Развитие российского экологического права
Развитие российского экологического права
РЕФЕРАТ
по
экологическому праву РФ
Тема:
Развитие
российского экологического права
2007 г.
Содержание
Введение
1.
Экологическое право до 1917 года
2.
Экологическое право в советский период
3.
Экологическое право на современном этапе
Заключение
Список литературы
Введение
Экологическое
право – самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области
взаимодействия общества и человека с окружающей средой. Данная отрасль молода,
в отличие от иных фундаментальных отраслей например таких как гражданское
право, и от большинства производных отраслей например банковского права.
Экологическое
право начало формироваться как отрасль во второй половине 20 века. Это
произошло в связи с обострившейся социально-экономической обстановкой в мире,
в первую очередь в послевоенной Европе, усилением воздействия антропогенных
факторов, особенно промышленного производства, сменой технологий, ростом
потребления и т.д. В 50-е годы человечество столкнулось с проявлением
региональных и глобальных кризисов и начало осознавать необходимость разработки
новых концепций, более того, нового экологического мировоззрения, частью
которого является право.
Конечно, отдельные
нормы, правовые общности и даже институты существовали издавна, регулировались
разные стороны некоторых опасных видов деятельности. Но в целом экологические
правовые идеи и отражающие их предписания были разрозненными. Более того, отсутствовала
постановка самой задачи охраны окружающей среды. Формирование экологического
права и на международном и национальном уровнях было в основном завершено в
80-е годы прошлого века.
В отечественной
литературе отмечается, что нормы об охране природы можно анализировать по трем
периодам: дореволюционному, советскому и современному – российскому. Нормы об охране природы можно найти
уже в первых нормативных актах российского государства.
1.Экологическое право до 1917
года
Подобно другим древним или средневековым государствам, охрана
природных ресурсов осуществлялась в основном через защиту прав
собственности, экономических, военных и налоговых интересов
государства. В «Русской правде» (1016 г.) предусматривалась
охрана общинной собственности, объектом которой, в частности, был
лес, или собственности князя. «Русской правдой» устанавливался
штраф за кражу дров. Здесь же предусматривался штраф за
уничтожение или повреждение борти, т.е. дупла, наполненного
сотами с медом. Статья 69 «Пространной правды» за покражу
бобра предусматривала штраф в 12 гривен, т.е. такое же
наказание, как и за убийство холопа[1].
Cогласно
Соборному уложению 1649 г. ловля рыбы в чужом пруду или
садке, бобров и выдр также причислялась к краже имущества.
Особое отношение к охране лесных ресурсов проявилось и
по военным соображениям. Уже с XIV в. был установлен
заповедный характер оборонительных лесных засек, служивших
средством защиты от набегов татар.[2]
Законодательством того времени строго запрещалась вырубка
деревьев в засечной черте. Такие леса охраняли специальные
сторожа.
Русское законодательство средних веков, предусматривало
довольно обширный набор санкций за нарушение правил, касающихся
природных объектов: штраф, «бить ботогами нещадно»[3], «бити кнутом без всякой
пощады», отсечение кисти левой руки. При наказании принимался во
внимание факт повторности нарушения. Так, в соответствии с
Соборным уложением 1649 г. за лов рыбы в чужом пруду
пойманный с поличным подвергался в первый раз битью ботогами,
во второй раз – кнутом, а в третий раз – отрезанию уха.
Широко применялась смертная казнь (за порубку деревьев в
заповедном засечном лесу, лов мелкой сельди и др.).
С XVII века охрана лесных массивов в Сибири была
связана с пушным промыслом. Так, в 1681 г. был принят
царский указ (по Якутии), предусмотревший, «чтобы в ясачных
местах лесов не секли и не жгли и оттого бы зверь вдаль
не бежал и... ясачному сбору порухи и недоброму не было»[4]. В XVII в. в России появилась
потребность в регулировании добычи объектов животного мира как
мере по предотвращению их истощения. При этом
регламентировались и способы добычи, и размеры добываемых
видов, например рыб.
Так как ловля бобров и выдр капканами грозила их
полным истреблением, 28 августа 1635 г. в Пермь Великую
была направлена царская грамота «О воспрещении ловить капканами
бобров и выдр»[5].
В XVII веке, когда соболиный промысел становился
хищническим и при добыче свыше трети осенней численности
соболей прекращался их естественный рост, для регулирования
соболиной охоты в Сибири были объявлены заповедными целые
районы. В принятом в 1676 г. царском указе о порядке
ловли рыбы в Плещееве озере предписывалось ловить только
большую сельдь. За ловлю мелкой сельди «старосте и рыбным
ловцам быть в смертной казни».
В том же XVII веке было введено ограничение права
собственности на природные объекты и право пользования ими в
интересах государства, а позже и третьих лиц[6]. В частности, Петр I издавал указы в
которых запрещал уничтожать леса вдоль рек, удобных для
лесосплава. Некоторые особо ценные леса и деревья объявлялись
заповедными, т.е. неприкосновенными, запретными[7].
Если требования по природопользованию и охране объектов
живой природы осуществлялись изначально в рамках института
права собственности, то требования по охране воздуха, воды и
общественных мест от загрязнения получили развитие в
законодательстве, которое позже стало называться санитарным.
Надобность в таких нормах возникла в России в XVII в. По
указу Михаила Федоровича Романова, принятому в 1640 г., для
профилактики в Москве предписывалось, чтобы «...падежные лошади
и всякую скотину за Земляным городом на голых местах копали
в землю не мелко, ...а в улицах и за городом, в
слободах падежных лошадей и всякую падежную скотину, и собак
мертвых, и кошек и ...ничего мертвого... нигде не метали...».
В соответствии с правовым актом «Учреждения для управления
губерний» 1775 г. земский исправник обязан был наблюдать,
чтобы везде на местах и дорогах была чистота. Устав
благочиния, или полицейский, 1782 г. возлагал обязанности
«смотрения о чищении, о мощении улиц» на частного пристава.
Согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845
г., «если кто-либо построит признанные по закону вредными для
чистоты воздуха или воды фабрику или завод в городе или
хотя и вне города, но выше онаго по течению реки или
протоки, то сии заведения уничтожаются за счет виновного и
он подвергается аресту на время от семи дней до трех
месяцев или денежному взысканию не свыше трехсот рублей»[8].
В 1833 г. были изданы правила «О размещении и устройстве
частных заводов, мануфактурных, фабричных и иных заведений в
Санкт-Петербурге», которые предусматривали, что «все вредные
газы, могущие отделяться при производстве работ, должны быть
непременно поглощаемы или сжигаемы». В этом же документе
промышленные предприятия в зависимости от вредности воздействия
на атмосферный воздух делились на три категории, причем
предприятия третьей категории не должны были размещаться в
городе[9].
В начале XX в. в России обсуждался вопрос о создании
специального органа по контролю за соблюдением природоохранных
правил. Так как идея принадлежала ученым, то создание такого
учреждения предполагалось под эгидой Академии наук или
министерства просвещения[10].
В 1915-1916 гг. под руководством академика И.П. Бородина,
пионера серьезной научной природоохранной деятельности в России,
был разработан первый (неосуществленный) проект российского
Закона об охране природы[11].
2. Экологическое право в
советский период
Основные особенности развития правового регулирования
природопользования и охраны природы в России в советский
период проявились в следующем.
Вплоть до 70-х гг. в развитии законодательства
рассматриваемой сферы доминирующим был природоресурсный подход.
Это значит, что регулирование природопользования и охраны
природы реализовывалось применительно к отдельным природным
ресурсам. В начале 20-х гг. был принят ряд законов и
декретов Правительства, включая Земельный кодекс РСФСР (1922
г.), Лесной кодекс РСФСР (1923 г.), декрет СНК РСФСР «О
недрах земли» (1920 г.), постановление ЦИК и СНК СССР «Об
основах организации рыбного хозяйства Союза ССР» (1924 г.),
декрет СНК РСФСР «Об охоте» (1920 г.), декрет СНК РСФСР
«Об охране памятников природы, садов и парков» (1921 г.),
декрет СНК РСФСР «О санитарной охране жилищ» (1919 г.) и
др.
Что касается отношений собственности на природные ресурсы,
то они находились в исключительной собственности государства.
Декретом о земле, принятым II Всероссийским съездом Советов
26 октября (8 ноября) 1917 г., была проведена сплошная
национализация земли вместе с другими природными богатствами.
Частная собственность на землю и другие природные ресурсы
была отменена, они были изъяты из гражданского оборота.
Проблема охраны природы от загрязнения оценивалась в этот
период в основном как санитарная, а не экологическая. Это
значило, что при регулировании охраны атмосферного воздуха и
вод учитывались главным образом интересы охраны здоровья
человека, а не всех живых организмов, страдающих от загрязнения.
Соответственно, отношения по охране вод и атмосферного воздуха
в определенной мере регулировались санитарным законодательством.
Лишь в 70-е гг. применительно к водам и в 80-е
применительно к атмосферному воздуху проблемы охраны окружающей
среды от загрязнения стали оцениваться и регулироваться как
экологические.
Как таковое, кодификационное природоресурсное законодательство
сложилось в основном в период с 1970 по 1982 г. Оно
включал такие акты, как Земельный кодекс РСФСР (1970 г.),
Водный кодекс РСФСР (1972 г.). Кодекс РСФСР о недрах (1976
г.), Лесной кодекс РСФСР (1978 г.), Закон РСФСР об охране
атмосферного воздуха (1982 г.), Закон РСФСР об охране и
использовании животного мира (1982 г.). Эти законы были
приняты в соответствии с Основами земельного, водного, лесного
и горного законодательства Союза ССР и союзных республик,
Законами СССР об охране атмосферного воздуха и об охране и
использовании животного мира. С принятием в 1968 г. Основ
земельного законодательства Союза ССР и союзных республик стали
развиваться как самостоятельные водное, лесное, горное отрасли
права и законодательства, получив научное и официальное
признание в качестве таковых. Тем не менее в тот период и до
сих пор не получило требуемого развития право о регулировании
использования и охраны растительного мира вне лесов.
Центральное внимание в природоресурсном законодательстве
уделялось регулированию использования земель, вод, лесов, других
природных ресурсов. За исключением Закона об охране
атмосферного воздуха, отношения по охране соответствующего
природного объекта от загрязнения и других вредных воздействий регулировались
в нем отрывочно, в общем виде. Это объясняется в некоторой
степени тем, что в конце 60-х и начале 70-х гг., во
время его разработки и принятия проблема охраны окружающей
среды от загрязнения не была достаточно осознана высшими
органами государства, в том числе Верховным Советом РСФСР, и
к тому же не имела достаточной научной разработки.
В начале 60-х гг. в связи с повышением интенсивности
вовлечения в хозяйственный оборот богатых природных
ресурсов страны на национальном уровне была уяснена
необходимость установления системы мероприятий, направленных на
охрану, использование и воспроизводство природных ресурсов. 27
октября 1960 г. был принят Закон РСФСР «Об охране природы
в РСФСР»[12].
Он содержал статьи по охране земель, недр, вод, лесов и
иной растительности, животного мира, но заметной роли в
регулировании природопользования и охраны природы не сыграл, так
как не предлагал эффективных природоохранных мер и механизма
обеспечения их выполнения, не предусматривал даже мер
юридической ответственности за нарушение его положений.
Главным образом с принятием в 1980 г. Закона СССР «Об
охране атмосферного воздуха» в сферу правового регулирования
были включены отношения по охране окружающей среды от
физических и биологических воздействий.
В системе источников экологического права в этот период
преобладали не законы, а подзаконные акты в виде постановлений
Правительства СССР и РСФСР, ведомственных правил и инструкций.
Тогда, не законы, а именно правительственные постановления
определяли некоторые комплексные подходы к регулированию
природопользования и охраны окружающей среды как единого объекта.
Забота об охране природы и лучшем использовании природных
ресурсов была признана на сессии Верховного Совета СССР в
сентябре 1972 г. как одна из важнейших государственных задач.
При этом мероприятия по дальнейшему усилению охраны природы и
улучшению использования природных ресурсов поручалось разработать
Правительству СССР. Впоследствии эти мероприятия были закреплены
не в законах, а в совместном постановлении ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 г. «Об усилении
охраны природы и улучшении использования природных ресурсов»[13].
Вместе с требованиями развития экологического нормирования,
мониторинга окружающей среды, другими мерами, это постановление
предусмотрело надобность обязательного планирования мероприятий по охране
природы и природопользованию в системе государственных планов
социального и экономического развития. План охраны природы,
утвержденный соответствующим представительным органом, становился
юридически обязательным.
В дальнейшем, 1 декабря 1978г. было принято иное
совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР –
«О дополнительных мерах по усилению охраны природы и
улучшению использования природных ресурсов»[14]. Учитывая роль, которая
отводилась планированию как одному из главных инструментов
регулирования общественного развития, с целью его
совершенствования постановление предусматривало новую форму
предпланового документа – территориальных комплексных схем охраны
природы.
Стремления по обеспечению рационального природопользования и
охраны природы, предпринимаемые на основе природоресурсного
законодательства и названных правительственных постановлений, не
давали, все же, видимых и ощутимых результатов. В конце 80-х
гг. ЦК КПСС и Правительство СССР осознавали, что основными
причинами резкого ухудшения состояния окружающей среды в стране
являлись: слабое правовое регулирование природопользования и
охраны окружающей среды, несовершенная организация государственного
управления в этой сфере, «остаточный» принцип финансирования
природоохранительной деятельности, отсутствие у предприятий
экономических стимулов к рациональному использованию природных
ресурсов и охране природы от загрязнения. 7 января 1988 г.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О
коренной перестройке дела охраны природы в стране»[15].
Данное постановление давало ряд значительных директив.
Основные из них: 1) консолидация государственного
управления природопользованием и охраной окружающей среды путем
образования Государственного комитета СССР по охране природы
(на основе подразделений природоресурсных министерств и ведомств,
которые дублировали друг друга); 2) совершенствование
экономического механизма, обеспечивающего эффективное использование
и охрану природных богатств (прежде всего путем регулирования
платы за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды);
3) решение о подготовке проекта Закона СССР об охране
природы.
Эти директивы предстояло выполнять уже в новых
политических и социально-экономических условиях и фактически в
новом государстве.
Если не считать Закона «Об охране природы в РСФСР»,
правовое регулирование по поводу природы (окружающей среды) как
интегрированного объекта осуществлялось главным образом в
совместных постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР.
Главным общим недостатком российского законодательства в
социалистический период, помимо существенных пробелов, было
отсутствие в нем «работающего» механизма обеспечения реализации
норм. Низкая эффективность законодательства, истощение природных
богатств и постоянное ухудшение качественного состояния
окружающей среды – эти и другие факторы требовали новых
подходов к правовому регулированию природопользования и охраны
окружающей среды.
3.
Экологическое право на современном этапе.
На современном этапе развития российского общества реализацию
получают новые подходы к развитию права окружающей среды.
Переход к рыночным отношениям в экономике, отказ от
идеологических догм в праве, стремление российского общества к
созданию в перспективе правового и социального государства, к
установлению правовых норм по природопользованию и охране
окружающей среды главным образом в законах, а не в
подзаконных актах – это те явления в экологическом праве, которые
удостоверяют начало нового этапа в его развитии.
На нынешнем этапе экологическое право развивается с
учетом следующих основных факторов: кризисного состояния
окружающей среды в стране и общественных потребностей в
восстановлении благоприятной окружающей среды; дефектов
существующего экологического законодательства, в котором много
пробелов и фрагментарность в правовом регулировании экологических
отношений; перспектив создания правового и социального
государства, происходящей трансформации общественных экономических
отношений; введения многообразия форм собственности на природные
ресурсы; тенденций развития взаимоотношений общества и природы
и права окружающей среды в мире. Главнейшим принципом
формирования экологического законодательства на нынешнем этапе
является его гармонизация с передовым мировым законодательством.
Заключение
Экологическое право РФ характеризуется чрезвычайной интенсивностью
развития. В своем историческом развитии, оно преодолело много периодов. В
первый период охрана природы в основном сводилась к охране лесов и животного
мира, в частности от браконьерства, к развитию системы заповедников. В 19 веке
возникают акты, регулирующие охрану вод и атмосферного воздуха при размещении
промышленных предприятий, развиваются нормы об уголовной ответственности за
несоблюдение этих актов. В начале 20 века обсуждается вопрос о создании
специального органа по контролю за выполнением правил охраны природы при
Академии наук или министерстве просвещения, разрабатывается проект Закона об
охране природы. В советский период отношение законодателя менялось от природоресурсового
к природоохранному, экологическому подходу в правотворчестве. Конец 80-х
характеризуется принятием важнейших решений в сфере государственной
экологической политики. На современном этапе законодатель стремится обновить
многие устаревшие акты, например законодательство о недрах и др. Экологическое
законодательство стало интенсивнее развивается, и было принято много новых
законов регулирующих экологические правоотношения. За два-три десятилетия
создается разнообразнейшее и детальное регулирование, массив различных хуже или
лучше согласованных между собой норм: от заповедного дела до ограничений на
производство упаковочных материалов, от охраны редких растений до
конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду. Показательна
в этом плане и законотворческая деятельность РФ: начиная с 1995 г. Только на
федеральном уровне были приняты десятки законодательных актов, в том числе важнейшие
специальные экологические законы – об экологической экспертизе,
генно-инженерной деятельности, радиационной безопасности, об использовании
атомной энергии, об отходах производства и потребления и многие другие. Обсуждается
вопрос о систематизации экологического законодательства.
Список литературы
1.
Булгаков М.Б., Ялбулганов А.А. Природоохранные
акты: от «Русской правды» до петровских времен // Государство
и право. 1996. № 8.
2.
Голиченков А.К., Новицкая Т.Е., Чиркин С.В.
Очерки истории экологического права: развитие правовых идей
охраны природы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1991.
№ 1.
3.
Голиченков А.К., Новицкая Т.Е., Чиркин С.В.
Очерки истории экологического права. Управление и контроль за
природопользованием по советскому законодательству 1917–30 годов
// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1991. № 3.
4.
Зеленый мир. М.:, 1997. № 6. С. 4.
5.
Российское законодательство Х–XX веков. Т. 1-
5.
6.
Голиченков А.К. Экологический контроль:
теория, практика правового регулирования. Изд-во МГУ, 1992.
7.
Малышко Н.И. Государственный контроль за
охраной атмосферного воздуха. Киев, 1982.
8.
ВВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 586.
9.
СП СССР. 1973. №2. Ст. 6.
10.
СП СССР. 1979. № 2. Ст. 6.
11.
СП СССР. 1988. № 6. Ст. 14.
[1] Булгаков
М.Б., Ялбулганов А.А. Природоохранные акты: от «Русской правды»
до петровских времен // Государство и право. 1996. № 8. С.
136-146.
[2] «засека» –
преграда из срубленных в наваленных деревьев.
[3] «батог» –
палка, прут, трость
[4] «ясак» –
натуральный налог, которым облагались в старину народы
Поволжья, Сибири и Дальнего Востока
[5] Российское
законодательство Х–XX веков. Т. 1. С. 73.
[6] Голиченков
А.К., Новицкая Т.Е., Чиркин С.В. Очерки истории экологического
права: развитие правовых идей охраны природы // Вестн. Моск.
ун-та. Сер. 11. Право. 1991. № 1. С. 50-57.
[7] Российское
законодательство Х-XX веков. Т. 5. С. 58.
[8] Голиченков
А.К. Экологический контроль: теория, практика правового
регулирования. Изд-во МГУ, 1992. С. 13.
[9] Малышко
Н.И. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха.
Киев, 1982.С. 19-20.
[10] Голиченков
А.К., Новицкая Т.Е., Чиркин С.В. Очерки истории экологического
права. Управление и контроль за природопользованием по
советскому законодательству 1917–30 годов // Вестн. Моск.
ун-та. Сер. 11. Право. 1991. № 3. С. 62.
[11] Зеленый мир.
1997. № 6. С. 4.
[12] ВВС РСФСР.
I960. № 40. Ст. 586.
[13] СП СССР. 1973.
№2. Ст. 6.
[14] СП СССР.
1979. № 2. Ст. 6.
[15] СП СССР.
1988. № 6. Ст. 14.
|