Парки как социально-культурный институт
Парки как социально-культурный институт
Содержание
Введение
…………………………………………………………………....3
Глава I Социально-культурные институты – понятие и
типология …..5
§ 1 Сущность
социально-культурных институтов …………………..….5
§ 2 Типология
социально-культурных институтов …………………..…8
Глава II Парки как один из социально-культурных институтов
…..…12
§ 1 Социально-культурная
деятельность национальных парков …..…13
§ 2 Социально-культурная
деятельность природных парков ……...….20
§ 3 Деятельность
парков культуры и отдыха ……………………..……25
Заключение
……………………………………………………….………33
Список
использованных источников …………………………………..37
Введение
В современных
условиях общественных изменений происходит переосмысление роли культуры,
обновление ее форм и функций. С одной стороны, культура по-прежнему
воспроизводит традиционные отношения и образцы поведения, во многом
предопределяющие поведение и мышление людей. С другой стороны, широко
распространяются современные медиа-формы (телевидение, кино, печать, реклама),
что усиливает формирование идеологических и моральных стереотипов массовой
культуры, современного стиля жизни.
В этом контексте
определяющая роль культуры в общем процессе модернизации России состоит в
формировании личности как активного субъекта экономической жизни и социальной
самоорганизации. Все проекты социально-экономического развития должны включать
в себя гуманитарную составляющую, способствовать развитию духовных сил и
здоровья человека, осознанию им высокого смысла своего существования.
В 1928 году в
Москве был заложен ЦПКиО, таким образом, было положено начало созданию новых
учреждений культуры – парков Культуры и Отдыха. После ВОВ ПКиО, как и другие
учреждения культуры, значительно расширили сферу своей деятельности, все чаще
включаясь в проведение массовых праздников.
В современных
условиях роль парков как традиционного демократического места массового отдыха
будет возрастать. Для многих жителей города отдых в парках становится зачастую
единственной доступной возможностью провести время на природе, принять участие в
массовых развлечениях. Для улучшения деятельности парков культуры и отдыха
необходимо провести, поэтапную модернизацию устаревшего паркового хозяйства,
оснащение их современной аттракционной техникой, подключение всех инженерных
сетей к коммуникациям. В новых условиях следует пересмотреть традиционные
направления деятельности парков.
Цель данной
работы – рассмотрение парков как социально-культурных институтов.
Из данной цели
вытекают следующие задачи:
1.
рассмотреть
сущность и типологию социально-культурных институтов;
2.
рассмотреть
социально-культурную деятельность национальных и природных парков;
3.
рассмотреть
деятельность парков культуры и отдыха;
4.
сделать
выводы по теме исследования.
Объектом
исследования являются социально-культурные институты. Предмет исследования
деятельность парков.
Глава
I Социально-культурные
институты – понятие и типология
§
1 Сущность социально-культурных институтов
Социально-культурные
институты - одно из ключевых понятий социально-культурной деятельности (СКД). В
самом широком смысле оно распространяется на сферы общественной и
социально-культурной практики, а также относится любому из многочисленных
субъектов, взаимодействующих друг с другом в социально-культурной сфере.
Социально-культурным
институтам присуща определенная направленность их общественной практики и социальных
отношений, характерная взаимосогласованная система целесообразно
ориентированных стандартов деятельности, общения и поведения. Их возникновение
и группировка в систему зависят от содержания задач, решаемых каждым отдельно
взятым социально-культурным институтом.
Среди
отличающихся друг от друга содержанием деятельности и функциональными
качествами экономических, политических, бытовых и других социальных институтов
категория социально-культурных институтов обладает целым рядом специфических
черт.
Прежде всего,
необходимо подчеркнуть широкий диапазон термина «социально-культурный
институт». Он охватывает многочисленную сеть социальных институтов,
обеспечивающих культурную деятельность, процессы сохранения, создания,
распространения и освоения культурных ценностей, а также включение людей в
определенную, адекватную для них субкультуру.
В современной
литературе существуют различные подходы к построению типологии
социально-культурных институтов. Проблема заключается в том, чтобы в
зависимости от целевого назначения, характера и содержания их деятельности
выбрать правильный критерий для их классификации. В качестве такового может
фигурировать функционально-целевая направленность социально-культурных
институтов, преобладающий характер содержания их работы, их структура в системе
общественных отношений.
С точки зрения
функционально-целевой направленности Киселева и Красильников выделяют два
уровня понимания сущности социально-культурных институтов[[1]].
Соответственно мы имеем дело с двумя их крупными разновидностями.
Первый уровень -
нормативный. В данном случае социально-культурный институт рассматривается как
нормативное явление, как исторически сложившаяся в обществе совокупность определенных
культурных, морально-этических, эстетических, досуговых и других норм, обычаев,
традиций, объединяющихся вокруг какой-либо основной, главной цели, ценности,
потребности.
К
социально-культурным институтам нормативного типа правомерно отнести, в первую
очередь, институт семьи, язык, религию, просвещение, фольклор, науку,
литературу, искусство и другие институты, не ограничивающиеся освоением и
последующим воспроизводством культурных и социальных ценностей или включением
человека в определенную субкультуру. По отношению к личности и отдельным
общностям они выполняют целый ряд крайне существенных функций: социализирующую
(социализацию ребенка, подростка, взрослого человека), ориентирующую
(утверждение императивных общечеловеческих ценностей через специальные кодексы
и этику поведения), санкционирующую (социальную регуляцию поведения и защиту
определенных норм и ценностей на основе юридических и административных актов,
правил и предписаний), церемониально-ситуационную (регламентацию порядка и
способов взаимного поведения, передачи и обмена информацией, приветствий,
обращений, регламентацию собраний, совещаний, конференций, деятельности
объединений и т.д.).
Второй уровень -
учрежденческий. К социально-культурным институтам учрежденческого типа
относится многочисленная сеть служб, разноведомственных структур и организаций,
прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере и обладающих
конкретным административным, социальным статусом и определенным общественным
назначением в своей отрасли, В эту группу входят непосредственно учреждения
культуры, образования, искусства, досуга, спорта (социально-культурное,
досуговое обслуживание населения); промышленно-хозяйственные предприятия и
организации (материально-техническое обеспечение социально-культурной сферы);
административно-управленческие органы и структуры в области культуры, включая
органы законодательной и исполнительной власти; научно-исследовательские и
научно-методические учреждения отрасли.
Так,
государственные и муниципальные (местные), региональные органы власти занимают
одно из ведущих мест в структуре социально-культурных институтов. Они выступают
как полномочные субъекты разработки и проведения в жизнь общегосударственной и
региональной социально-культурной политики, эффективных программ
социально-культурного развития отдельных республик, краев и областей.
В широком смысле
социально-культурный институт представляет собой активно действующего субъекта
нормативного или учрежденческого типа, обладающего определенными формальными
или неформальными полномочиями, конкретными ресурсами и средствами
(финансовыми, материальными, кадровыми и т.д.) и выполняющего в обществе соответствующую
социально-культурную функцию.
Любой
социально-культурный институт следует рассматривать с двух сторон – внешней
(статусной) и внутренней (содержательной). С внешней (статусной) точки зрения
каждый такой институт характеризуется как субъект социально-культурной
деятельности, обладающий совокупностью нормативно-правовых, кадровых,
финансовых, материальных ресурсов, необходимых для выполнения функций,
предназначенных ему обществом. С внутренней (содержательной) точки зрения социально-культурный
институт представляет собой совокупность целесообразно ориентированных
стандартных образцов деятельности, общения и поведения конкретных лиц в
конкретных социально-культурных ситуациях.
Например, такой
социально-культурный институт нормативного типа, как искусство, с внешней
(статусной) точки зрения может быть охарактеризован как совокупность лиц,
учреждений и материальных средств, осуществляющих творческий процесс по
созданию художественных ценностей. В то же время по своему внутреннему
(содержательному) характеру искусство представляет собой процесс творчества,
обеспечивающий одну из важнейших социальных функций в обществе. Стандарты деятельности,
общения и поведения творческих деятелей, их роли и функции определяются и
конкретизируются в зависимости от жанра искусства.
Социально-культурные
институты придают деятельности людей качественную определенность, значимость,
как для отдельной личности, так и для социальных, возрастных, профессиональных,
этнических, конфессиональных групп, для общества в целом. Следует иметь в виду,
что любой из этих институтов не только самоценный и самодостаточный субъект, а,
прежде всего, субъект воспитания и образования человека.
Каждый из
социально-культурных институтов выполняет по преимуществу свою, наиболее
характерную для него содержательную функцию, направленную на удовлетворение тех
социально-культурных потребностей, ради которых он сформирован и существует.
§
2 Типология социально-культурных институтов
Широкая сеть
социально-культурных институтов обладает различными формами внутренней
градации. Одни из них официально учреждены и организационно оформлены (например,
система общего образования, система специального, профессионального
образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых
учреждений), имеют общественную значимость и выполняют свои функции в масштабах
всего общества, в широком социально-культурном контексте. Другие не учреждаются
специально, а складываются постепенно в процессе длительной совместной социально-культурной
деятельности, часто составляющем целую историческую эпоху. К ним, например,
относятся возникающие на групповом, локальном уровне многочисленные неформальные
объединения и досуговые общности, традиционные праздники, обряды, ритуалы и
другие своеобразные социально-культурные стереотипные формы. Они добровольно
избираются теми или иными социально-культурными группами: детьми, подростками,
молодежью, жителями микрорайона, студентами, военными и т.д.
Социально-культурные
институты классифицируются в зависимости от их ролевой функции по отношению к
потребителям культурных благ, ценностей и услуг в лице многотысячной детской и
взрослой аудитории пользователей: зрителей, слушателей, читателей, а также потенциальных
заказчиков, производителей, покупателей обширной социально-культурной
продукции. В этом случае среди огромного множества социально-культурных
институтов нормативного и учрежденского типа выделяются следующие категории[[2]].
Первая группа –
социально-культурные институты, преимущественно занимающиеся производством, духовных
ценностей: идеология, политика, право, государственное управление, наука,
церковь, журналистика, образование базовое и дополнительное, искусство, язык,
литература, архитектура, искусство, любительское, в том числе техническое
творчество, художественная самодеятельность, коллекционирование.
Вторая группа –
социально-культурные институты, преимущественно занятые коммуникацией,
трансляцией духовных ценностей, экономической, политической, культурной,
социальной, научно-технической информации: пресса, радио, телевидение,
издательства и книжная торговля, музеи и выставки, реклама, архивы и
библиотеки, пропаганда и проповедничество, электронная почта, конференции,
презентации и т.д.
Третья группа –
социально-культурные институты, преимущественно проявляющие себя в организации
различных видов неформальной творческой деятельности: семья, клубные и
садово-парковые учреждения, фольклор, народное творчество и обычаи, обряды,
массовые праздники, карнавалы, гулянья, инициативные культурозащитные общества
и движения.
В теории и
практике СКД часто используются и многие другие основания для типологии
социально-культурных институтов:
1.
по
обслуживаемому контингенту населения:
a. массовый потребитель
(общедоступные);
b. отдельные социальные группы
(специализированные);
c. дети, юношество
(детско-юношеские);
2.
по формам
собственности:
a. государственные;
b. общественные;
c. акционерные;
d. частные;
3.
по
экономическому статусу:
a. некоммерческие;
b. полукоммерческие;
c. коммерческие;
4.
по
масштабам действия и охвата аудитории:
a. международные;
b. национальные (федеральные);
c. региональные;
d. местные (локальные).
Однако уровень
взаимосвязей различных социально-культурных институтов в федеральном и
региональном масштабах далеко не одинаков. Выделяют несколько наиболее
характерных показателей этого уровня: связи прочны и постоянны; связи содержательны
и предметны; контакты носят эпизодический характер; партнеры почти не
сотрудничают; партнеры работают вообще обособленно.
Причинами
эпизодичности контактов между социально-культурными институтами региона являются,
как правило, отсутствие ясного представления о содержании и формах совместной
работы. Малый опыт этого сотрудничества, отсутствие четкой программы, несогласованность
планов, недостаточность внимания со стороны муниципальных органов и т.д.
В современном
процессе развития и укрепления сотрудничества многочисленных общностей и
структур социально-культурной сферы можно выделить две тенденции. С одной
стороны, каждый социально-культурный институт, исходя из своего профиля и характера,
стремится максимально активизировать собственный потенциал, собственные творческие
и коммерческие возможности. С другой — для этой группы субъектов вполне
естественно стремление к социальному партнерству. Усиливаются их совместные,
согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций
социально-культурной деятельности.
Глава
II Парки как один из
социально-культурных институтов
Парки относятся к
такому типу социально-культурных институтов, главными функциями которых
являются рекреация, организация массового отдыха и развлечений, проведение
информационно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди
населения города, района, ближайших жилых массивов.
По
функциональному назначению различают парки массовые и детские,
историко-мемориальные парки-усадьбы, лесопарки и природные парки-заповедники,
ботанические парки и зоопарки, спортивные парки, аква- и гидропарки,
парки-выставки, зоны отдыха. Структурно парк как социально-культурный центр
включает в себя множество зон и секторов: площадку для массовых мероприятий с
открытыми эстрадами, зеленый театр, выставочные павильоны, зону аттракционов,
детский городок, игровую площадку, спортивный сектор, танцевальную площадку,
закрытые сооружения (эстрадный театр, киноцентр, библиотеки-читальни,
танцевальный зал, зал игровых автоматов и др.), зеленый парковый и лесной
массивы, водоемы, торговые павильоны и службы питания, подсобные помещения.
В процессе
социально-культурного проектирования принимаются во внимание многие
характерные, присущие именно парку специфические особенности, в первую очередь
рельеф, наличие зеленых массивов, водоемов, место расположения, оцениваемые с
позиций наиболее эффективного отдыха, оздоровления человека
Основные
направления деятельности парка:
-
Проведение
традиционных (и национальных) праздников совместно с городскими центрами
культуры (в т.ч. национальными).
-
Проведение
музыкальных и песенных фестивалей.
-
Проведение
творческих встреч с деятелями искусств.
-
Проведение
спектаклей и концертов с участием творческих коллективов города.
-
Проведение
театрализованных праздников, народных гуляний, ярмарок (Масленица, День Города,
День Нептуна и др. – с привлечением творческих, торговых организаций).
-
Проведение
семейных дней отдыха.
-
Проведение
познавательно-игровых и музыкальных программ для детей младшего и среднего
школьного возраста и для подростков, молодежных дискотек.
-
Проведение
мероприятий для людей среднего и старшего возраста с учетом их творческих
интересов (любительские объединения, вечера «Для тех, кому за…).
-
Оказание
платных услуг населению (аттракционы, прокат костюмов, фонограммы, услуги
художника-оформителя).
§ 1 Социально-культурная
деятельность национальных парков
Национальные
природные парки Российской Федерации (далее именуются – национальные природные
парки) являются природоохранительными учреждениями, территории (акватории)
которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую,
историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в
природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях[[3]].
Национальные
парки являются одной из важнейших категорий особо охраняемых природных
территорий (ООПТ) и основных организационных форм охраны культурных ландшафтов
в России. Культурные ландшафты российских национальных парков, зачастую занимающих
наиболее ценные в природном и историко-культурном плане территории страны,
являют собой пример уникальных природно-культурных территорий и представляют
несомненную ценность для развития регулируемого туризма (в основном в форме
экологического и эколого-культурного туризма[[4]]).
К особенностям
российских национальных парков следует отнести то, что:
-
предоставленные
им земли являются федеральной собственностью и относятся к землям
природно-заповедного фонда;
-
их
территории могут включать в себя земли других собственников и пользователей, не
изъятые из хозяйственного использования;
-
они
управляются федеральными органами власти, финансируются из федерального бюджета,
имеют свой штат;
-
территория
каждого национального парка делится на функциональные зоны с характерными для
них режимами охраны и использования природных ресурсов;
-
каждый
национальный парк имеет положение, утверждаемое на федеральном уровне, определяющее
его конкретные цели, задачи, режим, территориально-административную структуру;
-
режим
использования земель, не изъятых из хозяйственного использования, определяется
отдельным положением, утверждаемым на федеральном уровне по согласованию с региональными
органами власти;
-
с
национальными парками согласовываются проекты развития населенных пунктов,
находящихся в его границах;
-
в
границах национальных парков запрещена приватизация земельных участков,
национальные парки пользуются приоритетным правом их приобретения;
-
национальные
парки, являясь некоммерческими организациями, осуществляют приносящую доходы
хозяйственную и иную деятельность, не противоречащую возложенным на них задачам[[5]].
Основная доля
национальных парков сконцентрирована в европейской части России, самым западным
является "Куршская коса" - в Калининградской области. В Сибири к
настоящему моменту создано 6 национальных парков, половина из которых
сосредоточена в Байкальском регионе, а на Дальнем Востоке в настоящий момент действует
один национальный парк.
Следует отметить
и еще одну географическую особенность национальных парков. Между национальными
парками, созданными в удаленных и малонаселенных регионах России, и парками,
организованными в хорошо освоенных регионах, существуют определенные различия.
Основной функцией национальных парков, расположенных в удаленных уголках
страны, является сохранение природных комплексов и объектов в естественном
состоянии, в то время как парки, действующие в освоенных регионах, в целом
уделяют большее внимание задачам управления культурными ландшафтами, созданию
условий для рекреации и участию в социально-экономическом развитии региона.
Таким образом,
национальные парки играют особую роль в системе охраняемых природных территорий
общероссийского значения. В отличие от заповедников они наделены не только
природоохранной, но и рекреационной функцией, так как располагают природными и
историко-культурными ресурсами. Подобная "двойственность" накладывает
определенные ограничения на условия отдыха в национальных парках, способствует
развитию экотуризма. Для жителей Европы и Америки отдых в национальных парках
является одним из самых популярных. В России туристы пока мало представляют,
чем экотуризм отличается от обычного отдыха на природе. Период становления
национальных парков в России настолько мал, что лишь единицы могут похвастаться
разнообразием познавательных маршрутов; в ряде парков сфера обслуживания туристов,
в том числе информационного, до сих пор находится в стадии формирования[[6]].
На национальные
природные парки возлагаются следующие основные задачи:
1.
сохранение
эталонных и уникальных природных комплексов и объектов, а также памятников
истории, культуры и других объектов культурного наследия;
2.
создание
условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях;
3.
разработка
и внедрение научных методов сохранения природных комплексов в условиях
рекреационного использования;
4.
восстановление
нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов;
5.
организация
экологического просвещения населения;
6.
ведение
экологического мониторинга.
Просветительская
деятельность национальных природных парков включает выпуск буклетов,
фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции,
организацию музеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство
учебных экскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств,
прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних
специальных учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности
национальных природных парков в средствах массовой информации и иные формы и
методы социально-экологического воспитания, образования и пропаганды
экологических знаний.
Историко-культурное
наследие в границах национальных парков в большинстве случаев представлено не
только отдельными объектами, но и целостными территориальными комплексами, что
определяет приоритетную роль этих ООПТ как организационной формы охраны и
сбережения ценных историко-культурных территорий. Для многих национальных
парков характерно сочетание природной и историко-культурной исключительности и
целостности природно-культурной среды, взаимосвязи природного и культурного разнообразия,
что свидетельствует об особом значении российских национальных парков в мировой
системе гуманитарных ценностей.
Историко-культурные
раритеты и феномены, непосредственно связанные с природными условиями,
ресурсами и достоинствами, должны рассматриваться как единое целое в системе
культурного ландшафта. Культурный ландшафт должен стать единым объектом охраны
и управления, а тактика работы с отдельными его фрагментами и структурами
должна подчиняться целям его комплексного сохранения[[7]].
Сохранение и
использование историко-культурного наследия на территории национальных парков должно
исходить из следующих принципов:
-
признания
неразрывности и целостности природного и культурного наследия, учета всего
многообразия смешанных форм наследия, сочетающих природные и культурные
ценности;
-
приоритета
культурного ландшафта в сфере управления историко-культурным наследием,
подчинения тактики работы с его отдельными фрагментами и структурами целям его
комплексного сохранения;
-
признания
коренного местного населения в качестве неотъемлемой составляющей
историко-культурной среды, а его участия в воссоздании и воспроизводстве
культурных ценностей территории – обязательным условием политики управления;
-
дифференцированного
подхода к различным типам культурного наследия, специфика и особенности которых
определяют выбор стратегии действий и меры охраны;
-
тесной
взаимосвязи с государственными органами охраны объектов культурного наследия.
Традиции
природопользования, художественные промыслы, народные ремесла, особенности
обустройства жизненного пространства, обрядовые обычаи, фольклор относятся к
сфере историко-культурного наследия, именуемой "живой традиционной
культурой", которая воспроизводится и хранится населением, проживающим на
территории национального парка.
Включение живой
традиционной культуры в систему объектов (ресурсов) культурного наследия
требует принципиального изменения отношения национального парка как учреждения
к местному населению. Эти отношения должны быть основаны на сотрудничестве и
взаимопомощи, особенно с теми этнокультурными группами, которые хранят
культурные традиции и являются носителями исторической памяти. Культурное
наследие, заключенное в живой культуре, рассматривается преимущественно как
объект исследования и изучения, но не как объект сохранения и возрождения. В
этом деле национальные парки могут сыграть важную роль, включив в систему
объектов управления действительно целостные территориальные комплексы с их
природой, населением, формами культурной жизни и культурным ландшафтом[[8]].
Нетронутая
природа, а также памятники истории и культуры, расположенные в границах
национальных парков, являются общенациональным достоянием. Туризм и отдых дают
возможность посетителям этих территорий получать удовольствие от общения с
природой, поправлять свое здоровье и восстанавливать свои силы, расширять
кругозор, ознакомиться с историей и культурой, особенностями местной флоры и
фауны, учиться гармоничным отношениям с окружающей средой. Задача администрации
национальных парков состоит в том, чтобы организовать регулируемый доступ
туристов и отдыхающих на территорию парка (как собственными силами, так и
посредством привлечения частного сектора к данной деятельности), обеспечив при
этом сохранность природных комплексов и объектов культурного наследия.
Под регулируемым
туризмом и отдыхом понимаются ограниченные парком (при помощи различных
регулирующих механизмов и мероприятий) перемещения туристов, а также сфера
обслуживания посетителей парка на его территории и близ его границ,
соответствующие допустимым антропогенным нагрузкам и не наносящие ущерба
окружающей среде и историко-культурным объектам.
По ряду причин
только национальные парки обладают потенциалом, необходимым для развития
устойчивого и экологического туризма. А именно:
1. Сеть
национальных парков охватывает многие уникальные и примечательные ландшафты и
экосистемы, не нарушенные деятельностью человека.
2. Развитие
экологического туризма - это не просто бизнес, и получение максимальной прибыли
не является его самоцелью.
3. В большинстве
случаев ООПТ являются единственными в регионах структурами, способными взять на
себя функции планирования, управления и мониторинга туристской деятельности,
что является непременным условием развития экотуризма.
4. Национальные
парки, заповедники и их отделы представляют собой сеть научно-исследовательских
учреждений, охватывающую все природные зоны. Это обусловливает их высокую
перспективность для организации туризма, студенческих практик, волонтерских
программ.
5. Сочетание
эколого-просветительской и экотуристской деятельности на базе национальных
парков значительно повысит эффективность экологического образования и позволит
привлечь внимание широкой общественности к вопросам охраны природы.
6. Мировой опыт
показывает, что эффективность экологического туризма наиболее высока на местном
и региональном уровнях. Поэтому ООПТ могут стать источником рабочих мест и
доходов в местную экономику[[9]].
Также были
выделены основные проблемы, затрудняющие развитие экологического туризма в
национальных парках России, такие как отсутствие:
-
единых
методов определения рекреационных нагрузок и мониторинга, а также четкого
правового обеспечения рекреации;
-
или
низкая комфортность инфраструктуры;
-
подробной
информации о районах проведения эколого-познавательных программ и туров, а
также специализированной информации;
-
маршрутов
и программ, разработанных для разных категорий туристов, а также турпродукта,
соответствующего стандартам международного рынка;
-
у
персонала ООПТ опыта и знаний, необходимых для успешной организации туризма;
-
достаточного
разнообразия платных услуг и продукции и единых цивилизованных стандартов
формирования цен на услуги, предоставляемые туристам;
-
качественных
рекламно-информационных материалов и возможностей выхода на международный рынок
экотуризма;
-
механизмов,
при которых часть финансовых поступлений от экотуризма направлялась бы на нужды
местных жителей, а также недооценка необходимости участия местного населения в
развитии экотуризма[[10]].
§
2 Социально-культурная деятельность природных парков
СКД природных
парков рассматривается автором на примере природных парков Хабаровского края «Вяземский» и
«Хосо» (Комсомольский район), природных парков Республики Башкортостан и
природного парка «Волго-Ахтубинская пойма».
В 2006 году
Правительство Хабаровского края в целях сохранения и восстановления природных комплексов,
биологического и ландшафтного разнообразия, улучшения охраны и воспроизводства
хозяйственно ценных, редких и исчезающих видов животных и растений, сохранения их среды обитания,
развития туризма и рекреации
постановило образовать в Хабаровском крае
на землях лесного фонда в Вяземском
районе природный парк "Вяземский" площадью 33,0 тыс. гектаров, в Комсомольском районе природный парк "Хосо"
площадью 123,1 тыс. гектаров[[11]].
Были определены
основные задачи данных природных парков:
1.
сохранение
природной среды, природных ландшафтов;
2.
сохранение
редких и исчезающих видов животных и растений, в том числе амурского тигра;
3.
экологическое
просвещение населения;
4.
создание условий
для регулируемого туризма и отдыха, сохранение рекреационных ресурсов;
5.
ведение экологически
адаптированной хозяйственной деятельности;
6.
разработка
и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса
в условиях рекреационного использования территории природного парка;
7.
осуществление
экологического мониторинга;
8.
восстановление
нарушенных природных комплексов и объектов;
9.
охрана и
воспроизводство охотничьих видов животных;
10.
обеспечение
занятости населения с учетом его социальных и экологических интересов.
Деятельность данных
природных парков направлена на обеспечение охраны природных объектов,
выполнение мероприятий по их сохранению и восстановлению, а также на организацию
регулируемого туризма и отдыха.
Просветительская,
научно-исследовательская и рекреационная деятельность в природном парке
направлена на повышение уровня экологического образования и воспитания
населения, сбор и максимально эффективное использование информации о природном
парке, его культурных и историко-культурных объектах, процессах и явлениях,
происходящих в его экосистемах. Для этих целей проводится работа по созданию и
обустройству экологических экскурсионных троп и маршрутов, центра посещения,
организация и проведение экскурсий, выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей,
справочных материалов и иной печатной продукции, освещение деятельности
природного парка в средствах массовой информации, разработка и внедрение
научных методов сохранения биологического разнообразия, природных и
историко-культурных комплексов и объектов в условиях рекреационного
использования, оценка и прогноз экологической обстановки в регионе.
Согласно Положению о природных парках
в Республике Башкортостан на природные парки возлагаются следующие задачи:
-
сохранение
природных комплексов, уникальных природных участков и объектов, видового
разнообразия в них, а также историко-культурных объектов;
-
создание
условий для отдыха (за исключением массового, регулируемого туризма) и
сохранение рекреационных ресурсов;
-
разработка
и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического
баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.
Просветительская
деятельность природных парков включает выпуск буклетов, фотоальбомов,
путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию
музеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство экскурсионных
троп и маршрутов, организацию специальных учебных центров, школьных лесничеств
и детских экологических лагерей, прохождение учебной и производственной
практики студентами высших и средних специальных учебных заведений, освещение
деятельности природных парков в средствах массовой информации и иные формы и
методы социально-экологического воспитания, образования и пропаганды
экологических знаний.
Широкая
просветительская деятельность Природного парка «Волго-Ахтубинской поймы» осуществляется
с тем, чтобы:
-
поддержать
идеи природоохранной деятельности широкими слоями населения как необходимого
условия выполнения Парком своих природоохранных функций;
-
содействовать
решению региональных экологических проблем;
-
участвовать
в формировании экологического сознания и краеведческой культуры населения
Эколого-просветительская
деятельность Природного парка, в первую очередь, направлена на то, чтобы
сформировать у разных слоев населения, в особенности у молодежи, понимание роли
Парка как особого вида ООПТ в деле сохранения биологического и ландшафтного
разнообразия Волго-Ахтубинской поймы (не только на региональном, но и на
биосферном уровне); уяснить его место в социально-экономическом развитии
Волгоградско-Волжской агломерации. Это поможет обеспечить действенную
общественную поддержку Парка.
Государственное
учреждение «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» осуществляет
просветительскую деятельность в форме дополнительного экологического и
краеведческого образования, занимая свою особую нишу в ряду других
государственных и общественных организаций соответствующего профиля.
Эта работа ориентируется,
прежде всего, на:
1.
формирование
престижа особо охраняемых территорий в глазах населения;
2.
углубление
экологических, природоохранных, краеведческих знаний;
3.
ознакомление
с местным биологическим и ландшафтным разнообразием;
4.
широкое
непосредственное участие разных слоев населения (местных жителей и посетителей,
сельского и городского населения, детей и взрослых, ответственных работников
органов власти, управления, сферы бизнеса и т.д.) в сохранении и восстановлении
живой природы Волго-Ахтубинской поймы.
Эколого-просветительская
и краеведческая деятельность Природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» дает
ощутимый результат, так как носит долговременный, целенаправленный, системный и
комплексный характер, оказывает влияние, как на интеллектуальную, так и на
эмоциональную сферу личности, развивает соответствующие практические умения и
навыки людей, строится на современной методической и материальной базе.
Для реализации
целей природным парком выполняются следующие задачи:
-
целенаправленная
систематическая работа с разными группами населения; администраций районов, входящих
в территорию Парка;
-
систематическая
работа с посетителями Парка;
-
тесное
сотрудничество с образовательными учреждениями Среднеахтубинского, Ленинского и
Светлоярского районов, городов Волгограда и Волжского, с органами
законодательной и исполнительной власти области, а также местного
самоуправления, со средствами массовой информации, с общественными и другими
заинтересованными организациями;
-
оказание
всем заинтересованным лицам методической помощи;
-
профессиональная
подготовка штатных специалистов соответствующего профиля, привлечение ученых и
высококвалифицированных педагогов и специалистов других учреждений;
-
участие в
создании единого информационного пространства, обеспечивающего обмен
эколого-просветительской информацией, как на региональном, так на российском и
международном уровнях;
-
формирование
необходимой организационно-материальной базы эколого-просветительской и
краеведческой деятельности: создание специальных структурных подразделений;
организация визит-центров, выставок, музеев и музейных экспозиций; разработка,
трассировка и оснащение экологических троп; организация экскурсий и издание
буклетов; выпуск информационной продукции и т.д.;
-
систематическое
развитие и укрепление методической базы эффективной просветительской работы на
современном уровне, аккумулируя соответствующий отечественный и зарубежный
опыт, а также создавая свои собственные методические материалы.
§
3 Деятельность парков культуры и отдыха
Парк культуры и
отдыха – природный и культурно-просветительский комплекс, который по размерам,
размещению в плане населенного пункта и экологическим характеристикам позволяет
обеспечивать наилучшие условия для отдыха населения и проведения
просветительских, культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий,
организации игр и развлечений, создание условий для занятий художественным
любительским творчеством.
В современном
городе парк - это самое демократичное и самое экологически чистое учреждение
культуры и досуга.
Например, в
городе Уфе действуют 5 муниципальных, 2 частных парков культуры и отдыха и 1
Сад культуры и отдыха: МУП «Центральный парк культуры и отдыха имени Мажита
Гафури», МУП Парк культуры и отдыха Демского района, МУП Парк культуры и отдыха
нефтехимиков, МУП Парк культуры и отдыха «Первомайский», МУП Парк культуры и
отдыха «Кашкадан», ООО Парки культуры и отдыха имени И. Якутова и «Волшебный
мир», МУП Сад культуры и отдыха имени С.Т. Аксакова. Общая площадь
муниципальных парков 158 га[[12]].
В настоящее время
парки культуры и отдыха находятся на первом месте по посещаемости среди
учреждений культуры. Немалую роль здесь играет бесплатный открытый вход и
сравнительно небольшая плата за пользование аттракционами. Также, необходимо
учитывать, что посетителям парка предлагаются бесплатные концерты творческих
коллективов (художественной самодеятельности и профессиональных артистов),
конкурсные и игровые программы для всех возрастных категорий, организация
различных праздников, зрелищ, мероприятий и народных гуляний с вручением
призов, организация кружков, спортивных секций, предоставление спортивных
площадок и т. д., оплачиваемых за счет средств парка.
Средства,
зарабатываемые парками в весенне-летний период, идут на оплату труда работников
парка, оплату коммунальных услуг, налогов, проведение культурно-массовой
работы.
Экономические
преобразования не нашли своевременного отражения в хозяйственно-правовом
механизме деятельности парков, а лишь обнажили и усилили главные проблемы
(налогообложения, финансирования, социального предназначения, взаимоотношения с
государственными и муниципальными органами).
Совершенствование
финансовой политики парков требует соответствующей нормативно-правовой базы.
Вопрос о статусе стал принципиальным, определяющим меру государственной
поддержки.
Крайне необходимо
сохранить муниципальные источники финансирования расходов на текущее содержание
парков: охрану, озеленение и благоустройство природных комплексов и объектов,
оплату коммунальных услуг, приобретение аттракционов и механизированных
транспортных средств, проведение социальных «открытых» программ для детей,
молодежи и пожилых людей. Необходима разработка социально-культурного заказа
администрациями города и районов, что позволит паркам содержать
укомплектованный штат культпросветработников в течение года и использовать
выделенные средства не только на организацию праздников, но и на развитие
материально-технической базы. А также позволит упорядочить бухгалтерский и
налоговый учет бюджетных средств.
Парки -
общегосударственная экологическая и культурная ценность, это «легкие» городов,
центры рекреации и культуры, объединяющие интересы государства и населения.
Необходимо открытие таких зон в Ленинском районе города.
Парки имеют общие
проблемы и направления деятельности, определяемые современными тенденциями
развития общества:
-
экологизацией
общественного сознания, дефицитом общения с природой, экологическими кризисами.
Возрастает ценность парков, как общедоступных природных территорий с
рекреативной зоной. Природный комплекс парков (земля, зеленая зона) находится
сегодня в катастрофическом состоянии и этому необходимо уделить особое
внимание.
-
Демократизацией
культурной политики. Программы, разрабатываемые непосредственно в парках,
предоставляют возможность для организованного массового отдыха и развлечений,
культурно — игровой активности населения.
-
Социальным
расслоением общества. Потенциально все население, является контингентом парка,
в том числе социально не защищенные группы: дети, молодежь, пенсионеры,
безработные и т. д. Парки становятся одним из базовых досуговых объектов, где
проводятся социальные (открытые) программы и акции.
-
Реформированием
экономики и системы государственного управления.
В целях защиты и
приумножения природных и культурных ресурсов общества необходима выработка
государственной стратегии поддержки парков:
-
защита и
восстановление природной среды парков;
-
инновационно-техническое
оснащение;
-
развитие
парков, как открытых социально-культурных организаций.
В Стратегии
развития отдельных социально-экономических и хозяйственных комплексов
Волгограда на период до 2025 года указывается, что в современных условиях роль парков
как традиционного демократического места массового отдыха будет возрастать. Для
многих жителей города отдых в парках становится зачастую единственной доступной
возможностью провести время на природе, принять участие в массовых
развлечениях. Для улучшения деятельности парков культуры и отдыха необходимо
провести, поэтапную модернизацию устаревшего паркового хозяйства, оснащение их
современной аттракционной техникой, подключение всех инженерных сетей к
коммуникациям. В новых условиях следует пересмотреть традиционные направления
деятельности парков, в частности усилить ориентацию на удовлетворение
культурных потребностей детей и посетителей старших возрастов. Целесообразно организовать
детские летние лагеря на базе массовых парков, активнее проводить работу по
эстетическому воспитанию, техническому творчеству молодежи, обеспечить условия для
занятий физкультурой и спортом, создавать на территории парков
физкультурно-оздоровительные комплексы круглосуточного пользования, развивать
новые ландшафтно-художественные зоны, формировать парковый ландшафт как музей
окультуренной природы, проводить регулярно на базе парков разнообразные
мероприятия национально-культурного характера, развивать специализированную деятельность
парков, направленную на пропаганду народного творчества и фольклора,
любительского движения и др.
Повышение общего
культурного уровня жителей города Волгограда, возрождение интереса к культурным
формам организации досуга предполагает решение следующих задач:
1.
Разработка
и осуществление комплекса мер по сохранению социально-этнического облика города
как национального, исторического, культурного и политического субъекта РФ.
2.
Разработка
концепции и создание общегородской системы эстетического воспитания населения,
в первую очередь, детей и подростков.
3.
Обеспечение
адресной направленности работы учреждений культуры, переход от массовых к индивидуальным
формам с учетом изменившихся условий жизни населения и приоритетов.
4.
Осуществление
протекционистской политики по отношению к государственным культурно-досуговым
учреждениям, создание благоприятных условий для адаптации в новой
социально-экономической обстановке, обеспечение льгот и преимуществ для
коммерческих организаций, работающих в этой сфере.
Обеспечение
доступности культурных благ для жителей Волгограда, предполагает решение
следующих задач:
1.
Повышение
территориальной доступности культурных благ для жителей города, приближение
культурных услуг к месту их потребления за счет более рационального размещения
сети учреждений культуры, а также выездной и гастрольной деятельности.
2.
Обеспечение
финансовой доступности культуры для всех категорий населения.
3.
Развитие информационной
деятельности – внедрение современной рекламы, маркетинга, представляющих собой эффективные
инструменты расширения аудитории.
4.
Обеспечение
художественно-эстетической доступности, заключающейся в соответствующей подготовке
человека к восприятию духовных ценностей, формировании у него культурных
потребностей.
5.
Обеспечение
этнокультурной доступности, т.е. предоставление равных возможностей
беспрепятственного освоения, развития национальных культур.
6.
Обеспечение
исторической доступности духовных благ, сохранение культурного наследия,
исторического ландшафта и среды города.
7.
Привлечение
дополнительных материально-финансовых ресурсов в сферу культуры, в том числе
использование в работе достижений научно-технического прогресса, средств
коммерческих структур и других внебюджетных средств.
8.
Сохранение
и развитие сети муниципальных учреждений культуры, поддержка государственных и
частных учреждений культуры.
Согласно Методическим
указаниям Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ по реализации
вопросов местного самоуправления в сфере культуры городских и сельских
поселений, муниципальных районов (приложение № 9 «Примерное положение о
муниципальном парке культуры и отдыха муниципального района»), муниципальный Парк культуры и
отдыха (далее – Парк) является муниципальным учреждением культуры, основная
деятельность которого направлена на оказание населению разносторонних услуг в сфере
культуры и досуга.
Парк как муниципальное
учреждение культуры создается для достижения целей:
1.
формирования
благоприятных условий для наиболее полного удовлетворения духовных и эстетических
запросов населения, культурного досуга и отдыха, укрепления здоровья жителей района,
развития их социальной и творческой активности;
2.
обеспечения
территориальной целостности природного комплекса как естественного градостроительного
рубежа, создающего психологически и экологически комфортное пространство для жителей
прилегающих районов, сбережения и восстановления природных экосистем,
растительного и животного мира;
3.
сохранения
и реконструкции садово-парковой среды, лесопарковых угодий, реставрации памятников
истории, совершенствования ландшафтной архитектуры.
Парк осуществляет
следующие виды деятельности:
-
создание художественных
программ, включающих проведение массовых праздников, театрализованных представлений,
народных гуляний, музыкальных, литературных и танцевальных салонов,
направленных на популяризацию лучших достижений мировой и отечественной
культуры;
-
организация
фестивалей искусств, концертов, театров малых форм с привлечением
гастрольно-концертных групп профессиональных и самодеятельных коллективов, встреч
с представителями средств массовой информации, специалистами права, здравоохранения,
экологии, международных отношений;
-
использование
игровых подвижных форм общения людей с природой, искусством на основе старинных
российских традиций;
-
устройство
районных, областных, российских и международных тематических выставок;
-
сооружение
театрально-зрелищных, досуговых, развлекательных и других объектов
культурно-массового назначения;
-
организация
клубов, кружков и секций, творческих объединений и художественных коллективов;
-
проведение
спортивных праздников, кроссов, эстафет, соревнований для вовлечения населения,
молодежи и подростков в массовые занятия физкультурой и спортом;
-
создание физкультурно-оздоровительных
и спортивно-массовых объектов (бильярдный зал, теннисные корты, спортивные секции
на самоокупаемости);
-
предоставление
разнообразных платных услуг, связанных со сферой культуры, отдыха и спорта;
-
издание информационно-рекламных
материалов об опыте и методологии работы Парка, каталогов и буклетов, пропагандирующих
культуру и искусство;
-
изготовление
копий звукозаписей, фонограмм концертов, спектаклей, музыкальных произведений
из фонотеки Парка;
-
пропаганда
природоохранных, историко-культурных и краеведческих знаний;
-
проведение
организационно-технических мероприятий по снижению действующих на природный комплекс
отрицательных антропогенных факторов;
-
осуществление
действий, направленных на сохранение и восстановление конкретных природных сообществ,
увеличение разнообразия местных видов растений.
Парк может вести
и иную, не противоречащую законодательству Российской Федерации и принципам охраны
природы деятельность, предусмотренную его уставом и направленную на повышение качества
обслуживания посетителей (создание платных стоянок автотранспорта, организация
точек питания, сувенирной, книжной торговли и т.п.).
Заключение
В ходе работы над
темой курсового исследования автор пришел к следующим выводам:
1. социально-культурные
институты - одно из ключевых понятий социально-культурной деятельности (СКД). В
самом широком смысле оно распространяется на сферы общественной и
социально-культурной практики, а также относится любому из многочисленных
субъектов, взаимодействующих друг с другом в социально-культурной сфере.
2. В современной литературе
существуют различные подходы к построению типологии социально-культурных
институтов. Проблема заключается в том, чтобы в зависимости от целевого
назначения, характера и содержания их деятельности выбрать правильный критерий
для их классификации.
3. Любой социально-культурный
институт следует рассматривать с двух сторон – внешней (статусной) и внутренней
(содержательной). С внешней (статусной) точки зрения каждый такой институт
характеризуется как субъект социально-культурной деятельности, обладающий
совокупностью нормативно-правовых, кадровых, финансовых, материальных ресурсов,
необходимых для выполнения функций, предназначенных ему обществом. С внутренней
(содержательной) точки зрения социально-культурный институт представляет собой
совокупность целесообразно ориентированных стандартных образцов деятельности,
общения и поведения конкретных лиц в конкретных социально-культурных ситуациях.
4. Каждый из
социально-культурных институтов выполняет по преимуществу свою, наиболее
характерную для него содержательную функцию, направленную на удовлетворение тех
социально-культурных потребностей, ради которых он сформирован и существует.
5. В современном процессе
развития и укрепления сотрудничества многочисленных общностей и структур
социально-культурной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны,
каждый социально-культурный институт, исходя из своего профиля и характера,
стремится максимально активизировать собственный потенциал, собственные творческие
и коммерческие возможности. С другой — для этой группы субъектов вполне
естественно стремление к социальному партнерству. Усиливаются их совместные,
согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций
социально-культурной деятельности.
6. Парки относятся к такому типу
социально-культурных институтов, главными функциями которых являются рекреация,
организация массового отдыха и развлечений, проведение
информационно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди
населения города, района, ближайших жилых массивов.
7. Национальные парки играют
особую роль в системе охраняемых природных территорий общероссийского значения.
В отличие от заповедников они наделены не только природоохранной, но и
рекреационной функцией, так как располагают природными и историко-культурными
ресурсами. Подобная "двойственность" накладывает определенные
ограничения на условия отдыха в национальных парках, способствует развитию
экотуризма. Для жителей Европы и Америки отдых в национальных парках является
одним из самых популярных. В России туристы пока мало представляют, чем
экотуризм отличается от обычного отдыха на природе. Период становления
национальных парков в России настолько мал, что лишь единицы могут похвастаться
разнообразием познавательных маршрутов; в ряде парков сфера обслуживания туристов,
в том числе информационного, до сих пор находится в стадии формирования.
8. Просветительская деятельность
национальных природных парков включает выпуск буклетов, фотоальбомов,
путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, организацию
музеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство учебных
экскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств, прохождение
учебной и производственной практики студентами высших и средних специальных
учебных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности национальных
природных парков в средствах массовой информации и иные формы и методы
социально-экологического воспитания, образования и пропаганды экологических
знаний.
9. Просветительская,
научно-исследовательская и рекреационная деятельность в природном парке
направлена на повышение уровня экологического образования и воспитания
населения, сбор и максимально эффективное использование информации о природном
парке, его культурных и историко-культурных объектах, процессах и явлениях,
происходящих в его экосистемах. Для этих целей проводится работа по созданию и
обустройству экологических экскурсионных троп и маршрутов, центра посещения,
организация и проведение экскурсий, выпуск буклетов, фотоальбомов,
путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции, освещение
деятельности природного парка в средствах массовой информации, разработка и
внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия, природных и
историко-культурных комплексов и объектов в условиях рекреационного
использования, оценка и прогноз экологической обстановки в регионе.
10. Парк культуры и отдыха – природный и
культурно-просветительский комплекс, который по размерам, размещению в плане
населенного пункта и экологическим характеристикам позволяет обеспечивать
наилучшие условия для отдыха населения и проведения просветительских,
культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий, организации игр и
развлечений, создание условий для занятий художественным любительским творчеством.
11. В настоящее время парки культуры и
отдыха находятся на первом месте по посещаемости среди учреждений культуры.
Немалую роль здесь играет бесплатный открытый вход и сравнительно небольшая
плата за пользование аттракционами.
12. Крайне необходимо сохранить
муниципальные источники финансирования расходов на текущее содержание парков:
охрану, озеленение и благоустройство природных комплексов и объектов, оплату
коммунальных услуг, приобретение аттракционов и механизированных транспортных
средств, проведение социальных «открытых» программ для детей, молодежи и
пожилых людей. Необходима разработка социально-культурного заказа
администрациями города и районов, что позволит паркам содержать
укомплектованный штат культпросветработников в течение года и использовать
выделенные средства не только на организацию праздников, но и на развитие
материально-технической базы. А также позволит упорядочить бухгалтерский и
налоговый учет бюджетных средств.
13. В новых условиях следует пересмотреть
традиционные направления деятельности парков, в частности усилить ориентацию на
удовлетворение культурных потребностей детей и посетителей старших возрастов. Целесообразно
организовать детские летние лагеря на базе массовых парков, активнее проводить
работу по эстетическому воспитанию, техническому творчеству молодежи,
обеспечить условия для занятий физкультурой и спортом, создавать на территории
парков физкультурно-оздоровительные комплексы круглосуточного пользования,
развивать новые ландшафтно-художественные зоны, формировать парковый ландшафт
как музей окультуренной природы, проводить регулярно на базе парков
разнообразные мероприятия национально-культурного характера, развивать
специализированную деятельность парков, направленную на пропаганду народного
творчества и фольклора, любительского движения и др.
Таким образом,
автор считает, что поставленные задачи выполнены и цель курсовой работы
достигнута.
Список
использованных источников
1.
Федеральный
Закон № 33-ФЗ от 15.02.1995 "Об особо охраняемых природных
территориях".
2.
Положение о
национальных природных парках Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров -
Правительства РФ от 10 августа 1993 г. N 769)
3.
Положение
о природных парках в Республике Башкортостан (утв. постановлением Кабинета
Министров Республики Башкортостан от 26 февраля 1999 г. № 48)
4.
Постановление
Правительства Хабаровского Края от 30.06.2006 N 105-ПР «Об образовании
природных парков "Вяеский" и "Хосо"
5.
Методические
указания по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и
сельских поселений, муниципальных районов (утв. Приказом Министерства культуры
и массовых коммуникаций РФ от 25 мая 2006 г. № 229)
6.
Комплексная
Программа развития культуры и искусства в городском округе город Уфа Республики
Башкортостан на 2007-2010 годы (утв. постановлением главы Администрации
городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 05 октября 2007 г. №
6201)
7.
Стратегия
развития отдельных социально-экономических и хозяйственных комплексов
Волгограда на период до 2025 года – www/infovolgograd.ru
8.
Арсеньева
Е. И., Кусков А. С. Культурные ландшафты и традиционная живая культура как
ресурс экотуристского развития территорий Русского Севера.//Региональные
исследования. Смоленск, 2005. № 3.
9.
Богатырева
Т. Отдых в национальных парках России.//Туризм и отдых, 2004. № 27.
10.
Киселева
Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб.
пособие. - М.: МГУК, 1995
11.
Киселева
Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история,
теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. - М.:
МГУКИ, 2001
12.
Кусков
А.С., Листвина Е.В. Национальные парки в культурном пространстве России:
потенциал, ресурсы, направления туристскго использования. – сайт «Все о туризме
– туристическая библиотека»
13.
Моралева
Н. В., Ледовских Е. Ю. Экологический туризм в России.//Охрана дикой природы,
2001, № 3 (22).
14.
Концептуальные
основы управления туризмом в национальных парках. М.: ЦОДП, 2002.
15.
Стратегии
управления национальными парками России. М.: ЦОДП, 2000.
16.
Управление
культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия в
национальных парках. М.: ЦОДП, 1999.
17.
Экологический
туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации, российский и зарубежный
опыт.//Ред.-сост. Е.Ю. Ледовских, Н.В. Моралева, А.В. Дроздов. Тула, 2002
18.
#"#">www.mozilla-europe.org.
[1] Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной
деятельности: Учеб. пособие. - М.: МГУК, 1995, с. 294 – 295.
[2] Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история,
теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. - М.:
МГУКИ, 2001
[3] Положение о национальных природных парках
Российской Федерации (утв. постановлением Совета
Министров - Правительства РФ от 10 августа 1993 г. N 769)
[4] Арсеньева Е. И., Кусков А. С. Культурные ландшафты и традиционная
живая культура как ресурс экотуристского развития территорий Русского
Севера.//Региональные исследования. Смоленск, 2005. № 3.
[5] Стратегии управления национальными парками России. М.: ЦОДП, 2000.
[6] Богатырева Т. Отдых в национальных парках России.//Туризм и отдых,
2004. № 27.
[7] Управление культурными ландшафтами и иными объектами
историко-культурного на-следия в национальных парках. М.: ЦОДП, 1999.
[8] Арсеньева Е. И., Кусков А. С. Культурные ландшафты и традиционная
живая культура как ресурс экотуристского развития территорий Русского
Севера.//Региональные исследования. Смоленск, 2005. № 3.
[9] Моралева Н. В., Ледовских Е. Ю. Экологический туризм в России.//Охрана
дикой природы, 2001, № 3 (22).
[10] Экологический туризм на пути в Россию. Принципы, рекомендации,
российский и зарубежный опыт.//Ред.-сост. Е. Ю. Ледовских, Н. В. Моралева, А.
В. Дроздов. Тула, 2002
[11] Постановление Правительства
Хабаровского Края от 30.06.2006 N 105-ПР «Об образовании природных парков
"Вяеский" и "Хосо"
[12] Комплексная Программа развития культуры и
искусства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан на 2007-2010
годы (утв. постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики
Башкортостан от 05 октября 2007 г. № 6201)
|