Торгово-экономические связи стран Балтии и Европейского Союза до их вступления в ЕС
Торгово-экономические связи стран Балтии и Европейского Союза до их вступления в ЕС
Курсовая
работа
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СТРАН БАЛТИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО
СОЮЗА ДО ИХ ВСТУПЛЕНИЯ В ЕС
2005
г
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение. 3
Глава
1. Эволюция торгово-экономических связей стран Балтии после выхода из состава
СССР 5
1.1.
Политический контекст и уровень договорных отношений накануне установления
торгово-экономических связей стран Балтии и ЕС.. 5
1.2.
Экономические предпосылки развития торгово-экономических связей.. 8
Глава
2. Анализ состояния торгово-экономических связей стран Балтии накануне
вступления в Европейский Союз. 12
2.1.
Агенты балтийской экономической политики ЕС.. 12
2.2.
Состояние торгово-экономических отношений со странами ЕС.. 13
Глава
3. Особенности российско-балтийских торгово-экономических связей в контексте
вступления стран Балтии в Европейский Союз. 17
3.1.
Приоритеты торгово-экономического сотрудничества России со странами Балтии.. 17
3.2. Новые
возможности и направления торгово-экономического сотрудничества.. 20
Заключение. 23
Список
использованной литературы... 25
Приложение
1. 27
Приложение
2. 29
Процесс
европейской интеграции начался в 50-е годы ХХ века, когда были учреждены три
Европейских Сообщества: Европейское объединение угля и стали (1951),
Европейское экономическое сообщество (1957) и Европейское Сообщество по атомной
энергии (1957). В 1987 г. в Едином Европейском Акте получает закрепление идея
создания единого рынка, подразумевающая свободу движения капиталов, товаров,
услуг и рабочей силы.
Однако важнейшее
значение в углублении европейской политической и экономической интеграции имел Маастрихтский
договор о Европейском Союзе. 7 февраля 1992 г. Договор о Европейском Союзе был
подписан и вступил в силу 1 ноября 1993 г. Он, в частности, установил
необходимость создания экономического и валютного союза (ЭВС).
Несмотря на
активизацию интеграционных процессов в Европе, в СССР существовало двоякое
отношение к этому процессу. Европейское сообщество рассматривалось как
экономическая база НАТО. По этой причине оно расценивалось в целом как
враждебная организация.
Но отношение к ЕС
в некоторых советских республиках было принципиально иным. В самом начале
1990-х гг., стремясь покинуть СССР и дистанцироваться от России, три балтийских
страны (Латвия, Литва и Эстония) утверждая свою государственность и
национальную идентичность, стремилось наладить тесные торгово-экономические
связи со странами ЕС, обоснованно рассматривая эти связи как основу интеграции
в Европейское Сообщество.
В тот период трудно
было предполагать, что к 2003 г. Латвию, Литву и Эстонию пригласят в Европейский
Союз и НАТО. Но, как показала новейшая история, сегодня эти страны полноценные
члены ЕС.
Но путь стран
Балтии в ЕС был непростым и состоялся благодаря масштабной политической и
экономической поддержке Европейского Сообщества.
Цель данной
курсовой работы состоит в изучении основных предпосылок и особенностей развития
торгово-экономических связей стран Балтии и ЕС до вступления Латвии, Литвы и
Эстонии в Европейское Сообщество.
Теоретической
и информационной базой работы послужили международные правовые акты, материалы
конференций, докладов, статей, монографий, электронные ресурсы, статистические
материалы, освещающие различные аспекты торгово-экономического сотрудничества
стран Балтии со ЕС и Россией накануне вступления Латвии, Литвы и Эстонии в
Европейский Союз: БИКИ (Бюллетень иностранной коммерческой информации) №№ 1992-2002
гг.; Доклад «Россия и Балтия: 2010» (Foundation for Prospective Studies and Initiatives);
Доклад Комитета Россия в объединенной Европе; Россия и Прибалтика-II, СВОП,
1999; Документы Европейского союза. В 3-х т. - М.: Право, 1994; Европейское
право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю. н. проф. Л. М. Энтина; Estonia's Development Scenarios Until Year 2010. Estonian
Institute for Future Studies, Tallinn/Tartu 1997;
Report on Conditions for Growth and Development in the Baltic Sea Region. BSBS
2000; Hartelius D. Security Cooperation in the Baltic Sea Space: Time to
Move Ahead; IEWS Policy Briefs. No. 1, August 1998; Kempe
I. Direct Neighbourhood Relations between the Еnlarged EU and the
Russian Federation, Ukraine, Belarus and Moldova: Bertelsmann Foundation
Publishers, 1998; Moshes А. The Double Enlargement, Russia and the Baltic States.
Working Paper 2002/4, DUPI; Emerson М. The Elephant, the Bear and the Hawk. The paper presented at
the seminar in the Institute of Europe, RAS, on 14.04.2002; The Baltic and the
European Union. Richard Latter. June 2000; Wilton Park Paper 152. Report Based on Wilton
Park Conference 602: 25-28 May 2000; World Discussions.www.wdi.ru 04.01.2003; www.delfi.lv; www.delfi.ее и другие.
Процесс
установления торгово-экономических связей стран Балтии и ЕС невозможно
рассматривать вне того политического контекста и экономических предпосылок,
которые сложились к моменту распада СССР.
Прежде всего,
следует обратить внимание на тот исторический факт, что феномен европейской
интеграции поначалу не оказывал ярко выраженного воздействия на коммерческие
связи между СССР и западноевропейскими странами. После того, как в 1973 г.
началось заключение торговых договоров между ЕС и третьими странами, были
установлены технические контакты между ЕС и СЭВ. В ходе переговоров
обозначилась разница подходов сторон - советские эксперты настаивали на
налаживании связей между двумя блоками, западные представители выступали за
торговые договоренности ЕС с каждым членом СЭВ в отдельности[1].
К середине 70-х
годов вся полнота полномочий в области внешней торговли перешла от национальных
правительств к Европейской Комиссии, а предшествующие правовые акты,
регулирующие торговлю отдельных стран с СССР, утратили силу[2]. В этот период, который также
совпал с процессом разрядки, СССР и Европейские Сообщества предприняли
некоторые попытки нормализации отношений, однако безрезультатно[3].
Москва
поддерживала только двусторонние отношения с государствами-членами ЕС вплоть до
середины 1988 года, когда была подписана Совместная декларация о взаимном
признании между Советом Экономической Взаимопомощи и Европейскими
сообществами. Первое соглашение между ЕС и СССР (Соглашение о торговле и
коммерческом и экономическом сотрудничестве) было подписано лишь год спустя, а
новое - уже между ЕС и Россией - через три года после распада СССР (и еще три
года прошло, прежде чем оно вступило в силу)[4].
Что касается Москвы, то она сформулировала свое отношение к сотрудничеству с
Евросоюзом только к 1999-му в Стратегии развития отношений РФ и ЕС на
среднесрочную перспективу.
Давая
оценку периоду развития отношений ЕС сначала с СССР, а затем с Россией, многие
европейские авторы справедливо, на мой взгляд, указывают на то, в этот период
наша страна не выработала единую и скоординированную политику по отношению к ЕС[5]. Она всегда
поддерживала отношения по отдельности с Великобританией, Германией, Францией,
Италией и другими странами Европы, но у Москвы никогда не было отношений с
Европейским союзом, как таковым.
В 1988-1989 гг.
были подписаны первые соглашения о торговле и сотрудничестве между Европейскими
Сообществами и рядом восточноевропейских стран (Венгрия, Польша), которые
ставили задачу нормализации торговых отношений путем предоставления этим
странам режима наибольшего благоприятствования в торговле с ЕС.
Первоначально
Евросоюз, руководствуясь положениями Маастрихтского договора[6] и другими правовыми актами,
устанавливал примерно равный торгово-политический режим для всех государств
бывшего социалистического блока. Но уже спустя несколько лет проявилась
тенденция к четкой дифференциации партнеров на несколько категорий. С
центрально- и восточноевропейскими государствами были установлены отношения
ассоциации и поэтапно подписаны так называемые Европейские соглашения
(Евросоглашения). Первые такие договоры были заключены со странами Вышеградской
группы (Польшей, Венгрией, Чехословакией), затем - со странами Южной Европы
(Болгарией и Румынией). В эту же категорию попали и государства Балтии, которые
по политическим причинам не рассматривались как часть бывшего Советского Союза.
Таким образом, ЕС
весьма скоро четко дифференцировало свои отношения с восточной частью Европы по
двум группам. Первую составили бывшие соцстраны и республики Прибалтики, с
которыми ЕС подписал Европейские Соглашения. Вторая - это большинство стран СНГ
(в т. ч. Россия), которые связывают с ЕС Соглашения о партнерстве и
сотрудничестве. В самом общем виде внешние связи Европейских Сообществ
предусматривают своеобразную иерархическую систему: непреференциальные торговые
соглашения (например, соглашения о торговле и сотрудничестве), отношения
ассоциации, предусматривающие автономные преференции (например, Ломейские
соглашения с рядом развивающихся стран Африки и Латинской Америки), соглашения
о свободной торговле или таможенном союзе (например, договоры с Израилем или
Турцией), наконец, соглашения, ведущие к полной интеграции (Европейские
соглашения или Договор о Европейском экономическом пространстве).
Евросоглашения,
устанавливающие отношения ассоциации и предусматривающие возможность вступления
в ЕС, занимают самое высокое место в иерархии договорных отношений ЕС с
третьими странами. СПС, несмотря на достаточно громкое название, расположены
достаточно низко в этой системе, по сути являясь модернизированной формой
стандартных непреференциальных соглашений.
Именно в этих
условиях начался процесс интеграции стран Балтии в Европейское Сообщество.
Учитывая принципиальную разницу между политическими и социально-экономическими
система СССР и ЕС, не трудно предположить, что развитие торгово-экономических
связей стран Балтии испытало на себе воздействие целого ряда разновекторных факторов.
Страны Балтии,
несмотря на значительную национальную специфику, приступили к
демократически-рыночным преобразованиям фактически как единый субрегион бывшего
СССР. Он существенно отличался от собственно российских регионов наличием
развитой транспортно-инженерной инфраструктуры (особенно портовой и
автодорожной), более современной структурой (небольшая доля добывающих отраслей
и отраслей ВПК при преобладании отраслей, ориентированных на конечного
потребителя) и более высоким технико-технологическим уровнем промышленности (в
пищевой, деревообрабатывающей, текстильной, химической, радиоэлектронной,
частично - в машиностроительной отраслях; даже предприятия ВПК здесь были
сосредоточены преимущественно в наукоемком приборостроении в отличие от
материалоемкого производства военной техники и других вооружений в России),
достаточно эффективным сельским хозяйством и сравнительно развитой сферой
услуг.
Определенное
значение имело использование этих республик как полигона для отработки
экономических методов управления плановой экономикой в СССР (регионального
хозрасчета, кооперации, выборности директоров, внутрихозяйственного хозрасчета
и других элементов самоуправления на предприятиях), а также
социально-психологические особенности основной части титульной и значительной
части не титульных наций в них, облегчающие проведение демократически-рыночной
трансформации.
Все это, наряду с
массированной политической и финансово-организационной поддержкой стран ЕС и
амортизирующей ролью рынка России и некоторых других стран СНГ, а также
формированием странами Балтии общей зоны свободной торговли, предопределило
более комплексную и результативную рыночную перестройку национальных экономик
этих стран при закреплении и развитии элементов их субрегионального единства.[7]
Вместе
с тем, разрыв кооперационных связей в сферах промышленности и АПК привел к
заметному спаду производства в этих странах. Например, даже в самой
благополучной из всех Эстонии уровень промышленного производства сократился за
годы реформ на одну треть. Сельскохозяйственное производство, в большей мере
ориентированное на восток, пережило еще более глубокий спад.
За годы
реформы экономика Балтийских государств пережила заметные структурные сдвиги.
При этом ход экономических реформ в странах Балтии отличался наименьшими
издержками во всем постсоветском пространстве. Так, за период 1991-1995 гг.
индексы инфляции в Латвии и Эстонии были наименьшими и не превысили двузначных
цифр (80-85 раз), тогда как в России рост потребительских цен составил
ненамного менее 5 тыс. раз, а в других странах увеличение инфляции достигло
пяти- и шестизначных показателей. Низкие темпы инфляции в государствах Балтии
были результатом жесткой денежной и валютно-финансовой политики. Дефициты
государственного бюджета рассматриваемых стран поддерживались в границах
плюс-минус 1-2% к объему ВВП.
В
Приложении 1 представлена динамика основных показателей
социально-экономического развития стран Балтии до вступления в ЕС при
сопоставлении с российскими показателями.
Главной
сюжетной линией внешней политики всех стран Балтии на протяжении 90-х годов ХХ
века было как можно более быстрое сближение с Западом, вступление во все
основные евроатлантические структуры: в Совет Европы, ОБСЕ - на начальном
этапе, в ЕС и НАТО, с одновременным дистанцированием от России. При этом
западные страны, как считают эксперты, всячески поддерживали такую политику:
по линии МВФ, МБРР и других международных финансовых организаций давались
многомиллионные «стабилизационные» кредиты на закупки энергоносителей, покрытие
импорта из России и другие цели.[8]
Благодаря
поддержке Запада и собственному стремлению Балтийских стран в ЕС, к 1997 году
эти страны напоминали скорее развитые западноевропейские экономики, нежели то,
что представляли собой большинство бывших советских республик. За довольно
небольшой промежуток времени они смогли превратиться из полностью закрытых
экономик в наиболее яркий пример быстрой дерегуляции экономики и торговой
либерализации.
Также
поражала созданная за столь короткий срок и эффективно функционирующая
юридическая система, включая, отвечающее условиям рыночной экономики, право
собственности.
О широком
участии ЕС в экономических процессах стран Балтии говорит и динамика развития
договорных отношений. Так, 29 июля 1991 г. по итогам встречи министров
иностранных дел стран-членов ЕС принимается решение об установлении с
Балтийскими государствами дипломатических отношений и выражается готовность
Европейских сообществ оказать содействие экономическим преобразованиям в
Эстонии, Латвии и Литве.
В мае
1992 г. были подписаны договоры о торговле и сотрудничестве ЕС с этими
странами, аналогичные подписанным ранее между ЕС и СССР.
В
1992 г. на Балтийские государства было распространено действие экономической
программы ЕС РНАRЕ, а в июне 1993 г. на саммите в Копенгагене было принято
решение о принципиальной возможности приема Эстонии, Латвии и Литвы в члены ЕС
наряду с Польшей, Чехией, Венгрией, Словакией, Болгарией и Румынией.
Фактически
страны Балтии во взаимоотношениях с Европейским союзом за два года прошли путь,
на который государствам Центральной и Восточной Европы потребовалось около 6
лет. Уже через год после саммита в Копенгагене между Балтийскими странами и ЕС
были подписаны соглашения о свободной торговле (июль 1994 г.), которые вступили
в силу с 1 января 1995 г. При этом ЕС, учитывая экономическую ситуацию в данных
странах, пошел на предоставление отсрочки в отмене импортных пошлин со стороны
Литвы (на 6 лет) и Латвии (4 года).
12
июня 1995 г. в Люксембурге состоялось подписание договоров об ассоциации
Балтийских государств и Европейского союза («европейские соглашения»). Договоры
содержат обязательства по установлению режима свободной торговли между
сторонами, снятию ограничений на передвижение капиталов, услуг и рабочей силы,
приведению законодательств Эстонии, Латвии и Литвы в соответствие с принятыми в
Европейском союзе стандартами. С момента подписания договоров об ассоциации
страны Балтии получили в отношениях с ЕС те же права, какие получила Польша,
Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария и Румыния. Это означало, в частности, что
представители Эстонии, Латвии и Литвы могли участвовать во всех совместных
встречах государств-членов ЕС и ассоциированных стран в рамках «стратегии подготовки
к вступлению» последних в Европейский союз, принятой на саммите в Эссене в
декабре 1994 г.
В целом можно
говорить о том, что после обретения странами Балтии независимости ЕС превратился
в один из ведущих политических и экономических партнеров Балтийских государств.
На страны Европейского союза приходится от 35 до 50% всего объема внешней
торговли Эстонии, Латвии и Литвы.
Обращает
на себя внимание тот факт, что «ускорение» темпов сближения Европейского союза
и стран Балтии - придание им статуса «ассоциированных партнеров» ЗЕС,
заключение договоров о свободной торговле, начало выработки «европейских
соглашений» - пришлось на период обострения отношений Балтийских государств с
Россией (проблемы вывода войск из Латвии и Эстонии, принятие закона о
гражданстве в Латвии).
Наиболее
активными агентами балтийской экономической политики ЕС в рассматриваемый
период стали выступать североевропейские страны - Дания, а после вступления в
Европейский союз в 1994 г. - Швеция и Финляндия. Североевропейские государства
оказывали активную поддержку Эстонии, Латвии и Литве еще в период их борьбы за
независимость в 1990-1991 гг. Развитие этого сотрудничества после восстановления
независимости имело глубокие основания.
Североевропейские
государства были заинтересованы в стабильности в регионе, непосредственно
примыкающем к их границам. Отсюда - и содействие экономическим реформам в
Балтийских странах. Кроме этого, сотрудничество с государствами Балтии в
определенной мере способствовало поиску новой идентичности североевропейских
стран в меняющейся Европе, позволяло уверенней чувствовать себя в ЕС. Определенный
интерес представлял для них и рынок сравнительно дешевой и достаточно
квалифицированной рабочей силы в Эстонии, Латвии и Литве. Наконец, нельзя
сбрасывать со счетов и давние исторические, культурные и даже этнические
(Финляндия-Эстония) связи.
Еще в конце 1991
г. странами Северной Европы была разработана специальная «Балтийская
инвестиционная программа» экономического содействия государствам Балтии,
которая предусматривала создание 5 инвестиционных фондов для поощрения частного
мелкого и среднего бизнеса на общую сумму около 75 млн. долл. Эта программа
дополнялась и двусторонними усилиями. Финляндия, например, истратила на
экономическую поддержку Эстонии, а также региона Кольского полуострова и
Карелии в 1990-1993 гг. около 818 млн. финских марок, Швеция выделила
Балтийским государствам и странам Восточной Европы - около 1 млрд. шведских
крон.
Объемы инвестиций
североевропейских государств в Эстонии, например, составляли, по некоторым
оценкам, 214,4 млн. долл. (из них на долю Финляндии приходится около 75 млн.,
Швеции - около 70 млн., Дании - около 60 млн., втроем - около 60% всех
иностранных инвестиций в республике), в Латвии - 59,1 млн. долл., в Литве - 11
млн. долл.[9]
В 1992 г.
Западноевропейский союз (ЗЕС) создает Форум консультаций, куда наряду с
Польшей, Словакией, Болгарией и Румынией входят страны Балтии, отнесенные не к
странам бывшего СССР, а к группе государств Центральной и Восточной Европы.
Ежегодные встречи
глав правительств североевропейских и Балтийских стран по формуле «5+3» (Дания,
Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и Эстония, Латвия и Литва) стали традиционными.
Среди
государств-членов ЕС особое место в отношениях с Балтийскими государствами
занимает также Германия.
Германия имеет
давние исторические и культурные связи с регионом, - вплоть до 80-х гг. XIX в.
немецкие остзейские бароны были подлинными хозяевами Прибалтики.
Германия активно
способствовала сближению ЕС и Балтийских государств. Во время визита
президентов стран Балтии в США в июне 1996 г. Б.Клинтон назвал Германию
возможным главным «покровителем» Эстонии, Латвии и Литвы в переговорах о
вступлении в Европейский союз. Важно отметить, что именно во время
председательствования Германии в Европейском союзе был подписан договор о
свободной торговле ЕС с Балтийскими странами и начаты переговоры о заключении с
ними «европейских соглашений».
В ходе рыночного
реформирования и реструктуризации экономики в странах Балтии преимущественное
развитие получили конкурентоспособные на ставшем главным для них рынке - рынке
ЕС отрасли. Для всех трех стран это - производство текстильных изделий,
продукции деревообработки, мебели, некоторых нефтепродуктов, металлов и
металлопродукции и другой трудо-интенсивной продукции. Например, на основе
повышения качества продукции и удовлетворения требований клиентов по срокам и
объемам доставки отношение долей стран Балтии и России в их совокупных
поставках пиломатериалов в Англию в 2000 г. составило 75:25 против 10:90 в 1980
г.
В то же время,
производство более технологически сложной продукции - машин и оборудования, транспортных
средств, электронного и оптического оборудования, современной химической
продукции и пластиков из стран Балтии оказалось в целом неконкурентно на рынке
ЕС. Сальдо обмена этой продукцией отрицательно для стран Балтии, так же, как и
агропродовольственными товарами. Так, по данным Министерства экономики Литвы,
за 1998-2001 гг. в структуре промышленности страны доля отраслей с технологиями
высокого уровня снизилась с 4,4% до 4,1%, средневысокого уровня - с 12,8 до
10%, а с технологиями низкого уровня - напротив, повысилась с 73,0% до 76,1%.
За 1995 -1999 гг. конкурентоспособность Эстонии на рынке ЕС снизилась по
компьютерам и офисному оборудованию, электромоторам, генераторам и
трансформаторам.[10]
Определенные
успехи в развитии и экспорте инфо - и биотехнологий не стали прорывом и основой
формирования в экономике этих стран вертикально-интегрированных межотраслевых
кластеров типа финского инфокоммуникационного кластера (ядро которого образует
концерн Nokia).
Во многом по этой
причине стран Балтии не было среди 24 стран - лидеров по уровню технологических
инноваций в отличие от Финляндии, занимавшей в 2001 г. 7 место среди стран -
ведущих технологических инноваторов.
Накануне вступления
в ЕС происходила явная переориентация внешней торговли стран Балтии на
государства ЕС. Одновременно сокращалось значение России как торгового партнера
этих государств. Наибольшей степенью завязанности на рынки ЕС отличалась
Эстония (51,1% экспорта и 64,8% импорта в 1996 г.). Для Латвии значение ЕС
также велико - соответственно 44,7 и 49,3%. Для Литвы значение рынков ЕС
примерно такое же, как и рынков СНГ, - соответственно 33,9 и 40,6%; 44,8 и
36,0%. В то же время среди отдельных стран Россия еще остается главным торговым
партнером стран Балтии.[11]
Наряду с этим, экономика
всех Балтийских государств демонстрировала до вступления в ЕС положительные
макроэкономические показатели.
Так, ВВП Латвии
увеличился в 2000 г. до 4,333 млрд. лат в текущих ценах по сравнению с 3,897
млрд. лат в 1999 г., или на 6,6% в постоянных ценах. Оборот внешней торговли
составил чуть более 3 млрд. лат по сравнению с 2,7 млрд. лат в предыдущем году
при отрицательном сальдо в 800 млн. лат. При этом экспорт в страны ЕС вырос за
указанный период с 604 млн. лат до 731 млн. лат. Импорт из стран ЕС и СНГ
увеличился соответственно с 940 млн. лат до 1014 млн. лат и с 258 млн. лат до
327 млн. лат. Уровень безработицы в стране, достигший пиковых значений в 120
тыс. человек в первой половине 1999 г. вследствие российского кризиса, к концу
2000 г. опустился до 93 тыс. человек, хотя в начале 2001 г. вновь несколько
вырос. Успешно развивался транзитный сектор латвийской экономики. Объем грузов,
перевезенных по железной дороге, вырос в 1999-2000 гг. с 33,2 млн. т до 36,4
млн. т, грузооборот - с 12,2 млрд. до 13,3 млрд. т/км. Порты страны в 2000 г.
перевалили почти 52 млн. т грузов по сравнению с 49 млн. т в 1999-м. Рост всех
этих показателей продолжился в первом квартале 2001 г.[12]
Литовский ВВП в
текущих ценах вырос за 2000 г. с 42,7 млрд. литов до почти 45 млрд., что в
постоянных ценах 1995 г. составило 3,3% роста. Литовский экспорт вырос с 12
млрд. до 15,2 млрд. литов, импорт - с 19,3 млрд. до 21,8 млрд. литов, что
позволило несколько сократить отрицательный внешнеторговый баланс страны (до 6,6
млрд. литов, или 1,7 млрд. долл.). ЕС в 2000 г. остался основным партнером
Литвы по экспорту (7,3 млрд. литов по сравнению с 6 млрд. литов в 1999 г.),
однако доля Союза сократилась с 50,1 до 47,9%. Импорт из стран ЕС вырос
незначительно - примерно с 9 млрд. литов до 9,5 млрд. литов (доля сократилась с
46,5 до 43,3%), а из стран СНГ, наоборот, скакнул с 4,7 млрд. литов до 6,9
млрд. литов (с 24,4 до 31,7%), что прежде всего связано с ростом цен на
российские энергоносители. Общий объем перевезенных грузов составил 109 млн. т
(20,5 млрд.) по сравнению со 101 млн. в 1999 г. (18,2 млрд.).[13]
Рост ВВП Эстонии
в третьем квартале 2000 г. составил 7% по сравнению с соответствующим периодом
1999 г., а в четвертом оценивался в 5,9%. Эстонский экспорт вырос в 2000 г. с
35,4 млрд. крон до 53,9 млрд. крон, импорт - примерно с 51 млрд. крон до 73
млрд. крон. Транспортная статистика Эстонии за 2000 г. оказалась недоступной. В
1999 г. рост перевозки грузов по железной дороге составил 5,3 млн. т (58,3 млн.
т по сравнению с 53 млн. т в 1998 г.), грузооборот портов - 34,4 млн. т по
сравнению с 27,4 млн. т в 1998. В 2000 г. Таллиннский порт увеличил свои
обороты с 26,5 млн. т до 29,3 млн. т.[14]
Таким образом, с
одной стороны, ориентация на сходные экспортно-конкурентные товарные группы
привело к определенному сближению структуры производства стран Балтии, а
следовательно, к усилению их взаимной конкуренции, а с другой, - сдерживало
постиндустриальное перепрофилирование их экономик, консервируя традиционный
индустриальный, а значит технологически периферийный характер их производства,
что в перспективе чревато снижением конкурентоспособности их экономик в рамках
расширяющегося ЕС и на мировом рынке в целом.
Распад
СССР стал рубежом, который ознаменовал переход российско-балтийских политических
и экономических отношений в новое качество.
24
августа 1991 г. Б.Н.Ельцин подписал Указы о признании независимости Латвии и
Эстонии, дав «зеленый свет» аналогичному процессу со стороны стран Западной
Европы и США. В сентябре все эти страны заявили об установлении дипломатических
отношений с тремя балтийскими республиками.
Поспешность
и непрофессионализм, с которым МИД России в пику ослабленному руководству СССР
оформил «развод» с государствами Балтии привел к тому, что после декабря 1991
г. возникли острейшие проблемы форсированного вывода войск из Прибалтики,
статуса русского населения, демаркации границ, разрыва экономических связей и
многие другие.
Только
в феврале 1997 г. МИД РФ обнародовал «Долговременную линию России в отношении
стран Балтии». В этом документе впервые была сформулирована позиция,
заключающаяся в том, что в отношении Латвии, Литвы и Эстонии реализуется
дифференцированный подход. Россия не рассматривает эти страны как единое целое,
а строит свои отношения с учетом интеграции русских и русскоговорящих в этих
государствах. С положением дел в этой области увязывалось решение вопросов
развития экономических отношений и заключение договоров о границе (Эстония и
Латвия).
В
свою очередь высшие политические круги прибалтийских республик неоднократно
заявляли о полной экономической независимости от России или, по крайней мере, о
стремлении к таковой, хотя реальность не соответствовала действительности. Так,
в Латвии доля транзитных услуг в ВВП выросла с 7% в 1991 г. до 25% в 1998 г.[15], а по некоторым
данным даже до 30%[16].
Причем 85 - 90% этого транзита приходится на российские грузы.
По
некоторым оценкам Россия оставляла странам Балтии в качестве платы за транзит
свыше 1 млрд долл.[17],
а российские организации провозили транзитом через прибалтийские республики
свыше 50 млн т. грузов[18].
Россия
на протяжении 90-х годов формировала от трети до половины ВВП стран Балтии. Это
и неудивительно, с учетом того, что за долгие годы сложилась разветвленная
система хозяйственных связей, обмена и ее невозможно быстро изменить «волевыми»
политическими решениями.
В
Приложении 2 представлена динамика грузооборота балтийских портов России и
стран Балтии в период 2001-2002 гг.
В
таблице 1 представлены данные по взаимной торговле за 1995-2001 гг., которые формировались
в условиях функционирования наших стран как самостоятельных национально-государственных
образований. Эти данные свидетельствуют, что торгово-экономические связи с
Россией являлись важным фактором экономического развития стран Балтии перед
вступлением в ЕС.
Таблица 1
Россия:
торговля со странами Балтии (объем в долл. США и доля в общем экспорте и
импорте в %)[19]
|