|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечания: (1) темпы роста ВВП, Китай - изменение ВНП, (2) в % ВВП, кроме Китая – в % ВНП, (3) в % от активного населения, (7) оценка за 1997 год, кроме Японии и Китая - за 1995 год, (8,9,10) паритетных долларах 1994 г., (12) за 1996 год, в млн., (13) за 1996 год. Источник: Perspectives economiques de 1'OCDE, 62, December 1997. В условиях валютного кризиса серьезную опасность для банковской системы может представлять высокая доля заимствований, но минированных в иностранной валюте (кредиты, полученные от зарубежных инвесторов). Это определяет высокий уровень курсовых рисков, возникающих в случае ухудшения платежного баланса или кризиса доверия к национальной валюте. Таким образом, преобладание в финансовых системах новых индустриальных стран Азии банковского кредитования, отражавшее неразвитость рынков ценных бумаг и практическое отсутствие рынков частных облигаций, стало важнейшим фактором, увеличивающим нестабильность финансовой системы. Уязвимость экономики стран- "тигров" усиливалась также недостаточной "прозрачностью" их финансовых рынков, а также широким распространением нерыночных методов ведения хозяйственных операций: речь идет о "неформальных деловых отношениях", непотизме и коррупции. В некоторых случаях правительство фактически принуждало банки выдавать ссуды конкретным финансовым группам или отраслям промышленности. Безнадежными оказались перспективы возврата большей части прямых бюджетных кредитов отдельным отраслям промышленности. Проблема ликвидности вторичных рынков ценных бумаг связана с недостаточным развитием сети крупных маркет-мейкеров. Основой для поддержания рыночной активности оказывается интенсивное развитие дилерской сети, организация рынка РЕПО и механизмов "дисконтного окна". Другой проблемой, связанной с функционированием рынка облигаций в развивающихся странах, оказывается оценка рейтингов кредитоспособности. В большинстве стран Восточной Азии в настоящее время существуют рейтинговые агентства. Однако их эффективность в предоставлении своевременной и точной информации, как правило, недостаточно высока. Тем самым еще более сужались возможности использования антикризисного инструментария (целенаправленная денежно-кредитная или валютная политика, санация банковской системы и др.). Немаловажным фактором, который ограничивает возможности маневра правительства в условиях кризиса, является его зависимость от мощных финансово-промышленных группировок, поскольку принятие решительных стабилизационных мер грозит лоббистским группам значительными потерями. Именно такая ситуация свойственна для авторитарных и полу авторитарных режимов "азиатских тигров". 2.5 Роль крупных конгломератов. Важнейшей структурной характеристикой "азиатских тигров" является сочетание крупнейших, тесно связанных с государством, финансово-промышленных групп и значительного сектора мелкого бизнеса, однако, политически слабого и мало влиятельного. Главенствующую роль в экономической и политической жизни этих стран играют крупнейшие конгломераты, контролируемые отдельными семьями, в том числе семьями, представители которых занимают высшие посты в государстве. Выше уже отмечалось господство конгломератов, втягивающих в сферу своего влияния банки и использующих их как инструмент обслуживания собственных интересов. Это приводило к отягощению финансовой системы огромными суммами "плохих" долгов. Одновременно такие структуры препятствовали созданию правовых механизмов, которые обеспечивали бы необходимую для общественного контроля "прозрачность" финансовых институтов. Это, в свою очередь, вело к неуклонному подрыву основ эффективного рыночного функционирования предприятий, особенно малого бизнеса. В этой ситуации становится совершенно естественным, что власти, имея выбор между, с одной стороны, ужесточением денежной политики и оздоровлением финансового климата, и, с другой стороны, обвалом курса национальной валюты, избирают второй вариант (хотя и имели место безрезультатные попытки избежать девальвации путем валютных интервенций). Часто это может обеспечивать дополнительные выгоды некоторым конгломератам, тем, у которых сравнительно невелики финансовые активы, но минированные в национальной валюте. Девальвация повышает конкурентоспособность таких предприятий на внешних рынках, а негативные последствия заключаются в ускорении инфляции, задевающей интересы преимущественно низко доходных слоев населения. Если бы власти выбрали путь ужесточения денежно-кредитной политики, то это нанесло бы удар, как по банкам, так и конгломератам в целом. Последствиями такого развития событий является, во-первых, снижение возможностей использования рыночного антикризисного инструментария (проведение целенаправленной денежно-кредитной, валютной и бюджетной политики, санация банковской системы и др.). Во-вторых, замедление процесса выхода из финансового кризиса. В силу этого кризис может приобрести затяжной стагфляционный характер (спад пячроизводства просто "перекладывается" на рост цен). Глава 3. Азиатский финансовый кризис 3.1 Валютно-финансовый кризис 1997-1998 годов.
Как отмечалось выше, в основе финансового кризиса, развернувшегося в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии в 1997 году, лежали, прежде всего, глубинные факторы, связанные с накоплением издержек ускоренной индустриализации. При всех различиях в характере кризисов и в Мексике в 1994 году, и в Юго-Восточной Азии в 1997 - 1998 годах основной удар кризиса был нанесен по национальным банковским и валютным системам с последующей коррекцией фондовых рынков. Схема финансового кризиса была примерно одинаковой: массовый отток внешнего капитала создавал угрозу падения курса национальной валюты, после чего иностранные институциональные инвесторы, действовавшие на внутреннем рынке, стремились вывести капитал и зафиксировать полученную прибыль. В результате, кризис распространялся на различные сектора финансового рынка. Важнейшим, на наш взгляд, отличием азиатского валютно-финансового кризиса от происходивших в других открытых рыночных экономиках стал глубокий (но кратковременный), спад ВВП, что было связано с резким обвалом инвестиций. Несмотря на различия в динамике ВВП (наиболее близкий по величине спад ВВП наблюдался в Мексике), падение инвестиций не было особенностью только азиатского валютно-финансового кризиса, хотя у четырех наиболее пострадавших от кризиса азиатских стран (Республика Корея, Индонезия, Малайзия, Таиланд) это падение было более резким. Таблица 4. Сравнение динамики ВВП и инвестиций в странах, пострадавших от валютно-финансовых кризисов, %, год кризиса = 100 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Год кризиса |
Первый год после кризиса |
Второй год после кризиса |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВВП |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Финляндия |
1992 |
98.8 |
103.3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Швеция |
1992 |
97.7 |
101.0 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мексика |
1995 |
105.2 |
112.3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индонезия |
|
|
100.8 |
105.0 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Южная Корея |
|
|
110.9 |
120.6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малайзия |
|
1998 |
105.8 |
117.3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таиланд |
|
|
104.2 |
108.7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Филиппины |
|
|
103.3 |
107.3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инвестиции |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Финляндия |
1992 |
80.8 |
80.9 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Швеция |
1992 |
82.8 |
84.3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мексика |
1995 |
116.8 |
136.0 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индонезия |
|
|
85.5 |
101.2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Южная Корея |
|
|
103.4 |
116.2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Малайзия |
|
1998 |
88.4 |
112.4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таиланд |
|
|
93.7 |
104.3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Филиппины |
|
|
94.3 |
92.4 |
Как показывают многочисленные исследования, сокращение инвестиций в период валютно-финансового кризиса связано с возникновением дефицита кредитных ресурсов (то есть с сокращением их предложений со стороны финансовой системы) и снижением спроса на инвестиционные ресурсы из-за ухудшения финансового состояния корпоративного сектора страны. Инвестиционный спад, ставший причиной резкого сокращения ВВП в Южной Корее и странах ЮВА, был усилен особенностями стратегии развития в этих стран в 80-90-х годах, когда государство стимулировало частные инвестиции путем постепенной либерализации внешнего, корпоративного и финансового секторов. Механизмом, связавшим неустойчивость финансового сектора и экономический спад в результате кризиса инвестиций, стал валютный и финансовый (банковский) кризис в рассматриваемых странах.
Развертывающийся валютно-кредитный кризис неизменно обнаруживает тенденцию к выходу за границы страны. В развитии кризиса в новых индустриальных странах существенную роль сыграли процессы "эпидемического" распространения и кумулятивного взаимоусиления циклических процессов в рамках всего региона. Обобщая статистические характеристики послевоенных валютных кризисов, Б.Эйхенгрин, Э.Роуз и У.Уиплош вывели следующее соотношение: развертывание валютного кризиса в какой-либо стране при прочих равных условиях увеличивает вероятность валютных потрясений в соседних странах примерно на 8%. При всей очевидной условности подобных расчетов они позволяют более четко поставить вопрос о количественном измерении опасности "эпидемического" распространения финансовых кризисов в рамках региона.
Среди макроэкономических объяснений механизма развертывания кризиса исследователи, прежде всего выделяют растущий приток капитала в условиях плавающих валютных курсов в 1995-1997 годах, который приводил к переоценке реальных валютных курсов, что в свою очередь усиливало дефицит текущих счетов платежного баланса.
Циклический подъем вызывал особенно интенсивное накопление спекулятивных "пузырей" на рынках реальных и финансовых активов. Так, доля ссуд, выданных под строительство и покупку недвижимости, составляла от 10% до 35% активов южно-азиатских коммерческих банков. В Сингапуре цены на рынке недвижимости в 1994г. повысились более чем на 40% (годовой рост стоимости жизни в этот период не превышал 3%).
Падение конкурентоспособности экспорта и обнаруживающиеся трудности сбыта сопровождались нарастанием удельного веса "плохих" долгов в активах банков. Переплетение промышленного и кредитного кризисов неизбежно вело к их взаимоуглублению.
3.2 Ошибки экономической политики.
Острому развитию финансового кризиса способствовали не только отмеченные фундаментальные факторы, но и ряд ошибок экономической политики. Среди них выделяются:
- искажение информации о начале спада в экономическом цикле;
- защита переоцененной валюты при наличии высокого текущего дефицита, что неизбежно влечет потерю резервов, обострение проблем ликвидности и соответствующее разбухание задолженности финансовых институтов;
- продолжение бюджетной политики, обнаружившей свою несостоятельность;
- политические заявления, связывавшие все финансовые трудности лишь с деятельностью спекулянтов и международных финансовых организаций.
Все эти ошибки усиливали сомнения участников финансовых операций в способности властей управлять развитием событий.
Курсы национальных валют быстро растущих новых индустриальных стран были привязаны к корзинам, состоящим из набора устойчивых валют развитых стран, в которых около 80% составлял доллар США. Денежные власти стран рассматриваемого региона реагировали на приток иностранного капитала в 1993-1995 годах тем, что защищали свои валюты от повышения. Приток иностранного капитала при фактически фиксированном обменном курсе вызвал быстрое наращивание внешних резервов и соответствующий рост денежной базы. Вместе с тем замедление темпов экономического роста сокращало возможности обслуживания внешней задолженности. Таким образом, потребовался финансовый кризис для того, чтобы остановить цепную реакцию роста задолженности.
Наряду с ростом задолженности местных фирм национальным банкам быстро расширялись прямые займы оффшорных банков, выпуски еврооблигаций и "янки бондз", что увеличивало кредитные риски.
3.3Банковский кризис.
С развертыванием (финансового кризиса и циклическим отливом капитала из новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии сброс акций приобретает кумулятивный эффект, вызывающий обвал фондовой биржи. Вместе с тем репатриация средств, в свою очередь, способствовала нарастанию валютного кризиса.
В силу отмечавшейся "непрозрачности" финансовых рынков "первичная" негативная информация о состоянии дел в валютно-финансовой сфере резко усиливает дополнительный риск вложений, а уровень доходности падает, что неизбежно ускоряет уход капитала. Иными словами, в условиях начавшегося кризиса недостаточная "прозрачность" (финансовой системы порождает дополнительный мультипликатор нарастания риска.
Кульминацией развертывания финансового кризиса является банковский кризис. Это особенно характерно для региона, где рынки ценных бумаг относительно неразвиты; предшествующее "перекраивание" краткосрочных вложений в долгосрочные инвестиции еще более усиливало уязвимость банков. Основной удар приходится именно на банковский сектор, острота проблем которого особенно возрастает с учетом имеющихся нерыночных принципов взаимоотношений в рамках крупнейших финансово-промышленных группировок и частого административного вмешательства государства.
Можно выделить следующие наиболее острые проблемы в рамках механизмов развертывания кризиса на этой стадии:
-быстрое увеличение доли "плохих" ссуд в условиях роста цепочки неплатежей;
-трудности получения новых денежных ресурсов в условиях финансового и валютного кризиса;
-падение курсов ценных бумаг, которые приобретались банками, приводит к резкому обесценению банковских активов. Одновременно возникает необходимость возврата вложений краткосрочным иностранным инвесторам, а для этого (в силу обесценения активов) недостаточно ресурсов. Это ведет к банкротствам банков;
-банкротство маркет-мейкеров на рынке ценных бумаг, что традиционно является признаком глубины финансового кризиса;
-банкротство торговцев недвижимостью, связанные с падением соответствующих цен после 1995 года;
-банковский кризис, связанный с девальвацией национальной валюты (невозможность адекватного возврата вложенных денег в иностранной валюте мосле значительного удорожания доллара США).
В той мере в какой развертывание банковского кризиса сопровождается массовыми крушениями банков, оно, как с особой наглядностью показал опыт Великой депрессии (1929-1933 гг.), может сопровождаться временным параличом всей хозяйственной деятельности. Вообще закрытие банков (тем более - их банкротство), скачкообразно сокращающее предложение денег и обрывающее многочисленные цепочки платежных отношений, особенно болезненно сказывается на развитии хозяйственных процессов.
До февраля 1998г. новым индустриальным странам Юго-Восточной Азии удавалось избежать массовых банкротств финансовых институтов, что несомненно ограничивало размах и силу разрушительных кризисных процессов. Тем не менее, по данным на конец 1997г., в Южной Корее была приостановлена деятельность 14 коммерческих банков, в Индонезии закрылись 16 неплатежеспособных банков, а в Таиланде приостановлена деятельность 58 частных банков (в последующий период 56 из них были закрыты).
3.4 Дезорганизация хозяйственного процесса.
Кризисное расстройство кредитных отношений дезорганизовало весь хозяйственный процесс. По словам одного из авторитетных американских экономистов, хозяйственную ситуацию в Южной Корее к концу 1997г. можно было описать следующим образом: несмотря на девальвацию валюты примерно на 60%, обеспечивавшую фантастически выгодные условия экспорта, крупнейшие предприятия были не в состоянии нарастить вывоз своей продукции, поскольку не могли получить обычные краткосрочные торговые кредиты.
Об общей логике и последовательности нарастания кризиса можно судить по следующей хронологии событий.
Таблица 5. Хронология мирового финансового кризиса.
1997
март
Япония
Таиланд
Волна спекуляций против таиландского бата, крах одной из крупнейших финансовых организаций страны - Finance One.
Малайзия
Сингапур
Индонезия
Южная Корея
Гонконг
июнь
Япония
Таиланд
Отставка министра финансов Таиланда. Установление валютного контроля
Малайзия
Сингапур
Индонезия
Южная Корея
Гонконг
июль
Япония
Таиланд
28 июля: Таиланд обращаются за помощью к МВФ
Малайзия
4 июля: Центральный банк Малайзии прекращает поддержание курса риггита
Сингапур
Индонезия
Южная Корея
Гонконг
август
Япония
Таиланд
Принятие МВФ решения о выделении примерно $17 млрд. Таиланду, который объявляет план жесткой финансовой политики.
Малайзия
18 августа: Мохаммад Махатир, премьер-министр Малайзии, обвиняет международных спекулянтов в создании кризисной ситуации.
23 августа: введение запрета на покупку срочных ценных бумаг в Малайзии, повлекшее за собой недовольство иностранных инвесторов и обострило кризис.
Сингапур
25 августа: атака на сингапурский доллар.
Индонезия
14 августа: центральный банк Индонезии отпускает курс рупии.
Южная Корея
25 августа: атака на южнокорейский вон.
Гонконг
сентябрь
Япония
21 сентября: ежегодная встреча руководства МВФ и Мирового Япония Банка в Гонконге Япония предлагает создать азиатский фонд размером $100 млрд.
Таиланд
Малайзия
Сингапур
Индонезия
Южная Корея
Гонконг
октябрь
Япония
Таиланд
20 октября: отставка министра финансов Таиланда. Начало политического кризиса и критики плана МВФ.
14 октября: осуществление плана реструктуризации банковской системы в Таиланде.
Малайзия
Сингапур
Индонезия
30 октября: МВФ предоставляет трехлетний заем Индонезии для реструктуризации финансовой системы.
Южная Корея
Гонконг
23 октября: На фондовой бирже Гонконга индекс Hang Seng упал на 14%, Произошла атака на гонконгский доллар. Центральный банк отвечает повышением ставки по однодневным кредитам с 7% до 300%, что несколько успокаивает рынок. Однако биржевой крах все равно состоялся.
ноябрь
Япония
19 ноября: Япония представляет план подъема экономики. Встреча руководителей центральных банков азиатских стран, приведший к решению об отказе от создания азиатского фонда. 24 ноября: Банкротство Yamaichi Securities.
Таиланд
5 ноября: отставка премьер-министра Таиланда.
Малайзия
Сингапур
Индонезия
3 ноября: закрытие 16 частных банков в Индонезии в рамках программы МВФ.
Южная Корея
Атака на корейский вон и смещение с поста министра финансов.
18 ноября: объявление программы по реформированию финансовой системы во избежание необходимости обращаться за помощью к МВФ.
30 ноября: обострение финансового кризиса в Южной Корее, правительство обращается за помощью к МВФ.
Гонконг
декабрь
Япония
17 декабря: в Японии утверждается $ 100-миллиардный план подъема экономики.
Таиланд
8 декабря: закрытие 56 из 91 финансовых компаний Таиланда.
19 декабря рейтинговое агентство Moody's Investors Service объявило о снижении валютного кредитного рейтинга
Малайзия
5 декабря: Малайзия объявляет о принятии плана жесткой бюджетной политики и сокращения бюджетных расходов на18%.
19 декабря рейтинговое агентство Moody's Investors Service объявило о снижении валютного кредитного рейтинга
Сингапур
Индонезия
19 декабря рейтинговое агентство Moody's Investors Service объявило о снижении валютного кредитного рейтинга
Южная Корея
3 декабря: Корея дает согласие на осуществление плана МВФ, предусматривающего выделение $57 млрд. на полное реформирование финансовой системы.
18 декабря: в Корее прошли выборы президента.
19 декабря рейтинговое агентство Moody's Investors Service объявило о снижении валютного кредитного рейтинга.
24 декабря: МВФ и мировое финансовое сообщество принимает решение о срочном выделении $10 млрд. Южной Корее.
30 декабря: реструктуризация части краткосрочной частной задолженности в Южной Корее.
Гонконг
1998
январь
Япония
Таиланд
Малайзия
4 января: Малайзия объявляет о возможности высылки части иностранной рабочей силы.
Сингапур
Индонезия
2 января: Индонезия объявляет о проекте слияния 4 из 7 государственных банков. Малайзия объявляет аналогичный план.
15 января: новое соглашение между МВФ и Индонезией по устранению государственных монополий, реформированию банковского сектора и лишению семьи Сухарто привилегий,
Южная Корея
Гонконг
20 января: Банкротство инвестиционной компании Peregrine в Гонконге.
февраль
Япония
Таиланд
1 февраля: Япония становится объектом критики на всемирном форуме в Давосе. Таиланд получает заем Всемирного Банка размером в $300 млрд. на создание рабочих мест в сельскохозяйственном секторе.
Малайзия
Сингапур
Индонезия
4 февраля: волна протеста в Индонезии, вызванная повышением цеп на керосин и предметы первой необходимости
10 февраля: президент Сухарто объявляет о возможной индексации рупии по отношению к доллару, резко раскритикованной МВФ и МБ.
16 февраля: МВФ угрожает прекратить финансовую помощь Индонезии в случае продолжения индексации рупии.
Южная Корея
Гонконг
Попытки правительства и центрального банка поддержать пошатнувшиеся банки и ограничить размах финансового кризиса требуют огромных ресурсов. Расчеты показывают, что в предшествующие годы суммы, направленные на укрепление позиций частных банков в Малайзии (1985-1988гг.), составили около 10% ВВП, а в Мексике (1994-1997гг.) - свыше 15% ВВП, Подрыв доверия к местным финансовым учреждениям и отказ or финансового посредничества (disinter mediation) наносят серьезный ущерб процессам хозяйственного роста.
3.5 Расклад сил к началу 1999 года.
Глубина кризиса, равно как и способность стран справиться с его последствиями, были не одинаковыми. Эти страны можно разделить на 5 групп отличающиеся между собой.
В наименьшей степени от финансового кризиса пострадали Филиппины, в наибольшей — Индонезия, в которой кризис привел к отставке правившего страной более 30 лет президента, массовым волнениям и социально-экономическому коллапсу. В 1998 году ВВП Филиппин сократился на 0,1% при инфляции в 11,2%, тогда как Индонезии — на 17,4% при 80%-й инфляции.
К первой группе можно отнести Южную Корею и Таиланд. Быстрее других от кризиса оправилась Южная Корея, имеющая развитую современную промышленную базу и получившая более половины всех кредитов МВФ, направленных на восстановление азиатских финансов. Близких к южнокорейским успехов добился Таиланд, как и Южная Корея тесно сотрудничавший с МВФ в преодолении кризиса. Однако несмотря на то, что к началу 1999 года валютные и фондовые рынки Южной Кореи и Таиланда стабилизировались на уровне 70% от до кризисного, а инфляция (за 1998 г.) не вышла за рамки 7—8%, экономические последствия финансового кризиса оказались удручающими: ВВП в этих странах сократился соответственно на 6,8% и 8,0%, резко возросла безработица. Не смогла удержаться на плаву и Малайзия, отказавшаяся от помощи и рецептов МВФ и избравшая путь ужесточения валютного регулирования (установлен твердый обменный курс национальной валюты) и контроля над иностранным капиталом (введен годовой мораторий на вывоз капитала). ВВП страны сократился на 8,6% при инфляции в 5,6%.
Во вторую группу можно объединить страны и экономики "китайского пояса" — Китай, Сингапур, Тайвань, Гонконг, а также китайский бизнес в странах АСЕАН, не пострадавшие непосредственно от финансового коллапса своих соседей. Устойчивости "китайской экономики" способствовали следующие основные факторы:
• большие золотовалютные резервы: около 140 млрд. долларов у Китая, по 70—80 млрд. долларов у Тайваня, Гонконга и Сингапура;
• положительное сальдо текущего платежного баланса;
• закрытость и жесткое регулирование валютного и фондового рынков в Китае и на Тайване, что позволило им защититься от атак финансовых спекулянтов;
• незначительный объем "плохих" кредитов в Сингапуре, на Тайване и у китайского бизнеса в Юго-Восточной Азии — вследствие хорошего менеджмента тайваньских и сингапурских банков и крупных корпораций и, с другой стороны — традиций семейного китайского бизнеса, предпочитающего полагаться на собственные средства и деньги родственников и не брать кредитов сверх объемов реальных ликвидных активов;
• финансовая поддержка Китаем сверхлиберализованных валютного и фондового рынков Гонконга, подвергшихся спекулятивным атакам в 1997 и 1998 годах после того как Гонконг перешел под юрисдикцию Китая;
• наличие у Тайваня и Гонконга устойчивых и прибыльных ниш на мировых рынках, соответственно компьютерной техники и финансовых услуг.
Однако, выдержав первый прямой удар, "китайская экономика" Азии не обнаружила полного иммунитета к косвенным последствиям азиатского финансового кризиса. Девальвация национальной валюты повысила конкурентоспособность экспорта попавших в беду стран и уменьшила спрос на импортную продукцию в ущерб экспорту Китая, Гонконга, Сингапура и, хотя и в меньшей степени, специализирующегося на наукоемкой продукции Тайваня. В результате в Гонконге и Сингапуре в 1998 году было зафиксировано падение ВВП, соответственно на 7% и 1,5%. ВВП Тайваня вырос лишь на 4,7%, что на 2,1 процентных пункта меньше, чем в 1997 году.
Азиатский финансовый кризис усилил опасения китайского руководства относительно того, что Китай может стать более уязвимым вследствие проводимого курса экономической либерализации. В результате Пекин замедлил реформирование банковской системы и приватизацию крупных промышленных предприятий, усилил административный контроль за валютными операциями и иностранным капиталом. Однако ужесточение курса не во всем оправдалось. Китайский экспорт в 1998 году увеличился лишь на 5%. А рост ВВП хотя и составил 7,8%. но сопровождался увеличением внутреннего предложения без соответствующего повышения платежеспособного спроса, в результате чего Китай столкнулся с новой для него проблемой — проблемой дефляции : индекс цен в 1998 году уменьшился на 1,2%.
В третью группу можно отнести Японию, которая продолжает пребывать в состоянии многолетней экономической стагнации: в 1998 году ВВП страны сократился на 3,6%, индекс цен упал на 0,2%. Причины экономических неудач Японии кроются, прежде всего в неэффективности банковской системы и плохом руководстве национальными финансами — результатом чего является большой объем плохих кредитов, время от времени приводящий к краху того или иного финансового института.
Япония пока так и не оправилась от фондового шока конца 80-х годов, произошедшего вследствие обвала значительно переоцененного рынка недвижимости. Японское правительство, крайне неохотно идя на принятие жестких мер к проштрафившимся финансовым структурам, по существу, перекладывает на налогоплательщика бремя поддержки или спасения неэффективных банков. Экономическое же поведение японского населения традиционно в моменты общенациональных катаклизмов оказывается больше нацеленным на накопление, чем на потребление, что усиливает дефляционное давление на экономику. Негативно на японскую экономику влияет и кажущаяся все большему числу японцев реальной утрата Японией лидирующих мировых позиций по мере введения второй мировой супервалюты евро.
Вместе с тем Япония обладает серьезнейшими преимуществами перед другими азиатскими странами. Это самые большие в мире золотовалютные резервы (свыше 200 млрд. долларов), огромные накопления японского населения, превышающие годовой размер ВВП страны, и современный промышленный и научно-технический потенциал.
Четвертую азиатскую группу составляют страны с закрытой экономикой, слабо развитыми и жестко контролируемыми фондовыми рынками и отсутствием системы свободной конвертации национальной валюты — Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Монголия, Мьян-ма. Изолированность национальных финансовых систем от внешнего мира предотвратила распространение азиатского финансового кризиса на эти государства. Однако общее ухудшение региональной конъюнктуры и возросшая осторожность в поведении иностранного капитала на развивающихся рынках замедлили темпы роста стран этой группы. Их ВВП вырос в 1998 году на 2—7% (соответственно в Камбодже и Лаосе), а инфляция составила 12—20% (соответственно в Камбодже и Лаосе) и 67% в Мьянме.
В пятую группу входят страны с развитой экономикой и достаточно эффективными и открытыми финансовыми системами — Австралия и Новая Зеландия. Эти страны, так же как и закрытые экономики, выдержали прямой финансовый удар из Юго-Восточной Азии и Южной Кореи, но испытали негативные косвенные последствия кризиса. ВВП Австралии увеличился на 5%, тогда как в Новой Зеландии его показатель уменьшился на 0,7%, инфляция составила соответственно 1,3 и 1,7%.
3.6 Меры по выходу из кризиса.
Комплекс мер по преодолению финансового кризиса в Азии включает опирающиеся на помощь МВФ и разработанные под давлением МВФ меры финансового, социально-экономического, пропагандистского, внутри- и внешнеполитического характера. Философской основой политики оздоровления стала концепция усиления роли государства в стабилизации национальных финансовых рынков при ставке на косвенные методы регулирования и недопущении прямого административного вмешательства в экономику.
Финансовые меры преодоления кризиса включают:
• отказ от привязки национальных валют к доллару и предоставление возможности обменным курсам упасть до "естественного уровня";
• временное повышение ставки рефинансирования в целях укрепления национальной валюты;
• проведение жесткой фискальной политики, направленной на уменьшение дефицита государственного бюджета азиатских стран;
• урегулирование проблемы частной задолженности национальных финансовых и хозяйственных институтов посредством (а) переговоров с иностранными партнерами о вариантах реструктуризации долга и (б) финансовой помощи национальному частному сектору со стороны государства (в том числе на средства, полученные от МВФ) в погашении внешнего долга;
• оздоровление банковской системы путем (а) ликвидации безнадежных банков или их национализации с последующей продажей крупным национальным или иностранным финансовым институтам, (б) слияния, под диктовку правительства, проблемных, но потенциально жизнеспособных банков с более крепкими, (в) списания плохих частных кредитов и их приобретения государством с последующей рекапитализацией. Для практического осуществления политики банковского оздоровления в НИС созданы специальные государственные агентства по оценке надежности финансовых институтов и разработке и осуществлению мер против слабых и "плохих" банков. Частные финансовые институты должны стать прозрачными для контроля государства и международных финансовых организаций;
• полное выполнение обязательств банков перед физическими лицами;
• открытие финансового рынка для иностранного капитала в целях развития конкуренции и интернационализации национальных экономик;
• осуществление на практике реального, а не только декларируемого — как это существует в Азии — принципа независимости центральных банков;
• предотвращение перегрева, то есть необоснованного вздувания цен на акции, национального фондового рынка и рынка недвижимости.
Меры социально-экономического характера предполагают свертывание дорогостоящих экономических проектов и отмену государственных субсидий на любые товары; изменение взаимоотношений в треугольнике бизнес — профсоюзы — политическая власть, направленное, с одной стороны, на борьбу с коррупцией, клановыми (в Южной Корее и Таиланде) и семейными (в Индонезии) финансовыми льготами, а с другой — на отмену системы пожизненного найма и развитие государственного социального страхования; реформирование внутри корпоративных связей (особенно в Южной Корее), с тем чтобы устранить сложившуюся систему перекрестного кредитования внутри промышленно-финансовых групп и тем самым заблокировать лазейки для появления "плохих" кредитов; ускорение научно-технического прогресса и повышение уровня наукоемкости национального производства, лидером здесь выступает Южная Корея, активно использующая тайваньский опыт создания небольших, но не за бюрократизированных венчурных фондов для освоения новых технологий.
Прошедший в ноябре 1998 года неофициальный саммит форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Куала-Лумпуре выявил новые подходы к преодолению финансового кризиса и их последствий. Исходя из того понимания, что нынешний кризис одновременно является структурным и финансовым, азиатские страны, во-первых, пошли на корректировку экспортно-ориентированной стратегии экономического развития, сделав больший упор на рост внутреннего спроса — пусть даже за счет дополнительной денежной эмиссии и увеличения дефицита национальных бюджетов. Во-вторых, была признана необходимость координации, экономической и финансовой политики стран на региональном уровне.
Последнее, впрочем, представляет большую проблему для азиатских государств, продолжающих "ценить" независимость больше экономической выгоды. Дело не только в отсутствии у АТЭС механизмов согласования финансовой и экономической политики, но и в психологической боязни лидеров стран потерять суверенитет вследствие координации национальной стратегии развития с региональными партнерами. На саммите в Малайзии само слово "координация" было даже заменено более нейтральным, но и менее ясным: "концертирование".
Важной составной частью мер по преодолению кризиса в азиатских странах стало пропагандистское обеспечение реформ. Акцент делается на:
• пропаганду идеи сплоченности нации перед лицом общей опасности. В Таиланде и Южной Корее с успехом прошли кампании по сбору золота в государственные фонды, что позволило этим странам увеличить объем экспорта и пополнить золотовалютные резервы. В Малайзии возымели действие призывы экономить продукты питания;
• критику и возложение вины за кризис на предыдущие администрации. В Южной Корее перед судом предстали министры из бывшего правительства, был арестован бывший министр финансов, начато расследование против бывшего президента. В Индонезии финансовые провалы списаны на происки семьи Сухарто.
В то же время в Индонезии (отчасти и в Малайзии) негативной стороной пропагандисткой кампании, явно или неявно подогреваемой властями, стали притеснения и погромы китайского населения, обнаружившего иммунитет к финансовым встряскам и тем самым вызвавшего ненависть местного населения. Руководству стран не удалось погасить и раздражение граждан тем, что международный капитал, США и МВФ, а не национальные политики играют главную роль в осуществлении экономических реформ.
Политическая составляющая комплекса мер связана с преодолением кризиса власти, последовавшего за финансовыми потрясениями. Во всех попавших в финансовый кризис странах, за исключением Малайзии, произошла смена высших руководителей. Новое руководство НИС не могло не реагировать на застарелые политические проблемы, обострившиеся во время финансового кризиса, и вынуждено было провозгласить политические реформы. В Индонезии новое руководство заявило о готовности дать больше прав регионам, а в январе 1999 года повело речь о предоставлении независимости Восточному Тимору. На расширение полномочий местных органов власти и ослабление зависимости политиков от крупного капитала направлена начатая в середине 1998 года политическая реформа в Южной Корее. В Таиланде власти решают вопрос, как — в интересах финансовой реформы — ограничить авторитет королевской семьи и власть военных, контролирующих два крупнейших, но нерентабельных, банка страны.
Внешнеполитическое обеспечение реформ включало ставку на укрепление отношений с США, имеющих наиболее весомое слово в МВФ, и с Японией, главным донором НИС; присоединение к международному давлению на Китай в целях предотвратить девальвацию юаня, чреватую новой волной азиатского кризиса, а также на Токио с требованием оживить японскую экономику и открыть ее для азиатских экспортеров; игру на китайско-тайваньском международном соперничестве, позволившую НИС получить около 4 млрд. долларов помощи от Тайбея и около 7 млрд. долларов от Пекина; стремление к усилению политического согласия в рамках АСЕАН, несмотря на обнаружившиеся в ходе Ханойского (декабрь 1998 г.) саммита разногласия по поводу принятия в АСЕАН Камбоджи и права стран-членов обсуждать внутренние дела других участников Ассоциации в случае обострения там внутриполитической ситуации.
3.7 Перспективы преодоления кризиса.
Перспективы выхода азиатских стран из кризиса выглядят неоднозначно. Наиболее оптимистичным кажется ближайшее будущее Южной Кореи, вставшей на путь структурных реформ промышленности и достигшей прогресса в санации банковской системы, увеличении (до 45 млрд. долларов) валютных запасов и обеспечении положительного сальдо текущего платежного баланса. ВВП страны в 1999 году, по разным прогнозам, либо окажется на нулевой отметке, либо возрастет на 2—3%. Примерно на 1% возрастет ВВП Таиланда, на 2,5% — Филиппин. Индонезии в 1999 году не удастся преодолеть спад — ВВП страны сократиться на 3—4%. Перед сложной дилеммой окажется Малайзия. В сентябре истекает срок годичного моратория на вывоз из страны иностранных капиталов. Если Малайзия отменит запрет, это будет чревато бегством из страны иностранного капитала, недовольного предпринятыми в отношении его принудительными мерами. Если жесткий курс сохранится, то вряд ли это будет стимулом к новым иностранным вложениям в экономику страны. В любом случае ВВП Малайзии, по прогнозам, сократится на 2— 3%. На 1% уменьшится ВВП Сингапура, сильно зависящего от региональных финансовых потоков. На 4% возрастет ВВП устойчивой тайваньской экономики. Под давлением неблагоприятной региональной финансовой конъюнктуры замедлятся либо станут нулевыми темпы роста закрытых экономик (из четвертой группы), а также Австралии, Новой Зеландии.
Рискну предположить замедление экономического роста Китая. Наряду с дефляцией и торможением финансовых и экономических преобразований наиболее уязвимым местом китайской экономики станет Гонконг. Экономика Гонконга, построенная на фондовых спекуляциях и реэкспорте, продолжает функционировать под давлением стагнирутощих азиатских рынков. В годы экономического подъема Гонконг мог бы способствовать привлечению иностранных капиталов в Китай. Однако в условиях финансового кризиса в Азии и оттока международных капиталов с рынков развивающихся стран Гонконг, чей ВВП в 1999 году сократится, по прогнозам, на 2—3%, превращается в угрозу экономической стабильности Китая.
Имеет шансы выйти на положительные (0,5—1%) темпы экономического роста Япония. Помимо спасения наиболее крупных частных банков за счет государственных средств, но при полном соблюдении интересов вкладчиков, а также создания механизма государственного контроля на предмет выявления ошибок в кредитной политике Минфина и частных банков, оздоровительные мероприятия японского правительства включают:
• уменьшение налогов на население и процентных ставок в целях оживления спроса и стимулирования инвестиций;
• выделение больших средств на проведение общественных работ, с тем чтобы уменьшить безработицу и, опять же, оживить спрос;
• поиск вариантов развития региональной интеграции по примеру Западной Европы и Северной Америки. Первый пробный шар — с идеей о создании общего рынка — был послан Южной Корее осенью 1998 года. Две другие идеи подразумевают создание в Азии неновой валютной зоны и формирование азиатского экономического союза.
От успеха экономических реформ в Японии зависит будущее остальных азиатских экономик. Если Токио удастся подтолкнуть внутренний спрос, укрепить иену и открыть внутренний рынок, это может стимулировать выход из экономического кризиса остальных стран Азии. Если иена будет продолжать падать, а японская экономика стагнировать, то Азии трудно будет избежать девальвации юаня и второй волны финансового кризиса.
3.8 Влияние финансового кризиса новых индустриальных стран на мировую экономику.
Финансовый кризис в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии оказывает существенное влияние на мировую экономику. Можно выделить следующие каналы его воздействия на другие страны:
1. Подрыв доверия к частным ценным бумагам (к частным заемщикам) и соответствующие коррекции в банковской политике и на биржах. Эти изменения связаны прежде всего с сокращением вложений в частные бумаги на emerging markets и переходом к вложениям в более надежные бумаги (государственные облигации) развитых стран, а также лавинным сокращением ссуд, предоставляемых частным клиентам.
2. Падение цен фондовых активов и девальвация валют новых индустриальных стран сказались на состоянии фондовых бирж в США и других развитых странах, тесно связанных торговыми и финансовыми отношениями с данным регионом. И все же кризисные процессы на фондовых рынках промышленно развитых стран оказались гораздо менее разрушительными, чем в странах, входящих в группу emerging markets. 28 октября 1997г. большинство крупнейших фондовых бирж прекратило свою работу на несколько часов. Индекс Dow Jones Industrial Average Index упал на 554,51 пункта (падение составило 7,18%). Падение котировок акций на фондовых рынках Европы было менее сильным, чем в Азии и США.
Вместе с тем, сильное падение курсов и на американской бирже оказалось не слишком продолжительным. Упоминавшееся выше семи процентное падение индекса Dow Jones Industrial Average произошло в основном за счет компаний, тесно связанных с юго-восточным регионом, а среди них преобладали высокотехнологичные корпорации, например, IBM, Intel, Motorola, Compaq, Dell, и Hewlett Packard. В момент падения руководство этих компаний, уверенное в своем устойчивом финансовом положении, воспользовалось ситуацией и выкупило на рынке значительные пакеты своих акций по низким ценам. Оправившись от шока, инвесторы как в США, так и в других странах, стали рассматривать американские ценные бумаги как один из наименее рискованных в сложившихся условиях способ инвестирования. К тому же с начала 1998г. в движении индекса Доу-Джонса явно преобладала тенденция к повышению (к 7 апреля 1998г. значение этого индекса достигло нового "рекорда", превысив 9000). 3. Замедление объемов внешней торговли и темпов экономического роста, что, в первую очередь, касается стран непосредственно охваченных кризисом. В среднем эффективный обменный курс в странах ОЭСР, учитывая структуру торговли, уменьшился на 6%.
Таблиа 6. Эффективное повышение обменных ставок валют стран ОЭСР вследствие колебаний курсов валют стран Юго-Восточной Азии (в %)
Изменение между 1 мая и 3 ноября 1997 г.
Американский доллар
+2,0
Японская йена
+5,8
Немецкая марка
+0,6
Английский фунт стерлингов
+0,7
Австралийский доллар
+4,7
Южно корейский вон
+1,2
Источник: Perspectives economiques de 1'OCDE, 62, decembre 1997
Если бы экспортеры новых индустриальных стран переложили все выгоды, обеспечиваемые девальвацией национальных валют, в цены, то их конкурентоспособность могла бы сейчас возрасти на 30-40%. Однако, учитывая достаточно большой "объем присутствия" товаров из этих стран на рынках стран ОЭСР, некоторые экономисты прогнозируют примерно 15%-ное снижение экспортных цен.
После девальвации валют стран-"тигров" еще более ухудшились позиции товаров, экспортируемых из развитых стран, на рынках Юго-Восточной Азии, таким образом замедление экономического роста в Юго-Восточной Азии приводит к снижению экспорта развитых стран в этот регион. Такое положение по прогнозу ОЭСР приведет снижению темпов роста ВВП в странах ОЭСР на 1-2% (за 2-3 года).
Таблица 7. Потенциальное воздействие финансового кризиса в новых индустриальных Азии на экономику стран ОЭСР
Реальный ВВП
Сальдо торгового баланса
Инфляция
1997г.
1998 г.
1997г.
1998г.
1997г.
1998г.
-0,3
-0,7
-0,1
-0, 3
0,0
-0,3
Япония
-0,6
-1,4
-0,2
-0,5
0,0
-0,9
Европейский Союз
-0,3
-0,8
-0,2
-0,5
0,0
-0,3
Корея, Австралия, Новая Зеландия
-0,5
-1,4
-0,3
-0,7
-0,1
-0,5
Всего OCDE
-0,3
-0,9
-0,2
-0,5
0,0
-0.5
Источник: Perspectives economiques de I'OCDE, 62, December 1997
4. Снижение устойчивости финансовых и банковских систем в странах Юго-Восточной Азии, включая Японию, сдерживает размах кредитной экспансии и объем новых иностранных займов. Меньшая доступность финансовых ресурсов неблагоприятно отражается прежде всего на состоянии малых предприятий, которые не имеют доступа на организованный финансовый рынок.
5. Финансовый кризис привел в действие эффект богатства: снижение биржевой стоимости акций побуждает участников хозяйственных процессов приспосабливать уровень своего потребления к новому уровню богатства и постоянного дохода. Таким образом, биржевой шок сдерживает рост частного потребления во многих странах. Надо учитывать, однако, что потери капитальной стоимости при владении акциями для многих экономических агентов компенсировались приростом курсов государственных облигаций. Но, например, во Франции прямые вложения в ценные бумаги составляют лишь около 10% стоимости всех акций, остальная их часть размещена у институциональных инвесторов. Влияние снижения курса акций на инвестиции является еще более неопределенным, т.к. новые эмиссии акций не играют заметной роли в финансировании инвестиций в большинстве стран. Международное сообщество приняло ряд мер по оказанию помощи странам, охваченным финансовым кризисом. 3 декабря 1997 года Международными финансовыми организациями, развитыми странами, крупными банками были выделены 57 млрд, долл. под согласованные программы, включающие обязательства стран но обеспечению заданных ориентиров по экономическому росту, безработице, инфляции; по реализации структурных преобразований в банковской сфере; в области доступа к уставному капиталу иностранцев; осуществлению политических изменений и т.д..
Таблица 8.Финансирование планов спасения экономики азиатских стран (млрд. франков)
Таиландский план Кредит сроком на 2,5 года.
МВФ
23,4
МБРР
9
Азиатский Банк Развития
7
Япония
24
Прочие страны
39,6
Всего
103
Индонезийский план Кредит сроком на 3 года
МВФ
60,8
МБРР
27
Азиатский Банк Развития
21
Япония
30
Сингапур
30
Прочие страны
71,7
Всего
240
Корейский план Кредит сроком на 3 года
ВМФ
126
МБРР
60
Азиатский Банк Развития
24
Основные индустриальные страны
132
Всего
342
Источник: L'Rxpansion, 22janvierau 5 fevrier 1998
Глава 4. Сравнительная характеристика НИС Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
Феномен новоиндустриальной революции некогда отсталых в экономическом отношении стран развивающеюся мира привлекает внимание на протяжении последних четырех десятилетий. В рамках этой модели сложились две конкурирующие между собой на мировом уровне «азиатская» и «латиноамериканская» версии «догоняющего» развития.
С учетом того, что некоторые НИС целесообразнее классифицировать как территории, а не как «страны», международное признание получил термин «новые индустриальные экономики» (НИЭ).
Развертывание процессов в социально-экономической дифференциации в развивающемся мире способствовало форсированному выделению из его среды новых индустриальных экономик, а по мере расширения их круга - усилению различий между этими государствами.
Латиноамериканские НИС по размерам экономического потенциала превосходили и превосходят восточно-азиатские НИЗ. По объему производимого ВВП с Бразилией отчасти соревноваться может лишь Южная Корея, а остальные НИЭ азиатского региона уступают ей в 5-6 раз. С другой стороны, по размерам производства ВВП на душу населения Сингапур почти в 9 раз превосходит Бразилию, в 50 раз уступая ей по численности населения.
Согласно официальной оценке Организация экономического со трудничества и развития (ОЭСР), уже сейчас некоторые из НИЭ Азии и Латинской Америки могут быть отнесены к категории индустриально-развитых государств, в которой они занимают весьма достойную позицию по важнейшим экономическим показателям.
Но траектории движения по пути хозяйственной эволюции в двух основных ново индустриальных регионах мира оказались различными в силу региональной специфики стартовых условий и реализации концепции «догоняющего» развития. Отличаются и результаты развития форсированного экономического «прорыва» азиатских и латиноамериканских НИЭ. Для восточно-азиатских НИЭ еще в 70-е 80-е годы 20 века были характерны относительно более высокие темпы роста, которые существенно, порой многократно превышали показатели подавляющего большинства развитых и развивающихся стран.
Эти феноменальные результаты были достигнуты, несмотря, на заме гное повышение цен на нефть и другие сырьевые ресурсы 1997-1998 годов (а пионеры ново индустриального развития в Азии не располагали собственными ресурсами сырья и энергоносителей) и на мировые экономические спады. Вплоть до крупных финансовых потрясений в Юго-Восточной Азии 1997-1998 годов, а позднее - и в других регионах, азиатские НИЭ демонстрировали самые высокие в мире темпы хозяйственного развития.
Согласно наиболее принятой оценке, на протяжении 1960-1990 годов среднегодовые темпы развития экономики азиатского региона в целом составляли свыше 5%, в то время как в Европе - примерно 2%. Но и в НИС Латинской Америки среднегодовые темпы прироста ВВП в 1950-1995 годы были ниже, чем в Восточной Азии: 5,2% в Бразилии, 4,8- в Мексики, 2,6% - в Аргентине.
По оптимистическим прогнозам, при сохранении до кризисных темпов экономического роста к 2010 году Восточная Азия могла бы перегнать по объему производимого ВВП Западную Европу, а к 2020 году — Северную Америку.
Беспрецедентный хозяйственный прогресс в этом регионе Азии в течение последних десятилетий обеспечил возрастание совокупных экономических показателей развивающегося мира в целом, что способствовало снижению доли развитых стран в производстве мирового валового продукта примерно с 72% в 1953 году, до 59% в 1990-ом году и 52,8 в 1997-ом году, а также — соответствующему повышению удельного веса развивающихся государств, включая Китай и Индию, в 1990-с годы с 32,6 до 43,2%. В 1996-1997 годы в канун азиатского кризиса Япония, Республика Корея, Китай и Индонезия входили в число первых 12-ти, а еще ряд стран Восточной Азии, наряду с Бразилией и Мексикой, - в группу первых 20-ти крупнейших экономик мира.
Согласно подсчетам лондонского журнала «Экономист», в 1965-2000 годы в Сингапуре ВВП на душу населения возрос до 27870 долларов, что практически означает восьмикратное повышение жизненного уровня его жителей.
По данному показателю Сингапур заметно превосходит свою прежнюю метрополию - Великобританию, где, согласно оценке Всемирного банка, производство ВВП в подушевом исчислении в 2000-ом году составило 21410 долларов.
В привлекшем внимание экспертов и общественности исследовании Всемирного банка «восточно-азиатское чудо», опубликованном в 1993-м году, этот регион был назван «четвертым полюсом роста», наряду с США, Японией и Западной Европой. Осенью 1996 года Южная Корея была принята в члены ОЭСР, а Сингапуру был присвоен статус «индустриально развитого государства».
На протяжении последних десятилетий развивающиеся страны достаточно высокими темпами наращивали объемы производимой промышленной продукции, и в 1997 году впервые превзошли по их совокупному показателю развитую часть мирового хозяйства. При этом в совокупном объеме промышленного производства развивающихся стран в конце 1990-х на долю НИЭ приходилось около 30 %, в том числе удельный вес восточно-азиатских стран составлял 18 %, а латиноамериканских- 12%.
Если же сравнивать масштабы промышленного производства в НИС и в мире в целом, то доля НИЭ Восточной Азии возросла с 6,5 % в 1990 году до 8,5 % в 1997-м,, а доля государств Латинской Америки практически мало изменилась, равняясь примерно 5,7-6,2 % и даже обнаруживая тенденцию к сокращению.
Как полагают российские эксперты, достаточно высокий уровень производительности труда в НИС Восточной Азии был предопределен такими факторами, как применение сравнительно передовой техники и технологии, довольно высокий уровень автоматизации производства, наличие высококвалифицированных кадров, использование современных методов управления производством, способность модернизируемой экономики эффективно применять научно-технические достижения, а также воспринимать и адаптировать разнообразные инновации.
В ряде стран азиатского региона опережающими темпами по сравнению с производительностью труда происходил рост заработной платы. Так, в 1970-1985 годы здесь отмечалось ощутимое увеличение индекса номинальной заработной платы - на 8,8-14,6 % в год. По темпам увеличения этого показателя восточно-азиатские НИС часто оказывались впереди государств развитой зоны мирового хозяйства.
Ситуация, при которой опережающие темпы роста заработной платы на фоне насыщения внутреннего рынка товарами широкого потребления во многом обуславливают и даже стимулируют повышение производительности труда, оказалась достаточно широко распространенной в НИС Азии. В 1985-1995 годах подобная динамика отмечалась, в частности, в Индонезии и Южной Корее. В то же время это в определенной степени способствовало понижению конкурентоспособности их экспортной продукции.
Ускоренное хозяйственное развитие позволило восточно-азиатским ПИЭ первого поколения обеспечить и другие достижения в социально-экономической сфере. На протяжении ряда лет здесь поддерживался один из самых низких в мире уровень безработицы и сравнительно невысокие темпы инфляции.
В период осуществления форсированной модернизации произошли довольно заметные изменения в товарной структуре экспорта НИС.
За 1970-1995 годы удельный вес вывоза машинотехнической продукции в экспорте новых изделий Гонконга увеличился в 2,3 раза, Тайваня - в 2,9, Сингапура - в 5,7, Южной Кореи - в 7,2 раза. Однако наиболее заметно этот показатель возрос в НИС «второй азиатской волны»: в Индонезии - в 22,7 раза, Малайзии - в 31,3 раза и Таиланда - в 31,5 раза.
Повысился удельный вес высокотехнологичных изделий, к которым сейчас относится продукция таких отраслей, как фармацевтическая, производство компьютеров, научное приборостроение, электротехническое машиностроение, авиа космическая. Так, их доля 1 общей стоимости вывоза продукции обрабатывающей промышленности Гонконга в 1997-1998 годах составляла 21%, Республики Корея 27, Таиланда -31, Сингапура - 59%.
В государствах латиноамериканского региона этот показатель был ниже: в Бразилии - 7-9, в Мексике - 18-19 процентов, а в СШ/ он равнялся 33 процентам, в Великобритании - 28.
На протяжении десятилетий модернизации происходили весьма ощутимые изменения также в позициях НИЭ Восточной Азии в качестве поставщиков на мировой рынок готовой промышленной продукции. В современном мировом хозяйстве они заняли нишу крупнейших производителей и экспортеров автомобильной и бытовой техники, электроники, продукции судостроения и химической промышленнности. Так, удельный вес НИС Азии в мировом экспорте готовь промышленных изделий в 1970-1998 годах повысился в 6,5 раз. Латинскоамериканские НИС, несмотря на высокие результаты, все уступают восточно-азиатским «тиграм». Доля Мексики по этим товарам возросла с 0,44 до 2,17 процента, т.е. почти в пять раз. Схожим образом развивалась ситуация в сфере экспорта машин и оборудования. Отставание латиноамериканских НИС от восточно-азиатских по долевому участию в мировом экспорте указанных товаров оказывалось весьма заметным.
Удельный вес НИС в мировом хозяйстве уступает их роли в международной торговле. Так, на долю обоих ново индустриальных регионов в 1997 году приходилось примерно 16,3% производства мирового валового продукта и 14,2% выпуска промышленной продукции мира. В то же время их совокупный удельный вес в международной торговле достигал стоимости мирового экспорта 17,6%, а импорта -18,7%.
Несколько отставая от НИС Латинской Америки по объему ВВП, то есть и долевому участию в мировом производстве, восточно-азиатские НИС играют более видную роль в современной мировой торговле и отчасти - международном движении капитала. У занимающих весьма солидное положение в мировом производстве ВВП и несколько более скромное — в сфере выпуска промышленной продукции - НИС латиноамериканского региона ситуация прямо противоположная: удельный вес их ВВП и промышленности в мировой экономике выше долевого участия в международной торговле соответственно в 1,96 и 1,27 раза.
Все это подтверждает вывод об относительной успешности избравших стратегию сбалансированного экспортоориентированного развития НИЭ Восточной Азии, а также более широких перспективах их участия в современных мирохозяйственных связях и дальнейшей эволюции мирового экономического сообщества в целом.
Заключение
Анализ отечественной и зарубежной литературы и проведенного мною исследования позволили сделать следующие выводы. Что в основе успеха «азиатских тигров», которых они достигли благодаря высоким темпам развития в последнюю четверть 20-го века, лежат шесть групп факторов. Во-первых, достаточно эффективное распределение ресурсов между секторами экономики, которого они добились путем опоры на рыночные силы при постоянном снижении государственного вмешательства. Во-вторых, страны региона сумели достичь высоких темпов роста накопления и инвестиций в результате использования крупных государственных сбережений, местных предпринимательских капиталов и прямых иностранных вложений и кредитов. В-третьих, страны с быстрорастущими экономиками расширяли ввоз новой сравнительно высокой технологии из-за рубежа путем стимулирования прямых иностранных инвестиций и лицензий и применения новой технологии в производстве. Ни одна из стран не являлась крупным производителем собственной высокой технологии, но всегда эффективно внедряла иностранные образцы ее в местное производство и инфраструктуру, повышая тем самым их технологический уровень. В-четвертых, эти страны обладают рядом естественных преимуществ, повышающих конкурентоспособность их экспорта. Прежде всего, они являются морскими государствами, порты которых обладают современными контейнерными службами. Все страны имеют в достатке дешевую, квалифицированную рабочую силу. Примечательно, что исследователи отмечают, что недостаток природных ресурсов (это, прежде всего, в Сингапуре) не помешал, а скорее содействовал достижению более высоких темпов развития в последние четверть 20-го века, чем у богатых ресурсами стран. В-пятых во всех странах юго-восточной Азии обнаружилось узость внутреннего рынка, т.е. в какой-то момент количество товаров, которые шли на экспорт, в Европе стало слишком много, и спрос снизился. И "азиатские тигры" с удивлением обнаружили, что внутри стран потребление товаров невозможно, т.к. их просто не кому и не на что покупать. Что свидетельствовало о совершенно не развитом внутреннем рынке и о социально-экономических условиях стран. В-шестых кризис, который поразил новые индустриальные страны, порождает не только многочисленные проблемы и трудности, но вместе с тем расчищает накопившиеся "завалы", корректирует конъюнктуру, создает пути преодоления выявившихся проблем. Так, девальвация национальной валюты создает благоприятные условия для роста конкурентоспособности стран, охваченных кризисов. В этом же направлении действуют кризисное сокращение реальной заработной платы и замедление роста цен на капитальные блага. Падение цен на акции ниже их "фундаментальных характеристик" открывает перспективы нового биржевого подъема. Закрытие ненадежных финансовых учреждений, в конечном счете, способствует общему оздоровлению банковской системы.
И благодаря этим факторам новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии сделали потрясающий рывок в своем развитии. Этот рывок нашел наиболее яркое выражение в достижении едва ли не самых высоких в мире темпов прироста ВВП. Что же касается общих перспектив НИС, то они во многом связаны с планами дальнейшего углубления интеграционных связей в рамках группировки АСЕАН, объединяющей ныне 10 государств региона. С течением времени формы экономической интеграции стран АСЕАН усложнялись. В общих чертах они решили пойти по пути Европейского Союза: от общего рынка к таможенному союзу и затем к единому экономическому и валютному пространству. На ежегодных саммитах входящих в АСЕАН государств принято уже много соответствующих постановлений. Однако пока еще в основном решается задача создания зоны свободной торговли. Еще одно важное направление политики этих стран - дальнейшее расширение экономического сотрудничества с Китаем, Японией и шире — со всеми группировками Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), в состав которой входит и Россия.
Таким образом, НИС Азии имеют хорошие перспективы для дальнейшего успешного развития их экономики.
Список литературы:
1. Андрианов В. Д. "НИС в мировом капиталистическом хозяйстве" , М.:Международные отношения, 1989.
2. Барышникова О.Г., Попов А.В., Шабалина Г.С. Юго-Восточная Азия: люди и труд. М.: Институт востоковедения РАН, 1999.
3. Быков П., Кокшаров А. Мозаика кризиса // Эксперт, 1998, №47, с.14-16
4. Былиняк С.А. (Ред.). Социально-экономическое развитие стран Юго-Восточной Азии: уроки для России. М., 1997.
5. Васильев В.Ф., Левтонова Ю.О. (Ред.). Государственность и модернизация в странах Юго-Восточной Азии. М., 1997.
6. Герасимов Г. Биржевой крах // Новое время, 1997, №47, с.14-18
7. Джордж Дж. Викснинс "Обвал" валютных рынков в Юго-Восточной Азии" http://www.intelIectualcaptal.rll/issl-4/iccon.htm, 1998.
8. Лаврентьев В. И. "НИС Азии' перестройка промышленной структуры".- м.: Наука, 1990
9. Лоуренс Т.Э. Перемены на Востоке // Иностранная литература, 1999, №3, с.178-187
10. Максаковский В.П. Новые индустриальные страны Азии // География в школе, 2002, № 4, с. 40-48.
11. Максаковский В.П. Новые индустриальные страны Азии // География в школе, 1994, № 2, с. 14-17.
12. Михеев В. "Азиатский финансовый кризис и его последствия" // Международная жизнь, 1999, №3, с.78-88
13. Пахомова Л. Юго-Восточная Азия. Неоднозначные подходы к глобализации // Азия и Африка сегодня, 2002, № 9, с. 33-36.
14. Пахомова Л. Юго-Восточная Азия. Неоднозначные подходы к глобализации // Азия и Африка сегодня, 2001, № 7, с. 2-8.
15. Петрунин О.В. Экономический спад 1998г. в странах восточной и юго-восточной Азии // Мировая экономика и международные отношения, 2002, №10, с.64-68
16. Сергев П. Восточная Азия. Перетягивание каната // Азия и Африка сегодня, 2002, №8, с. 26-32.
17. Старченков Г.И. Трудовые миграции между Востоком и Западом. Вторая половина 20-го столетия. М., 1997.
18. Чуфрин Г.И. (Ред.). Экономические реформы в Азии в переходный период. М., 1996.
19. Энтов Р. "Мировой финансовый кризис 1997-1998 гг." , ИЭПГГП,
http ://www. online. ru/sp/iet/, 1998.
ОпросыКто на сайте?Сейчас на сайте находятся:345 гостей |
Все права защищены © 2010 |