Уголовно-процессуальная профилактика в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропны...
Уголовно-процессуальная профилактика в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропны...
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра организации раскрытия и расследования преступлений
Основы профилактики
наркомании и наркопреступности
ЛЕКЦИЯ
по теме № 6: «Уголовно-процессуальная
профилактика в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных
веществ»
для
сотрудников правоохранительных органов по повышению квалификации в
образовательных учреждениях правоохранительных органов
Авторы:
канд. юрид. наук, доцент,
полковник милиции
В.И. Диденко;
канд. юрид. наук, доцент,
майор милиции
И.Н. Озеров
Лекция обсуждена
и одобрена на заседании кафедры ОР и РП
«13» марта 2006
г.
Протокол № 10
Белгород
– 2006
Цели
лекции:
Учебная – рассмотрение современного
представления об уголовно-процессуальной профилактики в сфере незаконного
оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Воспитательная
– формирование
познавательного интереса и мотивации профессионального саморазвития, привитие
ответственности за принятие законных решений и производство процессуальных
действий в сфере уголовного судопроизводства.
Развивающая – развитие у обучаемых
установки на использование основных форм общепредупредительной и специально
предупредительной деятельности в уголовно-процессуальной профилактике в сфере
противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных
веществ.
Вопросы:
1. Понятие и сущность
общепредупредительной деятельности субъектов, ведущих уголовное
судопроизводство.
2.
Специально-предупредительная деятельность субъектов, ведущих уголовное
судопроизводство.
3. Иные меры,
используемые органами предварительного расследования в профилактической
деятельности.
Литература
Основная:
1. О наркотических средствах и
психотропных веществах: Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г.//СЗ РФ. 1998.
№2. Ст. 2198.
2. Жуков А.М. Предупредительная
деятельность следователя по уголовному делу. - Саратов, 1990.
3.
Безруких Е.С., Мешков В.М. Расследование преступлений
в сфере незаконного оборота наркотиков: Научно-практическое пособие. –
Калининград: КЮИ МВД России, 2003. – 64 с.
4.
Брылев В.И. Некоторые
проблемы раскрытия и предупреждения преступлений в сфере наркобизнеса. –
Екатеринбург: УВШ МВД РФ, 1994. – 193 с.
5. Противодействие незаконному
обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под
ред. А.Н. Сергеева. – М.: Центр юридической литературы «Щит», 2001.
6. Противодействие незаконному
обороту наркотических средств и психотропных веществ. Учебное пособие. Часть II. / Под ред. А.Н. Сергеева. – М.:
ГУБНОН СКМ МВД России, Московская академия МВД России, Изд-во «Щит-М», 2001.
7. Профилактика наркомании:
организационные и методические аспекты / Коллективная монография: Итоговые
материалы международного проекта. – Харьков: Декарт, 2002.
8. Тонков Е.Е., Гаврилов В.Г.,
Польщиков В.П. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и
психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред. к.ю.н., доцента В.А. Галкова.
– М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.
9. Унифицированный ведомственный
словарь терминов, используемых при оценке масштабов распространения и
незаконного потребления наркотиков. - М.: ФСКН, 2006.
Дополнительная:
1. Комментарий к
Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (научно-практическое
издание) / Под общ. ред. В.В. Мозякова, С.И. Гирько, Г.В. Мальцева, И.Н.
Барцица. - М., 2003.
2. Иванов И.И. Оптимизация
профилактической функции уголовного судопроизводства // Правоведение. 2002. №
4. - С. 70-78.
3. О судебной практике по делам
о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными,
сильнодействующими и ядовитыми веществами: Постановление Пленума Верховного
Суда РФ № 14 от 15 июня 2006 г.// Российская газета. 2006. 28 июня
Введение
В Российской
Федерации по прежнему сохраняется ряд негативных тенденций в сфере
противодействия незаконному потреблению и незаконному обороту наркотических
средств и психотропных веществ. Остается значительным число преступлений и
административных правонарушений в этой сфере.
На медицинском
учете состоит 370 тысяч наркозависимых лиц (по экспертным оценкам число лиц,
употребляющих психоактивные вещества, составляет около 6 млн.).
В 2005 году всеми
правоохранительными органами выявлено 175,2 тыс. преступлений, связанных с
незаконным оборотом наркотиков, что на 16,8% больше, чем в 2004 году. К
уголовной ответственности привлечено 70,4 тыс. лиц. На 38,1% больше выявлено
фактов сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а их
удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков,
вырос с 57,3% до 69,2%.
Количество
преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, наркотического и токсического
возбуждения составило соответственно 311,8 тыс. и 8, 5 тыс. преступлений.[1]
Указанная ситуация
обусловливает необходимость активизации и повышения эффективности работы по
предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений, связанных с
незаконным оборотом различных субъектов правоохранительной деятельности, и, в
первую очередь субъектов, ведущих уголовное судопроизводство. В системе
профилактики наркомании и наркопреступности, профилактическая функция
уголовного судопроизводства (наравне с другими задачами) является объективно
обусловленной необходимостью общества, государства.
Большинством
специалистов профилактическая функция в уголовном судопроизводстве всегда рассматривалась
как урегулированная уголовно-процессуальным законодательством специфическая
деятельность органов предварительного расследования и суда, направленная на
предупреждение преступлений.
Содержанием
профилактической функции уголовного судопроизводства являются меры
предупреждения преступлений, принимаемые при производстве по уголовному делу
органами расследования и судом, которые по своей природе представляют собой
процессуальные акты (решения) и действия. Процессуальные меры предупреждения
преступлений выделяются из всей совокупности следственных и судебных действий
по принципу целенаправленности, они либо прямо сформулированы в уголовно-процессуальном
законе (ст.ст. 29, 73, 158 УПК РФ) или вытекают из его содержания и назначения различных
процессуальных действий и решений.
Процессуальные меры предупреждения преступлений являются правовой
основой для разрабатываемых криминалистикой форм и методов выявления и
устранения обстоятельств, способствующих совершению преступления.
Вопрос 1.
Понятие и сущность общепредупредительной деятельности субъектов, ведущих
уголовное судопроизводство
Досудебное
производство по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, в соответствии
со ст. 151 УПК РФ отнесено к подследственности органов внутренних дел и органов
по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которые:
- производят предварительное следствие по уголовным преступлениям,
предусмотренным ст. 188 ч. 2-4 (контрабанда - ч. 2 средней тяжести, ч. 3 тяжкое,
ч. 4 особо тяжкое), ст. 228 ч. 2 (незаконное приобретение, хранение, перевозка,
изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их
аналогов - тяжкое), ст. 228.1 (незаконное производство, сбыт или пересылка
наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов – ч. 1 - тяжкое, ч.
2 и 3 – особо тяжкие), а также о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 229
(хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ –
ч.1 и ч. 2 - тяжкое, ч. 3 - особо тяжкое), 230 ч.ч. 2 и 3-я (склонение к
потреблению наркотических средств или психотропных веществ ч. 2– тяжкое, ч. 3 -
особо тяжкое), 231 ч. 2 (незаконное культивирование запрещенных к возделыванию
растений, содержащих наркотические вещества – тяжкое), 232 ч.2 (организация
либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных
веществ – тяжкое) УК РФ;
- производят
дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 228 ч.1
(средней тяжести), 228.2 (нарушение правил оборота наркотических средств или
психотропных веществ - ч.1 небольшой тяжести, ч. 2 - средней тяжести), 230 ч. 1
(средней тяжести), 231 ч. 1 (небольшой тяжести), 232 ч. 1 (средней тяжести),
233 (незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право
на получение наркотических средств или психотропных веществ – небольшой тяжести)
УК РФ.
Расследуя,
указанные категории дел, следователь (дознаватель) наделен широким арсеналом
средств, используемых для предупреждения наркопреступлений. При расследовании
преступлений все решения о производстве следственных и иных процессуальных действий,
принимает самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.
38 и ст. 41 УПК РФ), и несет полную ответственность за их законное и своевременное
проведение.
Именно
следователь (дознаватель) одним из первых начинает предупредительную
деятельность по уголовному делу и, чем он ближе к правонарушителям, тем выше при
прочих равных условиях предупредительный эффект проводимых мероприятий.
В юридической
литературе не отрицается наличие у субъекта, ведущего уголовное
судопроизводство, профилактической функции, но ее содержание усматривается лишь
в выявлении и устранении обстоятельств, способствовавших совершению
преступлений. Такой точки зрения способствует, на наш взгляд, недостаточная
законодательная разработка профилактической направленности норм действующего
уголовно-процессуального закона (УПК РФ от 18.12. 2001 г.).
Новый УПК РФ,
судя по содержанию ст. 6 «Назначение уголовного судопроизводства», не ставит
своей целью предупреждение преступлений средствами уголовного судопроизводства,
в отличие от ранее действовавшей ст. 2 УПК РСФСР, определявшей задачи
уголовного процесса.
Вместе с тем
фундаментальная задача предупреждения преступности в целом, предупреждение
совершения конкретных преступлений, органически связаны с уголовным
преследованием и назначения виновным справедливого наказания, защитой прав и
законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, что
возведено в ранг принципа уголовно-процессуальной деятельности (ст. 6 УПК РФ).
Предупреждение
преступлений в сфере уголовного процесса можно рассматривать как относительно
обособленную и сложную по структуре разновидность уголовно-процессуальной
деятельности, характеризующуюся своим специфическим механизмом реализации,
участники которой выступают субъектами уголовно-процессуальных прав и
обязанностей.
Достижению цели
предупреждения преступлений должны способствовать все стадии уголовного процесса
средствами, присущими каждой из них (как досудебные, так и судебные стадии).
1. В частности,
уголовно-процессуальные меры пресечения выполняют превентивную функцию:
заставляют подозреваемого (обвиняемого) воздерживаться от совершения новых
преступлений (воздействуют психологически или физически). Аналогичным образом
действуют и такие уголовно-процессуальные меры как задержание подозреваемого
(ст. 91 УПК РФ), привод (ст. 113 УПК РФ), временное отстранение от должности подозреваемого
(обвиняемого) (ст. 114 УПК РФ), помещение в медицинский или психиатрический
стационар для производства судебной экспертизы (ст. 203 УПК РФ), наложение
ареста на имущество, денежные средства, ценные бумаги (ст.ст. 115, 116 УПК РФ),
что предупреждает укрывательство имущества, иных ценностей, полученных в
результате преступных действий либо нажитых преступным путем и, безусловно,
подрывает финансовую базу наркопреступности, особенно в сфере наркобизнеса.
2. Весьма
профилактически значимы и меры безопасности, принимаемые в отношении
свидетелей, иных участников уголовного процесса, а также их родственников,
близких лиц при наличии достаточных данных об угрозах убийством, применением
насилия, уничтожением имущества либо иными опасными противоправными деяниями со
стороны участников организованных преступных групп, действующих в сфере
наркобизнеса в соответствие со ст. ст. 166 ч. 9 (сохранение в тайне анкетных
данных), 193 ч. 8 (производство опознания в условиях, исключающих визуальное
наблюдение опознающего опознаваемым), 241 ч. 2 п. 4 (закрытое судебное
разбирательство), 278 ч. 5 (допросы в суде лиц без оглашения подлинных данных и
в условиях, исключающих их визуальное наблюдение другими участниками судебного
разбирательства).
3. На
предотвращение преступлений нацелены действия субъектов, ведущих уголовное
судопроизводство, связанные с предупреждением граждан об уголовной
ответственности за заведомо ложный донос, за отказ или уклонение от дачи
показаний и за дачу ложных показаний (ст.ст. 141, 164 УПК РФ). В предупреждении
преступлений определенную роль выполняет и разъяснение участникам уголовного
процесса их прав и обязанностей, закрепленных в уголовно-процессуальном законе.
4. Очень важно
для профилактики наркопреступлений своевременность возбуждения уголовного дела,
быстрое и полное его расследование. Факт неотвратимости наказания сдерживающе
влияет на морально неустойчивых граждан.
Уголовно-процессуальная
деятельность начинается с появлением повода к возбуждению уголовных дел. Анализ
уголовных дел о наркомании показывает, что в большинстве случаев поводом к
возбуждению уголовного дела являются результаты оперативно-розыскных
мероприятий, сопровождаемых задержанием лиц с поличным.
5. Профилактическое
воздействие оказывают и меры уголовно-процессуального принуждения, связанные с
собиранием и исследованием доказательств: осмотр, освидетельствование, обыск,
выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и
выемка), сопровождаемое, в частности, изъятием предметов и документов, самих
психоактивных веществ, запрещенных в обороте, делает невозможным их
использование в преступных целях.
Всю совокупность материальных объектов, изымаемых и используемых в ходе
доказывания данного вида преступлений, можно подразделить на следующие группы:
1 группа: следы хранения, изготовления или переработки наркотиков. К ней
следует отнести сами наркотики, наркосодержащие растения и лекарственные
препараты, инструменты и оборудование для изготовления и переработки наркотиков
(лабораторная и бытовая посуда с остатками продуктов приготовления или синтеза
наркотических средств), исходные, промежуточные и конечные продукты синтеза, а
также записи схем синтеза.
2 группа: следы
сбыта, приготовления и потребления наркотиков. Это, прежде всего, следы
инъекций на теле человека, употребляющего наркотики, сигареты, иглы, шприцы,
ампулы, бинты, ватные "фитильки", смывы с рук, ногтевые срезы и
волосы, следы наркотических средств на предметах одежды (особенно на манжетах и
воротнике рубашки, карманах и т.п.), рецептурные бланки, в том числе поддельные,
на получение наркотиков в аптеках и документы, маскирующие хищение наркотиков в
аптеках и иных лечебных учреждениях и иные документы, дающие право на получение
наркотических средств и психотропных веществ: медицинская карта, книга учета
выдачи наркотикосодержащих препаратов для бригад «Скорой помощи», лицензия на
определенный вид деятельности, связанный с оборотом наркотических средств или
психотропных веществ, заявка медицинского учреждения на получение наркотических
средств или психотропных веществ, выписка из истории болезни,
товарно-транспортная накладная, сертификат Постоянного комитета по контролю
наркотиков, необходимый для получения лицензии, документы, подтверждающие
наличие необходимых условий сохранности наркотических средств или психотропных
веществ, журналы учета наркотических средств и т.п. [Унифицированный
ведомственный словарь терминов, используемых при оценке масштабов
распространения и незаконного потребления наркотиков. - М.: ФСКН, 2006.]
3 группа: следы перевозки наркотических средств. Это специально
изготовленные или приспособленные упаковки и контейнеры, капсулы, ампулы, на
которых могут быть следы пальцев рук, наслоение различных веществ,
разнообразные микрообъекты, а также частицы наркотиков.
В отдельную 4-ю группу следует выделить денежные суммы, с помощью которых
обеспечивается бесперебойный незаконный оборот наркотиков, в том числе наличные
деньги, чеки, аккредитивы и пр.
В ходе доказывания объектами осмотра могут быть места задержания с
поличным, места посевов наркосодержащих растений, помещение подпольной
лаборатории (места изготовления наркотиков), места хранения наркотического
сырья, помещение притона. Осматриваются и поддельные рецепты, и иные документы,
дающие право на получение наркотиков, сильнодействующих или психотропных
веществ. Целью осмотра и обыска является выявление определенных фактов,
свидетельствующих о незаконном обороте наркотиков, совершенных определенными
лицами. Объектами поиска являются: наркотики, остатки их упаковки, следы их
применения: ампулы, шприцы с остатками вещества, окурки и скрутки со следами
пропитки гашишем или с добавками анаши;
- бинты, марля, ватные тампоны, иные объекты, которые могли быть
использованы для процеживания вещества;
- предметы, которые могли использоваться для изготовления или переработки
наркотиков: лабораторная посуда, аппаратура, сита, весы, отходы изготовления
наркотиков и др.;
- сырье для изготовления наркотиков, компоненты синтетических наркотиков;
- специальная литература, рецепты, записи инструктивного характера,
переписка и другие документы;
- деньги, помеченные специальными химическими веществами, вещи, которые
могли служить платой за наркотики, за посещение притона;
- специальные контейнеры и иные приспособления для транспортировки
названных объектов - носимые и возимые;
- тайники в жилище и в транспортных средствах.
Несколько специфичны следы, на обнаружение которых направлен осмотр места
происшествия по делам о незаконном посеве и выращивании наркосодержащих
растений. Основной задачей является установление факта культивации данных
растений.
До проведения осмотра получают информацию о том, кто является
землепользователем или за кем закреплен участок или территория, на которой
обнаружен незаконный посев. При этом приглашают специалиста-агронома и
разъясняют ему цели и задачи, стоящие перед ним. Поскольку участки с
незаконными посевами наркосодержащих растений могут находиться в отдаленных
местностях, значительное внимание уделяют подбору и инструктажу понятых.
В протоколе осмотра места посева наркосодержащих растений, как правило,
отражаются:
• где расположен посевной участок;
• что растет на земле с посевом и прилегающей к ней территории (только
наркосодержащие растения или совместно с другими культурами, стадии вегетации
тех или иных растений);
• размер посева, его расположение относительно других культур, количество
наркосодержащих растений на единицу площади;
• следы культивирования (вспашка, прополка, внесение удобрений);
• следы сбора или изготовления наркотика (надрезы на головках мака,
наличие скошенных участков, следы сбора верхушечных или иных частей конопли);
• наличие сельскохозяйственных орудий на участке и прилегающей к нему
территории;
• наличие следов автотранспорта, ног животных или человека, следов рук на
головках мака и на сельскохозяйственных орудиях.
Целью осмотра места происшествия при расследовании хищений наркотиков из
аптеки, больницы и пр. является восстановление картины произошедшего,
обнаружение и изъятие следов преступления (вскрытые упаковки лекарственных
препаратов, хранилища, следы взлома, орудия взлома, следы ног, следы пальцев
рук, следы употребления наркотических средств - вскрытые ампулы, пустые шприцы,
ватные тампоны и т.д.). Это позволяет построить модель преступных действий и
субъективные портреты каждого преступника, решить вопрос о том, не имеет ли
место инсценировка кражи, грабежа, разбойного нападения, установить
обстоятельства, связанные с соблюдением правил хранения наркотиков. При этом
обращают внимание на сигнальную систему, её устройство, на наличие повреждений,
на приспособлениях (железных дверях, сейфах), предусмотренных инструкцией по
хранению наркотиков. Важное значение при расследовании дел о хищениях
наркотических средств в государственных учреждениях имеет проведение
инвентаризации и ревизии наркотических средств, которая начинается сразу после
завершения процедуры осмотра места происшествия. Цель проведения инвентаризации
видится в выявлении недостачи или излишков наркотиков, в проверке соблюдения
правил учета и хранения наркотиков, в установлении лиц, ответственных за хранение
и за нарушение правил хранения и учета.
Тактика проведения осмотра, обыска зависит также от того, деятельность
какого субъекта расследуется.
У потребителя наркотиков принимают меры к обнаружению:
- наркотиков;
- приспособлений для употребления и хранения наркотиков;
- похищенных вещей;
- писем, записок, квитанций, которые могут иметь отношение к
расследуемому делу;
- сырья, материалов и оборудования, используемых для кустарного
изготовления наркотиков;
- доказательств сбыта наркотиков.
У изготовителей наркотиков принимают меры к обнаружению:
- наркотиков;
- сырья, материалов, оборудования, инструментов для изготовления
наркотиков;
- мест хранения и уничтожения отходов;
- денег, ценностей;
- похищенных вещей, которые могли быть переданы изготовителю в счет
оплаты наркотиков;
- записей, документов, свидетельствующих об
изготовлении наркотиков.
У перевозчика наркотиков принимают меры к обнаружению:
- наркотиков;
- тайников, емкостей для хранения наркотиков при транспортировке;
- писем, записок, квитанций, которые могут иметь отношение к
расследуемому делу;
- проездных документов, схем дорог, маршрутов, адресов.
У распространителей наркотиков принимают меры к обнаружению:
- наркотиков;
- упаковок для хранения и транспортировки наркотиков;
- материалов и оборудования для расфасовки
наркотиков: весов, нарезанной бумаги, полиэтилена, зеркал, лезвий или старых
пластиковых карт и т.д.;
- денег, ценностей;
- похищенных вещей, которые могли быть переданы изготовителю в счет
оплаты наркотиков;
- помеченных денежных купюр, которые использовались при проведении
проверочной закупки;
- писем, телеграмм, багажных и почтовых квитанций,
адресов, телефонов и прочих материалов, которые могут иметь отношение к
расследуемому делу.
Изъятие криминалистически значимых материальных объектов требует особого
порядка, который регламентирован приказом МВД РФ, Минюста РФ, Минздрава РФ,
Минэкономики РФ, ГТК РФ, ФСБ РФ и ФПС РФ от 09.11.1999г. № 840/320/388/472/726/530/585
"Об утверждении Инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и
оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для
производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а
также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения". Данная
инструкция разработана в соответствии со статьями 8, 28, 29, 36, 47 и 48
Федерального закона от 08 января 1998 года "О наркотических средствах и
психотропных веществах"[2],
пунктами 1, 3, 4, 6, 8, 9 и 10 постановления Правительства Российской Федерации
от 18 июня 1999 года "О порядке дальнейшего использования или уничтожения
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также
инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из
незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано
нецелесообразным"[3].
Инструкцией устанавливается единый порядок изъятия из незаконного оборота,
включенных в перечень и подлежащих контролю в РФ, наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся
под специальным контролем и используемых для производства и изготовления
наркотиков, а также их учета, хранения, передачи для дальнейшего использования
в целях, предусмотренных законодательство России, и уничтожения.
Изъятие наркотиков, инструментов и оборудования производится в
соответствии с уголовно-процессуальным кодексом РФ, в присутствии не менее двух
понятых. В необходимых случаях изъятие наркотиков, инструментов и оборудования
осуществляется с участием специалиста и фиксируется фото- и киносъемкой или
видеозаписью, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.
6. Профилактическая
цель реализуется и в принятых итоговых решениях, в частности, о прекращении
уголовного дела в связи с деятельным раскаянием (ст. 28 УПК РФ), по категориям
преступлений в сфере наркопреступности небольшой и средней тяжести, когда
обвиняемые способствуют изобличению соучастников, выявлению каналов
психоактивных веществ, круга потребителей наркотиков, в этом же аспекте
профилактическое значение имеет принятие решения о прекращении уголовного дела
по специальному уголовному основанию по ст. 228 УК РФ (незаконное приобретение,
хранение, перевозка, изготовление, переработка психоактивных веществ) в виду
добровольной сдачи ПАВ и активного способствования раскрытию или пресечению
наркопреступления.
Профилактическое
значение имеет и принятие решения о прекращении уголовного преследования в
отношении несовершеннолетнего с применением принудительной меры
воспитательного воздействия (ст. 427 УПК РФ), освобождение судом
несовершеннолетнего от наказания с направлением в специальное
учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образования
(ст. 432 УПК РФ). В сфере ювенальной юстиции субъекты, ведущие уголовное
судопроизводство, должны руководствоваться общепризнанными принципами и нормами
международного права. 10 декабря 1985 года Генеральной Ассамблеей ООН были
утверждены Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления
правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). В этом
международном правовом документе закрепляются принципы ювенальной юстиции:
1) охранительная
ориентация правосудия, сущность которой выражается в приоритете воспитательных
мер воздействия и социальных мер реабилитации несовершеннолетних обвиняемых
(подсудимых);
2) социальная
насыщенность правосудия, что подразумевает привлечение социальных служб,
общественных организаций с тем, чтобы они внесли свой вклад в перевоспитание
несовершеннолетних;
3) максимальная
индивидуализация судебного производства, одними из правил которого является
обеспечение конфиденциальности производства по уголовному делу, и желательности
прекращения уголовного дела на досудебных стадиях.
Правильное
сочетание юридического и общественно-социального элементов в отношении
несовершеннолетних, безусловно, способствует более высокой воспитательной направленности
судопроизводства, предупреждению совершения несовершеннолетним новых
преступлений в сфере наркопреступности.
7. Одной из наиболее значимых составляющих профилактической
деятельности, осуществляемой органами предварительного расследования, является
установление обстоятельств, способствующих совершению преступления.
О необходимости и
обязательности выявления обстоятельств, способствующих совершению преступления,
указано в ст. 73 УПК РФ, посвященной предмету доказывания. Большинство авторов
полагают, что указанный термин следует трактовать в широком смысле,
подразумевая под ним такие явления субъективного и объективного характера, как
причины и условия, способствующие совершению преступления.
Определяющие причины наркобизнеса лежат в экономической сфере, материальных условиях
жизни нашего общества. Под объективными
причинами понимаются конкретные противоречия в общественном бытии, в экономических и социальных
отношениях людей.
Причины совершения незаконных операций с наркотиками связаны с
особенностями личности преступников (организаторов, сбытчиков), которых
отличает жажда наживы, пренебрежение к другим членам общества. Фактор
вовлечения лиц в потребление наркосредств является очень серьезной причиной
распространения наркобизнеса в среде молодежи и несовершеннолетних.
Причинами
исследуемых преступлений также являются:
а) наличие большого количества доступного природного наркосырья
(опийный мак, дикорастущая конопля);
б) наличие в стране потребителей наркотических и
сильнодействующих средств;
в) упущения в воспитании несовершеннолетних,
потребляющих наркосредства;
г) нежелание молодежи воспринять положительное
воздействие со стороны родителей и воспитателей;
д) неумение противостоять негативному воздействию со
стороны наркоманов и сбытчиков
наркотиков;
е) содержание
в колонии совместно осужденных и наркоманов, что
способствует распространению наркотизма, так как осужденные испытывают
постоянное воздействие со стороны наркоманов.
Наряду с названными причинами существуют специфические условия,
способствующие совершению незаконных операций с наркотиками,
облегчающие или создающие обстановку для реализации возникшего преступного
умысла. Причину нельзя отличить от условий, так как причина выражает
сущность явления и направление его развития, условия же лишь способствуют
или, наоборот, препятствуют действию причин, но сущность процесса
не определяют.
Условия можно классифицировать на следующие группы.
1. Обстоятельства,
связанные с недостатками организационного или
технического характера в деятельности организаций, предприятий, учреждений, занимающихся заготовкой,
хранением, переработкой, производством и распределением наркосредств.
2. Обстоятельства, связанные с незаконным изготовлением наркосредств.
3. Обстоятельства, способствующие потреблению
наркосредств.
4. Обстоятельства, способствующие иным незаконным операциям с наркотиками.
К первой группе
условий, способствующих совершению хищений
наркосредств, относятся:
1.1. Условия,
способствующие хищению наркотического сырья в
организациях, занимающихся его заготовкой и переработкой; нарушение правил культивирования, заготовки,
приема, хранения и транспортировки
сырья; плохая охрана плантаций и складов, где оно хранится;
1.2. Условия, способствующие хищению лекарственных наркосредств на
изготавливающих и перерабатывающих предприятиях и в лечебных учреждениях
системы здравоохранения классифицируются следующим образом:
1.2.1.
Условия организационного характера: неудовлетворительная
охрана объектов химфармпредприятий, лечебно-профилактических
и аптечных учреждений; слабая техническая укрепленность
цехов и помещений: отсутствие на окнах решеток, сигнализации,
ограждений на территории завода, неудовлетворительная пропускная
система, нарушение правил документального оформления движения
сырья от складов до перерабатывающих цехов, лабораторий и обратно
– готовых наркосредств на склад; отсутствие контроля со стороны
администрации учреждений за выпиской рецептов на получение наркотических
препаратов в аптеках и свободное использование рецептурных
бланков медицинскими сестрами; грубое нарушение приказов и
инструкций по приему, учету, хранению, использованию (особенно характерно для медицинских учреждений), контролю за перевозкой и пересылкой
наркотических и сильнодействующих
лекарственных средств, в результате
чего на постах в больницах и
поликлиниках создается сверхнормативный запас медикаментов; отсутствие четкого контроля за деятельностью
сотрудников при введении больным
лекарств; просчеты в подборе и расстановке кадров (на работу принимают ранее судимых и потребляющих
наркотики), что приводит к
злоупотреблениям при документальном оформлении и списании наркотиков.
1.2.2.
Условия производственно-технологические: несовершенство
технологии, недостаточная техническая оснащенность некоторых автоматов
и механизмов, автоматических линий по расфасовке
лекарств дает значительные производственные потери при расходовании сырья.
Ко второй группе условий, способствующих незаконному изготовлению
наркосредств, относятся: несвоевременное выявление и уничтожение
нелегальных посевов наркотикосодержащих культур, а также дикорастущих
растений, являющихся сырьем для изготовления наркотиков;
безответственное отношение к хранению наркотикосодержащих культур.
К третьей группе
условий, способствующих потреблению наркосредств, относятся недостатки в
деятельности отдельных должностных лиц учреждений системы здравоохранения. Не
проводится раннее выявление и диагностирование лиц, потребляющих наркотики, так
как увлечение наркосредствами начинается порой в 10-12 лет. Среди осужденных
каждый четвертый впервые употребил наркотики в возрасте до 18 лет, почти каждый
третий - от 18 до 25 лет. Это говорит о запоздалом лечении этой категории лиц,
так как для развития наркотизма достаточно 1-1,5 года, а иногда и нескольких
недель систематического приема. Отсутствие специальных исследований по
определению видов наркомании, районов их распространения затрудняет
установление масштабов заболеваемости наркоманией и применение эффективных мер
борьбы. Слабо организуется добровольное лечение наркоманов, создание реабилитационных
центров.
Неудовлетворительно осуществляется пропаганда среди населения последствий наркомании,
особенно в школах, училищах, других учебных
заведениях, с использованием телевидения, радио, печати.
К четвертой
группе условий, способствующих иным незаконным
операциям с наркотиками, относятся недостатки в деятельности
правоохранительных органов.
Исследования показали, что в эту группу условий входят: крайне
слабое выявление лиц, занимающихся незаконным выращиванием
наркотикосодержащих культур, изготовлением, перевозкой
и сбытом наркотиков; отсутствие должных мер по сохранности наркосредств от хищений, соответствующего централизованного учета сбытчиков наркотиков, с межрегиональными связями, дифференцированного
подхода в применении мер
государственного принуждения и общественного воздействия к лицам, занимающимся незаконными операциями с наркотиками; неудовлетворительный таможенный
контроль, в связи, с чем
увеличивается контрабанда и транзит наркотиков через территорию России. К уголовной ответственности привлекаются
лишь мелкие сбытчики, а расхитители и крупные сбытчики уходят от ответственности. Перечисленные
группы условий тесно связаны с
обстановкой, способами совершения исследуемых преступлений, видами наркосредств как предметов преступного посягательства,
особенностями личности преступника и другими элементами криминалистической характеристики.
Первая группа условий, способствующих совершению хищений наркосредств,
тесно связана с объектом (предприятие, организация, учреждение), где
производится заготовка, переработка и хранение наркосредств, а также способом
их хищения. Если наркосредства хранятся в аптеке или другом медицинском
учреждении, технически плохо укрепленном, то эти условия облегчают
проникновение преступника
в помещение. Если в медицинском учреждении отсутствует строгий учет и контроль за использованием наркосредств, то это создает
возможность совершать их хищения различными способами.
Эта группа условий неразрывно связана с некоторыми особенностями личности преступника,
например, склонность к употреблению наркотиков,
беспечность, наличие судимости и т. д. Так, многие медицинские сестры совершают
хищения лекарственных наркосредств для потребления и сбыта с целью
наживы.
Вторая группа условий связана, прежде всего, с местом произрастания
наркосредств и их видами. Так, преступники высеивают наркотикосодержащие
растения (мак, конопля) на своих участках или собирают в
известных местах произрастания. Изготавливают наркотики в
основном в жилищах или в подсобных помещениях. Заготовка наркотика
зависит от времени его произрастания и происходит в мае-июне,
августе-сентябре. Приобретение и изготовление лекарственных
наркосредств от времени года не зависит.
Третья группа условий тесно связана с личностью наркомана, который
не только сам участвует в незаконных операциях с наркотиками
(изготавливает, хранит, потребляет), но и способствует распространению
наркотиков. Знание сведений об употреблении определенного
наркотика конкретным наркоманом позволит прогнозировать его поведение,
определить направление лечения и профилактической работы с ним.
По
рассматриваемому вопросу необходимо сделать вывод
Общая профилактика (общепредупредительная деятельность) – система
процессуальных мер, направленных на реализацию уголовно-правовой и
уголовно-исполнительной превенции и осуществление предупредительного
воздействия всем комплексом процессуальных действий и правоотношений,
составляющих уголовно-процессуальную деятельность: (меры пресечения, иные меры
уголовно-процессуального принуждения, уголовно-процессуальный контроль, меры
уголовно-процессуальной ответственности, следственные действия и решения, меры
воспитательного воздействия). Иначе говоря, общепредупредительная деятельность
нацелена на удержание от совершения преступлений лиц, попавших в сферу
уголовного судопроизводства.
Вопрос 2.
Специально-предупредительная деятельность субъектов,
ведущих
уголовное судопроизводство
Сущность
специально-предупредительной деятельности субъектов, ведущих уголовное
судопроизводство, выражается в анализе установленных обстоятельств,
способствующих совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.
Обстоятельства, подлежащие
устранению, исходя из связи с совершившим его лицом (лицами), можно четко
разграничить на две группы:
а) связанные с
лицом, совершившим преступление, констатация которых обусловлена его наркозависимостью;
б) существующие
независимо от лица, совершившего преступление, и связаны с событием
преступления, объективными условиями, способствовавшими его совершению.
Установление 1-й
группы обстоятельств в соответствии с п. 35 Постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях,
связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и
ядовитыми веществами» и в силу положений ч. 5 ст. 73 УК РФ, при назначении
условного осуждения лицу, нуждающемуся в лечении от наркомании, суд может
возложить на него обязанность по прохождению курса лечения от наркомании.
При решении
вопроса об устранении обстоятельств, способствующих совершению преступлений 2-й
группы, субъектам, ведущим уголовное судопроизводство, необходимо
руководствоваться положениями ст. 158 ч.2, ст. 29 ч. 4 УПК РФ. Суть указанных
правовых предписаний закона заключается в том, что субъекты, ведущие уголовное
судопроизводство вправе внести в соответствующую организацию или должностному
лицу представление о принятии мер по устранению обстоятельств или других нарушений
закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением
о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения.
Вместе с тем,
анализ ч. 2 ст. 73 и ч. 2 ст. 158, ч. 4 ст. 29 УПК РФ позволяет сделать вывод о
том, что если выявление обстоятельств, способствовавших совершению
преступлений, является обязанностью субъектов, ведущих уголовное судопроизводство,
то внесение представления – не более чем право (в отличие от ранее действующей
ст. 21 УПК РСФСР). В этой ситуации необходимо руководствоваться разъяснениями
Пленума ВС РФ № 14 от 15 июня 2006 г. (п.36), который указал, что, учитывая
высокую общественную опасность преступлений, связанных с незаконными оборотом
наркотиков, следует во всех необходимых случаях реагировать путем внесения
частных определений, постановлений (представлений) на обстоятельства,
способствовавшие совершению преступлений.
Представление является
процессуальным решением властного характера, облекаемым в форму процессуального
документа (приложение № 165 УПК РФ).
Поэтому даже
тогда, когда предложенные в нем меры по устранению обстоятельств,
способствовавших совершению преступления, носят рекомендательный характер,
устранение этих обстоятельств является обязанностью для соответствующих
организаций и должностных лиц.
Сам факт внесения
представления является юридическим основанием для осуществления
профилактической деятельности соответствующей организацией или должностным
лицом, которые обязаны сообщить следователю (суду на частное определение,
постановление) о результатах своих действий.
В случае
умышленного игнорирования требований суда (судьи) следователя, дознавателя,
прокурора о необходимости принятии мер по ликвидации негативных обстоятельств,
обусловивших совершение преступления, должностные лица должны привлекаться к
административной ответственности, которая предусмотрена ст.ст. 17.4, 17.7 КОАП
РФ и влечет наложение административного штрафа (5-10 МРОТ , 20-30 МРОТ).
В виду того, что
представление является юридическим основанием для привлечения лица, создавшего
благоприятные условия для совершения преступления к административной,
дисциплинарной, а в ряде случаев к уголовной ответственности, представление
должно быть обоснованным, основанным на доказательственной информации.
В ходе уголовного
судопроизводства по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом
наркотиков, могут выявляться:
1. Лица, склонные
к потреблению наркотиков:
- несовершеннолетние
и молодежь из групп повышенного риска, неформальных объединений молодежи (в
т.ч. культтуристских, религиозно-сектанских), ориентированных на потребление
наркотиков и иных психоактивных веществ;
- представители
творческой интеллигенции и спортсмены, употребляющие психоактивные вещества для
стимуляции творческой и физической активности;
- лица,
страдающие психическими заболеваниями, онкологическими заболеваниями при
лечении которых используются лекарственные наркосредства;
- подростки, проживающие
в семьях, где имеются лица, потребляющие (потреблявшие) наркотики, больные
алкоголизмом, наркоманией;
- подростки,
проживающие в так называемых неблагополучных семьях, «постояльцы» детских
приемников-распределителей, убегающие из дома, общающиеся со сверстниками
цыганской диаспоры;
- несовершеннолетние,
поддерживающие дружеские отношения с лицами, ранее судимыми за преступления,
связанные с незаконным оборотом наркотиков, либо известными как потребители
наркотических или иных одурманивающих средств;
- подростки,
периодически приобретающие психотропные средства в аптечных учреждениях;
ацетон, ангидрид уксусной кислоты, растворители в хозяйственных магазинах,
иных торговых точках;
- увлекающиеся
наркогенной литературой (Дж. К. Лили, Ст. Гроффа, К. Кастанеды), из которых
первые два автора преподносят философское и «медицинское» обоснование приема
ЛСД, а последний – псилобицина как средства шаманизма);
- дети
криминальных предпринимателей и представителей элитных кругов общества,
посещающие дискотеки, бары, дорогостоящие притоны разврата.
Указанные
обстоятельства обусловливают необходимость внесения представления в оперативные
подразделения правоохранительных органов с целью постановки на соответствующий
оперативный учет, осуществление наблюдения и контроль за их поведением и
образом жизни, а также окружающих их лиц.
2. В случае установления «зон
риска», выявления мест сбыта, приобретения и потребления наркотиков, иных
психоактивных веществ в образовательных учреждениях и на прилегающих к ним
территориях, субъекты, ведущие уголовное судопроизводство, вправе внести
представление в органы управления образования и общеобразовательных
учреждений:
- о необходимости
принятия мер по обеспечению охраны территорий образовательных учреждений,
ограничению свободного входа и пребывания на территории образовательных
учреждений некоторых лиц;
- о необходимости
организации правовой пропаганды, информационно-просветительной работы с
обучающимися, учителями, родителями обучающихся по вопросам предупреждения и пресечения
правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
- о необходимости
проведения индивидуальной профилактической работы с обучающимися, потребляющими
психоактивные вещества и (или) совершающими иные правонарушения, связанные с
НОН, в целях оказания им педагогической, психологической, социальной,
медицинской помощи, предупреждения антиобщественных действий.
В процессе
уголовного судопроизводства необходимо принимать меры и к искоренению условий,
способствующих приобщению лиц к приему наркотиков, совершению их хищений. Обращать
внимание должностных лиц на выявленные недостатки в учете рецептурных бланков и
наркотических средств, на нарушения установленных правил хранения, учета,
отпуска наркотиков в лечебно-профилактических учреждениях, на предприятиях
химико-фармацевтической промышленности, в научно-исследовательских институтах,
лабораториях и требовать их устранения.
В соответствие с
ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8.01.1998 г.
представление (частное определение, постановление) субъектов, ведущих уголовное
судопроизводство, является юридическим основанием для отказа в выдаче лицензии
юридическому лицу на вид деятельности, связанной с оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, при установлении обстоятельств, свидетельствующих
об отсутствии условий для обеспечения учета и сохранности наркотических средств
и психотропных веществ (ст. ст. 10, 11 ФЗ РФ).
В случае
повторного нарушения юридическим лицом положений ст. 46 ФЗ РФ «О наркотических
средствах и психотропных веществах», запрещающей пропаганду и ограничивающую
рекламу в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их
прекурсоров, и непринятии мер по представлению субъектов, ведущих уголовное
судопроизводство, деятельность юридического лица может быть приостановлена или
прекращена по решению суда.
В случае
установления обстоятельств, дающих основание полагать, что юридическое лицо
осуществило финансовую операцию в делах легализации (отмывания) доходов,
полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных
веществ в силу ст. 52 ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществ»
представление следователя является юридическим фактом для предъявления в суд
требования о ликвидации указанного юридического лица.
Практика
расследования преступлений в сфере незаконного оборота психоактивных веществ
выработала два основных направления реализации субъектами, ведущими уголовное
судопроизводство, специальную предупредительную деятельность:
1. Предупреждение по материалам,
конкретного дела (группе дел) в соответствии со ст. 158 ч. 2 УПК РФ.
2. Предупреждение преступлений в
районе, регионе, когда профилактические меры выходят за рамки конкретного
уголовного дела.
При анализе и
обобщении причин и условий по уголовному делу (группе дел), а также прекращенным
уголовным делам и отказным материалам, можно выявить, какие виды преступлений
наиболее характерны в данном регионе, какая категория лиц в большей степени
привлекается к уголовной ответственности (ранее судимые, наркоманы, несовершеннолетние),
констатировать такие факты, как появление мест открытого потребления
психоактивных веществ, появление новых и, соответственно, увеличение числа и
разнообразия видов наркотических средств, распространение культивирования
наркотикосодержащих растений в физически труднодоступных местах, и рост числа подпольных
лабораторий по производству наркотических средств, увеличение количества
случаев приобретения, в том числе хищений, наркотических средств в медицинских
учреждениях, усиление степени организованности совершения преступлений в сфере
незаконного оборота наркотиков, появление новых каналов наркотрафика.
Анализ указанных
обстоятельств может послужить основанием для внесения обобщенного представления
в адрес руководителей компетентных правоохранительных структур о необходимости
проведения комплексных общепрофилактических операций «Мак», «Допинг», «Канал»,
а также специализированных операций «Подросток-игла», «Подросток-«школа».
По второму
вопросу необходимо констатировать следующий вывод:
Специальное
предупреждение – система процессуальных средств, направленных на выявление
причин наркопреступлений и условий, им способствующих, и принятие мер к их
устранению.
В этом аспекте
дается толкование следственно-судебной практики Пленумом Верховного суда РФ №
14 от 15 июня 2006 года «О судебной практике по делам о преступлениях,
связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и
ядовитыми веществами». Если в ходе судебного разбирательства дел о
преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными,
сильнодействующими и ядовитыми веществами, будут выявлены обстоятельства,
способствующие совершению преступления, то суд вправе в указанных и иных
необходимых случаях реагировать путем вынесения частного определения (постановления),
обращая внимание соответствующих организаций и должностных лиц на указанные
обстоятельства и факты нарушения закона, требующие принятия необходимых мер
(часть 4 статьи 29 УПК РФ).
Вопрос 3. Иные
меры, используемые органами предварительного
расследования
в профилактической деятельности
Помимо
внесения представлений на практике встречаются и иные (непроцессуальные) формы
деятельности по устранению причин и условий, способствовавших совершению
преступления. Их выбор обусловливается материалами уголовного дела; обстановкой
совершенного преступления, а также обстоятельствами, сложившимися на момент
принятия решения профилактического характера; особенностями личности
обвиняемого, иными факторами.
Наиболее
распространенными среди них являются:
-
выступления (доклады) в трудовых коллективах, в учебных заведениях и средствах
массовой информации;
-
письма (сообщения) руководителям организаций, предприятий и учреждений, а также
личные беседы с должностными лицами;
-
публикации статей, заметок в печати;
-
лекции.
Подготовка к проведению выступлений, бесед должна строиться с учетом
контингента аудитории. Рамки антинаркотической пропаганды и общей профилактики
в целом нельзя ограничивать так называемыми группами риска, т.е. наиболее
уязвимые для наркотизации, к которым обычно относят подростков, молодежь,
безработных. Опыт показывает, что профилактическая работа среди подростков дает
гораздо больший эффект, если сочетается с разъяснительной работой с родителями
(например, на родительских собраниях в школах), дедушками и бабушками
(пенсионеры по месту жительства).
Особого внимания заслуживает работа с представителями власти,
хозяйственниками, видными общественными деятелями. Обладая властными и
финансовыми полномочиями, авторитетом, они в силу загруженности часто не
обладают объективной информацией по проблеме. Своевременно и полно
информируя таких лиц о наркоситуации, ее влиянии на жизнь людей, социально
экономическое развитие территории, можно оказать влияние на профилактику
наркомании в более широком общесоциальном аспекте.
Формирование атмосферы всеобщего неприятия наркотиков у населения имеет
своей целью преодоление пассивности и равнодушия к проблеме наркомании и
осуществляется посредством:
- постоянного информирования общественности о состоянии оперативной обстановки
по линии незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими;
- создания системы научно-информационного обеспечения пропаганды
здорового образа жизни как необходимости нормальной жизнедеятельности,
самореализации и самовыражения человека.
Наибольшей эффективности в решении этих вопросов можно добиться, опираясь
и активно используя возможности средств массовой информации, которые служат
основным, а порой и единственным источником информации для большинства
населения.
Средства массовой информации, учитывая их огромную ежедневную аудиторию,
могут внести существенный вклад в дело предупреждения наркомании.
Устанавливая деловые контакты с работниками телевидения, радио, газет,
журналов и предоставляя им необходимую информацию о состоянии наркоситуации,
необходимо добиваться, чтобы в основе сообщений в СМИ лежала объективность, а
не сенсационность. Вполне вероятно, что именно стремление к сенсациям, желание
бросить вызов обществу и необходимость повысить рейтинг и объясняют тот факт,
что некоторые телевизионные компании, газеты передают значительно больше
информации в поддержку требований изменить существующее законодательство в
области наркотиков или даже легализовать некоторые из них, чем информации, в
которой рассматриваются последствия такой политики и связанный с этим вред.
Используя огромный потенциал СМИ следует проводить мероприятия в области
профилактики и просвещения, направленные на объективное информирование широкой
общественности о последствиях применения наркотиков и злоупотребления ими, что будет
способствовать формированию более рационального подхода к проблемам наркотиков
и позволит избежать сенсационности.
Свободный от наркотиков образ жизни должен быть представлен в позитивном
свете. Польза отказа от наркотиков должна подчеркиваться также, как и вредные
последствия, связанные с их употреблением. Обязательна объективность, точность
и достоверность информации, ее следует подкреплять другими позитивными
аргументами в пользу здорового образа жизни. При этом субъектам, ведущим
уголовное судопроизводство, следует учитывать, что представители СМИ,
специализирующиеся на проблемах освещения наркоситуации, должны в ней
разбираться. Для этого необходимо активно сотрудничать с:
- руководителями печатных изданий (газет, журналов и т.п.), в которых
создаются постоянные рубрики по проблемам незаконного производства,
оборота и злоупотребления наркотиками;
• журналистами и корреспондентами, специализирующимися на указанной
тематике;
• администрацией региона, организующей транслируемые по кабельному
телевидению циклы передач об опасности злоупотребления наркотиками с
привлечением педагогов, психологов, медицинских работников и т.д.;
• молодежными лидерами, спортивными кумирами подростков и молодежи,
пропагандирующими здоровый образ жизни.
Стратегия, основанная на использовании средств массовой информации,
составляет лишь часть стратегии общей профилактики, направленной на сокращение
спроса на наркотики.
В связи с тем, что основную массу потребителей наркотиков составляет
молодежь, она должна также включать в себя меры по предупреждению
злоупотребления наркотиками путем формирования атмосферы их неприятия в школах,
по месту работы молодежи, в местах проведения досуга. Необходимо создавать и
поддерживать условия, при которых выбор здорового образа жизни становится
привлекательным и доступным.
Программы просвещения в образовательных учреждениях являются весьма
эффективным средством профилактики злоупотребления наркотиками среди
подрастающего поколения, в связи с чем, субъекты, ведущие уголовное
судопроизводство, вправе вносить предложения руководству школ о разработке
таких программ и оказывают помощь в их осуществлении.
В последние годы несколько активизировалась деятельность
неправительственных организаций: общественных, религиозных, благотворительных,
направленная на разработку и реализацию различных профилактических программ в
данной области. Их значение и сила заключаются в неординарности и гибкости
подхода к проблеме злоупотребления наркотиками, что позволяет использовать их
потенциал в более широком масштабе.
Мероприятия по разъяснению населению антинаркотического законодательства,
негативных последствий немедицинского употребления наркотиков способствуют
повышению уровня информированности и осведомленности общественности об
опасности злоупотребления ими и их незаконного оборота, предупреждению
совершения действий, подпадающих под действие уголовного и административного
законодательства.
В своих выступлениях субъектам, ведущим уголовное судопроизводство, важно
не допустить крайности - непродуманных и утрированных оценок, чрезмерного
морализирования и запугивания молодежи. В ходе общения с населением необходимо
также учесть, что, если наркотики будут определяться как зло или нечто
ядовитое, антисоциальное, ведущее к саморазрушению, конечный результат может
привести к отчуждению аудитории. Тактика насаждения страха не работает даже в
качестве составной части деятельности по профилактике.
Как говорилось выше, сведения, получаемые молодежью и подростками из
различных источников (телепередачи, художественные и документальные фильмы,
книги, газетные и журнальные статьи), должны быть точными и достоверными.
Именно поэтому важно, чтобы информация, предоставляемая в ходе личного общения
с аудиторией, не противоречила и не расходилась с полученной ранее. В противном
случае на подростков оказывается неоднозначное влияние, что лишь усиливает их
интерес к проблеме.
В связи с этим требуется квалифицированный подход и подготовка к лекции,
беседе или выступлению (изучение необходимой литературы, действующих
нормативных актов, консультации у врачей психиатров-наркологов об особенностях
протекания заболевания наркоманией). При этом в качестве основы необходимо
использовать Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных
веществах".
Вместе с тем, информация должна быть доступна той аудитории, на которую
рассчитана. Так, студенты юридического факультета знакомы с Уголовным кодексом
Российской Федерации и юридической терминологией, тогда как учащиеся
общеобразовательных школ нет. При общении с последними необходимо помочь им
обрести ориентиры на будущее, включающие продолжение их образования и
ответственное отношение к себе и другим; подыскать конкретные причины для
отказа от приема наркотиков (здоровье, достижения в спорте, карьере и т.п.).
В лекциях, выступлениях и беседах следует разносторонне показывать
опасность наркомании для личного здоровья и генофонда нации в целом, освещать
меры предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических веществ.
Необходимо развенчивать мифы о сугубо личном "безвредном" характере потребления
наркотических и психотропных средств, формировать самостоятельную
активно-негативную жизненную позицию у подростков и молодежи по отношению к
любым попыткам одурманивания, стимулировать желание у слушателей помогать
работникам органов внутренних дел и здравоохранения в предупреждении и
пресечении немедицинского потребления указанных средств.
Использование
любой из вышеперечисленных профилактических мер не означает, что в процессе
расследования по этому же уголовному делу не может быть внесено представление.
Так, например, следователь (дознаватель), судья может направить представление
соответствующему руководителю и договориться с ним о выступлении перед трудовым
коллективом, а также провести профилактическую беседу с потерпевшим, виктимное
поведение которого обусловило совершение преступления. Такой комплексный подход
к деятельности по устранению обстоятельств, способствовавших совершению
преступного деяния, на наш взгляд, будет способствовать наиболее эффективному
решению профилактических задач.
Заключение
Общая
профилактика (общепредупредительная деятельность) – система процессуальных мер,
направленных на реализацию уголовно-правовой и уголовно-исполнительной
превенции и осуществление предупредительного воздействия всем комплексом
процессуальных действий и правоотношений, составляющих уголовно-процессуальную
деятельность: (меры пресечения, иные меры уголовно-процессуального принуждения,
уголовно-процессуальный контроль, меры уголовно-процессуальной ответственности,
следственные действия и решения, меры воспитательного воздействия). Иначе
говоря, общепредупредительная деятельность нацелена на удержание от совершения
преступлений лиц, попавших в сферу уголовного судопроизводства
Специальное
предупреждение – система процессуальных средств, направленных на выявление
причин наркопреступлений и условий им способствующих, и принятие мер к их
устранению
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.
О
наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон РФ от 8
января 1998 г.//СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 2198.
2.
Комментарий
к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (научно-практическое
издание) / Под общ. ред. В.В. Мозякова, С.И. Гирько, Г.В. Мальцева, И.Н.
Барцица. - М., 2003.
3.
Методические
рекомендации по профилактике злоупотребления наркотическими средствами,
психотропными веществами и их незаконного оборота. /УБНОН МВД России, ВНИИ МВД
России. № 9/2 – 625 от 6.04 2000.
4.
Безруких Е.С., Мешков В.М. Расследование
преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков: Научно-практическое
пособие. – Калининград: КЮИ МВД России, 2003. – 64 с.
5.
Брылев В.И. Некоторые проблемы раскрытия и
предупреждения преступлений в сфере наркобизнеса. – Екатеринбург: УВШ МВД РФ,
1994. – 193 с.
6.
Жуков
А.М. Предупредительная деятельность следователя по уголовному делу. - Саратов,
1990.
7.
Жуков
А.М. Судебная профилактика преступлений. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1992.
8.
Иванов
И.И. Оптимизация профилактической функции уголовного судопроизводства //
Правоведение. 2002. № 4. С. 70-78.
9.
Михайлов
Б.П. Профилактика наркомании и незаконного оборота наркотиков: Монография. М.:
Издательский дом «Граница», 2003. – 360 с.
10. Наркотики в России:
преступления и расследование. - СПб., 1999. - 425 с.
11.
Химичева Г.П. Общие условия производства
предварительного расследования: Фондовая лекция. - М., 1997.
12. О судебной практике по делам
о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными,
сильнодействующими и ядовитыми веществами: Постановление Пленума Верховного
Суда РФ № 14 от 15 июня 2006 г.// Российская газета. 2006. 28 июня
[1] Состояние
правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов
внутренних дел и внутренних войск в 2005 году. Аналитические материалы. – М.,
2005.
[2] См.: Собрание законодательства Российской
Федерации. 1998. №2. Ст.219.
[3] См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 27. Ст.3360.
|