Большая коллекция рефератов

No Image
No Image

Счетчики

Реклама

No Image

Нормирование труда во вспомогательном и обслуживающем производстве

Нормирование труда во вспомогательном и обслуживающем производстве










Нормирование труда во вспомогательном и обслуживающем производстве.


Содержание


1. Нормирование труда по обслуживанию стационарных машин. 3

2. Нормирование труда на ручных работах. 9

3. Нормирование труда на транспортных работах. 12

4. Нормирование труда на ремонтных работах. 16


1. Нормирование труда по обслуживанию стационарных машин.


В настоящее время в с.-х. производстве используется более 500 наименований стационарных машин, которыми выполняются следующие виды работ:

-         предпосевная и послеуборочная обработка зерна, семян, трав;

-         подготовка кормов;

-         выделение и очистка семян овощных, технических, бахчевых культур;

-         мойка корнеклубнеплодов;

-         сортировочные работы;

-         работы по сушке с.-х. продукции;

-         работы по переработке молока и т.п.

Причем, все большее распространение на стационарных работах получает комплексная механизация трудовых процессов, при которой продукцию подают,, обрабатывают и принимают без применения ручного труда.

Основная цель нормирования труда на обслуживании стационарных машин -определение часовой производительности и времени работы машины и оптимального количества обслуживающих рабочих.

Сменная норма выработки при работе на стационарных машинах зависит от часовой производительности (пропускной способности) и времени работы машины. Эти показатели в свою очередь зависят от количества обслуживающих машину людей, т.к. часовая производительность стационарных машин непосредственно связана с бесперебойно Расчет количества обслуживающих рабочих, правильная их расстановка по рабочим местам и рациональное распределение обязанностей оказывают большое влияние на производительность машин и труда в целом.

При выполнении стационарных работ машины и агрегаты находятся в неподвижном состоянии, а продукция под воздействием рабочих органов перемещается, и изменяются ее свойства.

Нормирование труда на стационарных работах имеет следующие особенности:

совмещение нескольких операций в одном технологическом процессе;

затраты труда не единицу продукции, сменная и часовая производительность не зависят от зональных особенностей;

обслуживающий персонал работает в помещениях и не подвержен влиянию внешних условий;

-        работы носят сезонный характер.

Основные формообразующие факторы:

-         Технологические - последовательность и способ обработки; способ подачи исходной продукции и прием переработанной; способ складирования;

-         Технические - конструктивные и эксплуатационные показатели машин, агрегатов и поточных линий;

-         Организационные - организация работы и трудового процесса на рабочем месте;

-         Агробиологические - требования к перерабатываемой продукции по влажности, засоренности, наличию примесей и т.п.

-         Социально-экономические - продолжительность рабочего дня, условия и оплата труд.

Для целей нормирования стационарные машины классифицируются:

по конструкции - машины непрерывного и циклического действия;

по технологическому принципу (по виду выполняемых работ) - зерно- и семяочистительные; сортировальные; молотильные; для протравливания семя; смешивания кормов; дробления и просеивания кормов и удобрений; мойки корнеклубнеплодов; запаривания кормов; переработки молока; прессования сена, соломы; погрузки продукции в транспортные средства и т.д.

Трудовой процесс при обслуживании стационарных машин изучают с помощью фотографии, фотохронометража и хронометражных наблюдений. Наблюдение проводится как за машиной, так и за исполнителем или группой исполнителей одновременно.

Прежде чем приступить к наблюдению, необходимо:

-         изучить какие нормообразующие факторы влияют на сменную норму в каждом конкретном случае,

-         классификацию затрат рабочего времени,

-         ознакомиться с организацией труда, технологией выполнения работ, расстановкой исполнителей на рабочих местах и их трудовыми обязанностями,

-         подготовить наблюдательные листы и средства измерения затрат времени,

-         ознакомиться с ГОСТами, по которым определяются требования к готовой продукции.

По состоянию обрабатываемой продукции ее подразделяют на группы (по степени загрязненности - слабая, средняя, сильная). Нормы труда рассчитываются для каждой группы загрязненности, засоренности, влажности и т.п. в отдельности.

В зависимости от характера работы и конструкции машин для разработки типовой нормы необходимо провести 10-15 фотографий рабочего дня. При определении или уточнении нормы в хозяйстве достаточно 2-3 наблюдений.

Наряду с затратами рабочего времени необходимо точно замерить объем выполненной работы, вес поступившей и полученной после обработки продукции.

Данные наблюдений записывают в карточки к наблюдательному листу. Затем проводится шифровка и су4ммирование одинаковых затрат рабочего времени и составляется фактический баланс времени смены.

Для расчета сменной нормы выработки по результатам наблюдений определяют часовую производительность машины по формуле:

Wсм факт.        w час — часовая производительность машины, т/час

w час =       , где Wcm факт - фактическая выработка за смену, т

Том факт.         Том - фактическое основное время машины, час.

Для установления норм выработки и численности обслуживающего персонала на машину составляют проектный баланс использования машинного и рабочего времени исполнителей по каждому рабочему месту. В проектный баланс смены входят следующие элементы времени:

Тсм = Тпз + Том + Тобс + Тлн +Тотд

Норматив Тпз и Тобс определяют по материалам наблюдений или справочным таблицам нормативов. При этом Тобс машины или рабочего места, которое совмещается со временем основной работы машины, в балансе не учитывается.

Тлн рабочие совмещают со временем остановки машины и со временем отдыха.

Тотд определяют в процентах к оперативному времени для группы исполнителей в зависимости от тяжести, темпа и монотонности работы, нервного напряжения, температуры, загазованности, запыленности, шума и вибрации. В зависимости от сочетания этих условий все работы по обслуживанию стационарных машин делятся на четыре группы, и норма времени на отдых составляет на каждый час оперативной работы:

I        - 6% (4мин)

II       - 8% (5мин)
Ш-11%(7мин)
IV-15%(9mиh)

При определении времени основной работы машины за смену время на отдых исполнителя определяют в абсолютных величинах по формуле:

Тсм - (Тпз + Тлн)                К - коэффициент, выражающий долю
Тотд = К х  , где времени на отдых к Топ, %

100 + К                      100 — постоянный коэффициент

Том = Тсм - (Тпз + Тобс + Тлн + Тотд)

После расчета рационального баланса определяют сменную норму выработки для машин непрерывного действия по формуле:

Тем - (Тпз + Тобс + Тлн)       60, 100 - постоянные коэф-ты.

Нсм =         х Wчac.

60 х (1 + К/100)

При расчете норм выработки для машин циклического действия определяют производительность машины за один цикл работы по формуле:

        W факт см                      - фактическая смен выработка, т
Wц=-----------------,      где

       n         - число циклов

Тсм - (Тпз + Тобс + Тлн + Тотд)
Нсм =         х Wц х Кп

Тц

Тц - продолжительность одного цикла работы машины, мин. Кп - коэффициент выхода готовой продукции.

Число обслуживающего персонала по каждому рабочему месту определяют по соотношению фактических затрат времени исполнителей на оперативную работу за смену (Топ ф) и фактического основного времени работы машины (Том ф)

Топф
Рф = 

Том ф

Оперативное время исполнителей (Топ) по каждому рабочему месту

рассчитывают путем умножения продолжительности основного машинного времени на среднее значение Рф:

                        Топ = Том х Рф

Затем на найденное время исполнителей рассчитывают время отдыха (Тотд) по соответствующей группе работ.

Количество исполнителей (Кисп) по каждому рабочему месту определяют путем деления суммы оперативного времени исполнителей и времени отдыха на основное машинное время:

                      Топ + Тотд

Кисп =        ____________

Том

2. Нормирование труда на ручных работах.


Несмотря на высокий уровень механизации в сельском хозяйстве до сих пор остается много работ, которые выполняются вручную. В группу ручных работ входят, как самостоятельно выполняемые, так и ручные работы после машины: ручная посадка рассады овощных культур, ручная прополка, прореживание растений, ручная уборка урожая и т.п.

Ручные работы выполняются с помощью простых орудий и приспособлений или без них. Нормы затрат труда устанавливаются в виде норм выработки и измеряются в различных единицах: сотках, штуках и т.д.

Группа ручных работ характеризуется большим разнообразием факторов, в зависимости от которых должны быть дифференцированы нормы выработки. Нормы труда по большинству ручных работ дифференцируют на 3-4 группы. Распределение работ по группам в условиях хозяйства в зависимости от засоренности участка, урожайности, плотности почвы, крупности корнеплодов и др. определяют визуально.

Нормообразующие факторы на ручных работах распределяются по видам работ: 1 .На посадочных работах - культура и сорт; высота рассады; схема, приемы и способ посадки; применяемые орудия.

На работах по уходу за растениями - культура и сорт; тип, механический состав, плотность, влажность и засоренность почвы; высота, схема посадки растений; применяемые орудия.

На работах по уборке, сортировке и затариванию овощей - вес, размер, урожайность, количество снимаемой продукции за один сбор; высота и состояние растений.

На производительность труда исполнителей оказывают влияние технология выполнения процесса и организация труда. На практике, обычно, норма труда на ручных работах дифференцируется в зависимости от нормообразующих факторов значительно влияющих на производительность труда на три степени или группы. Например, в зависимости от засоренности на прополке различают нормы при малой, средней и сильной засоренности; на прореживании - по густоте.

Норму выработки на ручных работах рассчитывают на основании нормативов времени, полученных при обработке не менее 12-15 фотографий рабочего дня.

Показатели, полученные на основании первичного материала, систематизируют, заносят в сводную ведомость, прилагают объяснительную записку, где отмечают:

наименование и описание орудий труда;

описание приемов и способов выполнения работы, организации рабочего места;

формообразующие факторы;

погодные условия;

предложения по рационализации трудового процесса.

Для разработки нормы составляют рациональный баланс рабочего времени и определяют часовую производительность:

по данным всех фотографий составляют вариационный ряд средней часовой производительности;

определяют коэффициент устойчивости ряда (не более 1,5);

рассчитывают улучшенную среднюю часовую производительность, которая принимается при расчете типовой нормы.

Норматив Тпз, Тобс, время перерывов, обусловленных технологией и организацией производства, находят путем построения вариационного ряда в аналогичном порядке.

При разработке нормы выработки в конкретном хозяйстве нормативы времени определяют на основе наблюдений как среднеарифметические значения.

Тcм - ( Тпз + Тлн )
Нcм =         х W оп

60 + toбc+tотд

60 - постоянный коэффициент, число минут в часе;

toбc - норматив времени по обслуживанию рабочего места на каждый час оперативной работы, мин.;

tотд - норматив времени на отдых на каждый час оперативной работы, мин.; Woп - производительность за час оперативной работы (га, т, ц).

3. Нормирование труда на транспортных работах.

 

В сельском хозяйстве, где наблюдается размещение производства по большой территории, транспорт и его производительное использование имеют огромное значение Транспортные работы подразделяются:

по видам используемых средств: тракторно-транспортные; автотранспортные, с использованием ЖТС;

по способу организации транспортного процесса: обще-транспортные (не связаны с работой полевых агрегатов); технологические транспортные работы (обслуживают посевные, уборочные агрегаты, загружаются и разгружаются во время их работы.

 Производительность транспортных средств измеряется количеством перевезенного груза в тоннах или объемом выполненной работы в тонно-километрах за единицу времени (час, смену).

Она зависит от следующих нормообразующих факторов:

-         Состав агрегата, вид транспортного средства, его грузоподъемность;

-         Вид и состояние груза по степени использования грузоподъемности;

-         Способ и средства выполнения погрузо-разгрузочных работ;

-         Дорожные условия (группы дорог);

-         Расстояние перевозки;

-         Технология и организация работ;

-         Метеорологические условия.

Классификация затрат времени:

-         Тпз - время подготовки транспортных средств к переезду, проведение ежесменных тех. уходов, заправка, получение задания и заключительные работы;

-         Тосн - время движения транспортных средств с грузом;

-         Твсп - время, затраченное на холостые переезды, на погрузку и разгрузку и связанные с ним элементы операции (открывание, закрывание бортов, увязывание груза, отцепление прицепа и т.д.);

Топ = Тосн + Твсп - рейсовое время;

Торг-тех обслуживания - время на взвешивание, оформление документов, очистки кузова;

Тотд, Тлн - время регламентированных перерывов.

Для нормирования тракторно-транспортных работ в хозяйствах используют справочник «Единые нормы выработки и расхода топлива на тракторно-транспортные работы в сельском хозяйстве».

Чтобы правильно использовать нормы, необходимо на каждом предприятии провести паспортизацию дорог и маршрутов перевозок. При этом устанавливают:

-         маршруты перевозок;

-         протяженность маршрутов;

-         тип дороги, ее состояние и рельефы.

Для определения сменной норы на тракторно-транспортных работах используют:

Тсм - (Тпз + Тобс + Тотл)
Нсм =         х Гн

Тр

Рх6О      Рх6О
Тр = Тп + Тр + Твзв + Твсп +         +     

Vc rp.    Vб. гр.

Гн = Гк х Киг

Для грузовых автомобилей предусмотрены единые нормы выработки и времени на автотранспортные и погрузо-разгрузочные работы. Эти нормы разработаны на 7 часовой рабочий день. Они учитывают:

рациональную организацию перевозок и производства погрузо-разгрузочных работ;

применение средств механизации;

особенности различных грузов (вид упаковки, их удельный вес, физическое
состояние и т.д.)

максимальное использование грузоподъемности и грузосовместимости;

соблюдение правил ОТ и ТБ.

Единые нормы времени и сдельные расценки установлены для грузов I класса. Для грузов II, III, и IV классов нормы времени применяются с поправочными коэффициентами 1.25, 1.66, 2.0 Эти коэффициенты рассчитаны, исходя из среднего коэффициента использования грузоподъемности: 0.8, 0.6, 0.5.

При расчете норм, учтено и не должно отдельно оплачиваться необходимое время на отдых, личные надобности, обслуживания рабочего места и подготовительно-заключительной работы. В Тпз входит: заправка а/м, оформление путевых документов, запуск двигателя, проверка технического состояния а/м.

Нормы времени простоя а/м под погрузкой-разгрузкой установлены в зависимости от способа производства погрузо-разгрузочных работ, типа и грузоподъемности подвижного состава, рода грузов.

В нормах времени на т-км учтено время на пробег с грузом и без груза, нулевой пробег.

За время работы водителей по дорогам различных групп нормы времени на т-км рассчитывают по средне взвешенной расчетной норме пробега в зависимости от группы дорог.

Расчетные нормы пробега могут быть снижены руководителем предприятия при перевозке грузов, требующих большей осторожности (кислота, огнеопасные вещества, изделия из стекла, громоздкие, пылящие грузы) до 15%; при работе на расстоянии до 1 км, в условиях бездорожья, в карьерах до 40%, при работе в горной местности.

Норма времени для а/м, грузоподъемность которого не предусмотрена, определяется на тонну, как средняя арифметическая величина между двумя граничащими нормами; а на тонно-километр по формуле:

60
Нвр =          ,где

V х Гн х Кип

V - расчетная норма пробега для соответствующей группы дорог, км/ч

Гн - грузоподъемность а/м, т

Кип - коэффициент использования пробега (для спец. а/м -0.45; остальных - 0.5)

Сменная норма выработки для а/м определяется по формуле:

Тсм
Нсм =        

Тт х Кл + Тт-км х Кл х Р

Тсм - установленное время смены, мин.

Тт - норма времени простоя под погрузкой-разгрузкой 1 т груза I класса, мин. на тонну

Тт-км - норма времени на перевозку 1 т груза I класса на расстояние 1 км, мин.

на тонно-километр

Кл - поправочный коэффициент к норме времени на класс груза

Р - расстояние перевозки, км.

4. Нормирование труда на ремонтных работах.


При нормировании труда на ремонтных работах применяются следующие методы нормирования:

Метод сравнения - норма времени устанавливается путем сравнения сложности, а значит трудоемкости изготовления детали с трудоемкостью изготовления подобной детали, на которую имеется технически обоснованная норма (зависит от опытности нормировщика, используется в единичном, мелкосерийном производстве).

Расчетно-аналитический метод основан на техническом расчете нормы времени. Он позволяет объективно оценить затраты труда на изготовление и ремонт детали, установить технически обоснованную норму. Этот метод применяется в крупносерийном, массовом производстве.

Аналитически-экспериментальный метод применяется для нормирования работ, не поддающихся техническому расчету: слесарные, слесарно-сборочные, кузнечные и другие работы. Для изучения затрат времени в этом случае используют хронометраж и фотографию рабочего дня.

Классификация затрат рабочего времени:

Нормируемое время включает все виды затрат рабочего времени, которые входят в состав нормы времени (Нв) и выражаются формулой:

Нв = То + Тв + Тдоп + Тпз/n         (n - количество деталей в партии)

То - время, затрачиваемое на изменение формы, размеров, внешнего вида детали в процессе механической или ручной обработки;

Основное время машинной работы определяется путем расчета по заданным технологическим режимам, для ручных работ - по нормативным таблицам.

Тв - вспомогательное время, необходимое для обеспечения выполнения основно: работы: время установки делали на станке, верстаке; время на управление оборудованием; подготовки инструмента; определяется по данным наблюдений и таблицам нормативов.

То + Тв = Топ

Т доп = Тотл + Тобс

Тдоп - дополнительное время; его устанавливают в % от оперативного времени

               К х Топ

Т доп =----------------, где К — процентное отношение дополнительного времени к Топ

                     100

Тотд предусмотрено только на тяжелых работах: кузнечные, сварочные, малярные. На станочных работах Тотд не планируется.

Тш - штучное время целиком включают в норму времени на изготовление каждой детали.

Тш = То + Тв + Тдоп

Тпз включает затраты времени на подготовку к заданной работе и работы, связанные с ее окончанием: получение наряда, ознакомление с чертежом, настройка оборудования.

К ненормируемому времени относятся все непроизводительные затраты времени. Оно не включается в норму времени.

Единицей измерения нормы выработки на ремонтных работах является количество деталей в единицу времени - часовая норма выработки.

Норма выработки является обратно пропорциональной величиной нормы времени.






No Image
No Image No Image No Image


Опросы

Оцените наш сайт?

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
345 гостей
No Image
Все права защищены © 2010
No Image