|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочие данные для расчета Таблица 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п |
Показатели |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Годовая программа (тыс. шт.) |
2,0 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Режим работы участка (число смен) |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Планируемые потери рабочего времени для оборудования (в процентах) |
3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Планируемый коэффициент выполнения норм |
1,25 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Доплата до часового фонда заработной платы (в процентах к прямому фонду заработной платы) |
20 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Доплаты до дневного фонда заработной платы (в процентах к часовому фонду заработной платы) |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Доплаты до месячного фонда заработной зарплаты (в процентах к дневному фонду заработной платы) |
8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Транспортно-заготовительные расходы |
6 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Дополнительная заработная плата производственных рабочих |
15 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Начисления соцстраху с заработной платы производственных рабочих |
7 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
Цеховые расходы по цехам: механические сборочные |
180 95 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
Общезаводские расходы |
65 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
Внепроизводственные расходы |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
Плановые накопления |
18 |
Тарифные ставки промышленно-производственных рабочих вводятся с 01.01.2003 г. Таблица 5
Виды работ
Шифр
Разряды
1
2
3
4
5
6
7
8
Тарифные коэффициенты
1,0
1,09
1,2
1,3
1,51
1,61
1,7
1,8
сдельщики
На остальных работах
35
час
7,27
7,92
8,72
9,45
10,98
11,70
12,36
13,09
день
58,16
63,39
69,79
75,61
87,82
93,64
98,87
104,69
с/мес
1200
1308
1440
1560
1812
1932
2040
2160
повременщики
На остальных работах
43
час
7,96
8,68
9,55
10,35
12,02
12,82
13,53
14,33
день
63,68
69,41
76,42
82,78
96,16
102,52
108,26
114,62
с/мес
1313
1431
1576
1707
1983
2114
2232
2363
2 Определение трудоемкости участка
Этот расчет производится по каждой операции техпроцесса по формуле:
,
где – трудоемкость по i операции;
– годовая программа;
– норма времени на операции;
– коэффициент выполнения норм.
Расчет годовой трудоемкости участка производится по формуле:
3 Определение потребного количества рабочих мест
Расчет производится по каждой операции, если они выполняются на разных рабочих местах.
,
где – количество рабочих мест по каждой операции;
– действительный (полезный) фонд времени работы рабочего места.
,
где – номинальный фонд времени (1993 ч.);
– коэффициент использования оборудования.
,
где – планируемый процент потерь времени для ремонта.
принимаем 3
принимаем 5
принимаем 12
принимаем 5
принимаем 21
принимаем 10
Коэффициент загрузки рабочего места определяется по формуле:
,
где – принятое количество рабочих мест по i операции.
Средний коэффициент загрузки места определяется по формуле:
Данные расчетов заносятся в таблицу:
Таблица 1
Показатели
Монтажный стол
Сборочный стол
Регулировочный стол
Испытательный стол
Всего
Всего нормо-часов по программе
45600
10000
49000
24000
257200
Планируемый коэффициент выполнения норм (Квн)
1,25
Нормо-часы участка с учетом Квн
36480
8000
39200
19200
102880
Полезный фонд времени (рабочего места) в году
1933
Количество рабочих мест:
расчетное
принятое
18,9
20
4,1
5
20,3
21
9,9
10
53,2
56
Коэффициент загрузки
0,92%
0,82%
0,97%
0,99%
0,925%
4 Определение численности на участке
Расчет численности основных производственных рабочих производится по формуле:
,
где – эффективный фонд времени работы одного рабочего.
,
где – явочный фонд времени.
,
где – количество рабочих дней в году;
– количество дней очередных, дополнительных, декретных отпусков и отпусков по учебе;
– количество дней невыходов на работу по уважительным причинам (болезни, выполнение общественных и государственных обязанностей).
Элементы фонда времени
%
Количество часов
Номинальный фонд времени в год
–
1993
Невыходы (ежедневные):
отпуск очередной и дополнительный
отпуск учащимся
болезни
выполнение общественных и государственных обязанностей
прочее
6,5
0,4
1,8
0,5
1
130
8
36
10
20
Явочный фонд времени
–
1789
Внутренние потери времени
1
18
Эффективный фонд времени
–
1771
Фонд времени одного рабочего Таблица 2
принимаем 2 чел.
принимаем 5 чел.
принимаем 12 чел.
принимаем 4 чел.
принимаем 21 чел.
принимаем 10 чел.
чел.
принимаем 5 чел.
принимаем 6 чел.
Численность вспомогательных рабочих участка Таблица 3
Профессия
рабочих
Количество
В том числе и по разрядам
I
II
III
IV
Слесарь
1
1
Электрик
2
2
Распределитель
2
2
Итого
5
3
2
Штатное расписание ИТР Таблица 4
Должность
Число ИТР
Месячный оклад
Старший мастер
2
5000
Мастер
2
6000
Сменный мастер
2
5500
Итого
6
16500
Сводная ведомость работающих на участке
Таблица 5
Категория работающих
Количество человек
Удельный вес в общей численности работающих, %
Основные производственные рабочие
54
83,08
ИТР
6
9,23
Вспомогательные рабочие
5
7,69
Итого
65
100
5 Расчет годового фонда ЗП работающих на участке
Расчет заработной платы основных рабочих
Расчет основной заработной платы рабочим производится по формуле:
,
где – расценка сдельная.
Расценки определяются по каждой операции техпроцесса:
1 бригада – 27 человека:
Определяем расценку на установку элементов на плату:
Определяем расценку на распайку элементов:
Определяем расценку на монтаж схемы:
Заработная плата для первой бригады составляет:
2 бригада – 27 человека:
Определяем расценку на сборку устройства:
Определяем расценку на настройку:
Определяем расценку на испытания:
Заработная плата для второй бригады составляет:
Определяем общую заработную плату по формуле:
Сводная ведомость расценок по операциям изготовления прибора
Таблица 6
Бригада
Операция
Разряд
Часовая
тарифная ставка
Норма времени в часах
Расценка в рублях
1
Установка элементов на плату
II
7,92
3
23,76
Распайка элементов
III
8,72
6
52,32
Монтаж схемы
V
10,98
13,8
151,524
2
Сборка устройства
IV
9,45
5
47,25
Настройка изделия
V
10,98
24,5
269,01
Испытание изделия
VI
11,70
12
140,4
Итого:
64,3
684,264
Доплата из фонда заработной платы рабочим участка устанавливается за выполнение и перевыполнение плана, за бездефектное изготовление продукции в размере 25–40 % от основной заработной платы.
,
где – размер премии в рублях;
– процент премии.
Согласно Положения не освобожденный бригадир получает доплату за руководство бригадой. Процент доплаты зависит от численности бригады. Доплата определяется по формуле:
,
где – процент доплаты за руководство бригадой;
– часовая тарифная ставка бригадира.
Прямой фонд заработной платы бригады определяется по формуле:
Размер дополнительного фонда составляет 10–16 % от основной заработной платы рабочих:
,
– процент дополнительного фонда заработной платы бригады.
Годовой фонд заработной платы получаем по формуле:
Среднемесячная заработная плата определяется по формуле:
,
где – численность рабочих.
Расчет фонда заработной платы вспомогательных рабочих, ИТР
Расчет прямого фонда заработной платы вспомогательных рабочих:
Для слесаря 2 разряда:
Для электрика 2 разряда:
Для распределителя 3 разряда:
Расчет дополнительного фонда заработной платы вспомогательных рабочих:
,
где – процент дополнительного фонда заработной платы вспомогательных рабочих.
Для слесаря 2 разряда:
Для электрика 2 разряда:
Для распределителя 3 разряда:
Расчет годового фонда заработной платы вспомогательных рабочих:
Для слесаря 2 разряда:
Для электрика 2 разряда:
Для распределителя 3 разряд
Определяем среднемесячную заработную плату вспомогательных рабочих:
Для слесаря 2 разряда:
Для электрика 2 разряда:
Для распределителя 3 разряда:
Расчет фонда заработной платы ИТР производится умножением месячного оклада на количество и 12 месяцев:
,
где – месячный оклад.
Ведомость годового фонда заработной платы работающих на участке
Таб 7
Категория
работающих
Фонд заработной платы на год
Основной
Дополнительный
Всего
Производственные рабочие
руб
руб.
2127052,874руб.
Вспомогательные
рабочие
руб.
руб.
77598,163руб.
ИТР
руб.
–
руб.
Итого
2390738,874руб
209912,136руб.
2600651,037руб.
6 Определение себестоимости и оптовой цены изделия
Расчет статей калькуляции
Расчет стоимости основных материалов
Таблица 8
Наименование
материала
Единица
измерения
Цена за
единицу, руб.
Норма расхода
Сумма, руб.
Сталь 20
кг
11
7,2
5,1
Латунь
кг
116
0,32
0,22
Припой ПОС-61
кг
460
0,15
0,15
Гетинакс
кг
70
0,16
0,15
Канифоль
кг
81
0,12
0,12
Провод монтажный
м
3
16,5
16,5
Стоимость основных материалов определяется по формуле:
,
где – масса заготовки;
– масса отходов;
– цена материала;
– цена отходов.
Сталь 20:
Латунь:
Припой ПОС-61:
Гетинакс :
Канифоль:
Провод монтажный:
Расчет стоимости покупных комплектующих изделий Таблица 9
Наименование
Вид или шифр
Цена 1 шт. в руб.
Норма расхода в шт.
Сумма в руб.
Резистор
МЛТ-0,25
2,8
30
64,4
Резистор
МЛТ-0,5
2,6
7
15,6
Резистор
МЛТ-2
3,5
5
31,5
Конденсатор
К-50-30А
44,0
5
176
Конденсатор
КС-3М-150
20,0
10
200
Диод
Д220А
10,0
6
30
Индикатор
МН-3
105,0
2
105
Индикатор
МН-11
600,0
1
2400
Линия задержки
ЛЗТ
400,0
1
400
Тумблер
ТП1-2
35,0
3
105
Транзистор
П40А
12,0
6
36
Транзистор
МП26Б
24,0
3
120
Трансформатор
ОЛ25
200,0
3
400
Патрон
60,0
3
240
Итого
4323,5
Стоимость вспомогательных материалов принимается в размере 2 % от стоимости комплектующих:
Расчет основной заработной платы производственных рабочих:
Расчет основной заработной платы производственных рабочих:
Расчет отчислений на социальное страхование:
,
где – процент отчислений на социальное страхование.
Расчет транспортно-заготовительных расходов:
,
где – процент транспортно-заготовительных расходов.
Расчет цеховых расходов сборочного цеха:
,
где – процент цеховых расходов базового предприятия
Сумма затрат по всем статьям составит цеховую себестоимость изготовления прибора (устройства):
Расчет общезаводских расходов:
,
где – процент общезаводских расходов.
Расчет производственной себестоимости:
Расчет внепроизводственных расходов:
где – процент внепроизводственных расходов.
Определяем полную себестоимость:
Расчет прибыли и оптовой цены
Расчет оптовой цены:
,
где – плановые накопления (прибыль).
Определение норматива чистой продукции
Ведомость норматива чистой продукции на прибор Таблица 10
Статьи затрат
Сумма, руб.
Заработная плата основная и дополнительная производственных рабочих с отчислениями на социальное страхование
Заработная плата основная и дополнительная вспомогательных рабочих, ИТР
Нормативная прибыль
Итого
,
где – норматив чистой продукции;
– заработная плата производственных рабочих с отчислениями на социальное страхование по плановой калькуляции:
– коэффициент, характеризующий отношение заработной платы персонала по обслуживанию и управлению производством к заработной плате производственных рабочих (1,34);
– нормативная прибыль:
,
где35% – норматив рентабельности.
Определить нормативную чистую продукцию и на ее основе производительность труда:
Калькуляция себестоимости прибора
Таблица 11
Статьи затрат
Сумма, руб.
Удельный вес, %
по заводу
по проекту
Основные материалы
218,49
2,8
Комплектующие
4323,5
54,6
Вспомогательные материалы
86,47
1,09
Основная заработная плата
11,5
Дополнительная заработная плата
1,3
Отчисления на соцстрахование
3,2
Транспортно-заготовительные
расходы
277,7
3,5
Цеховые расходы
11,5
Итого:
Цеховая себестоимость
7200
90,15
Общезаводские расходы
7,88
Итого:
Производственная себестоимость
98,04
Внепроизводственные расходы
1,96
Итого:
Полная себестоимость
100
Расчет годовой экономии от снижения себестоимости прибора
Процент снижения себестоимости детали:
7 Технико-экономические показатели участка
Технико-экономические показатели участка
Таблица 12
Показатель
Единица измерения
Величина показателя
Абсолютные показатели
Годовой выпуск прибора
шт.
2000
Норматив чистой продукции
руб.
Количество рабочих мест
шт.
54
Численность работающих
чел.
65
Численность основных рабочих
чел.
54
Общий годовой фонд заработной платы участка
руб.
2600651,037
Годовой фонд заработной платы
производственных рабочих
руб.
2127052,874
Относительные показатели
Производительность труда одного работающего
руб./чел.
Среднемесячная заработная плата основных
рабочих
руб.
Среднемесячная заработная плата
вспомогательных рабочих
Руб.
Процент снижения цеховой себестоимости
%
0,84
Годовая экономия от снижения цеховой
себестоимости
руб.
121210
8 Государственное регулирование рыночной экономики
Введение
1. Государственное регулирование экономики. Модели взаимоотношений экономики и государства
1.1 Два ведущих методологических подхода
1.2 Функциональные экономические системы – объекты государственного регулирования
2. Методы государственного экономического регулирования.
2.1 Общегосударственное планирование — один из методов регулирования экономики
2.2 Экономические функции правительства
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема государственного вмешательства в экономику, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная, она является, по моему мнению, основной для любого государства.
В развитии рыночной экономики проявляется множество важных закономерностей. Одна из них заключается в том, что структура рыночной системы имеет тенденцию к постоянному усложнению. В процессе развития рыночных отношений во взаимодействие вступает все большее число экономических явлений. Порой это связано с немалыми издержками, однако главный итог происходящих процессов - рост результативности рыночного механизма.
Рынок как институт представляет самонастраивающуюся, саморегулируемую систему. Однако типичная для рыночной системы экспансия приводит к тому, что порой не успевают сложиться механизм, который может предупреждать о границах, в рамках которых необходимо соблюдение макроэкономического равновесия. Например, мировой экономики кризис 1929-1933гг. стал для всей рыночной системы важным уроком, подтверждающим необходимость государственного регулирования рыночной экономики. В современных условиях такое регулирование осуществляется через разработку и реализацию экономической политики.
Государство в рыночной экономике обеспечивает благополучие нации в целом, охрану ее интересов, стабильность и укрепление экономического строя внутри страны и за рубежом. Этим и определяются цель государственного регулирования экономики и роль государства в рыночной экономике.
1 Государственное регулирование экономики. Модели взаимоотношений экономики и государства
Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес от частного.
Поэтому возникновение и существование государства является не только исторически необходимым, но и общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы. "Видимая рука" правительства должна регулировать "невидимую руку" конкуренции, о которой писал А.Смит.
В науке идея бесконтрольной экономики, сводящаяся к тому, что рынки нужно предоставить самим себе, все больше уступаем место теории государственного регулирования рыночной экономики. В последнее время доля государства в валовом национальном продукте промышленно развитых стран увеличивается, удвоившись с 60-х годов. Государство все больше подключается к деловым проектам и помогает предпринимателям накопить капитал. Такая стратегия дала успешные результаты в Японии, Корее, государствах Юго-Восточной Азии и многих других странах.
В силу этих обстоятельств государство становится предметом изучения экономической теории. Причем надо заметить, что долгое время происходило отождествление экономической роли государства с самой политической экономией. Поэтому и до сего времени предпринимаются попытки свести экономическую теорию к экономической политике.
1.1 Два ведущих методологических подхода
Исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики развитых стран: кейнсианская школа (теория государственного регулирования хозяйственного механизма) и синтез неокейнсианских, подчас консервативных доктрин невмешательства государства в хозяйственную жизнь общества.
Оба этих теоретических течения имеют общие основы. Они рассматриваются государством как субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями для проведения экономической политики, направленной на достижение стратегических целей общества.
Различия между концепциями сводятся к используемым методам государственного воздействия вплоть до полного его отрицания. Так, австрийский экономист Хайек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль "ночного сторожа", не вмешиваясь и экономические процессы.
Дж.М.Кейнс и посткейнсианские представители считают, что слежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства (правительства). Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано и на базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесного сбалансированного роста. Так правительство воздействует на тот или иной сегмент рынка
Следует отметить, что в вопросах государственного регулирования экономики кейнсианство неоднородно. Оно распадается на три основных течения: левое (либеральное), консервативное и неоклассическое.
Левое кейнсианство ищет выход из противоречий современной экономики путем увеличения расходов государства на общественные цели: жилищное строительство, здравоохранение, социальное страхование, дорожное строительство и т.д., а также увеличение доходов фермеров, мелких предпринимателей и заработной платы работающих. Консервативное направление кейнсианства делает ставку на государственное регулирование экономики главным образом путем максимизации прибылей и сохранения консервативной структуры экономики.
Неоклассическая школа и ее представители полагают, что путём эффективной кредитно-денежной и фискальной политики можно осуществить интеграцию микро- и макровмешательства государства в определение уровня доходов различных слоев населения, координацию инвестиционной политики, формирование прогрессивной отраслевой структуры и т.д.
Какими объективными обстоятельствами обусловлена необходимость государственного регулирования экономического роста?
Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Как известно, рынок имеет негативные стороны: не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защиты окружающей среды; не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана. В условиях рынка порой игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений и не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования, не гарантируется право на труд и доход, не обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных исследований в науке. Рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Он подвержен нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами. Государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, для ограничения монополизированного производства. Государство должно направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, о детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регулировании платежного баланса и валютных курсов.
1.2 Функциональные экономические системы – объекты государственного регулирования.
В любом национальном образовании рыночная экономика развивается как определенная функциональная экономическая система (ФЭС) со сложившимися количественными и качественными характеристиками. Поддержанием их или приведением в соответствие наряду с саморегуляцией занимается государство (правительство) через определенные функции.
Под ФЭС в рамках целостной экономики понимаются динамические саморегулирующиеся подсистемы, деятельность всех структурных элементов которых направлена на поддержание макроэкономического равновесия на национальном рынке и создание оптимальных условий для обмена информацией, товарами, технологией, различными формами капитала, рабочей силой и др. Они отличаются от целенаправленных систем (банковской, налоговой, страхования, социальной защиты и др.), которые представляют собой саморегулирующиеся организации.
Функциональные экономические системы поддерживают равновесие относительно определенных заданных макроэкономических параметров. Так, уровень дефицита государственного бюджета не должен превышать 5% ВВП, объем золотовалютных резервов должен быть достаточен для покрытия расходов по импорту товаров как минимум в течение трех месяцев, отношение текущих платежей по обслуживанию внешнего долга не должно превышать 20% годовых доходов от экспорта, критический уровень безработицы не должен превышать 15—20% общего числа трудоспособного населения и т.д.
Несмотря на относительность приведенных выше параметров, их поддержание на определенных уровнях с помощью государственного уровня в экономических системах сохраняет равновесие на внутреннем рынке и обеспечивает устойчивость и динамизм экономического роста.
Функциональные экономические системы включают системы формирования конкурентной среды, регулирование уровня денежной массы в обращении, поддержание уровня внутренних цен, защиту отечественных производителей от иностранной конкуренции, защиту окружающей среды, поддержание оптимального уровня безработицы и многое другое. Все они в совокупности образуют функции государства по регулированию рыночной экономики, по поддержанию устойчивого роста.
Одним из основных элементов ФЭС в рыночной экономике является система формирования конкурентной среды, которая создает и поддерживает оптимальные условия для частного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Эта же система обеспечивает защиту мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий, а также регулирует деятельность естественных монополий.
2 Методы государственного экономического регулирования
Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.
Рассмотрим универсальные средства государственного регулирования, применяемые в последнее время. Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые, косвенные.
Правовое регулирование состоит в установлении государством правил "экономической игры" для фирм — производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.
Административное регулирование, включают меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т.д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В настоящее время сфера действия административных мер ограничивается в большинстве стран областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.
Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования. Это влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста.
С этой целью используются бюджетная и фискальная политика, денежно-кредитная политика, программирование, прогнозирование и планирование.
Финансовая политика предполагает использование бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических и социальных целей.
Денежно-кредитная политика предполагает использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и прежде всего оптимальность денежного обращения.
Высшей формой государственного регулирования являются программирование, прогнозирование и планирование.
Их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью использования комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отрасли (в том числе аграрный сектор экономики), регионы, социальные условия, направления научных исследований и т.д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные.
Наиболее распространены общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке, приватизации, послекризисной стабилизации экономики.
В условиях рыночной экономики применяется планирование экономики по довольно продолжительному горизонту — 4—5 лет. Такие планы разрабатываются департаментами Франции, правительствами Японии, Китая, Южной Кореи. Они отличаются от планов командно- административной экономики, не имеют распределительного характера. Это индикативные планы, т.е. планы целевого, рекомендательного характера при определенном ресурсном обеспечении со стороны государства.
Прямые методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Целью таких методов являются достижение приоритетов развития, защита общественно необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эффекта указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослабления балансирующей функции рынка.
Прямое воздействие на экономику государство осуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может идти по двум направлениям: или развитие государственного предпринимательства, или субсидирование предприятий негосударственного сектора. Первое осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких, как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Кроме того, для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, определяющие на данном этапе научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где применение других форм собственности может принести отрицательные последствия.
Таким образом, экономическая политика правительства — это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.
1. Кредитная политика включает: нормирование банковских резервов; варьирование учетной ставки банковского процента; проведение операций на валютном рынке.
2. Бюджетная политика охватывает: регулирование государственных расходов; осуществление государственных закупок; выпуск государственных внутренних хозяйств;
поддержку и регламентирование государственного предпринимательства.
3. Фискальная политика предполагает: регулирование налогового обложения имущества граждан; введение муниципальных налогов.
4. Социальная политика включает: регулирование минимальных ставок оплаты труда; установление размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.
5. Внешнеэкономическая политика означает: законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют;
использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений.
2.1 Общегосударственное планирование — один из методов регулирования экономики
В командно-административной экономике государственное планирование являлось основным методом регулирующего воздействия на производство, обмен и распределение производимого продукта. Оно способствовало господствующей государственной собственности и распространялось на распределительные процессы всех без исключения ресурсов и производимых благ. Такая система плановой привязки производителя и потребителя приводила к разрастанию планирующих распределительно-снабженческих структур, росту издержек производства и обращения, создавала искусственный дефицит при скрытом избытке производимого продукта. Более того, план как юридический закон распределения превращался в тормоз НТП, инноваций, роста производительности труда. Россия как главное государство использования плана отставала от развитых стран по общему уровню экономического роста, производительности общественного труда, производству конечного продукта на душу населения. Поэтому с началом реформирования экономики и перевода ее на рыночные связи и отношения государственные органы отказались от использования планирования как метода регулирования глобальных связей и равновесного экономического роста на отдаленный горизонт.
В науке господствующее положение заняли позиции тех авторов, которые полностью отрицают возможность использования централизованного и индикативного планирования не только в переходной, но и в развитой рыночной экономике.
С ростом обобществления и концентрации производства, усложнением связей, достигающих значения многократных, государство уже не в состоянии поддержать равновесие функциональной экономической системы и достаточно высокие темпы ее развития только посредством макроэкономического инструментария, т.е. бюджетного, налогового, денежно-кредитного регулирования. Это инструменты краткосрочного действия. Они используются в основном для нивелировки, устранения отклонений от прогнозных или планируемых показателей экономического роста и нарушения пропорций, обеспечивающих это развитие.
Полагаем, что положение целиком относится и к функционированию российской экономической системы, когда она развивается уже не в режиме централизованного планирования, а в условиях развитой инфраструктуры постиндустриального общества.
Проявление планомерности и организация планирования не только объективно необходимы, но и возможны в рыночной экономике. Чем обусловлена эта возможность?
Во-первых, увеличением вовлеченного в реальное производство колоссального ресурсного и производственного потенциала. Это ресурсы государственного и частного секторов экономики. При этом правительственные доходы и расходы оказывают всевозрастающее влияние на использование ресурсов частного сектора, вовлекая его во взаимосвязанный оборот.
Во-вторых, государство через финансово-промышленные группы (ФПГ), крупные корпорации оказывает реальное воздействие на деятельность обособленных производителей и принимает меры к достижению согласованности в их деятельности как во внешней торговле, так и в проведении отраслевой и кредитной политики.
В-третьих, усиление взаимосвязи, зависимости и контроля достигается за счет использования информационных систем, электронно-вычислительной техники, системы Интернета и т.д.
В-четвертых, в современных национальных образованиях растет солидарность и социальное согласие различных слоев и групп населения (госорганов, частного бизнеса, профсоюзов и др.), преследующие единую цель- стабильное развитие экономики и рост благосостояния.
2.2 Экономические функции современного государства многообразны и сложны. Можно выделить основополагающие группы выполняемых государством экономических функций:
1. Поддержка функционирования рыночной системы обеспечения правовой базы и создания конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодательство.
2. Перераспределение дохода и богатства, корректировка распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта, стабилизации экономики посредством контроля за уровнем занятости и инфляции.
3. Ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма. Так, ограничение использования рыночных элементов наблюдается в сфере совокупного муниципального потребления, когда речь идет о поддержании и об охране общественного порядка, о национальной обороне, транспортной системе обслуживания инфраструктурных комплексов, водоснабжении и т.д.
Ограничения применяются и в сфере совокупного потребления и обеспечения общественно-нормальных условий образования и медицинского обслуживания. Государственные и муниципальные органы обеспечивают функционирование систем образования, здравоохранения, экологического контроля с учетом рыночных и общественных интересов.
4. Достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике.
5. В последнее время во многих странах широко используется функция общественного выбора в принятии правительственных решений, которая определяет, что покупать правительству, как производить товары, для кого предназначаются государственные расходы, на кого распространяются льготы и т.д. По своему экономическому содержанию функция общественного выбора основывается на главных экономико-политических задачах государства.
Эти функции государства осуществляются посредством развития способности фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихся отраслях на мировом рынке.
Заключение
Экономика любой страны представляет собой сложную экономическую систему, которая обладает множеством особенностей и отличительных черт. На сегодня в мировой практике насчитывается несколько типов экономических систем, которые существенно отличаются друг от друга и имеют многообразные формы (модели) проявления. Но любая экономическая система представляет собой совокупность всех экономических процессов и базируется на сложившихся в ней формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, на присущих ей формах организации и способах регулирования хозяйственной деятельности на всех уровнях управления.
Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, для ограничения монополизированного производства. Государство должно направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, о детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.
Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.
Список литературы
1. Курс экономики: Учебник – 2-е изд., доп. / под. ред. Б.А. Райзберга. – М.: Инфра-М, 1999 г.
2. Вводный курс по экономической теории: Учебник для лицеев/ Под общ. ред. Акад. Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1997 г. – 368 с.
3. Экономическая теория: Учебник / под. общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: Инфра-М, 2007 г. – 672 с.
4. Под общей редакцией профессора А. С. Пелиха. Основы предпринимательства. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 512 с.
5. «Мировая экономика» учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям В.К. Ломакин, М.: ЮНИТИ, 1998
ОпросыКто на сайте?Сейчас на сайте находятся:345 гостей |
Все права защищены © 2010 |