Таможенное оформление
Таможенное оформление
СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ
АКАДЕМИЯ
Факультет
психологии, педагогики и права
Специальность:
юриспруденция
РЕФЕРАТ
По
дисциплине:
Таможенное
право России
Тема:
Таможенное
оформление
Студент: 3 курса
Ткаченко А. И.
Мурманск
2007
Содержание
1. Введение. Цель работы
2. Таможенное оформление.
Основные понятия
2.1. Таможенное оформление: понятие,
цели, виды.
2.2. Предварительное таможенное
оформление
2.3. Основное таможенное оформление
(декларирование)
3. Заключение
4.Список использованной литературы
Введение
Таможенное
право России как часть современной российской правовой системы представляет
собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере
таможенного дела.
Таможенное
регулирование является одним из основных рычагов государственного воздействия
на внешнеторговый оборот.
С его помощью
государство, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ российской
экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны — путем установления
запретов и ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров, путем лицензирования,
квотирования и применения ряда иных мер обеспечивает защиту интересов
российских потребителей ввозимых товаров, защиту экономической безопасности
страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности,
моральных устоев и культурных ценностей общества, а также пополнение доходной
части федерального бюджета посредством взимания таможенных платежей при
перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской
Федерации.
В этой связи
весьма актуальное значение приобретает такой вопрос таможенного права как таможенное
оформление.
Целью данной
работы является выявление особенностей таможенного оформления как одного из
ключевых вопросов таможенного дела. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд
задач: выделить понятия таможенного оформления; описать виды и цели таможенного
оформления; рассмотреть вопросы предварительного и основного таможенного
оформлении; сделать обобщающие выводы.
2.ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
2.1.Таможенное
оформление: понятие, цели, виды.
Все
перемещаемые через таможенную границу России товары и транспортные средства
подлежат таможенному оформлению. Таможенное оформление производится
одновременно с таможенным контролем, понятие, цели, формы и виды которого
рассмотрены ниже, и представляет собой совокупность действий должностных лиц
таможенных органов по обеспечению соблюдения установленного нормами таможенного
законодательства Российской Федерации порядка перемещения товаров и
транспортных средств через таможенную границу.
Законодательное
определение понятия таможенного оформления содержится в п. 15 ст. 18 ТК РФ,
согласно которому таможенное оформление — это процедура помещения товаров и
транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия
этого режима в соответствии с требованиями и положениями Таможенного кодекса
РФ. Таким образом, целью таможенного оформления является помещение товаров и
транспортных средств под определенный таможенный режим.[1]
Таможенное
оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную
границу, делится на основное таможенное оформление и предварительное
(предварительные операции).
В ряде случаев
таможенное оформление может осуществляться в упрощенном (льготном) порядке,
например — при ввозе на таможенную территорию России и вывозе с этой территории
товаров, необходимых при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, живых
животных, скоропортящихся продуктов, радиоактивных материалов и пр. Упрощенный
порядок таможенного оформления предусматривает упрощение процедуры таможенного
оформления и сокращение времени его производства, но при этом строго в рамках и
с соблюдением основных принципов таможенного оформления, предусмотренных ТК РФ.
Производство
таможенного оформления осуществляется в специально определенных для этого
местах в регионе деятельности таможенного органа, в котором находится
отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение (ст. 127
ТК РФ) и его осуществление возложено на специализированные подразделения
таможенных органов — отделы таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО
и ТК) таможен и таможенных постов. Эти отделы бывают двух видов:
1. ОТО и ТК №
1: выполняет функции по таможенному оформлению и контролю в так называемом
«торговом обороте» (оформление товаров лиц, зарегистрированных в установленном
порядке в качестве участников внешнеэкономической деятельности и осуществляющих
внешнеторговые поставки товаров в Россию или из нее).
2. ОТО и ТК №
2: выполняет функции по таможенному оформлению и контролю в так называемом
«неторговом обороте» (оформление и досмотр багажа и ручной клади в
международном пассажирском сообщении, оформление и контроль международных
почтовых сообщений, транспортных средств, перемещаемых в качестве товара через
таможенную границу физическими лицами и пр.).
Места
таможенного оформления ввозимых товаров зависят от вида транспорта, которым эти
товары перемещаются через таможенную границу.
Так, таможенное
оформление товаров, ввозимых в Россию железнодорожным транспортом
осуществляется таможенным органом, в регионе деятельности которого находится
пограничная передаточная станция, ввозимых автомобильным транспортом — в пункте
пропуска через государственную границу, ввозимых морским и воздушным
транспортом — в местах ввоза на таможенную территорию (морских портах и
аэропортах).
В ряде случаев
допускаются отступления от изложенного правила. Это может быть связано с
просьбой заинтересованного лица (при наличии согласия таможенного органа) либо
с особенностями таможенного оформления отдельных категорий товаров и
таможенного режима. Особенности таможенного оформления, в том числе места его
проведения, установлены, например, для сырьевых товаров, для энергоносителей
(существует специализированная энергетическая таможня), для подакцизных товаров
(существуют специализированные акцизные таможни и акцизные таможенные посты) и
др. Однако в любом случае отправитель или получатель товара не могут по своему
усмотрению определять место своего таможенного оформления. А обязательное
наличие согласия таможенного органа на изменение установленного места
таможенного оформления товаров необходимо как в целях регулирования движения
товаропотоков, так и чтобы перемещаемые через таможенную границу товары все
время находились под таможенным контролем.
Ст. 127 ТК РФ
также устанавливает, что производство таможенного оформления осуществляется во
время работы таможенного органа, однако по просьбе заинтересованного лица, за
его счет (т. е. уплата сбора за таможенное оформление согласно ст. 114 ТК РФ
осуществляется в двойном размере) оно может производиться и вне времени работы
таможенного органа. Однако на это, также как и на изменение места производства
таможенного оформления требуется наличие согласия таможенного органа.
Таможенное
оформление, включая заполнение таможенных документов для таможенных целей,
производится на русском языке, но при определенных условиях согласно ст. 174 ТК
РФ таможенные органы могут принимать и использовать документы, составленные на
иностранных языках, которыми владеют должностными лица таможенных органов. Нормативными
актами ГТК России установлены также случаи, когда таможенное оформление
производится на иностранном языке. Например, таможенное оформление товаров и
транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу в соответствии с
Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с использованием так
называемой книжки МДП (Конвенция МДП 1975 г.).
При процедуре
таможенного оформления имеют право присутствовать лица, обладающие полномочиями
в отношении товаров и транспортных средств, и их представители, полномочия
которых подтверждены надлежащим образом. Это право может стать обязанностью,
если таможенный орган потребует присутствия указанных лиц. При этом под лицами,
обладающими полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, понимаются
лица, перемещающие их через таможенную границу, и таможенный брокер, т. е.
лица, которые в соответствии с Таможенным кодексом РФ имеют право осуществлять
юридически значимые действия при производстве таможенного оформления, а также
владельцы складов временного хранения, обладающие полномочиями на совершение от
собственного имени действий с товарами в период их временного хранения. Сюда же
относятся и перевозчики, на которых возложена обязанность по доставке товаров в
определенное таможенным органом место.
2.2. Предварительное таможенное
оформление
Предварительное
таможенное оформление (предварительные операции) — это составная часть
процедуры таможенного оформления товаров и транспортных средств, предшествующая
процедуре помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный
режим (основному таможенному оформлению).
Предварительные
операции призваны облегчить и ускорить производство основного таможенного
оформления. Их основное назначение — недопущение ввоза в Россию и вывоза из нее
товаров и транспортных средств, запрещенных к такому ввозу и вывозу, а также
идентификация товаров и транспортных средств для таможенных целей.
Основными
предварительными операциями (перечислены в главе 22 ТК РФ) являются:
уведомление таможенных органов о пересечении таможенной границы при ввозе
товаров и транспортных средств или о намерении вывезти товары и транспортные
средства за пределы таможенной территории; доставка товаров, транспортных
средств и документов на них в определяемое таможенным органом место; представление
товаров и транспортных средств в месте доставки; и подача краткой декларации.
Полный перечень
предварительных операций определен Приказом ГТК России от 4 апреля 1996 г. №
203 «О типовом порядке таможенного оформления и таможенного контроля». Согласно
этому приказу при предварительном таможенном оформлении таможенными органами
проводится:
1. Прием
уведомлений о пересечении таможенной границы при ввозе товаров и транспортных
средств на таможенную территорию России.
2. Прием
уведомлений о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы
таможенной территории России.
3. В случае
перевозки товаров под таможенным контролем, оформление таких товаров в
соответствии с правилами доставки товаров под таможенным контролем.
4. Прием
уведомлений о прибытии товаров и транспортных средств в место доставки.
5. Контроль за
помещением товаров и транспортных средств на склады временного хранения и
оформление такого помещения.
6. Прием
краткой декларации.
7. Получение
проб и образцов товаров, контроль за получением проб и образцов другими
органами государственного контроля, а также лицами, обладающими полномочиями в
отношении товаров и их представителями.
8. Контроль за
соблюдением условий нахождения товаров и транспортных средств в местах доставки
и на складах временного хранения и их учет.
9. Передача
оформленных документов и сведений должностным лицам, производящим основное
таможенное оформление, подготовка и передача документов и сведений в
соответствующие специализированные подразделения таможенного органа в
установленном порядке.
Предварительное
таможенное оформление направлено на недопущение ввоза и вывоза запрещенных
товаров и транспортных средств, на их идентификацию для таможенных целей и на
ускорение пропуска товаров через таможенную границу. Следовательно, объединение
усилий всех субъектов, имеющих прямое отношение к перемещению товаров и
транспортных средств через таможенную границу в рамках своей компетенции для
достижения целей таможенного контроля — основная задача предварительных
операций.
Предварительное
таможенное оформление при ввозе товаров и транспортных средств начинается после
подачи перевозчиком таможенному органу уведомления о пересечении таможенной
границы Российской Федерации.
2.3. Основное таможенное оформление
(декларирование)
Основное
таможенное оформление базируется на выполнении участниками внешнеэкономической
деятельности требований таможенного законодательства об обязательном
декларировании всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через
таможенную границу.
Декларирование
— это операция, являющаяся составной частью процедуры помещения товаров и
транспортных средств под определенный таможенный режим или по завершению
действия такого режима. Суть декларирования заключается в заявлении по
установленной форме таможенному органу сведений о товарах и транспортных
средств, перемещаемых через таможенную границу России, товарах и транспортных
средствах, уже перемещенных через таможенную границу, таможенный режим которых
изменяется, а также о других товарах и транспортных средствах, которые подлежат
декларированию.
Декларирование
как составная часть основного таможенного оформления товаров и транспортных
средств и само таможенное оформление — это настолько близкие по смыслу понятия,
что для избежания путаницы в понятийном аппарате, а также с целью унификации и
гармонизации таможенных процедур с общепринятыми в мировой практике
разработчики Проекта нового Таможенного кодекса РФ вообще исключили из него
понятие «таможенное оформление», заменив его понятием «таможенное
декларирование», в которое вложили смысл процедуры основного таможенного
оформления товаров и транспортных средств в его сегодняшнем понимании.
Декларирование
товаров и транспортных средств является одним из обязательных условий
перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской
Федерации и выполняет следующие функции:
• обеспечивает
таможенные органы необходимыми для таможенных целей сведениями о перемещаемых
через границу товарах и транспортных средствах;
• служит
подтверждением законности совершаемых декларантом (лицом, производящим
декларирование) действий в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых
им под избранный таможенный режим;
• носит
контрольную функцию, суть которой состоит в том, что на основе декларирования
таможенные органы проверяют соответствие декларируемых сведений о товарах и
транспортных средствах фактическим данным.
Декларирование
производится путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах и
транспортных средствах и об их таможенном режиме, а также иных сведений,
необходимых для таможенных целей (например, сведений о принадлежности
физического лица, перемещающего товары через таможенную границу, к субъектам
предпринимательской деятельности и др.).
Декларирование
осуществляется в строго определенных формах. Форма декларирования — это способ
заявления сведений о товарах и транспортных средствах и иных необходимых для
таможенных целей сведений в соответствии с установленными требованиями к
порядку их фиксации на носителях информации для передачи таможенному органу.
В настоящее
время нормами таможенного законодательства предусмотрено три формы
декларирования:
1) устная
форма, применяемая в ряде случаев при декларировании товаров, перемещаемых
через таможенную границу физическими лицами;
2) письменная
(основная) форма;
3)
декларирование в форме подачи сведений в электронном виде на магнитных
носителях информации (является вспомогательной формой и используется
одновременно с письменной формой в случаях декларирования с использованием
грузовой таможенной декларации).
Заявляемые при
декларировании сведения должны объективно и полно отражать фактические данные о
товарах и транспортных средствах. Заявление недостоверных сведений является
нарушением таможенных правил и влечет ответственность, предусмотренную ст. 279
ТК РФ.
Для
производства таможенного оформления товаров и транспортных средств, как при их
вывозе из России, так и при ввозе в нее, участники внешнеэкономической
деятельности должны соблюдать следующий порядок:
1) получить
разрешение на занятие внешнеэкономической деятельностью посредством регистрации
в таможенных органах, т. е. зарегистрироваться в качестве субъекта
внешнеэкономической деятельности;
2) заключить
договор (контракт) на производство, куплю, продажу товара, на товарообменные
(бартерные) операции, на транспортировку, погрузочно-разгрузочные, страховые и
иные операции, связанные с хранением, экспертизой и иными действиями в
отношении товаров;
3) получить в
случае необходимости соответствующие лицензии на импорт или экспорт
определенных видов товаров, разрешения на вывоз или ввоз определенных количеств
товаров или на определенную сумму (количественных или стоимостных квот), т. е.
выполнить существующие в данный момент меры экономической политики государства;
4) оформить
соответствующие товарно-транспортные и иные документы, отражающие все
необходимые вопросы относительно наименования, качества, количества,
классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой, их стоимости,
условий поставки, страхования, транспортировки и прочих условий;
5) доставить
товары и документы на них в согласованное с таможенным органом место (например,
на склад временного хранения);
6)
задекларировать товары (произвести их декларирование) по установленной форме;
7) уплатить все
необходимые налоги и сборы или предоставить необходимые гарантий такой уплаты;
8)
распоряжаться товарами только после их выпуска в свободное обращение или
помещения их под иной таможенный режим.
Для
производства таможенного оформления таможенные органы вправе требовать также и
целый ряд иных документов, окончательный перечень которых определяется
должностными лицами таможни. Например, для отдельных товаров обязательно
предъявление так называемого сертификата безопасности, а при импорте товаров из
развивающихся стран и в некоторых других случаях также и сертификата
происхождения товаров. Кроме того, могут потребоваться документы санитарного,
ветеринарного, фитосанитарного контроля, документы, необходимые для проверки
заявляемых сведений, для ведения таможенной статистики и пр.[2]
Основным видом
письменного декларирования является подача в таможенный орган грузовой
таможенной декларации (ГГД).
Грузовая
таможенная декларация, применяемая в настоящее время России, соответствует
образцам, используемым в международной практике. Она состоит из 4 листов и
содержит 54 графы, часть из которых заполняется декларантом, а часть —
таможенным органом. При этом после производства таможенного оформления первый
лист декларации остается в таможне, второй направляется в ГТК России, третий —
лицу, осуществляющему расчеты по таможенным платежам, а четвертый — в органы
государственного статистического учета.
В грузовой
таможенной декларации должны быть отражены сведения об отправителе и получателе
товара, стране контракта (стране, в которой зарегистрирована фирма-партнер),
стране происхождения товара (при импорте) или стране назначения (при экспорте),
сведения об условиях поставки, о валюте контракта, о транспорте, на котором
должен быть доставлен товар, о таможне, на которой он должен пройти таможенное
оформление, о квоте (для товаров, экспорт которых квотируется), о таможенной
стоимости товара, подлежащих взысканию таможенных пошлинах и сборах и ряд иных
сведений.
Порядок
таможенного оформления товаров и транспортных средств с применением ГТД состоит
из пяти этапов:
1. Прием,
регистрация и учет ГТД.
2. Таможенный
контроль за правильностью определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД и
страны происхождения, а также соблюдения мер нетарифного регулирования.
3.
Осуществление валютного контроля и контроля таможенной стоимости.
4. Контроль
таможенных платежей.
5.
Осуществление таможенного досмотра и выпуск товаров.
На первом этапе
таможенного оформления — этапе приема, регистрации и учета ГТД - должностное
лицо таможенного органа проводит проверку соблюдения условий, необходимых для
принятия таможенной декларации (включая проверку соблюдения порядка совершения
предварительных операций), после чего принимает ГТД и другие документы,
подлежащие обязательному представлению в таможенные органы, принимает также
электронную копию ГТД, после чего производит регистрацию ГТД.
После
регистрации проводится общая проверка ГТД и ее электронной копии на
соответствие действующим правилам заполнения согласно заявленному режиму, а
также сверка соответствия электронной копии ГТД ее бумажному носителю. По
завершении такой проверки должностное лицо, осуществляющее первый этап
производства таможенного оформления, должно сделать на оборотной стороне
первого листа ГТД запись «Проверено», проставить дату и время окончания
проверки, свою подпись и личную номерную печать, после чего — передать
декларацию на следующий этап оформления.
На втором этапе
таможенного оформления — этапе таможенного контроля за правильностью определения
кода товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической
деятельности, страны происхождения, а также соблюдения мер нетарифного
регулирования — должностное лицо таможенного органа должно проверить
правильность описания товара в ГТД, соответствие описания характеристикам
самого товара, а также осуществить проверку количественных данных о товаре
(число мест, вес и пр.).
По окончании
второго этапа на обороте первого листа ГТД должна быть сделана запись
«проверено», проставлена дата, время окончания проверки, подпись, оттиск личной
номерной печати лица, проводившего проверку, после чего декларация передается
на следующий этап таможенного оформления.
Третьим этапом
таможенного оформления является этап валютного контроля и контроля таможенной
стоимости. На этом этапе проводится:
- проверка
наличия всех документов, необходимых для целей проведения валютного контроля,
- проверка
соответствия условий внешнеторгового договора и иных документов, на основании
которых производится таможенное оформление, требованиям действующего валютного
законодательства,
- проверка
соответствия сведений, заявленных в ГТД, информации, содержащейся в документах,
представленных для осуществления валютного контроля.
В случае
возникновения необходимости, должностное лицо таможенного органа, производящее
таможенное оформление и контроль на данном этапе, вправе произвести сбор
дополнительной информации, необходимой для выяснения обстоятельств, повлиявших
на цену сделки, а также — для подтверждения всех элементов таможенной стоимости
или для обоснования оценки товара по установленным методам. В ходе таможенного
оформления может производиться также корректировка таможенной стоимости и
размера таможенных платежей, внесение соответствующих изменений в ГТД, а также
в подаваемую для этих целей декларацию таможенной стоимости.
В случае
обнаружения в ходе проверки нарушений валютного законодательства, борьба с
которыми не входит в компетенцию таможенных органов, должностное лицо,
проводящее проверку, обязано передать соответствующую информацию в
специализированное подразделение по валютному контролю.
После
завершения производства таможенного оформления на данном этапе на обратной
стороне первого листа ГТД делается запись «проверено», проставляется дата,
время окончания проверки, подпись, оттиск личной номерной печати и декларация
передается на следующий (четвертый) этап.
На четвертом
этапе — этапе контроля таможенных платежей — производится проверка наличие у
лица, ответственного за уплату таможенных платежей, задолженности по их уплате,
а также и по уплате процентов за использованную отсрочку или рассрочку уплаты
таможенных платежей по ранее произведенным поставкам, а также сумм штрафов в
случае совершения этим лицом нарушений таможенных правил. При выявлении наличия
такой задолженности товары и транспортные средства подлежат выпуску только
после ее полного погашения.
Проверке
подлежит правильность заполнения ГТД и ее электронной копии, полноты и
достоверности заявленных в них сведений в части, влияющей на исчисление
таможенных платежей. Проверяются также обоснованность заявленных тарифных и
налоговых льгот и преференций (в случае их заявления), производится тщательная
проверка документов, определяющих заявленные льготы либо устанавливающие особый
порядок исчисления и уплаты таможенных платежей.
Проверяется
также фактическое поступление денежных средств на счет таможенного органа к
моменту таможенного оформления. Если со стороны специализированного
подразделения таможенного органа, осуществляющего
контроль и учет
таможенных платежей, нет подтверждения о поступлении денежных средств, которые
должны были уже поступить на счета таможенного органа к моменту таможенного
оформления, то производится начисление пени за просрочку уплаты таможенных
платежей.
После
совершения указанных выше проверок должностное лицо, осуществляющее
производство таможенного оформления на данном этапе, делает запись «проверено»,
проставляет дату, время окончания проверки, свою подпись, личную номерную
печать и передает декларацию на следующий этап.
И, наконец,
пятый этап таможенного оформления — этап досмотра товаров и их выпуска. На
данном этапе производится проверка прохождения всех предыдущих этапов
таможенного оформления и, в случае принятия решения о проведении досмотра
товаров, — такой досмотр. Досмотр проводится с обязательным фиксированием его
результатов.
Выпуск товаров
и транспортных средств может осуществляться как после проведения досмотра, так
и без досмотра, если обязательный досмотр нормативными актами ГТК России не
установлен, а необходимость его проведения в данном конкретном случае не
выявлена. В обязательном порядке таможенный досмотр должен проводиться;
а) в отношении
подакцизных товаров;
б) в отношении
товаров, заявленных в товаросопроводительных документах как различного рода
безалкогольные напитки, продукты питания, табак, стекло, обувь и другие товары,
близкие по наименованию к подакцизным товарам;
в) в отношении
товаров, перевозимых транспортными организациями, ранее допустившими нарушения
таможенных правил;
г) в отношении
товаров, перевозимых транспортом, принадлежащим физическим лицам.
Во всех
остальных случаях досмотр производится по усмотрению должностных лиц таможенных
органов, производящих таможенное оформление.
Процедура
таможенного оформления с применением ГТД завершается принятием решения о возможности
выпуска товаров и транспортных средств в соответствии с заявленным режимом либо
о невозможности выпуска таких товаров и транспортных средств.
Решение о
выпуске принимается начальником отдела таможенного оформления и таможенного
контроля таможни (таможенного поста), либо должностным лицом, на это специально
уполномоченным, и подтверждается проставлением на ГТД и на
товаросопроводительном документе (накладной и пр.) штампа «Выпуск разрешен».
Штамп и номер ГТД на товаросопроводительном документе должны быть заверены
личной номерной печатью должностного лица таможенного органа, производившего
выпуск товара.
Если же в
процессе производства таможенного оформления на одном из этапов устанавливается
невозможность выпуска товара, то вместо записи «Проверено» должна быть сделана
запись «Выпуску не подлежит» и кратко указана причина, по которой не может быть
осуществлен выпуск. Решение о невыпуске может приниматься только начальником
отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможни (таможенного поста)
либо лицом, его замещающим. При этом на товаросопроводительных документах и на
самой ГТД проставляется штамп «Выпуск запрещен».
Грузовая
таможенная декларация в случае неосуществления вывоза товара, выпущенного в
соответствии с таможенным режимом экспорта, либо иным режимом, условия отказа
от которого допускают возможность оставления товара на таможенной территории РФ
и свободного распоряжения таким товаром при его фактическом предъявлении
таможенному органу на основании письменного обращения в таможенный орган лица,
его перемещающего, и с письменного разрешения начальника таможни может быть
аннулирована. Однако таможенные сборы за произведенное таможенное оформление
возврату не подлежат. Помимо ГТД на практике широко применяются и другие виды
таможенных деклараций.
Так, при
помещении товаров на склад временного хранения применяется уже упоминавшаяся
нами ранее краткая декларация, в которой отражаются все сведения о товаре,
позволяющие его идентифицировать на стадии временного хранения.
Еще пример. В
соответствии с п. 2 ст. 13 Закона РФ «О таможенном тарифе, таможенный орган,
производящий таможенное оформление, должен осуществлять контроль за
правильностью определения декларантом таможенной стоимости товаров, включая
правильность применения выбранного метода определения таможенной стоимости (это
понятие раскрыто ниже). Для этих целей используется так называемая декларация
таможенной стоимости, форма и порядок заполнения которой утверждены Приказом
ГТК России от 5 января 1994 г. № 1. Такую декларацию обязаны заполнять все
лица, ввозящие в Российскую Федерацию товары, за исключением физических лиц,
ввозящих товары не для коммерческих целей.
Приказом ГТК
России от 25 января 1999 г. № 38 утверждена форма таможенной декларации ТД-6,
которую должны заполнять физические лица при перемещении ими товаров в
соответствии с упрощенным (льготным) порядком. Данная форма декларации была
введена вместо существовавшей ранее декларации для физических лиц по форме Т-6.
Декларирование
же физическими лицами пересылаемых в упрощенном льготном порядке товаров
осуществляется путем подачи в таможенный орган заявления лица в письменном
виде, составленного по форме, приведенной в Приложении к Приказу ГТК России от
24 ноября 1999 г. № 815 «Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном
порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской
Федерации».
Образец
декларации на ввоз в Россию автомобилей содержится в Приложении к Правилам
перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими
лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденными Приказом
ГТК России от 24 ноября 1999 г. № 814.
Таможенная
декларация подается в сроки, устанавливаемые ГТК России (ст. 171 ТК РФ). При
этом эти сроки не могут превышать 15 дней с даты представления товаров и
транспортных средств таможенному органу. Въезжающие на таможенную территорию
России порожние транспортные средства и транспортные средства, перевозящие
пассажиров, подлежат декларированию не позднее 3 часов после пересечения
таможенной границы России, а выезжающие из России транспортные средства — не
позднее чем за три часа до пресечения таможенной границы.
Иные сроки для
подачи таможенной декларации установлены в случае перемещения через таможенную
границу физическими лицами товаров не для коммерческих целей в сопровождаемом
ими багаже: таможенная декларация в этом случае подается в таможенный орган
одновременно с представлением самих товаров.
Таможенная
декларация принимается таможенным органом в порядке, определяемом ГТК России.
При этом, согласно ч. 3 ст. 175 ТК РФ, таможенный орган не вправе отказать в
принятии таможенной декларации.
Заключение
Таможенное
оформление является одним из разделов таможенного права. В него входит основной
институт, три предметных института: предварительные операции, временное
хранение и декларирование, а также два вспомогательных института: таможенный
брокер и таможенный перевозчик, имеющих непосредственное отношение к
таможенному оформлению. Проделав данную работы и решив поставленные в ней
задачи мы можем сделать выводы о том, что вопросы таможенного оформления не
являются исчерпывающими. Они, в условиях возрастающей внешнеэкономической
деятельности государства являются наиболее приоритетными в своём качественном
развитии для повышения эффективности всего таможенного дела, что является одним
из существенных показателей в повышении качества уровня таможенной политики и
всей внешнеэкономической деятельности государства.
Список использованной
литературы
1.
Таможенный
Кодекс Российской Федерации
2.
Таможенная
конвенция 1975 года «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП»
3.
Борисов
К.Г. Международное таможенное право – М.: Изд-во Российского университета
дружбы народов, 1997
4.
Драганов
В.Г. Основы таможенного дела – М.: Экономика, 1998
5.
Пресняков
В.Ю. Таможенная политика России – М.: РИО РТА, 1996
6.
Тимошенко
И.В. Таможенное право России – Ростов н/Д.:Феникс,2001
7.
Шишаев
А.И. Международная торговля – М.: ЦЭМ, 1998
[1] Таможенный Кодекс Российской Федерации п.15 ст.18
[2] Тимошенко И.В. Таможенное право России – Ростов н/Д.: Феникс, 2001 г
стр. 326
|