Проблемы внедрения системы национальных счетов в Украине
Проблемы внедрения системы национальных счетов в Украине
Министерство
образования и науки Украины
Харьковский государственный технический
университет строительства и архитектуры
Кафедра экономической теории
Реферат на тему
«Проблемы внедрения системы национальных счетов
в Украине»
Выполнил
Студент
группы МО-22
Исаков А. В.
Харьков
План
1. Введение
2. Характеристика
системы национальных счетов
3. Проблемы внедрения
СНС93
3.1. Проблемы. связанные с созданием
информационной базы
3.2. Проблемы,
связанные с выполнением секторных национальных счетов
3.3. Проблемы, связанные с использованием классификаций видов деятельности
3.4. Проблемы,
связанные с расчетом ВВП
4. Заключение
Литература
1. Введение
Известно, что для анализа состояния всей
экономики страны как одного большого объекта используются макроэкономические
показатели: валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт,
совокупный личный доход граждан и другие. Анализ этих показателей позволяет
видеть, исследовать, прогнозировать экономическую картину в целом, выявить
общие свойства и признаки. Чтобы установить численные значения
макроэкономических показателей, в странах ведется особая система расчетов,
и составляются таблицы, именуемыми национальными счетами [1].
В феврале 2000 года в государственном комитете
статистики состоялся семинар-совещание о состоянии и направлениях
совершенствования системы национальных счетов (СНС) Украины. Очень важными
составляющими системы национальных счетов являются [2]:
1.
Информационная база для
создания национальных счетов.
2.
Секторные расчеты.
3.
Использование
классификаций в СНС Украины.
4.
Квартальные расчеты
валового внутреннего продукта (ВВП).
При внедрении СНС имеются определенные
проблемы при рассмотрении каждой из этих четырех составляющих. Дадим
определение СНС и рассмотрим кратко основные проблемы внедрения СНС в Украине.
2. Характеристика системы национальных счетов
Система национальных счетов 1993 года (СНС93) представляет собой
систему показателей, которыми в общем виде охвачены все хозяйственные субъекты
(институциональные единицы), все виды экономических операций, в которые они
вступают, финансовых и нефинансовых активов, собственниками которых выступают
институциональные единицы.
Представление этой информации в национальных
счетах на основе ряда концепций, постулатов и определений позволяет обеспечить
взаимосвязанное описание основных фаз экономического процесса: производства
товаров и услуг, создания, разделения и перераспределения доходов, их
использование на потребление и сбережение, финансирование накопления капиталов
и т.д.
На основе СНС составляются планы дальнейшего
экономического развития государства. Поэтому основное внимание участники
семинара уделили характеристике информационной базы Госкомстата для составления
национальных счетов и направлениям ее дальнейшего усовершенствования.
3. Проблемы внедрения СНС93
3.1. Проблемы, связанные с созданием
информационной базы СНС
Для выполнения макроэкономического анализа
существует несколько информационных систем. Ключевое место среди них занимает
СНС, которая полностью совместима и интегрирована со статистикой
государственных финансов, денежно-кредитной статистикой, платежным балансом,
соответствует требованиям международных стандартов.
Госкомстат Украины в настоящее время ежегодно
составляет расчеты товаров и услуг, расчет производства, расчеты распределения
и использования доходов, расчеты накопления, ежеквартально выполняются расчеты
ВВП.
Существующая информационная база СНС основана
на внутренних и внешних источниках данных.
Внутренние источники данных – это реестр
предприятий; отчеты предприятий; данные переписей и обследований.
Внешние источники данных – это отчеты органов
управления; отчеты Национального банка Украины; таможенная и налоговая
статистика.
Информационная база Госкомстата основана на
системе обязательной статистической отчетности. Всю совокупность области
обследования предприятий органами статистики можно разделить нам пять основных
групп:
o комплексные обследования (предпринимательство,
бухгалтерская отчетность);
o областные обследования и переписи (в области
промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д.);
o обследования труда, занятости и заработной
платы;
o обследования домохозяйств;
o наблюдение за ценами.
Эта система статистической отчетности достаточно эффективна для целей
СНС.
Однако на нынешнем этапе экономического
развития страны она не
способна в полной мере удовлетворить информационные потребности национальных
счетов. Это создает ряд проблем при составлении СНС.
Рассмотрим основные проблемы.
1.
Реестр предприятий.
В соответствии с рекомендациями международных
организаций необходим не просто перечень (реестр) предприятий, а Национальный
статистический реестр предприятий с накоплением выходной информации, которая
обеспечит основу для выбора респондентов и взаимодействия с ними. Нужно
приложить усилия для создания статистического реестра путем регистрации новых
предприятий, а также случаев их разделения, слияния и закрытия.
2.
Сбор информации на
дискретной основе.
Такая информация (обследования в
промышленности, на транспорте и т.д.) нужна для составления квартальных
национальных отчетов.
3.
Цены
Статистика цен является основным источником данных для анализа инфляции. Госкомстат достиг прогресса в расчетах потребительских цен производителей в соответствии с международными стандартами. Однако сложность проблемы заключается в том, что данные
по ценам необходимо представлять в соответствии с классификатором видов экономической деятельности физических особ (КВЭД), созданном
в 2000 году. Поэтому необходимо в соответствии с этим классификатором разработать индексы цен по строительству, экспорту-импорту и некоторым видам услуг.
4.
Представление
данных в виде динамических рядов.
В математической статистике динамический ряд
представляет собой совокупность значений параметра, характеризующего состояние
какого-либо объекта. В связи с тем, начиная с 2001 года, данные об
экономическом состоянии предприятий необходимо представлять в соответствии с
КВЭД, возникла актуальная проблема ретроспективных перерасчетов динамических
рядов. Для ее решения Госкомстатом осуществляется комплекс мероприятий:
определяется перечень показателей для перерасчета, методы и глубина
перерасчета. Соответствующие работы включены в государственные тематики
научно-исследовательского института статистики.
5.
Статистика
государственных финансов.
К числу проблемных вопросов в настоящее время
можно отнести детализацию отдельных компонентов доходов и расходов бюджета,
использование классификаций, гармонирующих с международными классификациями
(прежде всего, классификации функции органов государственного управления -
КФОГУ), создание первичного учета для бюджетных организаций.
6.
Денежно-кредитная и
банковская статистика.
Для создания отдельных частей счетов поточных
операций и счетов накопления и увязать между собой данные о потоках и активах,
необходимо владеть данными денежно-кредитной, банковской и других областей
финансовой статистики, которые разрабатывает и предоставляет в Госкомстат
Национальный банк Украины.
7.
Статистика
платежного баланса.
Расчеты платежного баланса, выполняемые в
настоящее время в Украине, имеют ряд недостатков из-за недостаточного качества
источников выходных данных и потребуют уточнения методологии расчета данных
баланса, детализации отдельных ее показателей.
8.
Налоговая
статистика.
Налоговая статистика может использоваться для
получения данных по областям экономики (видам экономической деятельности) и
потокам доходов (оплата труда, смешанный доход). Эти данные используются для
расчета ВВП методом доходов. Кроме того, данные налоговой статистики
используются для расчета дополнительной стоимости по отдельным областям или
подобластям экономики, например, по отдельным видам услуг. Для этой цели
Госкомстат совместно с Государственной налоговой администрацией (ГНА) в 2000
году разработали классификатор видов экономической деятельности физических лиц
– субъектов предпринимательства, основанный на КВЭД. Классификатор, который
ранее использовался в ГНА, не отражал реальную картину экономики.
Вывод.
Таким образом, как Госкомстат, так и другие
ведомства, которые разрабатывают статистическую информацию. Должны продолжать
модифицировать действующие процедуры и методы сбора и разработки данных, в том
числе путем создания новых источников данных.
3.2. Проблемы, связанные с выполнением
секторных национальных счетов
Составление секторних национальных счетов
проводится по пяти секторам экономики:
o нефинансовых корпораций;
o финансовых корпораций;
o сектор общего государственного управления;
o домашнее хозяйство;
o некоммерческие организации, которые
обслуживают домашние хозяйства.
Информационной базой для расчета показателей корпоративного сектора
экономики является областная статистическая и бухгалтерская отчетность, которая
складывается по данным бухгалтерского учета.
В 1998-1999 годах были решены многие вопросы
по составлению секторных национальных счетов.
Следует отметить, что, несмотря на решение
отдельных вопросов при составлении СНС, в том числе секторных, пока что
остаются нерешенными определенные проблемы.
Выделим главные из них.
1. В связи с изменением экономических
процессов, законодательства, первичного учета и отчетности возникает
необходимость ретроспективного пересмотра секторных счетов для обеспечения
соответствия старой методологии расчету отдельных показателей системы
национальных счетов.
2. Из-за наличия задолженности по заработной
плате и по налогам следование принципу «Начислений» может привести к неполному
соответствию финансового результата деятельности секторов экономики реальному
финансовому состоянию институционных единиц.
3. Для характеристики производства важным
является определение объема выпускаемой продукции и валовой дополнительной
стоимости в подсекторах нефинансовых корпораций – основного производителя
валового внутреннего продукта (более 66%). С этой целью необходимо проводить
работу по внедрению ведения первичного учета и составления статистической и
финансовой отчетности предприятий, которые входят в указанные подсекторы
(например, приватизированные и государственные предприятия, предприятия с
иностранным капиталом и т.п.).
4. Потребует усовершенствования информационная
база для определения показателей финансовых корпораций. Это необходимо для
учета финансовых учреждений, которые являются посредниками в операциях с
ценными бумагами: негосударственных пенсионных фондов, валютных бирж.
5. Применение принципа «Начислений» по
отношению к бюджетным платежам, государственным целевым и внебюджетным фондам
приводит к несоответствию финансового состояния сектора общего финансового
управления, основной составляющей частью которого является бюджет, реальному
финансовому состоянию государства и, кроме того, балансу бюджета.
6. Необходимо усовершенствование первичной
отчетности бюджетных предприятий с целью разделения отдельных видов доходов и
расходов бюджета в соответствии с функциональной и экономической
классификацией согласно требованиям СНС.
7. Необходима разработка методологии и
внедрение расчета конечных потребительских затрат домашних хозяйств, органов
государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих
домашние хозяйства.
3.3. Проблемы, связанные с использованием
классификаций видов деятельности
Одним из ключевых вопросов разработки СНС
является использование различных классификаций видов экономической деятельности.
До 2000 года включительно практически вся бухгалтерская и статистическая
отчетность базировалась на Общем классификаторе областей народного хозяйства
(ОКОНХ). С 2001 года сбор, обработка и публикация данных осуществляются
Госкомстатом Украины по Классификации видов экономической деятельности.
Переход от ОКОНХ к КВЭД сопровождается существенными
изменениями по видам экономической деятельности.
При таком переходе возникают проблемы,
которые требуют немедленного решения.
Во-первых, это обеспечение соответствия ОКОНХ
к КВЭД. С этой целью в управлении национальных расчетов в настоящее время
создаются переходные таблицы соответствия ОКОНХ к КВЭД.
Во-вторых, это заполнение статистических
обследований (форм статистической отчетности) показателями, необходимыми для
составления национальных счетов. С этой целью разрабатываются бланки
статистических форм.
В-третьих, это смена вида деятельности в
соответствии с КВЭД. В настоящее время в Госкомстате уже разработаны Правила
классификации статистических единиц по видам деятельности, которые будут
использоваться в статистической практике.
В связи с переходом на международную
классификацию для отображения производства в СНС возникает необходимость
выполнения расчетов конечного использования домашних хозяйств, сектора
общегосударственного управления и сектора некоммерческих организаций. Для
выполнения этих расчетов разработаны соответствующие классификации, в которых
отражены затраты по каждой отрасли хозяйства. Целью применения этих
классификаций является получение статистических данных для решения широкого
круга аналитических задач.
3.4. Проблемы, связанные с расчетом ВВП
Квартальные
национальные счета сегодня
приобретают все большую актуальность. Они дают данные для экономического моделирования
и прогнозирования и играют ключевую роль в национальных расчетах.
Квартальные национальные счета должны строго
соответствовать годовым оценкам, т.е. сумма четырех кварталов должна быть равна
прямым годовым оценкам.
Для решения проблем взаимной увязки годовых и квартальных оценок
используются специальные математические методы.
4. Заключение
В заключение необходимо отметить, что решение рассмотренных в
настоящем реферате проблем позволит успешно внедрить систему национальных
счетов СНС93 в Украине. Современная система национальных счетов, правильно
отражающая экономическое состояние государства, является основой для его
дальнейшего экономического развития и процветания.
Литература
1.
Райсберг Б.А.
Основы экономики: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003.- 408 с.
2.
В.А. Головко.
Система национальных счетов Украины: современное состояние и направления
усовершенствования. Статистика Украины, 2001, №1.
|