Вопросы по праву
Вопросы по праву
№9: Разделение власти — одно из принципиальных
условий и основной механизм функционирования всех видов политической и
неполитической власти.
тенденции: концентрация власти в одних руках или в
одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда
и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба
за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и
стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от
столкновений между ними с другой.
Принцип разделения властей может быть присущ только демократическому
государству, — ни в рабовладельческом, ни в феодальном государстве он
невозможен, так как сам принцип подразумевает наличие экономически свободного
собственника — основного представителя общества, обладающего и политическими
правами. 2) Для фактического осуществления этого принципа необходимы
определённые объективные условия — достаточная степень развития
производительных сил и отношений, а также субъективные — уровень политического
сознания общества.
Переплетение властей. Горизонтальном разделении
властей на уровне государства как целого, без учета особенностей его
территориально-политического устройства. Вместе с тем в федерациях, унитарных
государствах, имеющих автономные образования политического характера, основные
законы (Конституции) решают вопрос о вертикальном разделении властей
(государственной власти федерации и государственной власти ее субъектов), а в
связи с концепциями публичной власти территориального дальнейшее деление
государственной власти и власти местного самоуправления. Первая проблема
решается на основе разграничения полномочий (предметов ведения) между
федерацией и ее субъектами путем установления исключительных полномочий
федерации, принципа верховенства федерального закона в сфере совместных
полномочий и верховенства закона субъекта федерации в сфере полномочий, отнесенных
к его ведению. С автономией дело обстоит несколько иначе: в конституциях и иных
законах четко перечисляются вопросы, по которым органы политической автономии
могут принимать местные законы.
№13:
Судебная власть принадлежит судам
в качестве правоприменительных и правовыражающих органов рассматривающих в
пределах свой компетенции дела по первой инстанции, в кассационном и надзорном
порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам; осуществляющим конституционное
судопроизводство; дающим руководящее разъяснение по вопросам применения
законодательства и решающим вопрос об изменении подсудности дела.
Задачами судебной власти (судов общей юрисдикции
является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина ( ст. 18 и46
конституции РФ)). Основные права и свободы человека и гражданина ( социальные,
экономические, политические и другие ), защита которых является обязанностью
судебной власти от любых посягательств, закреплены в главе 2 конституции;
-
правильное и быстрое
рассмотрение и разрешение судебных дел;
-
защита прав и охраняемых
законом интересов предприятий, организаций всех форм собственности, государственных
и муниципальных учреждений и т.д.;
-
укрепление законности,
предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе неуклонного исполнения
и соблюдения законов; Судебной власти присущи все атрибуты государственной
власти, реализуется ее система специальных учреждений - судов в рамках
нормативно установленного регламента, властными актами (решениями, приговорами,
постановлениями, определениями) воздействуя на конфликтные общественные
отношения. Автономные от других органов и учреждений государства суды наделены
государственной властью, представляя собой необходимый организационный и
регулирующий фактор социальной действительности. Судебная власть призвана
обеспечивать (если необходимо) принудительную реализацию нарушенных или
оспоренных субъективных прав и принудительное выполнение субъективных
обязанностей, защищая тем самым как интересы граждан, организаций, так и
общественный правопорядок. Судебная власть – основное цивилизованное средство
социально-правового регулирования возникающих конфликтов. Осуществление
судебной власти есть особая государственная функция налаживания согласованного
поведения субъектов в рамках законности. Своеобразие её связано с рядом
факторов, прежде всего с тем, что носителями её выступает множество учреждений
различных уровней (верховный суд РФ, верховный суд республики в составе РФ,
краевые, областные, районные, народные, а также арбитражные суды, расположенные
на всей территории государства). Носителями судебной власти признаны
конституционный суд РФ и другие суды. Согласно действующему законодательству
властными полномочиями наделены многие тысячи судей. Всё это придаёт особую
актуальность проблемам, связанным с организационной системой судебной власти и
обеспечением единства судебной политики в России. Характерная особенность
судебной власти состоит и в её связи с юридическими нормами. Правоприменение –
суть судебной юрисдикции. Оно обусловливает содержание и направленность
судебной власти, которая всегда проявляется при отправлении правосудия.
Судебная власть покоится на ряде законодательных источников. Это, прежде всего
– основной закон государства. На конституционном уровне закреплены не только
место судов в государственной системе России, но и основные их полномочия,
независимость от других ветвей власти, а также правовые гарантии действенности
и эффективности судебной власти: независимость, несменяемость и
неприкосновенность судей, состязательность судопроизводства и др. Всё это даёт
суду право выносить решения именем суверенного государства; присутствующие в зале
суда граждане демонстрируют подчёркнутое уважение к судьям – встают при входе
их в зал заседания, стоя обращаются к суду и дают свои показания, стоя
выслушивают решение суда. Законом установлена ответственность за неуважение к
суду как носителю государственной власти.
внешнее выражение судебной власти – судебное
управление. Режим судебной власти предполагает должное поведение её носителей,
обусловленное исполнением разноплановых обязанностей. Судьи в первую очередь
обязаны должным образом, справедливо и своевременно рассматривать споры о
праве. непосредственно в судопроизводстве судебная власть гарантирована
реализацией совокупности процессуальных прав и обязанностей. За его пределами
она обеспечивается главным образом реализацией особой процессуальной конструкции
законной силой решений, определений и постановлений.
Законная сила являет собой всеобщую и полную
обязательность актов судебной власти на всей территории Российской Федерации.
Решения, определения и постановления, будучи актами судебной власти, обязательны
для любых должностных и иных лиц, учреждений законодательной и исполнительной
власти.
|