|
|
|
Общие закономерности переходных экономик и особенности их осуществления в различных странах
Общие закономерности переходных экономик и особенности их осуществления в различных странах
Институт
Международного Права и Экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Общие закономерности переходных экономик и
особенности их осуществления в различных странах
Выполнила:
Проверил:
г. Москва
Содержание:
Введение............................................................................................. 3
Глава 1. Сравнение
стран по периодам развития.............................. 5
1.1 От плановой
экономики к рыночной...................................... 5
1.2 Результаты
развития бывших социалистических стран......... 7
Глава 2. Два типа
преобразований плановой экономики.................. 8
Глава 3. Инфляция в
переходной экономике: специфика происхождения и способы преодоления..................................................................................... 11
Глава 4. Особенности
Российской экономики в условиях перехода к рыночному хозяйству.......................................................................................................... 14
4.1. Анализ Российской
переходной экономики в целом............. 14
4.2. Природа Российской
инфляции в переходной экономике.... 20
Заключение....................................................................................... 27
Литература........................................................................................ 28
В конце столетия
в России и странах Восточной Европы (ВЕ) начался резкий переход к рыночной
экономике. Старая структура общества и общественных отношений разрушена, а на
ее остатках возводится новая. Очевиден тот факт, что плановая экономика не
смогла удовлетворить потребности современного общества, ее “эффективность” не
позволяла стране не только сохранить ведущие позиции в мировом сообществе, но
и обеспечить нормальные условия жизни для своих граждан, в связи с чем и
возникла потребность в реконструкции системы.
Переход от
плановой системы к рыночной не может произойти мгновенно. Поэтому во всех
рассматриваемых странах мы можем охарактеризовать тип экономики при переходе к
рынку как “переходная экономика”. Легко выделить особенные черты такой системы
и увидеть, что все они присутствуют в настоящее время в нашей стране:
временный и промежуточный характер,
неоднородность,
неустойчивость.
Наиболее подробно
в этой работе рассмотрен пример российской экономики. Россия 90-ых - страна с
переходной экономикой. Доказать это не сложно, мы видим, что процесс смены
систем идет, и это позволяет нам говорить, что через некоторое время он прейдет
к своему логическому финалу.
В экономике
страны еще можно уловить пережитки развитого социализма, хотя уже можно
говорить о преобладании рыночных отношений, но еще не развитых, поэтому мы
называем еще нашу экономику смешанной. И на конец, мы видим, что процесс
перехода идет крайне неравномерно, скачкообразно и неустойчиво, изменяя курс в
зависимости от обстоятельств или политики (политиков).
Но
путь реформ, по которому пошла Россия, это только один из возможных путей
развития и трансформации; на историческом примере других стран мы можем
увидеть, что трансформации, имеющие одну цель и схожую базовую модель, могут
быть проведены различными методами.
В
этой работе рассмотрены особенности переходной экономики в России и странах
Восточной Европы и проведен ряд сравнений по различным показателям между этими
странами.
Для
большинства социалистических стран стартовым уровнем для рассмотрения среднегодовых
темпов экономического роста был избран 1950 год, в начале которого, в основном,
было завершено послевоенное восстановление экономик СССР, стран Центральной и
Восточной Европы. В качестве конечного рубежа, завершившего этот период
социалистического развития, можно считать годы накануне отказа от
социалистической экономики и с начала перехода к рыночным экономическим
реформам.
Для бывшего СССР этим
годом стал 1991год, для стран ВЕ - 1989год.
К 1955 году в большинстве
бывших социалистических стран показатели душевого ВВП относительно
среднемирового уровня по сравнению с 1950 годом практически не изменились.
Затем, в 1956 - 1958 годах в
СССР и многих европейских странах экономический рост существенно улучшился.
В СССР - от 101 до 116%, в ВЕ - с 95 до 108% среднемирового
уровня.
В конце 60-х -
первой половине 70-х годов произошло значительное замедление экономического
роста в СССР, хотя его темпы еще превышали среднемировые.
К 1976 году СССР достиг
самого высокого относительного уровня экономического развития - 118%
среднемирового показателя, после чего его позиции уже только ухудшались. В
последнем году существования СССР (1991год) производство ВВП на душу населения
(98.9%) было ниже и среднемирового и советского показателя (101.4%).
Таким образом, результатом
сорокалетнего периода мирного развития социализма стало ухудшение положения
СССР по отношению и к мировому уровню в среднем и к занимающему им месту в
1950 году. Экономический кризис 90-х годов лишь усугубил отставание всех
постсоветских стран от среднемирового уровня.
В европейских социалистических
странах опережающий по сравнению со Среднемировым показателем экономический
рост продолжался дольше, чем в СССР, - до 1984 года. Однако он во многих странах
прекратился во второй половине 80-х годов. Тем не менее показатели уровня
экономического развития (относительно среднемировых) европейских
социалистических стран в 1989году оказались лучше их показателей 1950-го года,
а в ряде случаев (в ГДР, Болгарии, Чехословакии) - и их показателей 1984года.
Тяжелый экономический кризис 90-х годов привел к дальнейшему ухудшению их
положения. В то же время преодоление его наиболее острой фазы и возобновление
экономического роста позволили ряду стран (Болгарии, Польше, Румынии, Словении,
Хорватии и Восточной Германии) достигнуть показателей, по крайней мере, не хуже
тех с которых они стартовали в 1950 году.
Проанализируем динамику ВВП бывших
социалистических стран в период переходной экономики. Страны с переходной
экономикой характеризуются крайне не равномерной динамикой макроэкономических
показателей. По темпам прироста ( или спада ) производства ВВП можно выделить
группу стран, для которых на первом этапе трансформации была характерна
своеобразная “макроэкономическая яма”[1]:
значительное снижение объемов ВВП в 1990 -1992гг. и последующий резкий спад и
выход в 1993 - 1994гг ( в Польше - уже в 19912г.) на траекторию роста. К
этой группе относится Польша, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Венгрия, с
несколько менее уверенным выходом из “ямы” - Болгария, Румыния, Эстония, Литва,
Латвия и Армения.
Своеобразной динамикой ВВП
обладает Югославия. Первоначально эта динамика схожа с динамикой ВВП
Закавказских республик (нарастание углубления спада). Но затем происходит
внезапный перелом от спада в 27,7% к экономическому росту1. В этом отношении динамика
ВВП в Югославии более всего схожа с динамикой ВВП в Армении, но в последней
переход к экономическому росту не связан с финансовой стабилизацией. В отличие
от других стран ЦВЕ, Югославия обеспечила экономический рост не через 2-4 года
после начала программы финансовой стабилизации, а практически сразу с началом
проведения этой программы.
За последние годы в мировой
экономике произошли существенные изменения, приведшие к значительному
перераспределению экономических сил между странами и регионами.
К концу 1997
года в большинстве стран бывшего СССР прекратился длинный экономический спад
и возобновился рост. Исключения составили Россия, Украина и Молдавия.
Тем не менее
производство ВВП в постсоветских странах за период 1990 - 1996 гг. уменьшилось
на 47%, а их совокупный удельный вес в мировой экономике снизился с 6,1% в 1989г.
до 2,7% в 1996г. В России этот показатель снизился с 3,7 до 1,8%.
За это же время
показатели ВВП на душу населения сократились в 1,5 - 4 раза и во всех странах
опустились ниже среднемирового уровня.
Экономический
рост в странах ВЕ продолжается пятый год, хотя темпы и устойчивость
положительной динамики существенно различаются по странам. По сравнению с
1989г. доля этого региона в мировом ВВП снизилась с 2,7 до 1,9%.
Реформы в
Восточной Европе и в России, в сущности, очень похожи: используются одни и те
же инструменты (приватизация, либерализация цен и так далее), предпринимаются
схожие меры по выходу из кризиса социально-экономической системы. Основные
различия в проведении реформ выявляются не из-за принципиально различных
методов реформирования, а из-за той базы, на которой начались реформы,
которая и является трансформируемой. Необходимо отметить, в чем состоят эти
различия:
·
структура
собственности;
·
уровень
либерализации цен в стране;
·
степень
либерализации повседневной жизни граждан;
·
количество
(качество) рыночных элементов в дореформенной экономике.
·
направленность
экономики страны и ее зависимость от других социалистических стран;
·
проникновение
в экономику и ее связь со странами развитого капитализма;
Естественно
существуют и другие различия, здесь были перечислены несколько основных.
Страны Восточной
Европы имели гораздо более открытые и свободные экономики, их нельзя конечно
назвать рыночными, но элементы рынка присутствовали здесь и были достаточно
значимы для экономик этих стран. Это определило то, что в этом регионе реформы
начались гораздо раньше, чем в СССР, а главное, имели более приближенные к
конечному результату базовые условия. В таблице 1 показано, насколько различны
были эти условия между социалистическими странами (в качестве примера взята
доля государственного сектора в добавленной стоимости).
Таблица 1
доля государственного сектора
в добавленной стоимости[2]
|
Страна
|
Доля (%)
|
СССР
|
96,0
|
Чехословакия
|
97,0
|
Польша
|
81,7
|
Венгрия
|
73,6
|
Цифры,
приведенные в таблице, показывают нам, насколько экономика страны зависела от
государственной системы распределения ресурсов. Если сравнить эти данные с
нынешним положение в этих странах, то можно проследить четкую тенденцию: чем
выше была доля государственного сектора в добавленной, тем тяжелее проходят
реформы в данной стране.[3]
Для анализа
исходной базы можно взять и другие показатели, например, доля регулируемых
цен. Итог, сравнения других показателей будет приблизительно таким же, как и
в рассмотренном нами примере.
Можно выделить
два основных сценария развития реформ в бывших социалистических странах.
Рисунок 1. Два сценария кризиса[4]
а)
б)
На рисунке 1
схематически изображены два процесса развития кризиса: рисунок а) характерен
для стран, где до реформ были относительно развиты рыночные отношения (Польша,
Венгрия, Словакия, Чехия); рисунок б) - для стран с экономикой, где практически
не было признаков рынка (Россия, Украина и другие).
Итак, нам удалось
доказать главную идею данной работы: вектор преобразования переходной экономики
зависит от исходной точки, в которой начались реформы. Мы можем выделить общие
черты для бывших социалистических стран в 80-х годах, мы можем предположить,
какими они будут после завершения реформ - вновь выделив общие черты. Но у
каждой страны экономика, может быть незначительно, но отличалась от других, но
именно это и определяло ход реформ в данной стране, делая процесс трансформации
сугубо индивидуальным, не похожим на аналогичные процессы в соседних странах.
Действие рыночного механизма
хозяйствования возможно лишь при наличии свободных цен, выступающих индикатором
соотношения спроса и предложения, и благодаря этому - ориентиром для субъектов
рыночной экономики: домашних хозяйств и фирм. Свобода экономического поведения
субъекта, в том числе в области ценообразования, является основой действия
законов рынка. Поэтому ключевым моментом экономических реформ по переходу к
рыночным отношениям является реформа государственного ценообразования, или
либерализация цен.
Чтобы лучше понять специфики
российской инфляции необходимо кратко рассмотреть реформу цен в России. Реформа
цен являлась одной из задач правительственной программы 1991года, однако
проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на
постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены
производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились
только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Тем самым прибыли росли и не
облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и
компенсаций. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий,
что позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991г.
розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При
этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989г. - на 17%.
Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального
дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал
бюджетный дефицит(31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный
навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок. Реализация данной политики
осложнялась значительными трудностями. Политический кризис 1991г. еще более
осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января
1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен.
Исключение составили товары первой необходимости и особо важные материальные
ресурсы. Однако, и оставаясь под контролем государства, эти цены выросли в
3-5раз. Практически на все остальные потребительские товары цены были отпущены
в марте, а в мае резко(в 6раз) были подняты цены на нефть. Снятие контроля за
ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса
рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за
первые три месяца 1992г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые цены уже за
первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальный рост цен после их
либерализации в России оказался выше, чем в других восточноевропейских странах,
проводящих реформу (таблица 2).
Таблица 2
|
Страна, год
|
Рост цен, %
|
Россия(1992)
|
2501
|
Болгария(1991)
|
457
|
Чехословакия(1991)
|
54
|
Венгрия(1991)
|
33
|
Польша(1990)
|
249
|
Румыния(1991)
|
252
|
Рост цен в промышленности
оказался очень неравномерным. В оборонной промышленности либерализация цен
стала наиболее ощутимой, т. к. Она лишила отрасль традиционно
привилегированного доступа к материальным ресурсам.
В то время как цены выросли в
5-7раз, объем денежной массы у населения увеличился в первые месяцы после либерализации
лишь на 25%. Тем самым избыточная денежная масса была ликвидирована уже в
начале реформы.
Существуют
специфические проблемы в области перехода к рынку: очень трудно переходить к
рынку в стране, которая раньше в полной мере не пробовала жить в нормальной рыночной
экономике. До начала реформ 70 лет страна жила по законам тоталитарной
экономики. Частная инициатива искоренялась или существовала в тисках
государственной идеологии. Предполагалось, что это даст возможность
существованию огромной очень централизованной государственной машине. Любая
другая форма экономической деятельности, кроме работы на государственном
предприятии и, отчасти, в кооперативах, преследовалась. Казавшаяся с виду
эффективной и справедливой, государственная экономика работала не столь эффективно
и не позволяла воздавать полностью за труд людей и их инициативу. Система
распределения продукции не могла стимулировать увеличение ее производства.
Нормой стала система распределения потребительских товаров по карточкам,
талонам и др.
Естественно, что такая система
ограничения потребительского спроса не давала в полной мере промышленности
реагировать на потребительский спрос, и это делало промышленность инертной.
Промышленность выпускала по большей части продукцию, которая не отвечала, в
основном, ни по качеству, ни по количеству запросам потребителей.
Это происходило
потому, что регулирующая роль цен не работала, а другого эффективного механизма
регулирования и контроля не было. Неэффективность в использовании ресурсов,
огромные государственные затраты на оборону, дотирование неприбыльных
предприятий перенапрягали всю экономику. Понятно, что это проявлялось и в
социальной жизни. Реальный уровень затрат был ниже, чем в странах Запада и
некоторых странах Востока. Его увеличение могло привести лишь к росту денежной
массы, т.к. импорт строго регулировался, а купить что-нибудь в магазинах было
трудно из-за нехватки самой продукции. И в середине 1980-х гг. это привело к
необходимости реформирования экономики путем внедрения рыночной экономики - с
помощью хозрасчета, самоокупаемости на предприятиях и т.д. Для этого были
проведены определенные политические изменения, но они не были эффективны -
из-за огромной оппозиции со стороны консерваторов. Вследствие этого новый тип
социализма с рыночным лицом провалился. Последовавший затем развал
социалистического лагеря и самого СССР добавил проблем экономике России. Дело в
том, что экономика России и республик бывшего СССР, а также стран
социалистического лагеря были интегрированы в одну огромную систему. Поэтому ее
развал увеличил во много раз количество экономических проблем. После провала
"социализма с человеческим лицом" единственным выбором стала
“смешанная экономика”. Но при переходе к решению широкого комплекса общих
проблем применительно к той или иной стране требуется тщательный учет самых
разнообразных специфических условий их национальных хозяйств. К наиболее важным
специфическим чертам России можно отнести следующие.
Во-первых,
специфические стороны менталитета значительной части населения страны на фоне
разнообразия национальных, этнокультурных традиций и особенностей в образе
мышления, связанных с ее многонациональностью:
·
исторически
сложившаяся иерархичность сознания большей части населения страны,
являвшейся на протяжении многих веков империей, крестьянский менталитет
значительной части ее активно занятого населения и соответствующие ему
культурные традиции (правда, существенно искаженные в последние несколько
десятилетий);
·
особо
укоренившаяся нерыночность и даже в определенном смысле антирыночность
мышления;
·
глубокий
след в мышлении и хозяйственной практики страны оставила практика
псевдопланирования. Она выражается в стремлении заформализовать все стороны
социальной и даже личной жизни граждан, в безразличии к социальному
расточительству, порожденному люмпенизацией населения (насильственным лишением
его реальной собственности), в значительной степени квазиинформативности
информационных систем (особенно в случаях, когда речь идет о состоянии
хозяйства), отсутствии заинтересованности существенной части населения в
получении правдивой информации, в неспособности или нежелании критического
анализа и практического использования информации.
Во-вторых,
огромные масштабы страны с широкой гаммой природно-географических и
климатических условий, обусловливающие прежде всего огромную инерционность
хозяйственного потенциала.
В-третьих,
специфическая уникальная многонациональность, выражающаяся в том, что, по
существу, страна представляет собой совокупность национальных этнокультурных
регионов, скрепленных единой системой самых разнообразных связей - социальных,
политических, экономических и др.
Эти три главные
черты дополняются другими, по сути, вытекающими из них производными -
особенностями условий переходного периода, заставляющими с большой осторожностью
и тщательным расчетом подходить к проблеме восстановления
естественно-национальной хозяйственной модели в России.
Среди производных
специфических черт можно выделить следующие:
·
укорененность
плановых структур и глубокая милитаризация хозяйства, носящая крайне
экстенсивный характер, и связанная с этим гигантская диспропорциональность в
наиболее важных аспектах: "потребление - накопление", "военная -
гражданская сферы производства", "промежуточный - конечный
продукт" и др.;
·
низкие
технический и технологический уровни гражданского производства, связанные с
неповоротливостью и закостенелостью хозяйственной системы, высокая степень
обветшания основных фондов, их физический и моральный износ (последнее связано
с ресурсорасточительством и экологическо безопасностью);
·
доведенное
до крайней степени нищеты состояние социальной сферы, выражающееся в общей
нищете большей части населения при значительных разрывах в доходах на душу
населения по различным группам, а также и весьма опасном экологическом состоянии
среды;
·
политическая
нестабильность, особенно характерная для последнего времени, отсутствие
практических основ для достижения социального и национального согласия,
угрожающая социальной стабильности эрозия вертикальной ответственности в
политической, экономической и социальной сферах жизни.
Учитывая все эти
психологические, социальные и экономические особенности России, нетрудно
понять, что бросать ее в стихию рынка опасно - это может вызвать катастрофу как
в политическом, так и в экономическом плане. Но и затягивание введения реформ
чревато не меньшими опасностями.
Что же мешает
России жить в рынке? Однозначно, рыночные механизмы не действуют потому, что
существует монополия государства почти во всех отраслях. Конечно же, существуют
и многие другие причины, например, неотработанность ценового механизма
регулирования, отсутствие организованного рынка средств производства, сырья и
пр. Это не может не оказывать влияние на эффективность производства, и сбыта
продукции. Но проблема монополизма стоит на пути всех преобразований в
российской экономике. Из этого следует, что ключевым моментом реформ и перехода
к рыночной системе экономики является приватизация государственного имущества и
фондов. Частные предприниматели, конкурируя между собой в борьбе за покупателей
и расширяя сектор экономики, рассчитанный на производство товаров потребления,
будут направлять ресурсы в наиболее эффективные отрасли. В результате
установится регулирующая роль цен, что будет способствовать повышению значения
рынка для экономики.
Но для того,
чтобы вся рыночная система функционировала, нужно сделать гораздо больше, чем
просто отдать капитал в руки людей. Нужно создать определенные условия со
стороны государства для помощи этим людям: лбготные кредиты, эффективное
налогообложение и др. Нужно обуздать инфляцию и укрепить национальную валюту,
отрегулировать банковское дело как основной источник кредитов в рыночной
экономике. Следует выработать эффективную внешнеторговую политику, которая не
сковывала бы деятельность отечественных предпринимателей и не сдерживала бы
приток капитала из-за рубежа. А чтобы ресурсы распределялись эффективно,
необходимо стимулировать развитие бирж - как фондовых, так и сырьевых, и биржи
труда.
Перечисленные
пункты должны были быть включены в программу перехода к рыночной системе.
Однако политическая нестабильность сильно повлияла на проведение экономических
реформ, и их ход замедлился. Было очень рискованно вкладывать денежные средства
в производство, так как была неясна их дальнейшая судьба. Но после известных
событий сентября-октября 1993 г. экономические реформы и их политические
предпосылки стали соответствовать духу времени и рыночным устремлениям
российской экономики. Между тем недостаточное внимание к развитию рыночного
сектора экономики – собственных производств на основе свободного
предпринимательства, а такая излишняя увлеченность финансовыми механизмами типа
“пирамид” привели страну к мощнейшему финансовому кризису в августе 1998 года.
Этот кризис фактически отбросил страну назад на 5 лет, снизил популярность
рыночной экономики в глазах населения и еще более затруднил развитие реального
сектора экономики. Это объективно идет на руку реакционным силам, мечтающим о
реставрации тоталитарного режима в России. Тем более это опасно в условиях
приближающихся выборов.
Однако на пути успешного
проведения реформы, на пути перехода к системе ценовых рыночных индикаторов в
переходной экономике встала длительная и сильная инфляция. Процесс
либерализации цен всегда протекает очень болезненно и для предприятий, и для
населения, особенно, если либерализация проводится резко и быстро, как это было
в России. Резко дестабилизируется положение предприятий, нарушается система
платежных отношений между ними, падает уровень реальных доходов населения,
обостряются социальные противоречия в обществе. Инфляция обесценивает
результаты труда, сбережения физических и юридических лиц, препятствует долгосрочным
инвестициям и экономическому росту, а при отягчающих обстоятельствах приводит к
краху реального сектора экономики. Высокая инфляция разрушает денежную систему,
что усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посреднические операции и
ускоряет “бегство” капитала, приводит к вытеснению во внутреннем обращении
национальной валюты иностранной, подрывает возможности финансирования
государственного бюджета.
Развитие российской экономики
сопровождается высокой открытой инфляцией. Ежегодные темпы прироста цен четыре
года подряд превышали 100%, что в традиционном понимании существенно выше
уровня даже так называемой галопирующей инфляции.
После либерализации цен в
России (а в 1995г. лишь небольшой перечень цен на топливно-энергетические продукты,
транспорт, связь и коммунальные услуги регулируется по-прежнему государством)
стало ясно, что на смену государственной политике цен далеко не сразу приходит
ценовая политика фирмы. Для этого необходим конкурентный и стабильный рынок, на
создание которого направлены усилия современной экономической теории и
экономической политики. Широкое распространение получили идеи о достаточности
макроэкономической стабилизации и спросовых ограничений для прекращения
инфляции и создания эффективного ценового механизма. С другой стороны появились
попытки понять и объяснить особенности переходной экономики и специфику
формирования рынков в постсоциалистических странах. Для характеристики
особенностей инфляционных процессов стал широко применяться термин “инфляции
издержек”, связанный со структурными особенностями постсоциалистической
экономики. Против этой точки зрения стали выступать сторонники
“макроэкономического” направления, пытаясь доказать, что феномена “инфляции
издержек” вообще не существует. Вопрос о причинах и природе инфляции в
переходной экономике стал предметом острых экономических и политических
дискуссий.
Инфляция как таковая - это безусловно
денежный феномен, означающий снижение покупательной способности денег. В
условиях свободного рыночного ценообразования инфляция выражается прежде всего
в росте цен, в связи с чем говорят об инфляционном росте цен. Инфляция может
возникать в результате повышения совокупного спроса, которое является
следствием увеличения государственных расходов, не покрываемых соответствующим
увеличением доходов государственного бюджета. Совокупный спрос может повышаться
и с увеличением скорости денежного обращения, не связанном с аналогичной
динамикой производства(например, при инфляционных ожиданиях). Во всех подобных
случаях за счет роста цен восстанавливается нарушившееся рыночное равновесие
между количеством денег и товаров. Инфляция быстро распространяется на все
отрасли экономики, начинаясь в потребительском секторе, где спрос предъявляется
прежде всего. Такой вид инфляции является традиционным и характеризует
состояние денежной системы и динамику цен в переходной экономике. Это и
объясняет постановку проблемы общей макроэкономической стабилизации.
Однако проблема инфляции в
переходной экономике не исчерпывается лишь названными процессами, получившие
название “инфляцией спроса”. В результате несовершенства рынка в одной или
нескольких отраслях экономики становится возможным длительное завышение цен на
их продукцию. При использовании такой продукции для производства других товаров
повышаются издержки их производства, что делает невыгодным продолжение
производства при прежнем уровне спроса и цен. В результате производство по всей
технологической цепочке, вплоть до конечной продукции сокращается. Таким
образом перед государством встает задача расширить денежный спрос и дать тем
самым некоторый простор для повышения цен за счет расширения денежной массы(
повышения доходов потребителей). Это и есть механизм инфляции издержек. Такая
инфляция связана как с организацией рынка, так и с существующей структурой
национального производства, определяющей структуру и уровни издержек. Она
распространяется в экономике более медленно, чем инфляция спроса, но и бороться
с ней значительно труднее.
Проанализируем фактические
данные о развитии инфляции в России после либерализации цен. Этот анализ
позволит ответить на вопрос о существовании инфляции издержек в современной
российской переходной экономике. Изучение динамики российской инфляции за
последние три года после либерализации цен показывает наличие и постоянное
воспроизведение значительных “ножниц” в изменениях цен на потребительские
товары и на средства производства. Это видно из сопоставления общих индексов
соответствующих видов цен.
Таблица 3[5]
|