Пасха
Пасха
Пасха
Главный
христианский праздник, являющийся ежегодным воспоминанием и празднованием тайны
искупления, центральным моментом которого стали спасительные страдания и
Воскресение Сына Божия, Господа Иисуса Христа. Название «Пасха» является прямым
перенесением названия иудейского праздника, отмечавшегося ежегодно в течение
недели, начиная с 14-го дня весеннего месяца нисана, в память о важнейшем для
Израиля событии — чудесном освобождении евреев от египетского рабства в середине
13 века до н. э. (Книга Исхода, гл. 12-15). Само название «пасха» представляет
собой греческое видоизменение древнееврейского слова «pesah», которое по
традиции толковалось как «прохождение» (в контексте событий исхода Израиля из
Египта); оно, вероятно, в свою очередь, было заимствовано из более древнего
пастушеского обычая празднования перехода с зимних пастбищ на летние. Смерть и
Воскресение Христа по времени совпали с праздником Пасхи, а Сам Он в своей
искупительной жертве уподобился невинному ягненку (агнцу), закалываемому по
обычаю перед началом этого праздника (ср. Евангелие от Иоанна 1:29; 1-е
Послание к Коринфянам 5:7). Подобно тому, как избранный Богом народ был
избавлен от рабства, все человечество освобождено Христом от власти греха и
смерти.
Несмотря на то,
что с первых веков христиане чтили каждый воскресный день как день Воскресения
Христова, довольно рано в различных поместных Церквах сложился обычай уделять
каждый год особый день (или несколько дней подряд) для воспоминания страдания и
Воскресения Господа. Поскольку по времени эти события евангельской истории
совпали с иудейским праздником Пасхи, он был более или менее близок к иудейской
Пасхе по времени празднования (в дальнейшем проблема того, в какой день
праздновать Пасху, вызывала в Церкви немало споров, не исчерпавшихся среди
христиан и поныне). Расчет времени празднования Пасхи осуществляется в
настоящее время в большинстве христианских конфессий по лунно-солнечному
календарю. Существует, однако, расхождение между исчислением дат Пасхи у
католиков и православных, что обусловливает различие дат. Тем не менее у всех
современных христиан день Воскресения Христова приходится на воскресенье. Во
многих конфессиях праздник Пасхи предваряется длительным подготовительным
периодом, именуемым Великим постом, или даже серией подготовительных периодов.
Пасха в народной
традиции
В славянском
народном календаре время пасхальной службы считалось благоприятным для
совершения магических действий и гаданий, в частности для обеспечения удачи в
каком-нибудь деле. Воры в эту ночь «заворовывали», то есть старались незаметно
украсть что-нибудь у прихожан, чтобы чувствовать себя в безопасности весь год;
охотники при возгласе священника «Христос Воскресе!» стреляли вблизи церковного
порога в воздух, полагая, что от этого их ружья будут бить без промаха; рыбаки
вместо ответа «Воистину воскресе!» говорили: «А у меня рыба есть!», чем якобы
обеспечивали себе полные сети на весь сезон, а девушки обращались к Богу с
просьбой послать им женихов.
Проспать
пасхальную службу было непростительным грехом. В качестве наказания таких людей
на следующий день купали или обливали водой (ср. указ Синода от 1721 г., по
которому, в частности, запрещалось «по старинному суеверному и вредному обычаю
купать или обливать водою не бывающих у заутрени»). Человеку, проспавшему
пасхальную заутреню, в течение года грозили неудачи.
По народным
поверьям, в пасхальную ночь можно было распознать нечистую силу: придя в
церковь в новой одежде — увидеть колдунов, стоящих спиной к алтарю; принеся в
церковь специальным образом приготовленный творог или сыр — узнать среди
прихожан ведьм по небольшим хвостикам. На Пасху, как и в Страстной четверг,
поднявшись на чердак или колокольню со свечой, горящей еще с заутрени, можно
было увидеть домового. Пасхальная ночь была временем, когда на земле появлялись
умершие. Спрятавшись во время крестного хода в церкви, за алтарем, можно было
наблюдать, как покойники молятся и христосуются между собой. Верили, однако,
что человек, выдавший свое присутствие в церкви, мог поплатиться за это жизнью.
По окончании
заутрени люди стремились как можно быстрее добраться (добежать или доехать) до
дома, чтобы в течение года опережать остальных во всех делах. Впрочем, часто,
не заходя домой, направлялись на кладбище известить умерших родственников о
Воскресении Христа и похристосоваться с ними.
Пасхальный завтрак
проходил обычно в узком семейном кругу, так как ходить в гости в первый день
Пасхи было не принято. Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьей,
разделив его по числу домочадцев. Обычай делиться друг с другом пасхальной
пищей получил у восточных славян широкое распространение; в частности, в первый
день Пасхи священник и причт, а также домочадцы «молили паску», то есть
обменивались кусочками кулича или ели его сообща, разрезав на мелкие части.
Обычай делиться с ближними пасхальным яйцом получил символические истолкования:
например, чтобы найти дорогу домой заблудившемуся в лесу человеку достаточно
было вспомнить, с кем он делил пасхальное яйцо.
Немало магических
свойств приписывалось освященным пасхальным яйцам, их скорлупе, а также
остаткам других пасхальных блюд, например костям поросенка. С пасхальным яйцом
обходили загоревшееся строение или кидали яйцо в огонь, надеясь, что оно
поможет остановить пожар; с пасхальными яйцами искали заблудившуюся скотину,
клали их в посевное зерно, оглаживали ими корову при первом весеннем выгоне,
закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо; кости поросенка
также закапывали в посевы, чтобы уберечь их от града.
В течение всей
недели, начиная с первого дня Пасхи, священники в сопровождении причта и
наиболее благочестивых прихожан обходили с иконами все дома в селе и служили
там пасхальные молебны, за что получали вознаграждение.
С вечера
пасхального воскресенья по домам ходили группы мужчин, называемых «волочебники»
или «христованники», которые поздравляли хозяев с праздником. Они исполняли под
окнами специальные величально-поздравительные песни, описывающие хозяйственную
деятельность крестьянина и его богатство; а припев этих песен включал
традиционное пасхальное приветствие: «Христос воскрес, сыне Божий!». Поляки на
Пасху обходили дома, нося или везя с собой живого или деревянного петуха как
символ воскресшего Христа.
У западных славян
на пасхальной неделе практиковались массовые молодежные обливания. Понедельник
был мужским днем (парни, мальчики, мужчины поливали девушек и женщин), а
вторник — женским. Парень старался облить понравившуюся ему девушку, в ответ,
при согласии, она одаривала его крашеными яйцами или преподносила другие
подарки. Во время пасхальных обливаний обнаруживалась и общественная оценка
поведения той или иной девушки: считалось постыдным, если ее не облили в
пасхальный понедельник, тем самым осудив за развязное поведение или иные
прегрешения.
Среди пасхальных
развлечений основное место занимали игры с крашеными яйцами, прежде всего —
катание яиц по земле или со специальных лотков, а также «битки» — битье
крашеными яйцами.
У восточных славян
в течение всей пасхальной недели любой человек мог подняться на колокольню и
звонить в колокола, благодаря чему пасхальная неделя получила название
«Звонильной». Звоны и наигрыши, исполнявшиеся на Пасху, были далеки от
традиционных богослужебных звонов, в них широко использовались народные мелодии
и свободная импровизация. У русских девушки в течение всей пасхальной недели
собирались на колокольне, пели там песни, плясали и, конечно, звонили в
колокола. Бытовало убеждение, что тот, кто, разговевшись пасхальным хлебом,
первым ударит в колокола, будет жить до следующего Светлого Воскресенья.
Пасхальному звону
приписывался и магический смысл. Так, украинцы и поляки считали, что пасхальный
звон положительно влияет на рост гречихи, а также «пробуждает» пчел от зимнего
сна. В России, где особой заботой традиционно были окружены лен и конопля, на
колокольню в Пасху торопились в основном женщины. Считалось, что у той из них,
которая зазвонит в колокола в первый день Пасхи, лен вырастет долгий и
волокнистый. Люди не только сами звонили в колокола на Пасху, но и внимательно
следили за правильностью пасхального трезвона. Если звонарь чуть запаздывал и
звонил не тотчас после обедни, то ожидали неурожая.
Из других
пасхальных забав выделяются качели, а также хороводы, в которых обычно
назывались будущие супружеские пары и величались молодожены, поженившиеся в
течение последнего года. Обязательными для пасхальных праздников были взаимные
посещения близких родственников.
На пасхальной или
следующей за ней Фоминой неделях имело место массовое поминовение умерших.
П. Д. Сахаров
|