Учет оптового товарооборота в оптовой торговле
Учет оптового товарооборота в оптовой торговле
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
бухгалтерского учета,
анализа и аудита в
торговле
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Учет оптового товарооборота в оптовой торговле
Студентка
Козлова
УЭФ, 4 курс,
УТ-2 Ирина Николаевна
Руководитель
Яцковская
кандидат
Тамара
Степановна
экономических
наук, доцент
МИНСК 2005
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………
1. Оптовый товарооборот - один из
важнейших показателей в оптовой торговле……………………………………………………………………….
1.1
Значение состав и основные направления развития оптового товарооборота………………………………………………………………….
1.2
Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности оптового
товарооборота…………………………………………………………………
2. Учет расчетов оптового товарооборота……………………………………
2.1 Краткая характеристика деятельности
предприятия…………………….
2.2 Документальное оформление реализации
товаров в оптовой торговле…………………………………………………
2.3 Методика и
организация учета оптового товарооборота……………….
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников…….………………………………….
Приложения…………………………………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
В условиях становления и развития рыночных отношений в Республике
Беларусь неизмеримо возрастает значимость управления экономикой и прежде всего
бухгалтерского учета. Правильно организованный учет и связанный с ним контроль
являются важнейшими функциями управленческой деятельностью субъектов
хозяйствования, факторами успешного экономического и социального развития,
повышения эффективности использования активов предприятия, собственного и
заемного капитала, достижение наилучших результатах при наименьших затратах
труда и средств. Развитие частной и фирменной торговли в рыночной экономике
обеспечило сокращению звенности товародвижения, позволили выработать оптимальные
конкурентоспособные схемы доставки товаров потребителю: производство-магазин
или производство-оптовая база (оптовый склад)-магазин.
Оптовые предприятия осуществляют продажу товаров крупными партиями с целью дальнейшей их перепродажи или
для производственного использования. Оптовую торговлю товарами народного
потребления ведут государственные, кооперативные, частные оптовые предприятия и
индивидуальные предприниматели. Она являются посредническим звеном между
предприятиями промышленности и розничной торговли, общественного питания.
Актуальность
темы «Бухгалтерский учет оптового предприятия» заключается в том, что главным
количественным показателем, позволяющим оценить объемы работы оптового
предприятия, является оптовый товарооборот. В
настоящее время результаты деятельности оцениваются по величине прибыли,
рентабельности. В то же время показатель товарооборота является основой для
расчета всех оценочных показателей (валового дохода, прибыли, уровня издержек,
рентабельности и т. д.). От его динамики зависят во многом результаты
хозяйственной деятельности предприятий торговли. Рост товарооборота влечет за
собой увеличение валового дохода, а, следовательно, и прибыли предприятия.
Поэтому, изучение оптового товарооборота ставит перед собой следующие задачи:
·
оценить выполнение планов оптового товарооборота и поставки
товаров покупателям, изучить их в динамике;
·
выявить и определить влияние факторов на развитие оптового
товарооборота;
·
изучить причины недостатков в торгово-коммерческой деятельности, если
они имеются, и разработать меры по их устранению и предупреждению;
·
выявить пути, возможности и резервы роста товарооборота,
эффективности использования материально-технической базы, трудовых ресурсов;
·
разработать
оптимальные стратегические и тактические управленческие решения по развитию
оптового товарооборота предприятия.
Цель
написания работы - изучить ведение синтетического и аналитического учета
товарооборота на СП «Белорусско-Кипрский торговый Дом».
При написании данной курсовой работы использовались
книги таких авторов, как Л.И Кравченко, В.В. Кожарский, Н.П. Дробышевский, С.А.
Харитонов. Применялись периодические издания, такие как «Все для бугалтера»,
«Главный бухгалтер», «Консультант», «Бухгалтерский учет и анализ»,
«Предпринимательство в Беларуси», «Налоговый вестник», «Финансы, учет и аудит»
и многие другие.
Для написания
пункта 1.2. применялась нормативно-правовая документация.
1 Оптовый товарооборот - один из важнейших показателей
в оптовой торговле
1.1 Значение, состав и основные направления развития оптового
товарооборота
Главным
количественным показателем, позволяющим оценить объемы работы оптового
предприятия, является оптовый товарооборот. Он представляет собой продажу
товаров крупными партиями предприятиям оптовой торговли для последующей
перепродажи, розничной торговле и предприятиям общественного питания - для
продажи непосредственно потребителю, промышленным предприятиям - для
промышленной переработки и промышленного потребления и другим потребителям.
В зависимости от использования товарных ресурсов
по их назначению различают три вида оптового товарооборота по реализации:
·
продажу товаров розничным и промышленным предприятиям,
учреждениям, организациям, а также на экспорт;
·
межгосударственный (межреспубликанский) отпуск (продажу товаров за
пределы республики) другим государствам на основе заключенных
межправительственных соглашений;
·
внутрисистемный отпуск (продажу внутри республики одним оптовым
продавцом другому).
В зависимости от форм организации товародвижения
вышеназванные виды оптового товарооборота делятся на складской (продажа
товаров непосредственно со складов) и транзитный (реализация товаров от
поставщика к покупателю, минуя оптовое предприятие) который подразделяется еще
на два вида: с участием оптовых баз в расчетах (твердосчетный транзит) и без
участия (организуемый транзит). Транзитная форма реализации товаров является
более эффективной, ускоряет товарооборачиваемость, сокращает расходы по
доставке, погрузочно-разгрузочным работам, приемке, отпуску и хранению товаров.
Сумма складского и транзитного с участием в расчетах оборотов образует оптовый
товарооборот с участием в расчетах. Все качественные показатели оценки работы
оптового предприятия исчисляются к оптовому товарообороту с участием в
расчетах.
Складской оптовый товарооборот является основой
для планирования товарных запасов, определения потребности в складских
помещениях и емкостях. Для усиления контроля за состоянием товарных запасов в
соответствии с установленным нормативом, сохранностью товаров на складах
торговых предприятий, выполнением плана товарооборота и финансовых результатов
очень важно правильно организовать отчетность материально ответственных лиц.
Существуют три формы материальной отчетности: непосредственная передача
работниками предприятий приходных и расходных документов в бухгалтерию;
передача работниками предприятий приходных и расходных документов в бухгалтерию
с сопроводительными реестрам; передача работниками предприятий этих же
документов с товарными отчетами. Форма отчетности зависит от объема
информации и количества документов, степени механизации учета, места и
времени таксировки документов.
В оптовый
товарооборот не включают:
·
отпуск
товаров, продукции для переработки на собственном производстве, а также на
внутрихозяйственные нужды предприятия;
·
стоимость
товаров, а также продукции собственного производства, отпущенных организацией в
собственную розничную сеть (структурным подразделениям, не имеющим статуса
юридического лица);
·
отпуск
товаров, продукции на давальческих началах в производственные предприятия
сторонних организаций для промышленной переработки или доработки;
·
закладка
товаров в государственный резерв;
·
стоимость
тары всех видов, в том числе стеклянной, проданной с товаром, на которую
установлены залоговые цены.
Если
имел место возврат, то стоимость возвращенных покупателем товаров должна быть
вычтена из оборота по моменту возврата товара.
Оптовый
товарооборот подразделяют также по направлениям реализации товаров (по
рыночному и внерыночному фондам). Поставка товаров по рыночному фонду включает
их отпуск предприятиям розничной торговли и массового питания для продажи
населению. К внерыночному фонду относится поставка товаров предприятиям легкой
и пищевой промышленности для производственных нужд (ткани, нитки, сахар, мука,
соль и другие), отпуск спецодежды, спецобуви, фонд госбюджетных организаций и
т. п. Поставка товаров промышленным предприятиям для производственных нужд,
включает фонд промышленной переработки и фонд промышленного потребления. В фонд
промышленной переработки входит отпуск товаров в качестве основного сырья
(материалов) для производства определенной продукции. В фонд промышленного
потребления включается поставка товаров промышленным предприятиям для
использования их в качестве вспомогательных.
Такой состав оптового товарооборота определяется лишь в
экономической литературе, однако не закреплен в нормативных документах.
В настоящее время результаты деятельности
оцениваются по величине прибыли, рентабельности. В то же время показатель товарооборота
является основой для расчета всех оценочных показателей (валового дохода,
прибыли, уровня издержек, рентабельности и т. д.). От его динамики зависят во
многом результаты хозяйственной деятельности предприятий торговли. Рост
товарооборота влечет за собой увеличение валового дохода, а следовательно, и
прибыли предприятия.
Основные направления развития оптового
товарооборота :
·
повышение ритмичности и равномерности поставок от
производителей;
·
снятие с производства товаров, не пользующихся спросом, и
увеличение производства ходовых и дефицитных товаров на основе изучения
потребностей в них;
·
предотвращение товарных потерь при транспортировке, хранении и
реализации товаров, а также их хищения путем оптимизации товарных запасов и правильной
организации товародвижения;
·
развитие материально-технической базы оптовых предприятий
(подвижной состав, специально оборудованные хранилища, холодильники),
правильная организация маркетинговой деятельности и так далее.
Деятельность
оптового предприятия, как и любого другого предприятия на потребительском
рынке, направлена на выполнение определенных стратегических планов,
поставленных задач. В основе развития оптовых предприятий лежит
торгово-финансовый план, в котором находят отражение такие показатели как
оптовый товарооборот, прибыль от реализации, коэффициент рентабельности и
другие. От степени выполнения этих показателей зависит финансовое состояние
предприятий оптовой торговли. План оптового товарооборота разрабатывается оптовым
предприятием самостоятельно, однако, учитывая нынешнее состояние товарного
рынка, снижение объемов производства, разрыв хозяйственных связей,
неразрешенность проблемы неплатежей, при его разработке необходимо принимать во
внимание меры, разработанные правительством по государственному регулированию
производства и потребления.
При составлении прогнозов оптового товарооборота
необходимо использовать следующие основные предпосылки:
·
прогноз развития розничного товарооборота в целом по республике и
в районе деятельности базы;
·
накопленная информация о потенциальных партнерах-производителях,
номенклатуре производимых товаров, их свойствах, ценах, условиях поставки,
биржевых котировках;
·
сведения о конъюнктуре рынка, товарных рынках, о спросе,
покупателях;
·
заказы-заявки на товары обслуживаемых розничных торговых
предприятий и других предприятий и организаций;
·
прогнозные расчеты товарных ресурсов в разрезе источников, которые
могут быть вовлечены в товарооборот;
·
заказы на поставку товаров для государственных нужд;
·
перспективы развития производства товаров в районе деятельности
оптового предприятия;
·
ориентация на обеспечение необходимой прибыльности;
·
анализ динамики объема и структуры оптового товарооборота,
состояния товарных запасов и товарного обеспечения.
Все эти предпосылки исходят из того, что
функционирование оптового предприятия на рынке всегда связано с ограничениями,
которые определяют границы его деятельности и, в частности, оптового
товарооборота. Такими ограничениями являются: ресурсные (материальные,
трудовые), то есть прогнозы товарооборота не могут быть больше наличных
ресурсов; финансовые (имеющиеся денежные фонды, платежеспособность); временные,
обусловленные инфляцией, что предполагает замедление оборачиваемости; объем
покупательского спроса (объем реализации всегда равен или меньше объема
спроса). Степень влияния этих ограничений зависит от состояния экономики
страны, уровня самостоятельности предприятия, уровня рыночных преобразований.
От правильного и своевременного учета на
предприятии реализации товаров зависит точность определения финансовых
результатов, начисления налогов и других обязательных платежей в бюджет,
объективность аналитических данных, а также составляемых планов и прогнозов на
будущие периоды. Отметим, что при этом надо учитывать постоянно изменяющиеся
условия хозяйствования, связанные, в первую очередь, с динамичным изменением
законодательства. Это позволит избежать ошибок в учете, своевременно определить
упущенные возможности улучшения результатов работы с целью их использования в
будущем периоде.
1.2 Нормативно-правовое
регулирование учета и отчетности оптового товарооборота
Все предприятия и хозяйственные организации
Республики Беларусь должны вести учет в соответствии с действующим
законодательством. Я привожу перечень нормативно-правовых документов по
исследуемой теме, регламентирующих методику и организацию бухгалтерского учета
и отчетности на предприятии.
1.)Закон РБ « О бухгалтерском учете и
отчетности» от 18 октября 1994 г. № 3321-XII
определяет правовые и методологические основы организации и ведения
бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и
представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам
бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь. Закон предписывает
основные требования при организации бухгалтерского учета, которые входят в
компетенцию руководителя, регламентирует права и обязанности главного
бухгалтера, утверждает основные положения учетной политики.
Согласно статье 4 Основными
задачами бухгалтерского учета и отчетности являются:
·
формирование полной и достоверной информации о деятельности
организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных
расходах;
·
обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций
внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и
движении имущества и обязательств, а также об использовании материальных,
трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами,
нормативами и сметами;
·
предотвращение отрицательных результатов хозяйственной
деятельности организации и выявление резервов ее учета;
Типовой план
счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень синтетических и
аналитических счетов бухгалтерского учета.
2.)Закон «О торговле» от 26 ноября 2003 г. № 247-З определяет правовые основы
осуществления торговли на территории Республики Беларусь, государственного
регулирования и контроля в области торговли и направлен на создание
благоприятных условий для эффективного осуществления торговли в целях
удовлетворения спроса физических и юридических лиц на товары, выполнение работ,
оказание услуг. В статье 27 данного закона указывается, что в случаях выявления
в ходе проверки (ревизии) реализации товаров, не соответствующих техническим
нормативным правовым актам, устанавливающим обязательные требования к качеству,
технологии и безопасности товаров, отсутствия необходимой и достоверной
информации о товаре, а также реализации товаров без предусмотренных законодательством
приходных документов и (или) документов, подтверждающих качество и безопасность
товаров, либо с истекшими сроками годности (сроками службы) или без указания
сроков годности (сроков службы), если установление этих сроков обязательно, а
равным образом в случае отказа субъекта торговли допустить должностных лиц
уполномоченных контролирующих органов к проведению проверки (ревизии)
контролирующие органы приостанавливают или прекращают реализацию этих товаров.
3.)Закон « О ценообразовании» от 10 мая 1999 г. N 255-З
устанавливает правовые основы государственной политики в
области ценообразования в Республике Беларусь, сферу применения свободного и
регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов,
осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права,
обязанности и ответственность субъектов ценообразования.
регулирование ценообразования - воздействие на процессы
установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов
путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других
мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. Оно
реализуется на основе форм прямого (административного) и косвенного (через
воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области
денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики) регулирования.
Основными принципами ценообразования являются:
·
определение основ государственной политики в области
ценообразования;
·
сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
·
разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению
и регулированию цен (тарифов);
·
установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги)
на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически
обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства
прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной
поддержки;
·
государственный контроль за соблюдением действующего порядка
ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).
Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за
исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, применяются свободные
цены (тарифы).
Согласно статье 12 юридическое лицо, предприниматель имеют
право:
· самостоятельно
или по согласованию с покупателем установить цену (тариф) на товар (работу,
услугу), если в отношении их в соответствии с законодательством о
ценообразовании не применяется государственное ценовое регулирование;
· обжаловать в
установленном законодательством порядке решения, принятые в отношении их
республиканскими органами государственного управления, областными и Минским
городским исполнительными и распорядительными органами, а также их должностными
лицами с нарушением законодательства о ценообразовании. Обжалование в
установленном законодательством порядке решений не приостанавливает их
выполнения.
4.)Положение «О порядке формирования и применения цен и
тарифов» от 22 апреля 1999 г. N 43 устанавливает порядок формирования и
применения цен и тарифов на продукцию, товары, работы, услуги и применяется
всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими
хозяйственную деятельность на территории республики, если Президентом или
Правительством Республики Беларусь не установлен иной порядок.
Оптовая надбавка - надбавка, взимаемая субъектами
хозяйствования при поставке (реализации, продаже, обмене) продукции (товаров) и
предназначенная для компенсации расходов, связанных с осуществлением оптовых
операций и получением прибыли. Устанавливается по соглашению сторон в лице
снабженческо-сбытовых, управлений производственно-технической комплектации,
оптовых и розничных предприятий. В соответствии с законодательством
уполномоченные органы государственного управления могут устанавливать
ограничение (в процентном выражении) оптовой надбавки. Согласно подпункту 2.11.
При поставках продукции (товаров) внутри республики через снабженческо-сбытовые
(управления производственно-технической комплектации), оптовые предприятия и
иные субъекты хозяйствования, одним из видов деятельности которых является
оптовая торговля (при условии ведения раздельного учета по оптовым операциям),
оптовая надбавка (наценка) к отпускной цене, сформированной в соответствии с
подпунктом 2.2 настоящего Положения, или импортером (если не установлено
ограничение по уровню взимаемой оптовой надбавки на всех участвующих
посредников), не может превышать 20 процентов независимо от количества
участвующих оптовых продавцов. Поставка на территории республики товаров,
приобретенных для экспорта и не использованных для этих целей, осуществляется
по ценам, не превышающим более чем на 5% отпускные цены, сформированные
предприятием-изготовителем в республике на момент продажи.
Субъекты хозяйствования, осуществляющие оптовую торговлю,
производящие расфасовку товаров в одноразовые упаковочные материалы, которые в
соответствии с нормативно-технической документацией выпускаются
предприятиями-изготовителями в такой упаковке, расходы по фасовке (в том числе
стоимость упаковочных материалов по цене приобретения) добавляют к отпускным
ценам предприятий-изготовителей с взиманием оптовой надбавки. Отпускные цены
(тарифы), утвержденные руководителем предприятия-изготовителя, помещаются в
прейскуранты и хранятся на бумажных носителях. Отпускные цены (тарифы)
согласовываются с покупателями в протоколах согласования цен, договорах на
поставку продукции, если расчеты осуществляются по ценам, отличным от
помещенных в прейскурантах на размер предоставляемой скидки, а также по разовым
(индивидуальным) заказам.
При поставке продукции (товара) в товарно-транспортных
(товарных) накладных предприятия-изготовители заполняют все предусмотренные
этими документами реквизиты, а также обязаны делать ссылку на один из
документов, указанных в пункте 4.2, являющихся обоснованием цены. При предоставлении
покупателю скидки с отпускной цены предприятия-изготовители в
товарно-транспортных (товарных) накладных указывают отпускную цену, по которой
производится оплата за поставляемую продукцию (товары, работы, услуги), без
указания предоставленной покупателю скидки с отпускной цены.
5.)Постановление «Об утверждении бланков товарно-транспортной
накладной формы ТТН-1,ТН-2 и инструкций по их заполнению» от 14 мая 2001г. №
53. Все реквизиты по заполнению таварно-транспортных накладноых
регламентированы в инструкциях.
6.) Постановление «Об утверждении инструкции о порядке
исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» от 31 января 2004 г. № 16.
Объектом налогообложения признаются обороты по реализации объектов на
территории Республики Беларусь и за ее пределами. Налогообложение по НДС
производится по следующим налоговым ставкам: ноль (0) процентов, десять (10)
процентов, восемнадцать (18) процентов, девять целых девять сотых (9,09)
процента (10:110х100), пятнадцать целых двадцать пять сотых (15,25) процента
(18:118х100).
7.)Постановление «Об утверждении инструкции о порядке исчисления и сроках
уплаты и представления налоговым органам налоговых деклараций (расчетов) о
суммах исчисленных сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной
продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей
автомобильных дорог в дорожные фонды в 2004 году» от 29 марта 2004 г. № 48.
Республиканский единый платеж уплачивается в размере 3
процентов величины налоговой базы, в том числе:
сбор в республиканский фонд поддержки производителей
сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки - в размере 2
процентов;
налог с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды - в размере 1
процента.
8.)Постановление «Об утверждении инструкции о порядке
исчисления, сроках уплаты и представления налоговым органам налоговых
деклараций (расчетов) о суммах исчисленных сбора на формирование местных
целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов и сбора на финансирование
расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, в 2004 году» 29
марта 2004 г. № 47. Уплата производится единым платежом в размере 1,15 процента
величины налоговой базы, в том числе:
сбор на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных
фондов в размере 0,4 процента;
сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и
ремонтом жилищного фонда, в размере 0,75 процента.
2 Учет оптового товарооборота
2.1 Краткая характеристика деятельности
предприятия
Данная курсовая работа
написана на материалах СП «Белорусско-Кипрский Торговый Дом» (совместное
общество с ограниченной ответственностью, в числе учредителей которого можно
выделить кипрскую и белорусскую стороны), которое расположено по адресу: РБ, г.
Минск, пр. Партизанский, 12.
Общество является юридическим лицом, имеет обособленное имущество,
самостоятельный баланс, счета в банках, печать, штампы, фирменные бланки,
товарный знак и осуществляет свою деятельность, руководствуясь законами
Республики Беларусь, правительственными нормативными актами, регулирующими
деятельность предприятия, Уставом СП «Белорусско-Кипрский Торговый Дом»,
зарегистрированным Министерством внешних экономических связей от 22.12.1997г. №
1851 (Приложение А, Б).
Основными видами деятельности являются: оптовая и комиссионная торговля
электротоварами; розничная торговля электротоварами и галантереей.
Хозяйственная деятельность СП «Белорусско-Кипрский Торговый Дом»
направлена на извлечение прибыли для развития предприятия в процессе
осуществления хозяйственной деятельности, направленной на развитие
хозяйственных связей Республики Беларусь с зарубежными странами, на насыщение
белорусского рынка товарами народного потребления, продукцией
производственно-технического назначения предприятия, оказания необходимых
услуг.
Общество создает свой уставный фонд за счет денежных вкладов участников.
Уставный фонд составляет 33 340 долларов США. Доля участников Республики
Беларусь составляет 6 660, а доля участника Кипра – 26 680 долларов
США.
Общество действует на принципах полного хозяйственного расчета:
обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по развитию производства,
социальному развитию и материальному стимулированию работников.
Материально
ответственные лица имеют право: участвовать в приемке, хранении, отпуске
товаров и денег; осуществлять взаимный контроль за их движением; принимать
участие и требовать при необходимости проведения инвентаризаций; знакомиться
с товарными отчетами; проводить самопроверки; требовать от администрации
выполнения условий договоров о материальной ответственности.
Материально
ответственные лица обязаны: бережно относиться к сохранности
товарно-материальных ценностей; вести учет и отчетность; ставить в
известность администрацию о нарушениях в обеспечении сохранности
товарно-материальных ценностей.
Администрация
магазина обязана: обеспечить условия для сохранности ТМЦ; знакомить
работников с законодательством о материальной ответственности, положениями и
инструкциями о приемке, хранении, продаже товаров; рассматривать заявления об
отводе работников и необходимости инвентаризации.
В соответствии с трудовым договором СП «Белорусско-Кипрский Торговый Дом»
наниматель вправе требовать заключения с работником договора о полной
материальной ответственности. В случае отказа работника от заключения договора
о полной материальной ответственности трудовой договор может быть расторгнут по
инициативе нанимателя.
Организационная структура управления и структура бухгалтерии СП
«Белорусско-Кипрский Торговый Дом» представлена на рисунках 1 и 2 приложения Ж и З.
Предприятие
возглавляет директор, который самостоятельно решает все вопросы деятельности
предприятия. Директор действует от имени предприятия, представляет его интересы
на всех предприятиях, учреждениях, распоряжается имуществом предприятия в
пределах прав, установленных учредителем, заключает договоры, выдает
доверенности, открывает в банках счета и т.д.
Заместители,
руководители структурных подразделений и работники исполнительного аппарата
предприятия назначаются на должность и освобождаются от должности директором
самостоятельно.
Бухгалтерия осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных
операций с материальными и денежными ресурсами, устанавливает результаты
финансово-хозяйственной деятельности предприятия, представляет статистическую
отчетность и др.
Организация и
руководство бухгалтерским учетом предприятия возлагается на главного
бухгалтера. В части прав, обязанностей и ответственности главный бухгалтер
руководствуется ст.9,10,11 Закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности». В
частности главный бухгалтер
обеспечивает организацию бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности, осуществляет контроль за экономным использованием материальных,
трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия;
формирует учетную политику (Приложение В), план счетов исходя из структуры и
особенностей деятельности предприятия в соответствии с законодательством.
Осуществляя организацию бухгалтерского учета на основании установленных правил
его ведения, с помощью современных технических средств и технологий
обеспечивает: полный учет денежных средств, своевременное отражение их
движения; правильное начисление
и своевременное перечисление налогов и сборов в государственный бюджет и внебюджетные фонды; проведение инструктажа
материально-ответственным лицам по вопросам учета и сохранности ценностей,
находящихся на их ответственном хранении, оформление договоров о материальной
ответственности с должностными лицами; сохранность документов, контроль за порядком и
законностью оформления первичных и бухгалтерских документов. Подписывает документы, служащие
основанием для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных
ценностей. Принимает меры по выявлению недостач.
Бухгалтерский учет осуществляется на основании использования автоматизированной формы учета.
Важно отметить,
что на данном предприятии используется универсальная автоматизированная
программа бухгалтерского учета для персональных компьютеров «1С: Предприятие
7,7». Эта программа позволяет организовать эффективный бухгалтерский, кадровый,
оперативный торговый, складской учет, а также расчет заработной платы.
Использование в работе автоматизированной программы по учету хозяйственной
деятельности позволяет предприятию значительно сократить время бухгалтера на
ведение учета, улучшить состояние учетной и аналитической работы, повысить
качество работы предприятия и его финансовое положение.
При организации
бухгалтерского учета значительное внимание должно уделяться ведению его по
установленным формам первичной документации и регистрам бухгалтерского учета. В
соответствии с действующим законодательством факт совершения хозяйственной
операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу.
Он должен содержать достоверные данные и создаваться своевременно, как правило
в момент совершения операции, например на выдачу денег из кассы, на отпуск
товаров со склада и т.д. Первичные документы должны содержать следующие
обязательные реквизиты: наименование, номер документа, дату и место его
составления; содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее
измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях;
должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и
правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.
В условиях
комплексной автоматизации бухгалтерского учета данные синтетического и
аналитического учета формируются на электронных носителях и ежемесячно
выводятся на бумажные носители, при этом содержание показателей выходных форм
первичных документов и регистров бухгалтерского учета должны соответствовать
формам, предусмотренным Альбомом либо утвержденным соответствующими
нормативными документами.
Для
характеристики деятельности предприятия за последние годы в таблице 1 приведены
основные показатели, составленные на основании документов, указанных в
приложениях Г, Д, Е.
Таблица 1: Основные показатели финансовой деятельности
СП «Белорусско-Кипрский Торговый Дом» за 2001-2003 гг.
|