Обеспечение жизненной сферы в общеобразовательных учереждениях
Обеспечение жизненной сферы в общеобразовательных учереждениях
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1
Размещение общеобразовательного учреждения………………………5
1.1
Условия размещения общеобразовательной средней школы……….5
1.2
Земельный участок при учреждении………………………………….6
2 Санитарно-гигиенические
требования к зданию и оборудованию помещений…………………………………………………………………...…....8
2.1
Здание общеобразовательного учреждения………………………….8
2.2 Помещения
и оборудование учреждения…………………………...13
3
Условия необходимые для организации учебной деятельности…….16
3.1
Воздушно-тепловой режим…………………………………………..16
3.2 Естественное
и искусственное освещение…………………………..18
3.3
Водоснабжение канализация…………………………………………21
4 Санитарное
состояние и содержание общеобразовательной средней школы…………………………………………………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...26
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….28
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Для организации нормального функционирования и жизнеобеспечения
общеобразовательного учреждения необходимо соблюдение всех
санитарно-эпидемиологических правил и норм. Для предотвращения неблагоприятного
воздействия на организм учащихся вредных факторов и условий, сопровождающих
учебную деятельность определены различные требования к:
•размещению общеобразовательного учреждения
Расстояния от здания общеобразовательного учреждения до различных
видов зданий (жилых, производственных и др.) должны приниматься в соответствии
с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке
городских и сельских поселений.
Общеобразовательное учреждение не размещаются на внутриквартальных
и особенно межквартальных проездах с регулярным движением транспорта,
•участку общеобразовательного учреждения
На земельном участке выделяются следующие зоны: учебно-опытная,
физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная Площадь земельных участков
зависит от вместимости учреждения и принимается в соответствии с гигиеническими
требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений.
•зданию общеобразовательного учреждения
Определены требования к количество обучающихся, высоте здания.
Правильный набор помещений создает условия для изучения обязательных учебных
дисциплин, площадь и соответствующее использование кабинетов. Требования к
спортивным залам, столовым, буфетам и т д.
•оборудованию помещений общеобразовательного учреждения
В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться
столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или
лабораторные Каждый обучающийся должен быть обеспечен удобным рабочим местом
•воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения
Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха в
общеобразовательных учреждениях следует предусматривать в соответствии с
гигиеническими требованиями к общественным зданиям и сооружениям.
•естественному искусственному освещению
Определенные нормы освещенности аудиторий, мастерских, актовых и
спортивных залов, складских и других специализированных помещений
• водоснабжению и канализации
В соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и
застройке городских и сельских поселений здания общеобразовательных учреждений
должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего
водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии помещениям и
оборудованию в приспособленных зданиях
• режиму образовательного процесса •организации медицинского
обслуживания
•санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения
Уборка классов и других учебных и вспомогательных помещений, мест
общего пользования. Плановая дезинфекция Уборка в столовых, мытье посуды
•организации питания обучающихся
•организации пожарной безопасности
Соблюдение всех этих норм и правил
необходимо для организации безопасного для жизни и здоровья обучающихся,
учебного процесса.
1.Размещение общеобразовательного
учреждения
1.1 Условия размещения общеобразовательной
средней школы
Здание общеобразовательного учреждения размещено на внутриквартальных
территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным
движением транспорта на расстояние 100—170 м.
Расположение общеобразовательного учреждения на внутриквартальных
проездах с периодическим (нерегулярным) движением автотранспорта допустимо
только при условии увеличения минимального разрыва от границы участка
учреждения до проезда с 15 до 25 м.
Общеобразовательное учреждение не размещаются на внутриквартальных
и особенно межквартальных проездах с регулярным движением транспорта.
Расстояние от сооружений для
хранения легковых автомобилей до общеобразовательного учреждения определяется
санитарными правилами, устанавливающими размеры санитарно- защитных зон и
санитарную классификацию объектов.
Радиус обслуживания от дома до общеобразовательных учреждений,
расположенных во II и II
строительно-климатических зонах, предусматривается не более 0.5 км пешеходной
доступности; в I климатическом районе (I подзона) для обучающихся I
и II ступени обучения - 0,3 км. для
обучающихся III ступени - 0,4 км; в климатическом
районе (И подзона) для обучающихся I и II ступени обучения - 0,4 км. для обучающихся III ступени - 0,5 км. Допускается размещение
общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности: для
обучающихся I ступени обучения - 15 мин (в одну
сторону), для обучающихся II и III ступени - не более 50 мин (в одну сторону).
В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений
должно предусматривать для обучающихся I
ступени обучения радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин (в
одну сторону) при транспортном обслуживании. Для обучающихся II и III ступеней обучения радиус
пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном
обслуживании - не более 30 мин. Предельный радиус обслуживания обучающихся II- III ступеней не должен превышать 15
км.
Транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских
общеобразовательных учреждений, проживающие на расстоянии свыше 1 км от
учреждения. Подвоз обучающихся осуществляется транспортом, предназначенным для
перевозки детей.
Предельный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на
остановке должен быть не более 500 м.
Остановка для транспорта оборудуется навесом, огражденным с 3-х
сторон, защищается барьером от проезжей части дороги, должна иметь твердое покрытие
и обзорность не менее 250 м со стороны дороги.
Для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно
допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности
в период неблагоприятных погодных условий предусматривается пришкольный
интернат из расчета 10% мест от общей вместимости учреждения.
1.2Требования к участку
общеобразовательных учреждений
Для общеобразовательного учреждения предусматривается
самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной
линии не менее 25 м.
Площадь земельных участков зависит от вместимости учреждения и
принимается в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и
застройке городских и сельских поселений.
Территория участка ограждается
забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями.
Озеленение участка предусматривается из расчета не менее 50 %
площади его территории. В целях предупреждения возникновения отравления при
озеленении участка не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.
На земельном участке выделяются следующие зоны: учебно-опытная,
физкультурное спортивная, отдыха, хозяйственная.
Учебно-опытная зона составляет не более 25 % площади
участка. В городских учреждениях она может быть сокращена за счет строительства
на участке павильонов, теплиц и оранжерей, органически связанных с комплексом
кабинетов биологии и химии.
Физкультурно-спортивная зона, размещается на расстоянии не менее
25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не следует
располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны
должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а
также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.
Спортивно-игровые площадки имеют твердое покрытие, футбольное поле
- травяной покров. Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не
проводятся.
Зона отдыха размещается вблизи сада, зеленых насаждений, в
отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она включает площадки для подвижных
игр и тихого отдыха.
Площадки для подвижных игр и отдыха располагаются вблизи выходов
из здания (для максимального использования их во время перемен) и разделены
для обучающихся каждой ступени обучения.
Хозяйственная зона располагается со стороны входа в
производственные помещения столовой (буфета) на границе участка на расстоянии
от здания общеобразовательного учреждения не ме нее 35 м, ограждается зелеными
насаждениями и имеет самостоятельный въезд с улицы.
При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на
территории хозяйственной зоны предусматривается котельная и насосная с
водонапорным баком.
Мусоросборники обеспечиваются плотно закрывающимися крышками. Их
следует устанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м
от окон и входа в столовую (буфет).
Въезды и входы на участок, проезды, дорожка к хозяйственным
постройкам, площадкам для мусоросборников, а в сельских учрежденьях без
канализации - дворовым уборным покрываются асфальтобетоном и другим твердым
покрытием. Подходы к зданию учреждения не менее чем за 100 м также имеют
твердое покрытие.
Участок учреждения имеет наружное освещение при норме освещенности
на земле - 10 лк.
Земельные участки сельских общеобразовательных учреждений могут
расширяться за счет сооружения парников, теплиц, оранжерей, помещений для
хранения малогабаритной сельскохозяйственной техники, садово-огородного
инвентаря и др.
2 Санитарно-гигиенические требования к
зданию и оборудованию помещений
2.1 Здание общеобразовательного учреждения
Количество обучающихся не должно превышать вмести мости
общеобразовательного учреждения, предусмотренной проектом, по которому
построено или приспособлено здание. Вместимость вновь строящихся городских
общеобразовательных учреждений не должна превышать ] 000 человек, сельских
малокомплектных учреждений для I ступени обучения - 80 человек. I и И ступеней - 250 человек, I.
II и Ш ступеней - 500 человек.
Наполняемость каждого класса не
должна превышать 25 человек.
Учебные помещения не размещаются в подвальных и цокольных этажах
здания. Высота здания общеобразовательного учреждения не должна превышать 3
этажей. Допускается в условиях плотной за стройки городов строительство
учреждений высотой в 4 этажа
При размещении общеобразовательных учреждений в ранее выстроенных
4—5-этажных зданиях, четвертый и пятый этажи необходимо отводить под редко
посещаемые обучающимися кабинеты.
При размещении учреждения в приспособленном здании набор
помещений, их площади определяются по согласованию с территориальными центрами
Госсанэпиднадзора в каждом конкретном случае, исходя из вида
общеобразовательного учреждения, числа и возраста обучающихся, количества
классов и прочего.
Гардеробы размещаются на 1 этаже с обязательным оборудованием
ячеек для каждого класса.
Гардеробы оснащаются вешалками для одежды и ячейками для обуви. Не
следует устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.
Для правильной организации карантинных мероприятий при
возникновении инфекционных заболеваний необходимо повседневно использовать все
имеющиеся в здании входы.
Набор помещений создает условия для изучения обязательных учебных
дисциплин (с учетом национальной и региональной специфики), а также
дополнительных предметов по выбору обучающихся в соответствии с их интересами
и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения одного-двух-трех
предметов. Учебные классы не следует располагать вблизи помещений, являющихся
источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока)
Учащихся I ступени обучают в закрепленных за
каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок.
Для обучающихся II—III
ступени допускается организация образовательного процесса по классно-кабинетной
системе в любых этажах здания, кроме подвальных и цокольных.
В сельском общеобразовательном учреждении при малой наполняемости
классов допускается использование учебных кабинетов по 2 дисциплинам.
Наиболее благоприятным является следующее сочетание предметов:
химия - биология, математика - черчение, черчение - рисование, история - география,
литература - иностранный язык
Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных
столов для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для
размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), зону
для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности.
Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 м на одного
обучающегося при фронтальных формах занятий. 3,5 м2 - при групповых формах
работы и индивидуальных занятиях.
Площадь и использование, кабинетов информатики должны
соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным
терминалам, персональным электронно- вычислительным машинам и организации
работы.
Оптимальные размеры рабочей зоны обучающихся зависят от угла
видимости (связанного с расстоянием от доски до первых боковых рядов - парт).
Он должен составлять не менее 35° для обучающихся II—III ступени и не менее 45° для
обучающихся 6—7 лет.
При каждом кабинете или группе из 2—3 кабинетов организуется
лаборантская (наличие лаборантской обязательно в кабинетах химии, физики,
биологии, информатики).
При наличии в здании учреждения учебных мастерских, они должны
использоваться по назначению. По согласованию с территориальным центром
Госсанэпиднадзора, они могут быть переоборудованы соответственно профилю
общеобразовательного учреждения, а также допускается их использование для
внеклассных занятий по техническому творчеству и для работы обучающихся во
внеурочное время.
При строительстве общеобразовательных учреждений, ориентированных
на углубленное и расширенное содержание обучения (с углубленным изучением
отдельных предметов, гимназии, лицеи), для разностороннего развития личности
обучающихся необходимо предусматривать выделение помещений под студии
(универсальные залы) с габаритами 12 х 12 м,
а также подсобные помещения для
отделения по художественному воспитанию и искусству:кабинет эстетики с
полиэкраном, кружковые помещения по изобразительному искусству, хореографии,
классы пения и музыки (70—108 м2) в зависимости от назначения нового
образовательного учреждения.
В учреждениях с техническим профилем следует предусмотреть
универсальное помещение площадью 108 м2 (90 + 18) для технического творчества.
Учебно-художественные кабинеты должны иметь зоны для акварельной
живописи, масляной живописи и рисунка.
Исходя из позы при работе различными видами живописи (по
акварелькой живописи и рисунку - сидя, по масляной живописи стоя), площадь на
одно рабочее место составляет для масляной живописи - 3,5 м2,
акварельной живописи и рисунка - 2,0 м2.
Спортивный зал следует размещать на 1 этаже в пристройке. Его
размеры предусматривают выполнение полной программы по физ.воспитанию и
возможность внеурочных спортивных занятий.
Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости
от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.
Площади спортивных залов приняты 9 x18 м, 12x24 м, 18 х 30 м при
высоте не менее 6 м.
При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные, площадью
16—-32 м2 в зависимости от площади спортзала; раздевальные для
мальчиков и девочек, площадью 10,5 м каждая; душевые, площадью 9 м2 каждая;
уборные для девочек и мальчиков, площадью 8 м2 каждая; комната для
инструктора, площадью 9 м2.
В состав помещений фнзкультурно-спортивного назначения необходимо
включать помещение (зону), оборудованное тренажерными устройствами, а также, по
возможности, бассейн.
Размеры актового зала определяются числом посадочных мест из
расчета 0,65 м на одно место и 60 % от общего количества обучающихся учреждения.
При актовом зале предусматриваются артистические уборные, площадью не менее 10
м2 каждая, кинопроекционная, площадью 27 м2. склад декораций и
бутафории, музыкальных инструментов, площадью Юм2, склад хранения
костюмов, площадью 10м2.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов,
гимназиях и лицеях следует иметь лекционную аудиторию. Ее размеры
устанавливаются по вместимости в ней возрастной параллели обучающихся,
состоящей не более чем из 3 классов, из расчета 1 м2 на одно место.
Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и
его вместимости.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов,
гимназиях и лицеях библиотеку следует использовать в качестве
справочно-информационного центра, оснащенного всеми видами технических средств
обучения (далее - ТС О), обеспечивающего условия для индивидуальных
занятий обучающихся.
Площадь библиотеки - информационного центра - необходимо принимать
из расчета не менее 0,6 м2 на одного обучающегося.
В помещении библиотеки предусматриваются следующие зоны:
читательские места, информационный пункт (выдача и прием литературы), места
для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого хранения,
зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО и боксы для хранения
передвижных тележек.
При строительстве и реконструкции современных обще образовательных
учреждений следует отдавать предпочтение рекреационным помещениям зального
типа.
Медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает
следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения
остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 м2; кабинет зубного
врача, площадью 12 м2 оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет,
площадью 14 м2; кабинет психолога, площадью 10 м2.
При медпункте оборудуется самостоятельный санузел.
На каждом этаже должны размещаться
санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без
запоров. Количество санитарных приборов определяется из расчета 1 унитаз на 20
девочек, 1 умывальник на 30 девочек, 1 унитаз, 0,5 лоткового писсуара и I умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для
мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м2 на одного
обучающегося. Для персонала выделяется отдельный санузел. Для обучающихся II и III ступеней обучения организуются
комнаты личной гигиены для девочек из расчета 1 кабина на 70 человек площадью
не менее 3 м2.
Входы в санузлы не следует располагать напротив входа в учебные
помещения или в непосредственной близости от них.
На каждом этаже предусматриваются помещения, оборудованные
поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды, для хранения и обработки
уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов.
В помещениях начальный классов, лабораториях, учебных кабинетах,
мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнате
технического персонала обязательно устанавливаются умывальники.
В общеобразовательных учреждениях организуется 2-разовое горячее
питание для детей групп продленного дня и горячие завтраки для остальных детей.
Питание может быть организовано в столовой, работающей на сырье или на
полуфабрикатах, а также в буфете-раздаточной согласно гигиеническим
требованиям к организациям общественного питания, включая кондитерские цехи и организации,
вырабатывающие мягкое мороженое. Столовые предусматриваются в учреждениях с
числом обучающихся более 100 человек.
Столовая, работающая на сырье, должна иметь следующий набор
оборудования и помещений: цехи - горячий, холодный, мясорыбный, кондитерский,
овощной; моечные для столовой и кухонной посуды; кладовые для сухих продуктов
и овощей; охлаждаемые и низкотемпературные камеры для хранения мясных и особо
скоропортящихся продуктов; бытовые помещения для персонала пищеблока;
загрузочная-тарная; моечная для тары; холодильная камера для пищевых отходов;
санузел для сотрудников столовой. В состав помещений столовой, работающей на
полуфабрикатах, входят: горячий цех, доготовочная, моечные для столовой и
кухонной посуды, кладовые для сухих продуктов и овощей, холодильные камеры для
полуфабрикатов, бытовые помещения для персонала пищеблока, загрузочная-тарная,
моечная для тары, холодильная камера для пищевых отходов.
В состав помещений буфета-раздаточной входят: загрузочная;
помещение для подогрева пищи, оборудованное плитой, холодильными шкафами;
раздаточная, оборудованная мармитами; посудомоечная; подсобные помещения;
бытовые помещения для персонала; помещения для мытья тары
При буфетах и столовых общеобразовательных учреждений обязательно
предусматривается обеденный зал площадью из расчета 0,7 м2 на одно место в
зале, исходя из посадки 100 % обучающихся в 3 очереди. При столовых
устанавливаются умывальники из рас чета 1 кран на 20 посадочных мест.
Умывальники размешают в расширенных проходах, коридорах, ведущих в обеденный
зал, или в отдельном помещении рядом с обеденным залом._
В сельских общеобразовательных учреждениях (средних, неполных
средних) требования к организации питания те же, что и в городских. В
малокомплектных общеобразовательных учреждениях (до 50 обучающихся) выделяются
помещения для приема пищи с минимальным набором оборудования: электроплита
2-гнездная, мойка для мытья посуды, холодильник, электротитан.
2.2Помещения и оборудование учреждения
В зависимости
от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные
и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов,
как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной
(сблокированной) расстановкой столов.
Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой
или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для
подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая
маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.
Парты (столы) расставляются в
учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большее - дальше. Для
детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся
первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в
первом ряду от окон.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями,
следует рассаживать дальше от наружной стены.
При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры
проходов и расстояния между предметами оборудования (см):
• между рядами двухместных столов - не менее 60;
• между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее
50—70;
• между рядом столов и внутренней продольной стеной
(перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50—70;
• от последних столов до стены (перегородки), противоположной
классной доске, - не менее 70;
• от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100; а при
наличии оборотных классов -120;
• от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
• от первой парты до учебной доски - 240—270;
• наибольшая удаленность последнего, места обучающегося от
учебной доски - 860;
• высота нижнего края учебной доски над полом - 80—90:
• угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины
крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35° для
обучающихся II—III
ступени и не менее
45° для детей 6—7 лет.
Кабинеты физики и химии должны быть -оборудованы специальными
демонстрационными столами, где предусмотрены пульты управления проектной
аппаратурой, подача воды, электричества, канализации.
Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий
демонстрационный стол рекомендуется устанавливать на подиум.
В кабинетах физики и химии устанавливают двухместные ученические
лабораторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой электроэнергии,
сжатого воздуха (лаборатория физики). Лаборатория химии оборудуется вытяжными
шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.
Кабинеты иностранного языка включают следующее оборудование: стол
преподавателя с пультом управления и тумбой для проекционных аппаратов;
подставка под магнитофон и проигрыватель; секционные шкафы (встроенные или
пристроенные) для хранения наглядных пособий и ТСО; лингафонные рецептивные
установки.
Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать
гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам,
персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы
В мастерских для трудового обучения размещение оборудования
осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы,
сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма
Столярные мастерские оборудуются
верстаками, расставленными либо под углом 45° к окну, либо в 3 ряда
перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева, расстояние между
ними должно быть не менее 80 см в передне- заднем направлении. В слесарных
мастерских допускается как лево стороннее, так и правостороннее освещение с
перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние
между рядами одноместных верстаков - не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски
крепятся к верстакам на расстоянии 0.9 м между их осями. Слесарные верстаки
должны быть оснащены предохрани тельной сеткой, высотой 0.65—0,7 м.
Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном
фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным
освещением. Инструменты, используемые для столярных и слесарных работ, должны
соответствовать возрасту обучающихся. В слесарных и столярных мастерских и
кабинетах обслуживающего труда устанавливаются умывальники и электрополотенца.
В каждом кабинете (мастерской) для оказания первой медицинской помощи должны
быть аптечки. Все работы выполняются обучающимися в специальной одежде (халат,
фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения
глаз, следует использовать защитные очки.
Стены учебных помещений должны быть гладкими, до пускающими их
уборку влажным способом.
Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или
линолеум на утепленной основе.
Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической
или мозаичной шлифованной плиткой; не используют цементные, мраморные или
другие аналогичные материалы.
При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен
помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий,
разрешенных к применению в строительстве.
3 Условия необходимые для организации
учебной деятельности
3.1 Воздушно-тепловой режим
Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха в
общеобразовательных учреждениях следует предусматривать в соответствии с
гигиеническими требованиями к общественным зданиям и сооружениям.
Теплоснабжение зданий обеспечивается от ТЭЦ. районных или местных
котельных. Паровое отопление не используется.
В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы,
трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели, а также
допускается использование конвекторов с кожухами. Отопительные приборы
ограждаются съемными деревянными решетками, располагаются под оконными
проемами и имеют регуляторы температуры. Не следует устраивать ограждений из
древесно-стружечных плит и других полимерных материалов. Средняя температура поверхности
нагревательных приборов не должна превышать 80 °С.
При проектировании в здании общеобразовательного учреждения
воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, следует предусматривать
автоматическое управление системами для поддержания в помещении в рабочее время
расчетных уровней температуры и относительной влажности воздуха в пределах
40—60 %.
Во внеучебное время в помещении поддерживается температура не ниже
15 °С Температура воздуха, поддерживаемая в системе воздушного отопления, в
рабочее время не должна превышать 40 °С.
В учебных помещениях рециркуляция воздуха в системах воздушного
отопления не допускается.
Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для
следующих помещений (групп помещений): классных комнат и учебных кабинетов
(при отсутствии воздушного отопления), лабораторий, актовых залов, бассейнов,
тиров, столовой, медпункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для
обработки и хранения уборочного инвентаря.
Воздухообмен в столовых рассчитывается на поглощение
теплоизбытков. выделяемых технологическим оборудованием кухни.
Использование асбестоцементных воздухопроводов не допускается.
Печное отопление допускается только в одноэтажных малокомплектных
сельских учреждениях (не более 50 человек). Топка устраивается в коридоре.
Не следует устанавливать железные печи. Во избежание загрязнения
воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного
сгорания топлива и не позднее, чем за два часа до прихода обучающихся.
Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не
менее V» площади пола. Фрамуги и форточки должны
функционировать в любое время года.
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные
- во время уроков.
До начала занятий и после их
окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений.
Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно
табл. 2.
В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах
и форточках. Длительность сквозного проветривания учебных помещений в
зависимости от температуры наружного воздуха
Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна
составлять:
• в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях
18—20 °С при их обычном остеклении и 19—21 °С - при ленточном
остеклении:
• в учебных мастерских - 15—17 °С;
• в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки,
клубной комнате
• - 18—20 °С;
• в кабинетах информатики - оптимальная 19—21 °С, допустимая
18—22 °С;
• в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий -
15—17 °С;
• в раздевалке спортивного зала - 19—23 °С;
• в кабинетах врачей - 21—23 °С;
• в рекреациях - 16—18°С;
• в библиотеке- 17—21 "С,
• в вестибюле и гардеробе - 16—19 °С.
Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для
этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной
стороны при температуре наружного воздуха выше 5 °С и слабом ветре. При более
низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале
проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание - во время перемен
при отсутствии обучающихся.
При достижении в помещении температуры воздуха в 15—14 °С
проветривание зала следует прекращать.
В помещениях общеобразовательных учреждений относи тельная
влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40— 60 %.
В туалетных, помещениях кухни, душевых и мастерских оборудуется
вытяжная вентиляция.
Вытяжные вентиляционные решетки следует ежемесячно очищать от
пыли.
В мастерских для трудового обучения, где работа на станках и
механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется
механическая вытяжная вентиляция. Кратность воздухообмена составляет не менее
20 м3 в час на 1 ребенка. Станки и механизмы должны отвечать
требованиям санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспособления.
3.2 Естественное и искусственное освещение
Естественное освещение. Учебные помещения должны иметь
естественное освещение. Без естественного освещения допускается проектировать:
снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и
уборные персонала; кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения
легковоспламеняющихся жидкостей), радиоузлы; кинофотолаборатории;
книгохранилища; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные
и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и
управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для
хранения дезсредств.
В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее
освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине
учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета,
высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует
допускать направление основного светового потока впереди и сзади от
обучающихся.
В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах
также может применяться двустороннее боковое естественное освещение и
комбинированное (верхнее и боковое).
В помещениях общеобразовательных
учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной
освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми
к естественному и искусственному освещению. В учебных помещениях при
одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5% (на
расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам).
Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных
для занятий обучающихся, не должна превышать 3:1.
Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные,
юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта
могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение
кухни, ориентация кабинета информатики на север, северо-восток.
Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми
солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов,
сочетающихся с цветом стен, мебели.
Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. В нерабочем
состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Для отделки
учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие
матовую поверхность с коэффициентами отражения:
• для потолка - 0.7—0,8:
• для стен-0,5—0,6;
• для пола - 0,3—0,5.
Следует использовать следующие цвета красок:
• для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого,
розового, зеленого, голубого;
• для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурального дерева
или светло-зеленый;
• для классных досок темно-зеленый, темно-коричневый;
• для дверей, оконных рам белый.
Для максимального использования дневного света и равномерного
освещения учебных помещений следует:
• сажать деревья не ближе 15 м, кустарник - не ближе 5 м от
здания;
• не закрашивать оконные стекла;
• не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных
цветочницах высотой 65—70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
• очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и
весной).
Искусственное освещение. В учебных помещениях обеспечиваются
нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель
дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с
гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению.
В учебных помещениях предусматривается преимущественно
люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ. ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается
использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2
ступени шкалы освещенности).
Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и
лампы накаливания. Использование новых типов ламп и светильников
согласовывается с территориальными центрами Госсанэпиднадзора.
В учебных помещениях следует применять систему общего освещения.
Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей
стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Дня общего
освещения учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует
применять люминесцентные светильники следующих типов: ЛС002-2х40, ЛП028-2х40.
ЛП0022х40. ЛП034-4х36, ЦСП-5-2х40. Могут использоваться и другие светильники по
типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и
конструктивным исполнением.
Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя
установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа
ЛПО-30-40-122(125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски
на 0,3 м и на 0,6 м - в сторону класса перед доской.
При проектировании системы искусственного освещения для учебных
помещений необходимо предусмотреть раздельное включение пиний светильников.
В учебных кабинетах, аудиториях,
лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на
рабочих столах – 300 лк., на классной доске – 500 лк., в кабинетах технического
черчения и рисования 500 лк., в кабинетах информатики на столах – 300 – 500
лк., в актовых и спортивных залах (на полу) – 150 лк.
При пользовании ТСО и
необходимости сочетать восприятия информации с экрана и ведении записи в тетради
- освещенность на столах обучающихся должна быть 300 лк.
При использовании диа- и
кинопроекторов освещенность должна быть500 лк. При этом следует использовать
либо только одно местное освещение, либо создавать систему функционального
искусственного освещения с тёмным коридором перед экраном. Необходимо проводить
чистку осветительной арматуры светильников не реже чем 2 раза в год и
своевременно заменять перегоревшие лампы. Привлекать к работе обучающихся не
следует. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются и вывозятся
из здания общеобразовательного учреждения.
В целях предупреждения
возникновения массовых инфекционных заболеваний (отравлений) хранение ламп в
неприспособленных общеобразовательных учреждениях запрещается (ст.29.,п.1 Федерального
закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта
1999 г. №52-ФЗ).
Профилактическое ультрафиолетовое
облучение детей следует проводить в районах севернее 57,5 градусов северной
широты и в районах с загрязнённой атмосферой. Для этого рекомендуется
использовать облучательные установки длительного действия или кратковременного
(фонари) в соответствие с рекомендациями по проведению профилактического ультрафиолетового
облучения людей с применением источников ультрафиолетового облучения.
3.3. Водоснабжение и канализация
Здания общеобразовательных
учреждений должны оборудоваться системами хозяйственно – питьевого,
противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в
соответствии с требованиями к планировке и застройки городских и сельских
поселений.
В общеобразовательных учреждениях
обеспечивается централизованное водоснабжение и канализация. В случаях
отсутствия в населённом пункте канализации и водопровода, водоснабжение и
способ удаления нечистот и отбросов в каждом конкретном случаи согласуется
территориальными центрами Госсанэпиднадзора.
Общеобразовательные учреждения
обеспечиваются доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими
требованиями к качеству питьевой воды центральных систем питьевого
водоснабжения.
Использование в
общеобразовательных учреждениях фильтров для очистки питьевой воды
согласовывается с территориальными центрами Госсанэпиднадзора.
Холодным и горячим водоснабжением
обеспечиваются производственные помещения пищевого блока, душе6вые, умывальные,
кабины гигиены девочек, помещения медицинского кабинета.
Учебные помещения начальных
классов, кабинеты физики, химии, черчения, рисования, мастерские трудового
обучения должны быть обеспечены холодным и горячим водоснабжением.
В неканализационных районах
общеобразовательные учреждения оборудуются внутренней канализацией при условии
устройства местных очистных сооружений.
4 Санитарное состояние и содержание
общеобразовательной средней школы
В период эпидемиологического благополучия в учреждениях проводится
ежедневная влажная уборка помещений с использованием соды, мыла или
синтетических моющих средств.
Уборку классов и других учебных и вспомогательных помещений
проводят после окончания уроков при открытых окнах или фрамугах. Если учреждение
работает в две смены уборку проводят дважды. Моют полы, протирают места
скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.).
Один раз в месяц проводят генеральную уборку помещений с
применением не только моющих, но и дезинфицирующих средств, разрешенных в
установленном порядке (например, 0,5—1 %-ный раствор хлорной извести, хлорамина
или гипохлорита кальция, 0,2 %-ный раствор суль-фохлорантина. 3 %-ный раствор
амфолана. 1 %-ный (по ДВ) раствор полисепта, 1 %-ный (по ДВ) раствор перамина,
3 %-ный (по ДВ) раствор перекиси водорода с моющим средством).
Окна снаружи и изнутри и оконные проемы моют 2 раза в год (весной
и осенью).
Места общего пользования (туалеты, буфет, столовая и медицинский
кабинет) всегда убирают с использованием дезинфицирующих средств.
Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному
обеззараживанию независимо от эпидситуации. Сидения на унитазах, ручки сливных
бачков и ручки дверей моют теплой водой с мылом. Раковины, унитазы чистят
квачами или щетками чистяще-дезинфицирующими средствами, разрешенными в
установленном порядке (например, Блеск-2, Санита, Белка, ПЧД. Дезеф, Дезус,
Санитарный и др.), в соответствии с указаниями на этикетке или двукратно протирают
ветошью, смоченной в одном из дезинфицирующих средств.
Уборку столовой проводят после каждого посещения ее детьми
(завтрак, обед, полдник). После каждого приема пищи столы моют горячей водой с
мылом или содой.
Мытье посуды осуществляется механическим или ручным способом. При
ручном способе мытья посуды используется трехгнездная ванна.
Освобожденная от остатков пищи столовая посуда моется щеткой в
воде (50 °С) с добавлением моющих средств (1 ванна). После этого посуда
погружается в один из дезинфицирующих растворов (0.2 %-ный раствор хлорамина,
гипохлорита натрия или кальция) -2 ванна, ополаскивается горячей проточной
водой при температуре 65 °С (3 ванна) и просушивается в специальных шкафах или
решетках.
Стеклянная посуда после механической очистки моется с применением
разрешенных моечных средств (1 ванна), ополаскивается горячей проточной водой
(2 ванна) и просушивается на специальных решетках.
Столовые приборы после механической очистки и мытья с применением
моющих средств (1 ванна) споласкивают горячей проточной водой (2 ванна) и
обеззараживают физическим методом в воздушных стерилизаторах в течение 2—3 мин.
Чистые столовые приборы хранят в металлических кассетах в вертикальном
положении ручками вверх.
Во время карантина очередность процессов обработки посуды
меняется. Сначала, после освобождения от остатков пиши, посуду погружают в
один из дезинфицирующих растворов, указанных в прилож. 7. или кипятят в 2
%-ном растворе соды 15 мин. После этого посуду моют, ополаскивают горячей
водой и высушивают. При использовании посудомоечной машины обработку посуды
проводят по режиму, указанному в документации на машину.
Мочалки, щетки для мытья посуды, ветошь для протирания столов
после использования кипятят в течение 15 мин в воде с добавлением соды или
замачивают в дезинфицирующем растворе (0,5 %-ном растворе хлорамина 50 мин),
затем прополаскивают, сушат и хранят в специальной промаркированной таре.
Остатки пищи обеззараживают кипячением в течение 15 мин или
засыпают хлорной известью либо любым из следующих средств: известью белильной
термостойкой 200 г/кг или НГК, или ДОСГК 100г/кг.
В помещении пищеблока (кухни,
кладовые и пр.) должны соблюдаться правила хранения продуктов и пищевых
отходов и проводиться борьба с мухами, тараканами и грызунами.
В медицинском кабинете, помимо обеззараживания помещения и
предметов обстановки, необходимо дезинфицировать медицинские инструменты
многоразового пользования способом погружения в один из растворов, или
пользоваться физическими методами обеззараживания (кипячение, сухой горячий
воздух). Предметы ухода за больными дезинфицируются способом протирания или
погружения в раствор дезинфицирующего средства .
В тех случаях, когда требуется стерильность, необходимо применять
изделия разового пользования.
В период карантина ежедневному обеззараживанию подлежат все
помещения, где находились дети из класса с установленным карантином.
При проведении дезинфекции особое внимание уделяют обработке
объектов, играющих решающую роль в передаче данной инфекции.
При капельных инфекциях - частое проветривание классов (на каждой
перемене), тщательное удаление пыли в помещениях, обеззараживание посуды; при
кишечных инфекциях обеззараживание посуды, поверхностей обеденных столон,
санитарно-технического оборудования, мытье рук с мылом после каждого посещения
туалета и перед приемом пищи.
С целью выявления педикулеза медицинскому персоналу необходимо не
реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно (четыре-пять
классов) проводить осмотры детей. Осмотры (волосистой части тела и одежды)
проводят в хорошо освещенном помещении, используя лупу и частые гребни. После
каждого осмотра гребень обдают крутым кипятком или протирают 70- градусным
раствором спирта.
На территории участка проводят ежедневную уборку. Мусор собирают в
металлические мусоросборники с закрывающимися крышками. Очистку мусоросборников
производят при их заполнении на 2/з объема. После опорожнения
мусоросборники дезинфицируют. Дезинфекцию мусоросборников, помойных ям,
мусорных ящиков проводят орошением 10%-ным раствором хлорной извести (или
извести белильной термостойкой). 5 %-ным раствором НГК или 7 %-ным раствором
ВГК при времени обеззараживания 60 мин. Мусор заливают одним из растворов:
10%-ным раствором
хлорной извести в соотношении 2:1 на 120 мин, 20 %-ным
хлорно-известковым молоком 2:1 на 60 мин. 5 %-ным раствором НГК 2 : 1 на 120
мин.
С целью предупреждения вы плода
мух и уничтожения их на фазе развития в отходах 1 раз в 5—10 дней места сбора
отходов обрабатывают одним из средств в соответствии с указаниями по борьбе с
мухами. На территории учреждений не должно быть безнадзорных животных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В здании общеобразовательного учреждения есть обязательный
набор помещений: учебные классы, помещения для занятий по физ.воспитанию,
столовая или буфет, медпункт или помещение для медицинского
обеспечения, административно-хозяйственные помещение, санузлы, рекреации и
гардероб.
Все необходимые требования к зданию выполнены при строительстве.
Предусмотрены воздушное отопление, вентиляция, в учебных
помещениях боковое левое освещение.
Школа удалена от проезжей части. Вокруг школы земельный участок,
огороженный забором. Определены зоны: физкультурно-спортивная, отдыха,
хозяйственная.
Оборудование помещений определяются в каждом конкретном случае,
исходя из конкретного предмета , числа и возраста обучающихся, количества
классов, в соответствии с требованиями санитарных правил и по согласованию с
территориальными центрами Госсанэпиднадзора.
Теплоснабжение обеспечивается местной котельной
Помещения столовой размещено на 1 этаже и имеет отдельный выход.
Стены учебных помещений гладкие , крашенные допускающие их уборку
влажным способом.
Полы без щелей, покрытие дощатое, паркетное и линолеум на
утепленной основе. Полы туалетных и умывальных комнат выстланы керамической и
мозаичной шлифованной плиткой; не используются цементные, мраморные или другие
аналогичные материалы.
При отделки полов и стен помещений выбраны полимерных материалы и
изделия, разрешенные к применению в строительстве.
Спортивный зал размещается на первом этаже и удален от учебных
помещений, учительской и кабинета врача. При спортивном зале устроены
раздевальные и душевые для мальчиков и девочек, оборудованные вешалками для
одежды.
Медицинский пункт располагается на первом этаже и включает кабинет
врача и процедурную.
Здание общеобразовательной
средней школы отвечает всем необходимым требованиям что способствует
эффективному и безопасному его использованию.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта
1999 №52-ФЗ Собрание законодательства РФ 1999,№14 ст. 1650
2. Закон РФ « Об образовании»
3. Положение о государственном санитарно- эпидемиологическом
нормировании, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000г.,
№554 Собрание законодательства РФ 2000, №31, ст.3295
4. «Классификатор санитарно-гигиенических и эпидемиологических
нормативных и методологических документов», утвержденный
Госкомсанэпиднадзором РФ 09.02.94.
5. СанПиН2.1.4.1074-01 «Питьевая вода гигиенические требования к
качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества».
6. СНиП23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»
Утверждено Госстроем СССР 1995г
7. СНиП2.08.02-89 «Общественные здания сооружения» Утверждено
Госстроем СССР 1989г.
8. СНиП2.07.01-89 «Планировка и застройка городских и сельских
поселений» Утверждено Госстроем СССР 1989г.
9. СанПиН2.4.2.1178-02
«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных
учреждениях» Утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ
25.11.02., с 1.09.03.Г.
|