Большая коллекция рефератов |
|
|
|
|
|
|
Профилактика распространения ВИЧ-инфекции в учебных заведениях
Профилактика распространения ВИЧ-инфекции в учебных заведениях
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
РЕФЕРАТ
Профилактика распространения ВИЧ-инфекции в
образовательных учреждениях
Выполнил: студент
Научный руководитель:
к.м.н., доцент
ВОЛГОГРАД 2007
Содержание
Молодежь и ВИЧ-инфекция: проблема и пути решения 3
Основы профилактической деятельности_ 3
Концепция превентивного обучения по профилактике СПИДа 4
Методические подходы к профилактике ВИЧ-инфекции в
наркологии_ 5
Вопросы профилактики ВИЧ-инфекции в образовательных
учреждениях 11
Проблема эффективности программ профилактики_ 13
Литература 15
Юность - это время постоянного поиска и экспериментов. К
сожалению, эти эксперименты зачастую включают в себя опасный секс и
употребление наркотиков. Наиболее сильно эпидемия СПИДа коснулась молодых
людей, не достигших 25 лет. Каждый четвертый из людей, живущих с ВИЧ, моложе 21
года. Большинство инфекций, передаваемых половым путем, встречаются у
подростков чаще, чем у взрослых. Молодые люди нуждаются в информации, которая
помогла бы им защитить себя.
Родители и учителя часто не знают, что, как и когда говорить
подросткам. Само по себе упоминание о сексуальности и средствах защиты
табуируется в обществе, в особенности в отношении молодежи. При этом сами
молодые люди, не имея доступа к достоверной информации, полагаются на слухи и
стереотипы, усвоенные от сверстников и СМИ. Задачей профилактики должно стать
предоставление подросткам знаний, необходимых для принятия решений о своем здоровье,
а также то, чтобы взрослые смогли оказать молодым людям необходимую поддержку в
подобных вопросах.
Задача профилактики - убедить людей добровольно и на
длительный срок изменить свое поведение, сделав его более безопасным. Как этого
достичь?
Существует ряд психологических закономерностей изменения
поведения.
Добровольный отказ от устойчивых привычек, как правило, не
происходит сразу, а представляет собой более или менее длительный процесс, на
протяжении которого человек проходит несколько этапов. На каждом из этапов
человеку, меняющему свое поведение, требуется соответствующая информация и
поддержка.
1.
Даже не задумывается о том, что привычное поведение может быть
опасным. (Необходимо: привлечь внимание, шокировать, привести к осознанию
собственного риска).
2.
Начинает задумываться. (Необходимо: сообщить конкретную информацию
о степени риска, помочь проанализировать "за" и "против"
изменения привычного поведения).
3.
Готов действовать. (Необходимо: обучить новым навыкам и техникам
самоконтроля, поощрять успехи, помочь изменить привычную обстановку, избегать
рискованных ситуаций)
4.
Действует. (Необходимо: создать систему самоподдержки,
взаимоподдержки, профессиональной поддержки).
5.
Устойчивый результат. (Необходимо: выработать чувство гордости
достигнутым, постоянно ощущать поддержку близкого человека).
Социальная реклама, плакаты, видеоклипы действуют в основном на
первой стадии, помогая человеку задуматься о проблеме. Затем для изменения
поведения требуется более конкретная информация - печатные материалы, телефон
доверия, консультации специалистов. Для достижения стабильных результатов нужны
группы поддержки, социально-психологические службы, целенаправленная работа с
окружением, родными и близкими.
Без учета этих психологических особенностей профилактическая
работа с населением по изменению поведения рискует остаться на уровне 1-го и
2-го этапов, когда часть людей даже не задумывается о том, что подвергает себя
опасности, а другая часть, хотя и задумывается, но не предпринимает никаких
шагов для изменения такого положения.
P. S.
Данную модель изменения поведения разработали американские ученые Джеймс
Прочаска и Карло Ди Клементе, которые изучили накопленные психологией данные об
отвыкании от различных зависимостей (курение, алкоголь, переедание и другие) и
выявили общие закономерности, характерные для всех случаев успешного изменения
поведения.
Министерство образования и науки РФ совместно с Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор) разработали Концепцию превентивного обучения в области
профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде, сообщил директор Департамента по
государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей
Минобрнауки РФ Сергей Апатенко.
"Для эффективной борьбы со СПИДом очень важно просвещение
обучающихся и необходимо обеспечить комплексный подход по борьбе с ВИЧ. Наше
министерство совместно с Роспотребнадзором разработало Концепцию превентивного
обучения в области профилактики СПИДа в образовательной среде. В этой концепции
ярко описывается пропаганда семейных ценностей, активное взаимодействие детей с
родителями, отсрочка от ранней половой жизни", - сказал Апатенко, выступая
на заседании круглого стола, посвященного пропаганде здорового образа жизни,
профилактики наркомании и СПИДа среди детей и молодежи.
"До
последнего времени в РФ доминировал шприцевой путь заражения ВИЧ-инфекцией при
введении наркотиков, но сейчас он сравнялся по своей значимости с заражением
половым путем. Это свидетельство того, что эпидемия выходит за пределы групп,
имеющих факторы риска ВИЧ-инфицирования, распространяясь на самые широкие слои
населения", - говорится в тексте Концепции превентивного обучения в
области профилактики СПИДа в образовательной среде, имеющемся в распоряжении
РИА Новости.
Целью
данной концепции является выработка согласованной позиции Минобрнауки РФ,
Минздравсоцразвития РФ и других заинтересованных министерств и ведомств по
развитию систему превентивного обучения в области профилактики СПИДа. Такое
обучение должно быть направлено на снижение темпов распространения эпидемии ВИЧ
в РФ среди детей и молодежи.
Задачами
концепции являются, в частности, формирование приоритетных направлений
превентивного обучения в области ВИЧ в образовательной среде, выработка единой
стратегии организаций такого обучения в рамках межведомственного взаимодействия
профильных министерств и ведомств, создание платформы для организации
превентивного обучения в области ВИЧ органами госвласти, местного
самоуправления, международными организациями, общественными объединениями;
создание системы мониторинга профилактики СПИДа в РФ и в субъектах РФ.
Для
осуществления эффективной реализации данных задач необходима целенаправленная
подготовка высокопрофессиональных специалистов с высшим педагогическим,
медицинским или психологическим образование, которые способны заниматься
превентивным обучением, отмечается в Концепции.
"Для
детей и молодежи, воспитывающихся в асоциальных семьях, находящихся в детских
садах, приютах и местах ограничения свободы, склонных к асоциальному поведению,
необходима разработка специальных профилактических программ", -
подчеркивается в документе.
Основными
направлениями превентивного обучения в области профилактики СПИДа в
образовательной среде, согласно концепции являются: просвещение и
информирование в области ВИЧ, обучение ответственному поведению детей и
молодежи, формирование условий поддерживающих профилактическую деятельность.
В
России в 2005 году было зарегистрировано более 340 тысяч ВИЧ-инфицированных
людей, более 14 тысяч из них - дети в возрасти до 14 лет.
Большинство ВИЧ-инфицированных людей в России от общего количества зараженных
СПИДом - это молодые люди от 18 до 25 лет.
Эффективная профилактика ВИЧ-инфекции среди наркологических
контингентов невозможна без учета комплекса социальных, медицинских, поведенческих
и психологических факторов, влияющих на потребление психоактивных веществ
(ПАВ).
Это положение послужило основанием для проведения социологического
исследования лиц, употребляющих наркотики. Всего обследовано в 1995-1996 гг. по
специально разработанной программе 116 человек - 52 мужчины и 64 женщины,
находившихся на стационарном лечении в двух московских наркологических
клиниках. Возраст обследованных не превышал 40 лет, средний возраст мужчин
составлял 21,4 и женщин - 22,7 года; при этом 73% мужчин были в возрасте от 15
до 24-х лет, 86% женщин - от 16 до 30 лет. Состояли в браке 10 (19,2%) мужчин и
19 (30,6 %) женщин; жили в семье родителей 38 (73,08%) мужчин и 37 (59,7%)
женщин; одинокими оказались 4 (7,7%) мужчины и 9 (14,5%) женщин. Подавляющее большинство
обследованных имели среднее или незаконченное среднее образование; только 10
(19,2%) мужчин и 4 (6,5%) женщины имели постоянную работу, а 28 (53,9%) мужчин
и 38 (61,3%) женщин считались безработными. Более трети опрошенных указали на
отсутствие профессии.
Одной из кардинальных проблем профилактики наркологических
заболеваний является поиск истоков вовлечения в наркотизацию и выявление
факторов, приводящих к началу и систематическому потреблению ПАВ. В ответах на
вопросы о причинах начала наркотизации можно выделить несколько наиболее часто
встречающихся объяснений: "любопытство", "случайность",
"давление компании", "для улучшения настроения", "под
воздействием различных ситуаций" и т.д. Следует заметить, что у женщин
спектр причин, приводящих их к наркотикам, оказался шире, чем у мужчин, и чаще
затрагивал сферу личных отношений (например, "под давлением друга"
или "из-за боязни потерять любимого"). Женщины гораздо чаще, чем
мужчины вовлекались в наркотизацию "случайно" или "под давлением
компании". В то же время свыше 1/3 женщин стали употреблять наркотики
"сознательно". Мужчины в основном начали употреблять наркотики
"из любопытства".
В качестве первого наркотического вещества как мужчины, так и
женщины чаще всего использовали препараты опия (29%; 45%), "первитин"
(17%; 21%), гашиш (7,7%; 4,8%) и др. Кроме этого, спектр веществ "первых
проб" у женщин был представлен еще и циклодолом, "экстази",
снотворными препаратами и др.
У всех обследованных нами больных выявлялась сформировавшаяся
наркоманическая зависимость. Поэтому особый интерес представляли сведения о
длительности периода времени между первыми пробами наркотических веществ и
возрастом начала систематической наркотизации. Обнаружено, что у мужчин самые
первые пробы психоактивных веществ происходили в период с 12 до 23 лет,
наиболее часто - в интервале с 14 до 16 лет, а пик начала систематической
наркотизации пришелся на 15-20 лет. Среди женщин первые пробы были отмечены уже
в 11 лет, и с этого же возраста у некоторых началось систематическое употребление
наркотиков, но основная масса опрошенных "пробовала" наркотики в
возрасте от 13 до 20 лет, а на систематическое потребление вышли в 15-20 лет
(рисунки 2, 3). В целом средний возраст начала приобщения к наркотических
веществам составил 16 лет. Мужчины впервые пробовали наркотики в среднем в 14
лет, а женщины - в 17,6 лет. Возраст начала систематической наркотизации в
среднем по всем опрошенным соответствовал 16,5 годам; по группе мужчин - 14,7
годам и по группе женщин - 18 годам.
26 (51,9%) мужчин и 46 (77,4%) женщин первое наркотическое
вещество вводили с помощью шприца внутримышечно или внутривенно. Изучение
возраста начала инъекций показало, что по группе в среднем он составил 16,3
лет; при этом средний возраст мужчин 14,7 лет, а женщин 17,6 лет. Около 56%
мужчин начинали систематически пользоваться шприцами в интервале с 11 до 20
лет, а 78% женщин - в период с 15 лет до 21 года.
Большое прогностическое значение для распространения ВИЧ-инфекции
имеют различные социальные формы употребления наркотиков (таблица 1*).
|
Таблица 1. Социальные формы употребления
наркотиков больными наркоманией.
|
Формы употребления
|
Мужчины
|
Женщины
|
Индивидуально
|
13,5%
|
29,0%
|
В группе
|
23,1%
|
33,9%
|
С мужем
|
-
|
6,5%
|
С женой
|
1,9%
|
-
|
Бывает по-разному
|
40,4%
|
43,5%
|
Не ответили
|
11,5%
|
3,2%
|
* Сумма значений в столбцах этой и последующих таблиц может
превышать 100%, так как респонденты имели возможность выбирать сразу
несколько вариантов ответа на один вопрос.
|
Таблица подтверждает данные о широком распространении группового и
совместного использования наркотических веществ, особенно среди женщин.
Более 40% всех опрошенных не смогли выделить какую-либо одну
преобладающую или основную социальную форму употребления наркотиков, а
ответили, что "бывает по-разному".
Для осуществления профилактических и лечебных мероприятий
необходимо выяснение индивидуальных причин, приводящих к потреблению
психоактивных веществ и понимание механизмов вовлечения в наркотизацию.
Опрашивая респондентов о наиболее привлекательных для них
свойствах наркотиков и об их представлениях о негативных последствиях
употребления ПАВ, мы определили, что наиболее значимыми были необходимость
изменения дискомфортного психического состояния или стремление к достижению
"нормального самочувствия" с сильным положительным эмоциональным
подкреплением. При этом, если мужчин чаще привлекали вызываемые ПАВ
галлюцинации, а также ощущения легкости, раскрепощенности, раскованности, то
женщин - состояния отрешенности от проблем, спокойствия, снятия тревоги,
стресса и т.д.
Возможные последствия для здоровья, связанные с употреблением ПАВ,
мужчин интересовали значительно чаще (в 30,8% случаев), чем женщин (17,7%).
Однако многие больные предпочитали не давать ответа на этот вопрос или
говорили, что "стараются об этом не задумываться", особенно в момент
сильной тяги к наркотику.
Известно, что употребление алкоголя в сочетании с другими ПАВ
усугубляет тяжесть наркотического опьянения и провоцирует различные формы
рискованного и асоциального поведения. На систематическое употребление алкоголя
в сочетании с другими ПАВ указали 18 (29%) женщин и 7 (13,5%) мужчин (таблица
2).
|
Таблица 2.
Употребление алкоголя в сочетании с другими психоактивными веществами.
|
Характер
употребления
|
Мужчины
|
Женщины
|
Систематически
|
13,46%
|
29,03%
|
Редко
|
13,46%
|
9,68%
|
Не употребляли
|
53,85%
|
58,06%
|
Не ответили
|
19,23%
|
3,23%
|
В плане профилактики ВИЧ-инфекции важное значение имеет проблема
своевременности принятия лечебных мер.
Опрос показал, что с момента начала наркотизации до первого
обращения к специалисту у 36 (69%) мужчин и 38 (59)% женщин проходило от 6
месяцев до 3- лет, и только 9,6% из всех опрошенных обратились к врачу в первые
месяцы наркотизации. Средняя длительность этого интервала составляла: у мужчин
1,8 года; у женщин - 2,3 года; в целом по группе - 2,1 года. Имели
предшествующий опыт обращения к наркологам в диспансеры и стационары 34 (65,4%)
опрошенных мужчин и 49 (76,6%) женщин.
Определяя цели обращения к специалистам, около 60% мужчин и женщин
говорили о "желании излечиться от наркомании", 19% мужчин и 36%
женщин - о необходимости "снять ломку", 12% мужчин и 24% женщин - о
желании излечить сопутствующее заболевание и др. Обращались к наркологам по
собственному желанию 54% мужчин и 62% женщин, а под давлением окружающих - 37%
мужчин и 36% женщин. Полностью излечиться от наркомании хотели бы 73% мужчин и
84% женщин.
Изучение информированности больных наркоманией о путях заражения
ВИЧ-инфекцией показало, что они реально представляли себе возможность такого
заражения из-за использования нестерильных игл и шприцов и несоблюдения
необходимых мер предосторожности в сексуальных отношениях.
Страх заразиться ВИЧ испытывали более 80% всех опрошенных; при
этом 50% мужчин и 58% женщин связывали этот страх со своим образом жизни.
Обследовались на ВИЧ по собственной инициативе свыше трети опрошенных, а 24%
женщин указали, что проходили обследование на ВИЧ в связи со сдачей крови.
Безопасность инъекций складывается из нескольких условий, одно из
которых - употребление только стерильных шприцов. Подавляющее большинство
опрошенных указало, что приобретает шприцы без затруднения в аптеках. Однако
условия использования шприцов и их обработки свидетельствуют о высоком риске
ВИЧ-инфицирования опрошенных (таблицы 3,4).
|
Таблица 3.
Условия использования шприцов для наркотизации.
|
Условия
использования шприцов
|
Мужчины
|
Женщины
|
Только в домашних
условиях
|
84,6%
|
91,9%
|
В других местах
|
16,5%
|
4,8%
|
Только одноразовые
|
82,7%
|
67,7%
|
Одноразовые несколько
раз
|
5,8%
|
-
|
Общий с близкими
|
40,4%
|
46,8%
|
Общий со случайными
людьми
|
28,8%
|
8,1%
|
Любой, который под
рукой
|
23,1%
|
12,9%
|
По-разному
|
30,8%
|
21,0%
|
|
Таблица 4.
Способы обработки шприцов при наркотизации.
|
Способы
обработки шприцов
|
Мужчины
|
Женщины
|
Вообще не обрабатывают
|
1,9%
|
6,5%
|
Промывают водой из-под
крана
|
13,5%
|
27,4%
|
Дезинфицирующим
раствором
|
7,7%
|
14,5%
|
Кипятят
|
21,2%
|
25,8%
|
Промывают кипячёной
водой
|
17,3%
|
1,6%
|
Спиртом
|
3,8%
|
-
|
Неоднократное использование одноразовых шприцев, совместное
пользование одним шприцом с близкими и (или) случайными людьми, или любым
шприцом, оказавшимся "под рукой" в момент сильной тяги к наркотику, а
также широкое распространение весьма неэффективных способов обработки
инъекционных инструментов создают реальную угрозу распространения ВИЧ-инфекции
среди потребителей наркотиков.
Несмотря на знание частью больных необходимых мер предосторожности
при использовании игл и шприцов (25% мужчин и 52% женщин), реально изменить
практику введения наркотиков из-за угрозы заражения ВИЧ-инфекции смогли лишь 2%
мужчин и 18% женщин. Остальные или категорически отказывались что-либо менять,
или вообще не отвечали на соответствующие вопросы.
Отказались от инъекций в связи со страхом заражения 12% мужчин и
8% женщин, и лишь 2% мужчин и 3% женщин хотели бы получить знания по
безопасному введению наркотиков.
Считали целесообразным внедрение практики обмена игл и шприцов 25%
мужчин и 15% женщин. В то же время почти 80% всех опрошенных полагали, что
следует бесплатно снабжать наркоманов одноразовыми шприцами, а 67% мужчин и 32%
женщин считали, что такая услуга должна быть платной. При этом многие больные
не смогли ответить, стали ли бы они, в случае существования пунктов обмена игл
и шприцов, прибегать к их услугам.
В проблеме профилактики наркологических заболеваний и ВИЧ-инфекции
существенная роль принадлежит правовым аспектам. Респонденты
продемонстрировали, с одной стороны, неоднозначность в понимании и оценке
правовых проблем, связанных с потреблением наркотиков и распространением ВИЧ, с
другой стороны - их явно недостаточную проработанность и дефицит необходимой
официальной информации (таблица 5).
Таблица 5. Представления больных наркоманиями о некоторых
правовых проблемах наркологии.
|
СЛЕДУЕТ ЛИ:
|
Всего
Мужчины / женщины
|
ДА
|
НЕТ
|
Не знают
|
Не ответили
|
Выдавать наркотики больным наркоманией под медицинским
контролем?
|
Всего
М
Ж
|
71,9%
76,9%
67,7%
|
11,4%
5,8%
16,1%
|
12,3%
11,5%
12,9%
|
4,4%
5,8%
3,2%
|
Преследовать по закону лиц, употребляющих наркотики в
немедицинских целях?
|
Всего
М
Ж
|
23,7%
26,9%
21,0%
|
63,2%
65,4%
61,3%
|
8,8%
1,9%
14,5%
|
4,4%
5,8%
3,2%
|
Принудительно лечить больных наркоманией?
|
Всего
М
Ж
|
40,4%
42,3%
38,7%
|
53,5%
50,0%
56,5%
|
1,75%
1,9%
1,6%
|
4,4%
5,8%
3,2%
|
Принудительно обследовать больных наркоманией на ВИЧ?
|
Всего
М
Ж
|
87,7%
86,5%
88,7%
|
2,6%
3,8%
1,6%
|
2,6%
3,8%
1,6%
|
7,0%
5,8%
8,1%
|
Подавляющее большинство опрошенных мужчин и женщин (76,9% и 67,7%
соответственно) считали целесообразным выдавать больным наркоманиями наркотики
под врачебным контролем и, таким образом, как бы поддерживали принципы
заместительной терапии.
Не согласны с возможностью преследования по закону за употребление
наркотиков 65,4% мужчин и 61,3% женщин. Однако считали допустимым
принудительное лечение больных наркоманией 42,3% мужчин и 38,7% женщин и
принудительное обследование на ВИЧ-инфекцию 86,5% мужчин и 88,7% женщин.
Проведенное исследование позволило очертить круг вопросов, остро
нуждающихся в скорейшем разрешении в связи с разработкой конкретных мероприятий
по профилактике ВИЧ-инфекции среди потребителей психоактивных веществ.
Прежде всего, это профилактика раннего приобщения к ПАВ среди
детей и подростков, включая поиск путей "внедрения" адекватной и
эффективной информации о последствиях потребления наркотических веществ,
способы предотвращения перехода единичных проб в систематическую наркотизацию и
другие ее аспекты.
Далее, это психологическая помощь и поддержка лицам в подростковом
и юношеском возрасте для выработки альтернативных наркотизации форм получения
положительных эмоций и формирования осознанного отношения к проблемам
потребления ПАВ.
Серьезного внимания заслуживают и проблемы женского наркотизма.
Результаты опроса свидетельствуют об отсутствии у потребителей
наркотических веществ стабильной модели поведения, что значительно усложняет
разработку профилактических мероприятий и требует гибкого подхода, учитывающего
всю совокупность эмоциональных и других психологических и поведенческих
факторов.
В случае возникновения зависимости чрезвычайно важно стимулировать
как можно более раннее обращение за медицинской помощью. Таким больным
необходимы социальная и юридическая поддержка.
В связи с высоким риском ВИЧ-инфицирования очень важно формировать
и у специалистов-наркологов, и у самих пациентов адекватное,
научно-обоснованное, серьезное отношение к вопросам снижения вреда от
немедицинского потребления наркотиков.
Проблема ВИЧ-инфекции/СПИДа уже давно стала актуальной для
Российской Федерации. По оценкам экспертов, каждый день в нашей стране 100
человек становятся ВИЧ-положительными. При этом 4 из 5 новых случаев ВИЧ
регистрируется среди людей моложе 30 лет, а 4 из 10 новых случаев ВИЧ
фиксируется среди молодых женщин.
Эпидемия ВИЧ-инфекции вызывает не только тяжелые демографические
последствия, но и серьезные социально-экономические потери – сокращение трудовых
ресурсов, и как следствие, снижение производительности труда и темпов
экономического развития. Недостаток информации и неверное восприятие проблемы
ВИЧ/СПИДа - основные факторы стремительного развития эпидемии. Мировой опыт
показывает, что только правдивая информация, доступная каждому, и активные
действия каждого из нас могут сдержать развитие эпидемии.
Важнейшей особенностью современного развития эпидемии ВИЧ-инфекции
является то, что основную долю людей с ВИЧ составляет молодежь в возрастной
категории от 14 до 29 лет. Молодые люди в высокой степени подвержены риску
инфицирования ВИЧ половым путем и через кровь из-за высокой сексуальной
активности, склонности к рисковому сексуальному поведению, а также в результате
внутривенного употребления различных психоактивных веществ.
Учитывая «риски» поведения молодежи, необходимо внедрение в
учебных заведениях края профилактических программ, направленных на формирование
навыков, способствующих противостоянию негативного социального влияния, а также
программ, освещающие вопросы полового воспитания, безопасного сексуального
поведения.
В этой связи возникает необходимость более широко использовать в
работе образовательных программ, которые доказали свою эффективность. Например,
«Школы, содействующие здоровью» с интеграцией вопросов профилактики
ВИЧ/ИППП/наркомании в школьные предметы.
Остро встает вопрос обеспечения специалистов образовательных
учреждений методическими пособиями и наглядными материалами по проблеме
ВИЧ/ИПП/наркомании.
С целью получения доступа молодежи к медицинским и социальным
службам, занимающимся диагностикой, лечением ВИЧ/ИППП, наркомании и
консультированием по вопросам профилактики ВИЧ и ЗОЖ необходимо развитие в крае
служб «дружественного подхода». Большую роль в профилактике ВИЧ/ИППП играют молодежные
информационные центры. Создание и развитие подобных центров позволяет
использовать молодежь в противодействии эпидемии ВИЧ/СПИДа в нашей стране.
Подготовленные добровольцы из числа молодежи, в т.ч. молодых людей, живущих с
ВИЧ/СПИДом, могут быть использованы в работе по принципу «равный равному». В
этой связи в крае необходимо продолжить развитие добровольческого движения,
подготовку учащихся по пропаганде здорового образа жизни и профилактике вредных
привычек среди сверстников.
Таким образом, проблема профилактики ВИЧ/СПИДа из чисто
медицинской перерастет в педагогическую и без взаимодействия с учреждениями
образования невозможно в полной мере осуществлять широкий комплекс мероприятий
по профилактике ВИЧ-инфекции.
Прежде всего, стоит отметить, что просветительской и
профилактической работой следует заниматься со всеми группами населения,
которые могут подвергаться риску заражения, а не только с теми, которые в
данный момент находятся в самом уязвимом положении или среди которых наиболее
высока выявляемость новых случаев ВИЧ-инфекции.
Не так просто донести спасительную информацию до тех, кому она
предназначена. Еще сложнее побудить этих людей изменить привычное поведение.
Для этого проводятся акции, выпускаются профилактические материалы,
разрабатываются комплексные программы.
Одноразовые акции - такие, как благотворительный концерт или
телемарафон, ценны тем, что привлекают внимание общества к проблеме и дают
возможность известным, популярным и обладающим властью людям выразить свое
отношение к ней. Успешно проведенные акции помогают привлечь средства для
борьбы с эпидемией. Но реально изменить повседневное поведение людей такая
акция не в состоянии. Для этого нужна долгосрочная и целенаправленная
профилактическая программа.
Вы можете, задав всего несколько вопросов, с достаточной степенью
вероятности предугадать, оправдает ли та или иная программа затраченное на нее
время и вложенные средства или окажется безрезультатной.
Данные исследований говорят о том, что практически все эффективные
программы профилактики ВИЧ/СПИДа, нацеленные на изменение опасного поведения,
имеют общие черты. В таких программах присутствует хотя бы часть следующих
характеристик:
·
определена конкретная «целевая группа» по таким параметрам, как
пол, возраст, сексуальная ориентация, этнические/культурные характеристики,
характер рискованного поведения, социальное окружение, условия жизни;
·
выбрана целевая группа, поведение которой наиболее рискованно;
·
выбрана целевая группа, которой уделяется недостаточно внимания;
·
используются методы "аутрич", "обучение
равных". "Обучение равных" (англ. "peer education") -
метод профилактической работы, при котором специально подготовленные
добровольцы из числа целевой группы распространяют среди "своих"
информацию и средства предохранения, обучают безопасному поведению, оказывают
поддержку;
·
целевой группе дают возможность менять свое поведение постепенно,
шаг за шагом;
·
целевой группе предоставляются материальные ресурсы для изменения
поведения (презервативы, чистые шприцы) и другие услуги по желанию
(консультации, лечение ЗППП, лечение наркомании, обследование на ВИЧ);
·
в планировании и проведении всех мероприятий активно участвуют
сами представители целевой группы, раздаточные материалы сформулированы на
языке, которым они говорят друг с другом;
·
организована взаимная поддержка членов целевой группы;
·
позитивные изменения поведения и участие в программе поощряются (в
том числе материально);
·
мобилизуются духовные (в том числе религиозные) устремления членов
целевой группы, их творческий потенциал (программы "12 шагов", театр,
артистические мастерские);
·
принимаются меры к изменению обстановки, в которой живут
представители целевой группы: физической (переезд на новое место) или
социальной (новое или "перевоспитанное" окружение).
Малоэффективные программы также имеют общие черты. Эти программы:
·
рассчитаны на "население в целом" или на обширные и
неоднородные группы населения (например, "молодежь");
·
содержат неконкретные, неоднозначные или неприменимые в реальной
жизни призывы;
·
составлены и проводятся людьми "со стороны", мало
знакомыми с конкретными условиями жизни данной целевой группы;
·
используют преимущественно односторонний дидактический подход
(лекции, раздача информации);
·
основаны на чувстве страха или стыда, используют репрессивные
меры;
·
рассматривают целевую группу как "объект воздействия", а
не как сознательную силу, от которой зависит успех программы.
1.
Беляева В. В., Ручкина Е. В. Консультирование в системе
реабилитации при ВИЧ-инфекции // Эпидемиология и инфекционные болезни. — 2001.
— № 1. —С. 53—56.
2.
Доклад о глобальной эпидемии СПИДа (2004 г.) / 4-й Глобальный
доклад. —ЮНЭЙДС, 2004.
3.
Змушко Е. И., Белозеров Е. С., Митин Ю. А. Клиническая
иммунология. —СПб.: Питер, 2001. — 574 с.
4.
Культуральные аспекты профилактики и борьбы с распространением
ВИЧ/СПИД в России / Под ред. В. В. Колкова. — М.: Права человека, 2003.
5.
Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в
образовательной среде / Министерство образования РФ. — М., 2005.
6.
Лицом к лицу со СПИДом. Программный доклад об исследованиях
Всемирного банка / Пер. с англ. — М.: Весь мир, 1998.
7.
Медико-социальная служба и ее значение в профилактике СПИДа и
других актуальных инфекций. — СПб.: ССЗ, 1998.
8.
Онищенко Г. Г. Задачи органов управления и учреждений
здравоохранения по противодействию распространения ВИЧ-инфекции в Российской
Федерации // Эпидемиология и инфекционные болезни. — 2001. — № 1.
9.
Принципы профилактики ВИЧ-инфекции среди лиц, применяющих
наркотики / Европейское региональное бюро Всемирной организации
здравоохранения. —Копенгаген, 1998.
10.
Профилактика ВИЧ/СПИДа в детско-молодежной среде: Учебное пособие
для студентов педагогических вузов / Под ред. К. Г. Гуревича, Л. М. Шипицыной.
— М., 2006.— 80 с.
11.
Сборник программ по профилактике злоупотребления психоактивными
веществами несовершеннолетними / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной. — СПб.: Образование
и культура, 2003.
12.
Сельцовский А. П., Ющук Н. Д., Поляков С. В. Организация и
проведение просветительской работы по проблеме ВИЧ/СПИД среди учащихся старших
классов общеобразовательных школ: Методические рекомендации № 8. — М.: Комитет здравоохранения,
2002.
13.
Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Копинг-поведение и психосоциальные
расстройства у подростков // Обзор психиатр. и мед. псих. - 1995. - № 1.
14.
Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Профилактика наркоманий и
алкоголизма: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.:
Издательский центр «Академия», 2003.
15.
Фланаган В. Ф. Вирус иммунодефицита человека, СПИД и права
человека в России.— СПб., 2000.
|
|
|
|
Кто на сайте?
Сейчас на сайте находятся:
345 гостей
|
|
|
|
Все права защищены © 2010 |
|
|