Большая коллекция рефератов

No Image
No Image

Счетчики

Реклама

No Image

Возникновение письменности: пиктография

Возникновение письменности: пиктография






Реферат по теме «Возникновение письменности: пиктография»

Фёдоровой Алёны


Человечество на заре своего развития училось говорить. Сначала жестами, отдельными звуками, криками. Такой язык доступен и животным. Особенно тем, что живут организованными сообществами.

У многих народов мира есть мифы о первоначалах, повествующие о том, как хаос превратился в мир с небом, землёй и всем, что есть на Земле.

Древнегреческий историк Геродот рассказывал, что когда могущественный и непобедимый персидский царь Дарий I  вёл против кочевников скифов войну, которая «затягивалась и конца ей не было видно». Скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это были птица, мышь, лягушка и пять стрел. Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и к4ак можно скорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение этих даров…

Персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живёт в земле, лягушка обитает в воде. Птица, быстрая, как конь – знак богатства, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужей, сопровождавших царя, с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: «Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернётесь назад, поражённые этими стрелами». Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение от скифов.

Рассказ Геродота доносит до нас сведения не только об одном из исторических событий, но и о древнейшем предке письменности. Дары скифов были своеобразным способом передачи информации, который учёные называют предметным письмом. Когда-то, по крайней мере, 10 тыс. лет назад, с него и началась история письменности.

Конечно, письменность родилась из преднамеренного творчества, напряжённой работы мысли. С другой стороны, она дала возможность воспользоваться сокровищами, которые накопили и сберегли бесчисленные поколения. Позволила познать прошлое и приобщиться к вершинам мысли. Письменность заставила человека размышлять о самом себе, открыла сознание «философской одновременности» всех поколений. Вот как далеко может завести простая человеческая потребность.

Кстати, о письменности. В прямом смысле этого слова, принято говорить в тех случаях, если имеются два её признака: рисование и сообщение. С рисованием всё понятно, но рассматривается оно широко: тут и начертание знаков, выскабливание, вырубание, нанесение зарубок и т. п. Что касается сообщения, то оно могло быть адресовано как другим лицам, так и самому пишущему – для сохранения в памяти.

Но было ещё предметное письмо, узелковое письмо… И учёные спорят, письменность ли это, потому что рисунка действительно нет.

Первобытный человек в своей жизни пользовался изображением предметов. Иногда это была серия рисунков, отражающих важнейшие события в жизни племени: переселение с одного места на другое, война, победа, голод… Жизнь далёких предков была не менее полной, чем наша.

Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus – живописный и греч. Grapho – пишу).

Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке: если нарисованное изображение служит средством передачи мысли, то это, несомненно, письменность. Возможность выразить свои мысли, не прибегая к личному контакту с другими людьми, обозначить предметы  и явления, поведать о них отвлечённо от конкретной ситуации – в этом есть что-то магическое. Сейчас подобные открытия доступны только маленьким детям, но и они очень быстро забывают о них. Пиктографическое письмо напоминает ребусы: каждый знак или рисунок передаёт не звук языка, не слоги, а обозначает определённое понятие, которое в устном языке соответствует слово. Кроме того, рисуночная запись сообщения может передать мысль целиком, не выделяя отдельных понятий. В любом случае в пиктограмме выделить составные части, как в предложении, нельзя. Но она имеете такую же смысловую законченность, как и современное предложение. Более того, смысловую законченность имеет любой фрагмент пиктограммы.

Рисунок только обозначает понятия, даже не сохраняя их порядок в сообщениях, т.к. при любой расстановке сохраняется смысл записи. Поэтому пиктографическое письмо не отражает устной речи.

Вот, например, рисунок, предупреждающий случайного гостя, что в доме нет еды. Человек поднёс  руку ко рту – еда. Человек развёл руки – знак отрицания «нет». Или лодка с людьми показывает, что хозяева уехали на рыбную ловлю. Такое сообщение легко поймёт каждый, кто сможет угадать значение и смысл подобных рисунков, какой бы национальности он ни принадлежал.

Но легко расшифровываются только конкретные изображения. Как только дело доходит до абстрактных, отвлечённых понятий, ситуация изменяется. Трактовок и толкований смысла может быть множество. Считается, что для толкования пиктограмм наиболее удобна стихотворная форма. Отдельный рисунок – строка «Стихотворения». Большинство дошедших до нас рисуночных текстов – охотничьи сообщения, хозяйственные документы, инвентарные описи, записи поступлений и расходов зерна, скота, фуража и различных предметов, изготовленных ремесленниками: кузнецами, ткачами, гончарами; донесение о боевых походах, набегах, победах; политические договоры, петиции, ультиматумы, любовные послания и магические заклинательные формулы. Среди пиктографических текстов были и календари.

Пиктографическая письменность была общедоступна, благодаря своей наглядности. Но чем сложнее становилось послание, тем больше страдала точность передачи сведений, и пиктография превратилась в видеографию – письмо понятиями.

Список литературы.


1)                Энциклопедия для детей. Языкознание: русский язык – 2-е издание, исправленное/ гл. редактор М.Аксёнова. – М., Аванта+, 1999 – 704 с: ил.

2)                Энциклопедический словарь юного филолога(языкознание) М., 1984 – 352 с., ил.

3)                Филякова Е., Меньшов В., Русская письменность, М.2004 г., 47 стр., ил.




No Image
No Image No Image No Image


Опросы

Оцените наш сайт?

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
345 гостей
No Image
Все права защищены © 2010
No Image