Большая коллекция рефератов

No Image
No Image

Счетчики

Реклама

No Image

Развитие российского экологического права

Развитие российского экологического права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по   экологическому   праву   РФ


Тема:   Развитие   российского   экологического   права













2007   г.

Содержание


Введение

1.                 Экологическое   право до   1917   года

2.                 Экологическое   право в   советский   период

3.                 Экологическое   право на   современном   этапе

    Заключение

    Список литературы

Введение


Экологическое право – самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой. Данная отрасль молода, в отличие от иных фундаментальных отраслей например таких как гражданское право, и от большинства производных отраслей например банковского права.

Экологическое право начало формироваться как отрасль во второй половине 20 века. Это произошло в связи с  обострившейся социально-экономической обстановкой в мире, в первую очередь в послевоенной Европе, усилением воздействия антропогенных факторов, особенно промышленного производства, сменой технологий, ростом потребления и т.д. В 50-е годы человечество столкнулось с проявлением региональных и глобальных кризисов и начало осознавать необходимость разработки новых концепций, более того, нового экологического мировоззрения, частью которого является право.

Конечно, отдельные нормы, правовые общности и даже институты существовали издавна, регулировались разные стороны некоторых опасных видов деятельности. Но в целом экологические правовые идеи и отражающие их предписания были разрозненными. Более того, отсутствовала постановка самой задачи охраны окружающей среды. Формирование экологического права и на международном и национальном уровнях было в основном завершено в 80-е годы прошлого века.

В отечественной литературе отмечается, что нормы об охране природы можно анализировать по трем периодам: дореволюционному, советскому и современному – российскому. Нормы   об   охране   природы   можно   найти   уже   в   первых   нормативных   актах   российского   государства.  


1.Экологическое   право до   1917   года


Подобно другим   древним  или   средневековым  государствам,   охрана   природных   ресурсов   осуществлялась   в основном   через   защиту   прав   собственности,   экономических,   военных   и   налоговых   интересов   государства.   В  «Русской   правде»   (1016  г.)   предусматривалась   охрана   общинной   собственности,   объектом   которой,   в частности,   был   лес,   или   собственности   князя.    «Русской   правдой»   устанавливался   штраф   за   кражу   дров.   Здесь   же   предусматривался   штраф   за   уничтожение   или   повреждение   борти,   т.е.   дупла,   наполненного   сотами   с   медом.   Статья   69   «Пространной   правды»   за   покражу   бобра   предусматривала   штраф   в   12   гривен,   т.е.   такое   же   наказание,   как   и   за   убийство   холопа[1].   Cогласно     Соборному   уложению   1649   г.   ловля   рыбы   в   чужом   пруду   или   садке,   бобров   и   выдр   также   причислялась к краже   имущества.

Особое   отношение   к   охране   лесных   ресурсов   проявилось   и   по   военным   соображениям.   Уже   с   XIV   в.   был   установлен   заповедный   характер   оборонительных   лесных   засек,   служивших   средством   защиты   от   набегов   татар.[2]   Законодательством   того   времени   строго   запрещалась   вырубка   деревьев   в   засечной   черте.   Такие   леса   охраняли  специальные  сторожа.

Русское  законодательство   средних   веков,   предусматривало   довольно   обширный   набор   санкций   за   нарушение   правил,   касающихся   природных   объектов:   штраф,   «бить   ботогами   нещадно»[3],   «бити   кнутом   без   всякой   пощады»,   отсечение   кисти   левой   руки.   При   наказании   принимался   во   внимание   факт   повторности   нарушения.   Так,   в   соответствии   с   Соборным   уложением   1649   г.   за   лов   рыбы   в   чужом   пруду   пойманный   с   поличным   подвергался   в   первый   раз   битью   ботогами,   во   второй   раз   –   кнутом,   а   в   третий   раз   –   отрезанию   уха.   Широко   применялась   смертная   казнь   (за   порубку   деревьев   в   заповедном   засечном   лесу,   лов   мелкой   сельди   и   др.).

С   XVII   века   охрана   лесных   массивов   в   Сибири   была   связана   с   пушным   промыслом.   Так,   в   1681   г.   был   принят   царский   указ   (по   Якутии),   предусмотревший,   «чтобы   в   ясачных   местах   лесов   не   секли   и   не   жгли   и   оттого   бы   зверь   вдаль   не   бежал   и...   ясачному   сбору   порухи   и   недоброму   не   было»[4].  В   XVII   в.   в   России   появилась   потребность   в   регулировании   добычи   объектов   животного   мира   как   мере   по   предотвращению   их   истощения.   При   этом   регламентировались   и   способы   добычи,   и   размеры   добываемых   видов,   например   рыб.

Так   как   ловля   бобров   и   выдр   капканами   грозила   их   полным   истреблением,   28   августа   1635   г.   в   Пермь   Великую   была   направлена   царская   грамота   «О   воспрещении   ловить   капканами   бобров   и   выдр»[5].

В   XVII   веке,  когда   соболиный   промысел   становился   хищническим   и   при   добыче   свыше   трети   осенней   численности   соболей   прекращался   их   естественный   рост,   для   регулирования   соболиной   охоты   в   Сибири   были   объявлены   заповедными   целые   районы.   В   принятом   в   1676   г.   царском   указе   о   порядке   ловли   рыбы   в   Плещееве   озере   предписывалось   ловить   только   большую   сельдь.   За   ловлю   мелкой   сельди   «старосте   и   рыбным   ловцам   быть   в   смертной   казни».

В том же  XVII   веке  было   введено   ограничение   права   собственности   на   природные   объекты   и   право   пользования   ими   в   интересах   государства,   а   позже   и   третьих   лиц[6].   В частности,   Петр   I   издавал указы в которых запрещал   уничтожать   леса   вдоль   рек,   удобных   для   лесосплава.   Некоторые   особо   ценные   леса   и   деревья   объявлялись   заповедными,   т.е.   неприкосновенными,   запретными[7].

Если   требования   по   природопользованию   и   охране   объектов   живой   природы   осуществлялись   изначально   в   рамках   института   права   собственности,   то   требования   по   охране   воздуха,   воды   и   общественных   мест   от   загрязнения   получили   развитие   в   законодательстве,   которое   позже   стало   называться   санитарным.   Надобность   в   таких   нормах   возникла   в   России   в   XVII   в.   По указу   Михаила   Федоровича   Романова,   принятому   в   1640   г.,   для   профилактики   в   Москве   предписывалось,   чтобы   «...падежные   лошади   и   всякую   скотину   за   Земляным   городом   на   голых   местах   копали   в   землю   не   мелко,   ...а   в   улицах   и   за   городом,   в   слободах   падежных   лошадей   и   всякую   падежную   скотину,   и   собак   мертвых,   и   кошек   и   ...ничего   мертвого...   нигде   не   метали...».   В   соответствии   с   правовым   актом   «Учреждения   для   управления   губерний»   1775   г.   земский   исправник   обязан   был   наблюдать,   чтобы   везде   на   местах   и   дорогах   была   чистота.   Устав   благочиния,   или   полицейский,   1782   г.   возлагал   обязанности   «смотрения   о   чищении,   о   мощении   улиц»   на   частного   пристава.   Согласно   Уложению   о   наказаниях   уголовных   и   исправительных   1845   г.,   «если   кто-либо   построит   признанные   по   закону   вредными   для   чистоты   воздуха   или   воды   фабрику   или   завод   в   городе   или   хотя   и   вне   города,   но   выше   онаго   по   течению   реки   или   протоки,   то   сии   заведения   уничтожаются   за   счет   виновного   и   он   подвергается   аресту   на   время   от   семи   дней   до   трех   месяцев   или   денежному   взысканию   не   свыше   трехсот   рублей»[8]

 В   1833   г.   были   изданы   правила   «О   размещении   и   устройстве   частных   заводов,   мануфактурных,   фабричных   и   иных   заведений   в   Санкт-Петербурге»,   которые   предусматривали,   что   «все   вредные   газы,   могущие   отделяться   при   производстве   работ,   должны   быть   непременно   поглощаемы   или   сжигаемы».   В   этом   же   документе   промышленные   предприятия   в   зависимости   от   вредности   воздействия   на   атмосферный   воздух   делились   на   три   категории,   причем   предприятия   третьей   категории   не   должны   были   размещаться   в   городе[9].

В   начале   XX   в.   в   России   обсуждался   вопрос   о   создании   специального   органа   по   контролю   за   соблюдением   природоохранных   правил.   Так   как   идея   принадлежала   ученым,   то   создание   такого   учреждения   предполагалось   под   эгидой   Академии   наук   или   министерства   просвещения[10].

В   1915-1916   гг.   под   руководством   академика   И.П.   Бородина,   пионера   серьезной   научной   природоохранной   деятельности   в   России,   был   разработан   первый   (неосуществленный)   проект   российского   Закона   об   охране   природы[11].


2. Экологическое   право в   советский   период

   Основные   особенности   развития   правового   регулирования   природопользования   и   охраны   природы   в   России   в   советский   период   проявились   в   следующем.

Вплоть   до   70-х   гг.   в   развитии   законодательства   рассматриваемой   сферы   доминирующим   был   природоресурсный   подход.   Это   значит,   что   регулирование   природопользования   и   охраны   природы   реализовывалось   применительно   к   отдельным   природным   ресурсам.   В   начале   20-х   гг.   был   принят   ряд   законов   и   декретов   Правительства,   включая   Земельный   кодекс   РСФСР   (1922   г.),   Лесной   кодекс   РСФСР   (1923   г.),   декрет   СНК   РСФСР   «О   недрах   земли»   (1920   г.),   постановление   ЦИК   и   СНК   СССР   «Об   основах   организации   рыбного   хозяйства   Союза   ССР»   (1924   г.),   декрет   СНК   РСФСР   «Об   охоте»   (1920   г.),   декрет   СНК   РСФСР   «Об   охране   памятников   природы,   садов   и   парков»   (1921   г.),   декрет   СНК   РСФСР   «О   санитарной   охране   жилищ»   (1919   г.)   и   др.

Что   касается   отношений   собственности   на   природные   ресурсы,   то   они   находились   в   исключительной   собственности   государства.   Декретом   о   земле,   принятым   II   Всероссийским   съездом   Советов   26   октября   (8   ноября)   1917 г.,   была   проведена   сплошная   национализация   земли   вместе   с   другими   природными   богатствами.   Частная   собственность   на   землю   и   другие   природные   ресурсы   была   отменена,   они   были   изъяты   из   гражданского   оборота.

Проблема   охраны   природы   от   загрязнения   оценивалась   в   этот   период   в   основном   как   санитарная,   а   не   экологическая.   Это   значило,   что   при   регулировании   охраны   атмосферного   воздуха   и   вод   учитывались   главным образом   интересы   охраны   здоровья   человека,   а   не   всех   живых   организмов,   страдающих   от   загрязнения.   Соответственно,   отношения   по   охране   вод   и   атмосферного   воздуха   в   определенной   мере   регулировались   санитарным   законодательством.   Лишь   в   70-е   гг.   применительно   к   водам   и   в   80-е   применительно   к   атмосферному   воздуху   проблемы   охраны   окружающей   среды   от   загрязнения   стали   оцениваться   и   регулироваться   как   экологические.

Как таковое,   кодификационное  природоресурсное  законодательство   сложилось   в   основном   в   период   с   1970   по   1982 г.   Оно   включал   такие   акты,   как   Земельный   кодекс   РСФСР   (1970   г.),   Водный   кодекс   РСФСР   (1972   г.).   Кодекс   РСФСР   о   недрах   (1976   г.),   Лесной   кодекс   РСФСР   (1978   г.),   Закон   РСФСР   об   охране   атмосферного   воздуха   (1982   г.),   Закон   РСФСР   об   охране   и   использовании   животного   мира   (1982   г.).   Эти   законы   были   приняты   в   соответствии   с   Основами   земельного,   водного,   лесного   и   горного   законодательства   Союза   ССР   и   союзных   республик,   Законами   СССР   об   охране   атмосферного   воздуха   и   об   охране   и   использовании   животного   мира.   С   принятием   в   1968   г.   Основ   земельного   законодательства   Союза   ССР   и   союзных   республик   стали   развиваться   как   самостоятельные   водное,   лесное,   горное   отрасли   права   и   законодательства,   получив   научное   и   официальное   признание   в   качестве   таковых.   Тем не менее   в   тот   период   и   до   сих   пор   не   получило   требуемого   развития   право   о   регулировании   использования   и   охраны   растительного   мира   вне   лесов.

Центральное   внимание   в   природоресурсном   законодательстве   уделялось   регулированию   использования   земель,   вод,   лесов,   других   природных   ресурсов.   За   исключением   Закона   об   охране   атмосферного   воздуха,   отношения   по   охране   соответствующего   природного   объекта   от   загрязнения   и   других   вредных   воздействий   регулировались   в   нем   отрывочно,   в   общем   виде.   Это   объясняется   в некоторой степени   тем,   что   в   конце   60-х   и   начале   70-х   гг.,   во   время   его   разработки   и   принятия   проблема   охраны   окружающей   среды   от   загрязнения   не   была   достаточно   осознана   высшими   органами   государства,   в   том   числе   Верховным   Советом   РСФСР,   и   к   тому   же   не   имела   достаточной   научной   разработки.

В   начале   60-х   гг.   в   связи   с   повышением   интенсивности   вовлечения   в   хозяйственный   оборот   богатых   природных   ресурсов   страны   на   национальном   уровне   была   уяснена   необходимость   установления   системы   мероприятий,   направленных   на   охрану,   использование   и   воспроизводство   природных   ресурсов.   27   октября   1960   г.   был   принят   Закон   РСФСР   «Об   охране   природы   в   РСФСР»[12].   Он   содержал   статьи   по   охране   земель,   недр,   вод,   лесов   и   иной   растительности,   животного   мира,   но   заметной   роли   в   регулировании   природопользования   и   охраны   природы   не   сыграл,   так как   не   предлагал   эффективных   природоохранных   мер   и   механизма   обеспечения   их   выполнения,   не   предусматривал   даже   мер   юридической   ответственности   за   нарушение   его   положений.

Главным образом   с   принятием   в   1980   г.   Закона   СССР   «Об   охране   атмосферного   воздуха»   в   сферу   правового   регулирования   были   включены   отношения   по   охране   окружающей   среды   от   физических   и   биологических   воздействий.

В   системе   источников   экологического   права   в   этот   период   преобладали   не   законы,   а   подзаконные   акты   в   виде   постановлений   Правительства   СССР   и   РСФСР,   ведомственных   правил   и   инструкций.   Тогда,   не   законы,   а   именно   правительственные   постановления   определяли   некоторые   комплексные   подходы   к   регулированию   природопользования   и   охраны   окружающей   среды   как   единого   объекта.

Забота   об   охране   природы   и   лучшем   использовании   природных   ресурсов   была   признана   на   сессии   Верховного   Совета   СССР   в   сентябре   1972   г.   как   одна   из   важнейших   государственных   задач.   При   этом   мероприятия   по   дальнейшему   усилению   охраны   природы   и   улучшению   использования   природных   ресурсов   поручалось   разработать   Правительству   СССР.   Впоследствии   эти   мероприятия   были   закреплены   не   в   законах,   а   в   совместном   постановлении   ЦК   КПСС   и   Совета   Министров   СССР   от   29   декабря   1972   г.   «Об   усилении   охраны   природы   и   улучшении   использования   природных   ресурсов»[13].  

Вместе  с   требованиями   развития   экологического   нормирования,   мониторинга   окружающей   среды,   другими   мерами,   это   постановление   предусмотрело   надобность   обязательного   планирования   мероприятий   по   охране   природы   и   природопользованию   в   системе   государственных   планов   социального   и   экономического   развития.   План   охраны   природы,   утвержденный   соответствующим   представительным   органом,   становился   юридически   обязательным.

В дальнейшем,   1   декабря   1978г.   было   принято   иное   совместное   постановление   ЦК   КПСС   и   Совета   Министров   СССР   –   «О   дополнительных   мерах   по   усилению   охраны   природы   и   улучшению   использования   природных   ресурсов»[14].   Учитывая   роль,   которая   отводилась   планированию   как   одному   из   главных   инструментов   регулирования   общественного   развития,   с   целью   его   совершенствования   постановление   предусматривало   новую   форму   предпланового   документа   –   территориальных   комплексных   схем   охраны   природы.

Стремления   по   обеспечению   рационального   природопользования   и   охраны   природы,   предпринимаемые   на   основе   природоресурсного   законодательства   и   названных   правительственных   постановлений,   не   давали,   все же,   видимых   и   ощутимых   результатов.   В   конце   80-х   гг.   ЦК   КПСС   и   Правительство   СССР   осознавали,   что   основными   причинами   резкого   ухудшения   состояния   окружающей   среды   в   стране   являлись:   слабое   правовое   регулирование   природопользования   и   охраны   окружающей   среды,   несовершенная   организация   государственного   управления   в   этой   сфере,   «остаточный»   принцип   финансирования   природоохранительной   деятельности,   отсутствие   у   предприятий   экономических   стимулов   к   рациональному   использованию   природных   ресурсов   и   охране   природы   от   загрязнения.   7   января   1988   г.   ЦК   КПСС   и   Совет   Министров   СССР   приняли   постановление   «О   коренной   перестройке   дела   охраны   природы   в   стране»[15].

Данное постановление   давало   ряд   значительных   директив. 

 Основные   из   них:   1)   консолидация   государственного   управления   природопользованием   и   охраной   окружающей   среды   путем   образования   Государственного   комитета   СССР   по   охране   природы   (на   основе   подразделений   природоресурсных   министерств   и   ведомств,   которые   дублировали   друг   друга);   2)   совершенствование   экономического   механизма,   обеспечивающего   эффективное   использование   и   охрану   природных   богатств   (прежде   всего   путем   регулирования   платы   за   природные   ресурсы   и   загрязнение   окружающей   среды);   3)   решение   о   подготовке   проекта   Закона   СССР   об   охране   природы.

Эти   директивы   предстояло   выполнять   уже   в   новых   политических   и   социально-экономических   условиях   и   фактически   в   новом   государстве.

Если   не   считать   Закона   «Об   охране   природы   в   РСФСР»,   правовое   регулирование   по   поводу   природы   (окружающей   среды)   как   интегрированного   объекта   осуществлялось   главным   образом   в   совместных   постановлениях   ЦК   КПСС   и   Совета   Министров   СССР.

Главным   общим   недостатком   российского   законодательства   в   социалистический   период,   помимо   существенных   пробелов,   было   отсутствие   в   нем   «работающего»   механизма   обеспечения   реализации   норм.   Низкая   эффективность   законодательства,   истощение   природных   богатств   и   постоянное   ухудшение   качественного   состояния   окружающей   среды   –   эти   и   другие   факторы   требовали   новых   подходов   к   правовому   регулированию   природопользования   и   охраны   окружающей   среды.


3.    Экологическое   право на   современном   этапе.


На   современном   этапе   развития   российского   общества реализацию получают новые   подходы   к   развитию   права   окружающей   среды.   Переход   к   рыночным   отношениям   в   экономике,   отказ   от   идеологических   догм   в   праве,   стремление   российского   общества   к   созданию   в   перспективе   правового   и   социального   государства,   к   установлению   правовых   норм   по   природопользованию   и   охране   окружающей   среды   главным образом   в   законах,   а   не   в   подзаконных   актах   –   это   те   явления   в   экологическом   праве,   которые   удостоверяют   начало   нового   этапа   в   его   развитии.

На   нынешнем   этапе   экологическое   право   развивается   с   учетом   следующих   основных   факторов:   кризисного   состояния   окружающей   среды   в   стране   и   общественных   потребностей   в   восстановлении   благоприятной   окружающей   среды;   дефектов   существующего   экологического   законодательства,   в котором много  пробелов   и   фрагментарность   в   правовом   регулировании   экологических   отношений;   перспектив   создания   правового   и   социального   государства,   происходящей   трансформации   общественных   экономических   отношений;   введения   многообразия   форм   собственности   на   природные   ресурсы;   тенденций   развития   взаимоотношений   общества   и   природы   и   права   окружающей   среды   в   мире.   Главнейшим   принципом   формирования   экологического   законодательства   на   нынешнем   этапе   является   его   гармонизация   с   передовым   мировым   законодательством.


Заключение


Экологическое право РФ характеризуется чрезвычайной интенсивностью развития. В своем историческом развитии, оно преодолело много периодов. В первый период охрана природы в основном сводилась к охране лесов и животного мира, в частности от браконьерства, к развитию системы заповедников. В 19 веке возникают акты, регулирующие охрану вод и атмосферного воздуха при размещении промышленных предприятий, развиваются нормы об уголовной ответственности за несоблюдение этих актов. В начале 20 века обсуждается вопрос о создании специального органа по контролю за выполнением правил охраны природы при Академии наук или министерстве просвещения, разрабатывается проект Закона об охране природы. В советский период отношение законодателя менялось от природоресурсового к природоохранному, экологическому подходу в правотворчестве. Конец 80-х характеризуется принятием важнейших решений в сфере государственной экологической политики. На современном этапе законодатель стремится обновить многие устаревшие акты, например  законодательство о недрах и др. Экологическое законодательство стало интенсивнее развивается, и было принято много новых законов регулирующих экологические правоотношения. За два-три десятилетия создается разнообразнейшее и детальное регулирование, массив различных хуже или лучше согласованных между собой норм: от заповедного дела до ограничений на производство упаковочных материалов, от охраны редких растений до конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду. Показательна в этом плане и законотворческая деятельность РФ: начиная с 1995 г. Только на федеральном уровне были приняты десятки законодательных актов, в том числе важнейшие специальные экологические законы – об экологической экспертизе, генно-инженерной деятельности, радиационной безопасности, об использовании атомной энергии, об отходах производства и потребления и многие другие. Обсуждается вопрос о систематизации экологического законодательства.


Список   литературы


1.                 Булгаков   М.Б.,   Ялбулганов   А.А.   Природоохранные   акты:   от   «Русской   правды»   до   петровских   времен   //   Государство   и   право.   1996.   №   8.  

2.                 Голиченков   А.К.,   Новицкая   Т.Е.,   Чиркин   С.В.   Очерки   истории   экологического   права:   развитие   правовых   идей   охраны   природы   //   Вестн.   Моск.   ун-та.   Сер.   11.   Право.   1991.   №   1.  

3.                 Голиченков   А.К.,   Новицкая   Т.Е.,   Чиркин   С.В.   Очерки   истории   экологического   права.   Управление   и   контроль   за   природопользованием   по   советскому   законодательству   1917–30   годов   //   Вестн.   Моск.   ун-та.   Сер.   11.   Право.   1991.   №   3.  

4.                 Зеленый   мир.  М.:, 1997.   №   6.   С.   4.

5.                 Российское   законодательство   Х–XX   веков.   Т.   1-  5.  

6.                 Голиченков   А.К.   Экологический   контроль:   теория,   практика   правового   регулирования.   Изд-во   МГУ,   1992.  

7.                 Малышко   Н.И.   Государственный   контроль   за   охраной   атмосферного   воздуха.   Киев,   1982.

8.                 ВВС   РСФСР.   1960.   №   40.   Ст.   586.

9.                  СП   СССР.   1973.   №2.   Ст.   6.

10.             СП   СССР.   1979.   №   2.   Ст.   6.

11.             СП   СССР.   1988.   №   6.   Ст.   14.



[1]   Булгаков   М.Б.,   Ялбулганов   А.А.   Природоохранные   акты:   от   «Русской   правды»   до   петровских   времен   //   Государство   и   право.   1996.   №   8.   С.   136-146.


[2]    «засека»   –   преграда   из   срубленных   в   наваленных   деревьев.

[3]   «батог»   –   палка,   прут,   трость

[4]  «ясак»   –   натуральный   налог,   которым   облагались   в   старину   народы   Поволжья,   Сибири   и   Дальнего   Востока


[5]   Российское   законодательство   Х–XX   веков.   Т.   1.   С.   73.

[6]   Голиченков   А.К.,   Новицкая   Т.Е.,   Чиркин   С.В.   Очерки   истории   экологического   права:   развитие   правовых   идей   охраны   природы   //   Вестн.   Моск.   ун-та.   Сер.   11.   Право.   1991.   №   1.   С.   50-57.

[7]   Российское   законодательство   Х-XX   веков.   Т.   5.   С.   58.


[8]   Голиченков   А.К.   Экологический   контроль:   теория,   практика   правового   регулирования.   Изд-во   МГУ,   1992.   С.   13.

[9]     Малышко   Н.И.   Государственный   контроль   за   охраной   атмосферного   воздуха.   Киев,   1982.С.   19-20.

[10]   Голиченков   А.К.,   Новицкая   Т.Е.,   Чиркин   С.В.   Очерки   истории   экологического   права.   Управление   и   контроль   за   природопользованием   по   советскому   законодательству   1917–30   годов   //   Вестн.   Моск.   ун-та.   Сер.   11.   Право.   1991.   №   3.   С.   62.

[11]   Зеленый   мир.   1997.   №   6.   С.   4.


[12]   ВВС   РСФСР.   I960.   №   40.   Ст.   586.

[13]   СП   СССР.   1973.   №2.   Ст.   6.

[14]   СП   СССР.   1979.   №   2.   Ст.   6.

[15]   СП   СССР.   1988.   №   6.   Ст.   14.



No Image
No Image No Image No Image


Опросы

Оцените наш сайт?

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
345 гостей
No Image
Все права защищены © 2010
No Image