и республиканских (РСФСР) программ поаналогичным вопросам; 4) организация оперативных мероприятий по предупреждению иликвидаций эпидемий инфекционных болезней, массовых заболеваний иотравлений людей; 5) принятие решений о введении и отмене на своей территориикарантина или ограничительных мероприятий в случае возникновенияэпидемий инфекционных болезней, массовых заболеваний и отравленийлюдей; 6) обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан иинтересов общества в санитарно-эпидемиологическом благополучиинаселения; 7) проведение в пределах предоставленных соответствующимзаконодательством РСФСР полномочий политики экономическогостимулирования деятельности юридических лиц и граждан, направленнойна предупреждение и ликвидацию вредного влияния на организм человекафакторов окружающей среды, профилактику заболеваний, улучшениегигиенических условий труда и жизни людей. РАЗДЕЛ 2. Права и обязанности граждан, предприятий, организаций, защита и гарантии их прав по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия Статья 5. Права граждан РСФСР 1. Граждане РСФСР имеют право на благоприятную среду обитания(окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта,отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую илииспользуемую продукцию народного хозяйства), факторы которой недолжны оказывать опасного и вредного влияния на организм человеканастоящего и будущих поколений. Это право обеспечивается проведением комплекса мероприятий попредотвращению влияния на человека неблагоприятных факторов средыего обитания, выполнением организациями, предприятиями и гражданамитребований санитарного законодательства РСФСР. 2. Граждане РСФСР имеют право на своевременное возмещение вполном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результатенарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновениемассовых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний иотравлений людей, а также профессиональных заболеваний. Возмещение ущерба производится предприятиями, организациями игражданами, допустившими нарушения санитарных правил, добровольнолибо по решению суда. Возмещение ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан,производится непосредственно пострадавшему либо, по его желанию,организации, принимающей на себя обязательства по его страхованию. Споры по поводу размеров и порядка возмещения ущерба врезультате нарушений санитарных правил разрешаются в судебномпорядке. 3. Граждане РСФСР при обращении на предприятия и в организацииимеют право на получение от них в пределах их компетенции полных идостоверных сведений: о состоянии среды обитания и здоровья населения,эпидемиологической обстановке, действующих санитарных правилах; о принимаемых мерах по обеспечениюсанитарно-эпидемиологического благополучия и их результатах; о качестве выпускаемых товаров народного потребления, в томчисле пищевых продуктов, а также питьевой воды. 4. Граждане РСФСР непосредственно, либо через своегопредставителя или через общественные объединения имеют правоучаствовать в разработке, обсуждении и принятии органамигосударственной власти и управления решений, направленных наобеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Статья 6. Обязанности граждан РСФСР Граждане РСФСР обязаны: 1) заботиться о состоянии своего здоровья, о здоровье игигиеническом воспитании своих детей, используя предоставляемыеобществом возможности по формированию здорового образа жизни; 2) соблюдать действующие санитарные правила; 3) проводить или принимать участие в проведении гигиенических ипротивоэпидемических мероприятий; 4) выполнять заключения, постановления, распоряжения ипредписания должностных лиц Государственнойсанитарно-эпидемиологической службы РСФСР; 5) использовать информацию, право на получение которойпредусмотрено статьей 5 настоящего Закона, на благо своего здоровьяи здоровья окружающих людей. Статья 7. Права и обязанности граждан других союзных республик, иностранных граждан и лиц без гражданства Граждане других союзных республик, иностранные граждане и лицабез гражданства на территории РСФСР пользуются теми же правами инесут те же обязанности в области обеспечениясанитарно-эпидемиологического благополучия населения, как и гражданеРСФСР. Статья 8. Права предприятий и организаций 1. Предприятия и организации при обращении в органыгосударственной власти и управления имеют право на получение от нихна договорной основе информации о санитарно- эпидемиологическойобстановке, состоянии окружающей природной среды, заболеваемостинаселения, действующих санитарных правилах. 2. Предприятия и организации имеют право на участие вразработке органами государственной власти и управления решений,программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучиянаселения. 3. Предприятия и организации вправе устанавливать повышенныецены на продукцию народного потребления, показатели качества которыхпо заключению органов и учреждений Государственнойсанитарно-эпидемиологической службы РСФСР свидетельствуют о полномотсутствии ее химического, радиоактивного и микробиологическогозагрязнения, а также влияния вредных физических факторов на организмчеловека. Статья 9. Обязанности предприятий и организаций Предприятия и организации обязаны: 1) обеспечивать соблюдение действующего санитарногозаконодательства РСФСР и установленных санитарных правил,осуществлять производственный контроль за выполнением санитарныхправил; 2) разрабатывать и проводить гигиенические ипротивоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение иликвидацию загрязнения окружающей среды, оздоровление условий труда,быта и отдыха населения, предупреждение возникновения ираспространения заболеваний; 3) своевременно информировать органы и учрежденияГосударственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР обаварийных ситуациях, остановках производства, нарушенияхтехнологических процессов, создающих угрозусанитарно-эпидемиологическому благополучию населения; 4) выполнять заключения, постановления, распоряжения ипредписания должностных лиц органов и учреждений Государственнойсанитарно-эпидемиологической службы РСФСР, в том числе ихпредставления о приостановлении или прекращении финансированиядеятельности организаций и предприятий, допускающих нарушениясанитарного законодательства РСФСР; 5) применять меры материального стимулирования, направленные наповышение заинтересованности трудовых коллективов и отдельныхработников в соблюдении требований санитарного законодательстваРСФСР и санитарных правил; 6) создавать условия для поддержания и повышения уровняздоровья своих работников и населения, для предупреждениязаболеваний и формирования здорового образа жизни людей; 7) осуществлять гигиеническое обучение и воспитание своихработников и населения, направленные на повышение санитарнойкультуры людей и ведение здорового образа жизни; 8) обеспечить реализацию прав граждан и других субъектовправовых отношений, предусмотренных статьями 5 и 8 настоящегоЗакона. Статья 10. Защита прав граждан и других субъектов правовых отношений Решения органов государственной власти и управления,должностных лиц, как коллегиальные, так и единоличные, а также ихдействия, ущемляющие права юридических лиц и граждан,предусмотренные статьями 5 и 8 настоящего Закона, могут бытьобжалованы в месячный срок в вышестоящие по подчиненностиорганизации. При несогласии с принятым решением эти действия могутбыть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательствомСоюза ССР, РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР. Подача жалобы не приостанавливает обжалуемого решения идействия. РАЗДЕЛ 3. Общие требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Статья 11. Планировка и застройка населенных пунктов 1. Планировка и застройка населенных пунктов должнапредусматривать создание наиболее благоприятных условий для жизни издоровья населения, комплексное благоустройство городов и другихнаселенных пунктов, предупреждение и ликвидацию вредного и опасноговлияния факторов окружающей природной среды и условийжизнедеятельности на здоровье человека. 2. При разработке норм проектирования, генеральных плановгородов, проектов планировки и застройки населенных пунктов,проектов районной планировки, решении вопросов размещения объектовгражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения,выборе земельных участков под строительство, а также припроектировании, строительстве, реконструкции и модернизации объектов(пусковых комплексов), сооружений, транспортных средств и инженерныхсетей должны выполняться действующие санитарные правила. 3. Предоставление земельных участков под строительство,утверждение норм проектирования, проектной и нормативно-техническойдокументации на строительство (реконструкцию, модернизацию) изастройку, ввод в эксплуатацию жилых домов, зданий и сооруженийкультурно-бытового, жилищно-коммунального назначения, промышленных,транспортных и других предприятий (пусковых комплексов) исооружений, а также транспортных средств допускается только приналичии заключения органов или учреждений Государственнойсанитарно-эпидемиологической службы РСФСР об их соответствиисанитарным правилам. 4. Предприятия, организации и граждане, ответственные завыполнение работ по проектированию и строительству объектов, зданийи сооружений, в случае несоблюдения санитарных правил илиневозможности их выполнения, обязаны приостановить либо полностьюпрекратить проведение этих работ и их финансирование попостановлению главного государственного санитарного врача или егозаместителя. Статья 12. Материалы, вещества, изделия и другая продукция народного хозяйства, технологии их изготовления 1. Продукция народного хозяйства, производство,транспортировка, хранение и применение которой требуютнепосредственного участия человека и могут оказать неблагоприятноевлияние на его здоровье, по своим показателям и свойствам должнаотвечать действующим санитарным правилам. 2. Новые технологии, материалы, вещества и изделия,предназначенные для использования в народном хозяйстве и быту,допускаются к постановке на производство, к внедрению и применениютолько на основании заключений органов или учрежденийГосударственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР об ихсоответствии санитарным правилам. 3. Предприятия, организации и граждане, ответственные за выпускпродукции, не соответствующей действующим санитарным правилам,обязаны приостановить ее производство и (или) реализацию попостановлению главного государственного санитарного врача или егозаместителя. Статья 13. Продовольственное сырье, пищевые продукты, технологии их изготовления и контактирующие с ним материалы и изделия 1. Качество продовольственного сырья и пищевых продуктов,материалов и изделий, контактирующих с ними в процессе изготовления,хранения, транспортировки и реализации населению должносоответствовать установленным санитарным правилам. 2. Разработка и постановка на производство новых видов пищевыхпродуктов, внедрение новых технологических процессов итехнологического оборудования, производство тары, посуды иупаковочных материалов, применение пищевых добавок и других веществразрешаются только на основании гигиенической оценки их соответствиясанитарным требованиям и заключения органов или учрежденийГосударственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР. 3. Продовольственное сырье, пищевые продукты и контактирующие сними материалы и изделия, не соответствующие санитарным правилам,немедленно снимаются ее изготовителем (продавцом) с производства и(или) реализации по постановлению главного государственногосанитарного врача или его заместителя. Статья 14. Продукция, закупаемая за рубежом Закупаемая за рубежом продукция, применение и (или)употребление которой требует непосредственного участия человека,должна соответствовать санитарным правилам и международнымтребованиям безопасности и безвредности для человека. В договорах(контрактах) на поставку в Российскую Федерацию продукции,подлежащей обязательной сертификации, должно быть предусмотреноусловие о наличии сертификата и знака соответствия на эту продукцию,выданных или признанных уполномоченным на то органом (часть дополнена Федеральным законом Российской Федерации от 19 июня 1995 года N 89-ФЗ, введенным в действие 22 июня 1995 года). Предприятия, организации и граждане, осуществляющие заключениедоговоров, поставку и реализацию в РСФСР такой продукции, обязаныобеспечивать выполнение установленных настоящей статьей требований. Статья 15. Хозяйственно-питьевое водоснабжение населения 1. Жители городов и других населенных пунктов должныобеспечиваться питьевой водой в количестве, достаточном дляудовлетворения физиологических и хозяйственных потребностейчеловека. 2. Качество воды, используемой населением для питьевых,хозяйственных и производственных целей, должно соответствоватьсанитарным правилам. 3. Предприятия и организации обязаны осуществлять мероприятия,направленные на развитие систем централизованного водоснабжения,обеспечение населения доброкачественной питьевой водой. Статья 16. Источники водопользования населения 1. Качество воды источников, используемых для централизованногои нецентрализованного водоснабжения, для купания, занятия спортом иотдыха населения, в лечебных целях, а также качество воды водоемов вчерте населенных пунктов должно отвечать санитарным правилам. 2. В целях устранения и предупреждения загрязнения источниковводопользования населения Советами Министров республик, входящих всостав РСФСР, исполнительными комитетами краевых, областных,городских Советов народных депутатов устанавливаются зоны санитарнойохраны со специальным режимом. 3. Предприятия, организации и граждане в случаях несоответствиякачества воды санитарным правилам обязаны обеспечить прекращениеиспользования населением водоисточников по постановлению главногогосударственного санитарного врача или его заместителя. Статья 17. Атмосферный воздух населенных пунктов, воздух рабочей зоны и мест постоянного и временного пребывания людей 1. Атмосферный воздух населенных пунктов, территорийпромышленных предприятий, воздух рабочей зоны производственных идругих помещений в местах постоянного и временного пребывания людейдолжен соответствовать санитарным правилам. 2. В целях предотвращения загрязнения атмосферного воздухатерриторий жилой застройки населенных пунктов производственнымивыбросами исполнительными комитетами местных Советов народныхдепутатов устанавливаются санитарно-защитные зоны со специальнымрежимом. 3. Предприятия, организации и граждане обязаны осуществлятькомплексные мероприятия, направленные на предотвращение и ликвидациюзагрязнения воздушной среды вредными веществами, воздействия на неефизических факторов, которые оказывают неблагоприятное влияние наздоровье человека. Статья 18. Захоронение, переработка, обезвреживание и утилизация производственных и бытовых отходов, содержание территории населенных пунктов 1. Производственные и бытовые отходы подлежат сбору,переработке, обезвреживанию, захоронению и утилизации, условия испособы которых должны удовлетворять требованиям безопасности ибезвредности для здоровья населения. 2. Территории населенных пунктов, организаций и предприятийдолжны содержаться в соответствии с санитарными правилами. 3. Порядок и условия обеспечения надлежащего санитарногосостояния территорий населенных мест устанавливаются исполнительнымикомитетами местных Советов народных депутатов. Статья 19. Жилые помещения 1. Помещения, предназначенные для временного и постоянногопроживания граждан, по своему составу, по площади, расположению иоборудованию должны обеспечивать благоприятные для здоровья условийжизни людей. 2. Предприятия, организации и граждане обязаны не допускатьзаселение и проживание в жилых помещения, не отвечающих санитарнымправилам. Статья 20. Эксплуатация производственных, общественных зданий, помещений, сооружений и оборудования 1. При эксплуатации производственных, общественных помещений,зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиватьсяблагоприятные для здоровья людей условия труда, быта и отдыха,осуществляться мероприятия по охране окружающей природной среды, атакже по предупреждению возникновения и распространения заболеванийсреди населения. 2. Предприятия, организации и граждане обязаны приостанавливатьлибо полностью прекращать свою деятельность, или работу отдельныхцехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования,транспортных средств, выполнение и оказание отдельных видов работ иуслуг в случае несоблюдения установленных санитарных правил попостановлению главного государственного санитарного врача или егозаместителя. Статья 21. Работы с источниками ионизирующих и неионизирующих излучений 1. При выполнении работ с радиоактивными веществами и другимиисточниками ионизирующих и неионизирующих излучений (шум, вибрация,электромагнитные поля радиочастот, ультразвук и другие видыизлучений) должны соблюдаться санитарные правила. 2. Производство, применение, хранение, транспортировка изахоронение радиоактивных веществ, других источников ионизирующихизлучений, а также применение источников электромагнитных полейдопускаются только при разрешении на эти виды деятельности органовили учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службыРСФСР. Статья 22. Условия воспитания и обучения граждан 1. В детских дошкольных и оздоровительных учреждениях, школах,профессионально-технических училищах, высших и средних специальныхучебных заведениях, на предприятиях и в организациях, осуществляющихвоспитание, обучение и профессиональную подготовку, должныобеспечиваться условия для сохранения и укрепления здоровья граждани профилактики заболеваний, а также соблюдаться санитарные правила. 2. Программы, методики и режимы воспитания, обучения ипрофессиональной подготовки утверждаются только при наличиизаключения органов или учреждений Государственнойсанитарно-эпидемиологической службы РСФСР об их соответствиидействующим санитарным правилам. Статья 23. Профилактические медицинские осмотры 1. В целях охраны здоровья, предупреждения возникновения ираспространения заболеваний работники предприятий и организаций,граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, должныпроходить медицинские осмотры, как при приеме на работу, так ивпоследствии. Профилактические медицинские осмотры работающих включаются вперечень услуг, оказываемых при обязательном медицинскомстраховании. 2. Перечень вредных производственных факторов и работ, привыполнении которых проводятся предварительные и периодическиемедицинские осмотры, и порядок их проведения устанавливаютсяГосударственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзораРоссийской Федерации и Министерством здравоохранения РСФСР посогласованию с Советом Федерации Независимых Профсоюзов РСФСР. В случае необходимости по решению исполнительных комитетовместных Советов народных депутатов в отдельных организациях и напредприятиях могут вводиться дополнительные условия и показания кпроведению медицинских осмотров. (Пункт в редакции Закона РФ от 2 июня 1993 года N 5076-1,вводится в действие с 14 июля 1993 года). 3. Предприятия и организации обязаны обеспечивать условия,необходимые для своевременного прохождения работающимипрофилактических медицинских осмотров. Статья 24. Предупреждение и ликвидация инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей 1. В целях предупреждения возникновения и распространения, атакже ликвидации инфекционных и массовых неинфекцинных заболеваний иотравлений людей должны своевременно и в полном объеме проводитьсянеобходимые комплексные организационные, инженерно-технические,медицинские, гигиенические и противоэпидемические мероприятия. 2. В случае опасности распространения инфекционных и массовыхнеинфекционных заболеваний и отравлений людей на отдельныхтерриториях и в населенных пунктах Советом Министров РСФСР, СоветамиМинистров республик, входящих в состав РСФСР, исполнительнымикомитетами местных Советов народных депутатов могут вводиться особыеусловия и режимы хозяйственной деятельности и жизни населения. 3. Для оперативного руководства и координации деятельностиорганизаций, предприятий и граждан по предупреждению и ликвидациимассовых заболеваний и отравлений людей Советом Министров РСФСР,Советами Министерств республик, входящих в состав РСФСР,исполнительными комитетами местных Советов народных депутатовобразуются чрезвычайные противоэпидемические комиссии. 4. Больные инфекционными заболеваниями, граждане с подозрениемна такие заболевания и контактировавшие с инфекционными больнымиподлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению, а принеобходимости - лечению, обязательной госпитализации и изоляции(карантину). Граждане, являющиеся носителями возбудителей инфекционныхболезней, подлежат лечению. Эти же граждане, если они могут бытьисточниками распространения инфекционных заболеваний в связи сособенностями производства, в котором они заняты, или выполняемойработой, временно переводятся на другую работу, а при невозможностиперевода - временно, до выздоровления, отстраняются от работы свыплатой пособия по социальному страхованию. 5. Для предупреждения инфекционных заболеваний гражданампроводятся профилактические прививки, обязательными из которыхявляются прививки против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии,коклюша, кори и столбняка. Порядок, сроки проведения и группынаселения, подлежащие прививкам, определяются Министерствомздравоохранения РСФСР и Государственным комитетомсанитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации. (Пункт в редакции Закона РФ от 2 июля 1993 года N 5076-1,вводится в действие с 14 июля 1993 года). Статья 25. Специальные экспертизы и консультации по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения 1. Научно-исследовательские учреждения и организации, высшиеучебные заведения обязаны в пределах своей компетенции проводить попоручению органов государственной власти и управления специальныеэкспертизы и консультации по оценке влияния факторов среды обитаниячеловека на его здоровье. 2. Учреждения, организации и специалисты, проводящие экспертизуи консультацию, несут ответственность за их качество, объективностьи полноту с учетом современного уровня научно-техническогопрогресса. Статья 26. Гигиеническое воспитание и образование граждан 1. В целях повышения санитарной культуры населения,профилактики заболеваний, для распространения знаний о здоровомобразе жизни должны проводиться гигиеническое воспитание иобразование граждан. 2. Гигиеническое воспитание и образование гражданосуществляются в процессе: воспитания, обучения в школах и профессионально-техническихучилищах, высших и средних учебных заведениях, при подготовке,переподготовке и повышении квалификации специалистов отраслейнародного хозяйства путем включения в программы обучения ивоспитания разделов о гигиенических знаниях; профессиональной гигиенической подготовки и аттестациируководителей, специалистов и других работников предприятий иорганизаций, характер деятельности которых связан с производством,хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов ипитьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовымобслуживанием населения. РАЗДЕЛ 4. Ответственность за нарушение санитарного законодательства РСФСР Статья 27. Санитарное правонарушение и виды ответственности за его совершение 1. Санитарным правонарушением признается посягающее на праваграждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное илинеосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное снесоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в том числедействующих санитарных правил, невыполнением гигиенических ипротивоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений,распоряжений и предписаний должностных лиц органов и учрежденийГосударственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР. 2. Должностные лица и граждане РСФСР, допустившие санитарноеправонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной,административной и уголовной ответственности. 3. Граждане других союзных республик, иностранные граждане илица без гражданства, находящиеся на территории РСФСР, подлежатответственности за нарушение санитарного законодательства РСФСР наобщих основаниях с гражданами РСФСР. Статья 28. Дисциплинарная ответственность 1. За совершение санитарного правонарушения должностные лица иработники предприятий и организаций подвергаются дисциплинарнымвзысканиям, предусмотренным законодательством РСФСР, вплоть доотстранения от работы, освобождения от занимаемой должности иувольнения. 2. Руководители предприятий и организаций обязаны налагатьдисциплинарные взыскания на должностных лиц и работников этихпредприятий и организаций, совершивших санитарное правонарушение, попредставлению главного государственного санитарного врача или егозаместителя. Статья 29. Административная ответственность 1. За совершение санитарного правонарушения к должностным лицами гражданам могут быть применены административные взыскания в видепредупреждения и штрафа. 2. Предупреждение выносится главным государственным санитарнымврачом или его заместителем в письменной форме. 3. Штраф налагается постановлением главного государственногосанитарного врача или его заместителя в размере: на должностных лиц - не более суммы трехмесячного дохода; на работающих граждан - не более месячного дохода; на неработающих граждан - не более 50 рублей. Наложение и взыскание штрафов, обжалование постановлений оналожении штрафов производятся в порядке, установленномзаконодательством РСФСР. Статья 30. Уголовная ответственность За совершение санитарных правонарушений, повлекших или могущихповлечь за собой возникновение массовых заболеваний, отравлений исмерть людей, должностные лица и граждане подлежат уголовнойответственности в соответствии с законодательством РСФСР. Статья 31. Экономическая ответственность предприятий и организаций за нарушение санитарного законодательства РСФСР 1. Предприятия и организации, допустившие загрязнениеокружающей природной среды, выпуск и (или) реализацию продукции,употребление (использование) которой привело к возникновениюмассовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравленийлюдей, обязаны по постановлению главного государственногосанитарного врача или его заместителя: уплатить штраф в доход местного бюджета; возместить дополнительные расходы лечебно-профилактических исанитарно-профилактических учреждений на оказание медицинской помощибольным, проведение гигиенических и противоэпидемическихмероприятий. В случае отказа от добровольного возмещения расходов и уплатыштрафов спор разрешается в судебном или арбитражном порядке. 2. Уплата штрафов, возмещение расходов лечебно-профилактическими санитарно-профилактическим учреждениям в связи с нарушениямисанитарного законодательства РСФСР, предусмотренных настоящейстатьей, осуществляются в порядке, устанавливаемом Советом МинистровРСФСР. РАЗДЕЛ 5. Государственный и ведомственный санитарно- эпидемиологический надзор, производственный и общественный контроль Статья 32. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор 1. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор -деятельность органов и санитарно-профилактических учреждений,направленная на профилактику заболеваний людей путем предупреждения,обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательстваРСФСР. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает: 1) наблюдение, оценку и прогнозирование состояния здоровьянаселения в связи с состоянием среды его обитания; 2) выявление и установление причин и условий возникновения ираспространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний иотравлений населения; 3) разработку обязательных для исполнения предложений попроведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическоеблагополучие населения; 4) осуществление контроля за проведением гигиенических ипротивоэпидемических мероприятий, за соблюдением действующихсанитарных правил предприятиями, организациями и гражданами; 5) применение мер пресечения санитарного правонарушения ипривлечение к ответственности лиц, их совершивших; 6) ведение государственного учета инфекционных,профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравленийнаселения в связи с неблагоприятным влиянием на здоровье человекафакторов среды его обитания, а также санитарной статистики. 2. Осуществление государственного санитарно-эпидемиологическогонадзора возлагается на Государственную санитарно-эпидемиологическуюслужбу РСФСР, действующую в соответствии с положением, утверждаемымСоветом Министров РСФСР. Статья 33. Ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор Ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор заобеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия в войсках ина специальных объектах Министерства обороны СССР, Министерствапутей сообщения СССР, министерств внутренних дел СССР и РСФСР,органов государственной безопасности СССР и РСФСР, расположенных натерритории РСФСР, осуществляется специальными службами указанныхминистерств и ведомств. Деятельность указанных служб, действующих на территории РСФСР,не должна противоречить санитарному законодательству РСФСР. Статья 34. Производственный контроль На администрацию предприятий и организаций, граждан,занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, возлагаетсяобязанность по обеспечению производственного контроля за соблюдениемустановленных санитарных правил в процессе производства(деятельности) и за выполнением мероприятий, направленных напредупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды,за условиями труда, быта, отдыха, обучения и воспитания людей, загигиеническими показателями качества выпускаемой продукции. Статья 35. Общественный контроль Общественные объединения граждан в соответствии с их уставами идругими нормативными актами, регулирующими их деятельность, вправеосуществлять общественный контроль за выполнением установленныхсанитарных правил и о его результатах информировать учрежденияГосударственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР. Статья 36. Взаимодействие при осуществлении государственного и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного и общественного контроля. Деятельность специальных служб министерств и ведомств,предприятий, организаций и граждан, обеспечивающих ведомственныйсанитарно-эпидемиологический надзор, производственный и общественныйконтроль в соответствии со статьями 33 - 35 настоящего Закона,осуществляется во взаимодействии с органами и учреждениямиГосударственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР. РАЗДЕЛ 6. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РСФСР Статья 37. Организация Государственной санитарно- эпидемиологической службы РСФСР 1. Органы и учреждения Государственнойсанитарно-эпидемиологической службы РСФСР составляет единую систему,возглавляемую Государственным комитетомсанитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации сподчинением нижестоящих учреждений вышестоящим. (Пункт в редакции Закона РФ от 2 июля 1993 года N 5076-1,вводится в действие с 14 июля 1993 года). 2. В систему органов и учреждений Государственнойсанитарно-эпидемиологической службы РСФСР входят: Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзораРоссийской Федерации; центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора вреспубликах, входящих в состав РСФСР, в автономных областях иавтономных округах, в краях, областях, городах, районах, а также наводном и воздушном транспорте; научно-исследовательские учреждения гигиенического иэпидемиологического профиля; высшие и средние специальные учебные заведения, осуществляющиеподготовку специалистов и повышение их квалификации; другие санитарно-профилактические учреждения. (Пункт в редакции Закона РФ от 2 июля 1993 года N 5076-1,вводится в действие с 14 июля 1993 года). 3. Руководство органами и учреждениями Государственнойсанитарно-эпидемиологической службы РСФСР возлагается соответственнона Главного государственного санитарного врача РСФСР, главныхгосударственных санитарных врачей республик, входящих в составРСФСР, главных государственных санитарных врачей автономных областейи автономных округов, краев, областей, городов, районов, бассейнов илинейных участков на водном транспорте, а также на воздушномтранспорте. 4. На должности руководителей, врачей и их помощников вучреждениях, осуществляющих государственныйсанитарно-эпидемиологический надзор, принимаются граждане,получившее специальную подготовку, в том числе по гигиене иэпидемиологии в высших и средних специальных учебных заведениях. 5. Финансирование и материально-техническое обеспечениеГосударственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСРосуществляются из Республиканского бюджета РСФСР и внебюджетныхсредств, поступающих в порядке, устанавливаемом Советом МинистровРСФСР. В целях финансирования затрат на проведение в чрезвычайныхситуациях гигиенических и противоэпидемических мероприятий поликвидации и предупреждению распространения инфекционных и другихмассовых заболеваний и отравлений населения при Государственномкомитете РСФСР санитарно-эпидемиологического надзора создаетсяспециальный фонд. Статья 38. Права должностных лиц Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР 1. Главный государственный санитарный врач РСФСР, главныегосударственные санитарные врачи республик, входящих в состав РСФСР,главные государственные санитарные врачи автономных областей иавтономных округов, краев, областей, городов, районов, бассейнов илинейных участков на водном транспорте, а также на воздушномтранспорте и их заместители имеют право: 1) вносить в органы государственной власти и управленияпредложения по вопросам выполнения санитарного законодательстваРСФСР, а также по проектам планов социального и экономическогоразвития территорий, комплексных программ охраны здоровья населения,окружающей природной среды, улучшения условий труда и проживанияграждан, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологическогоблагополучия населения; 2) беспрепятственно посещать (по предъявлении служебногоудостоверения) и проводить обследования организаций, предприятий,жилищных условий граждан, занимающихся индивидуальной трудовойдеятельностью, с целью проверки выполнения санитарногозаконодательства РСФСР, проведения гигиенических ипротивоэпидемических мероприятий и соблюдения действующих санитарныхправил; 3) предъявлять предприятиям, организациям и гражданамтребования о проведении гигиенических и противоэпидемическихмероприятий и устранении санитарных правонарушений, а такжеосуществлять контроль за выполнением этих требований; 4) поручать проведение специальных экспертиз и консультаций ипо их результатам представлять предприятиям, организациям игражданам основанные на действующих санитарных правилах заключения; 5) выявлять и устанавливать причины и условия возникновения ираспространения инфекционных, профессиональных заболеваний, а такжемассовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей,обусловленных неблагоприятным воздействием на организм человекафакторов среды его обитания; 6) приостанавливать впредь до проведения необходимыхмероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а вслучае невозможности их соблюдения - прекращать: работы по проектированию и строительству, а также введение вэксплуатацию законченных строительством, реконструированных объектови их пусковых комплексов; эксплуатацию действующих предприятий, организаций, отдельныхпроизводственных цехов, участков, помещений, зданий, сооружений,оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельныхвидов работ и производственной деятельности; разработку, постановку на производство, производство иприменение (использование) продукции народного хозяйства; производство, хранение, транспортировку и реализациюпродовольственного сырья и пищевых продуктов, использование воды(водоисточников) для питьевых, хозяйственных икультурно-оздоровительных целей; 7) вносить предложения в органы государственной власти иуправления, а также в финансово-кредитные органы: о запрещении или введении на отдельных территориях особыхусловий и режимов проживания населения и осуществления имихозяйственной деятельности, направленных на ликвидацию ипредотвращение распространения массовых заболеваний и отравленийнаселения; о приостановлении финансирования (кредитования) работ попроектированию, строительству, а также хозяйственной деятельностипредприятий, организаций и граждан в случае невыполнения имисанитарных правил, постановлений органов и учрежденийГосударственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР оприостановлении или прекращении этой деятельности; 8) принимать решения: о временном отстранении от работы граждан, являющихсяносителями возбудителей инфекционных болезней и могущих бытьисточниками их распространения в связи с особенностями выполняемойработы или производства, в котором они заняты; о проведении лабораторного обследования и медицинскогонаблюдения за гражданами, контактировавшими с больными инфекционнымизаболеваниями; об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан сподозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасностьдля окружающих; о проведении дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагахинфекционных заболеваний, а также в помещениях и на территории, гдесохраняются условия для возникновения или распространенияинфекционных заболеваний; о проведении профилактических прививок населению или отдельнымгруппам граждан по эпидемиологическим показаниям; 9) вызывать в учреждения Государственнойсанитарно-эпидемиологической службы РСФСР должностных лиц и граждандля рассмотрения материалов по фактам нарушений санитарногозаконодательства РСФСР и санитарных правил; 10) рассматривать дела о санитарном правонарушении, налагатьадминистративные взыскания, передавать материалы в следственныеорганы для возбуждения уголовных дел, представлять вышестоящимдолжностным лицам или органам управления предложения о применениимер дисциплинарного воздействия; 11) предъявлять требования: о возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан; о возмещении расходов лечебно-профилактических исанитарнопрофилактических учреждений на проведение имигигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий привозникновении массовых заболеваний и отравлений людей; об уплате штрафов; 12) получать без каких-либо ограничений от предприятий,организаций и граждан сведения и документы, необходимые длявыполнения возложенных на органы и учреждения Государственнойсанитарно-эпидемиологической службы РСФСР задач; 13) изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий,пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторныхисследований и проведения гигиенической экспертизы. 2. Главные государственные санитарные врачи республик, входящихв состав РСФСР, главные государственные санитарные врачи краев,областей, городов Москвы и Ленинграда имеют также право утверждать вустановленном порядке временные республиканские и местные санитарныеправила, издавать и вводить их в действие. 3. Главный государственный санитарный врач РСФСР и егозаместители имеют также право поручать организациям и учреждениямпроведение специальных экспертиз и консультаций и представлятьпредприятиям, организациям и гражданам заключения по нормампроектирования, нормативно-технической, технологической иэксплуатационной документации на новую (модернизируемую) продукциюнародного хозяйства и технологию ее изготовления, по контрактнойдокументации на поставку в РСФСР из-за рубежа продукции,предназначенной для использования в народном хозяйстве и быту, атакже пищевых продуктов и продовольственного сырья, по программам ирежимам воспитания, обучения, учебно-трудовой нагрузки. 4. Пправа, предусмотренные в пунктах 2,3,5,12 и 13 настоящейстатьи, распространяются также на должностных лиц и специалистоворганов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологическойслужбы РСФСР. (Права, предусмотренные пунктами 2, 3, 5, 12 и 13распространяются также на санитарных врачей, врачей-эпидемиологов,врачей-дезинфекционистов и их помощников, а пунктами 2, 12 и 13 - наврачей-лаборантов, врачей-бактериологов, врачей-вирусологов,фельдшеров-лаборантов и лаборантов. - Положение Совета МинистровРСФСР от 1 июля 1991 г. N 375). Статья 39. Обязанности и ответственность должностных лиц и специалистов Государственной санитарно- эпидемиологической службы РСФСР 1. Главные государственные санитарные врачи, другие должностныелица и специалисты Государственной санитарно-эпидемиологическойслужбы РСФСР, осуществляющие государственныйсанитарно-эпидемиологический надзор, в пределах своей компетенции,обязаны: 1) использовать своевременно и в полной мере предоставленные имполномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению санитарныхправонарушений; 2) координировать свою деятельность с органами государственнойвласти и управления, общественными объединениями граждан,заинтересованными в деле защиты прав и интересов граждан и обществав охране и укреплении здоровья населения, обеспечении егосанитарно-эпидемиологического благополучия; 3) сохранять государственную и коммерческую тайну в отношенииинформации, которая может стать им известна при выполнении своихфункциональных обязанностей; 4) содействовать развитию самосознания и самодеятельностиграждан по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучиянаселения и выполнения санитарного законодательства РСФСР. 2. Должностные лица и специалисты Государственнойсанитарно-эпидемиологической службы РСФСР за ненадлежащее исполнениесвоих обязанностей несут ответственность в порядке, установленномзаконодательством РСФСР. (Распространены права, обязанности, ответственность, а такжепорядок обжалования действий должностных лиц. - Положение СоветаМинистров РСФСР от 1 июля 1991 г. N 375). Статья 40. Обжалование действий должностных лиц и специалистов Государственной санитарно- эпидемиологической службы РСФСР Действия (бездействие) главных государственных санитарныхврачей, других должностных лиц и специалистов Государственнойсанитарно-эпидемиологической службы РСФСР по предупреждению,обнаружению, пресечению санитарного правонарушения могут бытьобжалованы в течение месяца вышестоящему по подчиненности главномугосударственному санитарному врачу. Рассмотрение жалоб и принятие по ним решений производятся непозднее 30 дней с момента поступления жалобы. При несогласии спринятым решением действия должностных лиц и специалистов могут бытьобжалованы в суд. Подача жалобы не приостанавливается обжалуемого действия. (Распространены права, обязанности, ответственность, а такжепорядок обжалования действий должностных лиц. - Положение СоветаМинистров РСФСР от 1 июля 1991 г. N 375). Статья 41. Правовое положение и социальная защита должностных лиц и специалистов Государ- ственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР 1. Главные государственные санитарные врачи, другие должностныелица и специалисты Государственной санитарно-эпидемиологическойслужбы РСФСР, осуществляющие государственныйсанитарно-эпидемиологический надзор, являются представителямиорганов государственного управления и находятся под защитойгосударства. В своей деятельности они независимы и руководствуются толькодействующим санитарным законодательством РСФСР, пользуютсяпреимущественным правом при распределении жилой площади, установкетелефонов, предоставлении мест в детских дошкольных исанаторно-курортных учреждениях, медицинском обслуживании, а такжепри решении других вопросов социально-бытового обеспечения впорядке, предусмотренном законодательством РСФСР. 2. Любое воздействие в какой бы то ни было форме на должностныхлиц и специалистов, осуществляющих государственныйсанитарно-эпидемиологический надзор, препятствующее выполнению имипрофессиональных обязанностей, или вмешательство в их деятельностьзапрещается. Должностные лица и отдельные граждане, допускающие указанныедействия, подлежат ответственности в порядке, установленномзаконодательством РСФСР. Статья 42. Взаимодействие органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы РСФСР и органов и учреждений здравоохранения Органы и учреждения Государственнойсанитарно-эпидемиологической службы РСФСР и здравоохранения обязаныосуществлять в пределах своей компетенции постоянное тесноевзаимодействие по вопросам охраны и укрепления здоровья населения,профилактики заболеваний и обеспечения санитарно-эпидемиологическогоблагополучия населения. РАЗДЕЛ 7. Международные договоры Статья 43. Международные договоры Если международным договором, заключенным СССР или РСФСР сдругими государствами, установлены иные правила, чем те, которыесодержатся в санитарном законодательстве РСФСР, то они применяются втой мере, в которой не могут представлять опасности для здоровьянаселения и окружающей природной среды. Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцин Москва, Дом Советов РСФСР 19 апреля 1991 года N 1034-1 ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 апреля 1991 г. N 1035-1 О ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА РСФСР " О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ" Верховный Совет РСФСР постановляет: 1. Ввести в действие Закон РСФСР "Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения" с момента егоопубликования. До приведения действующего законодательства РСФСР и республик,входящих в состав РСФСР, в соответствие с Законом РСФСР "Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения" оно применяетсяпостольку, поскольку не противоречит этому закону. 2. Верховным Советам республик, входящих в состав РСФСР,привести законодательство республик в соответствие с Законом РСФСР"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". З. Образовать Государственный комитет РСФСРсанитарно-эпидемиологического надзора в составе Совета МинистровРСФСР. 4. Поручить Совету Министров РСФСР: - в течение месяца принять решение по вопросам Государственногокомитета РСФСР санитарно-эпидемиологического надзора и утвердитьположения: о порядке разработки, утверждения, издания и введения вдействие санитарных правил: о Государственнойсанитарно-эпидемиологической службе РСФСР; - до конца 1991 года осуществить реорганизациюсанитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохраненияРСФСР в соответствии с Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическомблагополучии населения" и утвержденным положением о Государственнойсанитарно-эпидемиологической службе РСФСР; - определить порядок осуществления на территории РСФСРведомственного санитарно-эпидемиологического надзора ивзаимодействия соответствующих служб министерств и ведомств СоюзаССР с органами и учреждениями Государственнойсанитарно-эпидемиологической службы РСФСР в части обеспечениясанитарно-эпидемиологического благополучия населения: - разработать и принять в декабре 1991 года положения,устанавливающие порядок возмещения ущерба здоровью граждан:возмещения расходов учреждений здравоохранения и Государственнойсанитарно-эпидемиологической службы РСФСР: применения штрафов всвязи с нарушениями санитарного законодательства РСФСР; - привести в соответствие с Законом РСФСР "Осанитарноэпидемиологическом благополучии населения" действующиерешения правительства РСФСР; - внести до 1 июня 1991 года на рассмотрение Верховного СоветаРСФСР проекты законов РСФСР о внесении изменений и дополнений вКодекс законов о труде РСФСР, Кодекс РСФСР об административныхправонарушениях, в Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательскойдеятельности" и в Закон РСФСР "О здравоохранении".
|