Основные направления социальной политики в переходный период
Основные направления социальной политики в переходный период
Содержание
Введение. 3
1.Меры для выхода из социального кризиса на
первоначальном этапе. 4
2.Социальные приоритеты и пути их реализации. 6
3.Реформирование системы социальных выплат. 11
4.Социальная защита основных прав человека в
сфере труда. 11
5.Социальная политика в области образования. 12
6.Преобразования в сфере здравоохранения. 14
7.Перспективные направления социальной политики. 17
Заключение. 19
Список
литературы.. 20
Приложение. 22
Социальная
политика в переходной экономике - это комплекс социально-экономических мер
государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на
защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д., в то же время проведение
этих мер затруднено ограниченными ресурсами, сложившимися чрезвычайными
ситуациями и т.п.
В переходной экономике изменяются приоритеты и цели, как в
экономической, так и в социальной сфере. Ликвидируется уравнительная система в
распределении материальных и духовных благ, вместо которой создается механизм
сочетания социально гарантированного минимума с платными услугами. Глубокие
изменения происходят в формировании и распределении общественных благ, в
финансировании социально-культурных отраслей. Создаются новые социальные
институты, адекватные рыночной экономике. Экономика по-прежнему остается
основой социальных решений, но роль социальной сферы в решении проблем
экономического роста возрастает. Взаимодействие этих двух факторов определяет
единую, общую стратегию развития общества — стратегию перехода от одного этапа
к другому в осуществлении экономических реформ. Конечной ее целью является
переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Преобразования в
переходной экономике— приватизация, либерализация цен, финансовая стабилизация
и др. — не являются самоцелью, не могут быть сведены к формированию рынка и
созданию конкурентной среды. Они имеют смысл и оправдание только в том случае,
если их результатом будет достижение высоких жизненных стандартов.
Таким образом, переходный период влечет за собой множество перемен, в
данный период социальная защита населения особенно важна, именно поэтому данная
работа актуальна.
В данной работе рассмотрены основные направления социальной политики
Российской Федерации в переходный период.
В переходный период для преодоления социального кризиса необходима
разработка единой и целостной социальной стратегии, ясной и понятной
населению, рассчитанной на его поддержку, способной восстановить доверие к
государственной власти. Социальная политика по своей сути является
долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным
пунктом ее разработки является выбор перспективной модели
социально-экономического устройства общества. Социальная политика должна
содержать стратегические установки, направленные на достижение
крупномасштабных целей.
Для выработки и реализации социальной стратегии, как и всей социальной
политики, необходимы соответствующие рычаги государственного регулирования.
Среди них наиболее важную роль играют:
- нормативы, определяющие минимальные стандарты
потребления и действующие как законодательно установленные и обязательные
(величина прожиточного минимума, минимальная зарплата и пенсии, гарантированный
минимум услуг здравоохранения, образования, жилья и др.);
- социальные трансферты, т.е. различные способы
перераспределения доходов (региональные субвенции, социальные выплаты и т.п.);
- налогообложение, стимулирующее создание новых рабочих
мест; введение прогрессивной шкалы для сверхвысоких доходов; индексация
доходов; регулирование занятости.
Широкое развитие должно получить территориальное самоуправление.
Предстоит выработать механизмы социального партнерства и обеспечения
социального согласия.
Наряду со стратегическими установками социальная политика содержит
комплекс первоочередных неотложных мер преодоления кризиса. Их разработка
требует определения социальных приоритетов. К ним, прежде всего, относится
прекращение дальнейшего снижения реальных доходов, объемов и калорийности
питания, своевременная выплата заработной платы и пенсий, замедление расширения
зоны бедности и безработицы, приостановка разрушения социальной сферы.
Социальные приоритеты касаются также уровня и качества жизни, здравоохранения,
образования, культуры, экологии. Для их определения необходимо установить
соотношение бюджетных и не бюджетных средств; разграничить области применения
прямых и косвенных методов государственного регулирования; разработать
социальные программы, предполагающие структурную переориентацию экономики на
производство ради потребления, развитие жилищного строительства, образования,
здравоохранения, природоохранных мер.
Ныне общепризнанно, что целями социальной политики (социальными
приоритетами) являются:
- достижение улучшения материального положения и условий
жизни людей;
- обеспечение занятости населения, повышение качества и
конкурентоспособности рабочей силы;
- гарантии конституционных прав граждан в области труда,
социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения
жильем;
- переориентация социальной политики на семью, обеспечение
прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
- нормализация и улучшение демографической ситуации,
снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного
возраста; улучшение социальной инфраструктуры.
Эти
цели социальной политики следует реализовывать поэтапно. Среди первоочередных
целей выделяются ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате
заработной платы, пенсий и пособий; формирование системы государственных
минимальных социальных стандартов (социальных нормативов); законодательное закрепление
порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума,
уточнение методики его расчета; введение налогового кодекса. Предусматривается
также повышение минимальных государственных гарантий заработной платы и
трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума определенных групп населения;
пересмотр системы и базы налогообложения денежных доходов в целях более
справедливого их распределения; создание полноценной системы защиты трудовых
прав граждан; начало широкомасштабной пенсионной реформы и реформирования
системы социального страхования и жилищно-коммунального хозяйства.
В последующем на основе структурной перестройки, устойчивого
экономического роста, увеличения инвестиций в реальное производство экономика
больше будет ориентироваться на эффективное удовлетворение потребностей
человека, будут создаваться предпосылки для устойчивого социального развития,
заметного улучшения материального положения населения и всего комплекса
социальных показателей, характеризующих качество жизни.
В переходной экономике
существенно возрастает роль регионов в социальной политике. Принцип социальной
справедливости предполагает выравнивание регионов по уровню социального развития,
поэтому при разработке социальных приоритетов следует учесть потребности
регионов в бюджетных трансфертах.
Необходима разработка региональных программ занятости, социальной
защиты, поддержки предпринимательства. Наличие таких программ позволит сосредоточить
средства на реализации важнейших социальных приоритетов.
В региональной
социальной политике основное внимание должно быть уделено следующим проблемам:
- выравниванию условий бюджетного финансирования
социально значимых расходов;
-
поддержке социальных реформ и социального развития
проблемных регионов;
-
адаптации социальных реформ к условиям зоны Севера. В
последнее время регионы вносят свой заметный вклад в решение социальных
проблем. Так, среди социальных расходов региональных бюджетов возрастает доля,
используемая для материальной поддержки безработных.
Одной из особенностей переходной экономики, как указывалось, является
резкая дифференциация доходов населения, разделение общества на бедных и
богатых; кроме того существенно изменилась структура бедных слоев населения.
Государственное регулирование включает комплекс мероприятий по борьбе
с бедностью и усилению социальной защиты населения: увеличение помощи
социально уязвимым группам населения, предоставление малообеспеченным семьям
субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Проводимая в России жилищно-коммунальная реформа направлена на снижение
льгот населению, сохранение этих льгот только для тех его групп, которые не в
состоянии оплачивать жилье. В ходе проведения социальных реформ необходимо
делать упор на преодоление уравнительно-распределительных отношений, повышение
роли трудового вклада каждого человека, усилить адресный характер социальной
помощи. Численность лиц, которые могут претендовать на различные выплаты, льготы
и компенсации, достигает 100 млн. человек.[1] Поэтому при значительных бюджетных
средствах, идущих на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до
каждого конкретного человека, зачастую чисто символична. Преодолеть бедность
можно только в том случае, если трудоспособные граждане будут достаточно
зарабатывать. В отношении них задача социальной политики должна заключаться в
том, чтобы обеспечить им возможность повышения своего благосостояния за счет
своего труда, самозанятости, инициативы и предприимчивости. Необходимы меры
по стимулированию инвестиций для отечественных товаропроизводителей с целью
создания новых рабочих мест. До настоящего времени в стране не создана система
управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым
отношениям, отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей
соблюдать требования по охране труда. Социальная защита требует обеспечения
охраны труда на производстве. На частных предприятиях практически отсутствует
контроль за соблюдением трудового законодательства в этой области. Плохо
обстоит дело и в госсекторе, где резко растет производственный травматизм.
Основы законодательства РФ об охране труда не дают необходимых гарантий
ра6отающим. Этот документ не предусматривает социальной защиты от
профессиональных рисков, не обязывает работодателей соблюдать правила техники
безопасности и гигиены труда.
Реформы в системе охраны труда должны быть основаны на повышении ответственности
работодателей за улучшение условий и охрану труда. Должен быть предусмотрен
поэтапный переход от системы льгот и компенсаций работникам за неблагоприятные
условия труда к системе, способствующей достижению высокого уровня его безопасности.
Внедряемый при этом экономический механизм будет выполнять две функции:
наказания работодателя за необеспечение нормативного состояния условий и
охраны труда и поощрения его при существенном улучшении этих показателей.
Социальная защита работников не может ограничиваться только
регулированием рынка труда. Следовало бы предоставить гарантию занятости хотя
бы одного человека в семье, а взносы в фонд занятости установить с учетом
демографической нагрузки увольняемого. Это относится и к системе социальных
выплат; в частности пенсионерам, ухаживающим за внуками, необходимо установить
надбавку к пенсии на уровне надбавки по уходу за престарелыми и инвалидами.
В настоящее время обращается внимание на то, что социальные пособия,
выполняющие функции социальной помощи, назначаются и выплачиваются безадресно,
без учета доходов семьи. Для обеспеченных слоев населения эти пособия не имеют
экономического смысла, а малообеспеченным гражданам не гарантируют необходимой
социальной защиты.
В условиях переходной экономики разрушается прежняя система социальных
выплат и льгот, которые предоставлялись в течение всей жизни каждому человеку.
Вместо нее в этот период создается новая система, в основу которой положены
рыночные принципы. Помощь оказывается только тем, кто в ней действительно
нуждается и не может зарабатывать сам.
Нельзя не отметить, что введение новых принципов не должно исключать
установления гарантированного минимума социальных выплат и льгот для всех групп
населения. Все социальные блага сверх минимума должны оплачиваться за счет
личного дохода потребителя этих благ (как это имеет место, например, в
Великобритании, Швеции и в других странах).
Реформирование системы социальных выплат осуществляеться
по нескольким направлениям. При определении размеров социальных пособий
целесообразно отказаться от использования в качестве нормы минимального размера
оплаты труда и учитывать при назначении пособий, выплачиваемых в порядке
социальной помощи, среднедушевой совокупный семейный доход. Следует
законодательно закрепить право на получение только одного вида социальной
помощи, наиболее выгодного для получателя. В дополнение к пособиям и компенсационным
выплатам, установленным на федеральном уровне, будет развиваться система
денежной и натуральной помощи малообеспеченным на уровне субъектов РФ.
Размеры такой помощи намечается определять, учитывая сложившийся в
регионе среднедушевой доход семьи, прожиточный минимум и демографическую
ситуацию. Предусмотрено также поэтапно ввести в практику систему пособий по
нуждаемости, предварительно опробовав ее в трех субъектах Российской Федерации,
где высок уровень бедности.
Важную роль при многообразии форм собственности и хозяйствования играет социальная
защита основных прав человека в сфере труда. Переход к рыночной экономике
требует наряду с целевой поддержкой социально незащищенных групп населения
государственных гарантий в определенных областях и в определенном объеме для
всего или большинства населения страны. Нормы трудового законодательства (прием
и увольнение, продолжительность рабочей недели, порядок предоставления и
размер отпусков, регулирование трудовых споров и конфликтов) должны
распространяться на всех наемных работников независимо от форм собственности и
хозяйствования предприятий и организаций.
В рамках социальной политики особое место занимает политика в области
образования. Состояние образования в современных условиях характеризуется
противоречивыми тенденциями. В целом за годы реформ удалось обеспечить
конституционные права граждан на получение образования, включая среднее и
высшее профессиональное образование, на конкурсной основе, сохранить сеть
государственных и муниципальных образовательных учреждений, контингент
учащихся, коллективы учителей и профессорско-преподавательского состава,
развить сеть негосударственных образовательных учреждений. Таким образом,
образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического
развития России. В то же время реформы в сфере образования сдерживались во многом
из-за сокращения доли и фактического объема финансирования отрасли.
Для достижения этой цели намечается обеспечить общедоступное, в том числе
гарантированное бесплатное, образование в пределах государственных
образовательных стандартов на всех ступенях и уровнях системы в соответствии с
законодательством; содействовать развитию сети образовательных учреждений
различных организационно-правовых форм, типов и видов, в том числе
негосударственных (под государственным контролем); повысить самостоятельность
учреждений и организаций системы образования в выборе стратегии развития, содержания
обучения и воспитательной работы, научной и финансово-хозяйственной
деятельности. Особого внимания заслуживают вопросы дальнейшего развития
высшего и послевузовского образования, что связано в первую очередь с введением
платы за обучение при равном доступе граждан к этим формам образования. В
России в ближайшие годы возможности применения платы за обучение как источника
внебюджетного финансирования будут ограничены продолжающимся снижением
жизненного уровня населения и отсутствием эффективного механизма контроля за
качеством подготовки специалистов, которое будет зависеть от конвертируемости
диплома. Корпоративное кредитование оправдано в системе краткосрочного
обучения в центрах и на курсах повышения квалификации, а возможности
кредитования обучения студентов со стороны предприятий резко сужаются в
условиях экономического кризиса. Поэтому разработана новая модель
финансирования высшей школы.
Государственная Дума в январе 1995 г. приняла законопроект «О сохранении
статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории
на их приватизацию», в соответствии с которым в течение трех лет запрещена
приватизация учебных заведений. Необходимо предусмотреть, чтобы для
строительства новых вузов земельные участки выделялись государственными
органами бесплатно на приоритетной основе.
Крупные преобразования необходимы и в сфере здравоохранения в связи с
осуществляемой в ней реформой. Основными принципами этой реформы являются:
децентрализация управления; муниципализация основной производственной базы
отрасли; открытость информации о состоянии здоровья населения; отказ от жесткой
регламентации деятельности медицинских учреждений; создание рынка медицинских
услуг; введение многоканальности финансирования; финансирование основной массы
лечебных учреждений в соответствии с объемом и качеством осуществляемых
медицинских услуг; внедрение социальных и экономических стимулов как для
производителей, так и для потребителей медицинских услуг; государственное
финансирование наиболее приоритетных научных разработок в области медицины на
конкурсной основе. Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской
помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий
жизнедеятельности населения требует структурных и функциональных
преобразований системы здравоохранения, обеспечивающих:
- устойчивость функционирования учреждений
здравоохранения за счет изменения порядка и объемов финансирования отрасли;
- приоритетность в государственной и муниципальной
системах здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости
и смертности, угрозы возникновения эпидемий, по формированию здорового образа
жизни;
- повышение эффективности использования финансовых,
материальных и кадровых ресурсов здравоохранения;
- защиту права пациента на получение своевременной и
качественной медицинской помощи.
Введение медицинского страхования граждан является одним из аспектов
усиления рыночного механизма с целью улучшения качества медицинского
обслуживания населения. Кроме того, предприятия, учреждения и организации,
оказывающие лечебно-профилактические, оздоровительные услуги и осуществляющие
научные исследования в области здравоохранения, освобождены от налогов, сборов,
пошлин при использовании собственных средств на развитие их
материально-технической базы. Важным направлением реформы здравоохранения
является разграничение функций центра и регионов. Целесообразно, чтобы и в
дальнейшем на федеральном уровне решались многие вопросы организации и
финансирования здравоохранения. Но федеральным органам следует сосредоточить
усилия на выполнении функций государственного заказчика по федеральным
программам здравоохранения, координатора всех федеральных программ, касающихся
охраны здоровья населения. Эти функции особенно важны для обеспечения рационального
взаимодействия министерств и ведомств, организаций и учреждений в деле охраны
здоровья населения.
Развиваясь как медико-индустриальный комплекс, система охраны здоровья
требует проведения единой научно-технической политики в производстве
оборудования, лекарств и изделий медицинского назначения. В связи с этим центр
должен играть особую роль в обеспечении развития медицинских технологий,
подготовке кадров. Таким образом, деятельность федеральных государственных
служб сосредоточится на стратегических направлениях развития медико-индустриального
комплекса и финансирования федеральных программ.
Прежде всего, требуется увеличение доли финансирования первичного,
амбулаторно-поликлинического звена. По ориентировочным расчетам, в настоящее
время на стационарную медицинскую помощь в России тратится примерно 80—85%
средств, а на амбулаторно-поликлиническую — 15—20%. [2]Между тем
часть услуг, которые сейчас оказываются населению в условиях стационара,
возможно обеспечить в амбулаторно-поликлиническом звене. Доля последнего в
использовании ресурсов может достигать 2/5 без какого-либо ущемления интересов
пациентов. Это направление реформы уже реализуется путем ускоренного
развертывания новых видов медицинской помощи.
в послепереходный период
В долговременной перспективе, это приближение уровня и качества жизни
россиян к стандартам постиндустриального общества, достигнутым на основе
научно-технической революции; в среднесрочном периоде - достижение
докризисного уровня и качества жизни, присущих им стандартов потребления; в
настоящий момент - обеспечение условий для социального и физического выживания
людей, предотвращения социального взрыва.
Достижение долговременной стратегической цели связано с формированием
среднего класса, обеспечением высоких жизненных стандартов, высокого уровня
качества жизни. Но для этого необходимо определить соотношение этих понятий,
ключевое для выработки социальной стратегии. К качеству жизни относится
широкий спектр явлений: масштабы и характер занятости и условия труда, уровень
образования и грамотности, обеспеченность жильем и его благоустройство,
система социального обеспечения, экологические условия жизни. К показателям
качества жизни тесно примыкают параметры качества самого населения, состояние
генофонда, которые включают не только физиологические, но и
социально-нравственные характеристики населения (мотивация к
высокопроизводительному труду, получению образования и др.).
Четкая классификация структурных элементов, характеризующих качество и
уровень жизни, — исходный пункт выработки научно обоснованной социальной
стратегии и политики, составной частью которой должна быть специальная
программа преодоления резкого снижения качества жизни российских граждан.
Важный стратегический ориентир социальной политики — всемерное стимулирование
мотивации экономической активности человека, создание условий для проявления
его инициативы, энергии и способностей, возможностей обеспечивать своим трудом
достойный уровень жизни. Проведение такой стратегической линии требует
серьезных сдвигов в общественном сознании и сложившейся системе ценностей,
преодоления многолетних стереотипов, привычки рассчитывать не на свои силы, а
на благодеяние властей. Для всей долгосрочной перспективы остается актуальной
задача обеспечения социальной справедливости.
Социальная справедливость заключается в равных стартовых возможностях
для всех граждан. В переходный период государство должно создать условия для
реализации прав человека на прожиточный минимум, труд, образование, охрану
здоровья и социальное обеспечение. Это исходная база социальной политики.
Социальная справедливость и эффективность не исключают
друг друга, а тесно взаимосвязаны. Развитие науки, образования, здравоохранения,
обеспечение рациональной занятости, создание комфортных жилищных условий в
равной мере способствуют утверждению социальной справедливости.
В данной работе
были рассмотрены такие немаловажные вопросы социальной политики государства, как
обеспечение занятости и политика государства на рынке труда, вопрос о
социальной помощи и социальных гарантиях, реформирование в области
образования, преобразования в сфере здравоохранения – обо всех этих
процессах в переходной экономике.
В заключение
данной работы можно сделать вывод, что социальная политика государства
является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать
гармоничную рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества.
Кроме того, и это наиболее важно, социальная сфера является той областью, которая
не может оказаться ущемлённой в плане внимания, финансирования и т.д. Важно
также то, что в условиях переходной экономики регулирование процессов в
социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами
населения ради проводимых реформ. Это является совершенно недопустимым уже
потому, что жизнь людей и без того затруднена тем, что они вынуждены привыкать
к новым условиям если не во всех, то во многих сферах жизни.
Для нормального
функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и
успешного создания эффективного социально-защитного механизма можно выделить
следующие конкретные шаги:
-
незамедлительное
принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных
актов, направленных на обеспечение государством социальной поддержки населения
и повышение занятости;
-
оказание
государственной помощи в поддержке таких новых, присущих рыночной экономике
институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения
квалификации и т.д.
1. Безработица, структурная
перестройка экономики и рынок труда в восточной Европе и России / Под ред. Р.
Емцова, С. Коммандера, Ф. Коричелли., М.: Инфра-М. -1995. – с.477.
2. Бобков В., Мстиславский П.
Качество жизни: сущность и показатели // Человек и труд. –1996. - №6. –
с.76-79.
3. Бушмарин И.В. Заработная плата и
доходы населения в России и развитых странах // Общество и экономика. – 1996г.
- №3-4. – с.69-83.
1. Гутник В. К публикации глав
работы Вальтера Ойкена - Основные принципы экономической политики // Российский
экономический журнал. -1993 г. - №2.
5. Зубкова, Яковлев К сбалансированию
политики доходов населения // Российский экономический журнал. – 1996. -
№11-12. – с.45-53.
6. Катульский Е.Д. Основные
направления государственной политики на российском рынке труда // Общество и
экономика. – 1997г. - №7-8. – с.8-14.
7. Корнаи Я. Путь к свободной
экономике. - М.: Экономика. - 1993 г. - с.236.
8. Курс переходной экономики: Учебник
для вузов по экономическим направлениям и специальностям / Под ред. Абалкина
Л.И., М.: Финстатинформ. – 1997. – с.640.
9. Понизов В. Приоритеты социальной
политики определены // Человек и труд. - 1996. - №5. – с.22-25.
10.
Прокопов Ф. Эффективность системы пособий по безработице // Человек и труд.
1998. - №3.- с.31-36.
11. Роик В. Социальное страхование –
ведущий институт социальной защиты // Человек и труд. – 1998г. - №9. – с.19-23.
12. Семья – основа общественной
стабильности, мира и прогресса // Человек и труд. – 1995. - №3. – с.48-53.
13. Сидорова Изменение структуры
доходов населения и её оптимизация // Экономист. – 1996. - №9. – с.65-76.
14. Учебник по основам экономической
теории / Под ред. Камаева В.Д. - М.: Владос. – 1994. – с.374.
15. Шаронов А. О некоторых аспектах
социальной политики // Экономист. – 1998г. - №8. – с.54-56.
16. Экономика переходного периода:
Учебное пособие / Под ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В. – М.: Издательство
Московского института. – 1995. – с.416.
17. Экономикс: принципы, проблемы и
политика: Учебник / Под ред. Кэмпбелла Р., Макконнелла, Стэнли Л., М.:
Республика. - 1995. – с.400.
Объемы финансирования правительством основных направлений
социальной политики(%).
[1] Абалкин Л.И. Курс переходной экономики. М., 1997. с.640.
[2] Абалкин Л.И. Курс переходной экономики. М., 1997. С.640.
|