Вэйн Шортер
Вэйн Шортер
Вэйн Шортер
"Вэйн Шортер навсегда останется для меня композитором
номер один. Вэйн один из немногих, чью музыку Майлс Дэвис исполнял, не внося собственных
изменений."
--Хэрби Хэнкок
Вэйн Шортер родился 25-го августа 1933 года и впервые взял в руки
музыкальный инструмент только в 16 лет. Этим инструментом явился кларнет. Вэйн очень быстро приобретал
навыки игры и его страсть к музыке росла с невероятной скоростью. После того,
как он получил музыкальный диплом в Университете Нью-Йорка в 1956 году и два
года отслужил в армии, в 1959 году начал жизнь профессионального музыканта в
оркестре Мэйнарда Фергюсона вместе с пианистом Джо Завинулом. Примерно в это
же время начинается тесная музыкальная дружба Вэйна Шортера с саксофонистом
Джоном Колтрейном. И уже осенью 1959 года Вэйн Шортер делает рывок вперед и
становится частью проекта легендарного барабанщика Арта Блэйки «Посланники джаза».
Именно здесь начинает реализовываться его самобытная манера исполнения и
композиторский дар. В Иллюстрированной Энциклопедии Джаза Брайан Кэйс и Стан
Бритт писали о нем : его манера исполнения – это неповторимый сплав Сони
Ролинза и Джона Колтейна с ассиметричными музыкальными линиями. По ощущениям
это сродни получению мата в шахматной партии. В 1964 году он присоединился к
Майлсу Дэвису и его стиль кардинально изменился. Он стал писать абсолютной
точности фигуры, часто модальные, плотно заплетенный унисон. Вэйн Шортер
впустил новую кровь в музыку квинтета Майлса Дэвиса времен Хэрби Хэнкока, Рона
Картера и Тони Вильямса. И эти уникальные новаторы объединились в команду,
которая изменила звучание джазовой музыки. В шестидесятые Вэйн Шортер
записывает очень много музыки под своим именем для известной звукозаписывающей
компании Blue Note. Его творческое вдохновение кажется
безграничным. В конце шестидесятых Вэйн, Майлс и Хэрби Хэнкок изменяют
инструментальную музыку, которая в последствии стала называться фьюжн. Вэйн и
Джо Завинул в новом самом креативном и инновационном в то время проекте Weather
Report смогли извлечь из музыки максимум красоты, используя
краски, ритм и только им присущие интервалы. Это проект просуществовал до 1985
года. Одновременно в семидесятые годы Вэйн, Хэрби и Фредди Хаббард и Рон Картер
и Тони Вильямс развивают так называемую музыку Blue Note
вместе с Майлсом Дэвисом под вывеской VSOP.
.
The Best of Wayne Shorter, из архивов Blue Note.
|