Оперативное планирование грузовых и пассажирских автомобильных перевозок
Оперативное планирование грузовых и пассажирских автомобильных перевозок
Содержание
Введение
1 Разработка суточного плана
перевозок груза
1.1 Построение эпюры грузопотоков
1.2 Расчет технико-эксплуатационных
показателей
1.3 Построение графика подвижного
состава за один оборот
2 Разработка маршрутного расписания
автобусов
2.1 Определение объема перевозок
пассажиров на городском автобусном маршруте в прямом и обратном направлении по
часам суток
2.2 Расчет и направление диаграмм
потребностей по часам суток
2.3 Разработка маршрутного расписания
2.4 Определение основных показателей
работы автобусов на маршруте
Список литературы
Введение
Автомобильный
транспорт играет важную роль в развитии экономики страны, Связывая промышленность
и сельское хозяйство, обеспечивая условия для нормального производства и
обращения, содействуя развитию межрегиональных связей. От работы автомобильного
транспорта во многом зависит эффективная деятельность торговых организации и
предприятий, так как расходы на перевозку товаров занимают значительную долю в
издержках обращения. Кроме того, рациональное использование различных видов
транспортных средств позволяет более оперативно осуществлять доведение многих
миллионов тонн товаров от производства до конечных потребителей. Автомобильный
транспорт используют для перевозки грузов и пассажиров преимущественно на
короткие расстояния.
Автомобильный
транспорт по сравнению с другими видами транспорта имеет ряд преимуществ при
перевозке грузов:
-
доставка грузов «от двери до двери»;
-
сохранность грузов;
-
сокращение потребности в дорогостоящей и громоздкой упаковке;
-
экономия упаковочного материала;
- более
высокая скорость доставки грузов автомобилями;
-
возможность участия в смешанных перевозках;
- перевозки
небольших партий груза, позволяющих предприятию укорить отправку продукции и
сократить сроки хранения груза на складах.
Ввиду
перечисленных выше преимуществ, автомобильный транспорт широко используется во
всех областях экономики, в том числе и в торговле. Он тесно взаимосвязан со
всеми элементами производства. Поэтому выявление и использование имеющихся на
автомобильном транспорте резервов позволяет увеличить объем транспортных услуг,
предоставляемых торговым предприятием, снизить их транспортные издержки, а
соответственно и цены выпускаемой продукции.
При модельном
предоставлении задач логистики транспорта необходимо учитывать, что показатели
развития любой производственно-экономической системы в принципе зависят от двух
ее взаимосвязанных характеристик: состояния и функционирования. Состояние
системы характеризуется, прежде всего, ее величиной и структурой, т.е.
размерами и характерными с точки зрения назначения системы свойствами отдельных
ее элементов.
Состояние АТП
характеризуется как списочным количеством автомобилей, так и их важнейшим
свойством – надежностью.
К задачам
функционирования относятся выбор оптимальных вариантов организации
перевозочного процесса, видов и типов подвижного состава, совместного
планирования транспортных, производственных и складских процессов и т.д.
1
Разработка суточного плана перевозок грузов
Исходные данные
по заявке № 4.
Суточный объем
перевозок:
QАБ=192 т;
QБА=144 т;
Коэффициент
статического использования грузоподъемности автомобиля:
YсАБ=1;
YсБА=0.8;
Расстояние
перевозки:
lАБ=22 км; lАБ=22 км;
Время простоя на
одну тонну груза:
tпА=2.0 мин/т; tрА=2.0 мин/т;
tпБ=2.5 мин/т; tрБ=1.6 мин/т;
Время в наряде
составляет Тн=8 ч;
Норма технической
скорости Vт=25 км/ч;
Номинальная
грузоподъемность автомобиля q=9 т.
1.1 Построение эпюры грузопотоков
Рисунок 1 – Эпюра
грузопотоков.
Определение
расчетного объема перевозок на звеньях маршрута:
QрАБ=QАБ/ YсАБ=192/1=192т;
QрБА=QБА/ YсБА=144/0.8=180т;
Из полученных
значений выбираем минимально расчетный объем перевозок грузов на каждом звене
маршрута, который обеспечивает целочисленное число оборотов автомобиля на
маршруте с учетом класса груза. При этом разность между расчетным объемом
перевозок и минимальным расчетным значением на каждом звене маршрута определяет
маятниковые перевозки (одна ездка с грузом за оборот).
С учетом этого
представлены расчетные эпюры грузопотоков:
QАБ= QАБ-Qрmin=192-180=12т;
Маршрут № 1 – АБА
Маршрут № 2 – АБ
Рисунок 2 –
Расчетные эпюры грузопотоков.
1.2 Расчет технико-эксплуатационных
показателей
Время оборота на
маршруте №1 определяется по формуле:
to1=(Lм/Vт)+∑tп-р=(lАБ+ lБА)/Vт+(q/60)[ YсАБ(tпА+tрБ)+ YсБА(tпБ+tрА)]; час
где Lм – протяженность маршрута, км;
tп-р – время простоя в пунктах под
погрузкой (разгрузкой) на маршруте, мин;
to1=(22+22)/25+(9/60)[1(2+1.6)+0.8(2.5+2)]=2,84
ч;
Время оборота на
маршруте № 2 определяется по формуле:
to2=(Lм/Vт)+∑tп-р=lАБ/Vт+(q/60)[ YсАБ(tпА+tрБ)]; час
to2=22/25+9/60[1(2+1.6)]=1,42 ч;
Количество оборотов
автомобиля на маршруте № 1 за смену определяется
no1=Tн/to1=8/2,84=2,8, принимаем no1=2, тогда время в наряде преобразуем
Tн= to1* no1=2,84*2=5,7 ч;
Количество
оборотов автомобиля на маршруте № 2 за смену определяется
no2=Tн/to2=8/1,42=5,6, принимаем no2=5, тогда время в наряде преобразуем
Tн= to2* no2=1,42*5=7,1 ч;
Количество ездок
с грузом за смену на маршруте № 1 определится
Zег1=m*no1=2*2=4;
где m – количество ездок с грузом за
оборот.
Количество ездок
с грузом за смену на маршруте № 2 определится
Zег2=m*no2=2*5=10;
Коэффициент
использования пробега за смену определится
β=(Lг/Lобщ)=[( lАБ+ lБА) no1+ lБА* Zег2]/[( lАБ+ lБА) no1+ lБА(Zег2+Zх)]=
=[( 22+22)2+ 22*
10]/[( 22+22)2+ 22(10+4)]=0,78;
Среднее значение
коэффициента статического использования
грузоподъемности
определится
yс=[∑Qфi]/[∑(Qфi/Yci)]=[192+144]/[192/1+144/0.8]=0.9
Среднее значение
коэффициента динамического использования грузоподъемности определится
Yд=[∑(Qфi*lегi)]/[∑(Qфi*lегi/Yci)]=[192*22+144*22]/[192*22/1+144*22/0.8]=0.9
Количество груза
перевезенного за оборот на маршруте № 1 определится
Qo1=q*( yсАБ+ yсБА)=9*(1+0.8)=16.2 т;
Количество груза
перевезенного за оборот на маршруте № 2 определится
Qo2=q*yсБА=9*0.8=7.2 т;
Транспортная
работа за оборот на маршруте № 1 определится
Рo1=q*( yсАБ*lАБ+ yсБА*lБА)=9*(1*22+0.8*22)=356.4 т км;
Рo2=q*yсБА*lБА=9*0.8*22=158.4 т км;
Производительность
автомобиля за смену на маршруте № 1 определится
WQ1=Qo1*no1=32.4
т;
Производительность
автомобиля за смену на маршруте № 2 определится
WQ2=Qo2*no2=7.2*5=36 т;
Производительность
автомобиля за смену на маршруте № 1 определится
Wр1=рo1*no1=356.4*2=712.8 т км;
Производительность
автомобиля за смену на маршруте № 2 определится
Wр2=рo2*no2=158.4*5=792 т км;
Количество
автомобилей на маршруте № 1 определится
А1=[∑(
Qф1min*yс1)]/WQ1=(180*1+180*0.8)/32.4=10;
Количество
автомобилей на маршруте № 2 определится
А2=[((
QрБА-Qрmin)*yс2)]/WQ2=12*0.8/36=0.3, принимается А2=1;
Суммарное
количество автомобилей определится
∑А=А1+А2=10+1=11
единиц;
Интервал движения
между автомобилями на маршруте № 1 определится
I1=t01/A1=2.84/10=0.284ч;
Интервал движения
между автомобилями на маршруте № 2 определится
I2=t02/A2=1.42/1=1.42ч;
Эксплуатационная
скорость движения на маршруте № 1 определится
Vэ1=L1/Тн1=(lАБ+lБА)*n01/Тн1=(22+22)*2/5,7=15.4км/ч;
Эксплуатационная
скорость движения на маршруте № 2 определится
Vэ2=L2/Тн2=2*lБА*n02/Тн2=2*22*5/7.1=31км/ч;
Координация
работы автомобилей в погрузочно-разгрузочных пунктах
Количество постов
на маршрутах
Nx=Aм*∑(tn+tp)i/t0
Условие
бесперебойной (синхронной) работы автомобилей в погрузочно-разгрузочных пунктах
является: равенство интервала движения автомобиля к ритму работы пункта: Y=R
Rn(p)=tn(p)/Nn(p)
N1=AM*∑(tn+tp)i/t0=10*(2.0+2.0)/2.84=14
N2=AM*∑(tn+tp)i/t0=1*(2.5+1.6)/1.42=2.9=3
1.3 Построение графика подвижного состава
а)
б)
Рисунок 3 –
Графики подвижного состава
а) на
первом маршруте
б) на
втором маршруте
2.
Разработка маршрутного расписания работы автобусов
Исходные данные
по заявке № 4.
Объем перевозки
за сутки
QАБ=10тыс.чел;
QБА=8тыс.чел;
Длина маршрута lм=14км;
Количество
промежуточных остановок nоn=28;
Норма технической
скорости автобуса Vт=20км/ч;
Среднее время
простоя на промежуточной остановке tоп=0.5 мин;
Среднее время
простоя на конечной остановке tок=5мин;
Таблица 1 –
Количество автобусов, интервала между ними с перевозимым объемом перевозок в
часы суток.
Часы суток
|
% распределения
|
Объем перевозки, чел
|
Расчетные показатели
|
QАБ
|
QБА
|
Ам
|
Ip, мин
|
Ам
|
I, мин
|
6-7
|
3
|
300
|
240
|
6
|
20,3
|
6
|
20,3
|
7-8
|
11
|
1100
|
880
|
20
|
6,1
|
18
|
6,8
|
8-9
|
9
|
900
|
720
|
17
|
7,2
|
17
|
7,2
|
9-10
|
8
|
800
|
640
|
15
|
8,1
|
18
|
6,8
|
10-11
|
5
|
500
|
400
|
9
|
13,5
|
12
|
10,2
|
11-12
|
3
|
300
|
240
|
6
|
20,3
|
6
|
20,3
|
12-13
|
3
|
300
|
240
|
6
|
20,3
|
6
|
20,3
|
13-14
|
4
|
400
|
320
|
7
|
17,4
|
7
|
17,4
|
14-15
|
6
|
600
|
480
|
11
|
11,1
|
11
|
11,1
|
15-16
|
6
|
600
|
480
|
11
|
11,1
|
11
|
11,1
|
16-17
|
8
|
800
|
640
|
15
|
8,1
|
15
|
8,1
|
17-18
|
10
|
1000
|
800
|
18
|
6,8
|
18
|
6,8
|
18-19
|
9
|
900
|
720
|
17
|
7,2
|
18
|
6,8
|
19-20
|
8
|
800
|
640
|
15
|
8,1
|
18
|
6,8
|
20-21
|
3
|
300
|
240
|
6
|
20,3
|
6
|
20,3
|
21-22
|
2
|
200
|
160
|
4
|
30,5
|
6
|
20,3
|
22-23
|
1
|
100
|
80
|
2
|
60,9
|
6
|
20,3
|
23-24
|
1
|
100
|
80
|
2
|
60,9
|
6
|
20,3
|
2.1
Определение объема перевозок пассажиров на городском автобусном маршруте в
прямом и обратном направлении по часам суток
Объем перевозок
пассажиров на городском автобусном маршруте в прямом и обратном направлении по
часам суток определяется по формуле:
для прямого
направления Q=X*QАБ/100, чел;
для обратного направления
Q=X*QБА/100, чел;
Данные объема
перевозок пассажиров на городском автобусном маршруте в прямом и обратном
направлении по часам суток заносятся в таблицу 1.
Рисунок 4 – Эпюра распределения пассажиропотока по
часам суток.
2.2 Расчет и
построение диаграмм потребностей по часам суток
Время оборотного
рейса определится
t0=tдв+(tоп+tок)=(2*lм/Vт)+2(tоп*nоп+tок)/60=(2*14)/20+2*(0.5*28+5)/60=2.03 ч;
Потребное
количество автобусов в каждый час суток определится по формуле:
Ам=Qmaxto/qн,
где Qmax - максимальный объем перевозок в
каждый час суток, чел;
qн - номинальная вместимость автобуса,
чел.
Выбирается
городской автобус Икарус – 280 с номинальной вместимостью qн=110 чел, а в часы пик qн=170 чел. Часы пик приняты с объемом
перевозок свыше 1500 человек в каждый час суток.
Значения Ам
заносятся в таблицу 1.
Согласно
значениям Ам строится диаграмма потребностей автобусов по часам
суток.
Рисунок 5 – Диаграмма потребностей автобусов по
часам суток.
Рисунок 6 –
Коррективная диаграмма потребностей в автобусах.
2.3 Разработка
маршрутного расписания
Маршрутное
расписание составляет на основании с коррективной диаграммы потребности в
автобусах.
Таблица 2 –
Маршрутное расписание автобусов.
№ выхода
|
№ смены
|
начало
|
Обед (отстой)
|
окончание
|
1
|
1
|
600
|
900-1000
|
1500
|
2
|
1500
|
1800-1830
|
2400
|
2
|
1
|
600
|
900-1000
|
1500
|
2
|
1500
|
1800-1830
|
2400
|
3
|
1
|
600
|
900-1000
|
1500
|
2
|
1500
|
1830-1900
|
2400
|
4
|
1
|
600
|
1000-1100
|
1500
|
2
|
1500
|
1830-1900
|
2400
|
5
|
1
|
600
|
1000-1100
|
1500
|
2
|
1500
|
1900-2000
|
2400
|
6
|
1
|
600
|
1000-1100
|
1500
|
2
|
1500
|
1900-2000
|
2400
|
7
|
1
|
700
|
1100-1300
|
1500
|
2
|
1500
|
-
|
2000
|
8
|
1
|
700
|
1100-1400
|
1500
|
2
|
1500
|
-
|
2000
|
9
|
1
|
700
|
1100-1400
|
1500
|
2
|
1500
|
-
|
2000
|
10
|
1
|
700
|
1100-1400
|
1500
|
2
|
1500
|
-
|
2000
|
11
|
1
|
700
|
1100-1400
|
1500
|
2
|
1500
|
-
|
2000
|
12
|
1
|
700
|
-
|
1100
|
13
|
1
|
700
|
-
|
1000
|
14
|
1
|
700
|
-
|
1000
|
15
|
1
|
700
|
-
|
1000
|
16
|
1
|
700
|
-
|
1000
|
17
|
1
|
700
|
-
|
1000
|
18
|
1
|
700
|
800-900
|
1000
|
Минимальное
количество автобусов на маршруте определится
Амmin=tоб*60/Jдоп,
где Jдоп – максимальный интервал между
автобусами обусловленный временем ожидания гражданина на остановке, Jдоп=0,33 ч;
Амmin=2.03*60/20=6,09 принимается Амmin=6 ед.
Максимальное количество
автобусов на маршруте обуславливается коэффициентом дефицита Kд равным 0,9.
Амmax=Apmax* Kд=20*0.9=18ед.
Площадь диаграммы
определяет объем транспортной работы ∑Тм в автобусо-часах,
∑Тм=
18+18+18+18+18+18+11+10+10+9+9+7+7+7+4+4+2=188ед.
Общее количество
автобусо-смен по маршруту определится
d=(tоб* Амmax+∑Тм)/Δt,
где Δt – средняя продолжительность
автобусо-смены, Δt=8 ч;
d=(2.03*18+188)/8=28.06, принимается d=29ед.
Определение
сменности работы автобусов на маршруте
ΔАм=
d-2*Амmax=29-2*18=-7
Из расчета
следует, что 2*Амmax-d=36-29=7 автобусов
односменные, а 11 автобусов двусменные.
Коррективное
значение количества автобусов Ам в часы суток заносится в таблицу 1.
Интервал движения между автобусами Ip определяется по формуле:
Ip=(tоб/Ам)*60, мин
Коррективные
данные Ip заносятся в таблицу 1.
2.4
Определение основных показателей работы автобусов на
маршруте.
Коэффициент
неравномерности пассажиропотока по часам суток определится
Kt=Qmax/Qср,
где Qmax – максимальное количество пассажиров
перевезенных в час пик, чел;
Qср – среднее количество пассажиров
перевозимых в каждый час суток, чел;
Qср=Qсущ/Тр, чел;
где Qсущ – максимальный объем перевозок за
время работы маршрутного автобуса по направлениям, чел;
Тр –
время работы маршрутного автобуса, Тр=18 ч;
QсрАБ=10000/18=555 чел;
QсрБА=8000/18=444 чел;
КtАБ=1100/555=1,98;
КtБА=880/444=1,98;
Коэффициент
неравномерности пассажиропотока по направлениям маршрута определится
Кн=Qсрmax/Qсрmin=(
Qmax/Тр)/(Qmin/Тр)=(10000/18)/(8000/18)=1,25;
Эксплуатационная
скорость маршрутного автобуса определится
Vэ=2*lм/tоб=2*14/2,03= 13,79км/ч;
Скорость
сообщения определится
Vс=2*lм(Tдв+Tоп)=2*14/(2*14/20+2*0,5*28/60)=15 км/ч.
Список
литературы:
1. Ванчукевич В.Ф. и др. Грузовые
автомобильные перевозки: Учеб. пособ – Мн,; Высш. Шк., 1989. – 272 с.: ил.
2. Афанасьев Л.Л., Островский
Н.Б., Цукерберг С.М. Единая транспортная система и автомобильные перевозки. –
М.: Транспорт, 1984 – 333с.
3. Блатнов М.Д. Пассажирские
автомобильные перевозки: Учебник для автотранспортных техникумов – 3-е изд.,
перераб. И доп. – М.: Транспорт, 1981 – 222с., ил., табл.
4. Дуднев Д.И., Климова М.И.,
Менн А.А. Организация перевозок пассажиров автомобильным транспортом М.,
Транспорт, 1974 -294с.
5. Автомобильные перевозки:
методические указания/ сост. Ю.И. Куликов. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос.
техн. ун-та, 2005. – 24с.
|