Врачебный контроль в процессе физического воспитания
Врачебный контроль в процессе физического воспитания
Содержание
Введение.
1.
Содержание, задачи и методика комплексного
врачебного контроля. Виды врачебного обследования лиц, занимающихся физической
культурой.
2.
Диагностика с целью определения режима и методики
занятий физическими упражнениями.
3.
Врачебные наблюдения в процессе тренировок, соревнований
и занятий физической культурой. Методы физиологического самоконтроля.
Заключение.
Литература.
Введение
Важнейшие в
социальном плане оздоровительная и воспитательная функции физической культуры
могут быть обеспечены лишь при условии рациональной системы занятий и
гигиенического режима, регулярного контроля за здоровьем занимающихся,
эффективной организации научно-медицинского обеспечения.
Знание врачом
закономерностей изменений организма в связи с занятиями спортом необходимо для
правильной диагностики здоровья и функционального состояния спортсмена, тем
более, что при нерациональных занятиях (несоответствии нагрузок
подготовленности, возрастным и индивидуальным особенностям занимающихся),
нарушениях режима тренировки возможны и неблагоприятные влияния, развитие
личных пред- и патологических состояний. Своевременное выявление и
предупреждение таких состояний, умение отдифференцировать их от закономерных
адаптивных изменений тренированного организма – весьма важная и не всегда легкая
задача. Успешное выполнение указанной работы требует глубоких и разносторонних
знаний врача в области теории и методики физического воспитания, физиологии
спорта, спортивной медицины, функциональной диагностики, травматологии и ряда
других смежных медицинских специальностей.
Разумеется, охватить все стороны этой
деятельности в рамках одного реферата невозможно, да и незачем.
Цель, поставленная автором, скромнее – систематизировать основные теоретические и методические
положения по организации врачебного контроля в процессе физического воспитания.
Цель исследования достигается через
раскрытие содержания, функций и методики врачебного контроля, через
анализ способов диагностики и наблюдения за физиологическими изменениями в
организме лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
1. Содержание, задачи и методика комплексного врачебного контроля. Виды
врачебного обследования лиц, занимающихся физической культурой.
Основой эффективного врачебного контроля за
занимающимися физической культурой и спортом является правильно организованная система
врачебных наблюдений, которая складывается из комплексного их
обследования, текущих наблюдений и обследований непосредственно в условиях
тренировки и соревнований (так называемых врачебно-педагогических наблюдений).
Все эти разделы работы врача с физкультурниками и спортсменами тесно
взаимосвязаны, дополняют друг друга и должны представлять собой единый процесс.
Вместе с тем каждый из них имеет свои задачи, содержание, организационные формы
и методы.
Основой этой
системы является комплексное врачебное обследование, которое
должно дать наиболее полную характеристику состояния занимающихся и на этой
основе решить вопросы допуска к занятиям, определить наиболее адекватные для
каждого обследуемого формы занятий, режим и методику тренировки.
Задачи
комплексного обследования: диагностика состояния
здоровья; определение и оценка физического развития; определение
функционального состояния и индивидуальных особенностей организма; назначение
необходимых лечебно-профилактических мероприятий, адекватных средств
восстановления, рационального режима питания, личной гигиены; рекомендации по
выбору характера занятий, режиму и методике тренировки.
Результаты
комплексного обследования служат основой для планирования всей последующей
работы со спортсменами.
Все это
обусловливает необходимость использования при комплексном врачебном
обследовании физкультурников и спортсменов разносторонних методов клинического
и функционального исследований, позволяющих наиболее полно характеризовать
состояние их здоровья, морфологические и функциональные особенности организма.
Методика
комплексного врачебного обследования основывается
на общих принципах физиологии и клинической медицины. В то же время она имеет и
свои специфические особенности, обусловленные необходимостью исследовать
человека применительно к его двигательной деятельности, выявить функциональное
состояние, функциональные резервы организма, а нередко и ранние признаки
нарушений, которые могут быть вызваны как обычными для человека заболеваниями,
так и нерациональным режимом физических нагрузок.
Оздоровительный
эффект занятий физической культурой и спортом (а это их основная задача)
обеспечивается лишь при полном соответствии применяемых нагрузок функциональным
возможностям организма. В свою очередь функциональное состояние организма
отражает эффективность и рациональность используемой системы тренировки.
Поэтому врачебное обследование спортсменов должно быть особенно тщательным,
комплексным, с тем, чтобы обеспечить своевременное выявление всех, даже
незначительных, недочетов в их здоровье и физическом развитии, а также уровня
функциональных возможностей организма.
Комплексность
обеспечивается за счет организации всестороннего клинического обследования с
одновременным использованием методов функциональной диагностики, отражающих как
состояние отдельных (главным образом основных для обеспечения двигательной
деятельности) органов и систем, так и их взаимосвязи, обусловленные состоянием
центральной нервной системы и регуляторных механизмов.
Содержание
комплексного врачебного обследования включает:
анамнез (общий и спортивный); общий врачебный осмотр и физикальное
обследование; определение и оценка физического развития (соматоскопия и
антропометрия); рентгеноскопия грудной клетки (или флюрография); клинический
анализ крови и мочи; функциональное исследование основных систем,
обеспечивающих спортивную работоспособность (главным образом,
сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, нервно-мышечного аппарата и
анализаторов) в состоянии относительного покоя; функциональные пробы.
По показаниям
проводятся необходимые дополнительные исследования. Объем обследования зависит
от его задачи, возраста, пола, спортивной специализации, квалификации
обследуемого, а в значительной степени и от наличия необходимых условий.
По задачам и
организации выделяют следующие виды обследования: первичные,
повторные (этапные) и дополнительные.
Первичное
обследование проводится перед началом занятий, а в
дальнейшем – перед началом каждого спортивного сезона. Его задачи наиболее
обширны (определение состояния здоровья с выявлением всех имеющихся недочетов,
уровня физического развития и функционального состояния с тем, чтобы решить
вопросы допуска, спортивной ориентации или выбора адекватных форм занятий,
наметить план лечебно-профилактической работы с каждым обследуемым, определить
индивидуальные особенности режима и методики тренировки), а потому оно должно
быть наиболее полным, что в наибольшей степени может быть обеспечено в условиях
врачебно-физкультурного диспансера или другого лечебно-профилактического
учреждения (поликлиника, медсанчасть и др.).
Повторные
(этапные) обследования проводятся периодически (2-4
раза в год в зависимости от возраста, состояния здоровья и спортивной
квалификации тренирующегося) – на основных этапах подготовки. Задача этапного
обследования – определить воздействие принятой системы подготовки на организм
занимающегося, оценить становление и развитие его тренированности. При этом
выясняются перенесенные за это время травмы и заболевания, проверяются
выполнение и эффективность сделанных ранее назначений, вносятся (при
необходимости) соответствующие коррективы в индивидуальные планы подготовки.
Дополнительное
врачебное обследование проводится перед возобновлением
занятий после перенесенных заболеваний, травм, перенапряжения, а также по
направлению педагогов и тренеров при появлении признаков снижения
работоспособности, переутомления или заболевания. Объем и методика такого
обследования обусловлены конкретными задачами.
В промежутках между
комплексными обследованиями осуществляется текущий врачебный контроль и исследования
в естественных условиях тренировки и соревнований.
На основании обследования составляется
заключение о состоянии спортсменов с необходимыми рекомендациями для тренера
(преподавателя) и самого спортсмена.
2.
Диагностика с целью определения режима и
методики занятий физическими упражнениями.
По итогам
комплексного врачебного обследования составляется развернутое заключение,
содержащее оценку состояния спортсмена и вытекающие из этого рекомендации.
Заключение должно включать в себя следующие разделы: оценку
состояния здоровья, оценку физического развития, оценку функционального
состояния, допуск к занятиям и соревнованиям, рекомендации по организации и
проведению лечебно-профилактических и восстановительных мероприятий,
рекомендации по режиму и методике занятий или спортивной тренировки, назначение
на очередное или дополнительное обследование.
Оценка состояния
здоровья – основная часть заключения. Заключение
«здоров» может быть дано лишь при отсутствии каких-либо (даже незначительных)
отклонений и жалоб. При выявлении же каких-либо нарушений в здоровье
указывается диагноз заболевания с полной его характеристикой – форма, стадия,
течение, этиология, степень компенсации и пр.
Оценка физического
развития производится на основании наружного осмотра,
показателей антропометрии и дополнительных исследований [калиперметрия,
биофотометрия, плантография, рентгенография, сколиозометрия, определение
относительной плотности (удельного веса) тела и др.]. Физическое развитие
оценивается при этом как правильное или неправильное (при наличии каких-либо
дефектов телосложения и осанки).
Оценка
функционального состояния производится на основании
анализа и сопоставления всех проведенных исследований в состоянии мышечного
покоя и при функциональных пробах и тестах. Функциональное состояние может быть
оценено в заключении как хорошее, удовлетворительное или с нарушениями
(переутомление, перетрени-рованность и пр.).
Допуск к
занятиям и соревнованиям определяется на основании
проводимого обследования с учетом показаний и противопоказаний (в том числе
временного характера в связи с перенесенными заболеваниями или травмой) к
занятиям той или иной формой физической культуры и спорта (массовая
физкультурно-оздоровительная работа, группы здоровья, занятия по обязательной
учебной программе, спортивная тренировка, соревнования и т.п.).
Рекомендации по
лечебно-профилактическим и реабилитационным мероприятиям дают при наличии каких-либо нарушений в здоровье.
Хорошие показатели
здоровья и функционального состояния свидетельствуют об адекватности
используемых занимающимися нагрузок и режима тренировки.
Если при
обследовании выявлены какие-либо неблагоприятные изменения, необходим
тщательный анализ режима физической подготовки и внесения в него
определенных изменений в соответствии с показателями состояния каждого
обследуемого. Это может касаться характера, объема и интенсивности нагрузок, их
чередования с отдыхом, продолжительности и характера последнего, введения либо
исключения каких-либо упражнений, частоты соревнований, изменения условий
занятий, общего режима жизни занимающегося и т.п.
3. Врачебные наблюдения в процессе тренировок, соревнований и занятий
физической культурой. Методы физиологического самоконтроля.
Один и тот же режим
тренировки, одни и те же нагрузки могут оказать не только различное, но порою и
прямо противоположное воздействие – укрепление здоровья, расширение
функциональных возможностей, повышение тренированности и работоспособности при
соответствии нагрузки состоянию тренирующегося и, наоборот, отсутствие эффекта,
переутомление, а иногда и развитие различных пред- и патологических состояний,
если должное соответствие не обеспечено. Отсюда ясна большая роль врача в
процессе физического воспитания и спортивной тренировки, в управлении этим
процессом и его рационализации.
Совместная работа тренера и врача – это основа эффективности учебно-тренировочного процесса. Врач
участвует в комплектовании групп занимающихся планировании и коррекции
тренировочного процесса, организации восстановительных мероприятий, в
проведении воспитательной и санитарно-просветительной работы с занимающимися. Тренер
(преподаватель) на основании динамического врачебного и педагогического
контроля в микро-, макро- ми многолетних циклах тренировки составляет планы
тренировок (занятий) команд или групп занимающихся и индивидуальные планы,
вносит в них необходимые коррективы.
Известно, что
физические нагрузки дают тренирующий и оздоровительный эффект в том случае,
когда работа, выполняемая, во время тренировки, будет находиться в пределах 70
– 85% максимально допустимой.
Известно также, что
между интенсивностью нагрузки (скоростью ходьбы или бега) и энерготратами
человека, а также между энерготратами и частотой сердечных сокращений (пульс)
существует прямая зависимость. Поэтому в порядке самоконтроля по
пульсу можно проверить, соответствует ли интенсивность тренировки оптимальным
тренирующим энерготратам. Такой пульс замеряют сразу после окончания
упражнения, его называют тренирующим (ПТ), а показатель приспособляемости
организма к тренирующим нагрузками принято называть пульсом восстановления
(ПВ), который замеряется через 5 минут после окончания упражнения (табл. 1).
Таблица 1.
Пульс тренирующий (ПТ) и
пульс восстановления (ПВ)
Группа
подготовки
|
Пульс
|
Возраст, лет
|
До 30
|
30-35
|
35-40
|
40-45
|
45-50
|
Свыше 50
|
I
|
ПТ
ПВ
|
24
18
|
23
18
|
22
17
|
21
16
|
20
15
|
19
14
|
II
|
ПТ
ПВ
|
26
18
|
25
18
|
24
17
|
23
16
|
22
15
|
21
15
|
III
|
ПТ
ПВ
|
28
18
|
27
18
|
26
17
|
25
16
|
24
16
|
23
15
|
Для того, чтобы
определить к какой группе подготовленности (I, II, или III) вы относитесь, необходимо провести
тестирование по одному из предлагаемых методов:
1. 12-минутный беговой тест
Пробегите или пройдите как можно дальше в
течение 12 минут. Если появится одышка, нужно сбавить темп бега и перейти на
ходьбу, а когда восстановится дыхание, можно снова бежать.
Желательно тест проводить на маркированной
дистанции или на беговой дорожке стадиона, где легко рассчитать пройденную
дистанцию. Оценка результатов вашего теста дана в таблице 2.
Таблица 2.
12-минутный тест для мужчин
(пройденная дистанция в км)
Степень
подготовленности
|
Возраст, лет
|
До 30
|
30-40
|
40-50
|
Старше 50
|
Очень плохо
|
Меньше 1,6
|
Меньше 1,5
|
Меньше 1,3
|
Меньше 1,2
|
Плохо
|
1,6-1,9
|
1,5-1,84
|
1,3-1,6
|
1,2-1,5
|
Удовлетворительно
|
2,0-2,4
|
1,85-2,24
|
1,7-2,1
|
1,6-1,9
|
Хорошо
|
2,5-2,7
|
2,25-2,64
|
2,2-2,4
|
2,0-2,4
|
Отлично
|
2,8 и больше
|
2,65 и больше
|
2,5 и больше
|
2,5 и больше
|
2. 3-минутный степ-тест
Сделайте 90 восхождений на ступень высотой 50
см за 3 минуты (1 восхождение за 2 с).
Порядок выполнения: встать на ступень
(табурет, стул) одной ногой, приставить другую, ноги выпрямить в коленях;
опуститься на пол одной ногой, приставить другую.
Подсчитайте пульс за первую половину второй,
третьей и четвертой минут отдыха и по формуле определите индекс
18000
И = ¾¾¾¾¾¾¾ ,
П2
+ П3 + 2П4
где П2 +
П3 + П4 - пульс за 30 с 2, 3, 4-й минут отдыха.
Шкала оценок индекса
Очень плохо - менее 66
Плохо - 67 –
82
Удовлетворительно - 83 – 106
Хорошо - 107 – 122
Отлично - 123 и
больше
Если степень вашей подготовленности
оценивается «очень плохо» или «плохо», то вы относитесь к группе I, если «удовлетворительно», то к группе II, если
«хорошо» или «отлично», то к группе III.
Следует отметить, что движения, выполняемые во
время тренировки с пульсом ниже тренирующего и непродолжительные по времени
(менее 15 мин) малоэффективны, так как не оказывают тренирующего действия на
сердечно-сосудистую систему, с другой стороны длительные нагрузки с пульсом,
превышающим тренирующий и восстановления более чем на 2 удара за 10 секунд,
совершенно недопустимы, так как могут повлечь за собой нежелательные
последствия.
Заключение
Регулярные занятия
физическими упражнениями способствуют сохранению и укреплению здоровья,
предупреждению заболеваний, повышению устойчивости человека в экстремальных
условиях. Это особенно существенно в условиях современной жизни, когда широкое
применение техники, автоматизации во всех сферах жизни человека привело к
сокращению доли физической работы, снижению двигательной активности человека.
Подсчитано, что
люди, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, в 2-3 раза реже болеют
сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями, имеют меньше потерь дней
трудоспособности, легче переносят изменения условий окружающей среды, менее
восприимчивы к стрессам.
Но физкультура и
спорт приносят пользу только в тех случаях, когда их организация поставлена на
твердую научно-медицинскую основу. Физические упражнения благотворно влияют на
организм только в том случае, если занятия проводятся с соблюдением
соответствующих методических требований, с учетом индивидуальных особенностей
занимающихся и состояния их здоровья.
Врачебный контроль
и обеспечивает соблюдение таких условий.
В настоящей работе
в сжатом виде изложены основные аспекты организации врачебного контроля
состояния лиц, занимающихся физической культурой и спортом: как на этапе их
допуска к занятиям, так и в процессе осуществления тренировок (соревнований).
По совокупности полученных результатов цель реферата следует считать
достигнутой, а частные задачи исследования решенными.
Вместе с тем,
считать данную тему закрытой преждевременно. Автор считает целесообразным ее дальнейшее
развитие, особенно в методической части (поиск новых средств, способов и
приемов врачебного контроля).
Литература
1.
Агаджанян Н.Л., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт,
здоровье. – М.: «Физкультура и спорт», 1989. – 207с.
2.
Агафонов В.И. Военно-медицинская подготовка.
Учебник для студентов медицинских институтов. – М.: Медицина, 1984. – 448с.
3.
Братцев А.А. Илюшечкин А.Э. Самостоятельная
физическая тренировка офицеров. Учебное пособие. – М.: ВПА, 1986. – 58с.
4.
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической
подготовки. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 330с.
5.
Готовцев П.И. Долголетие и физическая культура. –
М.: «Физкультура и спорт», 1985. – 96с.
6.
Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке
спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 256с.
7.
Лесгафт П.Ф. Избранные труды. – М.: «Физкультура и
спорт», 1987. – 358с.
8.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.
– М.: «Физкультура и спорт», 1991. – 542с.
9.
Спортивная медицина /Под редакцией Чоговадзе А.В.,
Бутченко Л.А. – М.: «Медицина», 1984. – 383с.
10.
Физическая подготовка /Под редакцией Демьяненко
Ю.К. – М.: Воениздат, 1987. – 247с.
11.
Физическая тренировка офицеров (методические
рекомендации). – Тверь, ВКА ПВО, 1988. – 17с.
12.
Шапошникова В.И. Индивидуализация и прогноз в
спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 158с.
|