Продовольственная безопасность в России b Челябинской области
Продовольственная безопасность в России b Челябинской области
ГОУ
ВПО Чел ГУ
Реферат
по экономике природопользования
на
тему
«Продовольственная
безопасность России и Челябинской области»
Выполнила
студентка гр. 21Ф-201
Жаркова Евгения
Челябинск
2007
План
1. Введение
2. Понятие
продовольственной безопасности
3.
Продовольственная безопасность в России
4.
Продовольственная безопасность в Челябинской области
5. Заключение
6. Литература
1.
Введение
На протяжении
всей истории человечества обеспечение людей продовольствием было и остается
важнейшей проблемой. До сих пор на земном шаре ежегодно умирают от голода и
недоедания от 13 до 18 млн. человек, более 1 млрд. постоянно голодают. На
сегодняшний день ни одно другое бедствие не может по своим последствиям
сравниться с гибельностью голода.
Обеспечение
национальной безопасности в большинстве стран признано самым главным
приоритетом государственной политики. Сфера обеспечения национальной политики
общепринято делится на экономическую, территориальную, продовольственную,
социальную и экологическую. Потеря контроля над одной из этих областей может в
короткие сроки привести к утрате позиций во всех остальных.
Продовольственная
безопасность – сравнительно новый термин, заимствованный из обихода ООН.
Исходный английский термин – «food security» - переводится двояко: как
продовольственная безопасность и как продовольственная обеспеченность. Второй
вариант перевода более точно отражает смысл понятия, определяющего обеспечение
гарантированной физической и экономической доступности продуктов питания для
человека.
2.
Понятие продовольственной безопасности
Продовольственная
безопасность может рассматриваться применительно ко всему миру, отдельным
регионам, странам, группе населения, семье и отдельному человеку.
В настоящее время
под продовольственной безопасностью понимается доступ всех людей в любое время
к продовольствию, необходимому для здоровой и активной жизни. При достижении
продовольственной безопасности продукты питания имеются в достаточном
количестве, их поставки являются стабильными и каждый нуждающийся человек может
получить продовольствие. Соответственно, под продовольственной безопасностью
понимается такое положение, при котором все члены общества фактически
пользуются правом на доступное питание или продовольственные ресурсы, имеется
необходимое количество продовольствия.
Достижение
продовольственной безопасности на уровне домашнего хозяйства подразумевает
обеспечение надлежащего количества продуктов на конкретной территории,
сравнительно устойчивое снабжение ими, гарантирование каждому человеку,
нуждающемуся в продовольствии на данной территории, возможности получить его с
тем, чтобы вести здоровую и продуктивную жизнь.
Продовольственная
безопасность государства – это обеспеченная соответствующими ресурсами,
потенциалом и гарантиями способность государства вне зависимости от внешних и
внутренних угроз удовлетворить потребности населения в продуктах питания в
объемах, качестве и ассортименте, соответствующих принятых стандартам и нормам.
В такой трактовке
понятие продовольственной безопасности имеет два аспекта. Первый –
социально-экономический – характеризует способность государства обеспечивать
своим гражданам потребление основных продуктов питания в соответствии с
принятыми стандартами и нормами. Второй аспект – политико-экономический –
характеризует способность государства к мобилизации внутренних ресурсов и
агроэкономического потенциала страны для организации снабжения населения
преимущественно за счет собственного производства и тем самым гарантировать
экономическую самостоятельность и политический суверенитет.
Различают
хроническую и временную продовольственную зависимость. Страна, район, группа
населения испытывают хроническую продовольственную зависимость, если в течении
длительного времени потребление пищевых продуктов недостаточно из-за
невозможности приобрести или произвести необходимое количество продовольствия.
Временная продовольственная зависимость наступает периодически при нарушениях
стабильности доступа к продовольствию ввиду роста цен на продукты питания,
неурожаев, падения уровня доходов населения.
Также выделяется
потенциальная продовольственная небезопасность, когда государство остается
уязвимым к возможным внешним кризисным явлениям и потрясениям, таким как
международные кризисы, торговые войны конкурентов и др. Продовольственная
необеспеченность в этих случаях может из потенциальной перерасти во временную
или хроническую.
Угроза
продовольственной безопасности означает уменьшение, отсутствие или разрушение
главного ресурса жизни – пищи, либо ухудшение ее качества. Следует помнить, что
угроза продовольственной безопасности усиливается при спаде производства, росте
безработицы, невыплатах заработной платы, росте кредитной задолженности
предприятий агропромышленного комплекса, срывах в топливно-энергетическом
снабжении и т.д., что реально наблюдается в экономической и политической жизни
ослабленной России. Продовольствие незамещаемо никаким из базисных элементов жизнеобеспечивающего
комплекса. Продовольствие нельзя произвести впрок или запастись им навечно,
поэтому угроза потери продовольствия означает предельную опасность для живых
людей как биосоциальных существ – смерть.
Под
благосостоянием в сфере питания подразумевается наличие достаточного количества
высококачественной пищи, удовлетворяющей потребности человека и обеспечивающей
ему максимальную продолжительность. Для обеспечения продовольственной
безопасности необходимо формулирование, планирование и осуществление
продовольственной политики, обеспечивающей адекватность и стабильность
продовольственного снабжения.
Первым
экономистом, глобально поставившим проблему продовольственной безопасности был
Т. Мальтус. Он объявлял о существовании закона, состоящего в проявляющемся во
всех живых существах стремления размножаться быстрее, чем допускается
находящимися в их распоряжении количеством пищи. Отсюда Мальтус вывел вечную
причину угрозы благосостоянию – опережающий рост численности. Таким образом, в
современном смысле слова проблема продовольственной безопасности была
поставлена 200 лет назад.
Концепция
всемирной продовольственной безопасности впервые была выдвинута в 1973 году.
При этом мировая продовольственная безопасность понимается главным образом как
сохранение стабильности на рынках продовольственных товаров при доступности
базовых продуктов питания для всех стран мира. Нестабильность международного
рынка продовольствия (в первую очередь, зерна), связанная с сезонными
колебаниями мирового урожая, негибкостью аграрной политики государств, требует
разработки и осуществления коллективных мер по обеспечению продовольственной
безопасности в мире. В 1974 году Генеральная Ассамблея ООН разработала
«Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в
мире». В них предусматривается создание национальных продовольственных резервов
при координации их на международном уровне, предоставление экономической помощи
с целью увеличения производства и строительства хранилищ продовольствия в
развивающихся странах, установление глобальной информационной системы по
вопросам производства и торговли продовольственными товарами, обеспечение
регулярных межправительственных консультаций по вопросам мировой
продовольственной безопасности. Поставленные цели не достигнуты прежде всего
потому, что правительства различных государств отдают предпочтения поддержке
национальной продовольственной безопасности и национальным интересам при
некотором развитии межгосударственных усилий в этом направлении на региональных
уровнях.
3.
Продовольственная безопасность в России
Продовольственную
безопасность в России обязательно необходимо увязывать с состоянием здоровья
народа, которое находится в критическом положении, и средней
продолжительностью жизни, упавшей в 90-е годы на 10-12 лет.
В настоящее время
государственный суверенитет Росси и здоровье народа оказались под серьезной
угрозой в связи с утратой продовольственной безопасности и попаданием в
продовольственную зависимость от ряда иностранных инвесторов. Дело в том, что
имея огромные внешние долги и не имея средств для их погашения, Россия и ее
регионы могут в любой могут оказаться объектом финансового, экономического и
политического давления со стороны других государств, в качестве инструмента
которого будет использовано прекращение поставок продовольствия и медикаментов.
Иностранные
производители продовольствия, используя экспортные субсидии, выделяемые своими
правительствами, и поставляя на российский рынок не всегда качественные
продовольственные товары, продолжают интенсивное разрушение продовольственного
рынка России и ее регионов. К восстановлению продовольственной безопасности мы
должны приступать уже сейчас, если не хотим, чтобы Россия оказалась в таком
положении как Северная Корея и Ирак, народы которых уже много лет оказываются в
нечеловеческих условиях изоляции от внешнего мира и беспрецедентного давления
со стороны некоторых стран, прежде всего посредством прекращения поставок
продовольствия.
К началу третьего
тысячелетия Россия оказалась в числе тех государств, которые утратили свою продовольственную
независимость. В результате отсутствия какой-либо государственной политики на
уровне федерального правительства продолжается разрушение аграрного потенциала
страны. Такая ситуация характеризуется прежде всего значительным снижением
объемов отечественного производства продовольствия с одной стороны и резким
возрастанием импорта – с другой. Так, производство мяса сократилось в 2 раза,
молока и яиц – в 1,5 раза, сократилось производство зерна, фруктов. Как
следствие, снизилось и потребление животноводческих продуктов. Если в 1990 г.
потребление мяса и мясопродуктов было 75 кг, молока – 386 кг, яиц – 297 штук на
душу населения, то в 2002 – 50 кг, 229 кг и 212 штук соответственно. Упало
потребление растениеводческих продуктов и рыбы. Возросло (с 106 кг в 1990 году
до 130 кг в 2002 году) и продолжает расти только потребление картофеля. В 2002
году уровень потребления продуктов питания хорошего качества населением России
снизился по сравнению с 1990 годом на 30 %. Общее количество продуктов питания
на душу населения в нашей стране составляет примерно 700 кг, в то время как в
развитых странах – 900-1000 кг. В настоящее время по уровню питания Россия
передвинулась с 7-го (в 90 году) на 36-е. Это не могло не отразиться на
состоянии и показателях здоровья населения и в значительной мере определило
негативные тенденции в области демографии. По оценкам специалистов Департамента
пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхозпрода РФ сейчас примерно 40
% населения страны испытывает белково-калорийную недостаточность. Недополучение
энергии и белка в среднем оценивается от 15 до 20 % от нормы. Резко возросла
витаминная недостаточность, в пище не хватает микроэлементов, кальция.
Уменьшилось потребление углеводов в виде овощей и фруктов. Общая калорийность
питания опустилась с 3350 килокалорий в день в 1990 году до 2500 в 2000 году –
ниже, чем в среднем по странам Африки. Данные по потреблению продуктов питания
на душу населения сейчас практически не приводятся – продовольственная корзина
не обеспечивает нижний предел выживаемости населения.
Хлынувший на
российский рынок поток импортных продуктов питания привел к тому, что
покупатель фактически оказался незащищенным ни юридически, ни нормативно от
многих видов фальсифицированных товаров. Фальсификация продуктов зачастую
приводит к попаданию в пищу ряда неопознанных веществ, вредных для здоровья, а
также к снижению употребления витаминов и других биологически активных
компонентов. Основная гарантия безопасности продуктов питания для человека –
их сертификация и стандартизация в соответствии с принятыми федеральными
законами о защите прав потребителей, о стандартизации, о сертификации. Однако
до сих пор в нашей стране не созданы условия реализации этих законов, в том
числе и в отношении импортной продукции. Например, в настоящее время российский
рынок наводнен топленым маслом, в котором нет молочного жира; сливочным маслом,
в котором 50-70 % – жиры немолочного происхождения; фруктовыми соками, в
большинстве своем оказывающимися фальсификатами вследствие разбавления водой.
Примеры такого рода далеко не единичны.
Избежать
импортных поставок отдельных видов продовольствия практически нереально. Ведь
некоторые, ставшие привычными для нас товары, не производятся у нас в стране в
силу природных условий. В этих случая без товарообмена и импорта не обойтись,
т.к. рынок реагирует на прихоть потребителя. Поэтому продовольственную
независимость России от импортных поставок можно будет считать достаточной, если
удельный вес всего отечественного продовольствия в общем объеме потребления
составит больше 70 %.
4. Продовольственная
безопасность в Челябинской области
За последние годы
в агропромышленном комплексе Челябинской области сложилось не лучшее положение.
Среднегодовой объем валовой продукции сельского хозяйства уменьшился на 22,5 %,
среднегодовой сбор зерна – на 24 %. Более половины территории загрязнено
промышленными отходами. Поголовье рогатого скота сократилось на 25 %,
численность свиней уменьшилась почти на 60 %, овец – на 62 %. Мощности крупных
животноводческих комплексов используются лишь на 50-60 %. В результате
производство мяса уменьшилось на 38 %, молока – на 48 %, яиц – на 37 %.
Все это
неблагополучно сказалось на уровне потребления основных продуктов питания.
Средний суточный рацион составляет 2039 ккал при нормативе в размере 2420 ккал.
За последние 5 лет в расчете на человека в области выращено по 430 кг зерна или
только 43.5 % к оптимальной норме продовольственной безопасности. Таким
образом, область перешла грань продовольственной безопасности и благополучие
населения полностью зависит от импорта и завоза продовольствия из других областей.
5.
Заключение
Продовольственная
безопасность утрачена главным образом из-за разрушения производственного
потенциала агропромышленного комплекса. Массированный импорт животноводческой продукции
привел к разрушению целых отраслей производства. Так, в несколько раз
сократилось поголовье овец, свиней, значительно упала численность поголовья
рогатого скота, снизилась продуктивность скота и птицы. Для обеспечения
продовольственной безопасности необходимо прежде всего развивать
агропромышленный комплекс, изменить отношение к финансированию сельского
хозяйства, доля которого в бюджете имеет тенденцию к абсолютному и
относительному уменьшению.
6.
Литература
1.
Жданов
И.Г. «Обеспечение продовольственной безопасности как государственная проблема»
2.
Калинина
С.В., Смоляков М.А. «Приоритетные направления обеспечения продовольственной
безопасности»
3.
Красников
В.М. «Факторы продовольственной безопасности, связанные с развитием
агропродовольственного сектора»
4.
Жожин
Р.И., Баранов Г.К., Куршатова Т.П. «О продовольственной безопасности
Челябинской области»
|