Расчет конического редуктора
Расчет конического редуктора
Министерство
образования и науки Российской Федерации.
Федеральное
агентство по образованию.
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Самарский
государственный технический университет.
Кафедра:
«Прикладная механика»
Курсовой проект по механике
Студент
2 – ХТ – 2
Руководитель:
к. т. н., доцент
Cамара,
2004
г.
Техническое
задание №65.
Коническая
передача.
Частота вращения
вала электродвигателя:.
Вращающий момент
на выходном валу редуктора:.
Частота вращения
выходного вала: .
Cрок службы редуктора в годах: .
Коэффициент
загрузки редуктора в течение года: .
Коэффициент
загрузки редуктора в течение суток:.
Содержание
1. Введение_________________________________________________________4
2. Кинематический и силовой расчёт
привода__________________________4
2.1 Определение частот вращения валов
редуктора______________________4
2.2. Расчёт чисел зубьев колёс________________________________________4
2.3. Определение фактического
передаточного отношения_______________5
2.4. Определение КПД редуктора_____________________________________5
2.5. Определение номинальных
нагрузочных моментов на каждом валу, схема механизма___________________________________________________5
2.6. Расчёт потребной мощности и
выбор электродвигателя, его размеры___5
3. Выбор материалов и расчёт
допускаемых напряжений_________________7
3.1. Определение твёрдости
материалов, выбор материала для зубчатого колеса____________________________________________________________7
3.2. Расчет допускаемых напряжений _________________________________7
3.3. Допускаемые напряжения на
контактную выносливость______________7
3.4. Допускаемые напряжения на
изгибную выносливость________________8
4. Проектный и проверочный расчёт
передачи__________________________8
4.1. Вычисление предварительного
делительного диаметра шестерни______8
4.2. Вычисление предварительного
модуля передачи и уточнение его по ГОСТу___________________________________________________________8
4.3. Расчёт геометрических параметров
передачи_______________________8
4.4. Проверочный расчёт передачи___________________________________9
4.5. Усилия в зацеплении___________________________________________9
5. Проектный расчёт вала и выбор
подшипников ______________________12
6. Эскизная компоновка и расчёт элементов
конструкции_______________12
6.1. Расчёт зубчатого колеса________________________________________12
6.2. Расчёт элементов корпуса______________________________________13
6.3. Расчёт мазеудерживающих колец_______________________________13
6.4. Расчёт крышки подшипников__________________________________13
6.5. Выполнение компоновочного
чертежа__________________________13
7. Подбор и проверочный расчёт шпоночных
соединений _______________14
8. Проверочный расчёт вала на
усталостную выносливость______________15
9. Проверочный расчёт подшипников
выходного вала на долговечность___18
10. Подбор и расчет соединительной
муфты___________________________19
11. Смазывание редуктора__________________________________________19
12. Сборка и регулировка основных
узлов редуктора___________________20
13. Список используемой литературы________________________________22
14. Приложения__________________________________________________23
Введение.
Редуктором
называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в
виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к
валу рабочей машины.
Назначение
редуктора – понижение угловой скорости и соответственно повышение вращающего
момента ведомого вала по сравнению с ведущим.
Редуктор состоит
из корпуса (литого чугунного или сварного стального), в котором помещают
элементы передачи – зубчатые колеса, валы, подшипники и т.д. В отдельных
случаях в корпусе редуктора размещают также устройства для смазывания
зацеплений и подшипников или устройства для охлаждения.
Редукторы
классифицируют по следующим основным признакам: типу передачи (зубчатые,
червячные или зубчато-червячные); числу ступеней (одноступенчатые,
двухступенчатые и т.д.); типу зубчатых колес (цилиндрические, конические,
коническо-цилиндрические и т.д.); относительному расположению валов редуктора в
пространстве (горизонтальные, вертикальные); особенностям кинематической схемы
(развернутая, соосная, с раздвоенной ступенью и т.д.).
Конические
редукторы применяют для передачи движения между валами, оси которых
пересекаются обычно под углом 90. Передачи с углами, отличными от 90 ,
встречаются редко.
Наиболее
распространённый тип конического редуктора - редуктор с вертикально
расположенным тихоходным валом. Возможно исполнение редуктора с вертикально
расположенным быстроходным валом; в этом случае привод осуществляется от фланцевого
электродвигателя
Передаточное
число u одноступенчатых конических
редукторов с прямозубыми колёсами, как правило, не выше 3; в редких случаях u = 4.При косых или криволинейных
зубьях u = 5 (в виде исключения u = 6.3).
У редукторов с
коническими прямозубыми колёсами допускаемая окружная скорость (по делительной
окружности среднего диаметра) v ≤
5 м/с. При более высоких скоростях рекомендуют применять конические колёса с
круговыми зубьями, обеспечивающими более плавное зацепление и большую несущую
способность.
2
Кинематический
и силовой расчет привода.
2.1
Определение
частот вращения валов редуктора:
.
Частота вращения
первого (входного) вала: .
Частота вращения
второго (выходного) вала:.
2.2
Расчёт
чисел зубьев передач.
Расчётное число
зубьев шестерни определяют
в зависимости от величины передаточного отношения передачи:
Значение округляют до целого числа по правилам математики: .
Расчётное число
зубьев колеса , необходимое
для реализации передаточного числа , определяют по зависимости: .
Значение округляют до целого числа :.
2.3
Определение
фактического передаточного отношения:
.
2.4
Определение
КПД редуктора.
Для конического
редуктора .
Вращающий
(нагрузочный) момент на выходном валу редуктора:.
На входном валу: .
2.5
Определение
номинальных нагрузочных моментов на каждом валу, схема механизма.
Мощность на
выходном валу редуктора, кВт:
кВт, где:
- вращающий момент выходного вала,
- частота вращения выходного вала.
Расчетная
мощность электродвигателя:
,
Данному соответствует мощность=5,5 кВт, т.е. электродвигатель
типа 112М4.
|
Габаритные
размеры, мм
|
Установочные
и присоединительные размеры, мм
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
372
|
452
|
310
|
190
|
32
|
32
|
80
|
70
|
140
|
190
|
12
|
3
Выбор
материалов и расчет допускаемых напряжений для конических передач.
3.1
Определение
твёрдости материалов, выбор материала для зубчатого колеса.
Марку стали можно
выбрать в зависимости от твердости . Ориентировочно твердость стали можно определить по
зависимости:
, где:
- вращающий момент на входном валу
редуктора, Нм;
- диаметр вала электродвигателя, мм.
Величину HB округляем до целого числа (в большую
сторону), кратного 10: HB=200. По таблице марка стали: сталь
45, вид термообработки – улучшение, предел прочности , предел текучести .
3.2
Расчет
допускаемых напряжений.
Исходя из условий
эксплуатации и видов повреждений зубчатых колес рассчитывают допускаемые
напряжения на контактную и
изгибную выносливость для
наиболее слабого звена в передаче.
Таким звеном для
конических передач является шестерня, испытывающая наибольшее количество циклов
нагружения в течение заданного срока службы привода L.
Для определения
фактического числа циклов нагружения ведущей шестерни за весь период
эксплуатации необходимо
знать суммарное время работы передачи в часах , определяемое по формуле:
, где:
- срок службы редуктора в годах,
- коэффициент загрузки редуктора в
течение года,
- коэффициент загрузки редуктора в
течение суток.
определяется из формулы:
, где:
- частота вращения вала шестерни.
3.3
Допускаемые
напряжения на контактную выносливость.
Допускаемые
напряжения на контактную выносливость определяют по формуле:
МПа, где:
- предел контактной выносливости, МПа;
определяют по зависимости:
МПа;
- коэффициент запаса контактной
прочности;
- коэффициент долговечности; рассчитывают
по зависимости:
, здесь - базовое число циклов:
Диапазон значений
находится в пределах: . Т.к. рассчитанный коэффициент , то принимаем .
3.4
Допускаемые
напряжения на изгибную выносливость.
Допускаемые
напряжения на изгибную выносливость определяют по формуле:
МПа, где:
- предел изгибной выносливости, МПа;
определяют в зависимости от твердости материала HB:
МПа,
- коэффициент запаса изгибной прочности;
- коэффициент долговечности; рассчитывают
по зависимости:
, здесь - базовое число циклов.
Диапазон значений
находится в пределах: . Т.к. рассчитанный коэффициент , то принимаем .
4
Проектный
и проверочный расчёт передачи.
4.1
Вычисление
предварительного делительного диаметра шестерни.
Рассчитываем
основные геометрические параметры из условия контактно- усталостной прочности
активных поверхностей зубьев (с точностью 0,01 мм – для линейных величин,
0,0001 град – для угловых величин):
Внешний
делительный диаметр шестерни (предварительное значение) , мм:
мм, где:
- коэффициент нагрузки, учитывающий
неравномерность ее распределения; в курсовом проектировании с достаточной
степенью точности можно принять .
4.2
Вычисление
предварительного модуля передачи и уточнение его по ГОСТу:
.
По расчетной
величине принимаем
ближайшее большее стандартное значение модуля: ,
4.3
Расчёт
геометрических параметров передачи
4.3.1 Внешнее конусное расстояние , мм:
.
4.3.2 Диаметр внешней делительной
окружности шестерни и
колеса , мм:
,
.
4.3.3 Диаметр внешней окружности
вершин зубьев шестерни и колеса
, мм:
,
, где:
и - углы делительных конусов, град., равные:
,
.
4.3.4 Расчетная ширина зацепления колес, мм:
.
Расчетное
значение округляем до
целого числа b в большую сторону. Ширина
зубчатых колес принимается равной:
.
4.3.5 Внешняя высота зуба , мм:
.
4.3.6 Внешняя высота головки зуба , мм:
Для исключения
возможных ошибок в вычислениях при проектном расчете проверяют выполнение
условия контактной выносливости:
МПа.
Условие
выполняется, значит, расчет верен.
4.4
Проверочный
расчет передачи.
Определяем
рабочие изгибные напряжения, которые должны быть не больше допускаемых, по
зависимости:
,
МПа, где:
- коэффициент нагрузки при изгибе,
учитывающий неравномерность ее распределения и динамичный характер; в курсовом
проектировании для колес 7-ой степени точности изготовления можно принять
- коэффициент формы зубьев шестерни,
определяется по зависимости:
Условие изгибной
прочности выполняется, расчет верен.
4.5
Усилия
в зацеплении.
Для последующих
расчетов по оценке работоспособности валов и подшипников определяют силы,
возникающие в зацеплении при передаче вращающего момента и действующие на
шестерню (обозначены индексом 1) и колесо (обозначены индексом 2):
·
окружная
сила , Н:
Н,
·
радиальная
и осевая силы , Н:
Н,
Н, где:
- угол зацепления.
5
Проектный
расчёт вала и выбор подшипников.
При проектном
расчёте валов используется основное уравнение прочности при кручении и
определяют диаметры консольных участков входного и выходного вала по заниженным
касательным напряжениям
, где:
- крутящие моменты на входном и выходном
валах редуктора, Нм,
- допускаемое касательное напряжение в
МПа. Им предварительно задаются в пределах 20÷40 МПа.
Диаметр вала под
муфту принимают равным диаметру вала двигателя:
Переход с одного
диаметра вала на другой выполняют по зависимости:
, где:
- диаметр предыдущей ступени в мм,
- диаметр следующей ступени.
Диаметр
посадочной ступени под уплотнение на входном валу:
.
Диаметр
посадочной ступени под подшипники качения:
.
Далее
конструктивно назначают диаметры участков выходного вала
под уплотнение : , под подшипники : ,
под зубчатое колесо : .
Диаметр буртика определяется конструктивным
обеспечением надёжного контакта торцов вала с внутренним кольцом подшипника или
ступицей зубчатого колеса: .
Так как на валах
установлены цилиндрические прямозубые колёса, подбирают подшипники роликовые
конические однорядные лёгкой серии по ГОСТ 8338 – 75 №7208 и №7209.
6
Эскизная
компоновка и расчёт элементов конструкции.
6.1
Расчёт
зубчатого колеса.
- диаметр ступицы: , принимаем .
- длина ступицы: , принимаем .
- толщина диска: , принимаем .
- толщина обода: .
- диаметр диска;
- диаметр отверстий;
6.2
Расчёт
элементов корпуса.
Толщина корпуса: , принимаем .
Толщина крышки
редуктора: , принимаем .
Толщина фланцев
корпуса и крышки: .
Толщина нижнего
пояса корпуса без бобышки: ,
принимаем .
Диаметр
фундаментных болтов: , принимаем
болты с резьбой М 18.
Диаметр болтов у
подшипников: , принимаем
болты с резьбой М 12.
Диаметр болтов
соединяющих основание корпуса с крышкой: , принимаем болты с резьбой М 12.
Наименьший зазор
между наружной поверхностью колеса и стенкой корпуса:
По диаметру:
По торцам:
6.3
Расчёт
мазеудерживающих колец.
На входном валу: - диаметр кольца; .
- ширина кольца: .
- длина кольца; выбирают конструктивно: .
- шаг зубьев: .
На выходном валу:
, , ,
.
6.4
Расчёт
крышки подшипников.
На входном валу: - высота крышки, ,
,
где - диаметр стакана.
На выходном валу:
- высота крышки, ,
, где
- внешний диаметр подшипника.
6.5
Выполнение
компоновочного чертежа.
Примерно посередине листа параллельно его длинной стороне проводят
горизонтальную осевую линию; выделяем точку О, через которую проводят
вертикальную осевую линию.
От горизонтальной линии откладывают угол , проводят осевые линии делительного конуса ОА. На
осевых ОА откладывают внешнее конусное расстояние . Из точек А перпендикулярно ОА откладывают отрезки
А1, равные внешнему модулю зацепления :.
Точки 1 соединяют с центром О. Из точек А откладывают отрезок АВ, равный ширине
зацепления b: . Из точек В проводят перпендикуляры к ОА и убирают
лишние линии. Затем вычерчивают конструкцию конического колеса, для которого
рассчитаны , , , с, , .
После того, как вычерчена коническая пара колес, начинают компоновку
общего вида редуктора. На расстоянии 5мм от торца ступицы колеса и диаметра проводят горизонтальную и
вертикальную линии внутренней стенки корпуса. На расстоянии мм проводят верхнюю горизонтальную линию
внутренней стенки. По периметры пунктирной линией показывают толщину стенки
корпуса и основной линией
ширину фланца . По размерам , , Т вычерчивают подшипники 2-го вала. По диаметрам , вычерчивают ступени 2-ого вала редуктора. Правый
подшипник 1-ого вала углубляют в корпус на и вычерчивают его по размерам . От середины шестерни отмеряют расстояние
и вдоль оси 1-ого вала
откладывают отрезок длиной мм, вычерчивают левый подшипник с
размерами . Вычерчивают
стакан с толщиной стенки мм:
мм. Затем крышки подшипников с
диаметрами .
Для предотвращения вытекания смазки внутрь корпуса и вымывания
пластичного смазочного материала жидким маслом из зоны зацепления устанавливают
мазеудерживающие кольца.
Измерением находят расстояния на ведомом валу: и .
7
Подбор
и проверочный расчёт шпоночных соединений
Под колесо:
Длину шпонки
назначают из стандартного ряда так, чтобы она была несколько меньше длины
ступицы. Принимаем .
Шпонка 2 - 14х9х63
ГОСТ 23360 – 78.
Соединение
проверяют на смятие:
, где:
- передаваемый вращающий момент, Нм,
- диаметр вала в месте установки шпонки,
мм,
- высота шпонки, мм,
- глубина шпоночного паза, мм,
- рабочая длина шпонки, мм,
, где - ширина шпонки,
- допускаемое напряжение на смятие: .
<. Условие выполняется.
Шпонку проверяют
на срез:
<. Условие выполняется.
Под муфту на входном
валу. Шпонка 2 - 10х8х48 ГОСТ 23360 - 78
;
;
Условия
выполняются.
Под муфту на
выходном валу. Шпонка 2 - 10х8х63 ГОСТ 23360 - 78
;
;
Условия
выполняются.
8
Проверочный
расчёт на усталостную выносливость.
1) По сборочному
чертежу составляют расчётную схему вала, на которой представлены все внешние
силы нагружения вала:
- окружная составляющая,
- радиальная,
- осевая составляющая сил, действующих в
зацеплении (из расчетов).
2) Определяют
реакции в опорах в вертикальной и горизонтальной плоскостях и , и
. Реакции в опорах
вычисляют, составляя уравнение равновесия сил и моментов действующих в каждой
плоскости.
В горизонтальной
плоскости:
, , откуда
, , откуда
В вертикальной
плоскости:
, , откуда
, , откуда
3) Рассчитывают и
строят, пользуясь методом сечений, эпюры изгибающих моментов.
В горизонтальной
плоскости. На участке : , ,
при , ,
при , .
На участке : , ,
при , ,
при , .
Принимают .
В вертикальной
плоскости. На участке : , ,
при , ,
при , .
На участке : , ,
при , ,
при , .
Суммарные
изгибающие моменты:
на участке : ,
на участке .
4) Определяют
общий коэффициент запаса прочности который должен быть не менее допускаемого - . В общем машиностроении .
.
где и - коэффициенты запаса прочности по нормальным и
касательным напряжениям:
, где:
- предел выносливости для материала вала
при симметричном цикле изгиба, МПа. Назначают марку стали: сталь 45, вид
термообработки – закалка, отпуск . Пусть . Пусть сталь легированная, тогда:
;
- предел выносливости при симметричном
цикле кручения, МПа
;
и - эффективные коэффициенты концентрации напряжений
соответственно при изгибе и кручении,
,
;
и - коэффициенты, учитывающие масштабные факторы для
нормальных и касательных напряжений:
,
;
- коэффициент, учитывающий шероховатость
поверхности;
при . Назначают ;
и - коэффициенты, учитывающие соотношения пределов
выносливости при симметричном и пульсирующем циклах изгиба и кручения: , ;
, , ,
- амплитуда и среднее
напряжение цикла соответственно для нормальных и касательных напряжений, МПа:
, где:
- суммарный изгибающий момент в опасном
сечении:
; ;
, где:
Т – крутящий
момент на валу, ;
, - моменты сопротивления изгибу и кручению,
поперечного сечения вала с учётом шпоночного паза, мм3
,
,
параметры и берут из таблицы.
Общий коэффициент
запаса прочности n больше допускаемого .
9
Проверочный
расчёт подшипников выходного вала на долговечность.
1)
Определяют
полные реакции опор:
,
;
2)
Параметр
осевого нагружения:
;
3)
Осевые
составляющие реакций опор:
,
.
4)
Результирующие
осевые нагрузки на опоры:
,
;
5)
Определение
приведённой радиальной нагрузки: ,
где - коэффициент вращения; при
вращении внутреннего кольца ;
- большее значение и , Н;
- коэффициент безопасности; для подшипников зубчатых передач
7-8 степени точности;
- температурный коэффициент; при рабочей температуре ;
, следовательно, , ;
, следовательно, , ;
;
.
6)
Вычисляют
ресурс наиболее нагруженного подшипника:
, где:
- динамическая грузоподъёмность, Н
(справочные данные),
- частота вращения выходного вала,
об/мин.
7)
Проверяют
условие долговечности:
, т.е. условие долговечности выполняется.
10
Подбор и
проверочный расчет соединительной муфты.
Муфты подбирают
по таблицам из справочников в зависимости от диаметров валов, которые нужно
соединить. Затем их проверяют по крутящему моменту: .
, где:
- расчётный момент, Нм,
- номинальный момент, Нм,
- коэффициент, учитывающий условия
эксплуатации, ,
< 200 Нмм.
Подбираем муфту
втулочно-пальцевую 250-32-2 ГОСТ 20761-80.
11
Смазывание
редуктора.
Вязкость
смазочного масла подбирают в зависимости от окружной скорости. Окружную
скорость находят по зависимости:
, где:
- частота вращения (об/мин) и делительный
диаметр шестерни, мм.
Пользуясь
параметрами контактного напряжения - , и окружной скорости , определяют кинематическую вязкость при температуре
() по таблице. Принимаем .
Конкретную марку
масла находят по таблице в зависимости от вязкости и температуры. Выбираем
масло «Индустриальное - 20А».
Подшипники в
редукторах могут смазываться как пластичными, так и минеральными жидкими
маслами путём разбрызгивания в зависимости от условий их работы.
Эти условия
выбираются по зависимости:
, где:
- произведение среднего диаметра
подшипника на частоту вращения его кольца, ,
- частота вращения кольца подшипника, об/мин,
- средний диаметр подшипника, мм: ,
- внутренний и наружный диметр
подшипника.
Так как , подшипник рекомендуется
смазывать пластичным смазочным материалам: солидол С.
Для защиты
подшипников от попадания в них жидкого масла устанавливают специальные
мазеудерживающие кольца на валах рядом с подшипниками. Для предотвращения
вытекания смазочного материала из подшипниковых узлов и попадания в них пыли,
влаги в крышках подшипников устанавливают манжетные уплотнения.
12
Сборка
и регулировка основных узлов редуктора
Перед сборкой
внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой
краской. Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом, начиная с
узлов валов.
1)
На
ведущий вал насаживают мазеудерживающие кольца и роликоподшипники,
предварительно нагретые в масле до , между подшипниками устанавливают распорную втулку.
Подшипники ведущего вала монтируют в общем стакане;
2)
В ведомый
вал закладывают шпонку 14 х 9 х 63 и напрессовывают зубчатое колесо до упора в
бурт вала, затем надевают мазеудерживающие кольца и устанавливают
шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле;
3)
Собранные
валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрыв
предварительно поверхность стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для
центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов;
затем болты, крепящие крышку к корпусу;
4)
После
этого в подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку (солидол С), ставят
крышки подшипников с комплектом металлических прокладок для регулировки;
5)
Перед
установкой сквозной крышки в проточки заключаем манжетные уплотнения.
Проверяем, проворачиванием валов отсутствие заклиниваний подшипников (валы
должны проворачиваться от руки) и закрепляем крышки винтами;
6)
Затем
ввёртывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и жезловый
маслоуказатель.
7)
Заливают
в корпус масло «Индустриальное 20А» в количестве 1,5 л. и закрывают смотровое
отверстие крышки с прокладкой из технического картона; закручивают крышку
болтами.
Собранный
редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе,
устанавливаемой техническими стандартами.
13
Список
используемой литературы:
1)
Чернавский
С. А. Курсовое проектирование деталей машин. М. Машиностроение, 1979.
14
Приложения:
1)
Спецификация
сборочного чертежа редуктора;
2)
Спецификация
общего вида привода;
3)
Компоновка
редуктора;
4)
Прототип
сборочного чертежа;
5)
Прототип
общего вида привода.
|