Большая коллекция рефератов

No Image
No Image

Счетчики

Реклама

No Image

Торгово-экономические связи стран Балтии и Европейского Союза до их вступления в ЕС

Торгово-экономические связи стран Балтии и Европейского Союза до их вступления в ЕС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СТРАН БАЛТИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ДО ИХ ВСТУПЛЕНИЯ В ЕС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2005 г

СОДЕРЖАНИЕ:



Введение. 3

Глава 1. Эволюция торгово-экономических связей стран Балтии после выхода из состава СССР   5

1.1. Политический контекст и уровень договорных отношений накануне установления торгово-экономических связей стран Балтии и ЕС.. 5

1.2. Экономические предпосылки развития торгово-экономических связей.. 8

Глава 2. Анализ состояния торгово-экономических связей стран Балтии накануне вступления в Европейский Союз. 12

2.1. Агенты балтийской экономической политики ЕС.. 12

2.2. Состояние торгово-экономических отношений со странами ЕС.. 13

Глава 3. Особенности российско-балтийских торгово-экономических связей в контексте вступления стран Балтии в Европейский Союз. 17

3.1. Приоритеты торгово-экономического сотрудничества  России со странами Балтии.. 17

3.2. Новые возможности и направления  торгово-экономического сотрудничества.. 20

Заключение. 23

Список использованной литературы... 25

Приложение 1. 27

Приложение 2. 29















Введение


Процесс европейской интеграции начался в 50-е годы ХХ века, когда были учреждены три Европейских Сообщества: Европейское объединение угля и стали (1951), Европейское экономическое сообщество (1957) и Европейское Сообщество по атомной энергии (1957). В 1987 г. в Едином Европейском Акте получает закрепление идея создания единого рынка, подразумевающая свободу движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы.

Однако важнейшее значение в углублении европейской политической и экономической интеграции имел Маастрихтский договор о Европейском Союзе. 7 февраля 1992 г. Договор о Европейском Союзе был подписан и вступил в силу 1 ноября 1993 г. Он, в частности, установил необходимость создания экономического и валютного союза (ЭВС).

Несмотря на активизацию интеграционных процессов в Европе, в СССР существовало двоякое отношение к этому процессу. Европейское сообщество рассматривалось как экономическая база НАТО. По этой причине оно расценивалось в целом как враждебная организация.

Но отношение к ЕС в некоторых советских республиках было принципиально иным. В самом начале 1990-х гг., стремясь покинуть СССР и дистанцироваться от России, три балтийских страны (Латвия, Литва и Эстония) утверждая свою государственность и национальную идентичность, стремилось наладить тесные торгово-экономические связи со странами ЕС, обоснованно рассматривая эти связи как основу интеграции в Европейское Сообщество.

В тот период трудно было предполагать, что к 2003 г. Латвию, Литву и Эстонию пригласят в Европейский Союз и НАТО. Но, как показала новейшая история, сегодня эти страны полноценные члены ЕС.

Но путь стран Балтии в ЕС был непростым и состоялся благодаря масштабной политической и экономической поддержке Европейского Сообщества.

Цель данной курсовой работы состоит в изучении основных предпосылок и особенностей развития торгово-экономических связей стран Балтии и ЕС до вступления Латвии, Литвы и Эстонии в Европейское Сообщество.

Теоретической и информационной базой работы послужили международные правовые акты, материалы конференций, докладов, статей, монографий, электронные ресурсы, статистические материалы, освещающие различные аспекты торгово-экономического сотрудничества стран Балтии со ЕС и Россией накануне вступления Латвии, Литвы и Эстонии в Европейский Союз: БИКИ (Бюллетень иностранной коммерческой информации) №№ 1992-2002 гг.; Доклад «Россия и Балтия: 2010» (Foundation for Prospective Studies and Initiatives); Доклад Комитета Россия в объединенной Европе; Россия и Прибалтика-II, СВОП, 1999; Документы Европейского союза. В 3-х т. - М.: Право, 1994; Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю. н. проф. Л. М. Энтина; Estonia's Development Scenarios Until Year 2010. Estonian Institute for Future Studies, Tallinn/Tartu 1997; Report on Conditions for Growth and Development in the Baltic Sea Region. BSBS 2000; Hartelius D. Security Cooperation in the Baltic Sea Space: Time to Move Ahead; IEWS Policy Briefs. No. 1, August 1998; Kempe I. Direct Neighbourhood Relations between the Еnlarged EU and the Russian Federation, Ukraine, Belarus and Moldova: Bertelsmann Foundation Publishers, 1998; Moshes А. The Double Enlargement, Russia and the Baltic States. Working Paper 2002/4, DUPI; Emerson М. The Elephant, the Bear and the Hawk. The paper presented at the seminar in the Institute of Europe, RAS, on 14.04.2002; The Baltic and the European Union. Richard Latter. June 2000; Wilton Park Paper 152. Report Based on Wilton Park Conference 602: 25-28 May 2000; World Discussions.www.wdi.ru 04.01.2003; www.delfi.lv; www.delfi.ее и другие.





Глава 1. Эволюция торгово-экономических связей стран Балтии
после выхода из состава СССР

1.1. Политический контекст и уровень договорных отношений накануне установления торгово-экономических связей стран Балтии и ЕС


Процесс установления торгово-экономических связей стран Балтии и ЕС невозможно рассматривать вне того политического контекста и экономических предпосылок, которые сложились к моменту распада СССР.

Прежде всего, следует обратить внимание на тот исторический факт, что феномен европейской интеграции поначалу не оказывал ярко выраженного воздействия на коммерческие связи между СССР и западноевропейскими странами. После того, как в 1973 г. началось заключение торговых договоров между ЕС и третьими странами, были установлены технические контакты между ЕС и СЭВ. В ходе переговоров обозначилась разница подходов сторон - советские эксперты настаивали на налаживании связей между двумя блоками, западные представители выступали за торговые договоренности ЕС с каждым членом СЭВ в отдельности[1].

К середине 70-х годов вся полнота полномочий в области внешней торговли перешла от национальных правительств к Европейской Комиссии, а предшествующие правовые акты, регулирующие торговлю отдельных стран с СССР, утратили силу[2]. В этот период, который также совпал с процессом разрядки, СССР и Европейские Сообщества предприняли некоторые попытки нормализации отношений, однако безрезультатно[3].

Москва поддерживала только двусторонние отношения с государствами-членами ЕС вплоть до середины 1988 года, когда была подписана Совместная декларация о взаимном признании между Советом Экономической Взаимопомощи и Европейскими сообществами.  Первое соглашение между ЕС и СССР (Соглашение о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве) было подписано лишь год спустя, а новое - уже между ЕС и Россией - через три года после распада СССР (и еще три года прошло, прежде чем оно вступило в силу)[4].  Что касается Москвы, то она сформулировала свое отношение к сотрудничеству с Евросоюзом только к 1999-му в Стратегии развития отношений РФ и ЕС на среднесрочную перспективу.

Давая оценку периоду развития отношений ЕС сначала с СССР, а затем с Россией, многие европейские авторы справедливо, на мой взгляд, указывают на то, в этот период наша страна не выработала единую и скоординированную политику по отношению к ЕС[5]. Она всегда поддерживала отношения по отдельности с Великобританией, Германией, Францией, Италией и другими странами Европы, но у Москвы никогда не было отношений с Европейским союзом, как таковым.

В 1988-1989 гг. были подписаны первые соглашения о торговле и сотрудничестве между Европейскими Сообществами и рядом восточноевропейских стран (Венгрия, Польша), которые ставили задачу нормализации торговых отношений путем предоставления этим странам режима наибольшего благоприятствования в торговле с ЕС.

Первоначально Евросоюз, руководствуясь положениями Маастрихтского договора[6] и другими правовыми актами, устанавливал примерно равный торгово-политический режим для всех государств бывшего социалистического блока. Но уже спустя несколько лет проявилась тенденция к четкой дифференциации партнеров на несколько категорий. С центрально- и восточноевропейскими государствами были установлены отношения ассоциации и поэтапно подписаны так называемые Европейские соглашения (Евросоглашения). Первые такие договоры были заключены со странами Вышеградской группы (Польшей, Венгрией, Чехословакией), затем - со странами Южной Европы (Болгарией и Румынией). В эту же категорию попали и государства Балтии, которые по политическим причинам не рассматривались как часть бывшего Советского Союза.

Таким образом, ЕС весьма скоро четко дифференцировало свои отношения с восточной частью Европы по двум группам. Первую составили бывшие соцстраны и республики Прибалтики, с которыми ЕС подписал Европейские Соглашения. Вторая - это большинство стран СНГ (в т. ч. Россия), которые связывают с ЕС Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. В самом общем виде внешние связи Европейских Сообществ предусматривают своеобразную иерархическую систему: непреференциальные торговые соглашения (например, соглашения о торговле и сотрудничестве), отношения ассоциации, предусматривающие автономные преференции (например, Ломейские соглашения с рядом развивающихся стран Африки и Латинской Америки), соглашения о свободной торговле или таможенном союзе (например, договоры с Израилем или Турцией), наконец, соглашения, ведущие к полной интеграции (Европейские соглашения или Договор о Европейском экономическом пространстве).

Евросоглашения, устанавливающие отношения ассоциации и предусматривающие возможность вступления в ЕС, занимают самое высокое место в иерархии договорных отношений ЕС с третьими странами. СПС, несмотря на достаточно громкое название, расположены достаточно низко в этой системе, по сути являясь модернизированной формой стандартных непреференциальных соглашений.

Именно в этих условиях начался процесс интеграции стран Балтии в Европейское Сообщество. Учитывая принципиальную разницу между политическими и социально-экономическими система СССР и ЕС, не трудно предположить, что развитие торгово-экономических связей стран Балтии испытало на себе воздействие целого ряда разновекторных факторов.

1.2. Экономические предпосылки развития торгово-экономических связей


Страны Балтии, несмотря на значительную национальную специфику, приступили к демократически-рыночным преобразованиям фактически как единый субрегион бывшего СССР. Он существенно отличался от собственно российских регионов наличием развитой транспортно-инженерной инфраструктуры (особенно портовой и автодорожной), более современной структурой (небольшая доля добывающих отраслей и отраслей ВПК при преобладании отраслей, ориентированных на конечного потребителя) и более высоким технико-технологическим уровнем промышленности (в пищевой, деревообрабатывающей, текстильной, химической, радиоэлектронной, частично - в машиностроительной отраслях; даже предприятия ВПК здесь были сосредоточены преимущественно в наукоемком приборостроении в отличие от материалоемкого производства военной техники и других вооружений в России), достаточно эффективным сельским хозяйством и сравнительно развитой сферой услуг.

Определенное значение имело использование этих республик как полигона для отработки экономических методов управления плановой экономикой в СССР (регионального хозрасчета, кооперации, выборности директоров, внутрихозяйственного хозрасчета и других элементов самоуправления на предприятиях), а также социально-психологические особенности основной части титульной и значительной части не титульных наций в них, облегчающие проведение демократически-рыночной трансформации.

Все это, наряду с массированной политической и финансово-организационной поддержкой стран ЕС и амортизирующей ролью рынка России и некоторых других стран СНГ, а также формированием странами Балтии общей зоны свободной торговли, предопределило более комплексную и результативную рыночную перестройку национальных экономик этих стран при закреплении и развитии элементов их субрегионального единства.[7]

Вместе с тем, разрыв кооперационных связей в сферах промышленности и АПК привел к заметному спаду производства в этих странах. Например, даже в самой благополучной из всех Эстонии уровень промышленного производства сократился за годы реформ на одну треть. Сельскохозяйственное производство, в большей мере ориентированное на восток, пережило еще более глубокий спад.

За годы реформы экономика Балтийских государств пережила заметные структурные сдвиги. При этом ход экономических реформ в странах Балтии отличался наименьшими издержками во всем постсоветском пространстве. Так, за период 1991-1995 гг. индексы инфляции в Латвии и Эстонии были наименьшими и не превысили двузначных цифр (80-85 раз), тогда как в России рост потребительских цен составил ненамного менее 5 тыс. раз, а в других странах увеличение инфляции достигло пяти- и шестизначных показателей. Низкие темпы инфляции в государствах Балтии были результатом жесткой денежной и валютно-финансовой политики. Дефициты государственного бюджета рассматриваемых стран поддерживались в границах плюс-минус 1-2% к объему ВВП.

В Приложении 1 представлена динамика основных показателей социально-экономического развития стран Балтии до вступления в ЕС при сопоставлении с российскими показателями.

Главной сюжетной линией внешней политики всех стран Балтии на протяжении 90-х годов ХХ века было как можно более быстрое сближение с Западом, вступление во все основные евроатлантические структуры: в Совет Европы, ОБСЕ - на начальном этапе, в ЕС и НАТО, с одновременным дистанцированием от России. При этом западные страны, как считают эксперты,  всячески поддерживали такую политику: по линии МВФ, МБРР и других международных финансовых организаций давались многомиллионные «стабилизационные» кредиты на закупки энергоносителей, покрытие импорта из России и другие цели.[8]

Благодаря поддержке Запада и собственному стремлению Балтийских стран в ЕС, к 1997 году эти страны напоминали скорее развитые западноевропейские экономики, нежели то, что представляли собой большинство бывших советских республик. За довольно небольшой промежуток времени они смогли превратиться из полностью закрытых экономик в наиболее яркий пример быстрой дерегуляции экономики и торговой либерализации.

Также поражала созданная за столь короткий срок и эффективно функционирующая юридическая система, включая, отвечающее условиям рыночной экономики, право собственности.

О широком участии ЕС в экономических процессах стран Балтии говорит и динамика развития договорных отношений. Так, 29 июля 1991 г. по итогам встречи министров иностранных дел стран-членов ЕС принимается решение об установлении с Балтийскими государствами дипломатических отношений и выражается готовность Европейских сообществ оказать содействие экономическим преобразованиям в Эстонии, Латвии и Литве.

В мае 1992 г. были подписаны договоры о торговле и сотрудничестве ЕС с этими странами, аналогичные подписанным ранее между ЕС и СССР.

В 1992 г. на Балтийские государства было распространено действие экономической программы ЕС РНАRЕ, а в июне 1993 г. на саммите в Копенгагене было принято решение о принципиальной возможности приема Эстонии, Латвии и Литвы в члены ЕС наряду с Польшей, Чехией, Венгрией, Словакией, Болгарией и Румынией.

Фактически страны Балтии во взаимоотношениях с Европейским союзом за два года прошли путь, на который государствам Центральной и Восточной Европы потребовалось около 6 лет. Уже через год после саммита в Копенгагене между Балтийскими странами и ЕС были подписаны соглашения о свободной торговле (июль 1994 г.), которые вступили в силу с 1 января 1995 г. При этом ЕС, учитывая экономическую ситуацию в данных странах, пошел на предоставление отсрочки в отмене импортных пошлин со стороны Литвы (на 6 лет) и Латвии (4 года).

12 июня 1995 г. в Люксембурге состоялось подписание договоров об ассоциации Балтийских государств и Европейского союза («европейские соглашения»). Договоры содержат обязательства по установлению режима свободной торговли между сторонами, снятию ограничений на передвижение капиталов, услуг и рабочей силы, приведению законодательств Эстонии, Латвии и Литвы в соответствие с принятыми в Европейском союзе стандартами. С момента подписания договоров об ассоциации страны Балтии получили в отношениях с ЕС те же права, какие получила Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария и Румыния. Это означало, в частности, что представители Эстонии, Латвии и Литвы могли участвовать во всех совместных встречах государств-членов ЕС и ассоциированных стран в рамках «стратегии подготовки к вступлению» последних в Европейский союз, принятой на саммите в Эссене в декабре 1994 г.

В целом можно говорить о том, что после обретения странами Балтии независимости ЕС превратился в один из ведущих политических и экономических партнеров Балтийских государств. На страны Европейского союза приходится от 35 до 50% всего объема внешней торговли Эстонии, Латвии и Литвы.

Обращает на себя внимание тот факт, что «ускорение» темпов сближения Европейского союза и стран Балтии - придание им статуса «ассоциированных партнеров» ЗЕС, заключение договоров о свободной торговле, начало выработки «европейских соглашений» - пришлось на период обострения отношений Балтийских государств с Россией (проблемы вывода войск из Латвии и Эстонии, принятие закона о гражданстве в Латвии).

Глава 2. Анализ состояния торгово-экономических связей стран Балтии накануне вступления в Европейский Союз

2.1. Агенты балтийской экономической политики ЕС


Наиболее активными агентами балтийской экономической политики ЕС в рассматриваемый период стали выступать североевропейские страны - Дания, а после вступления в Европейский союз в 1994 г. - Швеция и Финляндия. Североевропейские государства оказывали активную поддержку Эстонии, Латвии и Литве еще в период их борьбы за независимость в 1990-1991 гг. Развитие этого сотрудничества после восстановления независимости имело глубокие основания.

Североевропейские государства были заинтересованы в стабильности в регионе, непосредственно примыкающем к их границам. Отсюда - и содействие экономическим реформам в Балтийских странах. Кроме этого, сотрудничество с государствами Балтии в определенной мере способствовало поиску новой идентичности североевропейских стран в меняющейся Европе, позволяло уверенней чувствовать себя в ЕС. Определенный интерес представлял для них и рынок сравнительно дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы в Эстонии, Латвии и Литве. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и давние исторические, культурные и даже этнические (Финляндия-Эстония) связи.

Еще в конце 1991 г. странами Северной Европы была разработана специальная «Балтийская инвестиционная программа» экономического содействия государствам Балтии, которая предусматривала создание 5 инвестиционных фондов для поощрения частного мелкого и среднего бизнеса на общую сумму около 75 млн. долл. Эта программа дополнялась и двусторонними усилиями. Финляндия, например, истратила на экономическую поддержку Эстонии, а также региона Кольского полуострова и Карелии в 1990-1993 гг. около 818 млн. финских марок, Швеция выделила Балтийским государствам и странам Восточной Европы - около 1 млрд. шведских крон.

Объемы инвестиций североевропейских государств в Эстонии, например, составляли, по некоторым оценкам, 214,4 млн. долл. (из них на долю Финляндии приходится около 75 млн., Швеции - около 70 млн., Дании - около 60 млн., втроем - около 60% всех иностранных инвестиций в республике), в Латвии - 59,1 млн. долл., в Литве - 11 млн. долл.[9]

В 1992 г. Западноевропейский союз (ЗЕС) создает Форум консультаций, куда наряду с Польшей, Словакией, Болгарией и Румынией входят страны Балтии, отнесенные не к странам бывшего СССР, а к группе государств Центральной и Восточной Европы.

Ежегодные встречи глав правительств североевропейских и Балтийских стран по формуле «5+3» (Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и Эстония, Латвия и Литва) стали традиционными.

Среди государств-членов ЕС особое место в отношениях с Балтийскими государствами занимает также Германия.

Германия имеет давние исторические и культурные связи с регионом, - вплоть до 80-х гг. XIX в. немецкие остзейские бароны были подлинными хозяевами Прибалтики.

Германия активно способствовала сближению ЕС и Балтийских государств. Во время визита президентов стран Балтии в США в июне 1996 г. Б.Клинтон назвал Германию возможным главным «покровителем» Эстонии, Латвии и Литвы в переговорах о вступлении в Европейский союз. Важно отметить, что именно во время председательствования Германии в Европейском союзе был подписан договор о свободной торговле ЕС с Балтийскими странами и начаты переговоры о заключении с ними «европейских соглашений».

2.2. Состояние торгово-экономических отношений со странами ЕС


В ходе рыночного реформирования и реструктуризации экономики в странах Балтии преимущественное развитие получили конкурентоспособные на ставшем главным для них рынке - рынке ЕС отрасли. Для всех трех стран это - производство текстильных изделий, продукции деревообработки, мебели, некоторых нефтепродуктов, металлов и металлопродукции и другой трудо-интенсивной продукции. Например, на основе повышения качества продукции и удовлетворения требований клиентов по срокам и объемам доставки отношение долей стран Балтии и России в их совокупных поставках пиломатериалов в Англию в 2000 г. составило 75:25 против 10:90 в 1980 г.

В то же время, производство более технологически сложной продукции - машин и оборудования, транспортных средств, электронного и оптического оборудования, современной химической продукции и пластиков из стран Балтии оказалось в целом неконкурентно на рынке ЕС. Сальдо обмена этой продукцией отрицательно для стран Балтии, так же, как и агропродовольственными товарами. Так, по данным Министерства экономики Литвы, за 1998-2001 гг. в структуре промышленности страны доля отраслей с технологиями высокого уровня снизилась с 4,4% до 4,1%, средневысокого уровня - с 12,8 до 10%, а с технологиями низкого уровня - напротив, повысилась с 73,0% до 76,1%. За 1995 -1999 гг. конкурентоспособность Эстонии на рынке ЕС снизилась по компьютерам и офисному оборудованию, электромоторам, генераторам и трансформаторам.[10]

Определенные успехи в развитии и экспорте инфо - и биотехнологий не стали прорывом и основой формирования в экономике этих стран вертикально-интегрированных межотраслевых кластеров типа финского инфокоммуникационного кластера (ядро которого образует концерн Nokia).

Во многом по этой причине стран Балтии не было среди 24 стран - лидеров по уровню технологических инноваций в отличие от Финляндии, занимавшей в 2001 г. 7 место среди стран - ведущих технологических инноваторов.

Накануне вступления в ЕС происходила явная переориентация внешней торговли стран Балтии на государства ЕС. Одновременно сокращалось значение России как торгового партнера этих государств. Наибольшей степенью завязанности на рынки ЕС отличалась Эстония (51,1% экспорта и 64,8% импорта в 1996 г.). Для Латвии значение ЕС также велико - соответственно 44,7 и 49,3%. Для Литвы значение рынков ЕС примерно такое же, как и рынков СНГ, - соответственно 33,9 и 40,6%; 44,8 и 36,0%. В то же время среди отдельных стран Россия еще остается главным торговым партнером стран Балтии.[11]

Наряду с этим, экономика всех Балтийских государств демонстрировала до вступления в ЕС положительные макроэкономические показатели.

Так, ВВП Латвии увеличился в 2000 г. до 4,333 млрд. лат в текущих ценах по сравнению с 3,897 млрд. лат в 1999 г., или на 6,6% в постоянных ценах. Оборот внешней торговли составил чуть более 3 млрд. лат по сравнению с 2,7 млрд. лат в предыдущем году при отрицательном сальдо в 800 млн. лат. При этом экспорт в страны ЕС вырос за указанный период с 604 млн. лат до 731 млн. лат. Импорт из стран ЕС и СНГ увеличился соответственно с 940 млн. лат до 1014 млн. лат и с 258 млн. лат до 327 млн. лат. Уровень безработицы в стране, достигший пиковых значений в 120 тыс. человек в первой половине 1999 г. вследствие российского кризиса, к концу 2000 г. опустился до 93 тыс. человек, хотя в начале 2001 г. вновь несколько вырос. Успешно развивался транзитный сектор латвийской экономики. Объем грузов, перевезенных по железной дороге, вырос в 1999-2000 гг. с 33,2 млн. т до 36,4 млн. т, грузооборот - с 12,2 млрд. до 13,3 млрд. т/км. Порты страны в 2000 г. перевалили почти 52 млн. т грузов по сравнению с 49 млн. т в 1999-м. Рост всех этих показателей продолжился в первом квартале 2001 г.[12]

Литовский ВВП в текущих ценах вырос за 2000 г. с 42,7 млрд. литов до почти 45 млрд., что в постоянных ценах 1995 г. составило 3,3% роста. Литовский экспорт вырос с 12 млрд. до 15,2 млрд. литов, импорт - с 19,3 млрд. до 21,8 млрд. литов, что позволило несколько сократить отрицательный внешнеторговый баланс страны (до 6,6 млрд. литов, или 1,7 млрд. долл.). ЕС в 2000 г. остался основным партнером Литвы по экспорту (7,3 млрд. литов по сравнению с 6 млрд. литов в 1999 г.), однако доля Союза сократилась с 50,1 до 47,9%. Импорт из стран ЕС вырос незначительно - примерно с 9 млрд. литов до 9,5 млрд. литов (доля сократилась с 46,5 до 43,3%), а из стран СНГ, наоборот, скакнул с 4,7 млрд. литов до 6,9 млрд. литов (с 24,4 до 31,7%), что прежде всего связано с ростом цен на российские энергоносители. Общий объем перевезенных грузов составил 109 млн. т (20,5 млрд.) по сравнению со 101 млн. в 1999 г. (18,2 млрд.).[13]

Рост ВВП Эстонии в третьем квартале 2000 г. составил 7% по сравнению с соответствующим периодом 1999 г., а в четвертом оценивался в 5,9%. Эстонский экспорт вырос в 2000 г. с 35,4 млрд. крон до 53,9 млрд. крон, импорт - примерно с 51 млрд. крон до 73 млрд. крон. Транспортная статистика Эстонии за 2000 г. оказалась недоступной. В 1999 г. рост перевозки грузов по железной дороге составил 5,3 млн. т (58,3 млн. т по сравнению с 53 млн. т в 1998 г.), грузооборот портов - 34,4 млн. т по сравнению с 27,4 млн. т в 1998. В 2000 г. Таллиннский порт увеличил свои обороты с 26,5 млн. т до 29,3 млн. т.[14]

Таким образом, с одной стороны, ориентация на сходные экспортно-конкурентные товарные группы привело к определенному сближению структуры производства стран Балтии, а следовательно, к усилению их взаимной конкуренции, а с другой, - сдерживало постиндустриальное перепрофилирование их экономик, консервируя традиционный индустриальный, а значит технологически периферийный характер их производства, что в перспективе чревато снижением конкурентоспособности их экономик в рамках расширяющегося ЕС и на мировом рынке в целом.



Глава 3. Особенности российско-балтийских торгово-экономических
связей в контексте вступления стран Балтии в Европейский Союз

3.1. Приоритеты торгово-экономического сотрудничества
 России со странами Балтии


Распад СССР стал рубежом, который ознаменовал переход российско-балтийских политических и экономических отношений в новое качество.

24 августа 1991 г. Б.Н.Ельцин подписал Указы о признании независимости Латвии и Эстонии, дав «зеленый свет» аналогичному процессу со стороны стран Западной Европы и США. В сентябре все эти страны заявили об установлении дипломатических отношений с тремя балтийскими республиками.

Поспешность и непрофессионализм, с которым МИД России в пику ослабленному руководству СССР оформил «развод» с государствами Балтии привел к тому, что после декабря 1991 г. возникли острейшие проблемы форсированного вывода войск из Прибалтики, статуса русского населения, демаркации границ, разрыва экономических связей и многие другие.

Только в феврале 1997 г. МИД РФ обнародовал «Долговременную линию России в отношении стран Балтии». В этом документе впервые была сформулирована позиция, заключающаяся в том, что в отношении Латвии, Литвы и Эстонии реализуется дифференцированный подход. Россия не рассматривает эти страны как единое целое, а строит свои отношения с учетом интеграции русских и русскоговорящих в этих государствах. С положением дел в этой области увязывалось решение вопросов развития экономических отношений и заключение договоров о границе (Эстония и Латвия).

В свою очередь высшие политические круги прибалтийских республик неоднократно заявляли о полной экономической независимости от России или, по крайней мере, о стремлении к таковой, хотя реальность не соответствовала действительности. Так, в Латвии доля транзитных услуг в ВВП выросла с 7% в 1991 г. до 25% в 1998 г.[15], а по некоторым данным даже до 30%[16]. Причем 85 - 90% этого транзита приходится на российские грузы.

По некоторым оценкам Россия оставляла странам Балтии в качестве платы за транзит свыше 1 млрд долл.[17], а российские организации провозили транзитом через прибалтийские республики свыше 50 млн т. грузов[18].

Россия на протяжении 90-х годов формировала от трети до половины ВВП стран Балтии. Это и неудивительно, с учетом того, что за долгие годы сложилась разветвленная система хозяйственных связей, обмена и ее невозможно быстро изменить «волевыми» политическими решениями.

В Приложении 2 представлена динамика грузооборота балтийских портов России и стран Балтии в период 2001-2002 гг.

В таблице 1 представлены данные по взаимной торговле за 1995-2001 гг., которые формировались в условиях функционирования наших стран как самостоятельных национально-государственных образований. Эти данные свидетельствуют, что торгово-экономические связи с Россией являлись важным фактором экономического развития стран Балтии перед вступлением в ЕС.

Таблица 1

Россия: торговля со странами Балтии (объем в долл. США и доля в общем экспорте и импорте в %)[19]



1995

1997

1998

1999

2000

2001



$ млн.

%

$ млн.

%

$ млн.

%

$ млн.

%

$ млн.

%

$ млн.

%

Эстония















Экспорт

408

0.0

553

0.0

511

0.0

696

0.0

1235

1.0

1237

1.0


Импорт

275

0.0

252

0.0

151

0.0

76

0.0

97

0.0

102

0.0


Сальдо

+133


+301


+360


+620


+1138


+1135


Латвия















Экспорт

788

1.0

1223

1.0

673

0.0

955

1.0

1626

1.0

889

1.0


Импорт

381

0.0

305

0.0

204

0.0

97

0.0

91

0.0

117

0.0


Сальдо

+407


+918


+469


+858


+1535


+772


Литва















Экспорт

1024

1.0

1323

1.0

1050

1.0

1161

1.0

2065

2.0

1610

1.0


Импорт

387

0.0

457

0.0

321

0.0

126

0.0

149

0.0

207

0.0


Сальдо

+367


+866


+729


+1035


+1916


+1403


Страны Балтии, всего


Экспорт

2220

2.0

3099

3.0

2234

3.0

2812

3.0

4926

4.0

3736

4.0


Импорт

1043

2.0

1014

1.0

676

1.0

299

0.0

337

0.0

426

1.0


Сальдо

+1177


+2085


+1558


+2513


+4589


+3310



Некоторые прибалтийские страны довольно успешно налаживали торгово-экономические контакты с отдельными регионами России и прежде всего с Москвой и Санкт-Петербургом. Так, развиваются связи между Москвой и Ригой. 13 декабря 2001 года в Москве было подписано Соглашение между Правительством Москвы и Рижской думой о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и культурной областях, а 22 февраля 2002 года в Риге - Протокол о сотрудничестве и взаимодействии между Московской городской думой и Рижской думой. В ноябре 2002 года состоялся визит в Ригу делегации Правительства Москвы во главе с мэром Ю.М.Лужковым. Расширяются контакты между Санкт-Петербургом, Ригой и Даугавпилсом, Псковом и Валмиерой, Казанью и Юрмалой, а также рядом других городов России и Латвии.

К началу XXI века наметился ряд новых элементов в развитии балтийского сотрудничества. Стержнем «перестройки» балтийского единства являлся отход от его сугубо антироссийской направленности периода борьбы за независимость и согласованный переход к созданию инструментов для организации единой зоны расширения ЕС. В силу этого наблюдавшийся ранее «кризис балтийского сотрудничества» можно охарактеризовать как болезнь роста, единственный этап выхода сотрудничества на новый качественный уровень. Литва, Латвия и Эстония при наличии своих собственных внешнеполитических и экономических задач сконцентрировали усилия на достижении общей цели - сокращении переходного периода сближения с ЕС.

3.2. Новые возможности и направления
торгово-экономического сотрудничества


Анализ динамики развития торгово-экономических отношений России со странами Балтии показывает, что они испытывали и испытывают на себе воздействие как минимум трех факторов:

- во-первых, Россия являются для государств Балтии важнейшим источником топлива и других энергоносителей и полезных ископаемых. За счет ввоза из России удовлетворяется, например, 93% потребностей Латвии в топливе, 50% - в электроэнергии, 90% - в цветных металлах, 80% - в сырье для химической промышленности. В отраслях, связанных с поставками российского сырья, сосредоточены и российские инвестиции в Балтийских государствах, участие российского капитала в акционировании балтийских предприятий, имеющие важное значение для последних;

- во-вторых, обслуживание транзита из России является важной статьей доходов Балтийских государств;

- в-третьих, сбыт в Россию продукции сельского хозяйства.

Несмотря на существенный вклад указанных факторов в процесс развития торгово-экономического сотрудничества России и стран Балтии, переход нашей страны к масштабному сотрудничеству с Балтийскими государствами пока по-прежнему невозможен. Вместе с тем перспективы активного сотрудничества имеются. Кратко их можно сформулировать как сотрудничество на базе экономических интересов.

Экономические аспекты отношений России со странами Балтии являются мощнейшим фактором сближения. Необходимо стимулировать обоюдный экономический интерес, который выступает гарантией реализации значительной зависимости балтийских соседей от российского транзита и торговли.

Важнейшим направлением политики российского бизнеса должно стать максимальное проникновение на рынки Балтийских государств, создание сети совместных предприятий, которые в дальнейшем могли бы обеспечить беспрепятственный доступ к рынкам ЕС.

Не менее перспективным направлением является стимулирование движения в страны Балтии российского капитала и одновременный приток западного капитала. Равнозначное присутствие этих экономических факторов на рынках Балтии с учетом интересов национального капитала послужили бы мощнейшим стабилизирующим фактором в российско-балтийских отношениях.

Постепенно, по мере возникновения экономических возможностей, происходит диверсификация транспортных путей российского экспорта, идущего в Европу. Строятся и вводятся в эксплуатацию новые порты (Приморск, Усть-Луга, Батарейная, Высоцк, Ломоносов, Выборг) и нефтяные терминалы, что повышает конкурентоспособность России и снижает ее зависимость от транзитной и тарифной политики Балтийских государств. Эти шаги также достаточно красноречиво показывают, что на Северо-Западе Россия выбрала путь диверсификации транспортных потоков и снижения зависимости от транзитных посредников (Вентспилс, Рига, Лиепая, Таллинн, Клайпеда). В тех же случаях, когда у транзита нет альтернативы (Калининград - Литва), Россия в лице частного российского капитала берет порты под свой контроль (ЮКОС - Бутинге) и на таких условиях обеспечивает их загрузку.

Следует учитывать и то обстоятельство, что Балтия является транзитным коридором для России в Европу, так же как и Россия является для них транзитным маршрутом в Азию и на восток в целом. На II Европейской конференции по транспорту на острове Крит в 1994 г. были определены девять трансъевропейских коридоров. Три из них прошли по территории РФ: № 1 (Хельсинки-Таллин-Рига-Каунас-Варшава с ответвлением Рига-Калининград-Гданьск), №2 (Берлин-Варшава-Минск-Москва) и № 9 (Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва). Полностью сформировать панъевропейскую транспортную систему планируется к 2010 г. Разработаны имеющие обязательную юридическую силу международные соглашения и конвенции, подготовленные в рамках ООН и одобренные Европейской конференцией министров транспорта.

Узким местом наших отношений продолжают оставаться связи и контакты между общественными, научными и деловыми кругами двух стран с привлечением к совместной деятельности всех государств, выходящих на Балтийское море, с организационным центром в Санкт-Петербурге.

Нерешенные проблемы в гуманитарной сфере оказывают существенное воздействие на экономические отношения. Гуманитарные проблемы относятся в первую очередь к вопросам определения в странах Балтии статуса русскоязычного населения, русского языка и культуры. Эти проблемы являются эпицентром напряженности между Россией и странами Балтии. Так, в Докладе Министерства иностранных дел Российской Федерации «Русский язык в мире» в 2002 году, в частности, отмечалось: «Закон о государственном языке Латвии, принятый в окончательном виде в декабре 1999 года, исключает использование других, кроме латышского, языков практически во всех сферах жизни государства и общества. Закон регламентирует употребление госязыка даже в сфере частного предпринимательства, что порождает дискриминацию нацменьшинств в сфере бизнеса. Полностью ликвидировано обучение на русском языке в государственных вузах стран Балтии.»[20]

Таким образом, сегодня российско-латвийские отношения представляют собой сложный симбиоз, в котором тесно взаимоувязаны проблемы и интересы политического, экономического, общественного, правового, исторического, общечеловеческого свойства. В нашем понимании, для того, чтобы взять и удерживать продуктивное направление действий надо достичь согласия по ряду принципиальных моментов. Прежде всего, необходимо реалистическое осознание тесной взаимосвязи внешней и внутренней политики, а также политики и экономики.


Заключение


Изучение эволюции развития торгово-экономических связей стран Балтии с ЕС показал, что на фоне слабой государственности, экономической перестройки ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства политика «возвращения в Европу» Балтийских государств встречала полное понимание и поддержку Запада и в целом соответствовала его геополитическим интересам.

Россия в этом процессе оказалась на периферии стратегических интересов как стран Балтии, так и ЕС, за исключением топливно-энергетического и транспортного комплексов.

В перспективе, развивая экономическое сотрудничество со странами Балтии, Россия должна внимательно отслеживать, как в этом процессе обеспечиваются не только ее экономические, но общегосударственные интересы.

В условиях присоединения стран Балтии к ЕС и перехода взаимодействия России с этой организацией на новый уровень, в рамках реализации договоренностей по созданию в будущем их общего экономического пространства, формирование единого хозяйственного субрегиона, реально объединяющего три государства Балтии, становится сценарием, от которого нельзя отказаться. Создание на базе этих стран своего рода прибалтийского Бенилюкса позволит им выдержать жесткую конкуренцию в рамках расширенного ЕС. Позволит не превратиться во второй ряд скандинавской периферии Евросоюза, а стать центром динамичной субрегиональной интеграции, выступая в этом процессе, как равный, а не младший партнер Швеции, Финляндии и Дании. Роль инициатора и катализатора этого процесса могла бы сыграть Эстония, как страна с наиболее развитыми отраслями высокой технологии (инфо - и биотехнологии), развитым банковско-финансовым сектором, транспортно-логистическими ноу-хау. Эстония имеет все возможности стать своего рода Голландией Северной Европы.

Формирующийся балтийский субрегион может реально выполнять функции сближения экономики России и ЕС в рамках общего европейского экономического пространства. Такой подход определяет возможные направления секторального и регионального сотрудничества России со странами Балтии в топливно-энергетическом, транспортном секторах, в отраслях высоких технологий, в сфере туристических, кредитно-финасовых, страховых, и других деловых услуг, а также в традиционных отраслях промышленности и сельском хозяйстве.

В свою очередь для стран Балтии предпочтительной является более тесная кооперация в рамках более однородного в социально-экономическом и культурно-цивилизационном планах региона Севера Европы. Отдельное региональное направление в интеграционной политике ЕС в отношении стран Балтии и Северо-запада России - Северное измерение (Northern Dimension) - было заявлено еще в 1997 г.

Помимо экономической целесообразности, такая модель имеет глубокую балтийскую подоплеку - развитие региона как пространства стабильности и безопасности, как в традиционном, так и широком ее понимании. Поэтому большое внимание и средства североевропейскими странами уделяется экологическим программам и проектам, укрепляющим внутриполитическую стабильность.

Список использованной литературы


1.     Берневега С.Е. Российско-литовские внешнеэкономические связи. //Внешняя торговля. - 1993. - № 11.

2.     Бронштейн М.Е. Проблемы нефтяного транзита на Балтике. // Транзит. - 1998. - № 9-11.

3.     Бюллетень иностранной коммерческой информации №№ 1992-2002 гг.

4.     Внешняя торговля. 1999. - № 2.

5.     Воронов К. Балтийская политика России: поиск стратегии. // Мировая экономика и международные отношения. - 1998.- № 12.

6.     Доклад «Россия и Балтия: 2010». Таллинн. Апрель, 2003 г. //Некоммерческая организация Фонд Перспективных исследований и инициатив (Foundation for Prospective Studies and Initiatives) //[#"#">www.delfi.lv.

25. www.delfi.


 

Приложение 1

 

Экономические позиции стран Балтии при сопоставлении основных показателей их социально-экономического развития с российскими аналогичными показателями (1995-2002 гг.)[21]



1995

1997

1998

1999

2000

2001

2002*

2003*

ВВП, прирост к предыдущему году в %

Эстония

4,3

10.4

5.0

-0.7

6.9

5.4

5.6

4.8

Латвия

-0.8

8.6

3.9

1.1

6.8

7.6

4.5

5.5

Литва

3.3

7.3

5.1

-4.1

3.8

5.9

5.9

5.3

Россия

-4.1

0.9

-4.9

5.4

9.0

5.0

4.3

4.5

Личное потребление, прирост к предыдущему году в %

Эстония

...

8.9

5.4

-0.8

8.0

3.4

5.0

5.5

Латвия

...

5.0

8.2

5.1

5.6

6.8

4.5

5.0

Литва

...

9.1

4.1

2.0

3.8

4.0

3.3

3.5

Россия

-2.7

...

-4.9

5.4

9.0

5.0

...

...



1995

1997

1998

1999

2000

2001

2002*

2003*

Инвестиции, прирост к предыдущему году в %

Эстония

4,0

17.5

11.3

-14.6

2.0

17.2

10.0

8.0

Латвия

8.7

20.7

44.0

-4.0

10.8

8.0

4.5

4.5

Литва

...

25.2

6.2

-1.5

-9.3

20.0

10.0

120.

Россия

-10.1

-5.0

-12.0

5.3

17.4

8.7

2.6

7.0

Экспорт (в текущих ценах), прирост к предыдущему году в %

Эстония

40.3

41.2

10.7

-6.9

26.9

4.8

4.0

10.5

Латвия

29.7

17.3

8.5

-4.8

8.3

7.2

12.0

14.0

Литва

33.4

17.7

-3.8

-19.0

26.8

20.3

15.0

18.0

Россия

22.1

-1.7

-15.9

1.1

39.5

-2.4

4.4

10.0



1995

1997

1998

1999

2000

2001

2002*

2003*

Импорт (в текущих ценах), прирост к предыдущему году в %

Эстония

4,3

10.4

5.0

-0.7

6.9

5.4

5.6

4.8

Латвия

-0.8

8.6

3.9

1.1

6.8

7.6

4.5

5.5

Литва

3.3

7.3

5.1

-4.1

3.8

5.9

5.9

5.3

Россия

-4.1

0.9

-4.9

5.4

9.0

5.0

4.3

4.5

Экспортно-импортное сальдо, млн. долл. США

Эстония

53,0

38.2

7.9

-14.1

23.0

3.5

3.5

9.6

Латвия

32.6

17.7

17.3

-7.6

8.1

10.1

7.0

14.0

Литва

55.0

28.1

2.7

-16.5

12.1

16.4

15.5

18.0

Россия

24.1

5.7

-19.4

-31.9

13.5

19.0

12.1

7.8-11.1



1995

1997

1998

1999

2000

2001

2002*

2003*

Валютный курс (средний), нац. валюта за долл. США

Эстония

-707

-1505

-1482

-1158

-1108

-1006

-1025

-1100

Латвия

-437

-927

-1234

-955

-1030

-1185

-1308

-1400

Литва

-994

-1784

-2083

-1831

-1647

-1770

-2067

-2400

Россия

14050

9932

11067

32077

56440

44147

46000

50500-52500

Сальдо госбюджета, в % к ВВП

Эстония

-1,2

2,2

-0,3

-4,6

-0,7

0,5

0,0

0.5

Латвия

...

1,2

0,2

-4,0

-3,0

-1,8

-2,0

-2,0

Литва

...

-1,8

-5,9

-8,5

-2,8

-1,9

-1,2

-1,8

Россия

3,2

5,2

5,6

5.4

0,9

2,9

3,5

...



1995

1997

1998

1999

2000

2001

2002*

2003*

Потребительские цены, прирост декабрь к декабрю,%

Эстония

28,9

8,2

3,3

4,0

5,8

2,7

Латвия

23,1

...

2,4

3.2

1,8

3.3

1.4

2.7

Литва

35.7

...

2.4

0.3

1.4

2.1

1.0

...

Россия

128.6

11.0

84.4

36.5

20.2

18.6

15.1

10.0-12.0

Безработица, % к экономически активному населению

Эстония

9.8

10.2

10.4

12.8

14.3

13.2

12.5

12.2

Латвия

...

7.0

9.2

9.1

7.8

7.7

8.0

7.5

Литва

...

6.7

6.9

10.0

12.6

12.9

12.0

11.5

Россия

9.5

11.8

13.2

12.6

9.8

8.9

7.6

8.0-8.2


* Оценка и прогноз: по странам Балтии - Commеrzbank(ФРГ) и национальные центральные банки, по России - Минэкономразвития РФ.

Приложение 2

 

Динамика грузооборота балтийских портов России и стран Балтии[22]

 

Грузооборот

2001 г.

2002 г.

Индекс
2002/2001


Объем, млн. т

Структура, %

Объем, млн. т

Структура, %


Порты России и
стран Балтии

156,4

100

182,8

100

1,17

Порты России,
в т.ч.:

47,7

30,5

67,9

37,1

1,42

С.-Петербург

36,9

23,0

41,3

22,5

1,12

Приморск

,,

12,3

6,7

,,

,,

Калининград

,,

,,

12,3

6,7

,,

Высоцк

5,8

3,6

9,9

5,4

1,71

Выборг

3,2

2,0

3,1

1,7

0,98

Порты Балтии,
в т.ч.:

0,9

0,6

1,3

0,8

1,42

Эстонии, в т.ч.:

108,7

69,5

114,9

62,9

1,06

Таллинн

,,

,,

,,

,,

,,

Латвии,
в т.ч.:

32,4

20,7

37,9

20,8

1,17

Вентспилс

54,0

34,5

51,1

28,0

0,95

Рига

35,8

22,0

28,7

15,7

0,75

Лиепая

14,9

9,2

18,1

9,9

1,22

Литвы,
в т.ч.:

3,3

2,1

4,3

2,3

1,32

Клайпеда

22,3

14,3

25,9

14,1

1,16

Бутинге

5,1

3,2

6,2

3,4

1,21



[1] См. Пантелеев Е.А. Торговые взаимоотношения России с Европейским Союзом: Автореферат дисс… на соиск. ученой степ. канд. эконом. наук – М., 1998.

[2] Это произошло в силу реализации Общей коммерческой политики ЕС (Сommon Commercial Policy), одного из ключевых направлений деятельности Евросоюза, которое предусматривает исключительную компетенцию Брюсселя в вопросах внешней торговли.

[3] Первая попытка нормализации отношений была предпринята в 1963 г., когда Европейская Комиссия направила руководству СССР соответствующий меморандум. В 1976 г. прямые контакты между ЕС и СЭВ были установлены, но переговоры продвигались медленно, а после ввода советских войск в Афганистан отношения вновь были заморожены.

[4] «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» было подписано в 1994 году. См.: #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] См., например: Kempe I. Direct Neighbourhood Relations between the Еnlarged EU and the Russian Federation, Ukraine, Belarus and Moldova: Bertelsmann Foundation Publishers, 1998.

[6] См. текст Договора с изменениями, внесенными Амстердамским договором, на английском языке: Official Journal С 340. 10.11.1997. P. 145-172; на русском языке см.: Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. М., 2000. С. 523-552.

[7] См.: Доклад «Россия и Балтия: 2010» подготовлен Фондом перспективных исследований и инициатив в рамках совместного проекта с Институтом исследований будущего (Таллинн). Апрель, 2003 г. //Некоммерческая организация Фонд Перспективных исследований и инициатив (Foundation for Prospective Studies and Initiatives) [#"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8] Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1994. 22 февраля, С.1.; Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1992. 17 ноября, С.1.; Берневега С.Е. Российско-литовские внешнеэкономические связи. //Внешняя торговля. - 1993. - № 11.- С. 20.

[9] См.: Россия и Прибалтика (#"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] См.: Доклад "Россия и Балтия: 2010" подготовлен Фондом перспективных исследований и инициатив в рамках совместного проекта с Институтом исследований будущего (Таллинн). Апрель, 2003 г. //Некоммерческая организация Фонд Перспективных исследований и инициатив (Foundation for Prospective Studies and Initiatives)[#"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11] См.: Европейская интеграция и экономические отношения России, Балтии и Беларуси (буклет "Россия-Балтия -2") [#"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Там же.

[13] Там же.

[14] Там же.

[15] Внешняя торговля. 1999. - №2.- С.1.

[16] Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1999. 17 июня. С.1.

[17] Воронов К. Балтийская политика России: поиск стратегии. // Мировая экономика и международные отношения. - 1998.- №12.- С. 20.

[18] Бронштейн М.Е. Проблемы нефтяного транзита на Балтике. // Транзит. - 1998. - № 9-11.

[19] См.: Direction of Trade Statistics Yearbook 2002, IMF, Washington DC, 2002.

[20] См. Доклад Министерства иностранных дел Российской Федерации «Русский язык в мире» //www.mid.ru. (Сайт Министерства иностранных дел РФ)

[21] Данные из Direction of Trade Statistics Yearbook 2002, IMF, Washington DC, 2002; Россия в цифрах 2002, Госкомстат, Москва, 2002; БИКИ No.129, 09.11.2002; Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.). Проект, М., Минэкономразвития РФ, 2003.

[22] Рассчитано по: Sea News, 17.01.и 21.01.2003.



No Image No Image No Image No Image


Опросы

Оцените наш сайт?

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
345 гостей
No Image
Все права защищены © 2010
No Image