Большая коллекция рефератов

No Image
No Image

Счетчики

Реклама

No Image

Сущность теневой экономики ее формы и социально-экономические последствия

Сущность теневой экономики ее формы и социально-экономические последствия

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

 

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

 

Дисциплина: теневая экономика





РЕФЕРАТ

 

по теме: «Сущность теневой экономики»









Подготовил:

Слушатель 444 группы

Малявин П.И.






Белгород 2008


План

Вступительная часть

1. Обострение кризисных явлений в экономике и нарастание теневых процессов

2. Содержание понятия «теневая экономика»

4. Теневая экономика и социально-экономические последствия ее развития

Заключительная часть (подведение итогов)


Вступление

 

Во вступительной части преподаватель объявляет тему и цель занятия, а также учебные вопросы, подлежащие рассмотрению и обсуждению, отмечает актуальность изучаемой темы, ее место в структуре курса, в системе юридической подготовки специалиста, взаимосвязь с другими изучаемыми дисциплинами.

Обсуждение учебных вопросов

 

Вопрос № 1. Обострение кризисных явлений в экономике и нарастание теневых процессов.


Достижения в обществе и экономике существуют рядом с усиливающимися негативными процессами в хозяйственной и социальной сферах, в отношениях центра и регионов. Продолжается спад производства, свернуты инвестиционные процессы, сохраняется дефицит государственного бюджета, растет безработица, снижается уровень жизни населения, четверть из которого находится за чертой бедности. На международной арене Россия столкнулась со стремлением ряда государств использовать сложившуюся ситуацию в своих экономических и политических интересах в ущерб нашей стране. На смену глобальной угрозе военного противостояния пришел ряд внешних и внутренних угроз, большинство из которых порождены экономическими трудностями. Осложняет экономическую ситуацию в стране кризис платежеспособности. Цепная реакция неплатежей ставит в одинаково сложное положение и конкурентоспособные и бесперспективные предприятия. Неплатежи превращаются в средство приспособления предприятий к новым рыночным условиям без проведения необходимой модернизации производства и повышения качества продукции. Это способ выживания, выгодный, прежде всего, для наиболее слабых и беспомощных предприятий, способ давления на государство с целью вынудить его оказать предприятиям поддержку (возврат к системе дотаций).

Стратегическое направление действий по преодолению неплатежей сопряжено с проведением структурной перестройки отдельных предприятий и всей экономики. Оно предполагает осуществление процедуры банкротств неэффективных и неплатежеспособных предприятий, но подготовка к этой процедуре долго затягивалась, а первый опыт по банкротству крупных предприятий дал государству понять, что это очень сложное дело и требует серьезных исследований.

Стало понятно, что односторонний монетаристский подход недостаточен для управления развитой многоотраслевой и крупномасштабной экономикой России. Необходимо скорректировать ориентиры экономической политики, найти оптимальное сочетание государственного управления экономикой и рыночного саморегулирования.

Таким образом, все больше отраслей и производств уходит в "тень", осуществляя экономическую деятельность вне контроля со стороны государства, не вступая с ним как субъектом хозяйствования в экономические отношения. Теневая экономическая деятельность не просто уходит из-под контроля государства, она осуществляется в интересах определенных небольших групп населения, причем привлекает достаточно большое количество людей для своего развития и еще большего обогащения.

Вопрос № 2. Содержание понятия "теневая экономика".


Термин "теневая экономика" (далее ТЭ) пришел к нам из-за рубежа. На Западе уже в 60-е годы обратили внимание на теневые явления в экономике и у себя, и у нас. В СССР эта проблема стала активно разрабатываться во второй половине 80-х годов. Наиболее интенсивно вопросы ТЭ обсуждались в научной литературе в период с 1988 по 1991 год. Импульс этому интересу придала гласность. Горбачевскому режиму требовалось развенчание мифов о гуманном, справедливом и неподкупном характере доставшейся ему в наследие системы. Этот социальный заказ и оживил научные исследования в данной сфере.

ТЭ - сложный процесс. Пока не удалось выработать четкие и обще-признанные критерии трактовки ТЭ. Для ее определения используется широкий и разноплановый спектр характеристик. "Подпольная", "вторая", "неучтенная", "деструктивная", "нерегламентированная", "криминальная", "фиктивная", "негосударственная", "частнорыночная", "дефективная", "параллельная", "черная", "неформальная", "нелегальная", "внезаконная" - и это далеко не исчерпывающий перечень ее дефиниций.

Несмотря на то, что ТЭ не есть новое явление, должный интерес к ее феномену экономисты стали проявлять лишь в последнее время. Так, в 1977 году американский экономист П.М.Гутман публикует одну из первых работ в этой области - статью "Подпольная экономика", в которой настаивает, что неучтенной экономической деятельностью более нельзя пренебрегать. Сегодня западные специалисты считают общепризнанным, что ТЭ не просто составляет ощутимую часть от легальной хозяйственной деятельности, но и постоянно неуклонно растет.

Американский экономист В. Танзи определяет ТЭ как "часть валового национального продукта, которая из-за отсутствия в отчетности и/или занижения ее величины не отражена в официальной статистике". Это признают и в России, считая, что "важнейшим фактором дестабилизации экономической и социальной жизни стали теневая экономика и криминальное предпринимательство". В дальнейшем по мере исследования явлений теневой экономики автор работы в свое определение внес ряд существенных уточнений.

Во-первых, общество не контролирует не только определенную долю товарно-материальных благ, ценностей, денег, услуг, но и другие экономические блага. Ранее в теневую экономику не включался такой составляющий элемент любой экономической деятельности, как предпринимательские способности, без которых добиться экономического результата невозможно. Предпринимательские способности представителей ТЭ ("теневиков") все более приобретают криминальные формы или такие формы, которые из-за недостаточной разработанности Уголовного законодательства не попадали, а многие и не попали в новый Уголовный кодекс РФ, и по-прежнему наносят огромный экономический ущерб обществу.

Во-вторых, ТЭ использует не только государственную собственность, но и свои ранее полученные незаконным путем капиталы. И чем больше растут криминально нажитая собственность и капиталы, тем больше масштабы ТЭ, доля теневого валового внутреннего продукта.

В-третьих, ТЭ может существовать и существует только в условиях получения сверхдоходов. Именно это - главная цель всего теневого бизнеса.

В-четвертых, ТЭ, ее предприниматели не могут обойтись в своей деятельности без услуг государства, коррумпированного чиновничьего аппарата. Сюда входят государственные материальные ресурсы, технологии, подготовленная рабочая сила, государственная поддержка теневого бизнеса. В то же время ТЭ не вступает в экономические отношения с государством как субъектом хозяйствования (не платит налоги, различные пошлины и др.)- Экономические отношения субъектов теневой деятельности имеют место лишь с коррумпированными чиновниками по поводу распределения полученного теневого дохода за "услуги" коррупционеров.

В-пятых, в самой ТЭ заключено противоречие: с одной стороны -это преступные начала деятельности, с другой - реальные экономические процессы, без которых невозможно в настоящее время в полной мере удовлетворить потребности населения.

Таким образом, ТЭ - это не просто сложное социально-экономическое явление, охватывающее всю систему общественных экономических структур, экономических отношений общества.

Это прежде всего неконтролируемый обществом сектор общественного воспроизводства в ходе производства, распределения. обмена и потребления экономических благ и предпринимательских способностей, скрываемых от органов государственного управления и контроля экономических отношений между хозяйствующими субъектами по использованию государственной. негосударственной и криминально нажитой собственности в целях извлечения сверхдоходов (сверхприбыли) для удовлетворения личных и групповых потребностей небольшой части населения страны.

Вопрос № 3. Структура теневой экономики и ее изменения в период перехода к рынку.


Теневая экономическая деятельность существует и в административно-командной системе, и в рыночной, хотя ее масштабы могут существенно различаться. В общемировом масштабе удельный вес теневой экономики оценивается в 5-10% ВВП. При этом, например, в африканских и некоторых южноамериканских странах данный показатель достигает 30%. В России, по некоторым экспертным оценкам, доля ТЭ составляет 40-50%. Анализ показывает, что эта цифра является критической: на этом рубеже влияние теневых факторов на хозяйственную жизнь становится настолько ощутимым, что противоречие между неформальным и формальным укладами превращается из второстепенного в существенное социально-экономическое противоречие. Дальнейшее усиление ТЭ грозит подчинением ей "всего и вся". Поэтому проблема ТЭ вышла за ведомственные рамки силовых структур и превратилась в общегосударственную.

Структура ТЭ представлена как криминальными, так и не криминальными типами отношений.

Во-первых, это самостоятельные экономические отношения между отдельными гражданами и их неформальными объединениями, преследующие цель удовлетворить потребности населения, и нерегистрируемые и неучитываемые государством ("вторая", "параллельная" экономика, скрываемая экономическая часть "светового хозяйства"). Данный тип отношений является ответной реакцией граждан на просчеты хозяйственного механизма, игнорирование их нужд и потребностей, что имеет положительную социальную значимость. До последнего времени искусственными запретами "вторая" экономика насильственно загонялась в нелегальные формы.

К ней относятся:

а) незарегистрированные непреступные виды индивидуальной трудовой деятельности;

б) самостоятельные услуги по ведению подсобного и домашнего хозяйства, ремонту и строительству жилья, дач;

в) ремонт, обслуживание автомобилей, бытовой техники, частный извоз;

г) оказание медицинской, педагогической и технической помощи нуждающимся;

д.) сдача в поднаем жилья ит.п.

Изменение российского хозяйственного законодательства привело к значительному сокращению нелегального сектора "второй" экономики. Процесс легализации отнюдь не завершен. Есть много препятствий:

а) слабость финансовых и налоговых служб, стимулирующих уклонения от налогов;

б) отсутствие развитой системы рынков сырья, заставляющих полагаться на незаконные источники ресурсоснобжения

в) избыточная административная регламентация, в том числе и противозаконная;

г) сомнение в долговременности нынешней политики государства в отношении негосударственного предпринимательства и др. Характерными правонарушениями, как считают некоторые специалисты данной проблемы, являются:

- хищения;

- корыстные должностные и хозяйственные преступления;

- азартные игры;

- проституция;

- грабежи, разбои, кражи личного имущества;

- вымогательство (рэкет) и т.п.

Не следует относить к криминальной ТЭ те правонарушения, где движение материальных ценностей осуществляется от субъекта к субъекту далекими от экономики способами (внеэкономическими, например, грабежи, разбои, кражи и т.п.). Криминальные отношения ТЭ включают все виды экономической преступности, кроме корыстных общеуголовных преступлений, особенно в наиболее общественно опасной их форме проявления - организованной преступности. В сфере криминальных экономических отношений, происходящих в переходный к рынку период, изменения приобретают в большей степени негативный характер. Наносится огромный ущерб государству и нарождающемуся предпринимательству, фактически сводящему на нет все завоевания в области демократии, уводящему бизнес в "подполье".

Усиливаются злоупотребления служебным положением. Взяточничество (так называемый "бюрократический" рэкет) приобрело широкие масштабы (растет число взяточников и размеры взятки), изменилась структура взяткодателей и ее взяткополучателей. Произошла интеграция "бюрократической" формы рэкета с уголовной с целью подчинить себе предпринимателей, загнать их в ТЭ.

Таким образом, приватизация госсобственности, рост предпринимательских структур привели к расширению сферы криминального капитала, постоянно воспроизводящегося на расширенной основе.

Вопрос № 4. Теневая экономика и социально-экономические последствия ее развития.

 

Однозначно ответить на вопрос: приносит ли ТЭ позитивные результаты для развития общества можно, но только отрицательно, поскольку она обеспечивает жизнедеятельность определенных групп (кланов) людей, удовлетворяет потребности незначительной части населения страны. В мировом масштабе к ТЭ повсеместно сложилось отрицательное отношение (прежде всего к криминальным формам), с ней во всех странах ведется непримиримая борьба. В то же время ТЭ является частью экономической системы, без которой система не может воспроизводиться. И это приводит к мысли, что с ТЭ необходимо обращаться осторожно: ослабляя ее масштабы, следует предусмотреть меры введения теневых отношений в легальное русло. В России при переходе к рыночным отношениям сформировалась система высокотеневых экономических отношений (прежде всего высококриминализированных), которые характеризуются рядом признаков.

Во-первых, ТЭ приобрела огромный вес, стала сектором экономики, причем доминирующим, где огромную роль играют неформальные и внеправовые отношения. Реальностью стала тотальная коррумпированность госаппарата, низкая роль права и судебной системы, ее подчиненность административному аппарату и теневому финансовому капиталу.

Во-вторых, в сфере экономики образовались теневые финансовые группы (кланы), представляющие собой властно-хозяйственные структуры, имеющие в качестве покровителей различные органы государственной власти, распоряжающиеся крупным капиталом и ведущие широкомасштабную предпринимательскую (прежде всего коммерческую) деятельность. В своей теневой деятельности финансовые группы блокируют конкуренцию на финансовых рынках, на рынках основных товарных групп и особенно во внешней торговле. Другим следствием функционирования теневого финансового капитала, точнее небольшой доли населения страны, присваивающей в связи с монопольным господством в экономике колоссальные доходы, является обнищание огромной части населения. Так, по экспертным расчетам, около 30 млн. человек имеют крайне низкий уровень жизни, значительная часть которых находится на грани голодной смерти.

В-третьих, последствием развития ТЭ является деградация бюджетной системы. Финансовый капитал паразитирует на бюджетных средствах, использует их как главный источник сверхдоходов, манипулирует с бюджетными ресурсами и государственной собственностью, толкает государство на получение заемных средств как вынужденное в подобных условиях средство решения финансовых проблем в обществе. С этим сопряжено сужение реального ("светового") сектора экономики, разорение значительной части предприятий, что привело, по имеющимся оценкам, к банкротству почти 30% их численности, поставив еще две трети - на грань банкротства.

В-четвертых, ТЭ вызвала перераспределение национального дохода в пользу паразитического потребления. Рост доходов у теневых финансовых олигархов сопровождается развертыванием непроизводительных структур, обслуживающих теневых дельцов. В то же время народнохозяйственные сферы, обеспечивающие благосостояние большей части населения (индустрия народного потребления, здравоохранения, образования и т.п.), приходят в упадок.

В-пятых, ТЭ значительную часть своих капиталов вывозит за границу. Объем вывезенных капиталов, по данным экспертов, составляет 150-300 млрд. долл.

Литература:

 

Основная литература:

 

1.                 Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. № 27.

2.                 Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 05.02.2007 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Cт. 3301.

3.                 Уголовный кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 30.12.2006 г.) // СЗ РФ.  1996. № 25. Ст. 2954.

4.                 Макаров Д.Г. Теневая экономика и уголовный закон. М., 2003.

5.                 Попов Ю.Н., Тарасов М.Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства. М., 2005.


Дополнительная литература:


1. Рахматуллин М.А., Вадюхина Р.Р. Социально-экономические причины и факторы развития теневой экономики в России // Безопасность бизнеса. 2005. № 4.

2. Яковлева Р.Р. Офшорные зоны и теневая экономическая деятельность // Банковское право. 2005. № 3.

3. Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легализация преступных доходов. СПб., 2003.

4. Подольный Н., Подольная Н. Теневая экономика и организованная преступность: проблемы определения размеров и динамики развития // Уголовное право. 2006. № 1.

5. Трунцевский Ю.В., Козлов А.А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. М., 2006.



No Image
No Image No Image No Image


Опросы

Оцените наш сайт?

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
345 гостей
No Image
Все права защищены © 2010
No Image