Состояние и перспективы Казахстано-Канадских внешнеполитических связей на современном этапе
Состояние и перспективы Казахстано-Канадских внешнеполитических связей на современном этапе
Тема: «Казахстанско-Канадские
внешнеполитические связи на современном этапе».
Содержание
Введение........................................................................................................... 3
Глава I. Международные отношения в Республике
Казахстан....................... 7
1.1. Казахстан в мировом сообществе.
Современная система международных отношений: попытка аналитического прочтения................................................................ 7
1.2. Министерство иностранных дел Республики
Казахстан........................ 12
Глава II. Состояние и перспективы
Казахстано-Канадских внешнеполитических связей на современном этапе......................................................................................... 19
2.1. Казахстано-Канадские отношения.......................................................... 19
2.2. Развитие и перспективы внутриполитической
и внешнеполитической ситуации в Республике Казахстан.................................................................................... 27
Заключение..................................................................................................... 31
Список использованной литературы............................................................. 33
В обращении к народу с традиционным
ежегодным посланием, где подводятся итоги первых пяти лет независимости.
Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев подчеркнул: "Без
международного признания, гарантий границ со стороны мирового сообщества любые
рассуждения о становлении государственности, суверенитете, экономических
реформах, развитии социальной сферы оставались бы пустым звуком".[1]
Показателем укрепления
государственности и его международного авторитета является то, что
Республику Казахстан признали 117 государств мира, со 105 из них установлены
дипломатические отношения. В Казахстане открыты более 40 посольств зарубежных
стран и 16 представительств международных организаций. Более чем в 40 странах
мира Казахстан открыл свои дипломатические представительства, стал
полноправным членом ООН, ОБСЕ и многих других международных организаций,
участником важнейших международных конвенций, договоров[2].
Процесс вхождения Казахстана как
нового государства в мировое сообщество зависит, прежде всего, от выбранного
страной курса во внешней и внутренней политике. Установление равноправных
дипломатических отношений с другими государствами, двустороннее и
многостороннее сотрудничество, проводимые в стране, реформы представляют
огромный интерес для исследования.
Целью исследования является изучение Казахстано-Канадских
внешнеполитических связей на современном этапе, их эффективность и
результативность в повышении благосостояния населения, выяснение причин успеха
и неудач, определение значения реформенных процессов в Казахстане как элементов
геополитики, становления и развития государства, так и для его международного
положения.
Казахстанская внешняя политика
основывается на полном учете участниками международных отношений взаимных
интересов. В целом, внешнеполитический курс Казахстана формируется с учетом
следующих основных моментов: во-первых, международные отношения оказывают
позитивное воздействие на проведение экономических и политических реформ и
модернизацию внутри страны; во-вторых, благоприятная международная обстановка
может быть создана лишь на политической основе вместе с соседними государствами
и прежде всего с Россией и Китаем, а также заинтересованными странами, такими
как США и Канада.
Актуальность проблемы обусловливается
новым геополитическим положением Республики Казахстан. Лишь после обретения
Казахстаном государственной независимости начались реформы во всех сферах
общественно - политической жизни страны, самостоятельная внешняя политика,
также признание его мировым сообществом.
Актуальность исследования возрастает
в силу приграничного географического положения Казахстана с Россией, Китаем,
молодыми государствами Центральной Азии. Это дает возможность широкого
использования богатых потенциальных ресурсов в развитии многопланового, многополюсного,
масштабного сотрудничества не только с соседними государствами, но и с
Европой, Азией и Америкой. Казахстан может служить уникальным Евроазиатским
мостом прогресса в XXI веке, и это актуализирует как современный этап
развития, так и безопасность государства. Диапазон политических аспектов этих
взаимоотношений весьма широк. Он включает в себя спектр проблем от традиций
народов до уровня современных контактов, способных оказать благотворное
влияние на региональное участие Казахстана, как в Европе, так и в АТР.
Актуальность темы определяется также вовлечением
в реальные процессы взаимоотношений (политические, общественные, экономические,
культурные) множества людей, государственных институтов, различных
предпринимательских структур зарубежных стран.
Задачами исследования являются изучение и анализ сотрудничества и форм
международных отношений в Казахстане и в частности Казахстано-Канадских
внешнеполитических, экономических, культурных связей на современном этапе,
определение факторов влияющих на это сотрудничество, их оценка и прогноз.
Предметом исследования является анализ сотрудничества Казахстана и
Канады, их особенности. На примере взаимоотношений Казахстана и Канады
рассматривается, что в силу объективного развития современной цивилизации,
мировой экономики, техники и технологии все страны, независимо от своего
положения и места в мировом сообществе, втянуты в глобальную систему взаимосвязей,
качественно новый характер партнерства между странами и его значение для
оздоровления и обеспечения устойчивости всей международной обстановки и в
частности в АТР.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы.
В первой
главе «Международные отношения в Республике Казахстан» рассматриваются вопросы МЭО Казахстана в мировом
сообществе, современная система международных отношений: попытка
аналитического прочтения, работа Министерства иностранных дел Республики
Казахстан, хроника внешней политики независимого Казахстана: 1991-2001 годов.
Во
второй главе «Состояние
и перспективы Казахстано-Канадских внешнеполитических
связей на современном этапе», освещаются
вопросы МЭО Казахстана в АТР и с Канадой в области политики, экономики и
культуры, торговли, инвестиционного кредитования, сотрудничества в
строительстве, на транспорте, в предпринимательстве, и т.д., развитие и
перспективы внутриполитической и внешнеполитической ситуации в Республике
Казахстан на 2001 год.
В заключении даётся оценка современного состояния МЭО в Казахстане и
Казахстано-Канадского сотрудничества, перспективы развития совместных проектов,
экспортно-импортных торговых взаимоотношений.
Новизна
исследования вопросов Казахстано-Канадских связей на современном этапе,
определяется вышеизложенным, и в частности изменением международной обстановки,
ростом авторитета Республики Казахстан, увеличением и расширением
межгосударственного сотрудничества между Республикой Казахстан и Канадой.
Но в любом
случае, идет попытка сохранения баланса сил как внутри страны, так и за ее
пределами. И если внутри страны, эта практика более или менее эффективна, то на
внешней арене, у Казахстана уже сейчас возникает проблема с геополитическими
приоритетами и выбором стратегии.
Основными
источниками, явились межправительственные Договора, книги Н. Назарбаева, К.
Токаева, статьи Е. Ертысбаева, Г. Б. Хана, Л. С. Суворова и другие.
Например, г-н
Токаев, имеющий дипломы Пекинского лингвистического института и Дипломатической
академии МИД РФ, является автором нескольких книг документального,
публицистического и исторического характера, многих статей по вопросам внешней
политики. Изыскания в данном направлении позволили ему успешно защитить в
Москве докторскую диссертация по теме "Внешняя политика Казахстана в
период становления нового мирового порядка" и получить научную степень
доктора политических наук.
Также
использовался сборник выступлений, статей и исследований известного политика и
исследователя Е. Ертысбаева,[3] в
котором анализируются ключевые события политической жизни Казахстана в 1990 -
2000 гг. Автор приводит документальные свидетельства событий, подкрепляет
анализ статистическими данными, историческими сравнениями, богатым
сравнительным материалом.
Глава I. Международные отношения в Республике Казахстан
1.1.
Казахстан в мировом сообществе. Современная система
международных отношений: попытка аналитического прочтения
Прошло более десяти лет. За это время
произошли значительные количественные и качественные изменения в экономике республики: она стала открытой. Со многими странами
ближнего и дальнего зарубежья установлены экономические отношения, из года в
год растет объем экспорта - импорта.
Преодолевая определенные трудности,
казахстанские товары постепенно пробивают дорогу к мировым рынкам, где находят
свою нишу. "На сегодня суверенитет Казахстана признан всей мировой
общественностью. И мнение сейчас о нем другое. Международное сообщество теперь
уже не приглядывается к нам, не проверяет, на что мы способны, а налаживает с
нами связи", - отметил Президент Республики Казахстан Н. А.. Назарбаев в
своем выступлении на заседании коллегии МИД 14 сентября 1998 г.[4]
Современное состояние
международных отношений, можно охарактеризовать несколькими главными
тенденциями глобального и регионального масштабов:
Первое.
Снижение эффективности сложившейся системы безопасности и попытки создания
новой системы безопасности, а также трансформация роли ООН.[5] При этом Соединенные Штаты стремятся
закрепить свое доминирующее положение в международных делах.
Ключевая роль в трансформации
существующего мирового порядка отводится НАТО. Таким образом,
Североатлантический блок реально становится важнейшим инструментом закрепления
мирового лидерства США и одним из главных регуляторов процессов международной
безопасности, куда также входит и Канада.
Эти стратегические ориентиры
нашли свое отражение в новой Стратегической концепции НАТО, принятой в
Вашингтоне на юбилейном саммите Североатлантического альянса.[6] Стратегическая концепция НАТО обозначила
новые подходы Альянса к обеспечению безопасности, влияющие на всю систему
сложившейся международной безопасности.
Второе.
Противоречия между Россией и США. В течение последних лет разногласия между РФ
и США были кристаллизованы в нескольких проблемных узлах: 1) операция НАТО в
Косово; 2) стремление США к пересмотру Договора о противоракетной обороне.
Появление новых ядерных держав и ослабление бывшего главного контрпартнера -
России толкают США на ревизию Договора о ПРО. В целом, в сложившихся условиях
сохранение Договора о ПРО от 1972 г. больше выгодно России, нежели США. Разрыв
Договора окончательно закрепит второстепенную роль РФ по отношению к США в
военно-политической области в мировом масштабе. 3) война на Северном Кавказе и
маршруты основных экспортных трубопроводов на Каспии.
Третье.
Военно-политическое противостояние США и Китая. По мере роста политической и
экономической мощи КНР, Вашингтон проявляет все большую обеспокоенность
формированием влиятельного полюса, который может стать реальным противовесом
американскому мировому лидерству.
Роль Китая как глобального
стабилизатора наглядно проявилась в ходе финансово-экономического кризиса в
Юго-Восточной Азии. Важную стабилизирующую роль Китай играет и в урегулировании
обострившегося в последние годы противостояния Индии и Пакистана.
При этом американская стратегия
направлена на всемерное сдерживание растущего влияния Китая для обеспечения
жизненно важных интересов США в азиатском регионе и мире. За последнее время
произошло значительное ухудшение китайско-американских отношений по двум
основным позициям: противоречия по косовской проблеме и намерение Вашингтона
включить Тайвань в американо-японскую систему ПРО ТВД.
Вместе с тем, несмотря на
существование острых проблемных узлов, обе стороны заинтересованы в налаживании
стабильных и партнерских отношений, прежде всего в экономической области. Китай
нуждается в Соединенных Штатах как в экспортном рынке, а также с точки зрения
инвестиций и технологий. Вероятно, в ближайшее время экономические интересы не
дадут руководству КНР и США допустить чрезмерного спада в отношениях, тем более
перехода к открытой конфронтации.
Четвертое.
Одним из ключевых факторов геополитики в начале XXI века будет, скорее всего,
увеличение стран, обладающих ядерным оружием.
Об опасности "ядерной"
тенденции говорит тот факт, что сегодня насчитывается свыше десятка пороговых
стран, способных создать или желающих приобрести ядерное оружие (Индия и
Пакистан, Израиль, ЮАР, Иран, Ливия, Аргентина, Бразилия, Северная Корея, Ирак,
Тайвань, Южная Корея). Кроме этого, к пороговым государствам можно причислить
страны, имеющие развитую атомную промышленность.
Ряд пороговых стран находится в
сложных, а порою и враждебных отношениях с США. Увеличение ядерных государств
представляет реальную угрозу обеспечению глобальной безопасности. А наличие его
у политически нестабильных государств резко повышает потенциальную вероятность
применения ядерного оружия.
Учитывая указанные выше
теоретические и практические складывающиеся международные условия, Республика
Казахстан демонстрирует свое видение международных отношений. Казахстан не
является в них крупным игроком. В этой связи он должен адекватно оценивать свой
потенциал, геополитическое положение, возможности своей внешней политики. В
книге "Под стягом независимости" премьер-министр Казахстана К.
Токаев, долгое время занимавший в правительстве пост министра иностранных дел,
пишет: "В самом деле, было бы непонятно и даже смешно, если бы Казахстан
стал претендовать на лидирующие позиции в международных вопросах, которые не
соответствуют его статусу. В то же время было бы неоправданным замкнуться в
кругу собственных проблем и индифферентно взирать на происходящее вокруг".[7]
Исходя из этого,
внешнеполитический курс Казахстана является отражением состояния современных
международных отношений. С периодом обретения суверенитета, независимости,
отхода от монополии коммунистической идеологии Казахстан выдвинул ряд
внешнеполитических принципов, а вместе с ними действий и инициатив.
Первое.
Важным принципом казахстанской внешней политики выступает многовекторность.
Речь в первую очередь идет об обеспечении собственной независимости, а также
возможности принимать наиболее оптимальные решения посредством построения
взаимовыгодных отношений со всеми государствами. Данный принцип предполагает
поиск баланса сил в сотрудничестве с разными геополитическими и экономическими
"центрами силы". Так, находясь между Россией, Китаем и мусульманским
миром, Казахстан развивает сотрудничество со всеми, параллельно развивая
отношения с мировым лидером - США, крупнейшим международным рынком - ЕС, а
также странами АСЕАН, Японией и Канадой.
Казахстан установил
сотрудничество со всеми основными институтами международного сотрудничества -
форумами и организациями.
Второе.
Укрепление глобальной и региональной безопасности. Важнейшим шагом, стал отказ
от ядерного оружия. Республика сотрудничает с различными международными
организациями, обеспечивающими безопасность, такими как ОБСЕ, МАГАТЭ, НАТО и
другие, присоединилась к таким договорам как ДНЯО, ДВЗЯИ, РСМД и прочие.
Также значительным действием
стало вступление Казахстана в систему Договора о коллективной безопасности
(ДКБ), который является пока единственным реальным инструментом обеспечения
внешней безопасности государства в регионе. Еще одним шагом в области
укрепления международной и региональной безопасности стала инициатива созыва
Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), высказанная на 47-й
сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Важное место в обеспечении
национальной безопасности является участие Казахстана в такой организации, как
"Шанхайская пятерка". В рамках этого форума обеспечено взаимное
доверие в области границ пяти стран-участниц, что существенно укрепляет
региональную безопасность.
Третье.
Развитие регионального сотрудничества. Помимо вопросов безопасности и
многовекторности, а также с учетом мировой тенденции экономической
глобализации, Казахстан выдвинул и поддержал ряд инициатив по региональному
сотрудничеству, наиболее значимыми из которых явились: Содружество Независимых
Государств, Центральноазиатское Экономическое Сообщество (ЦАЭС), Евразийское
Экономическое Сообщество, Организация Экономического Сотрудничества (ОЭС) и др.
Интеграция в Центральной Азии
является важнейшим приоритетом в развитии государств региона, вопросы создания
рынка с населением более 50 миллионов, вопросы решения проблем безопасности,
вопросы водообеспечения и проч. В частности, 30 апреля 1994 г. подписан
трехсторонний Договор о создании Единого экономического пространства между
Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном.[8]
Интеграционные процессы в СНГ
проходят с различной скоростью, в этой связи им необходимы различные подходы.
Так, были созданы различные блоки - ГУУАМ, Таможенный Союз, Интеграционный
Комитет и проч. В 1993 г. Президент Казахстана Н. А. Назарбаев выдвинул идею
создания Евразийского союза, предполагающую кардинально новые подходы к
интеграции на постсоветском пространстве. В 2000 г. эта идея нашла свое
практическое воплощение в создании Евразийского Экономического Союза.
Для политиков и деловых людей Запада
Казахстан представляет интерес в первую очередь как источник сырья, рынок
сбыта с дешевой рабочей силой. Н. А. Назарбаев в работе
"Казахстан-2030" отмечает, что "... как это ни парадоксально,
мировой опыт показывает, что многие страны, обладающие природными богатствами,
не смогли правильно ими распорядиться и так и не вышли из разряда бедных"[9]. К этим странам можно отнести Нигерию, Тобаго,
Венесуэлу. Их пути не должен повторить Казахстан.
Министерство
иностранных дел Республики Казахстан призвано осуществлять внешнеполитический
курс, направленный на дальнейшее укрепление суверенитета, политической и
экономической независимости, территориальной целостности, нерушимости границ и
полноправного членства Республики Казахстан в мировом сообществе, как
государства, которое твердо придерживается основополагающих принципов
международных отношений Устава ООН, прагматичного и конструктивного подхода во
внешнеполитических делах, а во внутренних - привержено политике гражданского
мира, стабильности, демократизации общественного устройства и соблюдения прав
человека.
«Внешняя политика
- это атрибут любого государства, показатель его суверенитета и
самостоятельности, способности представлять и защищать свои национальные
интересы в мировом сообществе. Едва ли в мире найдется государство, не имеющее
своего внешнеполитического органа.»[10]
Происходящие в
мире события, новые тенденции в международных отношениях, активное развитие
процессов глобализации на рубеже веков значительно изменили характер дипломатии
- она становится более прагматичной, динамичной, экспертной с точки зрения
решения отраслевых задач - экономика, финансы, экология, военная сфера,
международный терроризм, организованная преступность, наркотики.
Именно с этих
позиций Республикой Казахстан предложена адаптированная Концепция внешней
политики Казахстана, одобренная Советом Безопасности страны. Экономическая
составляющая все больше превалирует во внешнеполитической деятельности многих
стран. Казахстан не является исключением. Внешние глобальные экономические
перемены требуют активной и согласованной работы со стороны внешнеполитического
ведомства и других министерств РК.
Современные
международные отношения - это комплекс двустороннего и многостороннего
сотрудничества между государствами не только в экономике, но и в области
безопасности, политики, международного права, социальных, гуманитарных,
культурно-исторических и целого ряда других проблем. Все они взаимосвязаны и
тесно переплетены. Подтверждением может служить, например, тема Каспия, где
сходятся воедино многие важнейшие проблемы - геополитика и военные аспекты,
нефтедобыча и транспортировка, инвестиции и экономическая безопасность,
правовой режим и делимитация, экология и дальнейшее развитие региона и др. Наша
задача здесь состоит в том, чтобы внимательно отслеживать все нюансы каспийской
политики каждого из "игроков", делать все, чтобы эта чисто
экономическая проблема не переросла в проблему политическую, решалась
справедливо, равноправно, с учетом взаимных интересов.
Сегодня, по
экспертным оценкам, казахстанской экономикой получено более восьмидесяти
процентов всех прямых инвестиций, поступивших в Центральную Азию. Всемирный
Банк включил нашу страну в двадцатку наиболее привлекательных в инвестиционном
отношении стран мира.
Отрадно, что
экспорт Казахстана в 2000 году в стоимостном выражении увеличился более чем на
60% по сравнению с предыдущим годом. Однако его структура завязана на
нескольких товарных позициях и почти на 70% представлена в виде сырья.
В тех случаях,
когда за рубежом в отношении казахстанской продукции инициируются
антидемпинговые расследования со стороны органов страны-импортера, МИД
внимательно отслеживает складывающуюся ситуацию и координирует работу
соответствующих ведомств и дипломатических представительств республики по
защите отечественных экспортеров. Например были отменены антидемпинговые
пошлины, наложенные американской стороной на титановую губку (июль 1998 года),
уран (июль 1999 года), ферросилиций (август 1999 года), сняты санкции Индии на
казахстанский феррохром (декабрь 2000 года), прекращены антидемпинговые
разбирательства со стороны Колумбии и Аргентины в отношении сталелитейной
продукции, произведенной в Казахстане.
Подтверждением
международного признания успехов Казахстана в последовательном проведении
рыночных преобразований и либерализации экономики служит решение Совета
Европейского Союза о внесении поправок в антидемпинговое законодательство,
принятое 9 октября 2000 года. В соответствии с данным решением ЕС признает
Казахстан как государство с рыночной экономикой. В настоящее время
казахстанские дипломаты предпринимают активные шаги и по вопросу отмены
действия так называемой поправки Джексона-Вэника к Торговому Акту США 1974 года
в отношении республики и предоставления Казахстану безусловного статуса страны
наибольшего благоприятствования в торговле с Соединенными Штатами и Канадой.
В частности, в
целях корректировки экономической политики в августе 2000 года на расширенном
заседании правительства глава государства поручил всем министерствам и
ведомствам республики, в том числе МИДу, активизировать работу по развитию
отраслей, связанных с организацией конечной переработки углеводородного сырья,
третьих и четвертых переделов в металлургическом комплексе. Шел разговор и о
реанимации сельхозмашиностроения, легкой и пищевой промышленности,
строительстве дорог, развитии транзитно-транспортного потенциала. Была
подчеркнута необходимость стимулирования импортозамещения, а также создания
предприятий малого и среднего бизнеса, обеспечивающих инфраструктуру крупных
промышленных предприятий. Такие конкретные задачи поставлены и перед
внешнеполитическим ведомством республики.
В развитии
транзитного потенциала предстоит решить проблему удешевления транспортной
составляющей нашего экспорта-импорта, развития транзитных маршрутов. В этом
ряду чрезвычайно перспективным выглядит организация транзита по маршруту Юго-Восточная Азия - Казахстан - Россия - Европа, а также по оси
Север - Юг. Активная защита за рубежом интересов казахстанского бизнеса и
экономических субъектов - новая приоритетная задача нашей дипломатии. Она четко
прописана в адаптированной Концепции внешней политики РК. В экономическом
контексте необходимо расценивать и решение о создании в системе МИД РК Комитета
по инвестициям на базе бывшего самостоятельного соответствующего агентства
Общеизвестно, что
внешняя политика - дорогое удовольствие. От этого факта никуда не деться. Но
казахстанские дипломаты также понимают и необходимость обеспечения высокой
отдачи от вложенных средств.
Только
нормальные и партнерские отношения в политической сфере между государствами
создают необходимые условия для всемерного развития и укрепления
взаимовыгодного экономического сотрудничества. Поэтому было бы не совсем
правильно разделять, а тем более противопоставлять внешнюю политику и
внешнеэкономическую деятельность. Это две стороны единого процесса обеспечения
национальных интересов страны.
Казахстанские
дипломаты стремятся выполнять адресованное к ним требование президента:
"Ваш долг - создать максимально благоприятные внешние условия для нашего
поступательного внутреннего развития, гармоничной интеграции Казахстана в глобальные
и региональные процессы в качестве крупного регионального государства".[11]
Важное место в политической
элите современного Казахстана занимает премьер-министр РК Касымжомарт Кемелевич
Токаев. Касымжомарт Токаев - одна из самых известных и знаковых фигур в
президентской администрации Республики Казахстан. По сути дела, на сегодняшний
момент, г-н Токаев - один из немногочисленных профессионалов в высших эшелонах
государственной власти.[12]
Как результат - за последние
годы в казахстанскую экономику только прямых иностранных инвестиций было
вложено свыше 12,5 млрд. долларов. В прошлом году достигнут наибольший рост ВВП
среди стран СНГ - 9,6 процента.[13]
2 декабря 1991 г. В Алма-Ате
состоялась пресс-конференция для зарубежных корреспондентов и журналистов
республиканских средств массовой информации. Нурсултан Абишевич Назарбаев
получил мандат первого Президента Казахстана. На пресс-конференции выступил
Президент Казахской ССР Н. А. Назарбаев, отметив роль Казахстана в
межгосударственных отношениях и заявив о его открытости. Президент подчеркнул,
что государство, имеющее срединное геополитическое положение, должно стать
мостом между Европой и Азией. Казахстан не будет замыкаться только на Азиатском
континенте, у страны должен быть разумный баланс между Европой и Азией.
Республика Казахстан будет иметь экономические и политические связи со всеми государствами
мира.[14]
2 марта 1992 г. Вступление
Казахстана в Организацию Объединенных Наций (ООН). На пленарном заседании 6-й
сессии Генеральной Ассамблеи ООН без голосования принято решение о принятии
Республики Казахстан в члены Организации Объединенных Наций. После заседания
состоялась торжественная церемония поднятия флага Казахстана перед
штаб-квартирой ООН. Автоматически после вступления Республики Казахстан в ООН,
Республика Казахстан стала членом Экономической и Социальной Комиссии для Азии
и Тихого Океана (ЭСКАТО).
6 апреля 1992 г. Состоялся
обмен нотами об установлении дипломатических отношений между Республикой
Казахстан и Канадой. Америка, Канада (Республика), а 10.04.92 обмен нотами об
установлении дипломатических отношений.[15]
18 апреля 1993 г. В Алматы
открылась выездная сессия Всемирного экономического форума, на которую прибыли
представители деловых кругов из тридцати стран мира. Первое пленарное заседание
открыл президент ВЭФ Клаус Шваб. На сессии выступил Президент Н. А. Назарбаев,
подчеркнувший, что Казахстан заинтересован в расширении сотрудничества в
области вложения иностранных инвестиций, создании высокоэффективных совместных
производств.
Британский специалист в области
стратегии Гарольд Маккиндер однажды назвал обширное географическое пространство
Центральной Азии, сердцевиной, важнейшей зоной в мировой истории. В XXI веке
Центральная Азия как часть евро-атлантического пространства по-прежнему
сохраняет за собой это свое ключевое значение. НАТО как оплот
евро-атлантической безопасности готова углублять сотрудничество с государствами
Центральной Азии во имя всеобщего блага.[16]
Важным итогом двусторонних
усилий стало подписание 25 января 1995 года в Брюсселе Президентом Н.
Назарбаевым и председателем Совета ЕС Л. Жюппе Соглашения о партнерстве и
сотрудничестве между Республикой Казахстан, с одной стороны, и европейскими
сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (СПС), вступившего в
силу 1 июля 1999 года.[17]
Таким образом, была заложена
основа нашим отношениям, которые в настоящий момент приобретают все более
динамичный характер. Кроме того, продолжается работа над формированием
соответствующей договорно-правовой базы двусторонних отношений, включая
торговлю сталью, текстильной продукцией, материалами и сельскохозяйственной
продукцией. В 1997 году вступил в силу подписанный тремя годами раньше базисный
договор по Европейской энергетической хартии. Этот документ имеет для
Казахстана принципиальное значение, прежде всего потому, что гарантирует
недопущение дискриминации на рынке энергоносителей и способствует интеграции в
мировое экономическое сообщество с соблюдением национальных
торгово-экономических интересов.
Глава II. Состояние и перспективы Казахстано-Канадских
внешнеполитических связей на современном этапе.
На уровень крупномасштабного сотрудничества в самых различных сферах и
глубокого взаимопонимания за весьма короткий срок после обретения Казахстаном
независимости вышли казахстанско-американские и казахстано-канадские отношения.
Они развиваются динамично, выйдя на уровень демократического партнерства,
сегодня США и Канада являются крупнейшими инвесторами экономики Казахстана. В
немалой степени, развитию связей Казахстана со странами АТР, способствовала
проведенная в октябре 1998 г. в центре делового сотрудничества
"Атакент", международная торговая ярмарка стран
Азиатско-тихоокеанского региона "АСПАТ-98".
Традиция проведения ярмарок АСПАТ зародилась в 1966 г. Первая ярмарка
прошла в Бангкоке. Последующие пять проводились в Тегеране, Дели, дважды в
Пекине, а последняя, в 1996 году - в Маниле, где Казахстан представляли
Торгово-промышленная палата и выставочная фирма "Каз-ЭКСПО". Именно
АСПАТ принадлежит доля заслуги в том, что компании региона составляют 21 % от
всех инвесторов, работающих в Казахстане.
Инициатива проведения очередной ярмарки принадлежит правительству
Казахстана. Республика открыта для многостороннего сотрудничества с зарубежными
партнерами. В выставке приняли участие 120 компаний из 19 стран мира, в том
числе из США, Японии, Китая, Канады и других.
Особо нужно отметить международную конференцию "Казахстан и
Азиатско-Тихоокеанский регион: возможности и перспективы", в которой приняли
участие представители иностранных компаний, коммерческих и торговых делегаций.
Конференция прошла под патронажем Государственного комитета Республики
Казахстан по инвестициям.
Спонсорами и организаторами выставки ярмарки стали экономическая и
социальная комиссия ООН по Азиатско-Тихоокеанскому региону (ЭСКАТО ООН) и
торгово-промышленная палата Республики.
Эти два события - имеют неоценимое значение не только для развития
торговых связей со странами АТР, но и для общего процесса интегрирования
Казахстана с мировым сообществом и в частности с Канадой.
Своеобразие АТР состоит и в том, что практически только здесь,
сохранились коммунистические режимы и коммунистическая идеология (KНР,
КНДР). И хотя государства АТР избежали эскалации национализма, характерной для
некоторых других частей мира, налицо серьезные территориальные споры между
некоторыми из них (Япония - Россия - конфликтная зона в Южно-Китайском море).[18]
В середине 90-х годов на долю АТР приходилось свыше 60% промышленного
производства капиталистического мира, почти половина мировой торговли[19]. Концентрация
внешнеторговых потоков в регионе привела к тому, что за последние 12 лет внутрирегиональные
обмены возросли с 55 до 65 % всей внешней торговли стран региона. Между тем в
Европейском сообществе этот показатель не превышает 61%)[20]. Здесь производится
67% автомобилей, 77% телевизоров и радиоприемников, 50% алюминия, 54% стали,
две трети судов и синтетических волокон.
В течение последних 30 лет в АТР идет интенсивный процесс формирования
нового центра мировой экономики. Именно здесь произошло большинство
"экономических чудес" современности и зафиксированы рекордные, самые
высокие в мире (в отдельных странах двузначные -10-13%) темпы экономического
роста, по которым АТР в целом опережает практически все остальные районы
земного шара. Уже к началу 80-х годов на их долю приходилась четверть всей
производимой в мире продукции.
Экономический динамизм региона в решающей степени и явился результатом
выхода ведущих стран АТР на лидирующие позиции в наиболее перспективных
направлениях НТП - в области электроники, производства микропроцессоров,
промышленных роботов, разработки новых источников энергии и освоения богатств
мирового океана, аэрокосмической технологии. Нельзя не учитывать и такой факт,
как наличие огромных глобальных запасов полезных ископаемых и стратегического
сырья: более 50% урана, 90% - олова, 80% натурального каучука, 40% - никеля,
кобальта, цинка.
Большой прогресс за последние годы достигнут в Казахстанско-Китайских
отношениях. Заявила о себе и Япония. К примеру, г-н Таро, председатель
Агентства экономического планирования Японии, заметил, что лишь один из ста
японцев сможет показать на карте Казахстан, в то же время все знают о
существовании древнего шелкового пути[21].
Большие перспективы и у торгово-экономического сотрудничества Казахстана
с Южной Кореей. В 1998 г. Республика Корея опередила США, заняв первое место в
общем объеме прямых инвестиций в Казахстан.
Канада (Canada),
государство в Сев. Америке. 9976 тыс. км2. Население 29,5 млн. человек (1995),
главным образом англо-канадцы (св. 44%) и франко-канадцы (ок. 28%); коренное
население — индейцы и эскимосы. Городское население 78,6% (1992). Официальный
язык — английский и французский. Верующие — протестанты и католики. Канада —
федерация в составе 10 провинций и 3 территорий. Столица — Оттава. Входит в
Содружество. Глава государства — королева Великобритании, представленная генерал-губернатором.
Законодательный орган — двухпалатный парламент (Сенат и Палата общин).
По
Вестминстерскому статуту 1931 была расширена компетенция правительства Канады в
международных и внутренних делах. После 2-й мировой войны усилилось влияние на
экономику и политику Канады США. Со 2-й пол. 60-х гг. наметился поворот в
сторону независимого политического курса. В 60-70-х гг. обострилась внутренняя
борьба по вопросу положения франко-канадцев. В 1982 вступила в силу новая
конституция Канады; ее не признает Квебек, добивающийся особого статуса.
Канада —
высокоразвитая индустриально-аграрная страна. Доля в ВВП (1992, %):
промышленность 32,2, в т. ч. обрабатывающая промышленность 17,9, сельское
хозяйство 2,2. Канада занимает ведущее место в мире по добыче и выплавке
никеля, калийных солей, асбеста, цинка, оксида урана, серебра, свинца, меди.
Значительна добыча молибдена, золота, железной руды, гипса, нефти, природного
газа, угля. Производство электроэнергии 507 млрд. кВт·ч (1993). Цветная
(выплавка никеля, алюминия) и черная металлургия, электрохимическая,
целлюлозно-бумажная (ведущее место в мире, ок. 10 млн. т газетной бумаги в
год), нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. Разнообразное
машиностроение. Пищевкусовая, текстильная, швейная промышленность. Главная
сельскохозяйственная культура — пшеница (33 млн. т в 1993). Другие экспортные
культуры — ячмень, овес; из технических — лен, табак, рапс. Животноводство
(молочное, мясо-шерстное; птицеводство) дает ок. 60% стоимости сельскохозяйственной
продукции. Лесозаготовки. Пушной промысел. Рыболовство (ведущее место в мире по
экспорту мороженой рыбы). Длина (1992, тыс. км) железных дорог 94,3, автодорог
850. Большое значение имеет судоходство по Великим озерам и Глубоководный путь
по р. Св. Лаврентия. Велика роль воздушного транспорта, особенно на севере.
Основные порты: Ванкувер, Сет-Иль, Порт-Картье, Тандер-Бей, Монреаль. Тоннаж
морского торгового флота 2,6 млн. т дедвейт. Экспорт: автомобили,
нефтепродукты, бумага и целлюлоза, пшеница, природный газ, промышленное
оборудование, никель, алюминий, медь. Основные внешнеторговые партнеры: США
(3/4 торгового оборота), Япония, Великобритания. Денежная единица - канадский
доллар.
Дипломатические
отношения Казахстана с Канадой установлены 10 апреля 1992 г.[22] Чрезвычайный и Полномочный Посол Канады в
Российской Федераций и по совместительству в Республике Казахстан Майкл Ричард
Белл вручил в Алматы верительные грамоты 21 сентября 1992 г.[23] Что касается Посольства Канады, то оно в
полном объеме функционирует в Алматы с октября 1993 г. Чрезвычайный и
Полномочный Посол Канады в Республике Казахстан Ричард Манн в ноябре 1996 г.,
после вручения верительных грамот, официально приступил к выполнению своих
обязанностей. 2 октября 1996 г. Посол РК в США и по совместительству в Канаде
Б. К. Нургалиев вручил верительные грамоты Генерал-губернатору Канады Р.
Лебланку. В марте 1995 г. в Торонто официально открыт Консульский пункт РК.
Почетным консулом РК в Канаде является Р. Каплан.
Со времени установления
дипломатических отношений Казахстан посетили министр внешней торговли и
промышленности Майкл Уильсон, а также лидер Палаты общин Парламента Канады
Арви Андре во главе делегации бизнесменов. Состоялись отдельные визиты
представителей деловых кругов провинций Саскачеван и Альберта.
В соответствии с
приглашением Президента РК Н. А. Назарбаева осенью 1995 г. планировался
официальный визит в Алматы премьер-министра Канады Ж. Кретьена. Однако в силу
объективных причин, связанных с проведением в Канаде референдума о статусе
провинции Квебек, данный визит был отложен. В свою очередь премьер-министром Ж.
Кретьеном в адрес Президента РК Н. А. Назарбаева также было направлено приглашение
посетить Канаду с официальным визитом.
Важный импульс
развитию двусторонних отношений придал состоявшийся в марте 1995 г. визит в
Канаду делегации Республики Казахстан во главе с премьер-министром А.
Кажегельдиным. В ходе него были подписаны: "Декларация о принципах взаимоотношений
между РК и Канадой"[24],
"Торговое соглашение между Правительством РК и Правительством Канады"[25], Соглашение о сотрудничестве между
Министерством нефтяной и газовой промышленности Республики Казахстан и
канадской фирмой "Сноу Леопард Ресорсиз Инк.", а также
Протокол о сотрудничестве по проектированию, строительству и вводу в действие
третьей технологической линии по переработке нефти и газа на Жанажольском НПК
между АО "Актюбнефть" и канадской фирмой "СНС Лавалин
Интернэшнл". НАК "КАТЭП" и фирмой "КАМЕКО" корпорации
"Уран Эрц" подписано соглашение о сотрудничестве, позволяющее
перейти к прямым контактам по вопросу экспорта урана из Казахстана в Канаду.
В соответствии с
принятым в ходе визита Меморандумом о намерениях стороны обязались провести
дополнительные переговоры экспертов двух стран для подготовки "Конвенции
об избежании двойного налогообложения" и "Соглашения о поощрении и
взаимной защите инвестиций". 25 сентября 1996 г. подписана "Конвенция
об избежании двойного налогообложения между Республикой Казахстан и Канадой"[26], что позитивно для дальнейшего развития
казахстанско-канадского торгово-экономического сотрудничества и привлечения
канадского бизнеса.
В связи с
неприбытием канадских экспертов на запланированную встречу для обсуждения
проекта "Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций"
согласование его текста не завершено.
Активно развивается сотрудничество министерств
и ведомств Казахстана с отдельными фирмами и компаниями Канады. Канадская
сторона считает, что существует много возможностей для совместных
инвестиционных проектов в различных секторах экономики Казахстана, включая
энергетику, горное дело, металлургию, телекоммуникации, аграрную сферу и др.
Так, по линии Министерства промышленности и торговли в стадии проработки
находится соглашение об участии канадских фирм "Вест групп
Интернэшнл" и "Хэч Ассошиэйшн" в строительстве завода по производству
нержавеющих сталей в Актюбинске, подписаны протоколы о намерениях по
реконструкции НПО Жезказганцветмет (фирма "СНС — Лавалин
Интернэшнл"), производству прицепных широкозахватных жаток в Акмоле
(фирма "Дон Март"), производству пневматических сеялок на базе АО
"Казахсельмаш" (Акмола), проведена экспертиза по проекту внедрения
непрерывной разливки стали на Карагандинском металлургическом комбинате.
Совместно с канадской фирмой "Голдбелт Рисорсиз" АО
"Лениногорский ПМК" создано совместное предприятие
"Казголд" для выемки и переработки около 100 млн. тонн
полиметаллических отходов. Предполагается получение около 2 800 кг золота и 14
200 кг серебра. С целью содействия ускоренной реализации проекта в рамках
совместного предприятия "Казголд" между НАК "Казакстан тусты
металдары" и канадской фирмой "Голдбелт Ресорсиз" заключено
соглашение о мерах по сотрудничеству в области финансирования деятельности СП.
Министерством
энергетики и угольной промышленности РК и канадской компанией "СНС -
Лавалин Интернэшнл" подписан протокол о намерениях по сотрудничеству в
области строительства гидроэлектростанций, а также реабилитаций ряда действующих
тепловых.
С целью разведки
и добычи нефти в Атырауской области Министерством геологии РК подписан протокол
о намерениях и рассматривается проект по сотрудничеству с канадской фирмой
"Лоун Пайн", начаты предварительные переговоры с фирмой
"Канадиэн Оксидентал Петролеум Лтд" о сотрудничестве по разведке
нефти в юго-восточных районах Казахстана. Государственным комитетом по
управлению государственным имуществом РК с компанией "Харрикейн
Хайдрокарбонз Лтд" подписан контракт о передаче ей в управление сроком на
20 лет АО "Южнефтегаз" с дочерним предприятием "Харрикейн
Кумколь". В соответствии с условиями контракта компания в течение шести лет
должна вложить в данное предприятие порядка 280 млн. долларов.
По открытой в
1993 г. кредитной линии в 20 млн. канадских долларов[27] корпорацией "Вестерн комбайн",
являющейся одним из учредителей СП "Аквест", осуществлялась поставка
зерноуборочного оборудования с соответствующей технологией по производству
комплектующих и сборке канадских комбайнов и других видов оборудования для
сельского хозяйства (произведена сборка 60 комбайнов). Из этого же кредитного
транша финансировалось строительство в Акмолинской области свиноводческой
фермы (фирма "Векан проджект девелопмент"), а также велась разработка
ТЭО третьей линии Жанажольского нефтегазоперерабатывающего завода. В
осуществлении данного проекта участвует канадская фирма "СНС - Лавалин
Интернэшнл". Предусматривается увеличение мощностей на 3 млн. т в год.
Объем торговли
между Казахстаном и Канадой в настоящее время незначителен. Товарооборот
составил в 1995 г. 10,3 млн. долларов США (экспорт - 2,4 млн. долл., импорт
-7,9 млн. долл.) Удельный вес казахстанско-канадского товарооборота в общем
товарообороте страны составил 1,5%. За первый квартал 1996 г. внешнеторговый
оборот составил 2,2 млн. долларов. Основные статьи экспорта - феррохром,
урановая руда, ткани хлопчатобумажные, прокладки, ленты транспортерные,
импорта - титановые изделия, машины и оборудование для сельскохозяйственного
производства, смазочные масла, автопогрузчики, автомобили, комбайны и
запчасти.
Складывается
сотрудничество в области образования. В октябре 1996 г. известный канадский
университет Макгилл совместно с казахстанским институтом менеджмента экономики
и прогнозирования (КИМЭП) приступил к созданию канадско-казахстанской
программы обучения специалистов руководящего звена отраслей горнодобывающей
промышленности Республики. В разработке программы примут участие многие
специалисты и организации. Принять участие в работе курсов, которые пройдут в
Канаде, будут приглашены чиновники ряда министерств.
В Республике
осуществляют свою деятельность около 30 СП. К крупным предприятиям относятся СП
"Аквест" (учредители: канадские фирмы "Вестерн комбайн",
"Инлайн" и завод "Казсельхозмаш", Акционерный банк
"Туранбанк"[28],
объединение "Агропром техника") и СП "Мистер Гудбай
Интер-прайзис Инк" и АО АХБК.
В Республике
аккредитованы представительства крупных канадских фирм, таких как "Ферст
Либерти Групп" (производство шин для автобусов, грузовых и легковых машин;
создание ювелирного производства с НАК "Алтын алмас" и
Усть-Каменогорским свинцово-цинковым комбинатом), "Артур Деффер Ходинг
Лтд" (производство мебели, коммерция), "Голдбелт Ресорсиз" (золотодобыча),
"Маклауд диксон" (услуги в области корпоративного, торгового и
банковского права), "СНС - Лавалин Интернэшнл" (инжиниринг в области
нефтегазовой промышленности).
Развитие
внутриполитических и внешнеполитических событий в Республике Казахстан в 2001
году, так или иначе, во многом продолжает определяться деятельностью
администрации Президента и Правительства.[29]
Немаловажным
внутриполитическим событием, происходящим в период политического затишья - летом
2001 года, стало проведение в республике Казахстан разовой акции по легализации
теневых капиталов.
Легализация
капиталов в первую очередь была вызвана желанием части политического
истэблишмента обезопасить свои средства находящиеся за рубежом. Многочисленные
публикации в западной прессе о тайных счетах, пик которых пришелся на
последние три года, арест Бородина и дело Гиффена были тревожным сигналом
казахстанской политической элите о наличии возможных рычагов давления со
стороны Запада и, в первую очередь США. Последний момент очень важен, так как
отношения между Вашингтоном и Астаной за последние годы эволюционировали в
худшую сторону. Одним из последних подтверждений этого являются некоторые
негативные публикации в авторитетных казахстанских печатных СМИ по поводу
назначения нового посла США в Казахстане Ларри Наппера.
О том, что
следует внести корректировки в существующее законодательство об иностранных
инвестициях несколько раз указывал премьер-министр Казахстана во время
заседаний Правительства.
Стоит отметить,
что для казахстанских властей не составит большого труда найти то или иное
нарушение со стороны иностранных компаний, так как они действительно были, но
на них долгое время закрывали глаза. Встреча Президента с инвесторами в
очередной раз продемонстрировала ужесточение позиций казахстанского руководства
по отношению к ним.
В результате
монополизации банковской системы, произойдет повышение конкурентноспособности
отечественных банков на казахстанско-финансовом рынке при конкуренции с банками
зарубежных государств.
Стоит отметить,
что такие прецеденты уже были, как, например, в ситуации с канадской нефтяной
компанией "Харрикейн Кумколь Мунай" в Южном Казахстане. Поводом для
"столкновений" послужило предложение, поступившее со стороны филиала казахстанского
"Казкоммерцбанка" о приобретении контрольного пакета акций
"Харрикейна" за 121 млн долл. На данный момент
"Казкоммерцбанк" имеет в "Харрикейне" 30% акций и, в
последнее время, пытается увеличить свою долю до 53%.
Если исходить из
последних тенденций увеличения влияния и роли "Казкоммерцбанка"
на финансовом рынке и в промышленной сфере, что не могло произойти без
инициативы некоторых влиятельных лиц в республике, то в ситуации с
"Харрикейн" счет будет 1:0 в пользу Казкоммерцбанка, который уже
использовал все свои информационные ресурсы для полной дискредитации данной
компании. Не исключено, что инвестор стал объектом внимания в силу того, что за
эти годы, компания стабильно наращивает добычу нефти, а следовательно получает
неплохие доходы. Так, в 2000 году добыча нефти достигла 3 млн. 335 тысяч тонн,
или на 31% больше 1999 года.
Специалисты
подчеркивают, что ценность этого предприятия не только в его высокой
доходности, но и в оптимальном для Казахстана его технологическом оснащении. Независимые
аналитики, причину конфликта видят в попытке определенных кругов поставить под
свой полный или частичный контроль "Харрикейн-Кумколь Мунай", который
в результате успеха этой акции принесет авторам заказа новые сотни миллионов
долларов. Ряд специалистов сегодняшний ажиотаж вокруг "Харрикейн-Кумколь
Мунай" рассматривают как следствие продолжающейся скрытой борьбы между
крупными финансово-промышленными группами Казахстана. Согласно их мнению, в
ближайшее время в нефтяной отрасли республики возможен новый передел
собственности и сфер влияния. Иностранные специалисты, в частности, не
исключают, что это простой захват корпоративных активов конкурентами, часто
встречаемое в западном мире.
Подписанные на
саммите ШОС лидерами стран-участниц важнейшие документы (Декларация о создании
Шанхайской организации содружества, лозунг которой - "Безопасность через
сотрудничество", а также Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом,
сепаратизмом и экстремизмом) способны в значительной мере улучшить развитие
отношений внутри сообщества. С созданием совместного антитеррористического
центра в рамках ШОС будет положено качественное начало совместного
скоординированного мониторинга в области обеспечения безопасности в
Центральноазиатском регионе, и вопросы противодействия международному
терроризму и экстремизму в Центральноазиатском регионе выходят за пределы
Содружества, в рамках которого (ДКБ), аналогичный центр уже существует.
Что касается
Центрально-азиатского экономического союза, то его перспективы достаточно
туманные в виду наличия серьезных межгосударственных трений в регионе,
которые в этом году могут перерасти в серьезный конфликт. При этом не
исключено, что экстремистские силы могут инициировать приграничные инциденты
создав условия для межгосударственных столкновений. Мало вероятно, что в
случае повторного вторжения в соседние Киргизию, Таджикистан и Узбекистан
экстремистов из Исламского движения Узбекистана Казахстан несмотря на договор,
подписанный в апреле 2000 года на саммите президентов четырех стран Центральной
Азии, окажет этим странам военную помощь "живой силой".
Надо сказать, что
в течении 2001 года, Казахстану также предстоит решить ряд проблематичных
вопросов с Россией и Туркменистаном относительно делимитации государственной
границы и с Китаем - по поводу трансграничных рек. Несколько натянутыми
возможно станут отношения между Казахстаном и США. В частности парламент
Казахстана в свою очередь присоединился к меморандуму соглашения 1972 года,
показав тем самым США свою противоположную позицию и приверженность позициям
России и Китая. Возможно, что в целях "возвращения" Казахстана в
качестве своего козыря США будут давить на республику принятой Конгрессом
резолюцией № 397, где призывается исключить РК и другие центрально-азиатские
республики из ОБСЕ за несоблюдение основных принципов этой организации в
области демократии и прав человека. Казахстан в ответ будет активизировать свои
отношения со странами, которых не жалуют США. Не исключено, что в будущем при
участии Казахстана будет создан политический блок Москва-Астана-Пекин-Тегеран,
противостоящий главным образом США и НАТО.
За десять лет независимости
внешняя политика Казахстана прочно утвердилась в качестве неотъемлемого
элемента государственной политики.
Усилия казахстанской дипломатии
увенчались успехом на канадском, европейском и других направлениях по
обеспечению безопасности, добрососедства и дружбы. Казахстанской дипломатией
были созданы необходимые внешние условия для укрепления суверенитета страны,
продвижения экономических интересов страны.
Подводя итоги
внешнеполитической деятельности за десять лет независимого развития, важно
отметить непреходящее значение обретения Казахстаном статуса безъядерного
государства, приверженного режиму нераспространения. Казахстан является
непосредственным участником глубоких трансформационных процессов, которые
происходят сейчас в мире.
Судьбоносные решения
руководства страны в военно-политической, экономической, а также в сфере
демократических преобразований и государственного строительства позволили
Казахстану осуществить плавное вхождение в мировое сообществе.
Путь, пройденный казахстанской
дипломатией за первое десятилетие независимости отражает такие ключевые
события, как принятие «Закона о дипломатической службе Республики Казахстан»[30]; в основном завершен процесс создания
зарубежной инфраструктуры; возрос международный авторитет страны; далеко за ее
пределами известны внешнеполитические инициативы Казахстана, прежде всего,
касающиеся вопросов обеспечения глобальной и региональной безопасности и
стабильности, стимулирования интеграционных процессов в рамках Содружества
Независимых Государств.
Как и всем,
казахстанцам импонирует широкий спектр задач, обозначенных ЮНЕСКО перед
человечеством в среднесрочной стратегии на пороге XXI века: обновление систем образования;
содействие продвижению, передаче и распространению знаний; повышение роли
культурного наследия и поощрение творчеств; содействие свободному
распространению информации и развития коммуникаций; поддержка и укрепление
демократических процессов; содействие предупреждению конфликтов и
постконфликтному миростроительству. [31]
Важно в полной
мере воспользоваться широкими возможностями не только ЮНЕСКО, но и других
подразделений ООН: ЭСКАТО, ПРООН, ЮНЕП, ВОЗ.
География
международных связей нашей республики охватывает практически все континенты.
Среди наших партнеров есть ведущие страны Азии, Европы, Америки и далекая Австралия.
Благодаря сбалансированной и многосторонней политике успешно развиваются
отношения Казахстана с США, Китаем, Японией, Францией, Канадой, Турцией,
Ираном, Индией, Пакистаном, Египтом, Саудовской Аравией, Венгрией и другими
восточно-европейскими государствами, с Прибалтикой, Скандинавией, Украиной и
Закавказьем. Наметились подвижки в латиноамериканском направлении и с
государствами Юго-восточной Азии. Активизируются связи с арабским и в целом с
мусульманским миром. [32]
Нам удалось
избежать “провинциализма” в политике, выйти на уровень внешнеполитических
инициатив, отвечающих основным тенденциям мирового развития.
В целом,
резюмируя итоги внешнеполитической деятельности, можно сделать вывод о том, что
в основном сформировались ее инфраструктура и договорно-правовая база. Сложился
международный имидж республики как серьезного и надежного партнера, примером
могут служить Казахстано- Канадские взаимоотношения.
1. Закон Республики Казахстан от
12 ноября 1997 года № 187-1 «О дипломатической службе» (внесены
изменения Законом РК от 4.11.99 г. №472-1 (вступил в действие с 1.01.2000))
2. Декларация об экономическом
сотрудничестве между Республикой Казахстан и Канадой. Алма-Ата, 10/07/92.
(Вступила в действие с момента подписания) // Бюллетень международных
договоров, 1997, № 1.
3. Декларация о принципах
взаимоотношений между Республикой Казахстан и Канадой. Оттава, 29/03/95.
(Вступила в действие с момента подписания). // Бюллетень международных
договоров, 1997, № 2.
4. Торговое соглашение между
Правительством Республики Казахстан и Правительством Канады. Письмо к нему.
Оттава, 29/03/95. (с 10 января 1997 г.) Опубликовано в Бюллетене международных
договоров, 1998, № 1.
5. Конвенция между
Правительством РК и Правительством Канады об избежании двойного налогообложения
и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и на капитал. Алматы,
25/09/96. (с 30 марта 1998 г.)// Бюллетень международных договоров, 1998, № 6
6. Договор о создании Единого
экономического пространства между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой
и Республикой Узбекистан (г.Чолпон-Ата, 30 апреля 1994 года) (внесены изменения
Решением Межгосударственного Совета Республики Казахстан, Кыргызской
Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан от 17 июля 1998
года) Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1998, № 8.
7. Распоряжение Премьер-министра Республики Казахстан от 12 августа 1992
года № 3-10р «О создании совместного с Канадской фирмой "ВЕГА-Д"
предприятия "Туранпетролеум"».
8. Распоряжение Премьер-министра
Республики Казахстан от 7 октября 1992 года № 293-р «Об использовании кредита
Канады».
9.
A
new era and outlooks of the Eurasian Union//Oil Watch.- Almaty,2001,
N 65,February 1-15.-P.15-21.О роли Евразийского Экономического Союза ( EAEU) в
новую эпоху.// Время нефти. Алматы, 1-15 февраля 2001 г., №65, с. 15-21.
10.
Абазов Р. АТР в новых
условиях. //Мировая экономика и международные отношения. 1995, №8. стр. 151
11.
Абыкаев Нуртай. (Первый Вице-Министр иностранных
дел Республики Казахстан.) Казахстан - Европейский союз: партнерство и
cотрудничество.// Казахстанская правда, 24 июня 2000 г.
12.
Актуальные проблемы внешней политики Казахстана.
Сборник статей под редакцией К. К. Токаева. Подготовлено МИД Республики
Казахстан. М.: Русский Раритет – 1998 г., 450 с.
13.
Батурин А. Внутреняя социальная политика
Канады.//Иммигрант и турист. – Алматы, ТОО «Лингва», Сентябрь, 2001 г., с. 2.
14.
Батурин А. Канада: Исскуство
выживать….//Иммигрант и турист. – Алматы, ТОО «Лингва», Сентябрь, 2001 г., с.
3.
15.
Ертысбаев Е.К. Демократизация в Казахстане:
1990-2000 годы.-Алматы: Атамура, 2000.-352с.
16.
Жумасултанов Т. Казахстан сегодня – Алматы: ТОО
«Инфэком – Азия», 1998 г., 150 с.
17.
Идрисов Е. МИД - не торговый дом (О новом
качестве казахстанской дипломатии) статья Министра иностранных дел РК Е.
Идрисова. // "Республика", 26 апреля 2001 г.
18.
История Казахстана в лицах: Политические
портреты / под ред В. К. Григорьева и А. К. Кусаинова./ – Акмола, 1999. –128 с
19.
Kazakstan's
New oil policy places new burdens on foreign firms//Oil watch.- Almaty,2001,february
16 - 28.- P.11-12.- На англ.яз. Иностранные фирмы участвуют в разработке
нефтяных месторождений в Казахстане.// Время нефти. Алматы, 16-28 февраля 2001
г., с. 11-12.
20. Key points of the
National Economy. Interview of Zhaksybek Kulikeyev, Minister of Economy of
the Republic of Kazakstan//Alpari Journal. Economic
Journal.- Almaty,2000, Special Issue.- P.47-49.- На анг.яз. Ключевые моменты
национальной экономики. Интервью Жаксыбека Куликеева, Министра Экономики Республики
Казахстан.//Альпари. Экономический журнал. – Алматы, 2000 г, специальный
выпуск, с. 47-49.
21.
Мальцева 0. Семенов Е.
Экономическая интеграция в АТР. // Мировая экономика и международные отношения.
1995, №9. стр.71
22.
Nazarbayev
outlines priorities of economic development//Oil Watch.-Almaty,2001,N
65,February 1-15.-P.1.- На анг.яз. Назарбаев уделяет
внимание приоритетному развитию экономики Казахстана. Время нефти. Алматы,
1-15 февраля 2001 г., №65, с. 1.
23.
Н. Назарбаев. На пороге XXI века. – Алма-Ата.
Онер. 1996, 288 с.
24.
Н. Назарбаев. 5 лет независимости. – Алма-Ата.
Казахстан. 1996, 624 с.
25.
Н. Назарбаев. Европейский союз: идеи, практика,
перспективы. 1994-1997 гг. – М. Фонд содействию и развитию социальных и политических
наук. 1997, 480 с.
26.
Н. А. Назарбаев. Казахстан - 2030. Процветание,
безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента
страны народу Казахстана, Алматы. Дипломатический курьер. 1997, №4, 117стр.
27.
Назарбаев Н. Выступление
Президента Н. Назарбаева на расширенном заседании Коллегии МИД РК. 14 сентября
1998 г. //Дипломатия жаршысы. Спецвыпуск. 1998. - октябрь. 5-7.
28.
Н. Назарбаев.
Послание Президента страны народу Казахстана.
Октябрь, 2000 г. К свободному, эффективному и безопасному обществу.//
"Казахстанская правда", 21 Октября, 2000 г.
29.
Нигматуллин М. Привлекая
западные капиталы. // Финансы Казахстана. 1997. №8, стр. 63
30.
Петрова В. Ф. Демократия посттоталитарного мира:
история и современность. – Алматы, 1999. – 224 с
31.
Пресс-релиз Министерства иностранных дел
Республики Казахстан, посвященный предстоящему празднованию 10-летия
Независимости Республики Казахстан
32.
Робертсон Дж. "Партнерство во имя мира", статья Генерального
Секретаря НАТО Дж.Робертсона (газета "Казахстанская правда", 4 июля
2000 г.)
33.
Служба политического анализа
Центральноазиатского агентства политических исследований (APR).
Представительство Международного Центра социально-политических исследований в
Центральной Азии (ISS). Аналитический доклад. Развитие
и перспективы внутриполитической и внешнеполитической ситуации в Республике
Казахстан на 2001 год. От 18. 09. 2001 г.
34.
Сыздыков М.З. Современная система международных
отношений: попытка аналитического прочтения.//Республика, №17, 2001 г.
35.
Токаев К. Внешняя
политика: Время размышлений, время действий.//Казахстан и мировое сообщество.
1995, №2
36.
Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки
внешней политики. - Алматы, Б1л1м 1997. – 610 с.с. 14
37.
Токаев К. К. Внешняя политика Казахстана в
условиях глобализации. – Алматы, 2000. – 584 с.
38.
Умаров. К. Е. Казахстанско-канадские отношения,
отношения со странами латинской Америки. К. Е. Умаров, Заместитель директора Департамента
МИД Республики Казахстан. В книге «Актуальные проблемы внешней политики
Казахстана.» Сборник статей под редакцией К. К. Токаева. Подготовлено МИД
Республики Казахстан. М.: Русский Раритет – 1998 г., 450 с.
39.
Шепель В. Н., Касымбеков М.Б. Первый Президент
Республики Казахстан Н. Назарбаев. (Хроника деятельности 1.06.93 – 30.06.97) –
Алматы: Ана Тили – 1997 г., 400 с.
40.
Г. Б. Хан, Л. С. Суворов. “АТР в мировой
экономике и политике”, “Казахстан и АТР: перспективы сотрудничества”, стр. 43.
Алматы, 1996 г.
[1] Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. - Алматы: Казахстан, 1996.-624
с. С. 569-570.
[2] Выступление Президента Н. Назарбаева на расширенном заседании Коллегии
МИД РК. 14 сентября 1998 г. // Дипломатия жаршысы. Спецвыпуск. 1998. -
октябрь. - С. 5.
[3] Ертысбаев Е.К. Демократизация в Казахстане: 1990-2000 годы.-Алматы:
Атамура, 2000.-352с.
[4]
Николаев В. Укреплять международные позиции Казахстана. // Казахстанская
правда, 1998, 15 сентября.
[5] Сыздыков М.З. Современная система международных отношений: попытка
аналитического прочтения.//Республика, №17, 2001 г., с. 5.
[6] Робертсон Дж. "Партнерство во имя мира", статья Генерального
Секретаря НАТО Дж.Робертсона (газета "Казахстанская правда", 4 июля
2000 г.) с. 2.
[7]Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки внешней политики. -
Алматы, Б1л1м 1997. – с. 14
[8] Договор о создании Единого экономического пространства между
Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан (г.
Чолпон-Ата, 30 апреля 1994 года) (внесены изменения Решением
Межгосударственного Совета Республики Казахстан, Кыргызской Республики,
Республики Таджикистан и Республики Узбекистан от 17 июля 1998 года)
Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1998, № 8.
[9] Н. А. Назарбаев. Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и
улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу
Казахстана, Алматы. 1997. стр .6
[10] Идрисов Е. МИД - не торговый дом (О новом качестве казахстанской
дипломатии) статья Министра иностранных дел РК Е. Идрисова. //
"Республика", 26 апреля 2001 г.
[11] Назарбаев Н. Выступление
Президента Н. Назарбаева на расширенном заседании Коллегии МИД РК. 14 сентября
1998 г. //Дипломатия жаршысы. Спецвыпуск. 1998. – октябрь .С. 5.
[12] 25.07.01 Служба политического анализа Центральноазиатского
агентства политических исследований (APR) Представительство
Международного Центра социально-политических исследований в Центральной
Азии (ISS), с. 6.
[13] Там же, с. 7.
[14] Пресс-релиз Министерства иностранных дел Республики Казахстан,
посвященный предстоящему празднованию 10-летия Независимости Республики
Казахстан планируется выпускать с конца января с.г., посвящая каждый месяц
отдельному году независимости Республики Казахстан. Январский выпуск посвящен
первому году становления суверенного Казахстана 1991 - 1992 гг.
[15] Декларация об экономическом сотрудничестве между Республикой Казахстан
и Канадой. Алма-Ата, 10/07/92. (Вступила в действие с момента подписания)
Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 1.
[16] "Партнерство во имя
мира", статья Генерального Секретаря НАТО Дж.Робертсона (газета
"Казахстанская правда", 4 июля 2000 г.)
[17] Абыкаев Нуртай. Первый Вице-Министр
иностранных дел Республики Казахстан. // Казахстан - Европейский союз:
партнерство и cотрудничество.: "Казахстанская правда", 24 июня 2000
г.
[18] Абазов Р. АТР в новых условиях. Мировая экономика и международные
отношения. 1995, №8. стр. 151
[19] Цыганов Е. Республика Корея и Китай в интеграционных процессах
Мировой экономики. // Мировая экономика и международные отношения. 1995, №5.
стр.121
[20] Мальцева 0. Семенов Е. Экономическая интеграция в АТР. // Мировая
экономика и международные отношения. 1995, №9. стр.71
[21] Рамазанова Б. Каждый японец знает, где проходит Великий шелковый путь.
// Казахстанская правда, 1997, 2 сентября
[22] К. Е. Умаров, Заместитель директора Департамента МИД Республики
Казахстан. Казахстанско-канадские отношения, отношения со странами латинской
Америки. Из книги «Актуальные проблемы внешней политики Казахстана». Сборник
статей под редакцией К. К. Токаева. Подготовлено МИД Республики Казахстан. М.:
Русский Раритет – 1998 г., с. 398-402.
[23] Декларация об экономическом сотрудничестве между Республикой Казахстан
и Канадой. Алма-Ата, 10/07/92. (с момента подписания) Опубликовано в Бюллетене
международных договоров, 1997, № 1.
[24] Декларация о принципах взаимоотношений между Республикой Казахстан и
Канадой. Оттава, 29/03/95. (с момента подписания). Опубликовано в Бюллетене
международных договоров, 1997, № 2.
[25] Торговое соглашение между Правительством Республики Казахстан и
Правительством Канады. Письмо к нему. Оттава, 29/03/95. (с 10 января 1997 г.)
Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1998, № 1.
[26] Конвенция между Правительством РК и Правительством Канады об избежании
двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход
и на капитал. Протокол к Конвенции. Алматы, 25/09/96. (с 30 марта 1998 г.)
Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1998, № 6
[27] Распоряжение Премьер-министра Республики Казахстан от 7 октября 1992
года № 293-р «Об использовании кредита Канады».
[28] Распоряжение Премьер-министра Республики Казахстан от 12 августа 1992
года № 3-10р «О создании совместного с Канадской фирмой "ВЕГА-Д"
предприятия "Туранпетролеум"».
[29] 25.07.01 Служба политического анализа Центральноазиатского агентства
политических исследований (APR). Представительство Международного Центра
социально-политических исследований в Центральной Азии (ISS). Аналитический
доклад. Развитие и перспективы внутриполитической и внешнеполитической ситуации
в Республике Казахстан на 2001 год
[30] Закон Республики Казахстан от 12 ноября 1997 года N 187-1 «О
дипломатической службе» (внесены изменения Законом РК от 4.11.99 г. N 472-1
(вступил в действие с 1.01.2000))
[31] Токаев. “Внешняя политика Казахстана”. Сборник статей. Ст. “Казахстан
- ЮНЕСКО: навстречу XXI веку”. Даненов, стр. 84.
[32] Токаев. “Внешняя политика Казахстана”. Сб. Статей. Выступление
президента Н. А. Назарбаева на совещании по вопросам внешней политики. Алматы,
15 февраля 1995 г., стр. 5.
|