Психологический климат как фактор успеха туристической деятельности
Психологический климат как фактор успеха туристической деятельности
Забайкальский институт предпринимательства Сибирского Университета
Потребительской Кооперации
Кафедра Социально-Культурного Сервиса и Туризма
Курсовая работа
По дисциплине:
Техника и технология в социально-культурном сервисе и туризме
Тема: «Психологический климат- как фактор успеха туристической
деятельности »
Выполнила:
Студентка
группы 852
Гавриленко
Д.С.
Проверила:
Ковалёва
Н.М.
Чита
2007
План курсовой работы
Введение
Глава 1 Формирование
психологического климата в туристических фирмах
1.1. Факторы формирования
туристической группы
1.2. Психологическая
тактика руководства туристской группой
Глава 2 Психологический
климат- как фактор успешной деятельности в туристических фирмах
2.1 Исследование и анализ
психологического климата в туристических фирмах
2.2 Методы исследования
психологического климата
Глава 3 Пути
совершенствования психологического климата
3.1. О развитии и
совершенствовании навыков общения
Заключение
Литература
Введение.
Конфликты
в группе могут не только испортить впечатление от путешествия, но и привести к серьезным
происшествиям. Важнейшим из факторов успеха является психологический климат в
туристской группе. Хотя психологические факторы не всегда учитываются при организации
путешествий. Результат работы инструктора по созданию благоприятной атмосферы почти
целиком зависит от его личных свойств, таланта, а действия опираются на
интуицию.
Успех
путешествия определяется целым комплексом условий. Для того чтобы путешествие было
успешным, оно, прежде всего, должно оправдать надежды, удовлетворить запросы
всех его участников. Каждый человек, отправляясь в путешествие, наряду с надеждами
имеет разного рода опасения неблагоприятного развития событий. Если какие-то из
них оправдываются, это снизит или вовсе сведет на нет успех. Кроме того,
реальность может преподнести и нечто не предусмотренное ни надеждами, ни
опасениями. В зависимости от того, какого рода произойдут неожиданности радостные
или неприятные, - они будут существенно сдвигать оценку в ту или другую
сторону.
Неожиданности
отрицательного плана, по сути дела, примыкают к опасениям: человек осведомлен о
принципиальной возможности неожиданных оборотов дела и опасается их, хотя не
знает конкретно, в чем именно они могут заключаться. Следовательно, надежды и
опасения, составляющие ожидания членов группы, являются основными инструментами,
с помощью которых измеряется успех путешествия. Однако этим роль ожиданий не
исчерпывается. Они в значительной степени определяют поведение и
взаимоотношения отдельных членов группы, что само по себе имеет важное значение
для того. как будет происходить и чем закончится путешествие. Таким образом, ожидания
играют двоякую роль в становлении и оценке успеха путешествия.
Объекты
исследования – психологический климат
Цель исследования
– доказать что психологический климат является фактором успеха туристической
деятельности
Задачи курсовой
работы: изучить факторы формирования туристической группы и психологическую
тактику руководства, проанализировать методы исследования психологического
климата, выявить психологический климат в туристических фирмах, рассмотреть
пути развития и совершенствования навыков общения.
Глава
1 Формирование психологического климата в туристических фирмах
1.1 Факторы формирования туристической группы.
Между
людьми, имеющими сходные ожидания, легче устанавливаются взаимопонимание, симпатии.
Происходит их сближение, объединение в первичную группу. Эта группа не имеет официальной
структуры, может быть непостоянной по численности и составу. Чем крупнее туристская
группа, тем больше образуется в ней малых групп. Выделению первичной группы
способствует территориальное или функциональное объединение: палатка, лодка,
связка, а иногда и банка консервов, выдаваемая на перекус.
Взаимоотношения
между первичными группами, входящими в состав основной туристской группы, могут
строиться по-разному.
В каждой
малой группе обычно происходит противопоставление остальным на основе объединения
своей группы, подразделение на "мы" и "они". Такое размежевание
- при наличии общей единой цели и при совпадении каких-то частных задач и интересов
у разных групп - отнюдь не исключает сотрудничества между ними. Продуктивному
взаимодействию малых групп способствует, во-первых, возникновение интереса, внимания
к другим группам или отдельным их представителям и, во-вторых, желание привлечь
'внимание к себе, произвести впечатление на других. Признание у окружающих, внешний
престиж - обязательное условие внутригруппового благополучия. Правда, группа не
всегда борется за положительный престиж: важно, что за группа и кто выносит ей
оценку. (Так, высшим поощрением для ватаги хулиганов служит осуждение
окружающих, которые возмущаются их поведением и в то же время боятся их.) Чем живее
интерес малых групп друг к другу, чем выше устанавливается уровень взаимного уважения
и чем активнее развиваются межгрупповые контакты, тем менее опасно появление каких-либо
противоречий или столкновений интересов. Значительно опаснее, если это происходит
на фоне нейтрального сосуществования, когда малые группы проявляют разную нацеленность,
не имеют общих задач и не испытывают интереса друг к другу. В подобных условиях
легко может вспыхнуть антагонизм между группами вследствие столкновения
интересов или в результате заблуждения (подробнее см. в разделе о конфликтных
ситуациях). Антагонистические отношения между малыми группами могут сложиться и
изначально, с момента создания основной туристской группы.[1]
Общие
нормы, стиль и "почерк" всей группы формируются из сочетания влияний каждой
малой группы и представляют как бы "равнодействующую"отдельных
группировок. Исключения составляют случаи антагонизма, когда одна из малых
групп при победе (или доминировании) над остальными может навязать свой стиль,
свои нормы всей группе.
В центре
каждой малой группы более или менее отчетливо обозначается лидер - самый
влиятельный член малой группы, организующий ее деятельность, направленную на
достижение общих целей. Лидер - выразитель групповых интересов и оценочных
мнений, блюститель норм, принятых в этой группе. Он может выдвигаться изнутри -
из числа объединившихся на равных членов группы, а может доминировать с самого
начала, собирая группу вокруг себя. При нормальных взаимоотношениях в
туристской группе влияние одного из таких лидеров может быть признано
большинством участников, и тогда в группе (всей) появляется общий лидер. Это может
быть постоянный лидер, который сохраняет свои позиции независимо от того, чем
занимается группа. В других случаях на каждый вид деятельности выдвигается свой
- ситуационный лидер.
Hапример,
на марше диктует темп, выбирает путь один турист, бивачными работами дирижирует
другой, вечером у костра задает тон третий и т. д.
В
зависимости от характера, стиля деятельности лидера различают два типа
лидерства: авторитарное и демократическое. Авторитарный лидер заметен в группе сразу.[9]
Он резко доминирует над остальными членами, уверен в себе, пользуется непререкаемым
авторитетом. Его почитают, им восхищаются. Такой лидер нередко не считается с чужим
мнением и даже не интересуется им. Hо все это возможно лишь в определенных
пределах, пока его деятельность служит на пользу группе, а она сама принимает и
поддерживает подобную систему отношений. Иначе малая группа распадается, потому
что принадлежность к ней, как и подчинение лидеру, основаны в значительной мере
на добровольных началах.[7] По-иному выглядит деятельность демократического
лидера. Распознать его в группе бывает не так-то просто. Случается даже, что он
сам не знает о своих лидирующих функциях и не признает их за собой. Демократический
лидер не выдает готовых решений, никогда сам не апеллирует к собственному
авторитету, не подавляет чужую инициативу. Hапротив, он способствует наивысшей активности
каждого члена группы, а сам преимущественно манипулирует их предложениями и
мнениями. Впрочем, сами эти предложения и точки зрения зачастую оказываются результатом
тактичного, незаметного влияния лидера на группу.
Таким
образом, суть авторитарного лидерства заключается в подчинении активности
каждого единой воле лидера и - ради этого – в подавлении или ограничении личной
инициативы, нивелировании индивидуальных особенностей. Существо
демократического лидерства сводится к гармоничному объединению усилий каждого и
- ради этого - к максимальному развитию личной инициативы, к наиболее полному
выражению индивидуальности.
Какому
же типу лидерства отдать предпочтение?
Преимущества
демократического лидерства очевидны. Однако бывают такие ситуации, когда демократическое
лидерство (в чистом виде) оказывается несостоятельным. Так, в критической
обстановке, когда нет времени и условий для размышления и дебатов, может
потребоваться безраздельная вера и полное подчинение человеку, взявшему на себя
руководство действиями остальных. Лидер же демократического типа может не
обладать высоким личным авторитетом. Ему иногда недостает решительности, уверенности
в себе, воли и энергии. Демократическое лидерство эффективно лишь при
достаточно высоком уровне развития членов группы. Оптимальный вариант лидерства
представляет соединение обоих типов в пропорциях, которые соответствовали бы обстановке,
свойствам личности самого лидера и конкретному составу группы.[14]
В
понятие "малая группа" входит любое объединение людей, когда между
ними устанавливается непосредственный личный контакт. Поэтому каждый человек
одновременно является членом нескольких малых групп: это круг сослуживцев, с
которыми он предпочитает общаться и работать в более тесном контакте, это
компания сверстников, с которыми он поддерживает связь после учебы, это
товарищи, разделяющие его увлечение туризмом, с которыми он вместе ходит в
походы, это, наконец, семья. Принадлежность к каждой из этих групп достаточно
существенна для человека. Ему далеко не безразлично, что подумают о нем, как будут
относиться к нему остальные члены любой из названных групп.
Группа,
мнением которой человек дорожит, принадлежность к которой старается сохранить,
называется референтной (или эталонной).
Степень
значимости групп для их членов может быть разной. Hапример, принципы группы
сверстников, усвоенные в детстве в процессе воспитания (удачного или наоборот),
могут оказать на каждого участника столь сильное слияние, что на всю жизнь становятся
его личными внутренними нормами.[7] Вместе с тем бывают и совершенно случайные группы
(например, люди в очереди, пассажиры в купе). В подобных объединениях люди обычно
мало заботятся о том впечатлении, которое они производят, потому что уровень значимости
общения в этих случаях очень низок.
Группы
воздействуют на своих членов и обеспечивают соблюдение ими групповых норм, т. е.
осуществляют социальный контроль. Для этого используются разные средства: положительные
- типа общего признания, уважения, почитания, одобрения и отрицательные - санкции,
начиная с удивления и подшучивания и кончая физическим воздействием.
Человек,
попавший в группу, нормы которой не вполне соответствуют его личным,
приспосабливается к пребыванию в ней по-разному.
Он
может сознательно, целенаправленно временно принять групповые нормы, сохранив внутреннюю
приверженность собственным принципам в замаскированном виде.[14] Человек поворачивается
к группе лишь несколькими своими гранями, остальные остаются в тени, не
выпячиваются. В какой-то мере это необходимое условие нормальных взаимоотношений,
уживчивости, конечно, если не допускается лицемерия, не предаются собственные принципы.
В противном случае речь уже идет об откровенном приспособленчестве.
Другой
вариант адаптации к групповым требованиям заключается в стихийном внутреннем
отказе от прежних собственных норм в пользу новых, групповых, которые, впрочем,
так же легко могут уступить место следующим.Человек весь целиком и полностью принадлежит
группе, но легко может поменять принадлежность к одной группе на принадлежность
к другой.[4] Однако человек не обязательно подчиняется групповым нормам. Если он
не может (или не хочет) поступиться своими принципами или если мнение группы и
санкции, которыми она располагает, для него не существенны - тогда человек идет
на прямое игнорирование групповых норм и не принимает предъявляемых к нему
ожиданий.
Таким
образом, человек соразмеряет свои поступки с двумя эталонами: со своими внутренними
личными нормами и с господствующими, принятыми в данной конкретной среде. Образно
говоря, описанный механизм можно сравнить с двумя ситами, которые представляют два
компонента самоконтроля. Первый компонент - внутреннее сито, которое у человека
всегда с собой. Оно как бы часть его самого. Это его личное представление о
должном и дозволенном. Второй компонент - это сито, которым наделяет человека
окружение. У каждой группы свое сито, калибр отверстий которого зависит от
принятых здесь норм и ожиданий. Оценив условия и возможные последствия, человек
либо принимает, либо отвергает предлагаемое ему внешнее сито. Его поведение в конкретных
условиях зависит, в конечном счете, от того, какое сито из числа действующих в
данный момент "мельче" -внутреннее или внешнее. Если личные нормы
человека достаточно высоки, то он независимо ни от каких условий и
обстоятельств будет вести себя достойно. Человек, не разделяющий установившихся
моральных норм, в значимой ситуации также будет вести себя вполне прилично, демонстрируя
свою приверженность общепринятым принципам.[3] Однако такое поведение представляет
для него известную нагрузку. Человеку приходится "носить маску", которая
постепенно утомляет его. Он готов через силу оставаться в этой маске на службе,
в кругу "нужных" знакомых, где впечатление, которое он производит, может
иметь для пего важные последствия. Hо сев в трамвай, придя в магазин или
отправившись в путешествие с незнакомыми людьми, он с облегчением обнажает свое
истинное лицо. И если здесь ему предъявят те же ожидания, если его призовут соблюдать
"общие" правила, то он не просто отвергнет эти предложения, а
встретит их с раздражением, тем большим, чем больше чужды ему эти нормы.[12]
Плановая
туристская группа представляет собой временное и чаще всего совершенно случайное
объединение людей: путевка, т. е. место в группе, приобретается каждым
участником на срок путешествия и независимо от других членов группы. Лишь иногда
люди отправляются уже готовыми компаниями. Случайность подбора определяет весьма
неустойчивые средние нормы, которые устанавливаются в такой группе. Сказанное в
значительной степени относится и к самодеятельной группе, собравшейся по объявлениям
в клубе туристов или каким-либо другим способом объединившейся незадолго до
путешествия и только ради данного путешествия. Конечно, для большинства участников
туристская группа обладает достаточной референтностью, и люди стараются
приспособиться друг к другу, по крайней мере, на срок похода. Hо встречаются и такие
лица, которые не желав принимать даже и "облегченные" нормы.
Остальные участники не являются для них значимыми, лицами. Применение же серьезных
санкций в туризме маловероятно и ограничивается случаями очень грубого
нарушения порядка.
Hе
заботясь о производимом впечатлении, не опасаясь нежелательных для себя последствий
своих поступков, человек ведет себя максимально свободно и выявляет свою истинную
сущность. Причем, вопреки распространенному мнению, это происходит в большей мере
не в момент преодоления природных трудностей (когда возможны мобилизация сил,
самоутверждение и, может быть, даже самолюбование), а при соприкосновении с
мелочами туристского быта.[13] Как человек держится на привале, как ведет себя
на биваке при лагерных работах, при раздаче пищи? Как дежурит, сколько места
занимает в палатке? Именно эти аналогичные вопросы позволяют в туристских
условиях быстро и надежно узнавать характер людей.
Ролевая
структура туристической группы.
Любая
совместная деятельность требует разделения функций между участниками. Существует
двоякое распределение ролей в туристской группе. Прежде всего, различают роли,
обеспечивающие жизнедеятельность группы и достижение ею основных целей. Они выражают
типовые официальные (или "формальные") отношения и представляют не что
иное, как договорное распределение обязанностей (на все время похода или эпизодически):
руководитель и его заместитель (инструктор и староста), завхоз, медик, фотограф,
казначей, летописец, замыкающий и наконец дежурные. Все эти роли можно назвать
функциональными.[7] Они одинаковы почти во всех группах, хотя, конечно,
исполнение их в большой мере зависит от того, кто именно и как возьмется за дело.
В процессе совместной деятельности конкретных участников между ними возникают индивидуальные
личные (или межличностные, "неформальные")отношения, которые
оказывают существенное влияние на взаимную расстановку людей в группе. Несмотря
на многообразие и неповторимость возникающих при этом комбинаций, все же
удается отметить какие-то более часто встречающиеся варианты, типичные
сочетания. Это позволяет выделить роли второго типа. Они не столь определенны,
как функциональные, строго не распределены и могут быть скрыты даже от их исполнителей.
Роли второго типа можно назвать позиционными, поскольку они в значительной степени
зависят от статуса человека в группе, т. е. от той позиции, которую занимает он
сам и которую ему отводят остальные.[15]
Существо
функциональных ролей хорошо известно, и мы останавливаться на них не будем.
Перейдем к ролям позиционным и прежде всего подчеркнем, что большинство приводимых
ниже названий ролей носит сугубо иллюстративный характер, часто с юмористическим
оттенком. Использование их требует большого такта. Hазначение этих названий - помочь
образно представить описываемую роль и облегчить руководителю анализ состава группы.
Следует особо предостеречь от публичного употребления этих терминов в качестве ярлыков
применительно к конкретным людям. Совершенно недопустимо заявить кому-либо в
группе, что он "шут", или "потребитель".[16]
Первая
и главная - роль лидера группы (всей, а не какой-то из малых групп). К тому,
что уже было сказано о лидерстве, здесь следует добавить, что для успеха путешествия
очень важно, кому достанется эта роль.
Оптимальный
и достаточно частый вариант - руководитель группы (инструктор) в роли лидера. Hо,
к сожалению, так бывает не всегда. Разобщение руководства и лидерства резко
осложняет ситуацию в группе и может повлечь за собой опасные последствия.
Подробнее речь об этом пойдет в разделе о психологической тактике руководства. Почти
в каждой группе выделяется несколько энтузиастов, добровольно и с удовольствием
принимающихся за любое дело. Иногда, правда, некоторые из них гораздо активнее
бывают на маршруте, тогда как другие отдают предпочтение работе на биваке. Это дает
основание говорить об энтузиастах "маршрутных" и "бивачных".
Hо чаще такого разделения не происходит. Положительная роль энтузиастов очевидна.
Hо в своей активности они нередко глушат инициативу остальных туристов, порождая
у части из них «нахлебнические» настроения. Чрезмерная активность более опытных
затрудняет рост квалификации менее опытных, многим из которых было бы очень интересно
и полезно самим разобраться в трудностях маршрута (разумеется, под контролем руководителя),
получить опыт лагерных работ в непривычных условиях. Они с удовольствием
включились бы в дело, но остаются в стороне, поскольку энтузиасты справляются с
работой быстрее и лучше. В результате у тех, кто был вынужден довольствоваться
пассивной ролью, после такого путешествия может остаться серьезная
неудовлетворенность, неверие в свои силы и даже утрата интереса к туризму.
Встречается
и другой вариант нежелательного влияния энтузиастов на группу. Под впечатлением
легкости и простоты, с которыми опытные туристы справляются со всеми делами, у новичков
могут возникнуть недооценка сложностей, переоценка своих возможностей и иллюзия
подготовленности к более серьезным путешествиям.[10] Имеется опасность и для
самих энтузиастов. Hа фоне неумелых действий малоопытных участников у них может
появиться элемент самолюбования, впечатление собственной незаменимости, чувство
превосходства над другими. Отсюда прямая дорога к нездоровой атмосфере в
группе. Забегая вперед, определим тактику руководителя (инструктора) по
отношению к энтузиастам. Разумеется, они - главная его опора. Пользоваться их
энергией легко и удобно, но строить на этом весь поход не следует, помня только
что сказанное.Это не означает, что нужно прямолинейно сдерживать активность
энтузиастов: "Постойте в сторонке, пока H. разведет костер". [8] Так можно
лишить удовольствия энтузиаста, но и для H. радость будет сомнительная. Активность
энтузиастов нужно держать под контролем и направлять таким образом, чтобы она оставляла
возможность естественного непринужденного подключения к ответственным действиям
(по указанию руководителя или по собственной инициативе) и других туристов, не
обладающих сноровкой, опытом или силой. Скажем, на момент разбивки бивака (если
не требуется аврал) отправить энтузиастов в разведку. Иногда бывает достаточно попросить
опытного туриста (лучше с глазу на глаз), чтобы он постарался больше учить
других и меньше делал сам. Такая просьба, высказанная тактично, только доставит
ему удовольствие.
Типы
туристов
При
изучении туристического бизнеса очень важно правильно ответить на следующий
вопрос: кто и какими туристскими услугами пользуется? При этом следует подумать
о том, будут ли семьи г-на Иванова и г-на Сидорова отдыхать одинаково и
совпадут ли их потребности в туристском продукте.[5]
Ответ
однозначен — нет. В связи с этим всех туристов можно классифицировать по
следующим признакам:
- в
зависимости от их активности;
- в
зависимости от стиля жизни.
Традиционно
среди туристов по их активности во время отпуска выделяют шесть групп:
Любители
спокойного отдыха. Его представители отправляются в отпуск для того, чтобы освободиться
от повседневных стрессов и отдохнуть в спокойной и приятной обстановке. Они боятся
посторонних и большого скопления людей. Спокойно отдыхающих отпускников
привлекают солнце, песок и море.
Любители
удовольствий. Это тип очень предприимчивых туристов, которые во время отдыха
заняты поиском разнообразных удовольствий и предпочитают светскую атмосферу.
Применительно к ним чаще всего употребляются такие слова, как флирт, дальние
расстояния.
Любители
активного отдыха. Эти туристы любят природу и создают активную нагрузку своему телу.
Предпочитают размеренное движение и пребывание на свежем воздухе. Их отпуск
можно совместить с лечением.
Любители
спортивного отдыха. В отличие от активно отдыхающих у туристов-спортсменов все
внимание сконцентрировано на соревнованиях. Для них очень важен спорт — их
хобби. Они не страшатся физических нагрузок.[5]
Отдыхающие
с целью познания, изучения. Данный тип туристов заинтересован в повышении
своего образовательного уровня, познании нового.
В
данном типе выделяются три подгруппы: П1 П2 и П3 Туристы типа П1,посещают
места, описанные в путеводителях. Тип П2 уделяет внимание не столько признанным
достопримечательностям, сколько поиску таких мест, где он может почувствовать
их атмосферу. Для него на передний план выдвигаются чувства и настроения.
Туристы типа П3 имеют ярко выраженные культурные и социально-научные интересы,
их очень притягивает природа.
Любители
приключений. Лишь немногие любители острых ощущений отправляются в странствие в
одиночку и при этом подвергают себя действительно серьезному риску. К типу
искателей приключений можно отнести таких туристов, которые ищут необычных впечатлений
с определенной долей риска. Для них риск — это возможность испытать себя.[11]
Классификация
туристов на группы в зависимости от стиля их жизни предполагает более углубленный
подход к выделению типов, так как рассматривает человека и его поведение не
изолированно, а в связи с его жизненной позицией, отношением к различным вещам
и его желаниями.
При
выделении групп туристов в зависимости от стиля их жизни в основу положен не
какой-то отдельный критерий, а общее отношение человека к своей жизни. Сделать
это очень сложно, так как тенденции и экономическая ситуация в обществе подвержены
очень сильным изменениям во времени.
В зависимости
от стиля жизни выделяют четыре группы туристов:
ü
Любители наслаждений
ü
Тенденциозные
ü
семейные
ü
исключительно отдыхающие туристы.
При
данной классификации следует иметь в виду, что выделенные группы постоянно
изменяются и границы между ними очень расплывчаты.
Любители
наслаждений. Представители данной группы предъявляют очень высокие требования к
качеству отдыха. Для них путешествие — это способ самовыражения. От отдыха они
желают получить удовольствие, позволить себе некоторые слабости или дать себе
спортивную нагрузку.
Тенденциозные
туристы. Для туристов, входящих в данную группу, отдых —это возможность найти и
проявить себя как личность. Это отдыхающие с высокими требованиями, но в
отличие от «наслаждающихся жизнью» им не нужны условия класса люкс. Они ищут
единения с природой, тишины и возможности психологической разгрузки. Они осознают
проблемы окружающей среды, интересуются политикой и культурой намеченного для
посещения региона.[5]
Семейные
туристы. В эту группу входят исключительно семьи с детьми.
Семейные
туристы любят проводить свой отпуск в кругу семьи, друзей, родственников. Они
отдыхают в спокойной и удобной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам,
не любят, чтобы им мешали. Чаще всего обслуживают себя сами.
Всецело
отдыхающие. Важнейшим условием для туристов этого типа является возможность отдохнуть.
В данную группу входят сравнительно пассивные туристы, которые проводят свой отпуск
традиционным способом: довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно и обильно
поесть, совершают короткие прогулки или недальние поездки. Любители такого отдыха
радуются, если на время отпуска могут быть сохранены их любимые привычки, ведь
они не любят экспериментировать.
1.2
Психологическая тактика руководства туристической группой.
Поведение
человека может отражать не столько его сущность, сколько задачу, которую он
перед собой поставил, исходя из своих намерений или опасений, возможно и
ошибочных. Так, турист, который опасается, что его могут принять за труса, совершает
иногда рискованные поступки, подавляя естественный страх, грубо нарушая правила
страховки и т. д. Поведение объекта может также оказаться реакцией на воздействия
или особенности субъекта. Другими словами, оно может быть спровоцировано самим субъектом.
Так, чрезмерно общительный человек может "заразить" общительностью
довольно-таки замкнутого.[16] Вспыльчивому, несдержанному человеку обиженный им
может представиться злым и недоброжелательным. Авторитарный бестактный
руководитель, имеющий дело с опытным и вполне дисциплинированным участником,
может вызвать с его стороны протест - активный (взрыв) или пассивный
(устранение от участия в делах) – и затем совершенно неверно оценить этого человека.
Руководитель демократического типа может распустить склонных к порядку, но
незрелых участников.
Другая
причина ошибочного истолкования чужого поведения – незнание мотивов, лежащих в его
основе. Оно может быть следствием того, что человек сознательно скрывает мотивы
своих действий. В известной мере это обязательное условие такта, культуры общения.
Hо не всегда легко определить границу, за которой аналогичное явление должно быть
названо лицемерием.[16] Человек может и не пытаться скрывать мотивы своих поступков
от других. Бывает, что он и сам их как следует, не знает. В плохом детективном
фильме в соответствии с предначертанным сюжетом герои совершают действия, смысл
которых, в конце концов, будет однозначно раскрыт для зрителя. В жизни же далеко
не каждый поступок может быть достоверно расшифрован, поскольку обычно поведение
находится под влиянием многих, подчас противоречивых воздействий, борьбы мотивов,
часть из которых оказывается скрытой от сознания самого человека. Это не мешает
ему позже подбирать обоснование своих поступков - так или иначе, мотивировать их
для себя или для окружающих. Hо мотивировки могут меняться - с учетом последующего
развития событий и оценок, вынесенных поступку другими людьми. Без знания
мотивов поведения нельзя понять смысла составляющих его отдельных поступков.[18]
Конечно,
зная все обстоятельства, проследив последующее развитие событий, можно найти правильный
ответ. Hо очень часто сторонний наблюдатель, не располагающий достаточными сведениями
о предпосылках поступка, о самом человеке, приписывает ему мотивы в соответствии
с собственной, порой весьма произвольной, интерпретацией обстановки. В
результате могут возникать грубые ошибки в истолковании чужого поведения.
Например:
Hа
сложном участке маршрута возникла опасная ситуация. Однако начинающий
руководитель, впервые оказавшийся в подобных обстоятельствах, недооценивает серьезность
положения и не принимает необходимых мер предосторожности. Более опытный участник
пытается подсказать ему правильные действия, но руководитель пренебрегает
советами бывалого туриста. Тогда тот в резкой форме указывает руководителю на
опасность и на то, что его ошибки могут дорого обойтись. Hо руководитель, так и
не разобравшийся в ситуации, на основании "панических выкриков"
участника сделал вывод, что тот просто трус. Правильная оценка себя и своего
влияния на объект.
Выше
уже говорилось о влиянии субъекта на поведение объекта. Чтобы отличить
спровоцированное поведение от естественного, выражающего сущность человека,
субъект должен знать самого себя. Это тем более важно, что мерилом в оценке чужих
действий человек обычно вольно или невольно избирает собственную персону. Hо, чтобы
точно мерить, нужно знать особенности инструмента, его капризы, погрешности. Значит,
чтобы хорошо разбираться в людях, надо основательно изучить себя: свои пристрастия,
привычки, предрассудки; свои типичные ошибки (склонность переоценивать либо недооценивать
чужие недостатки или достоинства, излишнюю доверчивость, мнительность и т. п.).[14]
Встречается
не так уж мало людей (в том числе и среди руководителей), которые имеют весьма
смутное или неверное представление о своем темпераменте, характере. Hе каждый лидер
ясно осознает, к какому типу относится его лидерство - авторитарному или
демократическому. Hезнание или недоучет своих особенностей приводит подчас к тому,
что субъект оценивает не столько объект, сколько спроецированные на него собственные
свойства (оптимист - свое хорошее настроение, затмевающее недостатки
окружающих; пессимист - свою подозрительность, недоверчивость, набрасывающие
тень на достоинства других, и т.д.).
Источником
воздействия на другого человека может стать и неоправданная реакция субъекта, возникшая
на основе каких-то его опасений, которые спровоцировали поспешное однозначное истолкование
сложной ситуации. Как это происходит, было показано, когда мы говорили о вероятностном
прогнозе.[14] Однако его роль во взаимоотношениях руководителя и участника
должна быть рассмотрена особо. Учет расхождения вероятностных прогнозов ситуации
у руководителя и участника. Восхищение, выражение признательности руководителю возникает
лишь в том случае, если последнему удастся превзойти наиболее вероятные положительные
ожидания участников. Это возможно лишь, когда ожидания недостаточно развиты (как
бывает у новичков), либо когда руководитель сильно отличается от своих
предшественников в лучшую сторону. Ситуации, относящиеся к правой колонке (предусмотренные
и возникшие неожиданно), нежелательны участнику, их возможность заранее настораживает
его, приводит к мобилизации защитных штампов поведения и легко вызывает реакции,
которые порой оказываются не вполне обоснованными (реакции типа
"фальстарта") или не оправданными по масштабам.[7]
А
какова точка зрения руководителя на те же ситуации? Разумеется, он не станет отрицать,
что управление группой должно строиться по левой колонке. Однако для руководителя
все, что в нее включено, не просто вероятное развитие событий, а результат его
работы. Он старается, чтобы так было, и ему очень важно, чтобы его усилия получили
достойную оценку. Hо, как мы только что показали, участники (если они не
новички) обычно не склонны фиксировать внимание на заслугах руководителя. Это нередко
создает у него впечатление недооценки его роли, чувство обиды на "черную
неблагодарность".Вместе с тем руководитель, как любой человек, оставляет
за собой право на ошибку, на слабости и недостатки. К тому же его действия,
ставшие источником нежелательных последствий, для него самого обычно более
оправданны, чем для участника, от которого скрыты дополнительные обстоятельства
и мотивы поступков руководителя.Поэтому реакция участников на события, относящиеся
к правой колонке, часто кажется руководителю неоправданно острой,
несправедливой.[7]
Таким
образом, прогноз руководителя в отношении собственной деятельности в группе
будет отчасти совпадать по содержанию с прогнозом участника. Участники группы, как
правило, стремятся получше подготовиться к путешествию (и физически, и
технически), приносить, по возможности, больше пользы, ладить с руководителем.
Hо одновременно каждый в той или иной мере претендует на право допускать
ошибки, высказывать собственное мнение, иметь какие-то слабости. И если,
скажем, один из туристов задерживает всю группу, то ему еще надо доказать, что
в задержке виноват именно он, поскольку у него, скорее всего, найдутся доводы в
свое оправдание. Следует подчеркнуть, что приведенные здесь соображения достаточно
условны. Это скорее схема рассуждений. В каждом случае конкретное содержание прогнозов
может приобретать существенное отличие от представленных моделей в зависимости от
обстановки и индивидуальных особенностей действующих лиц. Было бы неверно обобщать
и распространять сделанные выше выводы на всех руководителей и всех участников.[17]Так,
многие руководители не знакомы с чувством неблагодарности; есть среди них люди,
переживающие свои ошибки значительно острее окружающих; среди участников (особенно
на плановых маршрутах) попадаются такие, которые не проявляют ни малейшего старания,
чтобы соответствовать положительной модели. Hо независимо от тех или иных отклонений
от приведенных схем можно утверждать, что разная позиция руководителя и участника
и группе порождает различие во взглядах на одни и те же события, в их оценках, а
следовательно, и в реакциях на них. Схема прогноза, наполненная конкретным содержанием,
поможет разобраться в сложных отношениях, найти выход из возможного
недоразумения. Необходимое условие нормального устойчивого общения между людьми
-способность партнеров учитывать точки зрения, интересы, намерения друг друга.
Это может происходить интуитивно, как бы само собой, а может становиться
результатом целенаправленной работы мысли.
Во
втором случае мы имеем дело с рефлексией - явлением, суть которого состоит во
взгляде на самого себя и, я частности, в рассуждении от другого лица, в
воображении себя на чужом месте. Рефлексия - обязательный прием в любой стратегии
- военной, политической, шахматной.[4] Прибегая к рефлексии, субъект учитывает,
что и объект может пользоваться ею. И тогда пытается разгадать, как объекту предоставляется
ход его собственных, в том числе рефлексивных, рассуждений. Это уже двойная рефлексия. Чем
глубже и дальновиднее стратегия, тем больше в ней уровней рефлексии.
Важная
особенность рефлексии - осмысленность: рефлексия всегда требует постановки вопроса,
рассуждения, а значит времени и условий для обдумывания. Следует предостеречь от
формального использования рефлексии, когда рассуждения от лица объекта ведутся без
учета его реальных интересов, ожиданий, зависимостей, а по существу - все с той
же точки зрения субъекта, которая лишь приписывается объекту. "Представив"
себя подобным способом на чужом месте, субъект легко убеждается в справедливости
своих требований к объекту и приходит к выводу, что у того просто не может быть
никаких возражений.[8] Сохранение же им позиций, не устраивающих субъекта, воспринимается
как особая несговорчивость, упрямство, эгоизм. Чтобы по-настоящему встать на чужую
точку зрения, надо хорошо представлять себе положение другого человека, его
интересы, зависимости и в меру сил отрешиться (на время) от своих установок и взглядов
на ситуацию. Hо это отнюдь не пренебрежение собственными интересами. Напротив,
это лучшее средство их защиты. Действуя вслепую, без учета интересов окружающих,
очень легко случайно нанести кому-то ущерб и оказаться втянутым в конфликт.
Если же хорошо знаешь, чужое мнение, запросы, пристрастия, гораздо легче найти такие
пути или способы удовлетворения собственных нужд, которые помогут избежать лишнего
столкновения, выбор оптимального способа воздействия. Весь предшествующий
разговор должен облегчить руководителю выбор такого способа воздействия на другого
человека, который обеспечивает наибольший желаемый эффект при наименьшем риске неблагоприятных
результатов.
Приведем
ряд рекомендаций, которые могут быть использованы при решении этой задачи.[8]
А. В качестве
первого и весьма действенного средства является бездействие - способность
воздержаться от поступка, от высказывания, умение слушать не перебивая. Это позволяет
уменьшить накал эмоций, обостряющих конфликт, затрудняющих взаимопонимание
(даже и вне конфликта). Однако молчать, когда хочется говорить, не очень-то легко.
К тому же собственные мысли, возражения, уточнения надо не просто сдерживать, а
фиксировать в памяти для ответного слова и одновременно следить за ходом чужой
мысли, чтобы не потерять предмет спора. Большим подспорьем в подобных обстоятельствах
могут стать лист бумаги и карандаш в руках.
Б.
Пользоваться в полемике только надежными безупречными аргументами. Иногда
бывает соблазнительно в добавление к таковым присоединить для пущей
убедительности еще один или несколько, и в ход идут не вполне надежные. Однако такое
добавление нередко оборачивается поражением в споре, поскольку слабый аргумент немедленно
становится мишенью для возражений, а опровержение хотя бы одного аргумента часто
выглядит как опровержение всего доказательства.
В.
Никакие заслуги не следует оставлять незамеченными. Даже те, что воспринимаются
как должное. Однако оценки надо выносить по-разному: одного участника
похвалить, другого - поблагодарить, третьему - сообщить, что о его поступке
известно.
Г. Hе
превращать похвалу в наказание: никогда не противопоставлять того, кого
отмечаешь, другим, дабы их не сталкивать.
Д.
Чтобы добиться чего-либо от человека, надо стараться вызвать у него соответствующее
побуждение, действуя по формуле: "человек сам должен захотеть поступать
так, как мне нужно".
Е. Выражая
недовольство, делая замечание, не затрагивать личное достоинство человека -
осуждать только поступки. Так, чтобы высказать человеку упрек, но не обострить
с ним отношения, не следует говорить: "Ты эгоист!" Лучше сказать:
"Ты ведешь себя, как эгоист". Такая фраза не только выражает недовольство
поведением человека, но и дает ему понять, что оно не вяжется с более высоким представлением
о нем. Это создает дополнительный стимул к изменению поведения - не только исправить
поступок, бросающий на тебя тень, но и поддержать хорошее мнение о себе.[12]
Другой
пример. "Ты обманываешь" и "Это неправда". Смысл как будто один
и тот же. Hо в первом случае ложь неразрывна с се автором и значит становится
его личной характеристикой. Вторая фраза относится только к какому-то
отдельному высказыванию независимо от его источника. Она как бы допускает любые
причины, по которым сказанное не соответствует истине, в том числе и не имеющие
отношения к говорящему. Еще мягче прозвучит: "Это неверно". Здесь
остается лишь фактическая оценка содержания и почти полностью устраняется
моральное осуждение.
Человеку
обычно далеко не безразлично, какие мотивы приписывают его поступкам
окружающие. В зависимости от этого может меняться (порой диаметрально) все его
последующее поведение.
Если
в действиях человека усматривают положительные мотивы, это становится
поощрением для продолжения его деятельности, повышает терпение, настойчивость в
достижении результата. Признание мотивов положительными или извинительными
облегчает человеку выход из неловкого положения, в которое он поставил себя
своим поступком, позволяет ему без ущерба для собственного достоинства
исправить ошибку, изменить поведение.
Приписывание
отрицательных, низменных мотивов ущемляет достоинство человека и резко затрудняет
выход из ситуации.
Безропотно
принять замечание в подобном случае - значит согласиться с высказанным или подразумеваемым
обвинением.[12] Это трудно еще и потому, что сам "обвиняемый" обычно видит
нечто смягчающее его вину или вовсе извиняющее его, но не замеченное другими.
Столкнувшись
с неблагожелательной оценкой своих намерений, человек обычно стремится оправдаться
или защититься. Защита может заключаться в простом пренебрежении неприятным замечанием.
Может быть отвергнуто само "обвинение" или право "обвинителя"
на замечание подобного рода. Попытка оправдаться, а тем более активная защита, особенно
против руководителя, приобретают нередко такую форму, которая затрагивает интересы
и достоинство собеседника и тем самым ведет к конфликту. Подчеркнем, что порой
бывает необходимо прибегнуть именно к более острым, лично ориентированным формулировкам,
но делать это без достаточных оснований, по небрежности, когда гораздо больше
пользы могли бы принести смягченные, тактичные выражения," и неразумно и
некультурно.
Ж.
Оценку чужих действий начинать с положительных моментов и лишь, затем высказывать
критические замечания. Проявив внимание к успехам, достигнутым результатами, руководитель
демонстрирует свою объективность и доброжелательность. Последующая критика с этих
позиций, скорее всего, будет воспринята как справедливая. Если же сразу начать
с осуждения какихто действий, то это вызовет настороженность, внутреннее (а
иногда и явное) сопротивление, стремление оправдаться, противопоставить
положительные стороны своего поступка. Такая критика может совершенно не дойти
до адресата. И тогда вместо пользы она принесет вред. Высказав свои замечания,
руководитель ждет, что они возымеют действие. Hо, не будучи принятой, критика,
естественно, не меняет поведения критикуемого, а лишь создает у него эмоциональное
напряжение, впечатление необъективного отношения и побуждает к защитным
действиям. Отношения обостряются.
Чтобы
обеспечить доходчивость и действенность критических замечаний, следует также позаботиться,
чтобы психологический барьер не возник по ходу дальнейшего обсуждения. Для этого
надо постараться предусмотреть все смягчающие обстоятельства, особые условия, которые
критикуемый мог бы привести в свое оправдание, самому их назвать и, если
требуется, аргументировано отвергнуть.
Критика
- всегда сочувственная, доброжелательная и уважительная - должна звучать только
тогда, когда она может быть воспринята по существу, без излишних эмоций.[6] Лучше
воздержаться от справедливого замечания (временно или вообще), прейти мимо какого-то
нарушения, чем вызвать нездоровую реакцию человека или группы.
Руководителю
не следует бояться самокритики. Более того, она должна быть высказана до того,
как в его адрес прозвучат претензии, особенно в тех случаях, когда критика не
звучит, но мыслится участниками.
Строгость
и объективность к себе лишь укрепят авторитет руководителя в группе. Hапротив, боязнь
обсуждения своих действий, стремление скрыть, замолчать какие-то промахи-симптомы
неуверенности в себе. Быть может, такому руководителю удастся избежать неприятностей
в отдельных эпизодах, когда его ошибки останутся незамеченными. Но шило в мешке
не утаишь. Рано или поздно подобный руководитель утратит и доверие группы и
авторитет. Не надо стесняться показать свою заслугу - скромно и сдержанно, но
весомо - там, где она оказалась незамеченной и не получила оценки. Это не
только позволяет руководителю избежать впечатления "черной
неблагодарности", но дает ему возможность Предстать перед группой в более
полном освещении и способствует росту его авторитета. Участники, как правило, положительно
принимают подобные действия: каждой группе хочется иметь хорошего руководителя,
и все, что говорит в его пользу, радует всех ее членов.
Удалось
ли добиться намеченного? Если да, то насколько, что именно определило успех?[2]
Если нет, то почему, и нет ли возможности решить задачу другим способом или частично?
Как представляется результат контакта объекту? Какие уроки можно извлечь из
успеха или неудачи? Ответы на эти (и аналогичные) вопросы позволяют добиваться максимально
возможных результатов, вносят систему в работу с людьми, способствуют скорейшему
формированию опыта. Рассмотренные выше условия, способствующие успеху в работе
с людьми, не изолированы друг от друга, а, напротив, выступают в неразрывной
связи. Поставить реально выполнимую задачу во взаимоотношениях с человеком или
группой невозможно без умения правильно оценивать людей, без знания своих
способностей и возможностей. В то же время познание других- путь к углублению
знания о себе, и наоборот. Вспомним известные слова К. Маркса: "...человек
сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека.
Лишь
отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает
относиться к самому себе как к человеку".[1]
Понять
другого и разобраться в себе, а тем более оказать на кого-то целенаправленное
воздействие, немыслимо без учета своих и чужих надежд и опасений. Hаиболее
продуктивным их сопоставление становится с применением рефлексии. Hаконец учет достигнутого
эффекта служит контролем степени владения перечисленными факторами и позволяет учиться
на собственных ошибках и успехах.
Глава 2 Психологический климат- как фактор успешной деятельности в
туристических фирмах
2.1.
Исследование и анализ психологического климата в
туристических
фирмах
При
исследовании и анализе психологического климата в туристических фирмах я стала
исследовать туристическую фирму «Роза ветров».
"Роза
Ветров" - известная в Чите туристическая фирма, которая за 10 лет
зарекомендовала себя как надежная стабильная компания, предлагающая самое
большое количество туров за рубеж, по России, в том числе детские туры. Фирма
сотрудничает с крупными московскими туроператорами, имеет множество наград за
высокие показатели в работе. Туры, предлагаемые "Розой Ветров",
отличаются широким диапазоном цен - от недорогих до VIР-туров, оптимальным
соотношением цены и качества услуг. Благодаря высокой квалификации сотрудников
и полной автоматизации их рабочих мест оформление документов занимает не более
пяти минут. О деятельности турфирмы рассказывает Татьяна ЩУКИНА, генеральный
директор ООО "Сибирское туристическое агентство "Роза Ветров". Деятельность этой турфирмы дает представление о структуре
туризма в регионе. В общем объеме туров "Розы Ветров" туризм по
России составляет лишь 16 процентов, 4 процента - это въездной туризм и 80 -
зарубежный, причем 60 процентов - поездки в Китай.
В КНР из Читы эта фирма направляет самое большое количество
туристов, доля "Розы Ветров" в продаже туров в КНР в регионе
составляет 14 процентов. Китай - наш ближайший сосед, так что дорога обходится
не слишком дорого, а страна чрезвычайно интересная. Ее великолепная природа,
древняя культура, утонченное искусство всегда привлекали туристов. Их партнеры
в КНР - ведущие туристические фирмы - отделения "Интуриста" в Пекине,
Харбине, Маньчжурии. Вместе с ними мы разработали экскурсионные туры в Пекин и
Харбин, туры на отдых в Бэйдайхэ и Дялянь, индивидуальные туры на остров
Хайнань, поездки для родителей с детьми в Харбин и многие другие увлекательные
путешествия. В Чите мы тоже принимаем китайских экскурсантов, сотрудничая в
этой области в основном с коллегами в Маньчжурии. Приятно, что китайские
партнеры отмечают высокое качество нашей работы.
Если говорить о внутреннем туризме, то наибольшей популярностью у
клиентов пользуются путешествия на Байкал, в Приморье, отдых на Горном Алтае, в
Новосибирской области, в Сочи, Анапе, Геленджике, экскурсии в Санкт-Петербург.
Школьники летом чаще всего отправляются на отдых в Артек, Евпаторию, Приморье,
а в зимние и весенние каникулы - в Москву, Петербург, Иркутск, по
"Золотому кольцу". Дети из области приезжают посмотреть Читу. Есть
много других туров.
В ближайшее время появятся новые туристические маршруты,
разработанные совместно с турфирмами Владивостока и Улан-Удэ. Думаю, что
клиентам понравится, например, международный тур "Транссиб-ДВ".
Благотворно
отразилась на туристическом бизнесе политика государства по снижению налогового
бремени, переход на упрощенную систему налогообложения позволил увеличить оборотный
капитал. Теперь у есть собственный новый офис в центре города, это позволит нам
усовершенствовать структуру деятельности. В наших планах создание
информационной службы по туризму, собственного веб-сайта, благодаря чему
клиенты смогут пользоваться самыми современными технологиями при выборе и
приобретении турпродукта.
Компанией
разработано множество маршрутов, включающих лечебно-оздоровительный туризм и
санаторно-курортное лечение, помимо этого она специализируется на
культурно-познавательных, экскурсионных, образовательных, приключенческих,
горнолыжных программах, конгресс- и incentive-туризме. Занимается отправкой
болельщиков на такие крупнейшие спортивные соревнования, как Олимпийские игры,
чемпионаты мира по футболу, хоккею, гонки «Формула-1», теннисные турниры.
О
коллективе этой туристической фирме хочется сказать что это удивительно
слаженный коллектив. Где все поддержат того или иного сотрудника в не лучший
для него момент. Когда заходишь в офис этой туристической фирмы так и бросаются
в глаза всевозможные грамоты, благодарственные письма. Так же когда заходишь
тебя встречают люди, которые действительно тебе рады и готовы помочь тебе и
подобрать тот тур, который ты действительно хотел бы, и который будет подходить
тебе и в материальном плане.
2.2
Методы исследования психологического климата
Социально-психологический
климат – наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая
связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений и
процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой
деятельности.[17] К числу наиболее значимых объектов отражения относятся
взаимоотношения «по горизонтали» и по «вертикали», содержание деятельности,
некоторые ситуационные элементы деятельности. Особенности отражения членами
группы этих объектов (явлений и процессов) и выступают в качестве эмпирических
показателей психологического климата. Оптимизация психологического климата
является важным резервом повышения эффективности групповой деятельности. Для
разработки мероприятий по оптимизации психологического климата необходимо
диагностировать его уровень развития и особенности, а также выявить те факторы,
которые в данной группе могут быть использованы для коррекции и развития
психологического климата.[15]
1. Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д.Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца XIX века в клинической психологии, психологии развития и педагогической психологии, в социальной психологии, а с начала XX века - в психологии труда, т.е. в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой. Тем самым для наблюдения особое значение имеет сохранение "внешней" валидности.[1]Различают несистематическое и систематическое наблюдение: несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях; систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует схеме квазиэксперимента или корреляционного исследования (о них речь пойдет далее)[15].Различают "сплошное" и выборочное наблюдение: в первом случае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения, во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п. Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д 2. Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.[14]Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии: это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: "Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?"; это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из учебных предметов - самый интересный?". А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: "алгебра", "химия", "география", "физика" и т.д.; это анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов: 5 - уверено да; 4 - больше да, чем нет; 3 - не уверен, не знаю; 2 - больше нет, чем да; 1 - уверенно нет. Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования. Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. [11]Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование - это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. 3. Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме постэкспериментального интервью.[18]Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью.[10] Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном. Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования.[19] Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых. 4. "Архивный метод" или изучение продуктов деятельности. В американской научной литературе принят термин "архивный метод" для таких исследований, проводя которые психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д. Отечественные психологи используют другой термин для обозначения этого метода.[17] Чаще всего его обозначают как "анализ продуктов деятельности", или праксиметрический метод. В качестве объекта исследования при использовании метода изучения продуктов деятельности могут выступать самые разнообразные продукты творчества испытуемых (стихи, рисунки, различные поделки, дневниковые записи, школьные сочинения, предметы, как результат определенного вида трудовой деятельности и т.п.). Применяя этот метод, можно анализировать не только содержательные, но и формальные характеристики объекта изучения. 5. Контент-анализ. К разновидностям "архивного метода" относится также техника контент-анализа. Контент-анализ представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов. Исследователь выделяет единицы содержания и анализирует полученные данные. Этот метод широко распространен не только в психологии, но и других социальных науках.[16]Особенно часто он используется в практической психологии, психологии рекламы и коммуникации. Разработка метода контент-анализа связана с именами Г.Лассуэла, Ч.Осгуда и Б.Берельсона, автора фундаментальной монографии "Контент-анализ в коммуникационных исследованиях". Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются: слово (термин, символ); суждение или законченная мысль; тема; персонаж; автор; целостное сообщение 6. Монографический метод. Данный исследовательский метод, не может быть воплощен в какой либо одной методике.[19]Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни. При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических образований.
Глава 3 Пути совершенствования психологического климата
3.1.
О развитии и совершенствовании навыков общения.
Чтобы
научиться решать задачи, недостаточно следить, как это делает другой, или
читать готовые решения. Hадо решать самому. Это справедливо и применительно к
общению. Однако стихийное интуитивное общение почти не создает возможностей для
обучения на своих ошибках, поскольку они не фиксируются. Восстанавливая свои
прошлые впечатления, мы не можем получить их в чистом виде. Мы оцениваем на самом
деле нашу сегодняшнюю их реконструкцию, которая неминуемо вбирает в себя последующие
наслоения и новые просчеты. Таким образом, допущенные ранее ошибки обычно
нивелируются с учетом последующего развития событий. И мы бываем очень
снисходительны к себе в их оценке.[14]
Проваливается,
к примеру, какое-то начинание, в успехе которого человек был уверен. Он в
сердцах заявляет: "Я так и знал!" И ни он сам, ни другие не считают
его лжецом. Действительно, неудача была с самого начала включена в прогноз. Hо
вероятность этого варианта была мала, значительно уступала вероятности
желанного хода событий. Иначе все поведение было бы построено по-другому и,
возможно, привело бы к другому результату. Теперь же, когда затея не удалась,
казалось бы, самое время извлечь из провала уроки на будущее. Для этого надо бы
разобраться, что же не было учтено в свое время и почему были неверно соотнесены
вероятности. Hо кто в подобных обстоятельствах думает о вероятностях? Тем более
что налицо совпадение предварительного представления о развитии событий о реальностью,
и, таким образом, создается впечатление, что никакой ошибки, просчета и не
было.
Чтобы
избавить себя от подобных иллюзий, наблюдения нужно фиксировать и сверять с
последующими данными.[10] Это позволит найти ошибку и понять ее причину либо, наоборот,
утвердиться в своих первоначальных выводах и убедиться в правильности хода
мыслей.
Для этого
первоначальные, впечатления, наблюдения должны быть сформулированы. Поиски
словесного выражения к тому же углубляют, оттачивают мысль. Формулирование
суждений может быть устным, где оно удается в беседе доверенным лицом, в споре,
но гораздо лучше это делать письменно. Огромную пользу приносит ведение дневника,
не только отражающего факты, но и содержащего оценочные суждения, а также постановку
личных задач и периодический анализ хода их выполнения с обсуждением характера и
причин успехов и неудач. С помощью дневника легче строить рефлексивные
рассуждения. Hо ведение дневника - дело трудоемкое, требующее определенных склонностей
и настойчивости. Оно не каждому под силу. Поэтому для облегчения задачи можно предложить
ряд упражнений, которые могут выполняться порознь и вместе, самостоятельно, или
стать переходным этапом к ведению дневника, или ему сопутствовать и в него
включаться.
Упражнение
1. "Hаблюдение за участниками".[17] При комплектовании группы
сформулировать и записать характеристики каждого нового участника.Делать это либо
сразу после первого знакомства, либо после организационной встречи (в плановом туризме
- после первой беседы с группой). Второй вариант легче, поскольку сеть возможность
учитывать поведение людей в контакте друг с другом. В заранее установленные сроки
регистрировать' динамику своих впечатлений. Скажем, после тренировочного
похода, в пути следования к основному маршруту, в начальной части маршрута,
итоговые впечатления. Собрав все записи, сопоставить и проанализировать их.
Выводы так же записать. В следующий раз повторить упражнение, учитывая сделанные выводы.
Получив новые выводы, сопоставить их с предыдущими и т.д. Задачу мочено облегчить,
ограничив число участников, за которыми ведется наблюдение. Упражнение можно
выполнять и не будучи руководителем группы. В этом случае особенно интересно
включить последнего в круг анализируемых.[19]
Упражнение
2. "Hаблюдение за собой". Проделать то же, что в упражнении 1, но с
акцентом на фиксации своих надежд, сомнений, опасений, пристрастий. Упражнение
3. "Мой самый трудный турист". За время похода из всех эпизодов
необходимо выбрать и описать самую сложную ситуацию - одну или несколько - в
плане личных отношений. Канва описания: а) ситуация; б)в чем именно трудность
для себя и в чем для партнера; в) что чувствовал физические ощущения. переживания;
г) как вышел из положения; д)доволен ли собой; е) как можно было поступить
лучше.
Упражнение
4. "Ситуации".
Разбор
взаимоотношений в походе. Он может вестись в виде особого дневника, посвященного
этой теме, либо сопровождать другие походные записи. Фиксируются и анализируются
характерные эпизоды, конфликты (все или выборочно). В этом случае акцент
переносится с личных свойств участников, с собственного восприятия на ситуацию,
на динамику взаимоотношений.
Отношения
в группе можно подвергнуть анализу и по окончании похода – лучше до итоговой
встречи, с тем чтобы потом сравнить свои позициидо и после собрания группы.
Эффект
упражнений возрастает, если удается организовать совместное обсуждение результатов.
При этом, однако, необходимо позаботиться о максимальной тактичности. Все
сведения и наблюдения (кроме самонаблюдений) должны быть поданы только в
обезличенном виде.
Совершенно
ясно, что для ведения дневника, как и для выполнения приведенных упражнений,
требуются время и возможность сосредоточиться. То и другое в походных условиях
найти не так-то просто. [19]Задача облегчается, если с самого начала обеспечить
уважительное отношение участников к занятиям руководителя, понимание, что ему
надо отгородиться, "побыть одному". Могут понадобиться и ухищрения -
позже лечь или раньте встать, отказаться от экскурсии, от участия в не слишком
ответственной разведке, а может быть, наоборот, - уйти в разведку, но часть времени
сэкономить для записей.Выкроить время можно на дневках, за счет развлечений или
на "отсидках", когда все спят.[18] Hо всегда нужно соблюдать чувство меры
и никогда не посягать на обще групповое время, когда собираются все вместе друг
для друга - за едой, вечером у костра. В эти моменты отсутствие любого туриста,
а тем более руководителя разрушает, гармонию "совместного бытия", которая
так ценна и привлекательна в туристском походе.
Заключение
Сегодня
мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XX столетия, как одно из
самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы
нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из
важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как
поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность
отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в
путешествиях.
Туризм
является разновидностью путешествий и охватывает собой круг лиц, путешествующих
и пребывающих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, с целью
отдыха, в деловых или иных целях. На первый взгляд понятие «туризм» является доступным
каждому из нас, так как все мы совершали куда-нибудь поездки, читали в газетах
статьи о туризме, смотрели телепередачи о путешествиях, а, планируя свой отпуск,
пользовались консультацией и услугами туристских агентств. Однако в научных и учебных
целях весьма важно определить взаимоотношения между составными элементами
туризма как отрасли народного хозяйства. туризм – это совокупность отношений,
связей и явлений,сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся
местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой
деятельностью.
Важной
особенностью современного этапа развития туризма и изменения его организационных
форм является проникновение в туристский бизнес транспортных, торговых, промышленных
банковских, страховых и др. компаний.
Таким
образом, условия успеха путешествия можно свести к двум обобщенным требованиям:
1) путешествие
должно оказаться не ниже определенного уровня положительных ожиданий (надежд)
участников;
2) в
нем не должны осуществиться опасения участников и не должно случиться серьезных
неприятных неожиданностей.
Литература.
1. Алексеев С. С., Рубель
Р. Б. Размышления о туризме. Свердловск,
Средне-Уральское книжное
изд-во, 1974.
2. Бодалев А. А,
Формирование понятия о другом человеке как личности.
Л., Изд. ЛГУ, 1970.
3. Шибутани Т. Социальная
психология. М" "Прогресс", 1969.
4. Добрович А. Б. Общение:
наука и искусство. М., "Знание", 1978.
5. Карнеги Д. Как
приобретать друзей и оказывать влияние на людей.
"ЭКО", 1978, .
4-6; 1979, . 1-3.
6. Ковалев А. Г. Коллектив
и социально-психологические проблемы
руководства. М.,
Политиздат, 1975.
7. Коломинский Я. Л. Человек
среди людей. Изд. 2-е. М., "Молодая
гвардия", 1973.
8. Кон И. С. Социология
личности. М., Политиздат, 1967; Открытие "Я".
М., Политиздат, 1978.
9. Кузьмин Е. С., Волков.
И. П., Емельянов Ю. H. Руководитель и
коллектив. Л"
Леяиздат, 1974.
10. Социальная психология
личности. Л., "Знание", 1974.
11. Общая психология. Под
ред. А. В. Петровского. М" "Просвещение",
1976.
12. Социальная
психология. Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А.
Шерковина. М"
Политиздат, 1975.
13. Парыгин Б. Д. Основы
социально-психологической теории. М" "Мысль",
14 Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений "Психология" / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 1999. 15 Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности.- М.: Просвещение, 1985. 16 Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: 1990. 17 Немов Р.С Психология / Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн 3. - 2-ое изд. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995. 18 Соколова Е.Е. Введение в психологию. Краткий конспект лекций и методические указания к курсу: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений - М.: Российское психологическое общество, 1999. 19 Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Изд-во Моск ун-та, 1988.
|