Мораль в жизни человека и общества
Мораль в жизни человека и общества
Муниципальное образовательное учреждение
лицей №3
Реферат:
Мораль в жизни человека и общества.
Выполнил:
Сергеева Н.И. 10Г.
Проверил:
Ануфриева Н.Г.
Иркутск
Содержание
Стр.
Введение.………………………………………………………3
q
Для чего нужна мораль?
.………………………………….4
q
Религиозная мораль
……………………………………….6
q Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности
………………………………………7
Заключение ……………………………………………………9
Список использованной литературы ………………………10
Введение:
Две
вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и
благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное
небо надо мной и моральный закон во мне.
И.Кант
Совесть, честность, доброта… Понятия, которые всегда
так много значили для человека. Без них немыслимо представление о
нравственности и нравственном идеале. Во все времена народ превыше всего ценил
верность долгу, любовь к Родине, душевную чистоту и бескорыстную помощь.
Человек в своем духовном развитии проделал долгий и чрезвычайно сложный путь.
Однако наивысшим выражением развития человеческого духа всегда становилось прежде
всего нравственное сознание в самых его гуманистических, исторически
прогрессивных проявлениях. Иначе говоря, историческое становление личности
можно рассматривать и как становление ее нравственного сознания –
специфического и свойственного только человеку способа понимания им своего
места в мире, в обществе, его отношений с другими людьми.
Какова природа нравственности и в чем сущность
нравственных исканий человека? В чем суть истинного человеколюбия? Эти вопросы
особенно остро встали в XX веке, но стремление дать на них ответы
известно человечеству с очень давних времен.
Сегодня проблема нравственной природы человека вышла
на уровень широкого гуманистического осмысления и оказалась теснейшим образом
связанной с проблемой исторического будущего человечества.
Таким образом, в своей работе я поставила перед собой
цели выяснить, что такое мораль с разных точек зрения, а также определить роль
морали в жизни человека и общества.
Для чего
нужна мораль?
Слово «мораль» (от латинского mos, mores
– нрав, нравы, обычаи) означает в современном языке то же самое,
что и слово «нравственность». Поэтому большинство специалистов не проводят
строгого разграничения между моралью и нравственностью и считают эти слова
синонимами.
Для того чтобы раскрыть природу морали,
нужно попытаться выяснить, как, какими способами она согласует личный и
общественный интересы, на что она опирается, что вообще побуждает человека быть
моральным.
Если право, например, опирается прежде всего на
принуждение, на силу государственной власти, то мораль – на убеждение, на силу
сознания, общественного и индивидуального. «Можно сказать, что мораль держится
как бы на трех «китах».[1]
Во-первых, это – традиции, обычаи, нравы, которые
сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы.
Формирующаяся личность усваивает эти нравы, традиционные формы поведения,
которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности.
Во-вторых, мораль опирается на силу общественного
мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других
регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями
общественного мнения являются, с одной стороны, честь, доброе имя, общественное
признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком
своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества;
с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.
Наконец, в-третьих, мораль основывается на
сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости
согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный
выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой
морального поведения личности становится совесть.
Таким образом, я могу сделать вывод, что для
личностного отношения к морали существенно не только то, что от ее усвоения
зависят сам склад личности и поведение человека, а следовательно, отношение к
нему других людей в обществе, его положение среди них, но и то, что усвоение
человеком морали, тип его моральности в громадной степени зависят от него
самого, от его активности, от его жизненной позиции.
Человек моральный отличается от аморального, от того,
у которого «ни стыда, ни совести»1, не только и даже не столько тем, что
его поведение гораздо легче регулировать, подчинять существующим правилам и
нормам. Сама личность невозможна без морали, без этого самоопределения своего
поведения. Мораль из средства превращается в цель, в самоцель духовного
развития, в одно из необходимейших условий становления и самоутверждения
человеческой личности. Но нужно сказать и о тех, которые пренебрежительно
отзываются о морали. Да и пренебрежительность эта не так безгранична, как может
показаться. Во-первых, отвергая одни нравственные ценности, тот или иной
человек, даже не всегда то сознавая, принимает другие, ориентируется на них.
Ведь «нередок феномен «неосознанного сознания» – сознания, которое человек
имеет и которым руководствуется на практике, не отражая этого в своем
сознании».2 Во-вторых, нарушения кем-либо
нравственных норм происходят не всякий раз, когда ситуация ставит его перед
выбором, а лишь время от времени и в целом в рамках «терпимого» для окружающих.
Выход за пределы «терпимого» ведет к разрыву социальной средой связей с данным
лицом, к его остракизму, изгнанию из среды. В-третьих, нарушая нравственность,
человек обычно не приемлет ее нарушений другими, особенно по отношению к нему
самому, и таким образом остается под ее воздействием, признает ее, чувствует ее
необходимость.
Содержание духовно-нравственных исканий
человека – тема вечно актуальная. И надо помнить, что высокая мораль трудна, но
также радостна и вдохновляюща для мировосприятия, жизнеощущения человека и
понимания им его собственного места среди людей.
Религиозная мораль
Понятие религиозная мораль встречается в
нашей жизни довольно часто. К этому понятию давно привыкли, его широко
используют ученые, публицисты, писатели и пропагандисты.
Чаще всего под «религиозной моралью»
понимают систему нравственных понятий, норм, ценностей, которые обоснованы
религиозными идеями и представлениями.
Мораль и религия – это социальные явления,
каждое из которых имеет качественное своеобразие. Говоря о «религиозной
морали», необходимо соотнести это понятие и с религией и с нравственностью как
формами общественного сознания, со свойственным каждой из них специфическим
способом регуляции социального поведения человека.
Наиболее расширительное толкование
«религиозной морали» сводится к тому, что под ней понимают вообще нравственное
сознание верующего. Так, В.Н.Шердаков, например, замечает: «Религия в полном
смысле слова органически включает в себя учение о том, как следует жить, что
считать добром и что злом; мораль составляет существенную сторону любой
религии». Но ведь за поступками, намерениями, мыслями верующего далеко не
всегда стоят именно религиозные мотивы. Поэтому я согласна с мнением многих
ученых, что близость морали и религии по ряду внешних признаков не дает еще
полного основания говорить о целесообразности использования в научной и
пропагандистской литературе понятия «религиозная мораль» как внутренне
логичного и теоретически адекватно отражающего в себе известное явление.
Для того чтобы лучше понять смысл
толкования «религиозной морали» попытаемся выяснить значение «религиозной
заповеди» и «нравственности».
Религиозные заповеди предполагают у
верующего соображения только внешней целесообразности, которые выступают как
мотивы религиозного поведения. Понятно, что такого рода мотивация противоречит
самому духу нравственности. Так, отношение к добру в религии представляется
весьма противоречивым. С одной стороны, добро объявляется высшей ценностью, и
добро совершается ради него самого. И в этом невольный шаг навстречу морали,
невольное ее полупризнание, которое, однако, не может быть признано религией
целиком, так как тогда самой религии не осталось бы места.
В морали же в специфическом характере
мотивации следования нравственной норме и заключается своеобразие собственно
морального момента.
Таким образом, обусловленность так
называемой «религиозно-нравственной» нормы идеей бога, сверхъестественная
санкция «религиозной морали» лишает ее собственно нравственного содержания.
«Поэтому следует согласиться с мнением В.В.Клочкова, что «нормы, которые обычно
рассматриваются в нашей атеистической литературе как «религиозно-нравственные»,
на самом деле являются нормами специфически религиозными». Другими словами,
речь идет о том, что одни и те же общественные отношения могут регулироваться
различными видами социальных норм, каждая из которых воздействует на них
своими, только ей присущими способами»1.
Санкции и критерии религиозной и
нравственной норм отличаются, равно как и побуждения к их осуществлению.
Обоснование правомерности употребления понятия «религиозная мораль» не может
строиться лишь на констатации ряда черт внешнего сходства между моралью и
религией. «Понятие «религиозная мораль» нельзя признать удачным, ибо в нем
смешивается то, что как раз должно различаться. Не случайно Г.В.Плеханов брал
понятие «религиозная мораль» в кавычки, а А.Бебель утверждал, что «мораль не
имеет ровно никакого отношения ни к христианству, ни к религии вообще»2.
Нравственные аспекты общественного поведения и
активность личности
На основе сочетания ряда признаков есть
смысл различать общественное и индивидуальное поведение, с одной стороны, общественное
и антиобщественное – с другой. В первом случае внешним признаком общественного
поведения становится его массовидность, своего рода многосубъективность. Но это
только внешний признак. Главным же является то, что термин «общественное»
указывает на отношение к социальным нормам, обычаям, традициям, системе
ценностей. Во втором случае термин «общественное», как и «антиобщественное»,
указывает на соответствие или несоответствие поведения объективно существующим
системам норм, ценностям, т.е. берется в положительном или отрицательном смысле
слова. Таким образом, под общественным поведением понимаются такие типичные
массовидные человеческие действия, которые характеризуются социальной
значимостью, их отношением к социальным институтам, нормам, нравственным
ценностям и в то же время обусловлены определенными экономическими,
политическими и другими социальными мотивами.
Если сосредоточить внимание на зависимости
общего от единичного, то здесь, прежде всего, бросается в глаза непременная
зависимость между практическими действиями индивидов и их сознанием или его
подструктурами: знаниями, убеждениями, чувствами, привычками. Поведение
складывается из поступков, хотя это верно лишь в самом общем теоретическом
смысле. Что касается массовидного поведения, то оно может рассматриваться как
одна из существенных черт конкретно-исторического образа жизни.
Довольно часто разделяют и
противопоставляют средства социального контроля и механизмы внутреннего
самосознания индивидов на том основании, что первые оказываются внешними по
отношению к самоопределению человека, сковывают его свободу и обеспечивают
только адаптивно-приспособительное поведение. Такое положение имеет место, но
оно не является всеобщим, особенно в социалистическом обществе.
Что касается социальной активности
личности, то она является специфическим свойством формы движения материи; с
одной стороны, она есть родовое понятие по отношению к деятельности, с другой –
означает меру интенсивности социальной деятельности, меру ее реального
осуществления.
Чрезвычайно важным условием качественной
оценки социальной деятельности является ее направленность. С этической точки
зрения это может быть коллективистская или индивидуалистическая направленность,
что выступает одновременно наиболее общей характеристикой общественного
поведения и его субъектов.
В целом, нравственными побудителями
общественно-политической активности масс, конечно же, являются: сознание
общественного долга, чувство ответственности, вера в справедливость.
Заключение:
«…Мораль, - писал немецкий мыслитель, -
собственно говоря, есть учение не о том, как мы должны сделать себя
счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья».
Я согласна с этим изречением и понимаю, что
для достижения счастья необходимы не только знания, но и воля, твердый
характер, высокие идеалы и благородные чувства. Нужно не только понимать, не
только знать правила поведения, но и уметь, хотеть, сметь им следовать, то есть
иметь то, что дает практическая жизнь, а не только «практическая философия».
Мораль – лишь часть жизни, а не вся жизнь, но каждая часть важна, особенно если
это часть необходимая, без которой невозможна гармоничная деятельность целого.
А мораль как раз такая часть.
Становление морали и ее развитие – процесс
длительный и еще весьма далекий от своей кульминации. Можно сказать, что мораль
в собственном смысле этого понятия еще находится в процессе становления. Ее
торжество как общественного явления, когда ее исторические связи с религией
будут забыты, когда она станет повсеместным и определяющим законом межчеловеческих
отношений, - еще впереди. И в этом нет ничего обескураживающего. Более того,
это говорит о необычайной сложности и длительности становления в человеке
собственно человеческого, о грандиозности и неизмеримой глубине исторического
процесса.
Список использованной литературы:
1.
Блюмкин В.А. Этика и
жизнь. – М.: Политиздат, 1987. – 111с.
2.
Боголюбов Л.Н. Человек и
общество. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 414с.
3.
Головко Н.А. Мораль:
сознание и поведение. – М.: Наука, 1986. – 208с.
4.
Кучинский С.А. Человек
моральный. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1987. – 303с.
5.
Прохоров А.М. Большая
советская энциклопедия. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1974. – 615с.
[1] Блюмкин В.А. Этика и жизнь. М.1987.с.17.
1
Блюмкин В.А. Этика и жизнь. М.1987.с.19.
2
Головко Н.А. Мораль: сознание и поведение. М.1986.с.156.
1
Кучинский С.А. Человек моральный. М.1989.с.83
2
Кучинский С.А. Человек моральный. М.1989.с.87
|