Большая коллекция рефератов

No Image
No Image

Счетчики

Реклама

No Image

Особое производство как вид гражданского процесса

Особое производство как вид гражданского процесса

Карагандинский экономический университет

Казпотребсоюза

 

 

 

 

 

 

Кафедра  Правового регулирования  экономических отношений

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

  Тема:  «Особое производство как  вид гражданского процесса»

 

 

 

 

                                           Подготовила

                                                                                        Ю-21с

                                           Проверила: Буркитбаева  А.Е.

                                    




Караганда 2007 г.

                         План

 

ВВЕДЕНИЕ      ……………………………………………………………3

1 ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК ВИД ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА.……………………………………………………….5

 2 ДЕЛА РАССМАТРИВАЕМЫЕ В ПОРЯДКЕ ОСОБОГО ПРОИЗВОДСТВА

2.1 О признании движимой вещи бесхозяйной и признание права  коммунальной собственности на недвижимое имущество ………….11

2. 2  Жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении  …14

2.3 Установление неправильности записей актов гражданского

       состояния…………………………………………………………….....16                

2.4 Признание гражданина ограниченно дееспособным или

            Недееспособным………………………………………………...….17

2.5 Производство по делам о принудительной госпитализации

       гражданина в психиатрический стационар. ……………….………...20

2.6 Восстановление прав по утраченным ценным бумагам на

предъявителя и ордерным ценным бумагам (вызывное производство)...27

2.7 Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление    гражданина умершим…………………………………….......................29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………………….31

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ…………………………………….32

                                              ВВЕДЕНИЕ



В ст. 5 Гражданского процессуального Кодекса Казахстана сказано: "Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное  рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях зашиты нарушенных или  оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и  интересов граждан, государства, организаций. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению  законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию  уважительного отношения к закону и суду".

Перед гражданским судопроизводством стоят три взаимосвязанные задачи.

Основной задачей данной работы является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, организаций и их объединений, а также охрана государственных и общественных интересов.

Эта задача конкретизируется применительно к каждому делу и реализуется во всех стадиях процесса, но главным образом в решении суда общей юрисдикции. Именно в решении получают защиту нарушенные и оспариваемые права и свободы. При полном удовлетворении иска в решении суда получают защиту права истца, нарушенные или оспариваемые ответчиком. При отказе в иске - права ответчика от неосновательных требований истца. В случае частичного удовлетворения иска решением суда в одной части защищаются права истца, в другой - права ответчика.

Помогая осуществлению прав и добиваясь выполнения обязанностей, суд тем самым содействует укреплению законности в РК.

 Гражданское судопроизводство призвано способствовать предупреждению гражданских правонарушений, воспитанию граждан.

Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений суд осуществляет, в частности, путем вынесения частных определений.

Судебная деятельность по рассмотрению дела по существу сопровождается вынесением актов, которые получили обобщённое название "постановления суда первой инстанции". Полностью исключить более или менее существенные погреш­ности в работе суда первой инстанции практически невозможно, поэтому судопроизводство и регулирующее его процессуальное пра­во не могут обойтись без специального способа критики и устране­ния судебных ошибок. Специальным способом, рассчитанным на достижение такой цели, является производство по пересмотру судебных решений.

    Цель данной работы – рассмотрение Особого производства как вид гражданского процесса. Необходимость достижения поставленной цели обусловливает структуру работы.

При написании данной работы были использованы следующие основные виды литературы:

1.                  Конституция Республики Казахстан 30 августа 1995 год

2.                  Гражданский процессуальный кодекс от 13 июля 1999 года №412-1

Гражданский кодекс РК (Общая часть) от 1 марта 1995 года

4. Баймолдина З.Х. «Разбирательство гражданских дел  в суде 1 инстанции» Научно- практическое пособие Алматы: Жетi жаргы,2001 с91

5.Жилин Г. А. Гражданское дело в суде первой инстанции. М.,  2000. С. 194.

6. О  браке и семье Закон Республики Казахстан от 17 декабря 1998 года № 321 ("Казахстанская правда" от 24.12.98г. № 241)

8.Закон « О нотариате» от 14 июля 1997 года № 155-1

9 Постановление Пленума Верховного суда  РК «  О некоторых вопросах применения судами Республики Казахстан законодательства о банкротстве» 28.04.2000 года

10.Постановление  № 17 Пленума  Верховного суда  РК «  О некоторых вопросах применения судами законодательства о браке и семье при рассмотрении дел  об усыновлении  (Удочерении) детей». 22.12.2000год

11. Постановление  Верховного суда  РК №13 « О судебной практике по делам об установлении фактов имеющих юридическое значение» 28.06.2002год.

 Нужно заметить, что различные производства в гражданском процессе с разной степенью полноты освещены в научной литературе. Сравнительно хорошо освещены в современной литературе заочное производство и приказное производство. Практически не разработаны вопросы, связанные с особым производством.

    1. ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК ВИД ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА.



В соответствии со статьей 175 ГПК РК Разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании. Отсюда следует, что понятие  « Судебное разбирательство»  и « Судебное заседание» тесно взаимосвязаны между собой.  Процессуальные  действия совершаемые  в части разбирательства  гражданского дела  в судебном заседании  урегулированы ст. 192-210 ГПК. Данная  часть судебного разбирательства  имеет своей основной задачей  выяснение обстоятельств гражданского дела, путем исследования , собранных по делу доказательств, подтверждающих  наличие или отсутствие искомых  фактов[1, с.8].

 Особое производство как вид гражданского процесса выявляется в  гражданском процессуальном кодексе Республики Казахстан, разместил все в главе 30, в подразделе 4.  В разделе выражены общие положения Особого производства, рассматриваемые дела в данном виде производства. Общественные отношения, урегулированные нормами гражданского права, существуют между людьми. В отношения могут вступать как отдельные граждане, так и коллективные образования, обладающие предусмотренные законом признаками .К числу таких образований относятся организации, именуемые юридическими лицами, а также особые субъекты гражданского права – государства, национально-государственные и административно-территориальные образования. Наряду с термином «юридические лица” закон использует термин “физические лица”, которым охватываются не только граждане Казахстана но и иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды). Гражданские правоотношения могут возникать между всеми субъектами гражданского права в любом их сочетании. Процесс расширения судебной сферы защиты граж­данских, семейных, трудовых и иных прав граждан идет по нескольким направлениям: путем от­несения к судебной подведомственности категорий гражданских дел, в том числе за счет дел, рассматри­ваемых ранее исключительно в  административном или ином порядке, и путем установления судебного контро­ля за действиями административных органов.

Особое значение приобретает проблема расширения судебной формы защиты права и в связи с принятием Конституции  Республики, в которой право на судебную за­щиту возведено в ранг одного из основных конституци­онных прав граждан. В Конституции закреплено, что «Каждому гарантируется судебная защита прав и свобод» [2].

Во всех тех случаях, когда применение правовых норм вле­чет за собой применение санкций или ведет к ограниче­нию или лишению определенных субъективных прав, наиболее эффективным, как справедливо считают ученые-юристы, является использование методов правосудия.

Особое производство - порядок рассмотрения отнесенных к ведению суда дел, для которых характерны отсутствие спора о праве, применение специальных средств и способов охраны субъективных прав, некоторые особенности процедуры. Целью особого производства является не разрешение спора о праве гражданском, а подтверждение в бесспорном одностороннем судопроизводстве обстоятельств, имеющих юридическое значение, а также бесспорных прав и защита интересов заявителя, связанных с их реализацией. Во всех делах особого производства вообще нет спора о праве, нет спорящих сторон, иска, мирового соглашения и всего остального, что рассчитано именно на случаи спора о праве. Здесь суд только устанавливает факты, имеющие юридическое значение; констатирует правомерность или неправомерность действий других органов, которые по закону вправе устанавливать или удостоверять факты, имеющие правовое значение, либо восстанавливает права на определенные документы для тех, кто их утратил. Интерес заявителя к делу заключается не в требовании немедленной защиты своего права (его никто не нарушает и не оспаривает), а либо в устранении препятствий к осуществлению своего права, либо в создании условий надлежащего осуществления и защиты своих прав, либо в установлении правового статус.

Согласно ч.1 ст. 290 ГПК, разрешение спора, возникшего в процессе рассмотрения дела особого производства, должно входить в компетенцию суда в исковом производстве. Поэтому, если при рассмотрении дела в порядке особого производства возникает спор о праве, подведомственный суду общей юрисдикции, суд оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заинтересованным лицам, что они вправе предъявить иск на общих основаниях [3, с.90].

Согласно ст. 289 ГПК в порядке особого производства подлежат рассмотрению дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании граждан безвестно отсутствующими и объявлении умершими; о признании граждан ограниченно дееспособными или недееспособными; об установлении усыновления (удочерения) ребенка; о признании имущества бесхозяйным; об установлении неправильностей записи в книгах актов гражданского состояния; по жалобам на неправильность нотариальных действий или на отказ в их совершении; о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя (вызывное производство) [3 с.89].

Но этот перечень не носит исчерпывающего характера, и суд может рассматривать иные дела, например, о признании выздоровевшего гражданина дееспособным и об отмене ограничения дееспособности , эмансипации  и др.

В соответствии с ГПК к делам особого производства применяются правила, регулирующие порядок рассмотрения и разрешения дел искового производства, при условии, что они не противоречат специальным нормам, установленным для того или иного вида особого производства. Они проходят все те же стадии, что и дела исковые. На них распространяются общие правила доказывания, ведения протоколов, нормы, регулирующие проверку законности и обоснованности решений и т.д.

Вместе с тем, отдельные положения искового процесса применяются с оговорками и ограничениями. Например, существенные особенности имеет порядок возбуждения дел особого производства. Некоторые из них могут быть начаты только при условии, если заявитель указывает цель обращения об установлении того или иного факта, события, действия и т.д.

В соответствии с ГПК лицами, участвующими в делах особого производства являются заявитель и заинтересованные лица. К заявителям относятся граждане, организации, профсоюзные организации, психиатрические лечебные учреждения. К заинтересованным могут быть отнесены лица, взаимоотношения которых с заявителем зависят от факта, подлежащего установлению, например, родственники заявителя при установлении факта для последующего оформления наследственных прав; организации и учреждения, в которых заявитель намерен использовать решение суда по делу особого производства (отдел социального обеспечения и т.п.); организации и учреждения, которые по закону могли удостоверить тот или иной факт, но почему-либо не сделали этого своевременно или не могут выдать дубликат документа [4, с.86].

Привлечение к делу заинтересованных лиц - обязанность суда. В случае их неявки в судебное заседание дело откладывается слушанием.

Факты, имеющие юридическое значение, подлежащие установлению в порядке особого производства.

Факт, имеющий юридическое значение - событие и действие, влекущее в соответствии с законом определенные правовые последствия. Установление факта, не имеющего юридического значения, беспредметно, в связи с чем суд отказывает в просьбе установить такой факт или прекращает производство по ошибочно принятому делу.

Гражданский процессуальный кодекс  Казахстана приводит перечень фактов, имеющих юридическое значение: родственные отношения лиц; нахождение на иждивении; регистрация рождения, усыновления, брака, развода и смерти; фактические брачные отношения, если они возникли до 8 июля 1944 г. и не могли вследствие смерти одного из супругов быть зарегистрированы в органах загса; принадлежность правоустанавливающих документов лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией по паспорту или свидетельству о рождении (за исключением профсоюзных билетов, воинских документов, паспорта и свидетельств, выдаваемых органами загса); владение строением на праве собственности; несчастный случай; смерть лица в определенное время и при определенных обстоятельствах при отказе органов загса в регистрации события смерти; принятие наследства и место открытия наследства и другие факты, имеющие юридическое значение, если законодательством не предусмотрен иной порядок их установления.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда СССР в постановлении № 9 от 21 июня 1985 г. "О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение", к их числу относится также факт признания отцовства в отношении детей, родившихся до 1 октября 1968 г., факт отцовства, регистрации отцовства.  Суды могут принимать заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и рассматривать их в порядке особого производства, при соблюдении определенных условий, если: а) согласно закону такие факты порождают юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение личных либо имущественных прав граждан или организаций); б) установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду; в) заявитель не имеет другой возможности получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие факт, имеющий юридическое значение; действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок их установления.

Чтобы определить, имеет ли юридическое значение в конкретном случае тот или иной факт, нужно выяснить цель, для которой он устанавливается. Например, юридически безразлично наличие родственных отношений между наследодателем и лицами, не входящими в круг наследников по закону, например дядя и племянник и т.п.

Обращение к суду с просьбой установить факт возможно лишь при отсутствии иного порядка его удостоверения. В настоящее время административный порядок установлен для подтверждения трудового стажа, службы в Вооруженных Силах Республики, возраста граждан и др.

Заявление по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту жительства, за исключением дела об установлении факта владения строением на праве собственности, рассматривающегося по месту нахождения строения. Оно должно отвечать требованиям  законодательства. Однако, кроме обычных реквизитов, в заявлении должны быть указаны: а) цель установления этого факта; б) доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов либо невозможность восстановления утраченных документов.    Порядок рассмотрения дел особого производства
Дела особого производства рассматриваются судами по общим правилам гражданского судопроизводства, за исключением тех изъятий и дополнений, которые установлены законом и составляют специфику судопроизводства по данным делам. Особое производство неразрывно связано с остальными видами гражданского судопроизводства, основано на общих принципах процесса, определяющих порядок рассмотрения дел, как остальные гражданские дела. В производстве при рассмотрении дел особого производства действуют принципы осуществления правосудия только судом, независимости судей, гласности и т.д. В стадии судебного разбирательства действуют принципы устности, непрерывности и непосредственного судебного разбирательства. Ввиду отсутствия сторон и спора о праве, в этом производстве в значительно меньшей мере проявляется действие принципа состязательности. Для дел особого производства характерно действие институтов доказательного права. Однако существуют некоторые свои особенности. Возбуждение дел особого производства происходит не путём предъявления иска против конкретного ответчика и подачи искового заявления, а путём подачи заявления содержащего просьбу подтвердить то или иное обстоятельство, имеющее юридическое значение, или же подтвердить бесспорное право. Содержание заявления должно отвечать требованиям ст.315 ГПК. Однако, к содержанию заявления по конкретным категориям дел особого производства предъявляются свои требования, соблюдать которые необходимо. В основном это связано и обусловлено спецификой рассматриваемого дела. Так, например, в заявлении об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении умершим должна быть указана конкретная цель, которую преследует заявитель. В делах особого производства отсутствует институт сторон, нет истца и ответчика, третьих лиц, нет иска и институтов связанных с исковой формой защиты права, нельзя предъявить встречный иск, заключить мировое соглашение. В особом производстве не действуют такие институты, как отказ от иска, признание иска, обеспечение иска, однако в известной мере можно говорить о действии института соединения и разъединения заявлений, т.е. принцип диспозитивности действует в особом производстве также не в полной мере. Поскольку в особом производстве отсутствует спор о праве и по делам данного вида судопроизводства нет сторон (истца, ответчика), третьих лиц - дело возбуждается заявителем. В рассмотрении дела также могут участвовать и заинтересованные лица. Заинтересованные лица в делах особого производства - это те участники процесса, на субъективные права и обязанности которых потенциально могут оказать влияние пределы законной силы решения суда по конкретному делу, когда решение суда может затронуть права или охраняемые законом интересы этих лиц, что может повлечь за собой обязанность совершения ими каких-либо решений или же изменить их правовой статус. Эти участники процесса заинтересованы в правильном разрешении дела.  

К числу заинтересованных лиц могут быть отнесены такие участники процесса, как держатель документа на предъявителя по делам вызывного производства, представители органов государственной власти.  Привлечение в процесс участников по делам особого производства происходит по просьбе заявителя, по инициативе суда или заинтересованного лица. Важной гарантией правильного рассмотрения дел особого производства является участие в них прокурора и органов государственного управления.  Привлечение или допуск в процесс по делам особого производства заинтересованных лиц происходит по определению суда, в котором приводятся основания, определяемые обстоятельствами дела. Особое производство - это такой вид гражданского судопроизводства, в порядке которого рассматриваются гражданские дела, по которым подтверждается наличие или отсутствие юридических фактов или обстоятельств в целях создания для заинтересованного лица условий осуществления им личных или имущественных прав или же подтверждается наличие или отсутствие бесспорного субъективного права. Особое производство - это одностороннее производство, в котором отсутствует спор о праве , когда нет материально-правового требования одного лица к другому.  В делах особого производства может иметь место спор о факте, поскольку если бы факты являлись безразличным для других лиц, то было беспредметным участие в этих делах заинтересованных лиц. Особое производство бесспорно только в том отношении, что в нём отсутствует спор о праве, характерный для искового производства. В делах особого производства устанавливаются факты, а не правовые последствия этих фактов.

В особом производстве рассматриваются дела:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

2) о признании гражданина безвестно отсутствующим и об

объявлении гражданина умершим;


3) о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным;

4) о признании имущества бесхозяйным;

5) об установлении неправильностей записей в книгах актов гражданского состояния;

6) по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;

7) о восстановлении прав по утраченным документа (вызывное производство).

8) производства по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар.

2 ДЕЛА РАССМАТРИВАЕМЫЕ В ПОРЯДКЕ ОСОБОГО ПРОИЗВОДСТВА


 2.1 О признании движимой вещи бесхозяйной и признание права  коммунальной собственности на недвижимое имущество


  Ранее действовавший закон не определял правовое положение бесхозяйных вещей. Существовавшая презумпция государственной собственности состояла в том, что вещь предполагалась государственной собственностью, если её иная принадлежность не доказана. Конституция Республики Казахстан  гласит: “В Республике Казахстан признаются и защищаются равным образом частная и  государственная собственности”.Выступая в гражданском обороте как объект права, имущество вместе с тем имеет субъекта, которому оно принадлежит. Однако, возможны случаи, когда имущество в силу тех или иных юридических фактов оказывается бесхозяйным ( бессубъектным). Согласно ст. 242 ГК РК бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался [5].

В то же время отказ от собственности сам по себе не влечёт прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до тех пор, пока право собственности на него не приобретено другим лицом.

Приобретение права собственности на бесхозяйное имущество относится к первоначальному способу приобретения права собственности, что подтверждается Гражданским кодексом. Республики Казахстан.   Само понятие бесхозяйных вещей  в действительности является собирательным, охватывающим и такие их разновидности, как : -брошенные собственником вещи;-находка;-безнадзорные животные -клады (это все так называем

бесхозяйные движимости) и бесхозяйные недвижимости. 

Дела о признании имущества бесхозяйным рассматриваются судом в порядке особого производства. Поэтому прежде, чем будет рассмотрена непосредственно сама процедура приобретения права собственности на бесхозяйные движимые и недвижимые вещи, необходимо дать понятие особого производства, а также правила и порядок рассмотрения дел этого вида гражданского судопроизводства.

Необходимость в защите субъективных прав и интересов возникает не только в тех случаях, когда эти интересы и права нарушаются или оспариваются. Иногда возникает необходимость в установлении таких обстоятельств, которые служат основанием для осуществления субъективных прав. Лицо, имеющее какое-либо право, не может его осуществить ввиду того, что факты, подтверждающие это право, не являются очевидными и требуют проверки и подтверждения соответствующими доказательствами. Поэтому в гражданском процессе имеется такой вид судопроизводства, который позволяет заинтересованному лицу устанавливать в судебном порядке юридические факты, которые могут служить основанием осуществления соответствующих субъективных прав заинтересованного лица.   

 Порядок приобретения в собственность бесхозяйной движимой вещи и недвижимого имущества В соответствии с действующим законодательством по-разному строится правовой режим движимых и недвижимых бесхозяйных вещей. Бесхозяйные движимости становятся объектом собственности их фактических владельцев либо при наличии условий, прямо установленных законом для конкретных ситуаций, либо в силу предусмотренных ГК РК правил приобретательной давности. Что касается движимых вещей, брошенных собственником, то они могут быть обращены другими лицами в собственность в порядке, предусмотренном ГК РК. В их числе лицо, в собственности, владении или пользовании которого земельный участок, водоем или иной объект, где находится брошенная вещь. Если стоимость вещи явно ниже установленного законом минимума (ниже пяти минимальных зарплат), то указанное лицо, приступив к использованию вещи либо совершив иные действия по обращению ее в собственность, может стать собственником вещи. То же относится к таким вещам как брошенный лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы. При отсутствии на указанные вещи других претендентов обращаться в суд для приобретения на эти вещи права собственности не требуется. Другие брошенные вещи (например вещи, которые хотя и находятся на соответствующем земельном участке но стоимость которых явно превышает установленный законом минимум) поступают в собственность завладевшего ими лица, если по его заявлению они признаны судом бесхозяйными. Бесхозяйные, как и другие недвижимости, подлежат государственному учету, и для них предусмотрены специальные правила. В настоящее время в суде в порядке особого производства могут рассматриваться дела о признании движимой вещи бесхозяйной и о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. Для того чтобы обратить движимую вещь в собственность, заинтересованное в этом лицо должно совершить определённые действия, свидетельствующие об обращении этой вещи в собственность. Для этого лицо, вступившее во владение движимой вещью, подаёт заявление в суд о признании этой вещи бесхозяйной.  В заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая вещь подлежит признанию бесхозяйной, описаны её отличительные признаки, приведены доказательства, свидетельствующие об оставлении вещи собственником без намерения сохранения права собственности на неё, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью. Заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно содержать точное указание на то, какая именно недвижимость подлежит признанию бесхозяйной, кем и каким образом она выявлена, когда поставлена на учёт в качестве бесхозяйной и что у данной недвижимой вещи не имеется собственника либо он неизвестен Подача заявления  В настоящее время в суде в порядке особого производства могут рассматриваться дела о признании движимой вещи бесхозяйной и о признании права коммунальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.  В целях получения сведений о принадлежности вещи судьёй могут быть направлены запросы в различные, в зависимости от обстоятельств, организации, соответствующим должностным лицам. Если во время подготовки дела к судебному разбирательству будет обнаружено лицо, считающее себя собственником предполагаемой бесхозяйной вещи, то в соответствии с гражданским процессуальным кодексом, судья оставляет заявление без рассмотрения. Возникновение спора о праве, рассмотрение которого отнесено к подведомственности судов, исключает возможность рассмотрения дела в порядке особого производства. Эта существенная особенность дел особого производства, отражённая в законе, имеет важное значение для практики рассмотрения дел.  Последствия возникновения спора о праве ведут к тому, что суд, оставив заявление без рассмотрения, должен разъяснить заинтересованному лицу (заявителю) и тем лицам, которые возбудили спор о праве, что они могут разрешить возникший спор о праве в порядке искового производства путём предъявления иска подачей искового заявления на общих основаниях с учётом подведомственности спора в суд общей юрисдикции. Решение суда о признании движимой вещи бесхозяйной и о признании права коммунальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно отвечать требованиям законодательства. Таким образом, судебное решение является важнейшим процессуальным документом и поэтому закон предъявляет особые требования к его изложению. Решение должно содержать чёткие грамотные юридически правильные формулировки, не допускать неясностей, сложных, громоздких выражений или оборотов, затрудняющих его восприятие. В случае недостатка доказательств, что данная недвижимая вещь не имеет собственника или собственник неизвестен, а также если имеются фактические владельцы, должным образом использующие такую вещь, суд может отказать в удовлетворении заявленного требования.. Если суд пришёл к выводу, что данная вещь не имеет собственника или что собственник её неизвестен, в решении должны быть указаны соответствующие факты и подтверждение их доказательства.  Заявление о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права коммунальной собственности на недвижимое имущество рассматривается судом с участием заявителя и всех заинтересованных по делу лиц. Суд, признав, что движимая вещь не имеет собственника либо оставлена собственником без намерения сохранить право собственности на нее, выносит решение о признании движимой вещи бесхозяйной и о передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.  Суд, признав, что недвижимое имущество не имеет собственника либо оставлено им без намерения сохранить право собственности и принято на учет в установленном порядке, выносит решение о признании недвижимого имущества бесхозяйным и признании права коммунальной собственности [5, c.82].

  2.2 Жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении

  Нотариат в Республике  Казахстан призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Республики,  защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Республики Казахстан. Нотариальные действия в Республике  Казахстан совершают в соответствии с  законодательством нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, ведет Министерство юстиции Казахстана. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.
Нотариальные действия от имени Республики  Казахстан на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Республики  Казахстан, уполномоченные на совершение этих действий. Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу. Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты. Нотариальной деятельностью в соответствии с Основами вправе заниматься гражданин Республики  Казахстан, получивший лицензию на право этой деятельности. Лицензия на право нотариальной деятельности (далее - лицензия) выдается уполномоченными на то органами юстиции Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Казахстана. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в суд в течение месяца со дня получения решения органа юстиции. Гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе в должности нотариуса в течение трех лет, допускается к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторного экзамена не сдает. Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией, нормативными актами, а также международными договорами. Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия. Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами. Справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, представляются в налоговый орган в случаях, предусмотренных законодательством. Нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб. В других случаях ущерб возмещается нотариусом, если он не может быть возмещен в ином порядке. В случае совершения нотариусом, занимающимся частной практикой, действий, противоречащих законодательству, его деятельность может быть прекращена судом по представлению должностных лиц либо органов. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, в случае совершения действий, противоречащих законодательству, несет ответственность в установленном законом порядке [6]. В случае непредставления либо несвоевременного представления в налоговый орган сведений, нотариус может быть привлечен в судебном порядке к ответственности в соответствии с законодательством Казахстана. Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке. Заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать об этом жалобу в районный суд по месту нахождения нотариуса или органа, совершающего нотариальное действие. Жалобы на неправильное удостоверение завещаний и доверенностей или на отказ в их удостоверении должностными лицами, перечисленными в законодательстве, подаются в суд по месту нахождения соответственно больницы, другого стационарного лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения, соответствующего органа социальной защиты населения, экспедиции, госпиталя, военно-учебного учреждения, воинской части, соединения, учреждения, организации, места лишения свободы.  Жалобы на неправильное удостоверение завещания или на отказ в его удостоверении капитаном морского судна или судна внутреннего плавания, плавающего под флагом Республики Казахстан, подаются в суд по месту порта приписки судна. Жалоба подается в суд в десятидневный срок, исчисляемый со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия. Жалоба рассматривается судом с участием заявителя, нотариуса или другого должностного лица, совершившего обжалуемое нотариальное действие или отказавшего в совершении нотариального действия, однако их неявка не является препятствием для разрешения дела. Решение суда, которым удовлетворена жалоба заявителя, отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает выполнить такое действие.


     2.3 Установление неправильности записей актов гражданского

                                        состояния.

Рождение, смерть, заключение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства (материнства), перемена имени, отчества, фамилии подлежат регистрации в органах записи актов гражданского состояния. Регистрация актов гражданского состояния  производится отделами записи актов гражданского состояния, а в местностях, где таковых нет, местными исполнительными органами. Заявление о внесении изменений, дополнений,  исправлений в записи актов гражданского состояния подаются в орган  записи актов гражданского состояния  по месту постоянного места жительства гражданина заявителя, а граждане Республики проживающие за пределами  Казахстана, а так же иностранные лица и лица без гражданства зарегистрировавшими акты гражданского состояния в органах записи актов гражданского состояния  Республики Казахстан  в посольствах или консульских учреждениях Республики Казахстан за границей. Должностные лица за необоснованный отказ  в регистрации актов гражданского состояния , а так же за разглашение тайны усыновления (удочерения) подлежат ответственности по законодательству Казахстана. При невыполнении органами актов гражданского состояния гражданин, чьи права нарушены может обратится  в суд подачей заявления. Подача заявления. Суд рассматривает дела об установлении неправильностей записи в книгах записей актов гражданского состояния, если органы записи актов гражданского состояния при отсутствии спора о праве отказались внести исправления в произведенную запись. Заявление об установлении неправильности записи в книгах записей актов гражданского состояния подается в суд по месту жительства заявителя либо месту нахождения органа записей актов гражданского состояния. В заявлении должно быть указано, в чем заключается неправильность записи в книгах записей актов гражданского состояния, когда и каким органом записи актов гражданского состояния было отказано в исправлении или изменении произведенной записи. Решение суда по заявлению. Решение суда, которым установлена неправильность записи в книгах записей актов гражданского состояния, служит основанием для исправления или изменения такой записи органами записи актов гражданского состояния.


  2.4 Признание гражданина ограниченно дееспособным или

     недееспособным

Дееспособность – означает способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В отличие от правоспособности, дееспособность возникает с момента достижения определенного возраста, а в полном объеме – с восемнадцати лет, то есть совершеннолетия.  Все это определено в  Гражданском кодексе. Наиболее существенными элементами содержания дееспособности граждан является возможность самостоятельного заключения сделок и возможность нести самостоятельную имущественную ответственность (деликтоспособность).

 «Дееспособность гражданина” содержит следующие положения:

1. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

2. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет.

При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Дееспособность гражданина отражает полный набор прав лица, но в то же время и возникновение полной ответственности за свои действия, что по физио-психологическому аспекту возможно лишь с момента когда лицо в силу своего возраста осознает свои действия и ответственность за них. А поэтому лицу с возраста полной дееспособности дается право создавать юридические акты (договоры, сделки, брак и так далее). “Возникновение гражданской дееспособности в полном объеме по общему правилу связано с наступлением совершеннолетия. С этого момента предполагается обладание сознательной и самостоятельной волей и способностью отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Совершеннолетие наступает с достижения 18 лет.

Основанием для признания гражданина недееспособным может служить только такое психическое расстройство, которое лишает его возможности понимать значение своих действий или руководить ими .

Статья 27 ГК устанавливает основания для ограничения дееспособности гражданина. При этом данное основание (злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами, вызывающее тяжелое материальное положение семьи) являются единственным основанием для ограничение дееспособности. Таким образом, нерациональная трата денег (расточительство), увлечение азартными играми и иные действия, ведущие к ухудшению материального положения семьи гражданина, не могут служить основанием для ограничения его дееспособности. Признание гражданина ограничено дееспособным осуществляется только судом. “Ограничение гражданина в дееспособности производится судом в порядке, установленном  Глава 33 ГПК. Дело об ограничении гражданина в дееспособности может быть возбуждено на основании заявления членов семьи, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения. Ограничение дееспособности гражданина состоит в следующем. Гражданин вправе совершать мелкие бытовые сделки. Такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.

С согласия попечителя ограниченный в дееспособности гражданин вправе:

1) продавать, дарить, завещать, обменивать, покупать имущество, а также совершать и другие сделки по распоряжению имуществом (за исключением мелких бытовых сделок);

2) получать зарплату, пенсию и другие виды доходов (авторский гонорар, вознаграждение за изобретение, суммы, причитающиеся за выполнение работ по договору подряда, всякого рода пособия и т.п.) и распоряжаться ими;

3) совершать другие сделки, кроме мелких бытовых.

Согласие попечителя может быть дано в устной или письменной форме. Законом не предусмотрен момент выражения согласия попечителя. Полагаем, что правомерна дача согласия попечителем как до, так и сразу после совершения сделки.

Если сделка по распоряжению имуществом совершена ограниченно дееспособным гражданином без согласия попечителя, то последний вправе предъявить иск о признании такой сделки недействительной (ст. 176 ГК).

Суд отменяет ограничение в дееспособности, если отпали основания, в силу которых ограничение дееспособности было введено.

 Дело о признании гражданина ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами может быть возбуждено по заявлению членов его семьи, прокурора, органа опеки и попечительства.

Дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического заболевания или психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики может быть возбуждено в суде по заявлению членов семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер), независимо от совместного с ним проживания, прокурора, органа опеки и попечительства, психиатрического (психоневрологического) лечебного учреждения.

Дело о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным возбуждается в целях защиты как интересов ограниченно дееспособного, недееспособного путем установления (назначения) опеки, так и лиц, указанных в частях первой и второй настоящей статьи.

Заявление о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным подается в суд по месту жительства данного гражданина, а если лицо помещено в психиатрическое (психоневрологическое) лечебное учреждение, то по месту нахождения этого учреждения. В заявлении о признании гражданина ограниченно дееспособным должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о том, что лицо, злоупотребляющее спиртными напитками или наркотическими средствами, психотропными веществами или их аналогами, ставит свою семью в тяжелое материальное положение. В заявлении о признании гражданина недееспособным должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о наличии у гражданина психического заболевания или психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, вследствие чего лицо не может понимать фактический характер и значение своих действий или руководить ими. Назначение судьей официального представителя-адвоката После принятия заявления о признании гражданина недееспособным судья назначает официального представителя-адвоката для представления и защиты им интересов гражданина в процессе по возбужденному делу. Официальный представитель-адвокат обладает полномочиями законного представителя. В соответствии с законодательством, регулирующим деятельность адвокатуры, юридическая помощь такого адвоката предоставляется бесплатно. Назначение экспертизы для определения психического состояния гражданина .Судья в порядке подготовки дела к судебному разбирательству при наличии достаточных данных о психическом заболевании или психическом расстройстве, слабоумии или ином болезненном состоянии психики гражданина назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу. При явном уклонении лица, в отношении которого возбуждено дело о признании его недееспособным, от прохождения экспертизы суд в судебном заседании с участием психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу. Дело о признании гражданина ограниченно дееспособным суд рассматривает с участием самого гражданина, если это возможно по состоянию его здоровья, и представителя органа опеки и попечительства. Дело о признании гражданина недееспособным суд рассматривает с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства. Гражданин, о признании которого недееспособным рассматривается дело, может быть вызван в судебное заседание, если это возможно по состоянию его здоровья. Заявитель освобождается от уплаты судебных издержек, связанных с рассмотрением дела о признании гражданина недееспособным. Суд, установив, что члены семьи, близкие родственники, подавшие заявление, действовали недобросовестно, в целях заведомо необоснованного признания гражданина недееспособным, взыскивает с них все судебные расходы.

 Суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявления, если установит факт отсутствия оснований для признания гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным.

Решение суда, которым гражданин признан ограниченно дееспособным, является основанием для назначения органом опеки и попечительства ограниченно дееспособному попечителя.


Решение суда, которым гражданин признан недееспособным, является основанием для назначения органом опеки и попечительства недееспособному опекуна.


Орган опеки и попечительства обязан в десятидневный срок сообщить суду о назначении ограниченно дееспособному или недееспособному гражданину соответственно попечителя или опекуна. В случае, предусмотренном пунктом вторым статьи 27 Гражданского кодекса Республики Казахстан, суд по заявлению самого гражданина, члена его семьи, попечителя, органа опеки и попечительства, психиатрического диспансера выносит решение об отмене ограничения дееспособности гражданина. На основании решения суда отменяется установленное над ним попечительство. В случаях, предусмотренных пунктом третьим статьи 26 Гражданского кодекса Республики Казахстан, суд по заявлению опекуна, психиатрического лечебного учреждения, члена семьи, прокурора, психиатрического (психоневрологического) учреждения, органа опеки и попечительства на основании соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы выносит решение о признании выздоровевшего или имеющего значительное улучшение здоровья лица дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над гражданином опека.


2.5 Производство по делам о принудительной госпитализации

гражданина в психиатрический стационар

Принудительная госпитализация. Заявление о принудительной госпитализации гражданина подается прокурором в суд по месту нахождения психиатрического учреждения.  К заявлению, в котором должны быть указаны предусмотренные законом основания для госпитализации в психиатрический стационар в принудительном порядке, прилагается мотивированное заключение комиссии врачей-психиатров о необходимости пребывания в психиатрическом стационаре. Заявление о принудительной госпитализации гражданина подается в течение 72 часов с момента вынесения комиссией врачей-психиатров заключения о необходимости помещения гражданина в психиатрический стационар.

Возбуждая дело, судья одновременно продлевает пребывание гражданина в психиатрическом стационаре на срок, необходимый для рассмотрения заявления в суде. Заявление о госпитализации гражданина в психиатрический стационар в принудительном порядке судья рассматривает в течение пяти дней с момента возбуждения дела. Гражданин имеет право лично участвовать в судебном заседании по делу о его принудительной госпитализации, если по сведениям, полученным от представителя психиатрического учреждения, психическое состояние этого лица позволяет ему лично участвовать в судебном заседании, которое проводится в помещении психиатрического учреждения.

 Участие в рассмотрении заявления представителя психиатрического учреждения, по чьей инициативе возбуждено дело, и представителя лица, в отношении которого решается вопрос о госпитализации, обязательно. Решение суда по заявлению. Рассмотрев заявление по существу, судья выносит решение, которым отклоняет либо удовлетворяет заявление. Решение об удовлетворении заявления является основанием для принудительной госпитализации и дальнейшего содержания гражданина в психиатрическом стационаре на установленный в законе срок.


Производство по заявлениям об усыновлении

(удочерении) ребенка

Усыновление или удочерение допускаются  в отношении несовершеннолетних детей  и только в их интересах. Дети являющиеся гражданами  РК, могут быть переданы на усыновление( удочерение) иностранцам в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание гражданам РК, постоянно проживающие на территории РК, либо на усыновление (удочерение) родственникам детей , независимо от гражданства и места жительства родственников  [7, с.28].  Заявление об усыновлении или удочерении (далее - усыновление) несовершеннолетнего ребенка подается гражданами, желающими усыновить ребенка, в районный и приравненный к нему суд по месту жительства (нахождения) ребенка.

В заявлении об усыновлении ребенка должны быть указаны:

1) фамилия, имя, отчество усыновителей (усыновителя), место их жительства;

2) фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, его место жительства (нахождения), сведения о родителях усыновляемого ребенка, наличие у него братьев и сестер;

3) обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

4) просьба об изменении фамилии, имени, отчества усыновляемого ребенка, даты его рождения (при усыновлении ребенка в возрасте до года), места рождения усыновляемого ребенка, о записи усыновителей (усыновителя) в актовой записи о рождении ребенка в качестве родителей (родителя) при желании усыновителей (усыновителя) внести соответствующие изменения в актовую запись о рождении ребенка. Действия судьи после принятия заявления Судья при подготовке дела к судебному разбирательству обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам ребенка.. Рассмотрение заявлений Дела об усыновлении ребенка суд рассматривает с обязательным участием самих усыновителей (усыновителя), представителей органов опеки и попечительства, а также прокурора. Решение суда по заявлению Рассмотрев заявление об усыновлении ребенка, суд выносит решение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении полностью или в части удовлетворения просьбы усыновителей (усыновителя) о записи их в качестве родителей (родителя) ребенка в актовой записи о его рождении, а также об изменении даты и места рождения ребенка. При удовлетворении заявления об усыновлении взаимные права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда. Вступившее в законную силу решение суда направляется в орган записи актов гражданского состояния по месту нахождения суда для государственной регистрации усыновления ребенка, а также в орган опеки и попечительства.   Пленум Верховного суда Республики Казахстан вынес постановление  в котором были рассмотрены вопросы  применения  законодательства  о браке и семье при рассмотрении дел  об усыновлении (удочерении) детей. В связи с изменением законодательства о браке и семье и в целях обеспечения наиболее полной защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних при рассмотрении судами дел об усыновлении (удочерении) детей ( усыновление) Пленум Верховного суда Республики Казахстан постановил: Обратить внимание судов на то, что законодательство об усыновлении основывается на Конституции Республики Казахстан, Конвенции о правах ребенка, к которой Республика Казахстан присоединилась в 1994 году, и состоит из Закона Республики Казахстан "О браке и семье" иных законов и нормативных правовых актов. В соответствии с законом дела об усыновлении рассматриваются судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Лицо, желающее усыновить ребенка, приобретает права законного представителя ребенка лишь в случае удовлетворения судом его просьбы и только после вступления решения в законную силу.  Учитывая изложенное, судам следует иметь в виду, что не могут быть рассмотрены одновременно с заявлением об усыновлении требования заявителя о защите имущественных прав ребенка (например, о праве собственности ребенка на движимое или недвижимое имущество, перешедшее ему в собственность по договору дарения, в порядке наследования либо приватизации жилья и др.). Принимая заявление об усыновлении, суд проверяет, соответствует ли заявление по форме и содержанию требованиям, предусмотренным статьей 150 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан. Исходя из специфики дел данной категории суду необходимо проверять указание в заявлении сведений о самих усыновителях, детях, которых они желают усыновить, их родителях, просьбы о возможных изменениях в записи актов о рождении усыновляемых детей, об обстоятельствах, с которыми закон связывает возможность быть усыновителем, подтверждающие их доказательства, а также наличие в приложении к заявлению следующих необходимых документов:

 - заключение органа опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) детей, об обстоятельствах, с которыми закон связывает возможность быть усыновителем, подтверждающие их доказательства, а также наличие в приложении к заявлению следующих необходимых документов:

- заключение органа опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого;

- акт обследования условий жизни усыновителей;

- копию актовой записи и свидетельства о рождении ребенка;

- медицинское заключение компетентного органа о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии усыновляемого;

- согласие родителей на усыновление ребенка, если оно требуется по закону;

- согласие ребенка на усыновление, если ребенок достиг возраста 10 лет;

- доказательства, подтверждающие, что заявитель может быть усыновителем данного ребенка.

В случае невозможности получения заявителем этих документов, они из соответствующих органов должны быть истребованы судом по ходатайству заявителя. Заявление должно быть подписано лично усыновителем (усыновителями), подача заявления кем-либо в интересах усыновителей недопустима. Судам необходимо иметь в виду, что при усыновлении найденного или подкинутого ребенка недостаточно наличие протокола или акта об обнаружении ребенка, составленного органом внутренних дел или местным исполнительным органом. В отношении такого ребенка к заявлению должны быть приложены копия записи акта о рождении и свидетельство о его рождении, подтверждающие регистрацию ребенка в соответствии с  законом.  Если на момент подачи заявления об усыновлении найденный или подкинутый ребенок не зарегистрирован, то суд должен решить вопрос об оставлении заявления без движения или возвращении заявителю для устранения обстоятельств, препятствующих возбуждению дела.
            В случае усыновления ребенка иностранным гражданином суд обязан также истребовать от заявителя заключение об условиях жизни и возможности его быть усыновителем, выданное компетентным органом государства, гражданином которого он является, документ дипломатического представительства или консульского учреждения Республики Казахстан, подтверждающий регистрацию в указанных органах иностранного гражданина как лица, желающего усыновить ребенка - гражданина Республики Казахстан.  При этом суд обязан удостовериться, что ребенок, об усыновлении которого ставит вопрос иностранный гражданин либо постоянно проживающий за границей гражданин Республики Казахстан, состоит на централизованном учете не менее трех месяцев.  Для проверки указанных требований закона суду следует истребовать данные о регистрации усыновляемого ребенка на первичный, региональный и централизованный учет. При рассмотрении дел об усыновлении детей - граждан Республики Казахстан иностранцами судам следует иметь в виду, что иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с гражданами Республики Казахстан. Документы, выданные, составленные или удостоверенные по установленной форме компетентными органами иностранных государств, совершенные вне пределов Республики Казахстан по законам иностранных государств в отношении граждан Республики Казахстан или иностранных лиц, принимаются судами Республики Казахстан при наличии консульской легализации, если иное не предусмотрено законом или международным договором Республики Казахстан. Контроль за детьми, переданными на усыновление иностранцам, осуществляется посольствами или консульскими учреждениями Республики Казахстан. Судам следует иметь в виду, что под консульской легализацией понимается придание законной силы - засвидетельствование консулом своей подписью и печатью подлинности подписей на любом акте или документе, составленном в пределах его консульского округа и утвержденного местными властями. Консульская легализация совершается, когда документ, составленный за границей, должен быть предъявлен в стране, назначившей консула, и требуется по законодательству этого государства. Дела об усыновлении ребенка рассматриваются с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства. Кроме того, в целях максимального учета интересов ребенка суд должен привлечь к участию в деле родителей (родителя) усыновляемого ребенка, его близких родственников при отсутствии родителей, представителей учреждения, в котором находится оставшийся без попечения родителей ребенок, других заинтересованных лиц, а также самого ребенка, если он достиг возраста 10 лет. Если суд придет к выводу о целесообразности опроса в судебном заседании усыновляемого ребенка, достигшего 10 лет, для выяснения его мнения по рассматриваемому вопросу, то суду следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства, с тем чтобы присутствие ребенка в суде не оказало на него неблагоприятного воздействия.
        При опросе необходимо выяснить, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него одного из родителей или других заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает.
        В целях обеспечения охраняемой законом тайны усыновления, суд в соответствии со статьей 19 ГПК по ходатайству лиц, участвующих в деле, вправе рассмотреть дело в закрытом судебном заседании, включая объявление решения.  Разрешая по существу требования об усыновлении, суду необходимо обсуждать вопрос о том, нет ли оснований, исключающих для заявителя возможность быть усыновителем. Исходя из требований  законодательства о необходимости разницы в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком не менее 16 лет, судам следует иметь в виду, что законом допускается сокращение разницы в возрасте по причинам, признанным судом уважительными (нахождение в родственных отношениях или ребенок привязан к лицу, желающему его усыновить, и считает его своим родителем и т. п.). 10. При наличии у ребенка родителей их согласие является обязательным условием усыновления. Согласие родителей на усыновление ребенка должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей, а также может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления. Согласие на усыновление, данное родителем в суде, должно быть отражено в протоколе и подписано им лично, а также отражено в решении. Однако исходя из приоритета прав родителей следует учесть, что любой из них может до вынесения решения отозвать данное им ранее согласие на усыновление независимо от мотивов, побудивших его сделать это (статья 82 Закона). В этом случае судом постановляется решение об отказе в удовлетворении требования об усыновлении. Требование закона о согласии родителей на усыновление ребенка распространяется и на детей, имеющих родителей (родителя) и находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, воспитательных, лечебных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, кроме случаев, предусмотренных статьей 83 Закона.
При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с пунктом 7 статьи 69 Закона усыновление ребенка в случае лишения родителей (одного из них) родительских прав допускается не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родителей (одного из них) родительских прав.  Отказ опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителей указанных выше учреждений дать согласие на усыновление, в отличие от отказа родителей, не препятствует положительному разрешению судом вопроса об усыновлении, если этого требуют интересы ребенка.
      При усыновлении ребенка одним из супругов требуется письменное согласие другого супруга на усыновление, если ребенок не усыновляется обоими супругами (статья 85 Закона).
      Исключение составляют случаи, когда судом, рассматривающим заявление об усыновлении, будет установлено, что супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства супруга заявителя неизвестно. Указанные обстоятельства могут быть установлены средствами доказывания, предусмотренными статьей 64 ГПК, а также вступившим в законную силу решением суда о признании этого супруга безвестно отсутствующим. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья).  Судам надлежит иметь в виду, что под интересами ребенка, которые в силу  законодательства обязательно должны быть соблюдены при усыновлении, следует понимать обеспечение условий, необходимых для его полноценного физического, психического и духовного развития. При решении вопроса о допустимости усыновления в каждом конкретном случае следует проверять и учитывать нравственные и иные личные качества усыновителя (обстоятельства, характеризующие поведение заявителя на работе, в быту, наличие судимости за умышленные преступления и т. п.), состояние его здоровья, возраст, сложившиеся в семье взаимоотношения, отношения, возникшие между этими лицами и ребенком, а также материальные и жилищные условия жизни будущих усыновителей.   В силу требований  законодательства усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству полностью приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению. Усыновленные дети утрачивают указанные выше права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям и другим родственникам.
       Упомянутые правовые последствия наступают независимо от записи усыновителей в качестве родителей в актовой записи о рождении этого ребенка. Исключение составляют случаи, когда один из родителей усыновленного ребенка умер и близкие родственники со стороны этого родителя, исходя из интересов ребенка, просят о сохранении прав и обязанностей родственников умершего по отношению к усыновленному.
       Судом также могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности одного из родителей в случае, когда ребенок усыновляется только одним лицом, и об этом просят отец, если усыновитель - женщина, или мать, если усыновитель – мужчина.  
        О сохранении отношений усыновленного ребенка с одним из родителей или с родственниками умершего родителя указывается в решении суда об усыновлении ребенка. В резолютивной части решения об усыновлении необходимо указывать об удовлетворении требования об усыновлении ребенка заявителем, а также о необходимости внести соответствующие изменения в запись акта о рождении, в том числе о записи усыновителя (усыновителей) в качестве родителя в книге записей рождений, если такая просьба содержится в заявлении и дано согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет, об изменении фамилии, имени, отчества, даты и места рождения ребенка, а также о сохранении личных неимущественных и имущественных прав одного из родителей усыновленного или родственников его умершего родителя, если эти вопросы были положительно разрешены судом по просьбе заявителя либо заинтересованных лиц.
При этом следует обратить внимание судов на то, что изменение национальности ребенка при усыновлении не входит в компетенцию суда и определяется в соответствии  с законодательством  Судам следует иметь в виду, что Законом предусмотрены основания как отмены усыновления, так и признания усыновления недействительным. Правом требовать отмены усыновления ребенка в соответствии со статьей 97 Закона обладают его родители, усыновители ребенка, усыновленный ребенок, достигший возраста 14 лет, орган опеки и попечительства, а также прокурор в интересах ребенка. При этом необходимо обратить внимание судов на то, что требование должно быть именно об отмене усыновления, а не о лишении родительских прав, поскольку родительские права и обязанности возникают у усыновителей в результате усыновления, а не происхождения от них детей.
Cуд, вправе отменить усыновление ребенка и при отсутствии виновного поведения усыновителя исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения. К таким обстоятельствам, в частности, можно отнести: несложившиеся взаимоотношения между усыновителем и усыновленным в силу их личных качеств; выявление после усыновления умственной неполноценности или наследственных отклонений в состоянии здоровья ребенка, существенно затрудняющих либо делающих невозможным процесс воспитания, о наличии которых усыновитель не был предупрежден при усыновлении; восстановление дееспособности родителей ребенка, к которым он сильно привязан, не может их забыть, что отрицательно сказывается на его эмоциональном состоянии, и т. п. Заявление об отмене усыновления рассматривается судом в порядке искового производства с обязательным привлечением органа опеки и попечительства, а также прокурора. В соответствии  с законодательством усыновление признается судом недействительным в случаях:

- принятия решения об усыновлении на основе подложных документов;

- совершения усыновления без согласия родителей, которое по закону было обязательным

- усыновления лицом, состоящим в браке, без согласия другого супруга;
Требование о признании усыновления недействительным вправе предъявить родители усыновленного, супруг усыновителя, лица, права которых нарушены усыновлением, прокурор, орган опеки и попечительства.
   Судам необходимо учитывать, что в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка выписка из этого решения должна быть направлена судом в орган записи актов гражданского состояния и в орган опеки и попечительства по месту вынесения решения для государственной регистрации усыновления ребенка, а выписка из решения суда об отмене усыновления и признании усыновления недействительным в такой же срок должна быть направлена в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации усыновления.   Если при рассмотрении дел об усыновлении или об отмене усыновления суд обнаружит в действиях стороны, должностного или иного лица признаки преступлений, он, исходя из требований части 3 статьи 253 ГПК, должен сообщить об этом прокурору  [8].


       2.6. Восстановление прав по утраченным ценным бумагам на

предъявителя и ордерным ценным бумагам (вызывное производство)


Лицо, утратившее ценную бумагу на предъявителя или ордерную ценную бумагу (далее - документ), в случаях, указанных в законе, может просить суд о признании утраченного документа недействительным и о восстановлении прав по нему. Права по документу могут быть восстановлены и при утрате документом признаков платежности в результате ненадлежащего хранения или по другим причинам. Заявление о признании утраченного документа недействительным подается в суд по месту нахождения учреждения (лица), выдавшего документ.

В заявлении должны быть указаны отличительные признаки утраченного документа, наименование учреждения (лица), выдавшего его, а также изложены обстоятельства, при которых произошла утрата документа. Судья после принятия заявления выносит определение о запрещении выдавшему документ учреждению (лицу) производить по нему платежи или выдачи и направляет копию определения в учреждение (лицу), выдавшему документ, регистродержателю и регистратору. Судья выносит также определение о производстве за счет заявителя публикации в местной газете.  Публикация должна содержать:

1)                наименование суда, в который поступило заявление об утрате документа;

2)                указание лица, подавшего заявление, и его адрес;

3) наименование и отличительные признаки документа;

4) предложение держателю документа, об утрате которого заявлено, в трехмесячный срок со дня публикации подать в суд заявление о своих правах на этот документ.

 На отказ в вынесении определения, равно как и на само определение, может быть подана частная жалоба, протест. Держатель документа, об утрате которого заявлено, обязан до истечения трехмесячного срока со дня публикации подать в суд, вынесший определение, заявление о своих правах на документ и представить при этом документ в подлиннике. Действия судьи после поступления заявления от держателя документа  В случае поступления заявления от держателя документа до истечения трехмесячного срока со дня публикации суд оставляет заявление лица, утратившего документ, без рассмотрения и устанавливает срок, в течение которого выдавшему документ учреждению (лицу) запрещается производить по нему платежи и выдачи. Этот срок не должен превышать двух месяцев.  Одновременно суд разъясняет заявителю его право предъявить иск в общем порядке к держателю документа об истребовании этого документа, а держателю документа - его право взыскать с заявителя убытки, причиненные принятыми запретительными мерами.  На определение суда может быть подана частная жалоба, протест. Рассмотрение заявления о признании утраченного документа недействительным Дело о признании утраченного документа недействительным судья рассматривает по истечении трехмесячного срока со дня публикации, если от держателя документа не поступило заявление. В случае удовлетворения просьбы заявителя суд выносит решение, которым признает утраченный документ недействительным. Это решение является основанием для выдачи заявителю вклада или нового документа взамен признанного недействительным. В случае удовлетворения заявления о восстановлении права по документам, утратившим признаки платежности, суд выносит решение о выдаче нового документа. Верховный суд Республики Казахстан вынес постановление, в котором были закреплены вопросы о судебной практике по делам  об установлении фактов имеющих юридическое значение [9]. Право держателя документа предъявить иск о неосновательном приобретении имущества Держатель документа, не заявивший по каким-либо причинам своевременно о своих правах на этот документ, после вступления в законную силу решения суда о признании документа недействительным может предъявить лицу, за которым признано право на получение нового документа взамен утраченного, иск о неосновательном приобретении или сбережении имущества.


                                                      


2.7  Признание гражданина безвестно отсутствующим или

     объявление гражданина умершим

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства заявителя либо по последнему известному месту жительства безвестно отсутствующего гражданина.

Дело о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим может быть начато по заявлению членов его семьи, прокурора, общественных объединений, органа опеки и попечительства и других заинтересованных лиц. Содержание заявления. В заявлении должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий. Действия судьи после принятия заявления Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица могут дать сведения об отсутствующем, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства и месту работы отсутствующего об имеющихся о нем сведениях. Судья после принятия заявления выносит определение о производстве за счет заявителя публикации в местной газете о возбуждении дела. Публикация должна содержать: 1) наименование суда, в который поступило заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим; 2) наименование заявителя и его место жительства (местонахождение, если заявление поступило от юридических лиц); 3) фамилия, имя, отчество, место рождения и место последней работы отсутствующего; 4) предложение лицам, имеющим сведения о месте пребывания гражданина, сообщить об этом суду в трехмесячный срок со дня публикации.  После принятия заявления судья может предложить органу опеки и попечительства назначить опекуна для охраны и управления имуществом отсутствующего гражданина.  

Обязательность участия прокурора Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим суд рассматривает с обязательным участием прокурора. Последствия решения суда. Решение суда, которым гражданин признан безвестно отсутствующим, является основанием для назначения органом опеки и попечительства по месту нахождения имущества безвестно отсутствующего опеки над этим имуществом.

Решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти гражданина в книгу записей актов гражданского состояния.   Последствия явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее вынесенное решение. Это решение является основанием для снятия опеки с имущества и аннулирования записи о его смерти в книге записей актов гражданского состояния.

                                                Заключение

Мы рассмотрели Особое производство как вид гражданского процесса, предусмотренные действующим Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан. 

Дела, рассматриваемые в гражданском процессе, характеризу­ются многообразием и различием, в частности по сложности дока­зывания обстоятельств дела. Существуют определенные дела, ко­торые могут быть разрешены на основе представленных доказа­тельств, без их судебного разбирательства по существу. Такое упрощённое судопроизводство получило название судебного приказа. Судебный приказ отличается от судебного решения по своей юридической силе и содержанию. Решение выносится в результате судебного разбирательства, в котором исследовались доказательства, участвующие в деле лица выступали в судебных прениях и проч., су­дебный приказ выносится на основании ознакомления судьи с представленными документами..

Особое производство - порядок рассмотрения отнесенных к ведению суда дел, для которых характерны отсутствие спора о праве, применение специальных средств и способов охраны субъективных прав, некоторые особенности процедуры. Целью особого производства является не разрешение спора о праве гражданском, а подтверждение в бесспорном одностороннем судопроизводстве обстоятельств, имеющих юридическое значение, а также бесспорных прав и защита интересов заявителя, связанных с их реализацией. Целью особого производства является не разрешение спора о праве гражданском, а подтверждение в бесспорном одностороннем судопроизводстве обстоятельств, имеющих юридическое значение, а также бесспорных прав и защита интересов заявителя, связанных с их реализацией. Во всех делах особого производства вообще нет спора о праве, нет спорящих сторон, иска, мирового соглашения и всего остального, что рассчитано именно на случаи спора о праве.

Полностью исключить более или менее существенные погреш­ности в работе суда первой инстанции практически невозможно, поэтому судопроизводство и регулирующее его процессуальное пра­во не могут обойтись без специального способа критики и устране­ния судебных ошибок. Во всех делах особого производства вообще нет спора о праве, нет спорящих сторон, иска, мирового соглашения и всего остального, что рассчитано именно на случаи спора о праве.

                     Список использованной литературы


2.Конституция Республики Казахстан 30 августа 1995 год

3. Гражданский процессуальный кодекс от 13 июля 1999 года №412-1

4. Жилин Г. А. Гражданское дело в суде первой инстанции. М.,  2000. С. 194.

5. Гражданский кодекс РК (Общая часть) от 1 марта 1995 года

6. Закон « О нотариате» от 14 июля 1997 года № 155-

7. О  браке и семье Закон Республики Казахстан от 17 декабря 1998 года № 321 ("Казахстанская правда" от 24.12.98г. № 241)

8. Постановление  № 17 Пленума  Верховного суда  РК «  О некоторых вопросах применения судами законодательства о браке и семье при рассмотрении дел  об усыновлении  (Удочерении) детей». 22.12.2000год

9.Постановление  Верховного суда  РК №13 « О судебной практике по делам об установлении фактов имеющих юридическое значение» 28.06.2002год.




No Image
No Image No Image No Image


Опросы

Оцените наш сайт?

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
345 гостей
No Image
Все права защищены © 2010
No Image