|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 Расчет тихоходного вала редуктора 4.1 Исходные данные Исходные данные выбираем из табл.1 и табл.2 с округлением до целых чисел: Н; Н; Н. ; Н; Т3=219Н; d=187мм; b=40мм. По кинематическое схеме привода составляем схему усилий, действующих на валы редуктора. Для этого мысленно расцепим шестерню и колесо редуктора. По закону равенства действия и противодействия : Fa1= Fa2= Fa; Ft1= Ft2= Ft; Fr1= Fr2= Fr. Схема усилий приведена на рис.3. Рис.3 Схема усилий, действующих на валы редуктора 4.2 Выбор материала вала Назначаем материал вала. Принимаем сталь 45 с пределом прочности σв = 700МПа [1,c.34, табл.3.3]. Определяем пределы выносливости материала вала при симметричном цикле изгиба и кручения [1,c.162] [1,c.164] ; МПа; ; .
4.3 Определение диаметров вала Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на чистое кручение (4.1) где [τк]=(20…40)Мпа [1,c.161] Принимаем [τк]=30Мпа. ; мм. Согласовываем dв с диаметром муфты упругой втулочной пальцевой МУВП, для этого определяем расчетный момент, передаваемый муфтой Тр3=Т3×К (4.2) где К – коэффициент, учитывающий условия эксплуатации привода. К=1,3…1,5 [1,c.272, табл.11.3] Принимаем К=1,5 Подставляя в формулу (4.2) находим: Тр3=219×1,5; Тр3=328,5Нм. Необходимо соблюдать условие Тр3<[T] (4.3) где [Т] – допускаемый момент, передаваемый муфтой. В нашем случае необходимо принять [Т] 500Ни [1,c.277, табл.11.5] Тогда принимаем окончательно dм2=40мм; lм2=82мм. (Длина полумуфты) Тип 1, исполнение 2. Проверяем возможность соединения валов стандартной муфтой ; ; мм. Так как соединение валов стандартной муфтой возможно. Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа40: мм. Намечаем приближенную конструкцию ведомого вала редуктора (рис.4), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм, под уплотнение допускается на 2…4мм и под буртик на 10мм.
Рис.4 Приближенная конструкция ведомого вала
мм; мм – диаметр под уплотнение; мм – диаметр под подшипник; мм – диаметр под колесо. 4.4 Эскизная компоновка ведомого вала Назначаем предварительно подшипники шариковые радиальные однорядные средней серии по мм подшипник №308, у которого Dп=90мм; Вп=23мм [1,c.394, табл.П3]. Выполняем эскизную компоновку вала редуктора. Необходимо определить длину вала L и расстояния от середины подшипников до точек приложения нагрузок a, b и с (рис.5). Рис.5 Эскизная компоновка ведомого вала е=(8…12)мм – расстояние от торца подшипника до внутренней стенки корпуса редуктора; К=(10-15)мм – расстояние от внутренней стенки корпуса до торца зубчатого колеса. Принимаем lст=b+10мм – длина ступицы колеса: lст=40+10=50мм; (30…50)мм - расстояние от торца подшипника до торца полумуфты. Принимаем 40мм. Определяем размеры а, b, с и L. а=b=Вп/2+е+К+lст/2; а=b=23/2+10+11+50/2; а=b=57,5мм Принимаем а=b=58мм. с= Вп/2+40+lм/2; с=23/2+40+82/2; с=93,5мм Принимаем с=94мм. L=Вп/2+a+b+c+ lм/2; L=23/2+58+58+94+82/2; L=262,5мм; Принимаем L=280мм. 4.5 Расчет ведомого вала на изгиб с кручением. Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников. Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у) Изгибающий момент от осевой силы Fа будет: mа=[Fa×d/2]: mа=164·187×10-3/2; mа=30,7Н×м. Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости. 1åmАу=0 -RBy·(a+b)+Fr·a- mа=0 RBy=(Fr·а- mа)/ (a+b); RBy= (899·0,058-30,7)/ 0,116; RBy==184,8Н Принимаем RBy=185Н 2åmВу=0 RАy·(a+b)-Fr·b- mа=0 RАy==(Fr·b+ mа)/ (a+b); RАy =(899·0,058+30,7)/ 0,116; RАy =714,15Н Принимаем RАy=714Н Проверка: åFКу=0 RАy- Fr+ RBy=714-899+185=0 Назначаем характерные точки 1,2,2’,3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты: М1у=0; М2у= RАy·а; М2у=714·0,058; М2у =41,4Нм; М2’у= М2у- mа(слева); М2’у=41,4-30,7; М2’у =10,7Нм; М3у=0; М4у=0; Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм (рис.6) Рассматриваем горизонтальную плоскость (ось х) 1åmАх=0;
Рис.6 Эпюры изгибающих и крутящих моментов ведомого вала. FМ·(a+b+с)-RВх·(a+b)- Ft·a=0; 972·(0,058+0,058+0,094)-RВх·(0,058+0,058)-2431·0,058=0; RВх=(204.12-141)/0,116; RВх=544,13Н RВх»544Н 2åmВх=0; -RАх·(a+b)+Ft·b+Fм·с= 0; RАх=(2431×0,058+972×0,094)/0,116; RАх=2003,15Н RАх»2003Н Проверка åmКх=0; -RАх+ Ft- Fм+RВх=-2003+2431-972+544=0 Назначаем характерные точки 1,2,2’,3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты: М1х=0; М2х= -RАх·а; М2х=-2003·0,058: М2х=-116,2Нм; М3х=- Fм ·с; М3х=-972·0,094; М3х=-8,65Нм М4х=0; Строим эпюру изгибающих моментов Мх. Крутящий момент ТI-I=0; ТII-II=T1=Ft·d/2; ТII-II=2431×187×10-3/2; ТII-II=227,3Нм 5 Расчет быстроходного вала редуктора 5.1 Исходные данные Исходные данные выбираем из табл.1 и табл.2 с округлением до целых чисел: Н; Н; Н. ; Н; Т3=212,2Н; d=63мм; b=44мм. Схема усилий, действующих на валы редуктора приведена на рис.3.
5.2 Выбор материала вала Назначаем материал вала. Принимаем сталь 45 с пределом прочности σв = 700МПа [1,c.34, табл.3.3]. Определяем пределы выносливости материала вала при симметричном цикле изгиба и кручения [1,c.162] [1,c.164] ; МПа; ; .
5.3 Определение диаметров вала Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на чистое кручение по формуле (4.1): ; мм. Согласовываем dв с диаметром муфты упругой втулочной пальцевой МУВП, для этого определяем расчетный момент, передаваемый муфтой по формуле (4.2): Тр3=Т3×К где К – коэффициент, учитывающий условия эксплуатации привода. К=1,3…1,5 [1,c.272, табл.11.3] Принимаем К=1,5 Подставляя в формулу (4.2) находим: Тр3=219×1,5; Тр3=328,5Нм. Необходимо соблюдать условие (4.3) Тр3<[T] где [Т] – допускаемый момент, передаваемый муфтой. В нашем случае необходимо принять [Т] 500Ни [1,c.277, табл.11.5] Тогда принимаем окончательно dм2=40мм; lм2=82мм. (Длина полумуфты) Тип 1, исполнение 2. Проверяем возможность соединения валов стандартной муфтой ; ; мм. Так как соединение валов стандартной муфтой возможно. Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа40: мм. Намечаем приближенную конструкцию ведомого вала редуктора (рис.7), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм, под уплотнение допускается на 2…4мм.
Рис.7 Приближенная конструкция ведущего вала
мм; мм – диаметр под уплотнение; мм – диаметр под подшипник; мм – диаметр под колесо. 5.4 Определение возможности изготовления вала-шестерни Определяем размер х (рис.8) (5.1)
Рис.8 Схема для определения размера х По ГОСТ23360-78 для диаметра 45мм предварительно выбираем шпонку сечением b×h=14×9мм. Подставив в формулу (5.1) значения получим ; мм, так как размер получился отрицательный, значит изготовление вала и шестерни отдельно невозможно. Определяем размеры вала-шестерни (рис.9).
Рис.9 Приближенная конструкция вала-шестерни мм; мм – диаметр под уплотнение; мм – диаметр под подшипник; мм – диаметр технологического перехода; мм – диаметр впадин зубьев; мм – диаметр вершин зубьев; мм – делительный диаметр. 5.5 Эскизная компоновка вала-шестерни Назначаем предварительно подшипники шариковые радиальные однорядные средней серии по мм подшипник №308, у которого Dп=90мм; Вп=23мм [1,c.394, табл.П3]. Выполняем эскизную компоновку вала редуктора. Необходимо определить длину вала L и расстояния от середины подшипников до точек приложения нагрузок a, b и с (рис.10). l=(0,8…1)×dа – расстояние между серединами подшипников; l=(0,8…1)×67; принимаем l=60мм; а=b=l/2; а=b=30мм; (30…50)мм - расстояние от торца подшипника до торца полумуфты. Принимаем 40мм. с= Вп/2+40+lм/2; с=23/2+40+82/2; с=93,5мм Принимаем с=94мм. L=Вп/2+a+b+c+ lм/2; L=23/2+30+30+94+82/2; L=206,5мм; Принимаем L=210мм.
Рис.10 Эскизная компоновка вала-шестерни
5.6 Расчет вала-шестерни на изгиб с кручением. Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников. Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у) Изгибающий момент от осевой силы Fа будет: mа=[Fa×d/2]: mа=164·63×10-3/2; mа=5,2Н×м. Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости. 1åmАу=0 -RBy·(a+b)+Fr·a- mа=0 RBy=(Fr·а- mа)/ (a+b); RBy= (899·0,03-5,2)/ 0,06; RBy==362,8Н Принимаем RBy=363Н 2åmВу=0 RАy·(a+b)-Fr·b- mа=0 RАy==(Fr·b+ mа)/ (a+b); RАy =(899·0,03+5,2)/ 0,06; RАy =536,16Н Принимаем RАy=536Н Проверка: åFКу=0 RАy- Fr+ RBy=536-899+363=0 Назначаем характерные точки 1,2,2’,3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты: М1у=0; М2у= RАy·а; М2у=536·0,03; М2у =16,1Нм; М2’у= М2у- mа(слева); М2’у=16,1-5,2; М2’у =10,9Нм; М3у=0; М4у=0; Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм (рис.11) Рассматриваем горизонтальную плоскость (ось х) 1åmАх=0; FМ·(a+b+с)-RВх·(a+b)- Ft·a=0; 972·(0,03+0,03+0,094)-RВх·(0,03+0,03)-2431·0,03=0; RВх=(149,7-72,9)/0,06; RВх=1279,3Н RВх»1279Н 2åmВх=0; -RАх·(a+b)+Ft·b+Fм·с= 0; RАх=(2431×0,03+972×0,094)/0,06; RАх=2738,3Н RАх»2738Н Проверка åmКх=0; -RАх+ Ft- Fм+RВх=-2738+2431-972+1279=0 Назначаем характерные точки 1,2,2ё’,3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты: М1х=0; М2х= -RАх·а; М2х=-2738·0,03: Рис.11 Эпюры изгибающих и крутящих моментов вала-шестерни М2х=-82,2Нм; М3х=- Fм ·с; М3х=-972·0,094; М3х=-8,65Нм М4х=0; Строим эпюру изгибающих моментов Мх. Крутящий момент ТI-I=0; ТII-II=T1=Ft·d/2; ТII-II=2431×63×10-3/2; ТII-II=76,6Нм 6 Подбор подшипников быстроходного вала Исходные данные n2=nII=481,5мин-1; dп2=40мм; RАy=536Н; RАх=2738Н; RBy=363Н; RВх=1279Н; Н. Определяем радиальные нагрузки, действующие на подшипники ; ; Здесь подшипник 2 – это опора А в сторону которой действует осевая сила Fа (см. рис.11). ; ; Назначаем тип подшипника, определив отношение осевой силы к радиальной силе того подшипника, который ее воспринимает (здесь подшипник 2) ; ; Так как соотношение меньше 0,35, то назначаем шариковый радиальный однорядный подшипник легкой серии по dп2=40мм [1,c.217, табл.9.22]. Подшипник № 208, у которого: Dn1=80мм; Вn1=18мм; С0=17,8кН – статическая грузоподъемность; С=32кН – динамическая грузоподъемность. [1,c.393, табл.П3]. Определяем коэффициент осевого нагружения по отношению . ; ; При е=0,19 [1,c.212, табл.9.18]. Так как меньших значений отношения нет ориентировочно считаем е=0,15 Проверяем выполнение неравенства ; где V – коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца V=1. . Определяем номинальную долговечность подшипников в часах [1,c.211]; (6.1) Fэ=V×Fr2×Kd×Kτ; [1,c.212]; где Kd - коэффициент безопасности; Kd =1,3…1,5 [1,c.214, табл.9.19]; принимаем Kd =1,5; Kτ – температурный коэффициент; Kτ =1 (до 100ºС) [1,c.214, табл.9.20]; Fэ=1×2790×1,5×1; Fэ=4185Н=4,185кН. Подставляем в формулу (6.1): ; ч. По условию срок службы редуктора – 4 года в две смены. Исходя из того, что в году 260 рабочих дней имеем: Lзад=260×8×2×4; Lзад=16640ч: Lзад>Lh. Необходимо выбрать подшипник средней серии по dп2=40мм [1,c.217, табл.9.22]. Подшипник № 308, у которого: Dn1=90мм; Вn1=23мм; С0=22,4кН – статическая грузоподъемность; С=41кН – динамическая грузоподъемность. Подставляем в формулу (6.1): ; ч. Сейчас условие Lзад<Lh выполняется. 7 Подбор подшипников тихоходного вала Исходные данные n3=nIII=160,5мин-1; dп3=40мм; RАy=714Н; RАх=2003Н; RBy=185Н; RВх=544Н; Н. Определяем радиальные нагрузки, действующие на подшипники ; ; Здесь подшипник 2 – это опора А в сторону которой действует осевая сила Fа (см. рис.6). ; ; Назначаем тип подшипника, определив отношение осевой силы к радиальной силе того подшипника, который ее воспринимает (здесь подшипник 2) ; ; Так как соотношение меньше 0,35, то назначаем шариковый радиальный однорядный подшипник легкой серии по dп3=40мм [1,c.217, табл.9.22]. Подшипник № 208, у которого: Dn2=80мм; Вn2=18мм; С0=17,8кН – статическая грузоподъемность; С=32кН – динамическая грузоподъемность. [1,c.393, табл.П3]. Определяем коэффициент осевого нагружения по отношению . ; ; При е=0,19 [1,c.212, табл.9.18]. Так как меньших значений отношения нет ориентировочно считаем е=0,15 Проверяем выполнение неравенства ; где V – коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца V=1. . Определяем номинальную долговечность подшипников в часах [1,c.211]; (6.1) Fэ=V×Fr2×Kd×Kτ; [1,c.212]; где Kd - коэффициент безопасности; Kd =1,3…1,5 [1,c.214, табл.9.19]; принимаем Kd =1,5; Kτ – температурный коэффициент; Kτ =1 (до 100ºС) [1,c.214, табл.9.20]; Fэ=1×2126×1,5×1; Fэ=3189Н=3,189кН. Подставляем в формулу (6.1): ; ч.
Условие Lзад<Lh выполняется. 8 Подбор и проверочный расчет шпонки быстроходного вала Выбор и проверочный расчет шпоночных соединений проводим по [4]. Рис.12 Сечение вала по шпонке Для выходного конца быстроходного вала при d=34 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=10x8 мм2 при t=5мм (рис.12). При длине ступицы муфты lМ=82 мм выбираем длину шпонки l=70мм.
Материал шпонки – сталь 45 нормализованная. Напряжения смятия и условия прочности определяем по формуле: где Т – передаваемый момент, Н×мм; ТII=76,7Н lр – рабочая длина шпонки, при скругленных концах lр=l-b,мм; [s]см – допускаемое напряжение смятия. С учетом того, что на выходном конце быстроходного вала устанавливается полумуфта из ст.3 ([s]см=110…190 Н/мм2) вычисляем:
Условие выполняется. 9 Подбор и проверочный расчет шпонок тихоходного вала Для выходного конца тихоходного вала при d=34 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=10x8 мм2 при t=5мм. ТII=218,7Н При длине ступицы муфты lМ=82 мм выбираем длину шпонки l=70мм. С учетом того, что на выходном конце быстроходного вала устанавливается полумуфта из ст.3 ([s]см=110…190 Н/мм2) и ТIII=218,7Н вычисляем:
Условие выполняется. Для соединения тихоходного вала со ступицей зубчатого колеса при d=45 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=14x9 мм2 при t=5,5мм. При lст=50 мм выбираем длину шпонки l=40мм. Материал шпонки – сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжения смятия и условия прочности с учетом материала ступицы чугуна СЧ20 ([s]см=70…100 МПа) и ТIII=218,7Н:
Выбранные данные сведены в табл.3. Таблица 3 Параметры шпонок и шпоночных соединений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Параметр |
Вал-шестерня - полумуфта |
Вал-полумуфта |
Вал-колесо |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина шпонки b,мм |
10 |
10 |
14 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Высота шпонки h,мм |
8 |
8 |
9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина шпонки l,мм |
70 |
70 |
40 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глубина паза на валу t,мм |
5 |
5 |
5,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глубина паза во втулке t1,мм |
3,3 |
3,3 |
3,8 |
10 Выбор системы и вида смазки.
Скорость скольжения в зацеплении VS = 1.59 м/с. Контактные напряжения sН = 482,7 Н/мм2. По таблице 10.29 из [3] выбираем масло И-Т-Д-680.
Используем картерную систему смазывания. В корпус редуктора заливаем масло так, чтобы венец зубчатого колеса был в него погружен на глубину hм (рис.12):
Рис.13 Схема определения уровня масла в редукторе
hм max £ 0.25d2 = 0.25×183 = 46мм;
hм min = 2×m = 2×2 = 4мм.
При вращении колеса масло будет увлекаться его зубьями, разбрызгиваться, попадать на внутренние стенки корпуса, откуда стекать в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которым покрываются поверхности расположенных внутри корпуса деталей, в том числе и подшипники.
Объем масляной ванны
V = 0.65×PII = 0.65×3,866 = 2.5 л.
Контроль уровня масла производится пробками уровня, которые ставятся попарно в зоне верхнего и нижнего уровней смазки. Для слива масла предусмотрена сливная пробка. Заливка масла в редуктор производится через съемную крышку.
И для вала-шестерни, и для зубчатого колеса выберем манжетные уплотнения по ГОСТ 8752-79. Установим их рабочей кромкой внутрь корпуса так, чтобы обеспечить к ней хороший доступ масла.
11 Сборка редуктора
Для редуктора принимаем горизонтальную конструкцию разъемного корпуса, изготовленного литьем из серого чугуна СЧ15. Устанавливаем зубчатую пару с подшипниками. Для предотвращения задевания поверхностей вращающихся колес за внутренние стенки корпуса внутренний контур стенок провести с зазором х=8…10мм [3]; такой же зазор предусмотреть между подшипниками и контуром стенок. Расстояние между дном корпуса и поверхностью колес принимаем
у³4х; у³(32…40)мм
Для малонагруженных редукторов (Т2£500Нм) определяем толщины стенок крышки и основания корпуса
; мм, принимаем мм.
Для крепления крышек подшипников в корпусе и крышке предусматриваем фланцы. Крышки торцовые для подшипников выбираем по табл.143 (глухие) и 144 (с отверстием для манжетного уплотнения) [2, т.2, с.255].
Для быстроходного вала:
крышка торцовая глухая типа 2 исполнения 2 диаметром D=90мм ГОСТ18511-73;
крышка торцовая с отверстием для манжетного уплотнения типа 1 исполнения 2 диаметром D=90мм ГОСТ18512-73.
Для тихоходного вала:
крышка торцовая глухая типа 2 исполнения 2 диаметром D=80мм ГОСТ18511-73;
крышка торцовая с отверстием для манжетного уплотнения типа 1 исполнения 2 диаметром D=80мм ГОСТ18512-73.
Прорисовываем корпус и крышку редуктора с учетом рекомендаций [3.с.219].
Устанавливаем верхнюю крышку на винты и закручиваем пробки.
Список использованной литературы
1. С.А.Чернавский и др. «Курсовое проектирование деталей машин» М. 1987г.
2. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. -8-е изд. перераб. и доп. Под ред. И.Н.Жестковой. – М.: Машиностроение, 1999
3. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1991
4. Чернин И.М. и др. Расчеты деталей машин. – Мн.: Выш. школа, 1978
ОпросыКто на сайте?Сейчас на сайте находятся:345 гостей |
Все права защищены © 2010 |