Большая коллекция рефератов

No Image
No Image

Счетчики

Реклама

No Image

Управление исследовательским проектом

Управление исследовательским проектом

   Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Дальневосточный государственный аграрный университет

Биробиджанский филиал

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «  Инновационный менеджмент  »

на тему «   Управление исследовательским проектом  »

 

 

Выполнил студент: Маслова А.М.

Специальность: «Бух. учет, анализ и аудит»

Курс IV

Группа Б11

Зачетная книжка № 001153

Дом. адрес: г. Биробиджан, ул. Набережная 22-6

Проверил преподаватель:________________

 

 

 

 

Биробиджан 2004г.

  Содержание

1.     Понятие исследовательского проекта и его содержание………………..3

2.     Оформление инновационных проектов…………………………………..9

3.     Выбор приоритетных направлений исследований и разработок……...12

4.     Управление проектом…………………………………………………….16

Выводы……………………………………………………………….……….19

Список используемой литературы………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Понятие исследовательского проекта и его содержание.

Одной из форм исследовательского проекта являются исследовательские проекты.

Под исследовательским проектом понимается разработанный план исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное, политическое значение. В исследовательских проектах излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения.

Различают инициативные научные проекты; проекты развития материально-технической базы научных исследований; проекты создания информационных систем (ИС) и баз данных (БД); издательские проекты, проекты организации экспедиционных работ и др. Рассмотрим их подробнее.

Инициативные проекты, как правило, осуществляются небольшими (до 10 человек) научными коллективами или отдельными учеными и не имеют конкретных заказчиков. Срок выполнения инициативного проекта,  как правило, 1,2 или 3 года.

Содержание инициативного проекта составляют:

·        Фундаментальная научная проблема, на решение которой направлен проект;

·        Конкретная фундаментальная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект;

·        Предлагаемые методы и подходы (с оценкой степени новизны), общий план работ на ве6сь срок выполнения работы;

·        Ожидаемые научные результаты (развернутое описание с оценкой степени оригинальности);

·        Современное состояние исследований в данной области науки, сравнение ожидаемых результатов с мировым уровнем;

·        Имеющийся у коллектива научный задел по предлагаемому проекту, полученные ранее результаты (с оценкой степени оригинальности); разработанные методы (с оценкой степени новизны);

·        Список основных публикаций, наиболее близко относящихся к предлагаемому проекту;

·        Перечень и характеристика имеющегося оборудования;

Проект развития материально-технической базы научных исследований включает:

·        Фундаментальные проблемы, для решения которых будет использовано дорогостоящее оборудование;

·        Указание сферы применения оборудования (подразделение, организация и т.п.);

·        Общий план работ по приобретению и вводу в строй оборудования;

·        Имеющийся задел по предлагаемому проекту;

·        Перечень имеющегося оборудования и материалов и обоснование необходимости приобретения нового оборудования;

·        Контракт на приобретение (или изготовление дорогостоящего оборудования).

В проекте создания информационных систем и баз данных отражаются:

·        Область знания, в которой должна применяться создаваемая ИС и БД;

·        Фундаментальные научные проблемы, для решения которых необходимо создание ИС и БД, а также круг пользователей и предполагаемое их число;

·        Конкретная фундаментальная задача, на решение которой направлен проект;

·        Предлагаемые методы и подходы;

·        Общий план работ на весь срок выполнения проекта;

·        Ожидаемые результаты;

·        Современное состояние имеющихся ИС в данной области науки, сравнение с мировым уровнем, наличие отечественных ил зарубежных аналогов;

·        Имеющийся научный задел по предлагаемому проекту (опыт реализации аналогичных проектов, описание созданных ранее ИС, основные публикации);

·        Наличие лицензионных программных средств у разработчиков ИС;

·        Перечень дорогостоящих программных и аппаратурных средств, которые необходимо дополнительно приобрести для успешного выполнения проекта;

·        Способы предоставления ИС научной общественности (отчуждаемые; требуют наличие лицензионных программных средств у пользователя; телекоммуникационный доступ, другие);

·        Стандартные характеристики создаваемой ИС (требуемый объем оперативной памяти, кбайт); требуемый объем памяти НЖМД (Мбайт) для программы и отдельно для БД; предполагаемые аппаратные и операционные платформы, программные средства, необходимые для функционирования ИС;

·        Функциональные характеристики (тип ИС, количество выходных форм, источник данных в ИС, число полей, число записей или объектов; способы представления документа; организация и режим поиска);

·        Дополнительные возможности (сеть передачи данных, каналы связи, возможности последующего развития ИС, способы предоставления информации из ИС).

В издательском проекте показываются:

·        Фундаментальная научная проблема, на анализ и обобщение результатов которой направлен проект;

·        Конкретная фундаментальная задача в рамках данной проблемы;

·        План-проспект (структура и содержание) издания, объем издания в авторских листах (один авторский лист равен 40000 знаков) и предполагаемый тираж;

·        Современное состояние публикаций в данной области науки;

·        Степень оригинальности предлагаемого издания (по содержанию, структуре, уровню анализа и обобщения, методике изложения);

·        Имеющийся у автора (авторского коллектива) научный задел;

·        Полученные ранее результаты и разработанные методы;

·        Список публикаций автора (авторского коллектива), наиболее близко относящихся к данному проекту.

Проекты создания центров коллективного пользования (ЦКП) отражают:

·        Область знаний, при решении фундаментальных проблем которой предполагается использовать комплекс оборудования;

·        Перечень имеющегося оборудования,  техническое состояние.  Основные характеристики;

·        Имеющийся опыт по научно-методическому использованию комплекса оборудования для фундаментальных исследований;

·        Основные направления научно-методического комплекса, а также перечень необходимого оборудования и материалов, обеспечивающих устойчивую работу комплекса.

Рассмотренные проекты характерны для проведения научных исследований по математике; информатике; механике, физике; астрономии; химии; биологии и медицины; науке о земле; гуманитарных и общественных наук.

Для исследовательского проекта характерно следующее:

·        Не повторяется (новизна);

·        Имеет заранее сформулированную цель;

·        Имеет определенное начало и конец;

·        Ограничен во времени и средствах;

·        Сложен;

·        Требует привлечение специалистов разных профилей;

·        Имеет высокий приоритет.

Проект должен быть нацелен на достижение в течение установленного времени и при использовании ограниченных ресурсов конкретно поставленной цели, которая настолько нова, что требует специальных подходов к ее реализации:

·        Создания проектной группы или образования творческого коллектива;

·         Управления (как обеспечить управление проекта с учетом требований к качеству, издержкам и срокам).

Многие проекты могут осуществляться наряду с обычной повседневной деятельностью. Вместе с тем  нередко реализация проекта требует организации рабочей группы.


2.     Оформление инновационных проектов.

Каждый проект должен содержать обязательные элементы:

Четкое название;

Краткую аннотация;

Число исполнителей;

Сроки выполнения (год начала и год окончания);

Объем финансирования в расчете на год;

Важное значение имеет информация о руководителе и основных исполнителях проекта, организации,  через которую осуществляется финансирование; организация в которой выполняется работа.

В информации о руководителе проекта и основных исполнителях (на каждого человека отдельно) указываются:

Фамилия, имя, отчество;

Дата рождения;

Ученая степень и год присуждения ученой степени;

Ученое звание и год присуждения ученого звания;

Полное и сокращенное название организации;

Должность;

Область научных интересов;

Общее число публикаций;

Адресные данные и др.

В проекте должны быть указаны полное и сокращенное название организации, через которую производится финансирование, и организации, в которой выполняется работа (адресные данные, бюджетный счет, наименование банка, БИК, телефон руководителя, телефон бухгалтерии и др.).

Если проект представляется на конкурс, оформляется соответствующая заявка.  Условия конкурса публикуются в печати.

Любой инновационный проект нуждается в финансировании. Проекты могут финансироваться по линии Государственной научно-технической программы,  путем получения грантов (от Российского фонда фундаментальных исследований; Российского гуманитарного научного фонда; Конкурсного центра по экономике Министерства общего и профессионального образования; по Российской программе экономических исследований и др.).

Проект должен включать обоснованную смету расходов на выполнение, т.е. общий объем финансирования в расчете на год, в том числе:

·        заработную плату (не более 50 % общего объема);

·        начисления на заработную плату;

·        расходы на приобретения оборудования и материалов;

·        расходы на услуги сторонних организаций (в том числе на издание трудов по данному проекту);

·        командировочные расходы;

·        экспедиционные расходы;

·        накладные расходы (не более 20 % общего объема).

В общем виде смета расходов  может быть оформлена с выделением прямых и накладных расходов по схеме 1.

Проведение работ по проекту осуществляется в соответствии с договором с финансирующей организацией и техническим заданием.

Обязательным элементом проекта является техническое задание.

В техническом задании указываются тема работы, название проекта, год, организация, в которой выполняется работа, исполнители, руководитель темы, сроки выполнения, стоимость работ, цель работы, имеющийся научный задел, ожидаемые результаты и их научно-техническая и практическая ценность, содержание работы (этапы), наименование этапов,  сроки их выполнения, стоимость, результат и вид отчетности, перечень представляемой научной, технической и другой документации по окончании работ, рекомендации по использованию результатов.

Особое внимание следует обратить на характеристику ожидаемых результатов и оценку имеющегося у разработчиков задела. Форма их изложения должна обеспечивать доступность результатов для экспертизы.

Завершение работ по проекту оформляется актом закрытия (промежуточного, годового этапа и т.п.).

Проекты, представленные на конкурс, проходят многоэтапную независимую экспертизу, по результатам которой выносится решение по объему финансирования проекта.

Схема 1.

Схема затрат на выполнение проекта

                       __________________________________________________

                                                         наименование проекта

                     Сроки выполнения     __________                       ___________

                                                                  начало                                                    окончание

Статьи затрат

всего

В том числе на … год

В том числе по кварталам

1

2

3

4

Прямые расходы

Заработная плата

Начисления на з/п

Материалы

Спецоборудование для научных работ

Научные командировки

Услуги сторонних организаций

Прочие

Итого







Накладные расходы в том числе з/п

Всего расходов, в том числе з/п

Итого

По проекту







 

Руководитель проекта

Главный бухгалтер

 

 

3. Выбор приоритетных направлений исследований и разработок.

Выбор приоритетных направлений исследований и разработок играет важную роль в государственной научно-технической политике. Приоритетные направления исследований и разработок реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, программ международного сотрудничества.

Конкретные приоритетные направления развития науки и техники детализируются в перечне критических технологий. Эти технологии носят межотраслевой характер и имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники. При отборе критических технологий учитывают их влияние на конкурентоспособность продукции и услуг, качество жизни, улучшение экологической ситуации и т.п. Приоритетные направления развития науки и техники, перечень критических технологий федерального уровня утверждаются Правительственной комиссией по научно0-технической политике.

Приоритетными направлениями развития науки и техники в России являются информационные технологии и электроника, производственные технологии (лазерные, робототехника, гибкие производственные системы и др.); новые материалы и химические продукты, технологии  живых систем (например биотехнологии), транспорт, топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование. В рамках этих направлений выделены 77 критических технологий.

Разработка перечисленных направлений ведется в рамках государственных научно-технических программ, программ государственных научных центров,  важнейших народнохозяйственных программ и проектов,  международных и региональных программ и проектов.

Финансирование работ по развитию исследований в области физики высоких энергий, ядерной физики управляемого термоядерного синтеза,  высокотемпературной сверхпроводимости, космоса, Мирового океана, генетики осуществляется целевым назначением Государственным комитетом РФ по науке и технологиям. Можно также выделить программы создания технологий, машин и производств будущего, перспективных информационных технологий; разработку новейших методов биоинженерии. Кроме того, государственные научно-технические программы предусматривают создание новых лекарственных средств; развитие медицины и здравоохранения; решение социальных проблем.

Действующие государственные научно-технические программы представляются для утверждения в Правительство РФ в виде: самостоятельной программы федерального уровня; подпрограмм в составе  федеральной научно-технической программы, сформированной на базе нескольких государственных научно-технических программ; подпрограмм в составе федеральной целевой программы.

Особым объектом науки федерального значения является Государственный научный центр. Статус государственного научного центра присваивается Постановлением Правительства РФ научным организациям, предприятиям, высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование, высококвалифицированные кадры, в случае если результаты их научных исследований получат международное признание. Такие организации пользуются особой поддержкой. Следует отметить, что присвоение организации статуса Государственного научного центра не означает изменения ее организационно-правовой формы.

Государственные научные центры освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении материалов, оборудования, покупных изделий, услуг сторонних организаций, необходимых для выполнения программ, финансируемых из средств федерального бюджета; импортных таможенных пошлин и др.

К началу 1996г. В России было свыше 60 Государственных научных центров.

Государственная научно-техническая программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем развития науки и техники.

Программы отбирают с учетом социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств.

На 1996г. В России действует 41 государственная научно-техническая программа. Среди них можно выделить как особо важные: создание высокоэффективных процессов производства для агропромышленного комплекса;  экологически чистых и ресурсосберегающих технологий в энергетике, химии, металлургии; новых материалов; технологий и оборудования для строительства и транспорта. Ряд крупных проектов по приоритетным направлениям развития науки и техники финансируется целевым назначением Министерством науки и технологий РФ из средств Федерального бюджета.

Одним из видов целевых программ, утверждаемых Правительством РФ, является федеральная научно-техническая программа.

Федеральная научно-техническая программа содержит связанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс научных исследований и разработок, а также мероприятий по их осуществлению.

Цели федеральных научно-технических программ состоят в получении новых знаний в области фундаментальной и прикладной науки; решении научно-технических проблем; создании конкурентоспособной техники, технологии, материалов, обеспечивающих общее повышение уровня знаний и практическую реализацию качественно новых научных идей и технологий, развитие научно-технического и экспортного потенциала России.

Утвержденные федеральные научно-технические программы должны обладать:

·        Существенной значимостью для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада;

·        Принципиальной новизной и взаимосвязанностью программных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.

В качестве государственного заказчика выступает Министерство науки и технологий РФ.

Руководство программой осуществляет научный совет, который отвечает за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий по достижению программных целей. Научный совет организует конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.

Федеральные научно-технические программы разрабатываются на среднесрочный (пятилетний) период в соответствии с Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ».

Программа может быть отнесена к федеральному уровню, если выполняются следующие условия:

·        Соответствие программы и входящих в ее состав проектов приоритетным направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий;

·        Значимость решаемой проблемы для экономики, социальной сферы, экспорта, развития науки и техники;

·        Невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки;

·        Принципиальная новизна и технологическая прогрессивность научно-технических результатов;

·        Возможность влияния на структурные соотношения в технологическом укладе экономики и повышение эффективности производства; достаточность системы мероприятий для решения поставленных задач;

·        Реальность решения проблемы исходя из возможностей имеющегося задела, наличия кадров, материально-технической базы и других необходимых ресурсов.

4. Управление проектом.

Управление проектом имеет особенности и сложности. Рабочая группа, созданная для реализации проекта, решает новые задачи, отличающиеся от задач, которые стоят перед существующими функциональными подразделениями.

Между рабочей группой и всей организацией должна быть устойчивая связь, так как реализация проекта должна осуществляться в сотрудничестве с существующими подразделениями и результат должен быть интегрирован в имеющуюся структуру. Например, введение дистанционной системы образования в вузе должно происходить  в сотрудничестве с деканатами, кафедрами и другими подразделениями.

Каждый член рабочей группы имеет, как правило, двух руководителей (руководителя группы и руководителя функционального подразделения). Для управления проектом может быть выделен специальный руководитель. Структура группы по проекту зависит от сложности проекта. Если это, например, модификация продукта, то создается ограниченная рабочая группа, в состав которой входят отделы разработки новой продукции, производства, маркетинга и обслуживания. Такая группа подчиняется руководителю соответствующего отдела.

Если же речь идет о радикальных нововведениях, в составе группы могут быть выделены: технический («рабочий») руководитель, решающий, что и когда должны делать сотрудники; научный («профессиональный») руководитель, отвечающий за качество выполнения работы; руководитель-организатор, обеспечивающий личные интересы сотрудников (заработная плата и т.п.).

Руководители образуют координатную группу, в задачи которой входит:

·        Определение цели проекта;

·        Назначение руководителей рабочих групп;

·        Создание рабочих групп;

·        Постановка задачи;

·        Контроль за реализацией проекта (качество, время, расходы);

·        Принятие решения о продолжении работ по проекту;

·        Роспуск рабочих групп;

Рабочие группы выполняют свою часть проекта; отвечают за планирование и контроль, составление отчетов для координирующей группы и всей организации.

При отборе кандидатур в рабочую группу руководствуются следующими критериями:

·        Компетентность и опыт;

·        Наличие специальных знаний в проблемной области;

·        Возможность привлечения к работе;

·        Власть и авторитет в организации;

·        Способность разрешать конфликтные ситуации;

·        Отношению к делу;

·        Личный интерес и мотивация.

Надо учитывать, что руководитель проекта играет решающую роль в организации работы. Поэтому по своим личным качествам, способностям и полномочиям он должен иметь авторитет в глазах руководителей функциональных подразделений.

В практике менеджмента применяются различные методики управления рабочей группой например, планирование бюджета и контроля за затратами; управление информационными потоками и т.п. Однако эти методики не являются специальными для рабочей группы, они применяются для управления любыми процессами. Универсальной является и процедура организации совещаний по проекту, принятия решений и т.п.

К специфическим инструментам управления проектом относятся:

1. Определение проблемы и постановка задачи.

2. Установление промежуточных этапов (разделение проекта на отдельные фазы).

Четкая формулировка проблемы и постановка задачи важна для:

·        Осмысления проекта и установления этапов выполнения;

·        Выделения наиболее важных проблем;

·        Создания модели обмена информацией;

·        Определение ожидаемых результатов;

·        Разработки рекомендаций после завершения работ.

В современном менеджменте действуют девизы:

Семь раз отмерь, один раз отрежь!

Подумай, прежде чем делать!

На этапах выполнения проекта принимаются решения о:

·        Продолжении или корректировке задания;

·        Уточнении последнего этапа;

·        Форме завершения последнего этапа.

Разделения проектов на этапы позволяет контролировать ход его выполнения. Наглядно этапы прохождения проекта представлены на схеме 2.

Выделение этапов в проекте должно быть тщательно обдумано. Одной из причин неудач в реализации проекта является нечеткая организация сотрудничества и несогласованность внутри рабочей группы, а также между группой и организацией.

Выводы:

·            В исследовательских проектах излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения.

·        Проекты могут финансироваться по линии государственной научно-технической программы, путем получения грантов.

·        Каждый проект оформляется с учетом определенных требований, имеет четкое название, сопровождается краткой аннотацией, в проекте указывается число исполнителей, сроки выполнения, потребность в финансировании в расчете на год, информация о руководителях и основных исполнителях.

·        Приоритетные направления исследований и разработок реализуют в виде крупных межотраслевых проектов.

·        Приоритетными направлениями развития науки и техники в России являются: информационные технологии и электроника, производственная технология, новые материалы и химические продукты, технология  живых систем, транспорт, топливо и энергетика, экология и рациональное природопользование.

·        Для управления проектом и реализации его создается рабочая группа.












Список использованной литературы

1. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др., Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2000

2. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов./Под редакцией Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 2001

3. Инновационный менеджмент. /Р.А. Фатхутдинов – 4-ое издание. – СПб: Питер: Питер принт, 2003

4. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002





   




No Image
No Image No Image No Image


Опросы

Оцените наш сайт?

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
345 гостей
No Image
Все права защищены © 2010
No Image