Особенности организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях небольшого города
Особенности организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях небольшого города
Белорусский
Государственный Университет Культуры и Искусства
Курсовая
работа
по
предмету «Культурно-досуговая деятельность»
на
тему «Особенности организации
культурно-досуговой деятельности подростков в условиях небольшого города»
Выполнила: студентка ФЗО
Группа 311
Серкова Ольга Александровна
Научный руководитель Сморгович
Ирина Леонидовна
Минск
2006
Содержание:
Введение
3
Глава 1. Специфика культурно-досуговой деятельности
5
подростков в условиях небольшого
города. 1.1 Социально-психологические
особенности
подросткового возраста.
5
1.2 Досуговая деятельность подростков.
8
1.3 Формы организации культурно-досуговой
деятельности подростков в условиях небольшого города
11
Глава 2. Анализ организации культурно-досуговой деятельности
в г.п. Уречье. 14
Заключение
21
Список используемых интернет-сайтов и литературы
22
Введение.
Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом
научного интереса. Философия рассматривает свободное время в качестве
пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляет
истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь с временем рабочим,
его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и
статистический анализ указанных процессов, исследуют характер и содержание
свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его
наполнению, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и
мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере.
В своей совокупности данные этих наук свидетельствуют о том,
что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит
физическое и духовное развитие человека. (6)
Объектом курсовой работы является культурно-досуговая
деятельность подростков. Проблема досугового времяпрепровождения подростков
отличается большой сложностью и противоречивостью. Большой объем
неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им,
нередко приводит детей к социальным проблемам. Проблема организации культурно-досуговой
деятельности подростков в небольшом городе заслуживает пристального внимания
уже лишь потому, что человек умеющий проводить свой досуг с пользой и интересом
там, где не так много учреждений соответствующей сферы деятельности, не только
развивает собственную личность, но и способствует повышению досуговой
квалификации окружающих его людей. Формы проведения досуга, безусловно, зависят
от возрастных особенностей личности. Досуг оказывает огромное влияние на все
сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом
возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности.
Проблема свободного времени подростков волнует сегодня ученых и практиков
различных областей жизни и отраслей знаний.
Хочется отметить, что предметом данной работы является
организация культурно-досуговой деятельности подростков в г.п.Уречье Любанского
района Минской области. Численность населения данного посёлка насчитывает 3989
человек, из них детей и школьников до 18 лет – 732. В это число не входят студенты
и школьники, приезжающие на каникулы к родственникам. На территории посёлка
функционируют две школы, две библиотеки (из них одна детская), детская
музыкальная школа, дом культуры, спортивно-оздоровительный комплекс. Эти
организации занимаются работой с подростками, организовывают досуг детей,
подростков и молодёжи.
Подростковый возраст
— это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей
энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Известно, как
несложно увлечь подростка чем-либо. И также известно, как трудно сохранить,
поддержать и развить этот интерес. Подростковый возраст — не просто один из
этапов жизни. Многие исследователи, вслед за Руссо, недаром называют его
возрастом "второго рождения личности". Здесь многие истоки, начала
всей дальнейшей жизни. Возраст этот хрупкий, ранимый, изменчивый, оказывается,
больше чем какие-либо другие, зависим от реальной социальной жизни, потому что
подросток впервые открывает ее для себя. На месте окружения, существовавшего
для ребенка, для подростка возникает мир. Сегодня этот мир сложен, как никогда.
Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера —
настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и
трудности. В отличие от младшего школьника подросток способен не только к
отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Однако, проявляя
настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в
других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной
импульсивностью. Внимание подростка характеризуется специфической
избирательностью, устойчивостью. Избирательным, целенаправленным, анализирующим
становится и восприятие. Значительно увеличивается объем памяти, вследствие характерных
сенситивных изменений подросткового возраста — формирования логических
структур. В интеллектуальной деятельности подростков основной особенностью
является нарастающая способность к абстрактному мышлению. Важная особенность
этого возраста — формирование активного, самостоятельного, творческого
мышления.(4)
Культуре досуга
необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при
целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение. Научение
подростков умениям и навыкам самоорганизации — важная социально-педагогическая
задача, которая представляет собой один из важнейших этапов на пути к овладению
ими культурой досугового времяпрепровождения. Однако даже знание видов и
продолжительности занятий подростка в свободное время еще ничего не говорит о
рациональном, разумном их выборе при организации собственного досуга. Для того
чтобы деятельность подростка во время досуга не приводила к бездумному
времяпрепровождению и не способствовала бы возникновению криминогенных ситуаций,
необходимо развивать у них умения самоанализа, адекватную самооценку, разумное
управление своим поведением. Все эти умения приобретаются в процессе успешного
овладения подростками навыками САМООРГАНИЗАЦИИ. Досуг подростков, как уже было
замечено, отличается сложностью и противоречивостью. Во-первых, имея
возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, молодые люди
часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих
полноценному формированию личности. Во-вторых, стремясь к самостоятельности в
выборе форм использования досуга, подростки, тем не менее ограничены
определенным кругом социальных ролей, по сравнению со взрослыми. Отсюда, с
одной стороны, не обладая устойчивостью интересов в плане проведения досуга,
подростки более охотно перенимают от взрослых их модели его заполнения, причем
не всегда положительные и соответствующие уровню их физического и психического
развития.
С другой,
предлагаемые взрослыми общественные формы досуга нередко не отвечают
потребностям и интересам личности подростка, что порождает пассивность в
процессе приобщения к духовным ценностям. Существует противоречие между
потребностями подростков использовать свой досуг как сферу самореализации,
полноценного общения, активного проявления самостоятельности и неумением
реализовать себя в досуге в силу серьезных недостатков в организации со стороны
взрослых и недостаточностью создания условий и среды для научения подростков
азам досуговой деятельности. Школа, клубы, другие внешкольные досуговые объединения
в результате отсутствия координации в осуществлении воспитания "человека
культуры" и недооценки в этом процессе новых тенденций в образе жизни
подрастающего поколения, не реализуют в полной мере свои объективные
возможности по формированию культуры досуга.
Целью данной курсовой работы является выявление
специфики организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях
небольшого города на примере г.п.Уречье.
В связи с этим можно определить задачи моей
курсовой работы:
1.Исследовать особенности социально-психологического
развития подростков.
2. Выявить особенности досуговой деятельности подростков.
3.Выявить специфику организации КДД подростков в условиях
небольшого города на примере г.п.Уречье.
Теперь, когда определена цель и задачи, рассмотрим всё это
более подробно.
Глава
1 Специфика культурно-досуговой деятельности
подростков в условиях небольшого города.
1.1.Особенности
подросткового возраста
…в структуре личности подростка нет
ничего
устойчивого, окончательного, неподвижного…
Л.С.Выготский
Подростковый возраст
– это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой
период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период,
поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные
установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте
стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.
Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным
стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание,
самовыражение и самоутверждение.
В подростковом
возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения
познавательные процессы. В эти же годы открыта проявляется абсолютное
большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например,
высшего уровня своего развития в детстве достигает непосредственная,
механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки
для дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти.
Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается
представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном,
наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы приобретают
произвольность и речевую опосредствованность. У подростков они функционируют
уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным научение
подростка самым различным видам практической и умственной (интеллектуальной)
деятельности, причём с использованием множества приёмов и средств обучения.
Формируются и развиваются общие и специальные способности, в том числе
необходимые для будущей профессиональной деятельности.
Подростковый период имеет
множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С
одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они
демонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами и
другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьёзных
проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при
обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики
поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается
удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей. (12)
В ходе бурного роста и
физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство
тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих
особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная
неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму.
Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. (8)
Центральным
психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится
формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного
переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает
подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется.
И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что
непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
В результате возникает кризис
подросткового возраста. Суть подросткового кризиса составляет свойственные
этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция
эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увеличения (хобби).
Реакция эмансипации. Эта реакция
представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается
высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность
высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как
личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм,
правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего
поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем
лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт
и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома,
бродяжничество.(23)
Реакция группирования со
сверстниками.
Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со
сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального
взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать
авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно
отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников,
предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.(8)
Реакция увлечения. Для
подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную
особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к.
благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные
способности подростков.
Они делятся на следующие
виды:
1. Интеллектуально-эстетические
увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.).
2. Накопительные
увлечения (коллекционирование марок, пластинок, открыток).
3. Эксцентрические
(желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной
одеждой). (10)
Знание подростковых
увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков,
улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми.
В подростковом возрасте
весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные
процессы. (22) Становится возможным научение подростка самым различным видам
практической и умственной деятельности.
Главная новая черта,
появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного
возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя
как личность. Л.С. Выгодский считает, что формирование самосознания составляет
главный итог переходного возраста. (5)
В этом возрасте создаются неплохие условия для
формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и
других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том
числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах,
распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут
развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен
подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд,
игра.
Главными личностными
чертами подростка являются следующие:
1. Непримиримость ко
злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением
разобраться в сложных явлениях жизни – с другой.
2. Подросток хочет быть
хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно
воспитывают.
3. Подростку хочется
быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При
наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не
знает, как этого можно добиться.
4. У подростка выражено
противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда
множественность и непостоянство увлечений. Подросток боится обнаружить свою
несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью,
решительностью, за которыми скрывается беспомощность.
5. В подростке очень
сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и
хроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие
чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур
чувствительным, и прикрывается грубостью.(21)
Прилив физических сил
побуждает к деятельности. Не у каждого подростка проявляется весь набор
противоречий, но их нельзя игнорировать. В работе с подростком следует
учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические
новообразования этого возраста.
Отрочество – как
иногда называют подростковый возраст – это время становления подлинной
индивидуальности, самостоятельности в учении и в труде. По сравнению с детьми
более младшего возраста подростки обнаруживают веру в способность определять и
контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. Подростковый возраст
– это время обострённого стремления к познанию и оценки самого себя, к
формированию целостного, непротиворечивого образа «Я».
1.2.Досуговая деятельность подростков.
Досуг – возможность человека
заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды
досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых,
развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и
восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение
расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет
собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение,
слушание музыки и т.п.). Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров,
концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный
характер и обеспечивают человеку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе
отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём.
Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к
ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями.
Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности.
Детский досуг осуществляется, прежде всего в семье, а также в специальных
учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции,
любительские объединения по интересам и др.).(3)
Самой распространённой
формой проведения досуга подростков является общение. Все исследователи
психологии подросткового возраста так или иначе сходятся в признании того
огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками,
поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является
переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников,
более или менее равных по положению.
Потребность в общении со
сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано
и с возрастом усиливается. Поведение подростков по своей специфике, является
коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков некоторые учёные
объясняют так:
Во-первых, общение со
сверстниками – очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие
вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.
Во-вторых, это
специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды
совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального
взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время
отстаивать свои права.
В-третьих, это
специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности,
солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и
устойчивости. (11)
Чувство одиночества
и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности,
порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования со
сверстниками, в обществе которых они находятся или надеются найти то, в чем им
отказывают взрослые: спонтанность, спасение от скуки и признание собственной
значимости. Для подростка важно не только быть вместе со сверстниками, но, и,
главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это
стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для
других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым
авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом
поведения подростков, особенно младших подростков.(2)
Д.И. Фельдштейн
выделяет три формы общения подростков: интимно-личную, стихийно-групповую,
социально-ориентированную.
Интимно-
личностное общение –
взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - "я" и
"ты". Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в
проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности
ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и
намерений друг друга, эмпатией. Высшими формами интимно-личностного общения
являются дружба и любовь.
Стихийно-групповое
общение - взаимодействие,
основанное на случайных контактах - "я" и "они".
Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если не
организована общественно-полезная деятельность, подростков. Такой вид общения
приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В
процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают
агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.
Социально-ориентированное
общение – взаимодействие,
основанное на совместном выполнении общественно-важных дел – "я" и
"общество". Социально-ориентированное общение обслуживает
общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию
форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д.(25)
Исследования,
проведённые Д.И. Фельдштейном, показывают, что потребность подростка в
интимно-личностном общении в основном удовлетворяются (31% и 34%), потребность
в социально-ориентированном общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев,
что обуславливает преобладание стихийно-группового общения (56%), хотя
потребность в данной форме выражена в минимальном количестве.
Фельдштейн Д.И.
считает, что в условиях планомерного и последовательного включения подростков в
систему общественно-полезной деятельности резко возрастает, во-первых,
потребность подростка в социально-ориентированной форме общения, во-вторых,
потребность в интимно-личном общении несколько понижается, а оно само
претерпевает существенные изменения, потребность в стихийно-групповом общении
падает почти до нуля. (2)
Каждый из видов
досуговой деятельности может быть использован для самоорганизации или
организации досуга подростка. Иногда досуг подростка выходит на первое место в
его жизнь. Поэтому очень важно в этот период заполнить свободное время
подростка. Только не надо забывать, что организация досуговой деятельности
должна проходить не под принужденем подростка, а только с согласия и
заинтересованности взрослеющего ребёнка.
1.3Формы организации культурно-досуговой деятельности
подростков в условиях небольшого города
Среди массы
организаций, занимающихся организацией досуга молодёжи, лидирующее место
занимают учреждения культуры. Как показывает практика, реальная деятельность
учреждений культуры по профилактике различных асоциальных явлений, в том числе
и преступности, гораздо шире, многообразнее и глубже. В нее вовлечены
практически все категории населения, хотя, несомненно, в качестве приоритетных
здесь выделяются дети, подростки и молодежь.
Грамотная организация досуговой
занятости и просвещения средствами культуры и искусства рассматривается
сегодня как альтернатива детской и подростковой безнадзорности,
являющейся одной из предпосылок совершения противоправных действий, как
одна из составляющих большой работы по первичной профилактике
этого асоциального явления.
Дети и подростки, в силу своих
возрастных психологических особенностей, готовы воспринимать все новое
и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они еще
идеологически неустойчивы, в их умы легче внедрить как
положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной
альтернативы, то идеологический вакуум быстро заполняется наркотиками, курением,
алкоголизмом и другими вредными привычками.
Именно
поэтому основной задачей органов управления и учреждений культуры должна стать
организация досуговой занятости детей и подростков, совершенствование и
расширение перечня предоставляемых культурных услуг с учетом досуговых
предпочтений этой категории населения.
Создание положительного, привлекательного
имиджа учреждения культуры позволит привлечь в его стены больше детей и
подростков, что создаст определенную альтернативу праздному
времяпрепровождению, являющемуся одной из предпосылок совершения преступлений. Особенно
это актуально для подростков небольших городов, где культурный уровень
населения намного уступает этому же уровню городского населения. В небольших
городах и посёлках подросткам иногда не с кого брать пример, они не знают, как
можно с пользой проводить свободное время.
Особую актуальность
вопросы организации досуговой занятости детей и подростков приобретают в
каникулярное время, когда свободного времени у детей становится больше. Более
пристального внимания требуют подростки, чей отдых не носит организованный
характер.
Проекты и
мероприятия, проводимые в стенах учреждений культуры и направленные на решение
данных задач, должны входить составной частью в разрабатываемые и реализуемые
на территории муниципальных образований целевые программы по организации отдыха
и досуговой занятости детей и подростков в летний период.
Основными
формами организации досуга подростков и их культурного обслуживания в летний
период могут быть:
· организация работы детских оздоровительных лагерей на
базе культурно-досуговых учреждений
· культурное обслуживание городских и загородных детских
оздоровительных лагерей, детских площадок (концертные,
интеллектуально-познавательные, конкурсные, игровые, развлекательные программы,
театрализованные представления, праздники, кинопоказы и пр.)
· проведение культурно-досуговых мероприятий и
организация кинопоказа для неорганизованных детей и подростков
· проведение Дней Подростка (с организацией юридических
и психологических консультаций, встреч по профориентации и пр.)
· привлечение детей и подростков в клубные объединения и
коллективы самодеятельного народного творчества
· организация гастрольной деятельности коллективов
самодеятельного народного творчества
· проведение творческих смен для участников коллективов
самодеятельного народного творчества и одаренных детей («театральные смены»,
«фольклорные каникулы» и пр.)
· участие в организации и проведении мероприятий по
трудоустройству подростков («Ярмарки вакансий»)
· организация молодежных акций по благоустройству города
(села), учреждений культуры. (3)
Одним из вариантов
организации летнего отдыха детей и подростков является организация летних
лагерей на базе клубного учреждения. Основой таких лагерей может являться
временное детское объединение, которое необходимо превратить во временный
детский коллектив. Возможно создание нескольких профильных объединений, которые
будут объединять детей, увлечённых одной идеей. Наиболее эффективными могут
быть следующие направления деятельности: поисковая, спортивная, трудовая,
милосердная и благотворительная, эстетическая и др. Деятельность такого
объединения может быть наиболее эффективной, если оно будет состоять из детей
разного возраста. Преимуществами таких объединений являются следующие факторы:
- прямая передача
опыта старших младшим, где младшие заимствуют манеру поведения, приобретают
умения и навыки в конкретной совместной деятельности;
- возможность для
каждого раскрыться как личность вокруг привлекательной идеи, интересного дела;
- удовлетворение
возрастных потребностей: у младших – иметь «пример», походить на него; у
старших – утвердиться в роли лидера;
- сотрудничество
старших и младших значительно обогащает отношение детей в таких объединениях,
непременно воспитывается уважительное отношение и к старшим, и к младшим;
-широкие социальные
связи, исключающие опасность замкнутости, отгороженности от других коллективов.
В работе по
организации летнего отдыха детей и подростков может быть использован опыт
работы летних оздоровительных лагерей и лагерей на базе общеобразовательных
школ. (9)
Кроме вышеназванных
общих принципиальных подходов к определению стратегии деятельности, роли и
места органов управления и учреждений культуры в системе профилактической
работы, существуют совершенно конкретные направления деятельности по
профилактике правонарушений с использованием ресурсов учреждений культуры.
В первую
очередь, это реализация проектов и проведение культурно-массовых
мероприятий, непосредственно направленных на воспитание правовой культуры
подрастающего поколения, на формирование позитивных жизненных установок и
культурных стереотипов, которые помогут подросткам и молодежи легче
адаптироваться во взрослом мире. При проведении мероприятий очень важно
учитывать психологические особенности подростков и молодежи, максимально
уходить от дидактики и принципа запрета. Вместо «нельзя» (нельзя совершать
преступления, употреблять наркотики, пить, курить и т.д.) лучше говорить
«можно» - можно заниматься творчеством, читать, петь, рисовать, играть на
гитаре, танцевать рэп и т.д. И тогда ваша жизнь станет интересной, насыщенной и
практически не останется времени на пустое времяпрепровождение. (3)
Самой популярной и
востребованной формой организации молодёжного досуга по-прежнему остаётся
дискотека.
Дискотека способна
синтезировать в себе самые разные виды художественного творчества,
любительского увлечения. Впитывая в себя веяние нового времени, она создаёт
прекрасные возможности для проявления творческой активности, расширения
различных познаний и интересов. Не смотря на то, что сочетания познавательного
и увлекательного в дискотеке ограничены в силу специфики данной формы работы,
всё же она позволяет молодёжи реализовать потребность в полноценном
содержательном отдыхе и развлечении. Ведь именно в основу дискотеки заложено
общение молодых людей, посредством молодёжной музыки, несмотря на то, что
музыкальные увлечения молодёжи одного поколения весьма разнообразны. Именно на
дискотеке собирается разносторонняя молодёжная аудитория с широким кругом ориентации
и требований. А известно, что посещение дискотечных вечеров превышает
количество посещений других видов клубных мероприятий. Поэтому вопросы
организации и совершенствования молодёжного музыкального досуга являются очень
актуальными. Это в первую очередь касается дискотек маленьких городов и
деревень. Уровень материальной базы на периферии очень не высокий. В этом и
есть существенная разница между крупным городом с огромным множеством частных
диско-клубов и маленькими городами и посёлками с их дискотеками.
Развитие дискотек
привлекает внимание широкого круга социологов, психологов, музыковедов.
Очевидно, что значительный объём музыкальной информации, влияние теле, аудио,
видео программ, изменчивость палитры музыкальных увлечений молодёжи – всё это требует
на современном этапе специального изучения, постоянного внимания со стороны
организаторов дискотечных программ и постоянного осмысления своего личного
опыта. Ведь требования молодёжи к работе дискотек из года в год возрастают. (24)
Большую роль в свете
рассматриваемой проблемы играют библиотеки как учреждения, осуществляющие информационно-просветительскую
деятельность по формированию у подрастающего поколения правовой
культуры, негативного личностного отношения к совершению противоправных
действий.
Для библиотек
характерна такая форма работы с подростками, как различные тематические вечера (
- идейно и сюжетно организованная цепочка устных выступлений, образов,
объединённых между собой сценарием и режиссёрским ходом). Специфика тематического
вечера:
· Общие интересы аудитории
· Праздничная ситуация
· Развлечение
· Театрализация
· Игровая ситуация
· Понятная и близкая тема
· Понимание глубины содержания и затем активного
участия-творчества
· Использование информационно-логических и
эмоционально-образных моментов
· Строгая композиционная последовательность
· Связь со знаменательной датой в жизни общества, или
отдельного коллектива, человека
· Документальная основа
· Местный материал
· Присутствие реального героя
Наиболее
распространённые жанры тематических вечеров: вечер-митинг, вечер-портрет,
вечер-встреча, вечер-ритуал, вечер-репортаж, вечер-рассказ, вечер-интервью,
вечер-диалог и т.д. (1)
Глава 2.
Анализ организации культурно-досуговой деятельности подростков в г.п.Уречье.
Общеобразовательные
средние школы
Как уже отмечалось
выше, население г.п. Уречье составляет 3989 человек, из них детей и подростков
до 18 лет - 732. На территории г.п.Уречье находятся две средние школы. В двух
школах 178 учеников старших классов (с 8 по 11 класс) (примерно 4,46% от
численности общего населения).
В школах активно
ведётся работа по организации досуга подростков. Используются следующие формы:
· Тематические вечера (математический вечер,
литературный вечер..)
· КВН
· Тематические концерты (концерт ко Дню матери, концерт
ко Дню учителя и т.д.)
· Праздники (день Святого Валентина,8 Марта и др.)
· Бал (осенний бал, Новогодний бал, выпускной бал.)
· Тематические дискотеки ( «Анти СПИД», «Школа против
сигарет» и др.)
· Предметные олимпиады.
· Интеллектуальные игры. («Что? Где? Когда?»,
«Брейнринг» и др.)
· Капустники.
· Выставки.
· Спортивные праздники. ( «Осенний марафон», «Языльская
десятка»)
· Военизированная игра «Бастионы» - проводится ежегодно
с участием международных команд.
· Кинолектории.
· Экскурсии.
· Клуб любителей-цветоводов «Орхидея».
Ведётся большая
кружковая работа. В СШ№2 большой популярностью пользуется хоровой кружок и
кружок вокального пения. Есть кружок моделирования, участники которого на
протяжении многих лет занимают призовые места на районных и областных конкурсах
технического творчества. Руками членов кружка плетения из соломки украшены
кабинеты школы.
В школе №1 работают
кружки: драматический, вокальный, кружок современного танца.
В школах ведётся
спортивно-массовая работа. Организованы секции по баскетболу, волейболу, лёгкой
атлетике, настольному теннису, секция по футболу и спортивной стрельбе.
Ученики школ
принимают участие в районных, областных и республиканских соревнованиях и
занимают призовые места. Воспитанники кружка вокального пения СШ №2 ежегодно
принимают участие в телевизионном конкурсе «Усе мы родам з дзяцiнства».
Во время школьных
каникул для учеников организовывается спортивно-оздоровительный и трудовой
лагерь.
Из всего выше
изложенного можно сделать вывод, что организация досуга подростков в школах
находиться на высоком уровне. (16, 17, 26)
Детская
музыкальная школа
На территории
посёлка находится детская музыкальная школа. Её посещают 93 воспитанника. В
школе ведётся преподавание по классу:
·
фортепиано,
·
баян,
·
аккордеон,
·
скрипка,
·
цимбалы,
·
платный кружок
эстрадного танца (открылся в 2006 учебном году).
Коллектив
музыкальной школы проводит большую работу по эстетическому воспитанию
подростков. Регулярно проводятся тематические вечера, на которые приглашаются
ребята старших классов из общеобразовательной школы. Вечер вальса, вечер
танца, проводятся вечера и концерты, посвящённые творчеству известных
композиторов – как современных белорусских, так и композиторов классиков.
Частыми гостями Уречской музыкальной школы стали артисты Белорусской
Государственной филармонии.
Во время каникул
организовываются экскурсии в белорусский театр оперы и балета, в театр
музыкальной комедии и в БелГосФилармонию.
На протяжении
учебного года учащиеся вместе с преподавателями организовывают шефские концерты
по предприятиям и организациям г.п. Уречье и Любанского района.
Доброй традицией в
музыкальной школе стало проведение праздника «Посвящение в музыканты» и
выпускного вечера.
Ученики ДМШ
принимают активное участие в районных и зональных теоретических олимпиадах.
Преподаватели
музыкальной школы занимаются не только учебным процессом, но и принимают
активное участие в организации досуга своих учеников. (13)
Спортивно-оздоровительный
комплекс «Космос»
В целом работа
спортивно-оздоровительного комплекса направлена на организацию досуга всех
категорий граждан посёлка. Так как это спортивно-оздоровительная организация,
то все мероприятия связаны со спортом и направлены на оздоровление посетителей
этого комплекса.
Свою работу комплекс
начал не так давно. Торжественное открытие спортивно-оздоровительного комплекса
«Космос» состоялось в марте 2006 года.
На базе комплекса
функционируют множество спортивных секций для детей и подростков. Среди них
большой популярностью пользуются такие секции как:
· настольный теннис,
· баскетбольная секция,
· волейбольная секция,
· футбольная секция,
· секция лёгкой атлетики,
· секция по вольной борьбе,
· секция по дзюдо,
· секция по шахматам и шашкам,
· ритмика,
· фитнес-класс.
Планируется летом 2007
года ввести в эксплуатацию стадион и большой теннисный корт. Эти действия
привлекут ещё большее число учеников в стены комплекса.
Всего комплекс
посещают около 300 детей, что составляет 41% от числа всех детей и подростков
г.п. Уречье.
Хочется отметить,
что на базе спортивно-оздоровительного комплекса проходят районные и зональные
соревнования, где участники имеют возможность показать свои спортивные
достижения. В числе победителей таких мероприятий всегда оказываются
воспитанники нашего комплекса. Это говорит о хорошей работе тренеров, о
заинтересованности детей и подростков различными видами спорта.
По мере возможности
организовываются встречи со звёздами белорусского спорта. Так, например, в июле
месяце состоялся мастер-класс с участием баскетболистов национальной сборной.
Такие встречи помогают подросткам правильно выбрать цель и определить своё
место в жизни. (15, 20)
Уречская
горпоселковая библиотека-филиал №1 Любанской ЦБС
С 2004 года в
библиотеке ведётся исполнение комплексно-целевой программы «Крок у будучыню».
Эта программа рассчитана на учеников 9 – 11 классов. На основе программы «Крок
у будучыню» ведётся воспитательно-просветительская деятельность с подростками.
Сама программа разработана на несколько лет (с 2004 по 2006 гг.) и разбита на три
больших разноплановых блока:
I. «З чаго пачынаецца Радзiма»
II. «Мы – за здаровы лад жыцця»
III. «Шлях у жыццё»
По каждому из этих
блоков ведётся обширная работа, проводятся мероприятия различных форм. Часто
библиотеки сотрудничают с рядом организаций (Поселковый Совет, школы, дом
культуры).
По первому блоку
программы «Крок у будучыню» проводятся следующие мероприятия:
1. Цикл историко-литературных путешествий.
·
«Праз смугу стагоддзяу
дайшло да нас Слова» (ко дню белорусской письменности и печати)
·
«Слова пра Турау»
·
«Працу маю аценяць нашчадкi» (к
475-летию со дня рождения С. Будного)
·
«Мiкола
Гусоускi: голас ХVI стагоддзя»
·
«Беларускi тытан
эпохi Адраджэння» (к 515-летию со дня рождения Ф.Скарины)
2. Уроки мужества.
·
«Жизнь-подвиг» (к 80-летию
со дня рождения А.Матросова)
3. Литературно-краеведческое турне. «Мiлы
край, староначка родна» (к 80-летию образования Любанского района)
4. Час истории. «Их имена на улицах Минска»
5. Информационно-поэтический урок. «Паэма з камня
i слова» (к 35-летию со дня открытия мемориальных комплексов «Хатынь» и
«Курган Славы»)
6. Митинг-реквием.
7. Акция. «Скарбы народнай мовы» (пословицы и
поговорки нашей местности)
8. Урок краеведения. «Паэтычныя каласавины
Любаншчыны» (писатели-земляки)
9. Цикл военно-патриотических чтений «Живая
память потомков»
10. Патриотический час «Мы – беларусы»
11. Урок обществознания «Священные атрибуты государства»
12. Историко-краеведческий час «Да вытокау душой
дакрануцца»
13. Выставка-реквием «Вянок памяцi» ко
Дню Победы над фашистской Германией.
14. Поисковая экспедиция «Вайна у лёсе маёй сям’i»
15. Вечер-воспоминание «След пакiнуу у
памяцi людзей» к 90-летию со дня рождения поэта-земляка
Николая Жука.
Перечисленные
мероприятия направлены на воспитание в подростках патриотизма, любви к своему
родному посёлку. Не мало важным является изучение истории родного посёлка,
творчества знаменитых земляков.
Название второго
блока «Мы – за здаровы лад жыцця» говорит само за себя. Работники библиотеки в
рамках этого подраздела совместно с организациями здравоохранения и образования
проводили следующие мероприятия:
1. Урок здоровья «СПИД – болезнь души» ко дню
борьбы со СПИДом.
2. Дайджест-рассуждение «Сказать жизни: Да!» к
всемирному дню здоровья.
3. Экологический урок «Кропля за кроплей»
(Всемирный день воды).
4. Поэтический урок по экологии «Каб росы были
чыстымi» ко дню защиты окружающей среды.
5. Неделя экологической книги «Захаваем прыроду,
захаваем сябе».
6. Пресс-конференция «Мифы и правда о
наркотиках».
7. Выставка-гербарий «Целебное лукошко».
8. Круглый стол «Дым, уносящий здоровье».
9. Актуальный разговор «Мистерия «Зелёного змия»
(о вреде алкоголя).
В рамках последнего
блока «Шлях у жыццё» были применены следующие формы организации досуга:
1. Урок доброты «З верай, дабрынёй, спагадай».
2. Выставка-рассуждение «Хто сам не творыць
дабрынi, на дабрыню не мае права» (А.Бачыла).
3. Цикл уроков духовности «Быть на земле
человеком».
4. Цикл уроков по истории искусства «Гордость
русской музыки».
5. Бенефис активных читателей.
6. Маркетинговый портфель библиотеки: «Тебе
абитуриент».
7. Урок библиотерапии «Свята чытацкага
задавальнення (кнiга-асалода)».
8. Реклама читающих семей, победителей
литературных конкурсов, творческих работ (литературных, прикладного искусства)
в библиотеке.(19)
Такое разнообразие
форм организации культурного досуга доказывает, что работа с подростками в
библиотеке ведётся очень активно. Следует отметить, что все проводимые в
библиотеке мероприятия совершенно бесплатные. Так же положительным является тот
факт, что присутствовать на всех мероприятиях могут как взрослые люди, так и
дети и подростки. В беседах принимают участие все, и каждое мнение учитывается.
Уречская
горпоселковая детская библиотека-филиал №3
Работа детской
библиотеке по организации культурного досуга детей и подростков так же ведётся
по комплексно-целевой программе «Крок у будучыню». Различие заключается в том,
что аудиторию детской библиотеки составляют ученики 1-9 классов
общеобразовательных школ. Поэтому в данной курсовой работе будут рассматриваться
мероприятия направленные на организацию культурного досуга учеников 6-9
классов.
Так
воспитательно-просветительная работа ведётся с применением следующих форм:
·
Цикл
историко-краеведческих бесед «Край, в котором ты живёшь»
·
Цикл исторических часов
«Книга «Памяць» нам открывает прошлое»
·
Литературные знакомства
«Усё жыццё роднаму слову (пiсьменнiкi-землякi – прадаужальнiкi
духоуных традыцый)»
·
Историко-литературное
путешествие «Нашчадкам у добры дар»
·
Цикл военно-патриотических
чтений «Жывая памяць нашчадкау»
·
Выставка-память «И пусть
поколения помнят»
·
Вечер поэзии «Строки,
рождённые войной» (к 80-летию со дня рождения Ю.Друниной)
·
Конкурс декламаторов
«Голос памяти»
·
Выставка-предмет «Броня
крепка»
·
Военно-патриотический
маршрут по памятным местам нашего посёлка «Нам жить и помнить»
·
Составление
историко-краеведческого календаря
·
Оформление
альбома-гербария «Лекарственные травы лесов и полей»
·
Неделя детской и юношеской
книги «Вясна прыходзiць з добрай кнiгай»
·
Бенефис читателей «Ёсць у
нас такi чытач…»
·
Урок морали «В прекрасном
и яростном мире: подросток в современном обществе»
·
Маркетинговый портфель
библиотеки «Тебе абитуриент»
·
Конкурс
литературно-художественных работ детей Любанщины «Золотая рыбка»
·
Праздник музыки «Струн
чароуныя гукi»(18)
Сотрудники
библиотеке очень плотно сотрудничают с педколлективами общеобразовательных
школ, с работниками дома культуры. Результатом такого сотрудничества являются
интересные мероприятия. Работники библиотеки добросовестно относятся к своей
работе, любят своих читателей и дети отвечают взаимностью. В библиотеке царит
атмосфера доброжелательности. Здесь всегда рады любому читателю.
Уречский
горпоселковый Дом Культуры.
Горпоселковый дом
культуры является основным учреждением по организации досуга детей, подростков,
молодёжи и т.д.
На протяжении года в
доме культуры работает 11 кружков и объединений из них 7 детских.
Ø
Хоровой кружок
(руководитель Духник Н.В.) – 31 участник
Ø
Вокальный ансамбль
«Ветразь» - 9 участников
Ø
Вокальный ансамбль «Звоночки»
- 9 участников
Ø
Вокальный ансамбль
«Зорачка» (руководитель Хорошун И.У.) – 5 участников
Ø
Кружок эстрадного танца
«Вясёлка» - 5 участников
Ø
Кружок эстрадного пения
(руководитель Горчанин И.П.) – 7 участников
Ø
Драматический кружок
(руководитель Курбыко Т.А.) – 5 участников
В Доме культуры так
же работают любительские объединения, клубы по интересам и товарищества. Хотя
они объединяют молодёжь и взрослое население посёлка, но на заседаниях клубов
часто присутствуют и принимают активное участие и подростки. Так например, на
заеданиях любительского литературно-художественного объединения «Алеся»
активное участие принимают участники детских кружков и школьники старших
классов. Так же под присмотром опытного тренера подростки посещают атлетический
клуб «Тесей».
Работа с детьми и
подростками в доме культуры ведётся по следующим формам:
·
Новогодние утренники
·
Детские дискотеки с
игровой программой (проводятся каждое воскресение, а в каникулярное время два
раза в неделю)
·
Устный журнал «Мужества
вечный огонь»
·
Торжественная линейка
посвящённая празднику последнего звонка «Здесь ответа нету проще – не вернётся
детство больше»
·
Спектакль детского
драматического кружка «Три поросёнка»
·
Выпускной вечер для
учеников 4 класса «Из года в год, из класса в класс ведёт неслышно время нас»
·
Туристический слёт
·
Конкурсно-игровая
программа «Пусть всегда будет солнце» посвященная дню защиты детей
·
Выпускной бал «Плоды
просвещения»
·
Конкурсная дискотека
«Танцуй, пока молодой»
·
Осенний бал «Золотая
россыпь»
·
Кинолекторий по правовому
воспитанию «Фрегат надежды»
·
Выставка детских плакатов
«Мы скажем СПИДу нет!»
·
Кинолекторий «Подросток и
закон» (7, 14)
На протяжении всего
года в Доме культуры проходят молодёжные дискотеки. Иногда на дискотеках
устраивают показательные выступления участники танцевального кружка «Вясёлка».
Такие выступления всегда приветствуются публикой и дают хорошую возможность
выступающим показать свой талант.
Не одно тематическое
мероприятие не обходится без участия детей и подростков, посещающих кружки. Их
выступления всегда тепло приветствуются.
Хочется отметить
работу хоровых и вокальных кружков. Вот уже на протяжении нескольких лет
участники хорового кружка занимают первое место на районных смотрах-конкурсах,
принимают участие в районных и зональных мероприятиях. Большая заслуга в этом
руководителя кружка Духник Натальи Владимировны. Грамотный подбор репертуара,
профессиональная работа с детьми даёт свои плоды. Дети с удовольствием
посещают занятия, что считается большим достижением. Связь с кружком многие
дети поддерживают даже тогда, когда оканчивают общеобразовательную школу и
продолжают учёбу в различных учебных заведениях.
Список используемых интернет-сайтов и
литературы:
1. «Клубны каляндар. Свята 2002» составитель
Журавская Г.А. – Любань, Районный Центр Культуры 2002
2. «Психология современного подростка» под
редакцией Д.И. Фельдштейна – М. Педагогика, 1987
3. #"#">www.mirrabot.com/work/work_7611/html
5. Выготский Л.С. «Педагогика подростка» - М.
1984
6. Воловик А.Ф., Воловик В.А.«Педагогика досуга»
-М. издательство «Флинта» 1998
7. Журнал учёта проведённых мероприятий в
Уречском ГПДК за 2006 год.
8. Кон И.С. «Психология ранней юности»
М.Просвещение, 1980
9. Методический сборник по организации летнего
отдыха детей и подростков «Лето – 2004» составитель Корсак Е.Н. - Минск 2004
10. Мир детства, Подросток – М, 1982
11. Мудрик А.В. «Общение как фактор воспитания
школьников», М.Педагогика, 1997
12. Немов Р.С. «Психология» книга 2 –М. издательство
«Владос» 2004
13. Объяснительная записка за 2005 – 2006 учебный год ДМШ
г.п. Уречья, составитель Патралова Т.В.
14. Объяснительная записка Уречского ГПДК за 2005 год
15. Отчёт о проводимых мероприятиях в
спортивно-оздоровительном комплексе «Космос» (2006 год)
16. Отчёт по работе с учениками ОСШ №1 г.п. Уречье за 2005
– 2006 учебный год. Составитель Ерохина Я.И.
17. Отчёт по работе с учениками ОСШ №2 г.п. Уречье за 2005
– 2006 учебный год. Составитель Бородина Г.В.
18. План работы Уречской детской библиотеки-филиала №3
Любанской ЦБС (комплексно-целевая программа «Крок у будучыню»)
19. План работы Уречской горпоселковой библиотеки-филиала
№1 Любанской ЦБС повыполнению комплексно-целевой программы «Крок у бубучыню»
20. Расписание работы кружков спортивно-оздоровительного
комплекса «Космос» на 2006 год
21. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома» Психологические
упражнения и коррекционные программы. М. Новая школа, 1995
22. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. «Отцы и дети в меняющемся
мире» - М. Высшая школа, 1990
23. Столяренко Л.Д. «Основы психологии». Ростов-на-Дону,
издательство «Феникс», 1997
24. Сценарно-методический сборник в помощь организаторам
дискотечных мероприятий «Дискотека, дискотека» редактор Довнарович Н.В. – Минск
2001
25. Фельдштейн Д.И. «Психологические аспекты изучения
современного подростка» Вопросы психологии, 1985, №1
26. Шкурин В.Н. «Молодёжь: свободное время и клуб» -М.,
1987
|