Рынок информационных продуктов и услуг, его характеристики
Рынок информационных продуктов и услуг, его характеристики
.Рынок информационных продуктов и услуг, его характеристики.
Как и при использовании традиционных видов ресурсов и
продуктов, люди должны знать:
где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто
ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.
Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок
информационных продуктов и услуг.
Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) — система экономических,
правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального
труда на коммерческой основе.
Информационный рынок характеризуется определенной
номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления,
ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими
материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена
выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты,
товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода
информация и прочие виды информационных ресурсов.
Основным источником информации для информационного
обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в
себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между
ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:
• центры, где создаются и хранятся базы данных, а также
производится постоянное накопление и редактирование в них информации;
• центры, распределяющие информацию на основе разных баз
данных;
• службы телекоммуникации и передачи данных;
• специальные службы, куда стекается информация по
конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования,
например консалтинговые фирмы, банки, биржи;
• коммерческие фирмы;
• информационные брокеры.
Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные
юридические и физические лица, решающие задачи.
История развития рынка информационных услуг
С середины 50-х гг. началось формирование устойчивого рынка
информационных услуг. Основными поставщиками информационных услуг являлись:
информационные службы академических, профессиональных и научно-технических
обществ, государственных учереждений, учебных заведений. Основные потребители — ученые и
специалисты в области науки и техники.
С начала 60-х гг. параллельно с рынком информационных услуг
начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.
С середины 60-х до середины 70-х гг. в результате широкого
внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы
данных, содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний.
Начиная с середины 70-х гг. с созданием национальных и
глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал
диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.
Начиная с 80-х гг. информационная индустрия приобретает все
больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.
Структура рынка информационных продуктов и услуг
Совокупность средств, методов и условий, позволяющих
использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал
общества Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства
современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть
научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других
организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной
информационной технологии.
В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование
рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого
являются:
1. Техническая и технологическая составляющая. Это
современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая
компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.
Пример. В настоящее время в России получают распространение
современные мировые технические достижения:
• возможность работы в глобальной компьютерной сети Internet, что позволит вывести
информационные ресурсы России на мировой рынок;
• технология WWW
(Всемирная паутина) ведения гипертекстовой среды;
• электронная почта в компьютерной сети РЕДКОМ, в которую
вовлечено около 300 тыс. пользователей, из них 20 тыс. индивидуалов.
2. Нормативно-правовая составляющая. Это юридические
документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные
отношения на информационном рынке.
Пример . Закон "Об информации, информатизации и защите
информации".
Закон "Об авторском праве и смежных правах".
Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз
данных".
Закон " О правовой охране топологий интегральных
схем".
3. Информационная составляющая. Это справочно-навигационные
средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.
Пример. "Российская энциклопедия информации и
телекоммуникаций", где обобщены сведения об информационной структуре
рынка, включая производителей и распространителей.
4. Организационная составляющая. Это элементы
государственного регулирования взаимодействия производителей и
распространителей информационных продуктов и услуг.
Инфраструктура информационного рынка — совокупность секторов,
каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих
однородные информационные продукты и услуги.
Инфраструктуру информационного рынка можно представить
следующим образом:
Выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.
1-й сектор—деловая информация, состоит из следующих
частей:
• биржевая и финансовая информация — котировки ценных
бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции,
цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой
информации, брокерские компании, банки;
• статистическая информация — ряды динамики, прогнозные
модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям.
Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;
• коммерческая информация по компаниям, фирмам,
корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом
состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики
и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.
2-й сектор —информация для специалистов,, содержит
следующие части:
• профессиональная информация — специальные данные и
информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров,
геологов, метеорологов и т.д.;
• научно-техническая информация — документальная,
библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных,
технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой
деятельности;
• доступ к первоисточникам — организация доступа к
источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности
приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в
различных формах.
3-й сектор—потребительская информация, состоит из
следующих частей:
• новости и литература — информация служб новостей и
агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
• потребительская информация — расписания транспорта,
резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские
операции и т.п.;
• развлекательная информация — игры, телетекст, видеотекст.
4-й сектор—услуги образования, включает все формы и
ступени образо-вания: дошкольное, школьное, специальное,
среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку.
Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или
некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практику мы, развивающие компьютерные
игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.
5-й сектор —обеспечивающие
информационные системы и средства, состоит из следующих частей:
• программные продукты — программные комплексы с разной
ориентацией — от профессионала до неопытного пользователя компьютера:
системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное
программное обеспечение по реализации функций в конкретной области
принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;
• технические средства — компьютеры, телекоммуникационное
оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;
• разработка и сопровождение информационных систем и
технологий — обследование организации в целях выявления информационных потоков,
разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры
программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;
• консультирование по различным аспектам информационной
индустрии — какую приобретать информационную технику, какое программное
обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли
информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше
организовать свою деятельность и т.д.;
• подготовка источников информации — создание баз данных по
заданной теме, области, явлению и т.п.
Примечание. В каждом секторе может быть
организован любой вид доступа:
• непосредственный к хранилищу информации на бумажных
носителях;
• дистанционный к удаленным или находящимся в данном
помещении компьютерным базам
данных.
Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения
относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно
говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не
только торговля и посредничество, но и производство.
Можно представить следующие функции информационного бизнеса:
управление финансами и ведение учета;
управление кадрами;
материально-техническое снабжение;
организация производства;
маркетинговые исследования;
лизинговые операции;
консультационное обслуживание;
страхование имущества и информации;
организация службы информационной безопасности;
сервисное обслуживание.
|