Роль государства при переходе к рыночной экономике
Роль государства при переходе к рыночной экономике
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ МАНАША КОЗЫБАЕВА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
"ЭКОНОМИКИ"
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
“Экономическая теория”
на тему “Роль
государства при переходе к рыночной экономике”
Выполнил:
Студент группы
Фс-06-3
Проверила:
Ст. преподаватель
Орлова Ю.С.
Петропавловск, 2006г.
Содержание
Стр.
Введение.................................................................................................................
3
1. Роль
государства в экономике......................................................................
6
1.1. Государство.
Его роль в жизни общества.................................................... 6
1.2. Функции
государства в рыночной системе.................................................
8
1.3. Методы и
инструменты государственного регулирования экономики... 14
2. Анализ роли
государства в экономике Республики Казахстан............ 18
2.1. Основные
черты и проблемы перехода к рынку в Республике
Казахстан...............................................................................................................18
2.2. Роль
государства в экономике Республики Казахстан..............................22
3. Роль
государства в рыночной экономике: модели зарубежных государств............................................................................................................32
3.1. Модель
германского экономического развития.........................................32
3.2. Модель
экономического развития новых индустриальных стран Азиатско-Тихоокеанского региона.....................................................................................39
Заключение...........................................................................................................46
Список литературы..............................................................................................48
Приложения..........................................................................................................
ВВЕДЕНИЕ
ХХ век прошел под знаменем противоборства двух экономических систем -
капитализма и социализма. Во второй половине столетия стало очевидно, что
командное регулирование, государственная собственность на материальные средства
производства и прочие особенности плановой системы ведения хозяйства уступили
под натиском рыночного механизма. Практически, перед всей Восточной Европой, а
позднее и странами, появившимся в результате распада Советского Союза, встал
нелегкий выбор: заново выстраивать свою внутреннюю и внешнеэкономическую
политику или адаптировать национальную экономику к системе мирохозяйственных
связей. Так, в мире появилась большая группа государств с экономикой
переходного типа. Причем, новые условия общественного, в том числе
экономического, развития внесли существенные коррективы в механизм
функционирования государства. На государство возлагается огромная роль в
развитии экономики. Рынок и государство взаимосвязаны. Поэтому изучение
различных аспектов проблемы государственного регулирования рыночных процессов,
особенно его экономических механизмов, в современных условиях крайне актуально.
Актуальность
темы курсовой
работы определяется тем, что Казахстану, согласно выдвинутым Президентом Н.
Назарбаевым в Стратегии "Казахстан-2030" приоритетам в развитии
страны, предстоит решить задачу обеспечения экономического роста. В этой связи
необходимо стремиться к большей открытости национальной экономики, которая
напрямую связана с проблемой адаптации к мировой экономики. Для выработки
наиболее эффективных механизмов адаптации к мирохозяйственным связям важно
осмысление и оценка роли государства.
Основная
цель курсовой работы - исследование роли государства в регулировании экономики в
переходный период.
В
соответствии с целью исследования определены его основные задачи:
- изучить
работы исследователей по проблеме государственного регулирования экономики;
- изучить
зарубежный механизм, опыт регулирования государством экономики;
-
раскрыть особенности государственного регулирования экономики в Казахстане.
Научная
новизна работы. В настоящей курсовой работе:
-
показана роль государства в регулировании переходной экономикой;
-
освещены экономические функции государства;
- определены
особенности развития казахстанской экономики в условиях рынка.
Хронологические
рамки исследования охватывают период реформирования экономики Казахстана с момента
либерализации цен (1992 - 2006 гг.).
Специфическим
органом, возникшем для решения общих задач, в том числе экономических, которые
без него невозможно решать. Само наличие государства и его развитие порождает
специфические функции, которые усиливают его вмешательство в экономику.
Практическая
значимость
работы состоит в том, что ее положения могут быть использованы при разработке
концепции государственного регулирования экономики в Республике Казахстан.
Источниковой
базой для
написания работы послужил комплекс печатных источников, учебников, учебных
пособий по проблемам теории рыночной экономики.
Структура
работы состоит
из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
В
первой главе курсовой
работы рассматриваются вопросы теории государства: понятие государства,
методологические подходы, его признаки. Особо уделено внимание характеристике
экономических функций государства, а также методам и инструментам государственного
регулирования экономики.
Во
второй главе анализируется
роль государства в отечественной экономике.
В
третьей главе раскрывается особенности действия государственного механизма в рыночной
экономике зарубежных стран.
Приложения к курсовой работе выполнены
в виде таблиц.
I. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В
ЭКОНОМИКЕ
1.1. Государство. Его роль в жизни общества
Термин “государство” введен в понятийный аппарат обществознания
сравнительно недавно. Вплоть до XVII века употреблялись более конкретные
понятия для обозначения государства – княжество, королевство, республика,
тирания. Это объясняется толкованием государства как общности людей,
представляемой и организуемой органом высшей власти и проживающей на
определенной территории. В данном понимании государство тождественно стране и
политически организованному народу (государство в широком смысле). Одним из
первых от такого традиционного подхода отошел Н. Макиавелли и ввел специальный
термин “stato”-“государство”, применимый к любой его форме.
В целом,
государство рассматривается как одна из многовариантных и многофункциональных
структур, и сущность его выражается неоднозначно. С одной стороны, государство
несет в себе принуждение, насилие, с другой - упорядочивает отношения в
обществе, придает им определенную стабильность.
В
обществоведческих науках государство рассматривается через соотношение трех
подходов в его понимании:
А).
Политико-философский, берущий свое начало с античности. Государство трактуется
как средство решения “общих дел” и регулирования отношении власти и общества, а
также как средство, обеспечивающее политическую жизнь самого народа и человека;
Б).
Классовый. Государство есть результат классового разделения общества
(марксистский подход). Классическое (по В. Ленину) определение трактует государство
как “машину для угнетения одного класса другим, машину, чтобы держать в
повиновении одному классу прочие подчиненные классы”;
В).
Правовой как “юридическое государство”, источник права и закона, организующее
жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе
политических общественных отношений.
При
определении сущности государства необходимо рассмотреть и его признаки. К
признакам государства относятся:
А).
Наличие публичной власти, вычлененной из общества и материализованной в
учреждениях управления и принуждения (чиновники, армия, полиция и т.д.);
Б).
Система налогов, податей, займов, необходимых для материального обеспечения
государственной политики, проведение экономических, социальных, культурных
преобразований, содержания государственного аппарата;
В).
Территория. Государство объединяет своей властью и защитой все население,
проживающее на его территории;
Г).
Суверенитет как верховенство на своей властью и независимость в международных
отношениях;
Д).
Право. Право юридически оформляет государственную власть и тем самым придает ее
легальность, определяет юридические рамки и формы осуществления функций
государства;
Е).
Монополия на легальное применение силы, физического принуждения(возможность
лишить граждан жизни, свободы, которые являются высшими ценностями). нуждения (чиновникирства необходимо прежде всего
рассмотреть признаки государства.К признакам госОтмеченные выше признаки
отличают государство от других организаций и объединений общества.
Соответственно,
сущность государства выражается в синтезе решения фундаментальных проблем –
соотношение государства, политической системы и общества, правящих сил,
происхождения государств, условий и направленности его развития и т.д.
С одной
стороны, государство и общество представляют собой одно целое и государство
охватывает всю совокупность общественных отношений. Интересам этого единства
служат созданные им аппараты контроля, органы пресечения, административные
структуры, системы идеологических, политических, правовых отношений.
Государство в данном случае унитарно, т.е. единообразно, когда оно объединяет и
унифицирует общество. В этом случае можно говорить «российское (американское,
казахстанское и проч.) государство», т.е. власть, страна и народ, их владения,
территория, граница. С другой стороны, признание государства центром
политической системы, институтом власти, распространяющейся на общество и
включенной в него в качестве особого социального института, но не поглощающей
общество. Общество относительно свободно от государства в своем развитии.
Государство оказывается более динамичным, более способным эволюционировать,
легче переживать смену политических режимов, типов правления, перестройку
конкретных структур власти.
Следовательно,
интерпретация государства сводится к рассмотрению его как наиболее важного
института в политике, во всей общественной системе. Значимость государства
определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов,
позволяющих ему эффективно влиять на социальные процессы.
1.2 Функции государства в рыночной системе
Сущностные характеристики государства наиболее отчетливо раскрываются
через его функции, которые представляют собой содержательные принципы его
существования.
В вопросе о функциях государства, том числе экономических, следует
учитывать разные подходы в их определении.
В
частности, в энциклопедическом словаре выделены следующие функции государства:
организационная(управляющая), господства и подавления, создания правовой
системы.
В науке,
в целом, дается более конкретная характеристика функций государства.
Среди них отмечена прежде всего экономическая функция. Ее сущность
выражается в организации, координации и регулировании экономических процессов с
помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста
или осуществления санкций. Таким образом, через экономику государство
осуществляет активную деятельность в обществе. Социальная функция выражается в
удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, охране здоровья, в
представлении социальных гарантий, страховании и т.д. Правовая функция
направлена на обеспечение правопорядка, установления правовых норм, которые
регулируют общественные отношения и поведение граждан. Культурно –
воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения
культурных потребностей населения. Собственно политическая функция выражается в
обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий,
выработке политического курса. Наконец, экологическая функция выражается в
установлении правового режима рационального природопользования, обеспечении
нормальной и здоровой среды обитания.
В целом,
государственные функции имеют внутреннюю и внешнюю направленности. Внешние
функции прежде всего подчинены принципам взаимовыгодного сотрудничества в экономической,
социальной, технологической, информационной, культурной, торговой областях с
другими государствами.
Специалисты
в области экономической теории при рассмотрении функций государства выделяют
собственно экономические функции последнего. В этой связи больше внимания
уделяется функциям правительства, так как в современных политических системах с
принципом разделения властей за экономическую политику отвечает именно
правительство.
Так,
ученые Речмен Д. Дж, Мексон М. Х., Бауви К. А., Тилл Д. В. отмечают такие
функции государства как: установление правил и ограничений; предоставление
населению общественных благ и трансфертных платежей; поддержка конкуренции;
содействие стабилизации экономики.
В
«Экономикс» предложен следующий набор функций государства:
1).
Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному
функционированию рыночной системы;
2).
Защита конкуренции;
3).
Перераспределение дохода и богатства;
4).
Корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального
продукта;
5).
Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции,
порождаемых комбинациями экономической конъюнктуры, а также стимулирование
экономического роста.
Следовательно, ученые - экономисты значительно расширяют
государственные функции. Тем самым, подтверждается мысль о том, что те или иные
действия правительства оказывают влияние на все экономические процессы без
исключения.
В целом, все функции государства в рыночной системе могут быть сведены к
следующему набору.
Первая и основная функция государства, со времен Адама Смита получившая
название «ночного сторожа», - это создание «правил игры» для участников рынка и
контроль за соблюдением этих правил, их охрана и совершенствование. Эта функция
сводится к разработке хозяйственного законодательства, обеспечению его
нормативной базой и строгому контролю за их выполнением, в том числе и самим
государством. Без таких законов никакая экономика функционировать не может .
Идеологической основой концепции национальной экономической политики
должна быть задача создания правовых основ в экономическом пространстве
республики. Необходимо создать оптимальные условия хозяйствования для всех
участников экономики. К тому же экономические отношения имеют «привычку» быстро
меняться, что заставляет законодателей приспосабливаться к этим изменениям.
Законодательство должно быть таким же непрерывным процессом, как и сама
экономическая жизнь. Но здесь возникает дилемма: для участников экономической
жизни нужны стабильные законы, без чего не может быть сколько-нибудь
объективного плана хозяйственных решений, хотя бы на период инвестиций в
какое-нибудь дело; в то же время быстрое изменение экономической конъюнктуры
требует оперативного вмешательства.
Переход от плановой экономики к рыночной объективно сопровождается резким
увеличением дифференциации доходов населения. Причем в начале перехода этот
процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции,
которые обостряют проблему неравенства, вызывая значительное снижение уровня
жизни основной массы населения. В этих условиях, чтобы сгладить остроту
социально – экономических противоречий и не допустить обнищания отдельных
социальных слоев, государство вынуждено более интенсивно участвовать в
перераспределении доходов.
Основными каналами перераспределения доходов населения является
прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей.
Причем главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам.
Дело в том, что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное
повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимул к повышению высоких
доходов, а тем самым стимулы к высокопроизводительному труду и инвестициям,
поощряет утечку капиталов за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии
национальной экономики.
Трансфертные платежи представляют собой выплаты, в ответ на которые не
предполагается предоставление в текущем периоде какой-либо непосредственной
экономической услуги.
Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в условиях
жизни высоко – и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не
угрожает подавлением деловой активности.
Рыночные механизмы не обеспечивают рационального распределения ресурсов в
тех случаях, когда речь идет о производстве или о создании общественных благ. В
этих условиях государство берет на себя функцию корректировки распределения
ресурсов. Такая корректировка и в переходной, и в рыночной экономике
осуществляется традиционными методами. К их числу относятся установление
административных ограничений и стандартов, препятствующих загрязнению
окружающей среды, система специальных налогов и дотаций, финансирование
производства общественных благ или непосредственное управление их
производством, когда оно сосредоточено на государственных предприятиях.
Для стран, вступающих в этап перехода к рынку, характерны острейшие
экологические проблемы, перешедшие по наследству от административно – командной
системы. Для их решения необходимо резко ужесточить ограничения на вредные
выбросы, значительно повысить налоги на производителей, использующих
экологически опасные технологии, и т. п. Однако производители в массе своей
технологически не готовы создавать продукцию с меньшим вредоносным внешним
эффектом. Поэтому попытки быстро изменить экологическую ситуацию путем введения
жестких нормативов, санкций и дополнительных налогов выльются в значительное
сокращение объемов производства, что усилит экономический спад, характерный для
начала переходного периода. Решение проблемы видится на путях постепенного
ужесточения политики регулирования отрицательных внешних эффектов с заранее, за
несколько лет объявленными, очередными изменениями экологических нормативов,
размеров налогов, штрафов и т. п. Это позволило бы предприятиям заранее
приспособиться к грядущим изменениям и отреагировать на них внедрением
экологически безопасной технологии, а не резким сокращением производства.
Регулирование процесса перераспределения ресурсов и производство
общественных благ в переходной экономике осложняется из –за высокой инфляции.
От высокой инфляции больше всего страдают лица с относительно стабильными
номинальными доходами, к которым, в частности, относятся работники бюджетных
отраслей. Начинается переток квалифицированных научных, педагогических и других
кадров в сферы деятельности, приносящие более высокие доходы. Для того чтобы
препятствовать этому процессу, сохранить кадровый потенциал в жизненно важных
для развития общества сферах, обязательным элементом политики перераспределения
ресурсов на переходном этапе должна быть эффективная система защиты доходов
работников бюджетной сферы от инфляции.
Государство старается стабилизировать экономическое развитие: сглаживать
взлеты и падения деловой активности, сдерживать инфляцию и безработицу, поддерживать
хозяйственный рост. В период кризисного спада оно увеличивает выплаты пособий
по безработице, расширяет возможности получения предпринимателями кредита,
уменьшает норму процента. Напротив, в период хозяйственного подъема сокращаются
выплаты по безработице, уменьшается объем государственного кредита, повышается
норма процента.
Следовательно, государственное регулирование экономики обусловлено рядом
специфических функций. Государство и рынок взаимодополняют друг друга,
взаимодействуют в решении социально - экономических задач. Это обстоятельство
не исключает между ними противоречий. Но вполне очевидно, что без их
сотрудничества современные экономические системы не смогут нормально
функционировать. Взаимодействие государственных механизмов и рыночных аспектов
распространяется на все фундаментальные вопросы экономики.
1.3. Методы и инструменты государственного регулирования экономики
Система государственного регулирования рыночной экономики базируется на
использовании экономических методов.
Экономические и косвенные методы государственного регулирования не
ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на
бизнес или понижение учетной ставки процента являются типичными методами
экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление
инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и
объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью
свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто
снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и
инвестиций более выгодными, чем прежде.
Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо
предварительное административное решение соответствующих государственных
органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении
налоговых льгот при продаже Центральным банком государственных облигаций, в
этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать
администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо
принуждая хозяйствующие субъекты выполнять те или иные действия, одновременно
оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных
экономических процессов. Например, административное повышение цен не только прямо
определит их новый уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние
спроса и предложения, и в этом смысле можно сказать, что любые административные
методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических,
косвенных регуляторов. Рассматриваемый выше критерий позволяет без особых
проблем отличать на практике экономические методы.
Экономические методы регулирования, в целом, адекватны природе рынка. Они
непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей
и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей
изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в
свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей
увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким
образом, через рынок посредством рыночных механизмов.
Разрушение системы административно – командных методов управления,
блокирующих рыночные механизмы, - необходимое условие формирования и саморазвития
рынка. Демонтаж системы административных регуляторов знаменует собой начало
реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако,
полного отказа от использования административных методов в переходной
экономике.
Для того чтобы уменьшить масштабы кризисного сокращения производства, не
допустить катастрофического падения жизненного уровня населения, государство на
первых этапах реформ может, например, сохранять административный контроль над
производством и реализацией небольшой группы товаров, составляющих основу
производственного и личного потребления нации. По мере углубления рыночных
преобразований, стабилизации экономической ситуации и овладения экономическими
методами регулирования государство полностью сокращает сферу использования
административных рычагов, не отказываясь в то же время полностью от их
применения.
Даже на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся
рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное
значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики.
Государственные органы директивно определяют цены, объем и ассортимент
продукции или предоставляемых услуг для так называемых естественных монополий,
устанавливают систему административных ограничений, препятствующих усилению
монополизации рынка. Административное регулирование активно используется с
целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды. Многочисленные
стандарты, ограничивающие выбросы вредных отходов производства, прямые запреты
на использование опасных технологий, производство, реализацию и рекламу вредной
для здоровья людей продукции и т. п. ограничивают свободу предпринимательства и
относятся к административным методам регулирования. Нередко используются методы
регулирования внешнеэкономической деятельности, например импортные квоты, и т.
д.
Важнейшей задачей государства на переходном этапе является создание
целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью все страны,
осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные реформы
кредитной и налоговой системы.
Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая
банковская система, в рамках которой Центральный банк посредством экономических
нормативов осуществляет регулирование деятельностью широкой сети коммерческих
банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя формы обязательных
резервов и другие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя
операции с ценными бумагами. Центральный банк получает возможность проводить
активную кредитно – денежную политику.
Следовательно,
рыночные условия перед государством задают трудную задачу: с одной стороны, оно
с помощью экономических рычагов должно поддержать и облегчить функционирование
рыночной системы, с другой стороны, - не разрушить эту систему излишним
воздействием.
Таким
образом, государство - специфический орган, который возник и существует для
решения определенных задач. Особое место занимают задачи экономического
характера. В рамках экономической теории теоретики либерального направления
государству отводят незначительное место. Но при этом оставляют без внимания
тот факт, что именно государство наделено возможностью и способностью принятия
специальных мер для решения специфических задач. Среди них первостепенное
значение имеет проведение собственной стратегической внешней и внутренней
экономической политики. Государство, точнее целенаправленная государственная
политика в области экономики, особенно важно в условиях развития нашей страны,
где оно преобладает во всех сферах жизни.
II. АНАЛИЗ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1. Основные черты и проблемы перехода к
рынку в Республике Казахстан
В новейшей истории Казахстана 1990 год является отправной точкой. Именно
в этот период была разработана Программа стабилизации экономики и перехода к
рынку. В последующем практически каждый год появлялись правительственные
программы под разными названиями, но все они преследовали одну и ту же цель:
формирование основ рыночной экономики. В данном случае не имеет значения, что
из-за невиданного в истории экономического кризиса эти документы приняли ещё и
ярко выраженный антикризисный характер. Главное в том, что казахстанское
правительство не отступило от первоначального замысла – перехода к рыночной экономике.
В целом, реформирование отечественной экономики и её перспективы сложно
представить без целенаправленной экономической политики государства, где бы
было найдено оптимальное «распределение функций» между свободными силами рынка
и государственным регулированием хозяйственной жизни. Такой подход особенно
важен в условиях Казахстана, где историческая память населения тесно связана с
преобладающей ролью государства во всех сферах жизни, в том числе и в экономической на определенной
территории
В рамках
настоящей работы интерес вызывают основные черты, а также проблемы, возникшие
при переходе к рыночным отношениям.
Экономическая
реформа 1992 г. в Казахстане предполагала следующее:
1).
Тотальное огосударствление экономической сферы;
2).
Сверхмонополизация и деформированность структуры экономики с крайне высокой
степенью милитаризации;
3).
Подавление инфляции;
4).
Скрытая безработица;
5).
Тотальный дефицит товаров и услуг, их повсеместное рационирование;
6).
Отсутствие экономических мотивов с трудовой деятельности.
В
переходный период должны были решены наиболее главные проблемы. Это
приватизация, макроэкономическая стабилизация, поощрение предпринимательства,
либерализация внешнеэкономических связей. Обязательно решение ключевых проблем
социальной политики, которая в целом направлена на защиту лиц с низкими
доходами.
|
Зарегистрированные
|
Действующие
|
всего
|
из них активные
|
единиц
|
в % к итогу
|
единиц
|
в % к итогу
|
единиц
|
в % к итогу
|
Республика Казахстан
|
138379
|
100,0
|
97471
|
100,0
|
49380
|
100,0
|
Акмола
|
4525
|
3,3
|
3265
|
3,3
|
2447
|
5,0
|
Актобе
|
5200
|
3,8
|
4084
|
4,2
|
1667
|
3,4
|
Алматы
|
5992
|
4,3
|
4349
|
4,5
|
3240
|
6,6
|
Атырыу
|
3539
|
2,6
|
3097
|
3,2
|
1362
|
2,8
|
Восточный Казахстан
|
9184
|
6,6
|
6566
|
6,7
|
4062
|
8,2
|
Жамбыл
|
4095
|
3,0
|
2852
|
2,9
|
1147
|
2,3
|
Западный Казахстан
|
2945
|
2,1
|
2501
|
2,6
|
1339
|
2,7
|
Караганда
|
8935
|
6,5
|
6489
|
6,7
|
2937
|
6,0
|
Кустанай
|
5441
|
3,9
|
4208
|
4,3
|
2229
|
4,5
|
Кызылорда
|
2658
|
1,9
|
2231
|
2,3
|
1353
|
2,7
|
Мангыстау
|
3761
|
2,7
|
3062
|
3,1
|
1351
|
2,7
|
Павлодар
|
6745
|
4,9
|
5152
|
5,3
|
2774
|
5,6
|
Северный Казахстан
|
3199
|
2,3
|
2620
|
2,7
|
1247
|
2,5
|
Южный Казахстан
|
12615
|
9,1
|
8393
|
8,6
|
3677
|
7,4
|
Астана
|
11046
|
8,0
|
9016
|
9,2
|
4078
|
8,3
|
Алматы
|
48499
|
35,0
|
29596
|
30,4
|
14476
|
29,3
|
Известно, что рыночное хозяйство предполагает взаимосвязанную систему
рынков: товаров, труда, капитала и др. В связи с этим обстоятельством,
важнейшими целями в переходный период были обозначены:
1).
Развитие рынка товаров и услуг. При этом речь идёт как о товарах
производственного так и непроизводственного назначения. Подлинный рынок товаров
не просто место продажи и купли, - это свободное ценообразование, когда
подавляющая масса продукции производится в частном секторе.
2).
Формирование финансового рынка. Речь идёт о рынке ценных бумаг (акций,
облигаций и др.). Значение такого рынка трудно оценить, если не опираться на
опыт западных стран, свидетельствующий о его важной роли в жизни общества.
Финансовый рынок это вершина рыночной структуры. Переходный период необходим,
чтобы создать и апробировать такой рынок, ибо без акций, облигаций и других
ценных бумаг рыночная экономика немыслима.
По
большому счету, модель экономических отношений, в основе которой лежит
взаимодействие рынка товаров и услуг, ценных бумаг, труда, была создана.
Вместе с
тем, переход к рынку обозначил и ряд важных проблем. Среди них особняком стоит
проблема приведения в соответствие с требованиями прогрессивного развития
экономики механизма государственного регулирования.
Наиболее
полное включение отечественной экономики в мировое хозяйство предполагает
приоритетное развитие тех секторов экономики, которые по своей значимости в
наибольшей мере раскрывают внутренние потенции национальной экономики как
самостоятельной части мирового хозяйства.
Для
достижения этой цели важно обеспечить продуктивное использование уже имеющегося
потенциала. Необходимо также уточнить приоритеты в направлении предотвращения
индустриального отставания от промышленно развитых стран мира. Сегодня
актуально ускорить структурное преобразование экономического хозяйства страны,
так как формула "вывоз сырья - ввоз готовой продукции" крайне
невыгодна в точки зрения внешнеторговых отношений.
Необходимо
учитывать и то, что адаптация к мировому хозяйству предстоит в условиях
глубоких преобразований во всей мировой системе. Современный научно -
технический процесс обусловил уменьшение доли не только добывающей, но и
обрабатывающей промышленности в суммарном мировом ВНП. То есть, доля наукоемких
секторов экономики и инфраструктуры существенно повышается, что естественно
изменит ситуацию в системе международного разделения труда.
Антимонопольная
политика также выступает действенным механизмом по созданию конкурентного
хозяйства, конкурентного производства. В формирования открытой экономики отечественные
"монополии" по отношению к внешнему рынку нуждаются в проведении по
отношению к ним политики протекционизма. Разработка программы по восстановлению
жизнедеятельности крупных производств во взаимодействии с формированием сектора
малых и средних предприятий могла стать реальным шагом на этом пути.
Еще одним
моментом в процессе адаптации к мировым внешнеэкономическим связям является
правильный выбор стран - партнеров. Долгое время Казахстан выбор стран
осуществлял на основе взаимодополняемости их национальных хозяйственных
структур. Очевидно, что за время, которое прошло после распада единого
хозяйства СССР, многие связи разрушены окончательно. Поэтому в основе выбора
нашим государством стратегических направлений внешнеэкономических связей должен
лежать принцип общих выгод.
Наконец,
решая проблему адаптации своего национального хозяйства к мировой экономике,
Казахстан оказался вовлечен в орбиту такого процесса, как обострение
конкуренции между тремя основными центрами мировой экономики - ЕЭС, Северо-Американский
общий рынок и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В силу своего
географического положения республика в наибольшей степени тяготеет к нескольким
крупным национальным рынкам: центральноазиатскому, южноазиатскому, российскому
и китайскому. Соответственно, фактор "промежуточного положения" может
стать важным вектором развития внешнеэкономических связей Казахстана на
будущее.
Следовательно,
проблема приведения в соответствие с требованиями прогрессивного развития
экономики механизма государственного регулирования действительно важна для
нашей республики. Она обусловлена углублением и расширением интеграционных
процессов между современными мировыми странами, которые определяют логику
коренного преобразования всей системы внешнеэкономических отношений. Реализация
такого подхода предполагает создание собственной стратегической
внешнеэкономической политики, непосредственным результатом которой видится
экономический рост, а также решение назревших социальных проблем.
2.2. Роль государства в экономике Республики Казахстан
Механизм функционирования государства играет огромную роль в
регулировании рыночных отношений. Рассмотрение содержания механизма
функционирования государства позволяет выявить различные аспекты процесса
регулирования рыночных трансакций и национальной экономики.
Государство в качестве субъекта рыночной экономики представляет
собой совокупность взаимосвязи правового, экономического института и составных
частей агрегированного субъекта. Государство нельзя рассматривать раздельно как
правовой, экономический институт или агрегированный субъект, поскольку в
реалии совокупность частей его структуры не может функционировать без правовой
системы их регулирования.
Рынок и государство взаимосвязаны. Государственные
учреждения, организации способствуют реализации рыночных отношений и участвуют
в распределительных, перераспределительных отношениях в качестве субъекта
государства.
Государство по содержанию тождественно в некоторой степени
категориям "рынок" и "фирма". Во-первых, содержание государства
выражает отношения между людьми, элементами в структуре иерархии
интегрированного, центрального субъекта национальной экономики. Во-вторых,
государство должно быть нацелено на снижение как внутренних, так и внешних транзакционных
издержек. Отношения между людьми,
субъектами и объективная цель снижения транзакционных издержек являются
составными частями в содержании рынка, фирмы, а также государства.
Содержание государства предопределено исходными и основными
отношениями собственности. Поэтому содержание государства выражает отношения
присвоения и отчуждения, исключения других, не относящихся к элементам данной
структуры, отчасти совокупного общественного продукта.
Специфическими свойствами содержания государства являются
отношения обмена деятельностью, направленной на снижение издержек трансакций
как внутри системы, так и в функционировании во внешней среде, а также
выполнение функций распределения и перераспределения совокупного общественного
продукта, регулирование развития национальной экономики и общества.
В противоположность трансакциям государства рыночные
отношения более демократичны, с широким выбором простора деятельности
субъектов. Далее, рыночные трансакции абсолютно развиваются по горизонтальной
направленности. Результатом их реализации становится распределение совокупного
общественного продукта на основе объективно действующих экономических законов
в зависимости от общественно признанных затрат и полезности товаров, услуг. В
них отсутствуют отношения иерархичности, так как рыночные сделки подчинены
объективным экономическим законам.
Попытки государства "оседлать" рынок всегда заканчивались
плачевно, возникало множество негативных процессов в социально-экономическом
плане, общественном производстве, вплоть до коренного преобразования самого
государства, качественного изменения содержания данной системы, более
адаптированной к рыночным реалиям. Зависимость развития государства как системы
от объективно действующих законов рынка требует учета внешних факторов и
своевременного изменения и адаптации внешних трансакций с субъектами рынка. В
то же время современный рынок требует демократизации внутренней системы
государства, снижения роли командного управления, приведения к оптимизации
соотношений администрирования на иерархической основе и демократической
активности структуры.
факторы
|
Казахстан
|
1. Природные ресурсы
|
+
|
2. Выгодность географического положения
|
+
|
3. Политическая стабильность
|
+
|
4. Политическая стабильность
|
+
|
5. Культурный фактор (менталитет)
|
+
|
6. Ориентация на импортозамещение
|
+
|
7. Ориентация на внешнюю торговлю и
торгово-посредническую деятельность
|
+
|
8. Благоприятный инвестиционный климат
|
+
|
9. Льготные кредиты и субсидии для
приоритетных отраслей
|
-
|
10. Свободный ввоз и вывоз капитала
|
-
|
11. Накопление финансов и золотовалютных
запасов
|
-
|
12. Стимулирование экспорта готовой
продукции
|
-
|
13. Стимулирование НИОКР и привлечение
передовых технологий
|
-
|
14. Концентрация капитала в крупных
финансово-промышленых группах
|
-
|
15. Развитие малого и среднего бизнеса,
в том числе и по японскому опыту
|
-
|
16. Развитие высоко технологичных
отраслей производства
|
-
|
17. Эффективное проведение
приватизационных процессов
|
-
|
Государство как субъект рыночной экономики должно зависеть
от совокупности общественного продукта. Участвуя непосредственно в
распределении и перераспределении совокупного общественного продукта и
опосредованно в воспроизводстве общественного производства, оно подчиняется
объективным экономическим законам, в том числе закону стоимости.
На основе данного закона можно определить общественно необходимую
величину затрат на государство, то есть стоимость содержания последнего. Для
этого нужно обратиться к механизму действия закона стоимости, модернизированной
форме определения общественно необходимых величин затрат отраслей или
определить как среднюю величину затрат из совокупности отраслей общественного
производства и услуг, где индивидуальные затраты на государство будут входить
в общее слагаемое.
Следовательно, любое превышение общественно необходимых
затрат в государстве будет относиться к увеличению транзакционных издержек в
рыночных отношениях, снижению эффективности функционирования государства и
ущемлению возможностей рынка. Данные параметры ограничения позволят по-новому
увидеть структуру государства, выявить необходимые элементы и излишества,
которые являются грузом в данной системе. Тем самым через механизм действия
закона стоимости общество сможет контролировать расходы на государство и
требовать от "слуг народа" соблюдения объективных норм.
В настоящее время в Казахстане, в других странах СНГ
чиновники во властных структурах, находясь вне контроля общества, всеми
способами и быстрыми темпами обогащаются, нанося огромный ущерб национальной
экономике, обществу. Это происходит, во-первых, из-за несбалансированности
реальных сил между исполнительными властными и представительными общественными
структурами; во-вторых, из-за отсутствия правового механизма балансировки
взаимоотношений исполнительных и представительных органов.
Для урегулирования ценообразования в масштабе внутреннего
рынка, макроэкономики необходимо сбалансировать стоимостные и натуральные
единицы произведенной продукции энергодобывающих, производящих отраслей. Далее
можно пойти на некоторую компенсацию энергодобывающим и производящим фирмам,
предприятиям за снижение цен собственных услуг и продукции для повышения
эффективности экономики в целом. В переходный период государство должно
выявлять изменения условий формирования цен товаров, продукции базовых
отраслей экономики, которые непосредственно воздействуют на ценообразование остальных
субъектов рыночной экономики. Оно обязано влиять на развитие внутреннего рынка,
ограждая его от негативных внешних факторов мировой экономики. Внутренний рынок
должен быть полностью открытым для поглощения высокоэффективных технологий и
техники из дальнего и ближнего зарубежья. Вместе с тем нужно ставить жесткие
преграды устаревшим технологиям, низкопроизводительному оборудованию и
низкокачественной продукции.
В развитии рыночной экономики существенную роль играет
ценообразование. Стихия рынка может сильно подхлестнуть цены, привести к
инфляции и прочим нежелательным последствиям, поэтому государство обязано
контролировать цены на продукцию и услуги жизненно важных отраслей, особенно в
период становления рыночной экономики.
Воздействие государственного регулирования на процесс ценообразования
топливно-энергетических фирм, предприятий в рамках необходимых оптимальных
величин позволит создать условия функционирования для других предприятий и
организаций, а также активизировать население в построении нового общества и
рыночной экономики. Цены на энергоносители существенно влияют не только на
производственные организации, нo и весомо
воздействуют на бюджет домохозяйств населения. Развитие внутреннего рынка
обусловливается прежде всего количеством собственных производителей. Поэтому
создание условий и участие государства в расширении масштабов деятельности и
увеличении числа производителей, предпринимателей является важным моментом в
становлении рыночной экономики. На конец 2001г. в Казахстане функционировало
763 рынка на 134 тыс. торговых мест, оборот составил 534,8 млрд. тенге, это
превысило - оборот в 1995г. в 15 раз.
Казахстан страдает от недопроизводства, поэтому активное участие
государства в поднятии экономики и ее регулировании, финансировании активизирует
большие массы населения: уменьшится количество безработных; увеличится спрос
на товары широкого потребления, расширятся рамки и объем рынка. Увеличение
дохода населения и спроса послужит стимулом к развитию промышленности и
сельского хозяйства. Кроме экономически обоснованных программ развития
национальной экономики необходимы финансовые и правовые механизмы реализации.
Под воздействием экономических законов развиваются рыночные отношения
между государством и фирмами. Государство в экономическом плане выступает в
качестве органа регулирования, пропорционального распределения и
перераспределения совокупного общественного продукта между субъектами в зависимости
от признанных затрат труда последних через рынок.
Данный момент характеристики одной из сторон многогранных
функций государства отмечается для выяснения некоторых специфических отношений
государства с фирмами общественного производства, товарного обращения по
поводу платежей в государственный бюджет, которые должны определяться с учетом
требований объективной необходимости, что означает учет степени развития
общественного производства на определенном этапе, а также требований
объективно действующих экономических законов. Так, например, при экстенсивном
развитии общественного производства величина платежей предприятий и организаций
в государственный бюджет должна быть предельно высокой с базовых отраслей
производства, тогда как в условиях интенсивного роста — в определенной степени
низкой. Это положение выражает требования объективной необходимости в
обеспечении максимального развития общественного производства в зависимости от
различных условий труда. При экстенсивном росте общественного производства
возникает необходимость концентрации денежных средств в государственном
бюджете для усиления экономического положения страны в данных условиях;
интенсивное развитие требует увеличения денежных ресурсов предприятий для
обеспечения высоких темпов их воспроизводства. В зависимости от соотношения
экстенсивного и интенсивного характера развития общественного производства, в
конечном счете, нужно определять размеры платежей производственными, торговыми
и другими фирмами в государственный бюджет. Величину платежей предприятий и
организаций необходимо планировать в основном в пределах от 10 до 50% от суммы
дохода.
Государство должно быстро реагировать на постоянно изменяющиеся
условия развития рыночной экономики и общества, решать проблемы гармонизации
противоречий в рыночных трансакциях, экономике и общественной жизни для
достижения позитивных результатов. Это достигается за счет сбора платежей с
субъектов рыночных трансакций и снятия негативных тенденций в макроэкономике.
Данные сборы проявляются в различных формах, посредством которых происходит
перераспределение совокупного общественного продукта.
Недра и богатства земли, окружающая природа принадлежат
обществу. Для воспроизводства условий существования и развития общества
государство взимает от производителей платежи в бюджет для дальнейшего
справедливого перераспределения совокупного общественного продукта.
Справедливое перераспределение является необходимым моментом в содержании
механизма государственного регулирования рыночных трансакций и национальной
экономики.
Ценообразование в сельском хозяйстве имеет свою специфику.
Оно складывается, в первую очередь, из реальных издержек производства и
существующих в данной ситуации рыночных цен на сельхозпродукцию в соседних
странах. Однако сельхозпроизводители часто оказываются в таких условиях, что
приходится им продавать свою продукцию по цене ниже величины издержек производства.
Это обуславливается, во-первых, суровыми природно-климатическими условиями,
во-вторых, низким уровнем технологии и техники, в-третьих, несоответствующей
формой организации труда, следовательно, формой собственности; в-четвертых,
стихией рыночного ценообразования, в-пятых, безответственностью государства
перед производителями, субъектами рыночной экономики.
Для поддержки и развития сельского хозяйство государство
обязано скупать продукцию сельхозпроизводителей по цене выше величины издержек
производства, воздействовать на ценообразующие компоненты, факторы.
Государство должно пытаться изменить условия формирования
цен на продукцию базовых отраслей, которые непосредственно воздействуют на
ценообразование остальных субъектов рыночной экономики. Оно обязано влиять на
развитие внутреннего рынка, ограждая его от негативных внешних факторов мировой
экономики.
В период становления рыночной экономики для развития малого
и среднего бизнеса имеет смысл кредитовать предпринимателей-производителей из
государственных ресурсов по международным ставкам в пределах от 7 до 12%
годовых, в случае необходимости обязывать частные банки 40—60% кредитов
предоставлять по льготным ставкам под полную или частичную гарантию государства.
Развитие обществами рыночной экономики невозможно без
культуры, образования, здравоохранения, научно-технического прогресса.
Стимулирование прогресса в культуре, образовании, здравоохранении окупится
многократно. Оно может проявиться в льготных кредитованиях, небольших платежах
в государственный бюджет.
Необходимо на практике в ценообразовании исходить из средней
заработной платы наемных работников, которые представляют основную массу
покупателей продовольственной продукции, товаров длительного потребления, услуг
коммунальных служб и других.
Все затраты макроэкономики преломляются через заработную
плату, доходы семьи, благосостояние населения. Поэтому соответствие
предложения производственных товаров на макроуровне величинам заработной платы
и доходов населения, позволяющих удовлетворять развивающиеся потребности,
является фактором балансировки спроса и предложения, воздействующим на
ценообразование.
Государственный бюджет пополняется также и за счет отчислений
от заработной платы. Данное отчисление должно стимулировать производство,
работу фирм, организаций, самих наемных работников и государство. Исходя из
практики цивилизованных стран можно изымать налоги из заработной платы после
вычета суммы за коммунальные услуги, затрат на питание и одежду по нормативу,
содержания иждивенцев, налогов за собственность, местных налогов, расходов на
медицинское обслуживание, страхование, оплату в пенсионный фонд. Если истек
срок годности строения или дома, квартиры, то также прекращается оплата налога
на данную собственность.
В формировании научной системы налогообложения нужно исходить
из определения органически взаимосвязанных частей предмета налогообложения, и
систему методов налогообложения направить на повышение эффективности издержек
субъектов и достижение высоких результатов в рамках как микро-, так и макроуровней.
Позитивное развитие рыночной экономики обусловлено
оптимальным соотношением рынка и государства. Если рыночные отношения
активизируют предпринимательство на создание избытка тех или иных товаров, то
государственное регулирование должно воздействовать на развитие производства в
пределах максимально полезного объема не только для данного предприятия, но и
отрасли в целом и для макроэкономики общества. Однако государственное
регулирование не должно вытеснять рыночный механизм. На данном этапе развития
рынок и государство представляются как две противоположные части единого,
целостного процесса. Гармоничное взаимодействие государства и рынка снимает
негативные последствия развития экономики и общества.
Таким образом, в развитии рыночных отношений государство как
ведущий субъект национальной экономики должно функционировать в направлении
органичного взаимодействия с рынком, обуславливая оптимальность параметров
взаимосвязи между субъектами в общественном воспроизводстве. Для чего механизм
функционирования и структура государства должны соответствовать требованиям
демократии в социально-ориентированной рыночной экономике. В таком государстве
"правила игры" вытекают из объективно действующих экономических
законов, способствующих прогрессу общества.
III. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКЕ: МОДЕЛИ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ
3.1. Модель германского экономического развития
Предпосылки развития в Германии социальной рыночной экономики начинаются
в первое десятилетие после окончания второй мировой войны. Бурное развитие и
возрождение Германской экономики принято называть «экономическим чудом».
После войны Германия представляла собой страну без сырья и продуктов, без
функционирующей транспортной системы, с морально подавленным населением.
Политика союзников, под властью которых первое время находилась Германия, в
начале определялась в основном соображениями мести за лишения войны, что лишило
немцев политико-экономической самостоятельности. В соответствии с этим был
произведен демонтаж промышленных установок, некоторые виды производства были
запрещены.
В общей сложности потери германского народного хозяйства в 50% от
довоенного уровня. Оставшаяся часть реального капитала была в основном
устаревшей, изношенной.
В условиях экономического хаоса, разрушения промышленности и товарного
голода, а так же руководствуясь своими послевоенными целями, достижение которых
предполагало наличие экономического контроля, союзники решили сохранить
элементы административной экономики, которые остались до 1948 года. Это было
распределение по карточкам важнейших продуктов питания и других предметов
потребления, нормирование и распределения всех основных материалов и сырья,
положение о замораживании цен и заработной платы, государственный контроль за
импортом и экспортом, фиксация цен на предметы внешней торговли и контроль за
валютой, предписания относительно производства и обязательная сдача продуктов,
подлежащих нормированию.
От военного времени осталась инфляция как результат непомерных военных
расходов, процветал черный рынок.
Первой предпосылкой к возникновению социального рыночного хозяйства
явилось заключение соглашения о восстановлении государственности заключенное в
1948 году западными союзниками, которое содержало основные направления создания
Федеративной Республики. Новая политика западных союзников означала передачу
общеполитических и экономико-политических прав на самоопределение немецким
инстанциям, в особенности экономической администрации «Объединенной экономической
области».
Следующим шагом на пути к рыночному хозяйству явилась валютная реформа. В
результате ее уже к 1953 году практически исчез «черный рынок», появились
товары, вовсю восстанавливалась транспортная система, закипели строительные
работы. Подъем начался стремительными темпами и огромным размахом практически
во всех областях экономической жизни Германии. Валютная реформа дала огромный
толчок экономике, можно сказать именно с нее начался решающий подъем во всем
хозяйстве Германии. Валютная реформа сделала возможным следующий шаг на пути к
рыночной экономике – отмену административной экономики. Государство сняло с
себя функции непосредственного контроля за экономикой, оставив их только в
некоторых областях.
Дальше была дана свобода внешней торговле и конкуренции, что было
необходимо для свободного ценообразования и формирования платежеспособного
спроса. Был установлен эффективный контроль за монополиями и их
ценообразованием, чтобы воспрепятствовать злоупотреблению экономическим
могуществом.
Все это создало важную законодательную базу для построения в ФРГ
социальной рыночной экономики, но нельзя забывать и о предпосылках
политических, а именно о политике неолибералов, на которой основывалось
социальное рыночно хозяйство, основной задачей которых было осознанное
формирование, основанного на свободе, однако одновременно социально
ориентированного общественного, экономического и социального порядка,
обеспечиваемого сильным государством. Считалось что государство, за которым
хоть и признается задача контроля над монополиями, все же должно обеспечивать
свободу скорее за счет политического регулирования в области экономического
порядка, формирование порядка в экономике и обществе представляет собой
законотворческую задачу, перед государством стоит цель постоянно работать над
тем, чтобы рыночный порядок сохранялся и улучшался.
На основе этих идей была разработана концепция социального рыночного
хозяйства, основными авторами которой являются профессора Альфред Мюллер-Армак,
Александр Рюстов, Вильгельм Репке и Людвиг Эрхард. А заслуга воплощения данной
концепции в Германии принадлежит Людвигу Эрхарду, но и нельзя умалять важность
работы проделанной парламентом, федеральным правительством, Немецким
федеральным банком, населением, стремившимся к воссозданию страны.
За годы развития экономика Германии во многом изменилась, пройдя путь от
восстановления рыночного хозяйства ФРГ до развитой рыночной экономики
современной объединенной Германии. Ее современное состояние можно
охарактеризовать, используя основные элементы социально-экономического порядка:
действующие в наше время правовые основы, главные экономико- и
социально-политические цели и важнейшие инструменты, применяемые для их
достижения.
Правовую основу экономического и социального порядка Германии дополняют следующие
акты, среди которых - закон против ограничения конкуренции, закон о Немецком
федеральном банке, закон о кредитной системе, закон о тарифных договорах, закон
о внешней торговле, законы о социальном страховании, сельскохозяйственные
законы о рыночном порядке.
Право на владение собственностью гарантируется в Германии Основным
законом, согласно которому как частные лица, так и юридические лица имеют право
приобретать и использовать собственность по своему усмотрению в соответствии с
законодательством.
Наиболее важной особенностью политики, проводимой в Германии в области
собственности, является противодействие необоснованной концентрации ее в руках
государства, фирм и частных лиц путем наращивания общего количества
собственников.
Таким образом, денежный порядок имеет и социальное значение: кредиторы,
заемщики и владельцы денег получают прибыли и несут убытки в зависимости от
изменения денежной стоимости.
Все это указывает на то, что создание и регулирование покупательной
способности могут быть доверены лишь учреждению, которое не может извлечь для
себя выгоды из денежной и кредитной политики, и не может понести от нее
убытков, т.е. это учреждение не должно зависеть от правительства, но и не
должно относиться к сфере частного банковского или кредитного дела. Поэтому
самое важное учреждение для денежного порядка Германии – это Немецкий
федеральный банк, а самый важный для денежного обращения закон – это закон о
Немецком федеральном банке.
Финансовое законодательство страны регулирует получение финансовых средств,
распоряжение ими и распределение их между носителями государственной власти. В
Германии эту функцию выполняет Основной закон. Он определяет разделение
полномочий и задач между федерацией и землями и предусмотренное общинным
законодательством земель разделение полномочий и задач между землями, районами
и общинами, разделение средств, необходимых для решения государственных задач.
Можно привести некоторые положения, относительно этой области:
1
Федерация
и земли по отдельности осуществляют расходы, необходимые для выполнения их
задач;
2
Если
земли действуют по поручению федерации, то расходы, связанные с такой
деятельностью несет федерация;
3
Федеральные
законы, предусматривающие денежные затраты, и устанавливающие, что часть
расходов приходится на земли, нуждаются в одобрении со стороны бундесрата;
4
Для
предотвращения нарушения общехозяйственного равновесия, стимулирования
экономического роста или выравнивания различий в уровне экономического развития
федерация может предоставлять землям финансовую помощь;
5
Федерация
пользуется исключительным правом издания законов, регулирующие таможенные
пошлины и финансовые монополии;
6
Земли
имеют право издания местных законов, предусматривающих взимание местных
налогов;
7
Федерация
и земли совместно получают поступления от подоходного налога с оборота. Из
поступлений от подоходного налога и корпорационного налога федерация и земли
получают половину.
Такое распределение средств в силу различной ситуации в землях приводит к
возникновению более или менее значительных различий в области доходов. Поэтому
Основной закон предусматривает обеспечение специальным федеральным законом
финансового выравнивания между более сильными или более слабыми в финансовом
отношении землями, которое должно учитывать финансовые возможности и финансовые
потребности земель.
Конкуренция воспринимается не только как экономический термин. На самом
деле конкуренция присутствует во всех областях жизни человека. Без нее,
понимаемой как стремление, как минимум, не отстать от других, идущих к одной и
той же цели и, по возможности, превзойти их, можно было бы обойтись только при
абсолютно достаточном количестве наличных средств для удовлетворения духовных,
культурных и физических потребностей, т.е. при отсутствии желания превзойти
других, помериться с ними силами. На самом деле конкуренция была и есть везде и
всегда, изменяется лишь ее форма и величина.
В Германии закон о запрете ограничений конкуренции был принят в 1957 году
под названием «Основной закон социального рыночного хозяйства». Само название
этого закона говорит о важности роли, которую играют основанные на конкуренции
экономическая система и порядок, регулирующий конкуренцию как инструмент
управления социальным рыночным хозяйством. Тем не менее, в Германии существует
порядок, регулирующий конкуренцию, который призван обеспечить достижение
внутрихозяйственных, социальных, внешнеполитических и неэкономических целей.
Можно определить основные из этих целей.
1. Обеспечение экономического роста.
2. Содействие техническому прогрессу.
3. Управление производством с помощью хозяйственных субъектов.
4. Обеспечение экономической и социальной стабильности.
5. Достижение и обеспечение социальной справедливости.
В условиях такой общественной системы вероятность реализации
справедливого порядка больше, чем там, где цели общества, человеческой
деятельности, производство, зарплаты и цены фиксируются централизовано и где
определение наилучшего благосостояния не реализуется через механизм
конкуренции.
Там, где есть конкуренция, т.е. где имеется нехватка и не все способны
достичь одной и той же цели, излишек для одного всегда означает недостаток для
другого. Такая ситуация может легко породить неприязнь и вражду. Вполне
объяснимой представляется попытка недобросовестными способами, противоречащими
коммерческим традициям и хорошему тону, помешать конкурентам в достижении цели,
чтобы тем самым обеспечить преимущество для самого себя. Для защиты интересов
разных сторон призваны законы, регулирующие отношения между людьми в процессе
конкуренции.
1. Закон о недобросовестной конкуренции.
2. Закон о правовом регулировании Общих условий заключения сделок.
3. Закон о скидках.
4. Положение о премиях, прилагаемых к покупкам.
5. Закон о товарных знаках.
6. Закон о патентах.
В Германии определены следующие принципу, которым должна отвечать
конкуренция:
1
Добросовестность;
2
Акцент на
конкуренцию в области цен и качества;
3
Четко
выраженные достоинства предлагаемого товара, а именно в отношении цены и в
отношении отличий конкретного предложения от предложений других фирм;
4
Дифференциация
продукта с помощью юридически защищенных товарных знаков и марок;
5
Сдерживание
конкуренции путем создания ограниченных товарными знаками и патентами
юридически признанных монополий.
Одной из самых важных задач порядка в сфере труда и социальных отношений
в условиях социальной рыночной экономики является недопущение того, чтобы
человек, как фактор производства в экономике превращался в инструмент.
Необходимо чтобы в процессе осуществления экономической деятельности
соблюдались и совершенствовались личные неимущественные права. Поэтому в
порядок в сфере труда и социальных отношений предполагает защиту и заботу о
здоровье, человеческом достоинстве и праве на раскрытие человеческой личности.
Номы социальной защиты разделены на направления:
1.
Нормирование
защиты работающих по найму.
2.
Нормирование
в отношении устава предприятия или фирмы.
3.
Нормирование
в области рынка труда.
4.
Система
социального страхования.
5.
Социальная
помощь.
6.
Социальная
политика жилищного строительства и жилищный рынок.
7.
Помощь
семьям.
8.
Помощь в
получении образования.
9.
Трудовые
и социальны суды.
Все эти положения закреплены соответствующими законодательными
актами и служат принципам социальной справедливости в условиях рыночной
экономики, улучшая социальную защищенность населения.
3.2. Модель экономического развития новых индустриальных стран Азиатско-Тихоокеанского
региона
Стремительное развитие новых
индустриальных стран (НИС) Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего, Гонконга, Сингапура, Тайваня и Южной Кореи, приковывает внимание специалистов в области мировой экономики.
Сегодня эти страны с высокими темпами роста экономики
рассматриваются как следующие по конкурентоспособности
после стран «большой семерки».
Объём внешней торговли НИС характеризуется высокими темпами. Экспорт этих
стран вырос не только за счет трудоемких отраслей, но и за счет капиталоёмкой и
наукоёмкой продукции. Доля НИС в мировом экспорте последние 30 лет увеличилась
более чем вдвое – с 2,5 % до 6,4 %. Торговый дефицит США с новыми
индустриальными странами Азии больше, чем со всеми странами Европейского союза;
в пересчете на единицу ВНП НИС экспортируют в США товаров и услуг в 3 раза
больше, чем страны ЕС. На эти страны приходится более половины торгового
дефицита США. “Новые” страны АТР представляют наиболее значительную угрозу
американским компаниям на перспективу. Соответственно, ведущие страны Запада
заинтересованны в ослаблении азиатских конкурентов через кредиты МВФ. Отношение
экспорта и внутреннего валового продукта составляет в Южной Корее 31,6,
Сингапуре – 226,0, Гонконге – 135,0, Тайване – 47,7.
Общий товарный экспорт развивающихся стран
в том числе:
|
1970г.
|
1980г.
|
2003г.
|
100
|
100
|
100
|
НИС
|
9.9
|
13.0
|
37.5
|
Китай
|
2.9
|
3.1
|
9.4
|
из них:
А. Экспорт промышленных изделий
в т. ч.
|
100
|
100
|
100
|
НИС
|
35.5
|
51.8
|
56.7
|
Китай
|
10.8
|
7.5
|
12.4
|
Б. Экспорт машин и оборудование в т. ч
|
100
|
100
|
100
|
НИС
|
37.7
|
57.0
|
65.1
|
Китай
|
1.1
|
1.7
|
6.4
|
В
странах АТР показатели дохода на душу населения, темпов роста,
производительности труда, заработной платы и доли фонда накопления в ВНП
показывают картину постоянного роста в условиях низкой заработной платы и
одновременно высокой производительности труда, что ведет к росту
конкурентоспособности. НИС используют самую современную, передовую технологию,
их структура затрат похожа на американскую, и в тоже время они имеют
квалифицированную дешевую рабочую силу. Общим для всех четырех стран является
ориентация на экономический рост, готовность много трудиться,
предпринимательство, дисциплинированную и достаточно квалифицированную рабочую
силу, высокий уровень образования. Усиливающая роль НИС в мировой торговле и
передовом промышленном производстве приводит к усилению кооперации и интеграции
внутри данной группы.
Для интеграции внутри АТР характерны некоторые тенденции.
1. Процессы интеграции в области внешней торговли проходят
значительно быстрее, чем в области международного переплетения долгосрочных
вложений функционирующего капитала;
2. Усиливающаяся активность японских инвестиций создает эффект
мультипликатора и сопровождается возникновением новейших технологических
отраслей в странах региона, что вызывает рост внешнеторговых потоков;
Ведущим инвестором в регионе является Япония, с которой страны АТР
связаны больше, чем друг с другом;
3. Либерализация миграции капитала, как встречной торговли, не
продвинулась настолько, чтобы в развивающихся странах региона возникли взаимные
интеграционные комплексы (лишь Япония, отчасти Китай и Сингапур способны играть
ведущую роль в интеграционных процессах). Ограниченные возможности АСЕАН служат
достаточным свидетельством этого;
4. Интеграция в АТР находится пока на начальной стадии. Здесь
лишь начинают возникать интегрированные комплексы, охватывающие промышленно
развитые и некоторые развивающиеся страны региона и, прежде всего НИС. Вместе с
тем ускоренное развитие взаимной торговли, инвестиций и производства при
условии межгосударственного регулирования этих процессов может привести к
реальному созданию зоны свободной торговли и дать толчок к формированию более
интегрированных комплексов.
Ведущим звеном в азиатской интеграции является Япония,
экономическую модель которой копировали все новые индустриальные страны АТР, в
особенности японский опыт 50-60-х гг., когда страна активно проводила политику
экспортной ориентации. В середине 70-х гг. японская модель стала изменяться в
сторону увеличения объемов вывозимого капитала и межгосударственной
производительной кооперации в азиатско-тихоокеанском регионе.
Резкое повышение курса иены в конце 80-х гг., вызванное активным сальдо
платежного баланса, создало необходимые предпосылки для превращения Японии в
крупнейшего в мире инвестора, обеспечивающего условия интернационализации и
регионализации иены. Горизонтальное разделение труда особенно стремительно идет
между Японией и ее соседями – НИС и странами АСЕАН. Это сопровождается
значительными изменениями в структуре промышленности: сворачиванием или выводом
в другие государства нерентабельных предприятий, сосредоточением в стране
высокотехнологичных производств.
Лидерство Японии в регионе, связанное с масштабным вывозом
капитала, существенно изменяет экономические модели новых индустриальных стран,
которые, имея общую с Японией картину экономических реформ и хозяйственного
устройства, начинают образовывать азиатско-тихоокеанский рынок, схожий по своим
параметрам и потенциалу с рынком Европейского союза.
Рассматривая основные предпосылки успешного развитие экономических
моделей Японии, новых индустриальных стран в целом, можно назвать одним из
первых факторов их выгодное географическое положение, создавшее объективное
преимущество для развития внешней торговли и транспортных сетей. Одним из
важнейших факторов развития экономических моделей Японии и НИС явилась дешевая
квалифицированная рабочая сила. В настоящее время этот фактор полностью
исчерпал себя, поскольку средняя заработная плата в данных странах соизмерима с
аналогичным показателем в развитых странах мира. В свою очередь, это привело к
структурным изменениям в Японии и НИС, а именно к вывозу капитала, размещению
трудоемких отраслей производства в бедных странах АСЕАН, созданию приоритетов
развития наукоемкой и высокотехнологичной промышленности в собственных странах.
Следующий блок факторов связан с созданием условий для
благоприятного инвестиционного климата в Японии и новых индустриальных странах.
К этим условиям относятся: льготное налогообложение, свободный ввоз и вывоз
капитала, накопление золотовалютных запасов, льготное кредитование и
субсидирование, создание специальных экономических зон торговли и промышленного
производства, льготное таможенное обложение, развитие производственной и
социальной инфраструктуры, финансовая стабилизация и укрепление местных валют,
государственная поддержка экспортно ориентированных отраслей. Все это сделало
возможным привлечение крупных заемных средств и льготной иностранной помощи для
структурной модернизации экономики и проведения ее широкомасштабной
индустриализации.
Все экономические модели были основаны на последовательном
проведении государством политики поэтапного перехода от аграрной структуры
экономики к высокотехнологичному промышленному производству. Начальные этапы
реформирования экономик основывались на структурных преобразованиях в области
аграрного сектора, которые привели к созданию слоя фермерских хозяйств/слоя
сельскохозяйственных арендаторов (Китае). Высвободившаяся в результате реформирования
аграрного сектора рабочая сила направлялась на основные отрасли промышленности
начального периода: легкая, текстильная, пищевая и др. Развитие
высокорентабельных отраслей на первых этапах проведения реформ позволило
создать необходимый фундамент для освоения высокотехнологичных, наукоемких
производств. Постепенно нарастал крен в сторону перехода от преобладания
трудоемких отраслей промышленности к высокотехнологичным и наукоемким.
Развитие промышленности отвечало поэтапным задачам реформирования экономики:
переходу от первоначально выбранной модели импортозамещения продукции, после ее
исчерпания к стратегии экспортной ориентации промышленного производства.
Заметную роль играло государство в эффективном распределении
ресурсов, главной целью которого было достижение гибкости рынка рабочей силы и
повышение конкурентоспособности экономики. Жесткая ориентация на экспорт
предполагала жесткую конкуренцию, не допускала превышения внутренних цен на
промышленные ресурсы уровня цен на мировых рынках. Правительства НИС активно
вмешивались в экономику с целью протекционизма отечественной промышленности.
Импорт контролировался в целях защиты стратегически важных секторов экономики
с выделением компенсационных дотаций экспортным отраслям промышленности,
обеспечивалось льготное кредитование предприятий-экспортеров.
Учитывая низкую эластичность спроса на сырье на мировых
рынках, страны-экспортеры природного сырья решают задачу изыскания
дополнительных экспортных ресурсов, за счет которых можно избежать ослабления
собственных позиций в международной торговле и обеспечить эффективное участие
в международном разделении труда.
Внедрение в производство достижений научно-технического
прогресса в развитых странах мира, широкое освоение ими новых
высокотехнологичных отраслей параллельно с внедрением новых технологий в традиционные
отрасли приводит к резкому и качественному по своему характеру подъему
производительности труда. Но все это делает затруднительным дальнейшее
эффективное использование развивающимися странами такого собственного
преимущества, как дешевая рабочая сила. Тенденция снижения удельного веса
заработной платы на единицу промышленной продукции развитых стран мира позволяет
говорить о снижении конкурентоспособности продукции развивающихся стран,
связанной с использованием фактора дешевизны рабочей силы. Обеспечивая резкое
увеличение производительности труда, новые технологии уменьшают значимость данного
фактора, и на это уменьшение также действует рост стоимости рабочей силы в
развивающихся странах. Следует отметить, что на мировых рынках тенденция
выпуска качественных товаров в последнее время оттесняет на задний план
стоимостные характеристики товара, что также принижает роль дешевой рабочей
силы.
Важнейшие изменения последних лет в экономике развитых стран
за счет привлечения новых технологий ведут к уменьшению материало- и
энергоемкости на единицу продукции, росту удельного веса добавленной стоимости
в товарах, производимых по новым технологиям. Все это делает важнейшим для
оптимального и эффективного развития экономики обеспечение диверсификации
экспорта в сторону производства готовых изделий, машин и оборудования по
новейшим технологиям с использованием собственных преимуществ и преимуществ
международного разделения труда.
Основное направление развития экономики в развивающихся
странах делается на оптимальное использование совокупности факторов
преимущества новейших высокопроизводительных технологий, имеющихся природных
богатств и дешевизны местной рабочей силы. Доля готовых изделий в экспорте
развивающихся стран постоянно растет. Безусловно, лидерами в данном направлении
являются новые индустриальные страны АТР и Китай.
В этой связи значимость экспансии новых индустриальных стран,
обеспечивающих возрастание собственной доли на мировых рынках готовых
промышленных изделий и особенно машин и оборудования, для национальных экономик
огромна, поскольку на фоне мировых тенденций снижения материалоемкости
продукции и увеличения добавленной стоимости данная экспансия позволяет форсировать
темпы развития экономики НИС.
Опыт реформ в новых индустриальных странах показывает, что
решающим фактором реформирования экономики выступало и выступает
государственное регулирование макроэкономических процессов с использованием и
административных, и рыночных методов управления экономикой.
Таким образом, единая модель рыночной экономики для
современных странах неприемлема. Отталкиваясь от классических принципов рынка,
каждая страна выбирает для себя наиболее подходящие принципы и условия. Как
результат - возникновение и функционирование специфических экономических
моделей развития.
Заключение.
Соотношение государство - рынок и
экономическое развитие - достаточно сложная дилемма.
В устоявшихся представлениях
деятельность рынка направлен на создание баланса между спросом и предложением,
тогда как государство отвечает за гармонизацию всего общественного развития, в
том числе, развитие экономики. Однако ни государство, ни рыночный механизм
самостоятельно не могут решить проблемы экономического развития. В этом случае
возникают ситуации, когда фиаско терпит и рынок, и государство. Иначе говоря,
рынок и государство взаимосвязаны. Вместе с тем, эта зависимость не всегда
позитивна.
Так, попытка государства
"оседлать" рынок может обернуться рядом негативных процессов в
социально - экономическом плане, общественном производстве. Не исключено
коренное преобразование самого государства. В то же время современный рынок
требует демократизации внутренней системы государства, снижения роли командного
управления, приведения к оптимизации соотношений администрирования на
иерархической основе и демократической активности структуры.
Весьма полезной для всех субъектов
экономики будет следующая модель отношений: если рыночные отношения
активизируют предпринимательство на создание избытка товаров, услуг и т.д., то
государственное регулирование должно воздействовать на развитие производства в
пределах максимально полезного объема не только данного предприятия, но и
отрасли в целом. В то же время государственное регулирование не должно
вытеснять рыночный механизм. Следовательно, только оптимальное соотношение
взаимодействия рынка и государства могут обусловить нормальное развитие
рыночной экономики. В этой ситуации рынок и государство предстают как две
противоположные части единого, целостного процесса.
Рассмотрение содержания функционирования
государственного механизма в современных странах позволяет выявить различные
стороны процесса регулирования рыночных отношений в экономике.
Одним из аспектов, раскрывающим
содержание механизма функционирования государства, выступает определение цены
государства как общественно необходимой величины. Проблема государственного регулирования
переходной экономики также связана со стимулированием всех субъектов в
зависимости от их вклада в развитие экономики и общества. Научная основа
ценообразования, налогообложения позволит в переходный период стабилизировать
экономическое положение. Справедливое перераспределение также является
необходимым моментом в содержании механизма государственного регулирования
рыночных отношений.
Наконец, важной составляющей
выступает проблема приведения в соответствие с требованиями прогрессивного
развития экономики механизма государственного регулирования. Адаптация
национальной экономики к мирохозяйственным процессам особо значима для нашей
страны. Необходимость в ней обусловлена не только углублением и расширением
интеграционных процессов между современными государствами. Непосредственным
результатом новой стратегии, новых механизмов видится экономический рост,
решение назревших социальных проблем. В соответствии с положениями национальной
Стратегии "Казахстан - 2030" обеспечение экономического роста является
стратегическим приоритетом.
1. Нормативно -
правовые акты
1.1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева
народу Казахстана от 01 марта. Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти
наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка
вперед в своем развитии.
2. Специальная
литература
2.1. Айнабек К.
С. Теория рыночно экономики: Учебное пособие. - Алматы: Жеты жаргы, 2004. - 376
с.
2.2. Борисов
Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории. – Москва: Высшая школа, 1993. –
224с.
2.3. Борисов
Е.Ф. Экономическая теория. – Москва: Юрайт, 1999. – 384с.
2.4. Елемесов
Р., Жатканбаев Е. Государство и рынок. – Алматы: Каржы-каражат, 1997. – 100с.
2.5. Камаев
В.Д. Учебник по основам экономической теории. М.: “Владос”, 1996г.
2.6. Камаев
В.Д. Экономическая теория. Учебник. М.: Владос, 1998г.
2.7. Лившиц
А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику. М.: Высшая школа, 1995г.
2.8.
Реформирование экономики Казахстана: проблемы и их решение./ Под ред. М. Б.
Кенжегузина. Алматы, 1997. Том 1.
2.9. Фишер С.,
Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – Москва: Дело, 1999. – 864с.
2.10. Хан И. Г.
Политология. Учебное пособие. Алматы, 2000. - 337с.
2.11. Чепурин
М.Н., Киселёва Е.А. Курс экономической теории. Киров “АСА”,1995г.
|