Правовая основа ВТО
Правовая основа ВТО
Правовая основа ВТО
Правовой основой
ВТО являются: Генеральное соглашение по тарифам и торговле – 1994 (ГАТТ – 1994)
(General Agreement on Tariffs and Trade – 1994), включающее ряд новых
соглашений, договоренностей и решений, Генеральное соглашение по торговле
услугами – ГАТС (General Agreement on Trade in Services), Соглашение по
торговым аспектам прав интеллектуальной собственности – ТРИПС (Agreement on
Trade – Related Aspects on Intellectual Property Rights – TRIP'S), а также Соглашение по инвестиционным
мерам, связанным с торговлей – ТРИМС (Agreement on Trade Related Investment Measures).
Сюда же входят
несколько десятков соглашений, договоренностей, решений, протоколов и
деклараций, имеющих одинаковую силу для стран – членов. Кроме того, в состав
ВТО неотъемлемой частью входят так называемые механизм обзоров торговой
политики и механизм разрешения торговых споров. Некоторые документы ВТО
уточняют и дополняют статьи ГАТТ, сохранившие свое главенствующее положение
среди всех документов ВТО. Подавляющее число этих документов является
обязательным для стран – членов ВТО и лишь четыре соглашения обязательны для
стран, выразивших заинтересованность в них участвовать. ВТО получила полный
правовой статус международной организации.
ВТО охватывает
соглашениями практически всю сферу международной торговой политики и
значительную часть международной коммерческой практики, а именно:
1. таможенно – тарифное
регулирование;
2. антидемпинговое регулирование
и применение компенсационных пошлин;
3. использование субсидий и
компенсационных мер;
4. нетарифные ограничения;
5. количественное регулирование
и лицензирование экспорта и импорта, запреты экспорта и импорта;
6. деятельность государственных
торговых предприятий;
7. таможенные союзы и зоны
свободной торговли;
8. таможенные формальности,
сборы, требования к внешнеторговой документации;
9. внутренние налоги, сборы,
правила, относящиеся к внутренней торговле;
10. защитные меры в торговле;
11. технические барьеры в торговле;
12. санитарные и фитосанитарные меры;
13. правила происхождения товара;
14. торговля услугами;
15. торговые аспекты защиты прав
интеллектуальной собственности, включая торговлю поддельными товарами;
16. торговля текстилем и одеждой;
17. торговля сельскохозяйственной
продукцией;
18. осуществление правительственных
закупок;
19. торговля гражданской авиатехникой;
20. торговые аспекты инвестиционных мер;
21. международная торговля и защита
окружающей среды.
В своей работе я
бы хотела кратко рассмотреть 4 основные Соглашения ВТО.
Генеральное соглашение по
тарифам и торговле 1994 года.
Генеральное
соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ – 94) является международным
договором, регулирующим торговлю товарами, которое было принято в результате Уругвайского
раунда переговоров[1.3]. ГАТТ – 94 и Генеральное соглашение по тарифам и
торговле 1947 года (ГАТТ – 47) – разные документы [1.2]. ГАТТ – 94 включает в
себя: ГАТТ – 47 (за исключением Протокола о временном применении);
договоренности о толковании некоторых статей ГАТТ – 47, достигнутые в ходе
Уругвайского раунда; а также 12 договоров, регулирующих торговлю товарами, так
называемые, договоры, смежные с ГАТТ.
При этом ГАТТ – 94
является обязательным для членов, участвующих в договоре. Тогда как положения
Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года (ГАТТ – 47) применялись
лишь в степени, максимально совместимой с законодательством государств – членов
(в силу Протокола о временном применении ГАТТ – 47). Таким образом, был
устранен один из основных недостатков ГАТТ – 47.
Договоры, смежные
с ГАТТ, вошли в ГАТТ – 94 в качестве неотъемлемой части. Все эти договоры также
являются обязательными для всех членов ВТО. Тем самым было покончено с
практикой, когда в разных соглашениях, выработанных до Уругвайского раунда,
интерпретировавших ряд важных статей ГАТТ – 47, участвовали разные страны и,
когда положения этих договоров были обязательны только для стран, участвовавших
в них. Например, в Соглашении о таможенной стоимости (так называемом Кодексе по
таможенной стоимости) приняло участие 12 государств, а в Кодексе по субсидиям
участвовало 13 стран.
Посредством
создания многосторонней системы торговли ГАТТ – 94 ставит своей задачей
обеспечить производству и предпринимательству разных стран атмосферу
стабильности и предсказуемости, в которой страны смогут торговать между собой в
условиях справедливой конкуренции.
Соглашение по торговым
аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Основным
содержанием Соглашения по торговым аспектам прав на интеллектуальную
собственность (ТРИПС) является обеспечение охраны прав интеллектуальной
собственности при осуществлении международной торговли [1.6]. Важно отметить,
что государства – члены ВТО, не являющиеся сторонами наиболее значимых
соглашений (таких, например, как Парижская конвенция по защите промышленной
собственности 1967г.; Бернская конвенция по защите литературных и
художественных произведений 1971г.) обязаны применять данные международные
договоры в соответствии с ТРИПС. Кроме того, нормы ТРИПС в отношении всех видов
прав на интеллектуальную собственность обязательны для исполнения всеми
странами – участницами. Такой подход обеспечивает единство правового режима
независимо от того, является ли страна участницей соответствующего
международного договора или нет.
В рамках ТРИПС
участники Соглашения обязаны принять на себя обязательства в отношении:
-
авторских
и смежных прав;
-
товарных
знаков;
-
использования
географических названий;
-
промышленных
образцов;
-
патентов;
-
топологии
интегральных микросхем;
-
защиты
конфиденциальной информации.
Важно отметить,
что Соглашение предполагает создание целой системы контроля в отношении
установленного правового режима на всех уровнях.
На национальном
уровне: государства обязаны создать национальные механизмы по охране прав на
интеллектуальную собственность. Национальным законодательством должны быть
предусмотрены средства и механизмы подобной защиты. Должен быть создан
процедурный механизм, позволяющий таможенным органам государства не выпустить
товар для свободного обращения в связи с обоснованной жалобой лица – собственника
прав на интеллектуальную собственность о нарушении его прав (например, сообщение
о том, что товар является поддельным). Особое внимание в системе национального
контроля ТРИПС уделяет судебной системе.
Контроль на
уровне ВТО осуществляется посредством Совета по Торговым Аспектам Прав на
Интеллектуальную собственность. Страны – участницы обязаны информировать Совет
обо всех законах, подзаконных актах, процедурах, входящих в компетенцию
Соглашения.
Генеральное соглашение по
торговле услугами (ГАТС).
Данное Соглашение – одна из новаций
международного экономического права, принятая Уругвайским раундом [1.4].
Торговля услугами впервые была охвачена многосторонним юридическим
регулированием, весьма напоминающим регулирование торговли товарами.
Соглашение о торговле услугами,
составляющее часть Заключительного акта, обеспечивается тремя видами
регулирования:
– это Рамочное соглашение,
содержащее базовые обязательства, распространяющиеся на все страны – участницы;
– это национальное законодательство,
отражающее специфические обязательства каждой страны, которые будут
содействовать дальнейшей либерализации торговли;
– это некоторые приложения,
касающиеся отдельных особых ситуаций в конкретных сферах услуг.
Часть I основного Соглашения
очерчивает его сферу, а именно услуги, поставляемые с территории одного
участника на территорию другого; услуги, предоставляемые на территории одного
участника потребителям, имеющим национальность любого другого участника, как,
например, туризм; услуги, поставляемые организациями одного участника,
присутствующими на территории другого, как, например, банковские услуги; и
услуги, предоставляемые физическими или юридическими лицами одного участника на
территории другого, как, например, строительная деятельность или
консультационная.
Часть II излагает общие обязательства
и правила. Основная формула наибольшего благоприятствования гласит, что каждый
участник «предоставляет незамедлительно и без всяких условий услугам и
производителям услуг любого другого участника обращение не менее благоприятное,
чем то, которое предоставляется им услугами и производителями услуг любой иной
страны». Однако предоставить режим наибольшего благоприятствования для
некоторых видов услуг невозможно, и потому предусмотрено, что стороны вправе
указать специальные изъятия из этой формулы. Условия применения таких изъятий
перечислены в приложении и включают, в частности, пересмотр, в нормальных
условиях, через пять лет и прекращение через десять лет.
В части III содержатся положения о
доступе на рынок и предоставлении национального режима, которые не составляют
общее обязательство, а должны входить в национальное законодательство. Так, в
том, что касается доступа на рынки, каждый участник «предоставляет услугам и
производителям услуг других участников обращение не менее благоприятное, чем
то, которое предоставлено с учетом обстоятельств, ограничений и условий,
согласованных и конкретизированных в его законодательстве». Цель положения о
доступе на рынки – постепенное устранение ограничений в отношении числа
производителей услуг, общей суммы сделок, общего числа операций или численного
состава задействованного персонала. Должны также сокращаться ограничения,
касающиеся юридической формы предприятий, предоставляющих услуги, ограничения
на участие иностранного капитала или участие иностранных производителей услуг.
На практике такое приравнивание сферы
услуг к торговле товарами по схемам, принятым когда – то в ГАТТ, привело к
тому, что в этой сфере были воспроизведены те же противоречия и недостатки,
которые затрудняли формирование товарного рынка в пору существования ГАТТ.
Соглашение по инвестиционным
мерам, связанным с торговлей (ТРИМС).
Соглашение по связанным с торговлей
инвестиционным мерам (ТРИМС), условно говоря, состоит из двух основных частей
[1.5]. В первой части оно обязывает страны – члены ВТО не применять в области
регулирования иностранных инвестиций мер, препятствующих развитию международной
торговли, а во второй части, являющейся, на мой взгляд, главной с практической
точки зрения, указываются конкретные такие меры. Действие Соглашения
распространяется только на инвестиционные меры, связанные с торговлей товарами
(регулирование иностранных инвестиций в сферу услуг, как отмечалось выше,
осуществляется посредством ГАТС).
Основной особенностью ТРИМС,
отличающей его от других Соглашений ВТО, является то, что нормы ТРИМС подлежат
прямому действию на территории стран – участников ВТО, в то время как другие
Соглашения предусматривают включение их норм в национальное законодательство.
В преамбуле Соглашения говорится, что
оно призвано «способствовать расширению и постепенной либерализации мировой
торговли и облегчению иностранных инвестиций, чтобы ускорить экономический рост
всех торговых партнеров, в особенности развивающихся стран – членов,
обеспечивая в то же время свободу конкуренции»[1]. Иными словами,
акцент в этом документе делается на содействие развитию иностранных инвестиций
и на обеспечение свободной конкуренции, в чем заинтересованы прежде всего и
больше всего экономически развитые страны (несмотря на формальную оговорку в пользу
развивающихся государств).
В соответствии с поставленной целью
страны – члены ВТО, как сказано в ст. 2 Соглашения, обязуются воздерживаться от
инвестиционных мер, которые несовместимы с положениями ГАТТ – 1994, касающимися
национального режима (ст. III) и запрета применение количественных ограничений
в торговле (ст. XI). Имеются в виду обязательные и принудительные меры,
применяемые к предприятиям с иностранным капиталом на основании национальных
законов или административных распоряжений.
В приложении к Соглашению содержится
«иллюстративный» перечень связанных с торговлей инвестиционных мер, которые
рассматриваются как несовместимые с указанными выше нормами ГАТТ. В число таких
фактически запрещаемых мер входят следующие:
– требование закупки или использования
в процессе производства предприятием с иностранным участием конкретных товаров
отечественного происхождения в определенных объемах или по стоимости
(«потребление местного компонента»);
– требование, чтобы закупка или
использование импортных товаров увязывались с объемом или стоимостью экспорта
местной продукции («требование в отношении сбалансированной торговли»);
– требования об ограничении импорта
товаров для целей производства путем увязки его с объемом валютных поступлений
на счет данного предприятия, т.е. путем ограничения доступа к иностранной
валюте («требование в отношении баланса иностранной валюты»);
– требования об ограничении экспорта
в размере фиксированного объема или доли производимой предприятием продукции
(«требование экспортного компонента»).
Применение перечисленных мер
запрещается независимо от того, являются ли эти меры обязательным условием
создания предприятий с иностранным капиталом или их соблюдение необходимо для
получения последним каких – либо льгот, например, в виде субсидий или
временного освобождения от налогов (от указанного обязательства частично
освобождаются развивающиеся страны).
В то же время ст. 3 Соглашения не
препятствует членам ВТО использовать связанные с торговлей инвестиционные меры,
подпадающие под категорию так называемых общих исключений; по соображениям
охраны жизни и здоровья населения, национальной безопасности, платежного
баланса и т.д. Не рассматриваются как искажающие условия торговли требования к
инвесторам в отношении передачи технологии, ноу – хау и некоторые другие.
Другие статьи Соглашения имеют
процедурно – организационный характер. В частности, предусматривается
дифференцированный по группам стран порядок исполнения требований этого
документа. Развитые страны должны известить Секретариат ВТО в течение 90 дней
обо всех применяемых ими связанных с торговлей инвестиционных мерах, которые не
подпадают под общие и другие исключения, и устранить применяемые меры в течение
двух лет с момента подписания Соглашения с ВТО. Развивающиеся страны могут отменять
такие запрещенные меры в течение пяти лет, а наименее развитые из них – в
течение восьми лет с возможностью продления этого срока (для стран с переходной
экономикой льготы не предусмотрены).
На протяжении переходного периода
страны – члены ВТО не могут изменять условия применения связанных с торговлей
инвестиционных мер, о которых они уведомили ранее Секретариат, в сторону
ужесточения таких мер.
Большое значение в Соглашении (ст. 6)
придается гласности и «прозрачности» всех связанных с торговлей инвестиционных
мер. С этой целью предусматривается обязательная публикация информации о
мероприятиях в области инвестиционной политики на национальном, региональном и
местном уровнях и соответствующее уведомление Совета по торговле товарам.
Контроль за исполнением требований Соглашения возложен на специально созданный
Комитет по связанным с торговлей инвестиционным мерам.
Дальнейшая эволюция ТРИМС
регламентируется ст. 9, которая предусматривает, что в течение пяти лет после
вступления в силу Соглашения Совет по торговле товарами будет наблюдать за
осуществлением требований этого документа и вносить предложения на Конференции
министров о поправках в случае необходимости.
[1] Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей [1.5]
|