Роль библиотек в современном обществе
Роль библиотек в современном обществе
Открытое
акционерное общество «Российские Железные дороги»
Иркутский
Государственный Университет путей сообщений
Реферат
по предмету информационная культура.
«Роль
библиотек в современном обществе»
Выполнила:
студентка
Ропперт Ж.В.
Шифр:И-В-04-1-472
Проверил
:преподаватель
Иркутск
2006
Оглавление :
Введение.
Библиотека - что
это? …………………………………………стр.2
Глава 1
Великая
библиотечная держава. ………………………………стр.4
Глава 2
Библиотечная
Россия на рубеже тысячелетий. ………………стр.7
Глава 3
Новые технологии
в библиотечном деле…………...................стр.11
Библиографический
список……………………………..стр.15
Введение.
Библиотека – что это?
Существуют сотни
определений библиотек, но полностью их сущность всё равно не охвачена. Причины
в том, что речь идет о самых универсальных учреждениях из всех созданных
человеком. Их богатство и значение росли по мере того, как человек делал
очередные шаги в познании окружающего мира и самого себя. Они содержат «всё» и
имеют отношение «ко всему», призваны оказывать помощь и содействие «кому угодно»
и «в чем угодно», человеку – в любом возрасте и в любом состоянии, здоровому и
больному, свободному и заключенному, зрячему и незрячему. В библиотеках – все
знания, накопленные поколениями разных народов на долгом историческом пути: о
живом и мертвом, о микромире и о галактиках.
Чего у них пока
недостаточно – это того, что самим человеком не познано, например точных данных
о том, где находятся границы Вселенной и когда мир прекратит существование, что
будет после этого. Отсутствуют среди богатств библиотек и определенный ответ на
вопрос, для чего человек появился на Земле (зачем он создан Господом из «праха
земного» - по Библии).
В библиотеках
представлено то, что А.И.Герцен назвал духовным завещанием одного поколения
другому. «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена,
люди, государства исчезали, а книга оставалась, - писал он.- Она росла вместе с
человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все
страсти, потрясавшие сердца; в неё записана та огромная исповедь бурной жизни
человечества, та огромная аутография, которая называется всемирной историей. Но
в книге - не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся
во владение настоящего, во владение всей суммы истин и усилий, найденных страданиями,
облитых иногда кровавым потом; она - программа будущего. Итак, будем уважать
книгу!»
Сама же
библиотека, по словам великого мыслителя и демократа, это - «открытый стол
идей, за которым каждый найдет ту пищу, которую ищет; это - запасный магазин,
куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берут их в рост».
В поэтической
форме нетленный характер и значение библиотек выразил И.А.Бунин:
Молчат
гробницы, мумии и кости,-
Лишь
слову жизнь дана.
Из
древней тьмы на мировом погосте
Звучат
лишь Письмена.
Ныне письмена
приобрели много новых форм, которые облегчают их хранение и передачу на
расстояние. Но всё равно их необходимо воспринимать через зрение, а также слух.
И библиотека обретет новые разновидности. Но всё равно, её содержание в
образном, общедоступном, традиционном смысле - это Книга. Недооценивать
библиотеку - значит игнорировать Книгу: чудо из чудес, созданное Человеком.
И если люди в
чём-то ошибутся и окажутся в несчастье, то «когда-нибудь этому настанет конец.
И человечество оглянется в растерянности. И, углубившись в себя, задумается о
целях, предназначениях своего пути. И будет искать ответ в заброшенной и
огрубевшей, заросшей чертополохом, как поле, слишком долго лежавшее под паром,
душе своей. И не найдёт ответа. И тут ответ ему даст книга. Книга, которую
человек презрел и зашвырнул. Книга, странный плод мечтаний, и не нужная никому
рухлядь; книга, такая тусклая рядом с «золотой действительностью». Книга,
которая считалась умершей; книга, старый дешёвый хлам; книга, источник всякой
жизни. Книга, которая измерила параллели и меридианы души человеческой,
вторглась в глубины мозга, унося давние поколения в высочайшую высоту и в самую
дальнюю даль. Книга – это манна небесная, способная накормить толпы; пища,
которой, чем больше ешь её, тем больше становится; волшебный хлеб, дающий
сытость голодным, богатство нищим, силу немощным. Книга, благодаря которой любой
может стать банкиром, Крезом знаний, миллионером мыслей».[1]
Глава 1
Великая библиотечная держава.
ХХ век позади. За
десять лет до его окончания Россия – в традиционном понимании этого слова – в
очередной раз сменила общественный строй, а заодно и географические границы,
потеряв при этом четверть территории и половину населения. Ученые и писатели
ищут ныне то определение, которым можно было бы окрестить ушедший век в целом.
В России ХХ век
включает ряд исторических периодов, ограниченных революциями, войнами и другими
событиями, в основном трагического характера, с миллионами жертв.
Образно эта
сторона века охарактеризована и многими поэтами.
Например, в
начале столетия:
Двадцатый
век… Ещё бездомней,
Ещё
страшнее жизни мгла.
Ещё
чернее и огромней
Тень
Люциферова крыла.
Александр Блок
В конце его:
Я
устал от двадцатого века,
От
его окровавленных рек.
И
не надо мне прав человека,
Я
давно уже не человек.
Владимир Соколов
Сегодня, даже
трудно представить, какой была бы наша страна и все сферы жизни в ней,
материальной и духовной, если бы её путь был плавным, спокойным, благоприятным
для созидания и творчества, в том числе и для развития библиотек. На деле же их
сеть росла, а затем сокращалась, множество библиотек погибло, однако вслед за
этим, блюдя традиции многовековой «книжной премудрости», народ создавал новые
библиотеки.
Отчет истории
нынешней сети этих учреждений ведется с начала советского периода. Это и верно,
и неверно. Советский строй воспринял от дооктябрьской России значительную сеть
библиотек, особенно крупных научных и публичных, а также личных. И хотя были
допущены – вследствие национализации библиотек частных и церковных – большие
потери произведений печати, библиотечное дело всё же развивалось на созданной в
прежние эпохи основе. В этом процессе принимало участие и значительное число
специалистов отрасли, которые были обучены и воспитаны ранее. Но кем бы
библиотеки ни были учреждены, на них затрачивались народные средства. И
библиотеки способствовали тому, чтобы общество стало грамотным и поднялось к
вершинам научного и технического творчества, созидая новые духовные ценности.
В годы советской
власти библиотечное дело, став составной частью культурно-образовательной и
национальной политики, обновлялось и развивалось на новых идеологических
началах.
Сеть библиотек
выросла многократно - до 300 и более тысяч; в их фондах было накоплено около 5
миллиардов книг и брошюр. К тому времени, когда у нас началось выполнение этой
задачи, она была решена лишь в немногих государствах – нескольких европейских и
США.
Сказанное
происходило в условиях весьма многонациональной и многоконфессиональной страны.
При этом более чем для 40 народов была впервые создана или усовершенствована письменность.
Библиотеки получили развитие во всех республиках – союзных и автономных, и не
только в городах, но и на селе; они стали играть большую роль в различных
сферах жизни – ликвидации неграмотности, проведении социальных, культурных и
экономических преобразований.
В советское время
было и то негативное, что во многом определяло деятельность библиотек: диктат
Коммунистической партии, единые идеологические установки, цензура, временами
жестокая. Но в библиотеках имелись и широко использовались десятки миллионов
единиц естественнонаучной, технической, сельскохозяйственной, медицинской и
другой литературы. Фонды массовых библиотек на 50-60 процентов состояли из
художественной литературы, в том числе произведений многих величайших писателей
России и других стран.
Цензура, жесткий
контроль за составом распространяемых в обществе произведений письменности, а
позднее – печати, существовала во всем мире в течение столетий, даже
тысячелетий. Особенно жесткой стала цензура после возникновения книгопечатания.
Она господствовала и в России на протяжении веков, с перерывами только на
время революции 1905 года и на период с марта по май 1917 года.
Вообще история
книжного дела на Руси, в России, в СССР – это история гонения на печать,
цензуры церковной, светской, государственной и партийной. В этих условиях и
развивалось печатное слово, создавались библиотеки, обслуживались читатели.
Основная масса фондов нынешних библиотек – это ведь то, что было накоплено до
начала 90-ых годов нашего века, в цензурную эпоху, в том числе и известная доля
отечественных и зарубежных изданий, вышедших в свет до 1917 года в крупных
библиотеках.
Ко второй
половине ХХ века вопрос о цензуре в аспекте человеческих свобод стал
признанной на международном уровне проблемой.
В соответствии с
Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году, цензура у нас
отменена.
Вряд ли
существует страна, в истории которой в прошлом отсутствовали бы какие-либо
периоды, события, явления, деяния негативного характера.
Но принято
гордиться лучшим, что было в прошлом. Этому соответствует мудрая английская
поговорка :«Right or wrong – my country».[2]
В 90–е. годы в
российских библиотеках произошли большие изменения. Человеческая личность
освободилась от многого, что ее стесняло
Советский режим
покинул историческую сцену, куда вступил под звуки фанфар.
Окончательная
оценка советского этапа библиотечного развития, как и соответствующего периода
истории нашей страны, - дело будущего. Но сегодня не следует ни идеализировать
его и сожалеть, что он остался в прошлом, ни рисовать всё, что было тогда,
одними черными красками.
Политические
перемены - устранение цензуры - создали благоприятные условия для деятельности
библиотек, что совпало и с общими тенденциями развития этих учреждений во всем
мире.
Библиотеки
получили у нас значительную свободу деятельности. Созданы условия для
самоорганизации и самодеятельности их сотрудников. Получает развитие их
содружество с собратьями по профессии из других стран. Появились возможности для
включения библиотек в глобальную библиотечно-информационную систему.
Произошли
изменения и в типологии библиотек. Понятия, направления, виды деятельности,
укоренились в библиотечном деле России.
Глава 2
Библиотечная Россия на рубеже
тысячелетий.
В последнее
десятилетие и в профессиональных кругах, и в общественном мнении доминируют два
противоположных тезиса о происходящем в библиотеках.
Тезис первый –
библиотеки в России гибнут.
Тезис второй –
библиотеки в России активно развиваются.
Едва ли такие
объективные критерии и методы анализа деятельности библиотек, используя которые
можно было бы поставить короткий и понятный всем диагноз тому, что же,
действительно, происходит сегодня в российских библиотеках?
Современная библиотековедческая
наука выработала достаточное количество и таких критериев, и таких методов. Но
даже самым добросовестным образом используя весь этот инструментарий, простой,
однозначной, понятной и разделяемой всеми оценки получить не удастся.
Развитие
библиотечного дела и библиотечного обслуживания в России в 1990-е годы отмечено
серьезными противоречиями – несомненными достижениями на одних направлениях и
потерями на других, активизацией одних библиотек и затуханием других.
Но ведь это не
только в библиотеках – всё в России до предела противоречиво.
Не так давно один
наш известный политик сказал что-то вроде того, что, анализируя происходящее у
нас, строя прогнозы и принимая политические решения, надо постоянно иметь в
виду: Россия – это одновременно Европа и Азия, Запад и Восток, Север и Юг,
страна очень богатая и в то же время очень бедная, ещё тоталитарная, но уже
демократическая, по-прежнему закрытая для мира, но и открытая до
незащищенности, с высокими технологиями и в то же время отсталая, высокоразвитая
и развивающаяся.
Наши библиотеки
существуют именно в такой крайне неоднородной, ни на кого не похожей стране и
отражают происходящее в ней. Закономерно, что у нас есть библиотеки слабые,
умирающие, не отвечающие никаким, даже самым заниженным, требованиям.
В последние
годы мы стали свидетелями того, как сильно меняются представления о задачах и
возможностях библиотек, об их месте в культурной, научной, образовательной и
информационной инфраструктуре, их роли в политической жизни, развитии демократии,
местного самоуправления, рыночной экономики, формирования глобального
информационного пространства. Эти представления претерпевают изменения
одновременно и на профессиональном, и на правительственном, и на обывательском
уровне.
Происходит
эволюция социальной роли библиотек. К традиционным функциям просветительского
характера, сохранения и приумножения культурного наследия добавляются функции
информационных центров, предоставляющих доступ к национальным информационным
сетям и банкам.
Меняются
традиционные внутрибиблиотечные технологии, формы библиотечного обслуживания
населения, характер взаимодействия с органами власти, различными социальными
группами.
Закономерно и то,
что по сравнению с другими учреждениями культуры в России именно на библиотеках
реформы отражаются наиболее сильно и драматично, качественным образом меняя их
роль в обществе, расширяя предъявляемые к ним требования. Библиотеки в
наибольшей мере зависимы от изменений в окружающей их среде – состояния книгоиздания,
книгораспространения, развития информационной сферы и телекоммуникаций, работы
почты и транспорта, таможни, но главное, - от изменений в структуре общества,
снижения уровня жизни значительной его части, появления новых сфер занятости и
новых социальных групп с информационными потребностями.
Только библиотеки
стремятся отслеживать весь национальный репертуар печати, приобретают выходящие
в стране издания, чтобы предоставить их в общественное пользование.
Библиотеки
выдвинулись в число тех немногих социальных институтов, которые берут на себя
ответственность за обеспечение информационного и культурного единства регионов
такой огромной страны.
В нынешний момент
обществу нужны новые практические и фундаментальные знания, достоверная,
оперативно получаемая информация. Потребность в этом может быть удовлетворена
только через государственные и муниципальные общедоступные библиотеки, поскольку
библиотека осталась единственным учреждением, предоставляющим доступ к
культуре, знаниям и информации бесплатно.
С конца 1980
года, востребованость в библиотеках заметно возросла. При значительном сокращении
сети других учреждений культуры, библиотеки приняли на себя функции культурных
центров, организующих досуг людей.
По данным на 1
января 1999года, библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек
Крупнейшими в
стране являются две имеющие статус национальные библиотеки Российской Федерации
- Российская государственная библиотека в Москве и Российская национальная
библиотека в Санкт-Петербурге, а также Библиотека Российской академии наук. Все
три библиотеки относятся к сонму мировых библиотечных гигантов.
Наиболее обширна
и разветвлена сеть публичных библиотек, в которую входят девять библиотек
федерального ведения:
·
Российская
государственная библиотека;
·
Российская
национальная библиотека;
·
Всероссийская
государственная библиотека иностранной литературы им. Рудомино;
·
Государственная
публичная историческая библиотека;
·
Государственная
общественно-политическая библиотека;
·
Российская
государственная библиотека по искусству;
·
Российская
государственная юношеская библиотека;
·
Российская
государственная детская библиотека;
·
Российская
государственная библиотека для слепых.
Частью этой сети
являются 282 центральные библиотеки всех 89 субъектов Российской Федерации.
В системе высшего
и среднего специального образования имеются примерно три тысячи библиотек
университетов, академий, институтов, школ, колледжей.
В системе общего
образования действуют более 63 тысяч школьных библиотек.
Крупная сеть
исследовательских библиотек создана Российской академией наук. Она включает 375
библиотек.
В советский
период каждое отраслевое министерство (здравоохранения, сельского хозяйства и
т.д.) создало свою сеть специализированных библиотек, которую возглавляла
центральная отраслевая библиотека. Научно-методическим центром для всех
библиотек являлась Государственная публичная научно-техническая библиотека
СССР, с универсальными фондами по науке и технике.
Одной из
крупнейших библиотек мира в своей сфере является Всероссийская
патентно-техническая библиотека
Для обслуживания
высших органов государственной власти созданы Библиотека Президента Российской
Федерации и Парламентская библиотека Российской Федерации.
Разветвлённой
сетью библиотек располагают Министерство обороны РФ и другие силовые ведомства.
Библиотеки
России, по сути, представляют собой целостный единый организм и традиционно
взаимодействуют друг с другом, а также с зарубежными библиотеками, при
необходимости обмениваясь документами и информацией о них.
Практически
каждая отрасль народного хозяйства имеет центральное книгохранилище на
федеральном уровне.
В отличие от
других стран государственный библиографический учет российской печатной
продукции ведут не национальные библиотеки, а специализированное
библиографическое учреждение - Российская книжная палата (РКП). Она издает
текущие указатели и ежегодники выходящих книг, журнальных и газетных
публикаций, нотных изданий, географических карт. С 1994 года российская
национальная библиография выпускается на CD-ROM.
Из-за того, что
наука в СССР развивалась в основном не в университетах, а в специальных
научно-исследовательских институтах, вузовские библиотеки России гораздо беднее
и несопоставимы по своему значению с западными, поскольку они изначально были
ориентированы в основном на учебный процесс и никогда не были открыты для
широкой публики.
В силу этого и
некоторых других обстоятельств каждая из территорий, составляющих ныне
Российскую Федерацию, имеет одну открытую для всех центральную региональную
библиотеку с универсальным фондом, включающим и основной репертуар научной литературы.
По типу и по составу коллекций такие библиотеки представляют собой сочетание
публичной и академической библиотеки в западном понимании, что-то вроде
общенациональной
мини – библиотеки.
Многие
административные центры краев, областей и районов открывали специальные
библиотеки отдельно для детей и отдельно для юношества. Основной упор делался
на специфику работы с этими категориями читателей.
Экономические
реформы вызвали уменьшение общей численности библиотек.
Больше всего
пострадали партийные, профсоюзные и научно-технические библиотеки. Во многих
случаях эти библиотеки были полностью приняты на бюджетное финансирование
органами культуры, либо их книжные фонды были переданы в публичные библиотеки.
Глава 3
Новые технологии в
библиотечном деле.
Важнейшие задачи
библиотек в современном мире все чаще формируются как обеспечение свободного и
неограниченного доступа к информации и сохранение её источников, поскольку эти
обе задачи вбирают в себя почти все остальные. Библиотекаря же всё чаще
называют не хранителем и пропагандистом книги, а информационным специалистом,
навигатором в океане информации, удваивающейся количественно каждые восемь лет.
Входящая в третье
тысячелетие современная библиотека- это уже не только книгохранилище, но и
своеобразный электронный архив. Это единственное место на земле, где
предоставляется доступ к информации и на традиционных носителях, и в
электронном виде. Онлайновое обслуживание удаленных пользователей библиотек
так же, как и предоставление информации из удаленных источников, в библиотеках
западных стран стало нормой.
Что произойдет с
библиотеками в условиях интеграционных процессов? Будут ли наши учреждения
включены в единую международную систему? На этот вопрос трудно дать точный
ответ и тем более вряд ли возможно указать какие-то, хотя бы приблизительные
сроки.
Начнем с того,
что технологические предпосылки для этого уже существуют, и подобный процесс
идет – особенно в развитых странах. Наша страна переживает тот же процесс.
Библиотеки все
больше и больше будут насыщаться техникой. Здесь ещё произойдут резкие повороты
и скачки. В России ныне совершается переход от стадии, когда многие библиотеки,
особенно сельские, не имеют даже телефона, не говоря уже о множительной
технике, к стадии включения этих учреждений в информационные системы, в том
числе – глобальные.
Чем только,
технически и технологически, не обеспечивается в библиотеках серьёзный
читатель! Находясь в стенах одной из них, он может обращаться к богатствам
других и пользоваться электронной доставкой нужных ему источников; к его
услугам - машиночитаемые базы данных. Он может работать с компьютером и
получать копии материалов - как в печатной, так и в электронной версиях. Крупная
библиотека способна обеспечить переводами читателя с одного языка на другой.
Особые условия все чаще создаются для специфических категорий пользователей – возрастных,
с физическими недостатками и т.д.
Каковы же
социальные последствия новшеств? Уже сегодня они позволяют сделать для
посетителей то, что находится в так называемом виртуальном мире. Из учреждения,
которое обеспечивало доступ к знаниям, закрепленном на материальных носителях и
хранящихся на полках, библиотека превращается в полноправного совладельца
информационных богатств других учреждений, а ее сотрудники – в собственников
знаний, подлинных крезов.
Это привело к
изменению состава библиотекарей по специальностям. Появляется много новых
профессий, меняется структура учреждений, формы и методы управления им. Во всем
этом большую роль играют как электроника и автоматикой, так и педагогические и психологические
подходы.
Успешно шествует
по планете Интернет. Интернет – продукт человеческого гения, являясь
глобальной системой, создает новый информационный климат на планете,
олицетворяет свободу слова, плюрализм, дает возможность широкого обмена
мнениями между отдельными людьми и между народами. Отмечается и большое
значение Интернета как средство образования, научно - технического и
экономического прогресса, а в политическом отношении – как символа демократии.
Интернет – этап в развитии самого человека.
Для библиотек
Интернет создал и продолжает создавать, расширять условия для использования их
справочного и энциклопедического потенциала. То, что до сих пор требовало
огромных усилий по поиску источников информации и баз данных в почти дух
сотнях существующих стран и тысячах мест – библиотеках, архивах, музеях и т.п.,
ныне входит в повседневную жизнь наших учреждений, усиливая их социальную роль.
Вместе с тем на
основании практики специалисты заметили, что Интернет не может заменить
библиотек. Более того, заметили его негативные стороны. Он таит в себе угрозу
пресыщения неупорядоченной информацией, в которой немало хаотического;
отсутствуют ограничения ее состава, в том числе морального и политического
характера.
Многих людей в
мире волнуют и проблема информационной безопасности связанной с
общедоступностью Интернета.
Но вернемся к
библиотекам, которые обязаны использовать то, что им необходимо, исходя из
запросов и потребностей человека, обратившегося к ним. Переход читателя под
власть Интернета часто меняет его потребности, воздействует на психику,
отвлекает его от тех побудительных мотивов, которые привели его к нам.
«Хотя библиотека
и является по своей природе одним из носителей консервативных ценностей, она не
имеет права отказаться от Интернета. Но в тоже время она и не может принимать
все его ресурсы и все его «правила игры» без разбора. Библиотека должна осторожно
менять традиции классификации поиска, хранения и потребления информации.
Поэтому она не вправе довериться Интернету в том виде, каков он есть. Скорее ей
следует воспользоваться теми его возможностями, которые не столько отменяют
привычные формы его работы, сколько совершенствуют и упрощают их».[3]
«Интернет- это
стремительный, бурно несущийся поток. Надо найти вначале свой брод, потом свой
островок, чтобы закрепиться, устоять, а затем поплыть со всеми вместе, не
утонув и не будучи выброшенным на берег».[4]
«Всё равно самым
доступным и самым качественным передатчиком информации остаётся на долгие
времена великое изобретение Гуттенберга – книга… Если люди отказываются от книги,
виноват отнюдь не Интернет… Только безумец будет читать «Божественную комедию»
с экрана или множить её на принтере… Никакой Интернет не заменит альбом с
литографиями Доре. Не следует предаваться очередной маниловской грёзе. Нет
царского пути в царство мировой информации. Дорога туда идет через школу, вуз,
аспирантуру. Единственное, чем Интернет опасен,- это иллюзорной причастностью к
науке или культуре всякого электронного зеваки, умеющего открывать файл.
Нынешние электронные «Митрофанушки» и « кислотники» часами пялятся в экран,
думая, что вот так, не учась, легко и свободно, они станут равными
собеседниками богов. Они забывают, что «боги»- всего лишь виртуальные миражи, а
потому доступны всем и каждому. Побеседовать с виртуальным Эйнштейном может и пятиклассник.
Только надо помнить, что такой Эйнштейн ничем не отличается от Микки Мауса.»[5]
Каковы же
социальные последствия новшества? Уже сегодня они позволяют сделать доступными
для посетителей то, что находится в так называемом виртуальном мире.
Библиотека уже в
течение многих веков шла дорогой глобализации, постепенно ускоряя ее и
приближаясь к тому, что, по мнению тех же ученых, должно привести к
возникновению единой универсальной культуры. Библиотеки еще во времена глубокой
древности предоставляли друг другу свои сокровища для переписывания.
Начиная с эпохи
Возрождения, особенно в Новое время, получили развитие регулярный импорт и
экспорт книг, количество которых в наши дни исчисляется десятками миллионов
экземпляров. Возникли международный книгообмен, международный межбиблиотечный
абонемент – как постоянные и регулируемые специальными соглашениями и
инструкциями процессы. В течение веков развивается переводческая деятельность,
играющая, особенно в наши дни, огромную роль в обмене духовными ценностями. Благодаря
переводам до нас дошли многие памятники античной науки, философии, литературы.
Фонды на
протяжении истории библиотек становились все более интернациональными, в том
числе многоязычными. Но дело этим не ограничивалось: в течении многих веков
взыскательный читатель стремился попасть в библиотеку, обладающую максимумом
духовных сокровищ. Так что не только источники знания доставлялись к человеку,
но и сам человек «доставлялся» к подобным источникам.[6]
В наши дни для пользования любой библиотекой любым человеком, создаётся всё
больше условий, в том числе, и потому, что количество людей, владеющих другими
языками помимо родного, исчисляется уже миллионами.
Всемирная система
библиотек как звено глобализма технически и технологически подготовлена.
Важно, чтобы политические и особенно экономические условия нового века, всё
мировоустройство способствовали её созданию в соответствии с общечеловеческими
интересами.
Библиографический список.
1.
Кузьмин
Е.И.
Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политика и
управление библиотечным делом. – М.: Либерия, 1999.-
2.
Фонотов
Г.П.
Библиотеки – общество – Россия. Исследование социокультурной среды.- М.:
Либерия, 2002.-
3.
Андреева
И.А.
На пороге радикальных перемен.- // Библиотека.- 2004.-№1.-с.49-52.
4.
Еляпов
Б., Соболева Е., Кожевникова Л. На пути к непрерывному образованию.-
// Библиотека.-1999.-№5.-с.6-9.
5.
Г.Фонотов И явится всемирная
библиотечная система. - // Библиотека.-2003.-№2.-с.9-11.
[1] Деже Косталани- венгерский писатель ХХ века.
[2] «Это моя страна – права она или нет».
[3] В.Агаджанян- специалист в области библиографии.
[4] Я.Шрайберг- российский специалист в области
информатизации библиотек.
[5] К.Кедров- отечественный академик, гуманитарий,
философ.
[6] Многие приезжали в ту же Александрийскую
библиотеку, особенно в пору её наивысшего расцвета (2 в. до н. э.- 1 в. до
н.э.), со всех концов античного мира В библиотеках Арабского халифата –
Багдада, Дамаска, Триполи, Кордовы и др. – также было много «иногородних»
читателей. В крупнейших библиотеках Европы – Сорбонны, Оксфорда, Кембриджа,
Французской национальной, особенно – Британского музея, - занимались и
занимаются тысячи читателей – представителей разных стран, в том числе не
только европейских, но также Азии, Африки, Австралии. В недавнем прошлом ,
вплоть до начала 1990-х гг., только за год для занятий в Государственную
библиотеку СССР имени В.И.Ленина приезжало со всех концов Советского Союза,
включая Сибирь, Дальний Восток, Среднюю Азию и Закавказье, до 90 тыс.
читателей.
|