Предмет эстетики, его сущность и содержание
Предмет эстетики, его сущность и содержание
Оглавление
Введение. 3
1.
Предмет эстетики, его сущность и содержание. 5
1.1. Термин "эстетика". 5
1.2. Формулировка предмета эстетики. 5
1.3. Универсальность мышления в образах. 6
1.4. Сущность эстетического воспитания. 6
2.
Формирования человеческой чувственности в предмете эстетики. 9
2.1. Специфика искусства как предмета эстетики. 9
2.2. Прекрасное – традиционный предмет изучения эстетики. 9
2.3. Факторы, влияющие на формирование предмета эстетики:
философия, искусство, социальный заказ, внутренняя логика развития науки. 11
Заключение. 14
Литература. 15
Предметом эстетики на современном этапе истории является весь мир,
рассматриваемый с точки зрения значимости, ценности его явлений для
человечества. Эстетика как наука - появилась сравнительно недавно, хотя
собственно эстетическое сознание, эстетический опыт, эстетическая деятельность,
далеко не всегда осознаваемые как таковые, присущи культуре изначально, а
история эстетической мысли, как мы увидим, уходит своими корнями в глубокую
древность.
Сам термин "эстетика" (от греч. aisthetikos – чувственный) ввел
в употребление немецкий философ Александр Баумгартен в своей двухтомной работе
"Aesthetica", опубликованной в 17501758 г. Этим термином, он
обозначил науку о низшем уровне познания – чувственном, в отличие от высшего –
логики. Если логические суждения в его понимании покоятся на ясных отчетливых
представлениях, то чувственные (эстетические) – на смутных. Первые – это
суждения разума; вторые – суждения вкуса. Эстетические суждения предшествуют
логическим: их предмет – прекрасное, а предмет логических суждений – истина.
Отсюда к эстетике Баумгартен отнес и всю философию искусства, предметом
которого он также считал прекрасное. Эти идеи посвоему развивали затем Кант,
Гегель и множество других философов, мыслителей, ученыхэстетиков, доведя в
конце концов представления о предмете эстетики до идей, фактически отрицающих
концепцию Баумгартена, или развивающих ее до степени, преодолевающей основные
исходные положения немецкого философа. Тем не менее, именно ему принадлежит
честь открытия и легитимации науки эстетики.
Сегодня, после нескольких столетий напряженного изучения мыслителями самых
разных ориентаций сферы эстетического опыта и бурного развития искусства как
главного феномена эстетического сознания, эстетику как науку можно с некоторой
долей условности, характерной вообще для любых дефиниций, определить следующим
образом. Это наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении
человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения
(глубинною контакта с ней), в процессе (и в результате) которого человек ощущает,
чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга,
неописуемой радости, катарсиса, духовного наслаждения и т.п. полную гармонию
своего Я, с Универсумом, свою органическую причастность к Универсуму в единстве
его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и
конкретнее – с его духовной Первопричиной, для верующих – с Богом.
1.1. Термин "эстетика"
Термин "эстетика" употребляется в современной научной литературе
и в обыденной практике и в ином смысле – для обозначения эстетической
составляющей Культуры и ее эстетических компонентов. В этом смысле говорят об
эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, церковного обряда,
воинского ритуала, какого-либо объекта и т.п.
К основным категориям эстетики относят: эстетическое, прекрасное,
возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство, игру.
1.2. Формулировка предмета эстетики
Автор трактата "О возвышенном" предлагал, прежде определить
предмет и указать способы, помогающие им овладеть.[[1]]
Задача эта трудновыполнима. Любая наука, в том числе эстетика, "не может
заранее сказать, что она такое, лишь все ее изложение порождает это знание о
ней".[[2]] Определение
предмета науки - это акт ее самосознания: наука осознает, какие стороны и связи
мира и во имя чего ее интересуют; это вглядывание науки в самое себя: она как
бы смотрит в зеркало, или, точнее, ее очи как бы обращаются внутрь и глядят не
на внешний мир, а на ее внутренний мир, на ее собственные проблемы.
Предмет каждой науки - мир, рассматриваемый под определенным углом зрения,
в свете той задачи, которую решает эта наука. Так, предмет медицины не здоровье
человека: здоровье - цель медицины, а ее предмет - и географическая среда, и
химические соединения, и физические процессы с точки зрения здоровья человека.
Предмет эстетики - весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с
точки зрения общечеловеческой значимости (эстетической ценности) его явлений.
1.3. Универсальность мышления в образах
Когда художник встречается со сложной творческой задачей, хочет оценить собственную
деятельность, ищет выход из творческого кризиса, ему трудно руководствоваться
только интуицией - на помощь приходит эстетика. Согласно Псевдолонгину - автору
трактата "О возвышенном" успех художника обусловлен "силой
дарования" и "знанием правил"; высокое искусство невозможно без
теории, помогающей избежать ошибок и совершенствующей мастерство.
Эстетика - и прямо, и опосредованно влияет на творчество, подкрепляя дар
знанием. Художественная концепция мира - не запас накопленных художником
философских знаний, она рождается в самой жизни из наблюдений над природой и
обществом, из усвоения культуры человечества, из активного отношения к миру.
Художественная концепция эстетики, направляет талант и мастерство, в свою
очередь формируясь под их воздействием, определяет особенности видения мира и
отбор жизненного материала. При этом наиболее непосредственно влияет на
творчество художника тот пласт художественной концепции, системное выражение
которого дает эстетика.[[3]]
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В
повседневном труде общении с искусством и природой, в быту, в межличностном
общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют
существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует
трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное
отталкивает. Трагическое, учит сочувствию. Комическое - помогает бороться с
недостатками.
В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как
"система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в
человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать
прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве". Речь идет о том, что
эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке
способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и
оценивать его.
Определение данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание -
целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка,
способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое,
безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты".
Существует множество определений понятия "эстетическое
воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить
основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс
целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности
воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих,
задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов
личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному
творчеству и созданию прекрасного.
Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и
различные подходы к его целям. По этому проблема целей и задач эстетического
воспитания требует особого внимания.
2.1. Специфика искусства как предмета эстетики
Многообразие культурного процесса современности. Элитарная и массовая
культура. Элитарная культура, как культура создающая принципиально новое, как
культуры высоких ценностей, как творчество. Массовая культура, как культура
массового общества (Х.Ортега-и-Гасет). Стандартизированный характер массовой
культуры. Распространение, деление культуры, как главная черта массовой
культуры. Коммерческий характер массовой культуры. Пассивная роль массовой
культуры в культурно-историческом процессе. Массовая культура как тиражирование
достижений элитарной культуры. Роль массовой культуры: деструкция личности и
сублимация психики человека.
2.2. Прекрасное – традиционный предмет изучения эстетики
Универсальный характер эстетической деятельности наглядно проявляется в
таких ее формах, как дизайн, организация окружающей среды, массовые зрелища и
т. п. Есть необходимость эстетически осмыслить назначение и роль их в жизни
общества и это требует новых теоретических категорий для их определений, В
частности, перед эстетической наукой стоит задача идентификации таких понятий,
как целесообразность, предмет деятельности и ценность как ее специфический
продукт, технические средства, синтез и полисинтез как феномен современной
художественной культуры и др. Одновременно, анализ эстетических явлений в
структуре деятельности предоставляет возможность содержательного уточнения
некоторых традиционных для эстетики понятий и категорий, в частности, таких,
как «эстетический идеал», «эстетическая ценность», «эстетическое отношение» и
др. Эстетическое познание проявляет свою творческую природу прежде всего в
раскрытии закономерностей исследуемой предметной области. Жизнь общества и
человека находится в постоянном изменении и развитии. В этом процессе
обнаруживаются новые аспекты взаимосвязи человека и природы, личности и
коллектива, труда и культуры. Часто это оказывает большое воздействие на характер
деятельности людей и образ их жизни, на всю структуру искусства и его отношение
к культуре в целом. При этом происходит расширение сферы эстетических
переживаний, появляются новые направления активности эстетической деятельности
людей. Неимоверно возрастает роль и значимость эстетической культуры общества и
каждого человека в отдельности. Эстетическое знание, таким образом,
востребовано самой жизнью, необходимостью проникновения в суть, возникающих в
соответствующей сфере действительности, явлений, выявления их функций,
определения условий, механизмов и средств реализации эстетического потенциала
общества и личности.
В этих условиях эстетическое знание, выступая в единстве своих
познавательных, прогностических и воспитательных функций. Организация жизни человеческого
сообщества по законам эстетического освоения мира будет характеризоваться
гармонией и полнотой, всеобъемлющей красотой природы, культуры человеческих
отношений, глобальной эстетичностью. Прекрасное утвердится повсеместно,
приобретет общечеловеческий масштаб. Иного пути и иных средств у человечества в
его стремлении избежать гибельных для него угроз просто не существует.[[4]]
2.3. Факторы, влияющие на формирование предмета эстетики:
философия, искусство, социальный заказ, внутренняя логика развития науки
Основные разделы эстетики: история эстетики (основные этапы истории
эстетики), теория эстетики, художественное творчество, эстетическая культура
современного общества.
В общем комплексе наук о человеке у эстетики свое незаменимое ничем место.
Чувственно-ценностная природа эстетического знания, его критериальный характер
в отношении ведущихся культурных и художественных поисков дают основание
относиться к эстетике как к «специфической аксиологии культуры», как к ее
«самосознанию», имеющему самое прямое отношение к формированию
культурно-ценностных эталонов и приоритетов.
Связь эстетики с искусством известна со времен Аристотеля (384-322 до н.
э.), она неоспорима. Вместе с тем, очевидно, что эстетическое, как
специфическое отношение человека к миру, окружающей действительности, отнюдь не
исчерпывается прекрасным и его художественно-образным отражением в искусстве.
Эстетика равно проявляет интерес к многочисленным его разновидностям -
траги-ческому, комическому, возвышенному, низменному, безобразному, ужасному и
др., представленным не только в формах искусства, но и в жизни, в реальной
действительности.
Данный акцент в понимании предмета эстетики, однако, не связан с умалением
места и роли искусства в эстетических исследованиях. Искусство, выражая
эстетическое отношение человека к миру посредством художественно-образного
моделирования, занимает в предметном поле эстетики свое определенное и весьма
заметное место. Важно однако учитывать диалектику соотношения эстетического и
художественного, их связь и различие, единство и относительную
самостоятельность. Отмечаемая же тенденция к автономизации, с одной стороны,
собственно эстетической (чувственно-ценностной) проблематики, а с другой -
общефилософской теории Искусства не является абсолютной и имеет значение лишь в
плане отражения ее в структуре предмета самой науки, определяемого в целом
характером и спецификой эстетического отношения человека к миру, окружающей
действительности.
Эстетика формирует в человеке созидательное начало и способность
воспринимать красоту. В общечеловеческом плане внимание сосредоточивают
искусство в духовно-практическом, и эстетика в теоретическом. Они актуальны,
ибо способствуют сближению людей, у которых без согласия в мире нет будущего.
Эстетика и искусство - фокус всей мировой культуры и средоточие гуманитарного
опыта человечества.
Эстетический опыт человечества, накапливаемый и кристал-лизуемый в
довольно разветвленной системе культуры, богат и разнообразен. Эстетические
знания-его неотъемлемая часть. Их накопление и развитие прослеживается во всех
культурно-исторических периодах всемирной истории - от древнешумерской
цивилизации (3-2, 5 тысячелетий до н. э.) через античность к средневековью и от
эпохи Возрождения к Новому и Новейшему времени, вплоть до наших дней. Между
тем, общественному сознанию потребовались тысячелетия, чтобы вплотную заняться
уяснением специфики эстетического отношения человека к окружающему миру,
поставить в плоскость научного рассмотрения вопрос о природе и сущности этого
отношения.
Научный характер эстетического знания связан отнюдь не с претензией на
«истину в последней инстанции» и не с канонизацией неких абсолютных правил для
художественного творчества, а со способностью этого знания отображать и
фиксировать наиболее существенное, важное в эстетическом освоении человеком
действительности, анализировать проявляемые в этом процессе закономерности,
выделяя общее и типологическое в диалектической увязке с уникальным и
неповторимым.
Эстетика, отражающая этот процесс в системе типологических понятий,
критериев, принципов, есть наука о наиболее общих закономерностях
эстетического, в том числе художественного, освоения человеком
действительности.
Позиции большинства отечественных авторов по данному вопросу в основном
совпадают, хотя при ближайшем рассмотрении определений можно обнаружить те или
иные различия делаемых акцентов, за которыми просматриваются не расхождения
точек зрения по существу, а скорее просто терминологические пристрастия. В
данном случае важно констатировать то, что объединяет подходы большинства
ученых. И это, прежде всего, понимание чувственно-ценностной природы
эстетического отношения, его объектно-субъектного проявления.
В общем комплексе наук о человеке у эстетики свое незаменимое ничем место.
Чувственно-ценностная природа эстетического знания, его критериальный характер
в отношении ведущихся культурных и художественных поисков дают основание
относиться к эстетике как к «специфической аксиологии культуры», как к ее
«самосознанию», имеющему самое прямое отношение к формированию
культурно-ценностных эталонов и приоритетов.
Эстетика в анализе эстетических явлений, помимо традиционных для нее
методов абстрактно - теоретического мышления, все чаще обращается к данным
научных дисциплин, имеющим с ней смежный предмет исследования, таких, как
социология, психология, семиотика, подвергая при этом философско-эстетической
интерпретации их выводы и специфизируя применительно к своим задачам методы
этих наук. Диапазон исследовательских возможностей в эстетике при этом
значительно возрастает. Научному анализу становятся доступными не только
результаты эстетического освоения человеком окружающей действительности, но и
сам процесс эстетического отношения и эстетической деятельности, познание их
сущности, структуры и функций.
1.
Волкова Е. В., Новикова
Л. И. К вопросу о предмете и методах эстетики // Вопросы истории и теории
эстетики. М., 1975.
2.
Гартман Н. Эстетика. –
М.: Ника-Центр, 2004.
3.
Кривцун О. А. Эстетика.
– М.: Аспект Пресс, 2000.
4.
Кондрашов В. А.,
Чичерина Е. А. Этика. Эстетика. – Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс",
2000.
5.
Философский словарь /
Под ред. Фролова И. Т. – М.: Политиздат, 1991.
6.
Хоруженко К. М. Культурология.
– Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1997.
7.
Борев, Ю.Б. Эстетика:
Учебник/Ю.Б. Борев-М,: Высш. шк., 2002. - 511с.
[1] О возвышенном. М.—Л., 1966. С. 5.
[2] Гегель. Т. 1. 1970—1972. С. 95
[3] Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев—М,: Высш. шк., 2002. — С.
13-14.
[4] Борев Ю. Эстетика.— М., 1988.
|