Воспитание санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста
Воспитание санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста
Тема:
Воспитание
санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста.
План
1. Введение.......................................................................................... 3-4
2.
Обзор литературы.............................................................................. 5
3.
Методика проведения и анализ практического исследования..... 6-16
4.
Заключение – резюме................................................................... 17-19
5.
Выводы............................................................................................. 20
6.
Список использованной литературы............................................... 21
1. Введение.
Стратегией
развития Республики Казахстан "Казахстан-2030" государство определило
одним из основных долгосрочных приоритетов сохранение здоровья и обеспечение
благополучия граждан.
В соответствии
с подпунктом 8) статьи 44 Конституции Республики Казахстан, в целях улучшения
состояния здоровья граждан Республики Казахстан и реализации их конституционных
прав на охрану здоровья Президент Республики Казахстан Указом от 16 ноября
1998 года N 4153 утвердил Государственную программу "Здоровье
народа"
Программа
включает меры краткосрочного (1998-1999 годы), среднесрочного (2000-2003 годы)
и долгосрочного (2003-2008 годы) характера и соответствует основным принципам
Стратегии Всемирной организации здравоохранения "Здоровье для всех в XXI
веке".
Цель Программы
- улучшение состояния здоровья населения Казахстана, разработка и реализация
краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов мероприятий, способствующих
скорейшему выходу здравоохранения на качественно новый уровень предоставления
медицинских услуг населению.
Дошкольные
учреждения, школы, профессионально-технические училища, средние специальные и
высшие учебные заведения и другие учебно-воспитательные объединения, а также
предприятия, являющиеся базой для трудового обучения и производственной
практики, обязаны обеспечивать соблюдение санитарных правил и норм,
гигиенических нормативов.
Гигиеническое
воспитание и обучение, направленное на повышение культуры населения и профилактику
заболеваний, должно носить всеобщий, комплексный и непрерывный характер.
Гигиеническое
воспитание и обучение осуществляется:
1) в
процессе воспитания детей, обучения школьников и подростков, студентов,
подготовки и переподготовки специалистов различного профиля и уровня;
2) путем
пропаганды медицинских и гигиенических знаний через средства массовой
информации.
Предприятия,
учреждения, организации обязаны за счет собственных средств осуществлять
профессиональную гигиеническую подготовку руководителей, специалистов и
работников, деятельность которых связана:
1) с
производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и
питьевой воды;
2) с
воспитанием детей, обучением школьников и подростков;
3) с
коммунально-бытовым обслуживанием населения;
4) с
вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами и
процессами.
Основными проблемами в воспитании
санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста в настоящее
время являются медицинские и социальные проблемы, а также существующие
социальные условия.
Воспитание санитарно-гигиенической
культуры у детей подросткового возраста в основном возлагаются на родителей,
педагогов, окружение и медперсонал. Повышается роль школы, семьи.
Задачей обследования школ, является
подтверждение статистического анализа, проведения анкетирования.
Объектом исследования является –
школа. Предметом исследования – беседа.
Проведённый нами литературный поиск
выявил, что по данной проблеме отмечается малое количество исследований, а обнаруженные
публикации в основном касаются педагогических аспектов и меньше социальных и
медицинских. В большинстве своём авторами найденных источников являются
педагоги.
Основные направления реформы
общеобразовательной школы выдвигают перед органами здравоохранения новые
задачи по охране и укреплению здоровья подрастающего поколения, подготовке его
к дальнейшей трудовой деятельности. В решении этих задач особая роль отводится
гигиене детей и подростков, их санитарно-гигиеническому воспитанию.
В связи, с чем все больше возрастает
роль медицинской сестры в вопросах воспитания санитарно-гигиенической культуры
школьников подросткового возраста.
Актуальность темы, объясняется
проблемами не просто медицинскими, а методическими и концептуально больше
медсестринскими.
Поэтому целью настоящего
исследования является:
Определить роль школьной
медсестры-менеджера в приобщении подростков к санитарной культуре, закреплении
привитых ранее санитарно-гигиенических навыков.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
1)
определить
уровень здоровья по данным медицинской документации;
2)
определить
наличие и развитость гигиенической культуры у детей;
3)
определить
влияние условий проживания, социального статуса на наличие гигиенических
навыков у детей;
4)
определить
влияние условий пребывания в школе на уровни здоровья обследованных детей;
5)
что может
сделать медсестра для повышения санитарной культуры у подростков?
2.
Обзор литературы
В книге «Гигиена детей и подростков:
Руководство для санитарных врачей/Авт.: Г. Н. Сердюковская, А. Г. Сухарев, Е.
М. Белостоцкая и др.; Под ред. Г. Н. Сердюковской и А. Г. Сухарева.—М.:
Медицина, 1986, 496 с., ил.», рассматриваются организационные основы санитарно-эпидемиологической
службы по разделу гигиены детей и подростков, значение государственного
санитарно-гигиенического надзора за работой детских и подростковых учреждений.
Отдельные главы посвящены гигиеническим основам учебно-воспитательного режима,
трудового обучения и профессионально-технического образования, а также гигиене
физического воспитания, организации летней оздоровительной работы, гигиене
питания, гигиеническому обучению и воспитанию детей и подростков. Даны
гигиенические принципы планировки, строительства и оборудования разных типов
детских и подростковых учреждений
В руководствах изложены методические основы, содержание и задачи гигиены
детей и подростков на современном этапе. Описаны система предупредительного и
текущего санитарного надзора за учреждениями для детей и подростков. С новых
позиций рассматриваются такие вопросы, как гигиена строительства,
благоустройство и оборудование учреждений для детей и подростков, гигиена их
обучения и воспитания, организация питания и летнего оздоровительного отдыха.
Основное внимание в литературе
уделено методическим приемам работы медицинской сестры при осуществлении
предупредительного и текущего санитарного надзора. Рассматриваются вопросы
организации государственного санитарного надзора за работой школьных
учреждений.
В литературе подробно освещены
гигиенические аспекты трудового, политехнического и профессионального
образования детей и подростков, а также медицинские аспекты воспитания
школьников. Представлен новый материал по разработке системы оздоровительных
мероприятий при обучении детей с 6 лет в подготовительных классах общеобразовательных
школ, а также при обучении и воспитании детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья и развития.
Так же излагаются методические
подходы к изучению и гигиенической оценке организации физического воспитания,
даны рекомендации суточной двигательной активности, закаливания детей и
подростков.
Таким образом, материалы литературы
охватывают широкий круг наиболее существенных и актуальных проблем, имеющих
серьезное значение для решения задачи государственной важности — воспитания
физически здорового, гармонически развитого, санитарно гигиенически
образованного молодого поколения.
3.
Методика проведения и анализ практического
исследования
3.1.
Результаты обследования городской школы №85.
Инженерно-санитарные
коммуникации в школе.
1.
В школе №85 есть столовая.
2.
Пища приготавливается в школьной кухне
3.
В столовой есть умывальник для мытья рук перед
едой.
4.
В умывальнике есть тёплая вода.
5.
На каждом этаже по 2 умывальника для мытья рук.
6.
На каждом этаже по 2 туалета: один женский и один
мужской.
7.
В каждом туалете и в женском и в мужском по 4 очка.
8.
На 1, 2, 3, этаже по 3 умывальника для мытья рук
после посещения туалета.
9.
Есть мыло для мытья рук.
10.
Руки сушатся после мытья самостоятельно.
11.
Питьевой режим осуществляется в столовой.
12.
В школе есть постоянный медработник.
13.
Наблюдение за привитием и поддержанием
гигиенических навыков у детей осуществляется
-
санитарно-просветительной работой, методики
Минздрава, ВОЗ,
-
классные часы, конференции, дискуссии, диспуты,
-
санпосты, сандружинники.
3. 2.
Обследование сельской школы №30.
1.
Школа маленькая, одноэтажное здание.
2.
Столовой нет.
3.
Питание осуществляется всухомятку.
4.
Туалеты надворные: 1 мужской, 1 женский.
5.
На всю школу один умывальник
6.
Нет мыла для мытья рук.
7.
В школе нет постоянной медсестры, но существует
ФАП, где есть медсестра и врач на всё село.
8.
Наблюдение за привитием и поддержанием
гигиенических навыков у детей за 2000 год, проводилось на низком уровне.
3. 3. Анализ
результатов обследования школ №85 и №30.
В городской
школе №85 инженерно-санитарные коммуникации соответствуют
санитарно-гигиеническим нормам, в отличие от сельской школы №30.
Уровень
наблюдения за привитием и поддержанием гигиенических навыков у детей в
городской школе №85, также находится на должном уровне, в отличие от сельской
школы №30, где фактически отсутствует эта работа, из-за отсутствия постоянной
медицинской сестры.
3. 4.
Распределение учеников по группам здоровья.
Таблица №1.
Анализ распределения учеников по группам здоровья в городской школе № 85.
Группа здоровья
|
Пол
|
Всего
|
абс
|
%
|
I
|
М
|
21
|
54,8
|
Д
|
15
|
41,7
|
О. П.
|
36
|
54,5
|
II
|
М
|
14
|
38,9
|
Д
|
14
|
43,8
|
О. П.
|
28
|
42,4
|
III
|
М
|
2
|
6,3
|
Д
|
2
|
9,4
|
О. П.
|
2
|
3,1
|
Всего
|
М
|
37
|
53,0
|
Д
|
31
|
47,0
|
О. П.
|
68
|
100
|
В городской школе № 85 не обнаружено
детей с IV и V группами здоровья, то есть, среди учащихся нет детей имеющих
тяжёлые хронические заболевания. Однако около половины учащихся (54,5%),
отнесены к I группе здоровья, а именно 58,3% - мальчиков и 41,7 % - девочек.
Также, если остальные девочки имели II группу здоровья (43,8%), то мальчики
составляют (38,9%), то есть ко II группе здоровья отнесено меньше половины
учащихся (42,4). Но необходимо отметить, что в этой школе есть дети с III группой здоровья, то есть с
хронической патологией из них, мальчики составляют (6,3%), а девочки (9,4%), а
в общем они составляют (3,1%).
Сравнительный анализ здоровья детей в
исследованных школах №85 и №30 не проведён, из-за отсутствия сведений по
группам здоровья в сельской школе, так как дети не наблюдаются медицинской
сестрой..
3. 5. Половозрастное распределение
В исследовании участвовало 134
учащихся из двух школ от 12 до 15 лет, которые были разделены на возрастные
группы 12-13 лет (36,4%) и 14-15 лет (63,6%). Среди них мальчиков было 49,3%, а
девочек – 50,7%.
Таблица №2. Половозрастное
распределение детей подросткового возраста №83 и №30 школ.
№ Школы
|
Пол
|
12-13 лет
|
14-15 лет
|
Всего
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
№85 город-ская
|
М
|
12
|
32,4
|
25
|
67,6
|
37
|
100
|
Д
|
9
|
29
|
22
|
71
|
31
|
100
|
О.П.
|
21
|
30,9
|
47
|
69,1
|
68
|
100
|
№30 сель-ская
|
М
|
12
|
41,4
|
17
|
58,6
|
29
|
100
|
Д
|
9
|
24,3
|
28
|
75,7
|
37
|
100
|
О.П.
|
21
|
31,8
|
45
|
68,2
|
66
|
100
|
Итого
|
М
|
24
|
36,4
|
42
|
63,6
|
66
|
100
|
Д
|
18
|
26,5
|
50
|
73,5
|
68
|
100
|
О.П.
|
42
|
31,3
|
92
|
68,7
|
134
|
100
|
В обоих школах большую часть
представляли лица возрастной группы 14-15 лет (68,7%), и меньшую составляли
дети 12-13 лет (31,3%).
3.6. Анкетирование.
1. Вопрос. Умываетесь ли вы утром
после сна?
а) Да – 1, б) нет – 2,
в) иногда – 3.
№ школы
|
а
|
б
|
в
|
Всего
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
№85
|
67
|
98,5
|
0
|
0
|
1
|
1,5
|
68
|
100
|
№30
|
64
|
97
|
0
|
0
|
2
|
3
|
66
|
100
|
Ито-го
|
131
|
97,7
|
0
|
0
|
3
|
2,3
|
134
|
100
|
Нами установлено, что подавляющее
большинство детей (97,7%) умываются каждое утро, хотя 2,3% детей иногда не
умываются.
2. Вопрос. Имеете ли вы индивидуальную
зубную щётку?
а) Да – 1, б) нет – 2.
№ школы
|
а
|
б
|
Всего
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
№85
|
67
|
98,5
|
1
|
1,5
|
68
|
100
|
№30
|
66
|
100
|
0
|
0
|
66
|
100
|
Ито-го
|
131
|
99,3
|
1
|
0,7
|
134
|
100
|
При исследовании двух школ, по
вопросу «имеете ли вы индивидуальную зубную щётку?», было выяснено, что многие
учащиеся имеют индивидуальную зубную щётку. Среди них 99,3% ответили, что у них
- «есть зубная щётка», а 0,7% ответили – «нет».
3. Вопрос. Чистите ли вы зубы?:
а) Ежедневно 1 раз в день –
1,
б) 2 раза в день – 2
в) 1 раз в неделю – 3
г) Не чищу – 4
д) Редко - 5
№ шко-лы
|
Пол
|
а
|
б
|
д
|
Всего
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
№85 город-ская
|
М
|
23
|
67,6
|
10
|
29,4
|
1
|
3
|
34
|
100
|
Д
|
14
|
43,8
|
17
|
53,1
|
1
|
3,1
|
32
|
100
|
О.П.
|
37
|
56
|
27
|
41
|
2
|
3
|
66
|
100
|
№30 сель-ская
|
М
|
15
|
52
|
13
|
5
|
1
|
3
|
29
|
100
|
Д
|
11
|
28,2
|
28
|
71,8
|
0
|
0
|
39
|
100
|
О.П.
|
26
|
38,2
|
41
|
60,3
|
1
|
1,5
|
68
|
100
|
Итого
|
М
|
38
|
60,3
|
23
|
36,5
|
2
|
3,2
|
63
|
100
|
Д
|
25
|
35,2
|
45
|
63,4
|
1
|
1,4
|
71
|
100
|
О.П.
|
63
|
47
|
68
|
50,7
|
3
|
2,3
|
134
|
100
|
Все опрошенные дети чистят зубы.
Совсем нечистящих зубы среди опрошенных нет. Однако, чистящих 2 раза в день с
соблюдением всех норм и правил оказалось лишь около половины (50,7%), а редко
чистящих 2,3%.
4. Вопрос. Делаете ли вы утреннюю
гимнастику?
а) ежедневно – 1
б) редко – 2;
в) никогда – 3
Нами установлено, что учащиеся обеих школ делают
утреннюю гимнастику очень редко. Хотя на один из вариантов ответа «ежедневно» в
городской школе, среди опрошенных, составляют 13,2%, а сельской школе 12,1%.
№ шко-лы
|
Пол
|
а
|
б
|
д
|
Всего
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
№85 город-ская
|
М
|
6
|
17,6
|
17
|
50
|
11
|
32,4
|
34
|
100
|
Д
|
3
|
8,8
|
26
|
46,5
|
5
|
14,7
|
34
|
100
|
О.П.
|
9
|
13,2
|
43
|
63,3
|
16
|
23,5
|
68
|
100
|
№30 сель-ская
|
М
|
4
|
13,8
|
17
|
58,6
|
8
|
27,6
|
29
|
100
|
Д
|
4
|
10,8
|
25
|
67,6
|
8
|
21,6
|
37
|
100
|
О.П.
|
8
|
12,1
|
42
|
63,6
|
16
|
24,3
|
66
|
100
|
Итого
|
М
|
10
|
15,8
|
34
|
54
|
9
|
30,2
|
63
|
100
|
Д
|
7
|
9,9
|
51
|
71,8
|
13
|
18,3
|
71
|
100
|
О.П.
|
17
|
12,7
|
85
|
63,4
|
32
|
23,9
|
134
|
100
|
5 Вопрос. Моете ли вы руки перед
едой?
а) да, всегда –
1, б) не всегда – 2
в) когда напоминают –
3, г) нет такой привычки – 4.
№ шко-лы
|
Пол
|
а
|
б
|
в
|
Всего
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
№85 город-ская
|
М
|
6
|
17,6
|
17
|
50
|
11
|
32,4
|
31
|
100
|
Д
|
3
|
8,8
|
26
|
46,5
|
5
|
14,7
|
37
|
100
|
О.П.
|
9
|
13,2
|
43
|
63,3
|
16
|
23,5
|
68
|
100
|
№30 сель-ская
|
М
|
4
|
13,8
|
17
|
58,6
|
8
|
27,6
|
30
|
100
|
Д
|
4
|
10,8
|
25
|
67,6
|
8
|
21,6
|
36
|
100
|
О.П.
|
8
|
12,1
|
42
|
63,6
|
16
|
24,3
|
66
|
100
|
Итого
|
М
|
10
|
15,8
|
34
|
54
|
19
|
30,2
|
61
|
100
|
Д
|
7
|
9,9
|
51
|
71,8
|
13
|
18,3
|
73
|
100
|
О.П.
|
17
|
12,7
|
85
|
63,4
|
32
|
23,9
|
134
|
100
|
Выяснено, что в городской и сельской
школе, 12,7% учащихся моют руки перед едой всегда, а не всегда – 63,4%, когда
напоминают – 23,9%.
6 Вопрос. Моете ли вы руки после
посещения туалета?
а) да, всегда –
1, б) не всегда – 2
в) когда напоминают –
3, г) нет такой привычки - 4
№ шко-лы
|
Пол
|
а
|
б
|
Всего
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
№85 город-ская
|
М
|
29
|
90,6
|
3
|
9,4
|
32
|
100
|
Д
|
32
|
88,9
|
4
|
11,1
|
36
|
100
|
О.П.
|
61
|
89,7
|
7
|
10,3
|
68
|
100
|
№30 сель-ская
|
М
|
30
|
100
|
0
|
0
|
30
|
100
|
Д
|
35
|
97,2
|
1
|
2,8
|
36
|
100
|
О.П.
|
65
|
98,5
|
1
|
1,5
|
66
|
100
|
Итого
|
М
|
59
|
95,2
|
3
|
4,8
|
62
|
100
|
Д
|
67
|
93
|
5
|
7
|
72
|
100
|
О.П.
|
126
|
94
|
8
|
6
|
134
|
100
|
Нами установлено, что учащиеся обеих
школ моют руки всегда после посещения туалета 94%, из них по школе №85 –89,7%,
а по школе №30 – 98,5%. Не всегда моют – 6% учащихся подросткового возраста.
7. Вопрос. Сколько раз в день вы
принимаете пищу?
а) 3 раза в день –
1, б) 4 раза в день - 2
в) как придётся –
3, г) 5 раз в день - 4
№ шко-лы
|
а
|
б
|
в
|
г
|
Всего
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
№85
|
33
|
48,5
|
22
|
32,4
|
12
|
17,6
|
1
|
1,5
|
68
|
100
|
№30
|
38
|
57,6
|
22
|
33,3
|
5
|
7,6
|
1
|
1,5
|
66
|
100
|
Ито-го
|
71
|
53
|
44
|
32,8
|
17
|
12,7
|
2
|
1,5
|
134
|
100
|
В целом по двум школам дети принимают
пищу 3 раза в день 53% (№85 – 48,5%, а №30 – 57,6%), 4 раза в день - 32,8 %,
как придётся - 12,7% , однако по №85 –17,6%, а по№ 30 – 7,6%, и 4 раза в день
по 1,5%.
8. Вопрос. Имеете ли вы
индивидуальную расчёску?
а) да – 1, б) нет – 2
Имеют индивидуальную расчёску 77,6%,(
по №85 – 73,5%, а по №30 – 81,8%, это показывает, что в сельской школе на 8,3%
больше, чем в городской), не имеют 22,4% (№85 – 26,5%, а №30 – 18,2).
№ школы
|
а
|
б
|
всего
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
№85
|
50
|
73,5
|
18
|
26,5
|
68
|
100
|
№30
|
54
|
81,8
|
12
|
18,2
|
66
|
100
|
итого
|
104
|
77,6
|
30
|
22,4
|
134
|
100
|
9. Вопрос. Имеете ли вы
индивидуальное полотенце?
а) да – 1, б) нет – 2
№ школы
|
а
|
б
|
всего
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
№85
|
47
|
69,1
|
21
|
30,9
|
68
|
100
|
№30
|
49
|
74,3
|
17
|
25,7
|
66
|
100
|
итого
|
96
|
71,6
|
38
|
28,4
|
134
|
100
|
Имеют индивидуальное полотенце 71,6%,
(по №85 – 69,1%, а по №30 – 74,3), это показывает, что в сельской школе на
5,2% больше, чем в городской, а не имеют 28,4% (№85 – 30,9%, а №30 – 25,7).
10. Вопрос. Как часто стрижете ногти?
а) 1 раз в неделю – 1, б) 1
раз в месяц – 2
Нами установлено, что подростки
стригут ногти 1 раз в месяц 85%, (по №85 школе – 82,4%, а по №30 школе –
87,9%), это показывает, что в сельской школе на 5,5% больше, чем в городской,
а стригут 1 раз в месяц 15% (№85 – 17,6%, а №30 – 12,1%).
№ школы
|
а
|
б
|
всего
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
№85
|
56
|
82,4
|
12
|
17,6
|
68
|
100
|
№30
|
58
|
87,9
|
8
|
12,1
|
66
|
100
|
итого
|
114
|
85
|
20
|
15
|
134
|
100
|
11. Вопрос. Как часто вы купаетесь?
а) 1 раз в неделю –
1, б) 2 раза в неделю – 2,
в) в 2 недели 1 раз
–3, г) ещё реже –4
Нами установлено, что подростки
купаются 2 раза в неделю 59%, (по №85 школе – 60,3%, а по №30 школе – 57,5%),
это показывает, что в сельской школе на 2,8% меньше, чем в городской, из-за
коммунальной благоустроенности города.
№ шко-лы
|
а
|
б
|
в
|
г
|
Всего
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
№85
|
26
|
38,2
|
41
|
60,3
|
0
|
0
|
1
|
1,5
|
68
|
100
|
№30
|
27
|
41
|
38
|
57,5
|
1
|
1,5
|
0
|
0
|
66
|
100
|
Ито-го
|
53
|
39,6
|
79
|
59
|
1
|
0,7
|
1
|
0,7
|
134
|
100
|
Моются 1 раз в неделю 39,6% ( по
№85 школе – 38,2%, а по №30 школе – 41%). В две недели 1 раз по №30 школе 1
подросток – 0,7%, и ещё реже – по №85 школе 1 подросток – 0,7%.
12. Вопрос. Моете ли вы ноги перед
сном?
а) ежедневно –
1, б) 2 раза в неделю – 2,
в) в неделю 1 раз
–3, г) не мою –4.
№ шко-лы
|
а
|
б
|
в
|
г
|
Всего
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
№85
|
47
|
69,1
|
11
|
16,2
|
7
|
10,3
|
3
|
4,4
|
68
|
100
|
№30
|
44
|
66,7
|
19
|
28,8
|
3
|
4,5
|
0
|
0
|
66
|
100
|
Ито-го
|
91
|
67,9
|
30
|
22,4
|
10
|
7,5
|
3
|
2,2
|
134
|
100
|
Нами установлено, что подростки моют
ноги ежедневно 67,9%, (по №85 школе – 69,1%, а по №30 школе – 66,7%), это
показывает, что в сельской школе на 2,4% меньше, чем в городской, из-за
коммунальной благоустроенности города. Моют ноги 2 раза в неделю 22,4% ( по
№85 школе – 16,2%, а по №30 школе – 28,8%). В неделю 1 раз по №85 школе –
10,3%, а по №30 школе – 4,5%). Не моют ноги по №30 школе – нет, а по №85
школе 3 подростка – 2,2%.
13. Вопрос. Как часто меняете
нательное бельё?
а) каждый день – 1
б) через день – 2
в) в неделю 1 раз –3
г) редко –4
№ шко-лы
|
а
|
б
|
в
|
г
|
Всего
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
№85
|
27
|
39,7
|
26
|
38,2
|
14
|
20,6
|
1
|
1,5
|
68
|
100
|
№30
|
35
|
53
|
27
|
41
|
4
|
6
|
0
|
0
|
66
|
100
|
Ито-го
|
62
|
46,3
|
53
|
39,6
|
18
|
13,4
|
1
|
0,7
|
134
|
100
|
Нами установлено, что подростки
меняют нательное бельё ежедневно 46,3%, (по №85 школе – 39,7%, а по №30 школе
– 53%), это показывает, что в сельской школе на 13,3% больше, чем в городской.
Меняют нательное бельё через день 39,6% ( по №85 школе – 38,2%, а по №30
школе – 41%). В неделю 1 раз 13,4% (по №85 школе – 20,6%, а по №30 школе –
6%). Редко меняют нательное бельё по №30 школе – нет, а по №85 школе 1
подросток – 0,7%.
14. Вопрос. Как часто меняете
постельное бельё?
а) в неделю 1 раз – 1, б) в месяц
1 раз – 2, в) редко – 3
№ школы
|
а
|
б
|
в
|
Всего
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
№85
|
63
|
92,6
|
5
|
7,4
|
0
|
0
|
68
|
100
|
№30
|
47
|
71
|
15
|
23
|
4
|
6
|
66
|
100
|
итого
|
110
|
82
|
20
|
15
|
4
|
3
|
134
|
100
|
Нами установлено, что подростки
меняют постельное бельё 1 раз в неделю 82%, (по №85 школе – 92,6%, а по №30
школе – 71%), это показывает, что в сельской школе на 21,6% меньше, чем в
городской. Меняют постельное бельё в месяц 1 раз 15% ( по №85 школе – 7,4%, а
по №30 школе – 23%). Редко меняют постельное бельё по №85 школе – нет, а по
№30 школе 4 подростка – 3%.
15. Вопрос. Когда у вас гости,
приходится ли вам спать (с мамой, отцом, братом, с сестрой)?
а) часто – 1, б) иногда –
2, в) нет – 3
№ школы
|
а
|
б
|
в
|
Всего
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
№85
|
3
|
4,4
|
10
|
14,7
|
55
|
80,9
|
68
|
100
|
№30
|
14
|
21,2
|
20
|
30,3
|
32
|
48,5
|
66
|
100
|
итого
|
17
|
12,7
|
30
|
22,4
|
87
|
64,9
|
134
|
100
|
Нами установлено, что подросткам не
приходится спать (с мамой, отцом, братом, с сестрой) - 64,9%, (по №85 школе –
80,9%, а по №30 школе – 48,5%), это показывает, что в сельской школе на 32,4%
меньше, чем в городской. Подросткам приходится спать (с мамой, отцом, братом,
с сестрой) - 22,4% ( по №85 школе – 14,7%, а по №30 школе – 30,3%), это
показывает, что в сельской школе на 15,6% больше, чем в городской. Часто
приходится спать – 12,7% ( по №85 школе – 4,4%, а по №30 школе – 21,2%),
это показывает, что в сельской школе на 16,8% чаще, чем в городской.
16. Вопрос. Участвуете ли вы в уборке
квартиры?
а) да – 1
б) иногда – 2
в) когда попросят – 3
г) если мне за это что-то дадут
(деньги, подарок) – 4
д) нет - 5
Нами установлено, что подростки в
основном самостоятельно участвуют в уборке квартиры - 78,4%, (по №85 школе –
82,3% (из них мальчики – 71,9%, а девочки активнее – 91,7%), а по №30 школе –
74,2%(из них мальчики – 61,2%, а девочки активнее – 85,7%)), это показывает,
что в сельской школе на 9,1% меньше, чем в городской. Причем, мальчики из №85
школы 71,9% на 10,7% чаще чем мальчики из № 30 школы 61,2%, а так же девочки из
городской школы №85 – 91,7% на 6,2% больше, чем девочки из сельской школы № 30
– 85,7%.
№ школы
|
пол
|
а
|
б
|
в
|
г
|
д
|
Всего
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
№ 5
|
М
|
23
|
71,9
|
4
|
12,5
|
3
|
9,4
|
1
|
3,1
|
1
|
3,1
|
32
|
100
|
Д
|
33
|
91,7
|
0
|
0
|
0
|
0
|
3
|
8,3
|
0
|
0
|
36
|
100
|
ОП
|
56
|
82,3
|
4
|
5,9
|
3
|
4,4
|
4
|
5,9
|
1
|
1,5
|
68
|
100
|
№ 30
|
М
|
19
|
61,2
|
6
|
19,4
|
6
|
19,4
|
0
|
0
|
0
|
0
|
31
|
100
|
Д
|
30
|
85,7
|
4
|
11,4
|
1
|
2,9
|
0
|
0
|
0
|
0
|
35
|
100
|
ОП
|
49
|
74,2
|
10
|
15,2
|
7
|
10,6
|
0
|
0
|
0
|
0
|
66
|
100
|
итого
|
М
|
42
|
66,7
|
10
|
15,8
|
9
|
14,3
|
1
|
1,6
|
1
|
1,6
|
63
|
100
|
Д
|
63
|
88,7
|
4
|
5,6
|
1
|
1,4
|
3
|
4,3
|
0
|
0
|
71
|
100
|
ОП
|
105
|
78,4
|
14
|
10,4
|
10
|
7,5
|
4
|
3
|
1
|
0,7
|
134
|
100
|
Подростки иногда участвуют в уборке
квартиры - 10,4%, (по №85 школе – 5,9% ( мальчики – 12,5%, а девочки - нет),
а по №30 школе – 15,2%(из них мальчики – 19,4%, а девочки – 11,4%)).
Подростки участвуют в уборке
квартиры когда попросят - 7,5%, (по №85 школе – 4,4% ( мальчики – 9,4%, а
девочки - нет), а по №30 школе – 10,6%(из них мальчики – 19,4%, а девочки –
2,9%)).
Подростки участвуют в уборке
квартиры если им за это что-то дадут (деньги, подарок) - 3%, (по №85 школе –
5,9% ( мальчики – 3,1%, а девочки – 8,3%), а по №30 школе – нет
Подростки не участвуют в уборке
квартиры - 0,7%, (по №85 школе – 1,5% ( мальчики – 3,1%, а девочки – нет),
а по №30 школе – нет.
17. Вопрос. Проветриваете ли вы свою
комнату перед сном и после сна?
а) да – 1, б) нет - 5
№ школы
|
а
|
б
|
всего
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
№85
|
38
|
55,9
|
30
|
44,1
|
68
|
100
|
№30
|
42
|
63,6
|
24
|
36,4
|
66
|
100
|
итого
|
80
|
59,7
|
54
|
40,3
|
134
|
100
|
Нами установлено, что подростки
проветривают свою комнату перед сном и после сна в большей половине случаев -
59,7%, (по №85 школе – 55,9%, а по №30 школе – 63,6%), это показывает, что в
сельской школе на 7,7% больше, чем в городской. Подростки не проветривают свою
комнату перед сном и после сна - 40,3%, (по №85 школе – 44,1%, а по №30 школе
– 36,4%), это показывает, что в сельской школе на 7,7% меньше, чем в городской.
18. Вопрос. Моете ли вы овощи-фрукты
перед употреблением?
а) всегда мою – 1, б) редко
- 5 , в) не мою –3
№ школы
|
а
|
б
|
в
|
Всего
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
№85
|
59
|
86,7
|
9
|
13,3
|
0
|
0
|
68
|
100
|
№30
|
59
|
89,4
|
6
|
9,1
|
1
|
1,5
|
66
|
100
|
итого
|
118
|
88,1
|
15
|
11,2
|
1
|
0,7
|
134
|
100
|
Нами установлено, что подростки в
большей половине случаев моют овощи-фрукты перед употреблением - 88,1%, (по
№85 школе – 86,7%, а по №30 школе – 89,4%), это показывает, что в сельской
школе на 2,7% больше, чем в городской. Подростки редко моют овощи-фрукты перед
употреблением - 11,2%, (по №85 школе – 13,3%, а по №30 школе – 9,1%), это
показывает, что в сельской школе на 7,7% меньше, чем в городской. Никогда не
моют овощи-фрукты перед употреблением по №85 школе – нет, а по №30 школе – 1
подросток.
4. Заключение – резюме.
В городской
школе №85 инженерно-санитарные коммуникации соответствуют
санитарно-гигиеническим нормам, в отличие от сельской школы №30.
Уровень наблюдения за привитием и
поддержанием гигиенических навыков у детей в городской школе №85, также
находится на должном уровне, в отличие от сельской школы №30, где фактически
отсутствует эта работа, из-за отсутствия постоянной медицинской сестры.
В городской школе № 85 не обнаружено
детей с IV и V группами здоровья, то есть, среди учащихся нет детей имеющих
тяжёлые хронические заболевания. Однако около половины учащихся (54,5%),
отнесены к I группе здоровья, а именно 58,3% - мальчиков и 41,7 % - девочек.
Также, если остальные девочки имели II группу здоровья (43,8%), то мальчики
составляют (38,9%), то есть ко II группе здоровья отнесено меньше половины
учащихся (42,4). Но необходимо отметить, что в этой школе есть дети с III группой здоровья, то есть с
хронической патологией из них, мальчики составляют (6,3%), а девочки (9,4%), а
в общем они составляют (3,1%).
Сравнительный анализ здоровья детей в
исследованных школах №85 и №30 не проведён, из-за отсутствия сведений по
группам здоровья в сельской школе, так как дети не наблюдаются медицинской
сестрой..
В исследовании участвовало 134
учащихся из двух школ от 12 до 15 лет, которые были разделены на возрастные
группы 12-13 лет (36,4%) и 14-15 лет (63,6%). Среди них мальчиков было 49,3%, а
девочек – 50,7%.
В обоих школах большую часть
представляли лица возрастной группы 14-15 лет (68,7%), и меньшую составляли
дети 12-13 лет (31,3%).
Нами установлено, что подавляющее
большинство детей (97,7%) умываются каждое утро, хотя 2,3% детей иногда не
умываются
При исследовании двух школ, по
вопросу «Имеете ли вы индивидуальную зубную щётку?», было выяснено, что многие
учащиеся имеют индивидуальную зубную щётку. Среди них 99,3% ответили, что у них
- «есть зубная щётка», а 0,7% ответили – «нет».
Все опрошенные дети чистят зубы.
Совсем нечистящих зубы среди опрошенных нет. Однако, чистящих 2 раза в день с
соблюдением всех норм и правил оказалось лишь около половины (50,7%), а редко
чистящих 2,3%.
Нами установлено, что учащиеся обеих
школ делают утреннюю гимнастику очень редко. Хотя на один из вариантов ответа
«ежедневно» в городской школе, среди опрошенных, составляют 13,2%, а сельской
школе 12,1%.
Выяснено, что в городской и сельской
школе, 12,7% учащихся моют руки перед едой всегда, а не всегда – 63,4%, когда
напоминают – 23,9%.
Нами установлено, что учащиеся обеих
школ моют руки всегда после посещения туалета 94%, из них по школе №85 –89,7%,
а по школе №30 – 98,5%. Не всегда моют – 6% учащихся подросткового возраста.
В целом по двум школам дети принимают
пищу 3 раза в день 53% (№85 – 48,5%, а №30 – 57,6%), 4 раза в день - 32,8 %,
как придётся - 12,7% , однако по №85 –17,6%, а по№ 30 – 7,6%, и 4 раза в день
по 1,5%.
Имеют индивидуальную расчёску 77,6%,
(по №85 – 73,5%, а по №30 – 81,8%, это показывает, что в сельской школе на
8,3% больше, чем в городской), не имеют 22,4% (№85 – 26,5%, а №30 – 18,2).
Имеют индивидуальное полотенце 71,6%,
(по №85 – 69,1%, а по №30 – 74,3), это показывает, что в сельской школе на
5,2% больше, чем в городской, а не имеют 28,4% (№85 – 30,9%, а №30 – 25,7).
Нами установлено, что подростки
стригут ногти 1 раз в месяц 85%, (по №85 школе – 82,4%, а по №30 школе –
87,9%), это показывает, что в сельской школе на 5,5% больше, чем в городской,
а стригут 1 раз в месяц 15% (№85 – 17,6%, а №30 – 12,1%).
Нами установлено, что подростки
купаются 2 раза в неделю 59%, (по №85 школе – 60,3%, а по №30 школе – 57,5%),
это показывает, что в сельской школе на 2,8% меньше, чем в городской, из-за
коммунальной благоустроенности города. Моются 1 раз в неделю 39,6% ( по №85
школе – 38,2%, а по №30 школе – 41%). В две недели 1 раз по №30 школе 1
подросток – 0,7%, и ещё реже – по №85 школе 1 подросток – 0,7%.
Нами установлено, что подростки моют
ноги ежедневно 67,9%, (по №85 школе – 69,1%, а по №30 школе – 66,7%), это
показывает, что в сельской школе на 2,4% меньше, чем в городской, из-за
коммунальной благоустроенности города. Моют ноги 2 раза в неделю 22,4% ( по
№85 школе – 16,2%, а по №30 школе – 28,8%). В неделю 1 раз по №85 школе –
10,3%, а по №30 школе – 4,5%). Не моют ноги по №30 школе – нет, а по №85
школе 3 подростка – 2,2%.
Нами установлено, что подростки
меняют нательное бельё ежедневно 46,3%, (по №85 школе – 39,7%, а по №30 школе
– 53%), это показывает, что в сельской школе на 13,3% больше, чем в городской.
Меняют нательное бельё через день 39,6% ( по №85 школе – 38,2%, а по №30
школе – 41%). В неделю 1 раз 13,4% (по №85 школе – 20,6%, а по №30 школе –
6%). Редко меняют нательное бельё по №30 школе – нет, а по №85 школе 1
подросток – 0,7%.
Нами установлено, что подростки
меняют постельное бельё 1 раз в неделю 82%, (по №85 школе – 92,6%, а по №30
школе – 71%), это показывает, что в сельской школе на 21,6% меньше, чем в
городской. Меняют постельное бельё в месяц 1 раз 15% ( по №85 школе – 7,4%, а
по №30 школе – 23%). Редко меняют постельное бельё по №85 школе – нет, а по
№30 школе 4 подростка – 3%.
Нами установлено, что подросткам не
приходится спать (с мамой, отцом, братом, с сестрой) - 64,9%, (по №85 школе –
80,9%, а по №30 школе – 48,5%), это показывает, что в сельской школе на 32,4%
меньше, чем в городской. Подросткам приходится спать (с мамой, отцом, братом,
с сестрой) - 22,4% ( по №85 школе – 14,7%, а по №30 школе – 30,3%), это
показывает, что в сельской школе на 15,6% больше, чем в городской. Часто
приходится спать – 12,7% ( по №85 школе – 4,4%, а по №30 школе – 21,2%),
это показывает, что в сельской школе на 16,8% чаще, чем в городской.
Нами установлено, что подростки в
основном самостоятельно участвуют в уборке квартиры - 78,4%, (по №85 школе –
82,3% (из них мальчики – 71,9%, а девочки активнее – 91,7%), а по №30 школе –
74,2%(из них мальчики – 61,2%, а девочки активнее – 85,7%)), это показывает,
что в сельской школе на 9,1% меньше, чем в городской. Причем, мальчики из №85
школы 71,9% на 10,7% чаще, чем мальчики из № 30 школы 61,2%, а так же девочки
из городской школы №85 – 91,7% на 6,2% больше, чем девочки из сельской школы №
30 – 85,7%.
Подростки иногда участвуют в уборке
квартиры - 10,4%, (по №85 школе – 5,9% (мальчики – 12,5%, а девочки - нет), а
по №30 школе – 15,2%(из них мальчики – 19,4%, а девочки – 11,4%)).
Подростки участвуют в уборке
квартиры когда попросят - 7,5%, (по №85 школе – 4,4% ( мальчики – 9,4%, а
девочки - нет), а по №30 школе – 10,6%(из них мальчики – 19,4%, а девочки –
2,9%)).
Подростки участвуют в уборке
квартиры если им за это что-то дадут (деньги, подарок) - 3%, (по №85 школе –
5,9% ( мальчики – 3,1%, а девочки – 8,3%), а по №30 школе – нет
Подростки не участвуют в уборке
квартиры - 0,7%, (по №85 школе – 1,5% ( мальчики – 3,1%, а девочки – нет),
а по №30 школе – нет.
Нами установлено, что подростки
проветривают свою комнату перед сном и после сна в большей половине случаев -
59,7%, (по №85 школе – 55,9%, а по №30 школе – 63,6%), это показывает, что в
сельской школе на 7,7% больше, чем в городской. Подростки не проветривают свою
комнату перед сном и после сна - 40,3%, (по №85 школе – 44,1%, а по №30 школе
– 36,4%), это показывает, что в сельской школе на 7,7% меньше, чем в городской.
Нами установлено, что подростки в
большей половине случаев моют овощи-фрукты перед употреблением - 88,1%, (по
№85 школе – 86,7%, а по №30 школе – 89,4%), это показывает, что в сельской
школе на 2,7% больше, чем в городской. Подростки редко моют овощи-фрукты перед
употреблением - 11,2%, (по №85 школе – 13,3%, а по №30 школе – 9,1%), это
показывает, что в сельской школе на 7,7% меньше, чем в городской. Никогда не
моют овощи-фрукты перед употреблением по №85 школе – нет, а по №30 школе – 1
подросток.
5.
Выводы
В последние годы наука и практика в области здравоохранения обогатились
фундаментальными исследованиями, посвященными изучению состояния здоровья,
закономерностей роста и развития детей и подростков, научному обоснованию
учебной, трудовой и спортивной деятельности. Разработаны новые гигиенические
подходы и требования к строительству и благоустройству детских и подростковых
учреждении. Обновились соответствующие официальные материалы нормативного
характера.
В работе проведён обзор литературы по
вопросу воспитания санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового
возраста. А также обследованы городская школа №85 и сельская школа №30 по
вопросам их инженерно-санитарных коммуникаций.
Проведён анализ результатов
обследования школ №85 и №30, изучено распределение учеников по группам
здоровья, определено половозрастное распределение, проведено анкетирование этих
школ по вопросам санитарно-гигиенического воспитания.
В результате
обследования определено, в городской школе №85 инженерно-санитарные
коммуникации соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, в отличие от
сельской школы №30.
Уровень наблюдения за привитием и
поддержанием гигиенических навыков у детей в городской школе №85, также
находится на должном уровне, в отличие от сельской школы №30, где фактически
отсутствует эта работа, из-за отсутствия постоянной медицинской сестры.
Однако по некоторым показателям
санитарно-гигиенических навыков подростки сельской школы №30 имеют лучшие
показатели, (хотя у них и нет постоянной медицинской сестры и хуже
инженерно-санитарные коммуникации) благодаря санитарно-гигиеническому
воспитанию школы, учителей, родителей, сельского окружения.
В городской школе № 85 не обнаружено
детей с IV и V группами здоровья, то есть, среди учащихся нет детей имеющих
тяжёлые хронические заболевания.
Основные направления реформы
общеобразовательной школы выдвигают перед органами здравоохранения новые
задачи по охране и укреплению здоровья подрастающего поколения, подготовке его
к дальнейшей трудовой деятельности. В решении этих задач особая роль отводится
гигиене детей и подростков, их санитарно-гигиеническому воспитанию.
В связи, с чем все больше возрастает
роль медицинской сестры в вопросах воспитания санитарно-гигиенической культуры
школьников подросткового возраста, роль школьной медсестры-менеджера в
приобщении подростков к санитарной культуре, закреплении привитых ранее
санитарно-гигиенических навыков подростков на данном этапе, из-за медицинских и
социальных проблем, а также существующих социальных условий и экологии.
6. Список использованной литературы
1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. (с изменениями от
7 октября 1998 г.)
2. Закон Республики Казахстан от 19 мая 1997 года N 111-1 Об охране
здоровья граждан в Республике Казахстан (с изменениями и дополнениями,
внесенными Законами РК от 1.07.98 г. N 259-1; от 17.12.98 г. N 325-1; от
7.04.99 г. N 374-1; от 22.11.99 г. N 484-1 (вступают в силу с 1.01.2000))
3. Указ Президента Республики Казахстан от 28 января 1998 г. N 3834 О мерах
по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года (внесены изменения
Указами Президента РК от 7.09.99 г. N 206; от 17.02.00 г. N 344)
4.
Справочник
практического врача. Под ред. Вельтищева Ю. В. Медицина. М. В 2-х томах. 1990
г.
5.
Задворская
А. Б. Справочник медицинской сестры. В 2-х т. 1998 г.
6.
Руководство
к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. Под ред. Кардашенко В.
Н. М. Медицина. 1983 г. – 264 с.
7.
Lemon/лимон.
Учебные материалы по сестринскому делу. Проект ВОЗ по обеспечению материалов
для медсестер в странах Центральной и Восточной Европы и в новых
независимых государствах (на территории бывшего СССР). 2000 г.
8.
Мухина С.
А., Тарновская И. И. Теоретические основы сестринского дела: Учебное пособие.
В 2 частях. Ч. I.-M.: 1996.-184 с., ил. - (Учеб. лит. для учащихся мед.
училищ).
9.
Научные
теории в сестринской деятельности 1999 г.
10.
Сафонова
А. Г. Учебное пособие для подготовки медицинских сестер. 3-е изд. М. Медицина.
1979 г. 655 с.
11.
Гигиена
детей и подростков. Учебник под ред. Сердинской Г. Н. М.: Медицина. 1989 г. –
320 с.
12.
Справочник
терапевта. Алма-Ата. Кайнар. – 1981 г. – 656 с.
13.
Справочник
фельдшера. В 2-х томах. М. Медицина. 1990 г.
14.
Теоретические
основы сестринского дела.-В кн.: Материалы I Всероссийской научно-практической
конференции по теории сестринского дела, 1993.—с. 30.
15.
Харди И.
Врач, сестра, больной.—Академия наук Венгрии, 1981.-С. 25-96.
16.
Элконин
Б. Л. и др. Неотложная диагностика и терапия.—Л.: Медицина, 1987. С. 38-45.
|