Мифологема додекады
Мифологема додекады
А.Исаев
МИФОЛОГЕМА
ДОДЕКАДЫ
Двенадцать
является сакральным числом во многих культурах, в том числе и не связанных между
собой ни географически, ни генетически. В Элладе это прежде всего - двенадцать
олимпийских богов и двенадцать подвигов Геракла. В гомеровских поэмах мы
встречаем 12 титанов, 12 убитых Диомедом фракийцев, 12 пленников, принесенных
Ахиллом в жертву; 12 женихов Пенелопы, 12 неверных служанок в доме Одиссея, 12
феакийских царей, 12 коней Агамемнона,12 жеребят Борея, 12 жертвенных телят
Гектора, 12 быков в качестве приза для победителя на играх в честь Патрокла, 12
ног у Сциллы.
В других
традициях - это двенадцать врат древнеегипетского ада, знаков Зодиака, богов
скандинавского Асгарда, рыцарей «Круглого стола», учеников персидского Митры. В
Древнем Риме - законы двенадцати таблиц, двенадцать дней и ночей празднования
Сатурналий. В исламе двенадцать имамов, потомков Али, управляют двенадцатью
часами дня. Число "двенадцать" во всей Восточной Азии ассоциируется
со священным китайским 12-летним календарным циклом. Здесь можно назвать
монгольский обряд «жилийн оролго», совершаемый человеком раз в 12 лет, в годовщину
его циклического знака; деление пространства юрты на 12 сегментов, каждый из
которых "привязан" к одному из животных цикла.
Велика роль
числа 12 в иудео-христианской традиции: это двунадесятые праздники Православия,
двенадцать апостолов, двенадцать «колен Израилевых». В горнем Иерусалиме
двенадцать ворот с двенадцатью Ангелами на них; двенадцать оснований с именами
апостолов; двенадцать жемчужин и драгоценных камней. Измерение города в
двенадцать тысяч стадий состоит из тысячи, умноженной на двенадцать. Древо
жизни имеет двенадцать сортов фруктов и дает плод двенадцать раз в год. И,
наконец, сто сорок четыре тысячи искупленных — двенадцать тысяч, умноженные на
двенадцать.
Обыденная жизнь
человечества немыслима без двенадцати месяцев года и двенадцати делений
циферблата.
Такая
всепланетная распространенность говорит о некой «изначальности» додекады.
Поскольку все многообразие мира – это производные и различные сочетания
Пространства и Времени, каковые, по большому счету одни только и существуют,
попробуем найти проявления этого числа в них. Современная наука далека от
знания этих феноменов, поэтому обратимся к наиболее полной копилке
человеческого знания - мифологии и религии.
В изначальном
водяном хаосе индоариев плавало золотое яйцо Хираньягарбха. Из него появился
демиург Праджапати (в некоторых мифах - Брахман), силой мысли разделивший яйцо
на две половинки: из верхней возникло небо, из нижней - земля. И сам Брахман
разделяется на две ипостаси – мужскую и женскую. Иногда первичная
космогоническая функция приписывается Индре или Дьявартхиви. По древнейшим
верованиям иранцев, боги сотворили вселенную в форме яйцеобразной скорлупы.
Орфики также полагали мир рожденным из золотого яйца. Известный хеттам образ
Солнца, поднимающегося из моря, возможно, является переработкой сюжета о
золотом зародыше, появившемся из предвечной хаотической стихии. Из дошедших до
нас фрагментов хеттской космологической традиции известно, что Бог грозы
каменным ножом отделил Небо от Земли.
Итак, изначально
в мире существует только аморфный, а потому статичный Хаос, символом которого
чаще выступает вода. «В тех религиозных ансамблях, где присутствуют Воды, они
неизменно сохраняют свою функцию, растворяя, уничтожая формы, смывая грехи,
очищая и возрождая. Их удел – предшествовать Творению, подготавливая и
восполняя его, поскольку сами они не в состоянии превозмочь собственную
модальность, то есть проявиться в виде форм. Воды не могут преодолеть условий
виртуального, зародышевого, латентного. Все, что является нормой, проявляется над
уровнем Вод, отделяясь от них. И напротив, оторвавшись от Вод, перестав быть
виртуальной, любая форма подпадает под законы Времени и Жизни; она обретает
границы, участвует во вселенском становлении, испытывает гнет истории, дряхлеет
и в конце концов исчерпывает свою суть…» - писал Мирча Элиаде.(1) Затем в Хаосе
появляется пока не мир, но его зародыш, дальнейшее саморазвитие и
структуризация которого приводит к появлению Космоса. Критическим моментом
этого процесса становится перерастание единичности зародыша в двойственность,
проявляющуюся прежде всего в отделении Неба от Земли, что символизирует
разделение верха и низа, дня и ночи, мужского и женского начал и т.д. – то есть
в привнесении в мир первой пары противоположностей, взаимодействие которых
становится парадигмой дальнейшего расширения и диверсификации космоса. Их
взаимодействие приводит к тому, что мир троится: во времени возникают прошлое,
настоящее, будущее; пространство организуется по вертикали: мир небесный,
земной и подземный; и по горизонтали: правое-центр-левое. Это динамичный,
обустраивающийся мир, мир в движении. Сама троичная организация времени и
пространства требовала троичной же иерофании, чаще воплощенной в трех богах -
братьях.
Один из них
становится верховным небесным богом – громовержцем. Так, победившие Крона
братья Зевс, Посейдон и Аид разделили между собой небо, море и подземный мир,
оставив землю в совместном ведении. В ирландском эпосе действуют «три бога
Дану», сыновья этой богини: Бриан, Иухар и Иухарба, иногда – Гоибниу, Лухте и
Кредне или Луг, Дагда, Огма. В хеттской мифологии трое братьев - Бог Грозы,
Тасмису-Гора и Аранцах-Река вышли из черепа Кумарби, проломленного камнем.
Скандинавский Один сотворил людей с помощью своих братьев Вилли и Ве. Согласно
зороастрийской традиции, в последнем четвертом, еще не наступившем 3000-летнем
«веке» власть перейдет к трем сыновьям Заратуштры: Ухшиат-Эрету, Ухшиаг-Нему и
Астват-Эрету. Скорее всего, три брата русских сказок – тоже стертый образ трех
божественных братьев.
Порой во главе
пантеона стоят три божества, не являющиеся братьями. Так, божественную триаду
римлян составляют Юпитер, Марс и Квирин. При наличии братьев, отошедших на
задний план, Один в дальнейшем почитался в окружении Тора (своего сына) и
Фрейра (бывшего врага), с которыми имел в Упсале общий храм. В центре
поклонения индуистов стоят Брахма, Шива и Вишну, а ведическая троица предстает
в обликах Митры-Варуны, Индры и двух Насатьев (о причинах двоичности первого и
третьего членов ведической триады см.: Ж.Демюзиля «Верховные боги
индоевропейцев», Москва, 1986). Идея божественной троицы была призвана
воплотить гармонию и динамичность космической экзистенции. В философии
Аристотеля «… «целое» и «все» определяется через число три: начало, середина и
конец составляют число целого и при этом троицу. Вот почему, переняв у природы,
так сказать, ее законы, мы пользуемся этим числом при богослужениях».(2) На
сходных позициях стояли пифагорейцы и неоплатоники.
Потом мир,
внутренний заряд которого начинает иссякать в борьбе с окружающим его Хаосом,
переходит в статичное состояние. Пространство обретает четыре направления,
определяемые как «стороны света». Время обретает четыре фазы, объемлющие полный
жизненный цикл любого феномена: рождение, рост, убывание, смерть. Это и годовой
цикл с его четырьмя сезонами, и четыре времени суток - «микрогода», и четыре
фазы Луны, и четыре этапа человеческой жизни. Интересно, что и человеческая
история подчиняется тому же алгоритму: Джанбаттиста Вико, например, писал о
четырех фазах внутри каждого исторического цикла; Арнольд Тойнби и Лев Гумилев
также выделяли четыре фазы - зарождение, рост, надлом и распад в жизни всех
идентифицированных ими цивилизаций (у первого) или этносов (у второго). О
четырех расах обитателей Земли говорят последователи т.н. «Традиции»:
Блаватская, Шюре и др. Интересно, что и Э.Сваденберг писал о четырех поколениях
людей от сотворения мира, в каждом из которых постепенно убывает благодать.(3)
Мир индоариев от
рождения до гибели проходит четыре этапа, каждый из которых длится 1 миллион 80
тысяч лет, а все вместе они составляют великий период бытия - махаюгу:
«Критаюга – это совершенный век, вот почему он называется еще сатьяюгой, то
есть «реальным веком»… В течение Критаюги нравственный закон Вселенной -
дхарма, соблюдается неукоснительно… Следующий «век», третаюга, «триада»…
знаменует собой известный упадок… Исполнение долга не осуществляется само по
себе, ему надо учиться… В эпоху двапараюги на земле сохраняется лишь половина
дхармы… В калиюге, «темном веке», остается лишь четверть дхармы… Человек и
общество достигают в калиюге крайнего предела вырождения. Заканчивается все
махапралаей – возвращением всех форм и модальностей существования к пракрити,
изначальной неоформленной субстанции».(4)
Маздеистский
текст «Судкар-наск» повествует о четырех веках жизни мира: Золотом, Серебряном,
Стальном и «с примесью железа». Более поздняя Авеста тоже излагает четверичную
историю вселенной: первые 3 тысячелетия Космос пребывал в идеальном духовном
состоянии, в следующие 3 тысячелетия возникает материальный мир, пребывавший в
состоянии «золотого века», на протяжении следующих 3000 лет идет борьба света и
тьмы, и последний цикл, в котором Заратуштра получает материальное воплощение,
еще не наступил, он закончится Страшным судом.
В хеттской
мифологии четырехчастная история мира изложена в «Поэме о царствовании на
небесах». Согласно этому мифу, в небесном городе Кумми царствовал Алалу, ему
прислуживал Ану, через 9 небесных лет свергший первого и заключивший его в
подземный мир. Воцарившемуся Ану стал прислуживать Кумарби, который также через
9 лет сверг Ану, птицей улетевшего на небо. Однако Кумарби успел откусить
фаллос своего предшественника, зачав при этом Бога Грозы, реку Аранцах и гору
Тасмису. Когда настало время им родиться, братья вышли из проломленной камнем
головы Кумарби и одержали над ним победу с помощью Ану.
У греков Гея
(Земля) породила Урана (Небо), воцарившегося в мире, а от него - целый сонм
хтонических великанов: титанов, циклопов, бриареев. Отец возненавидел своих
отпрысков и заключал их обратно в недра Земли, что приносило той все новые
страдания в дополнение к непрерывным родильным мукам. Гея уговорила младшего
сына - титана Крона - свергнуть Урана и передала ему серп, которым Крон отсек
Небо от Земли, оскопив своего родителя и принеся долгожданный покой матери.
Воцарившись, Крон взял в жены свою сестру Рею. Памятуя о судьбе отца, он глотал
своих новорожденных детей. В конце концов Рея сжалилась над младшим Зевсом и
подменила его на завернутый в пеленки камень. Повзрослев, Зевс оскопил отца и
заставил его изрыгнуть своих братьев и сестер. По другой версии, прародителем
всех богов был Океан. Платон в «Тимее» также перечисляет четыре поколения
богов, во главе которых стояли поочередно Уран, Океан, Крон, Зевс(5), т.е. есть
все основания считать олимпийцев четвертым поколением небожителей. Олимпиадор в
комментариях к платоновскому «Федону» выстраивает иную последовательность: «У
Орфея рассказано о четырех царствах: первое – Урана, которое наследовал Крон,
после Крона царствовал Зевс, преемником Зевса был Дионис».(6) Не случайно
четыре зверя и всадника Апокалипсиса ап. Иоанна, испытывавшего ощутимое влияние
учений языческой античности, – знак исполнения времен.
По Б.Рыбакову,
первоначально на Руси существовал культ упырей и берегинь, последовательно
сменившийся культом рожаниц Лады – Лели, затем - Рода и Перуна. По другой
классификации, мифологические представления древних славян прошли следующие
этапы: хаотическая «Досварогова» эра (дикость, гетеризм, «жены блудяху»), эра
Сварога, в течение которой обустраивался мир (начинается использование
металлов, устанавливается моногамия), эра Дажьбога (продолжение процесса
государственного и общественного устройства, дарование законов), и, наконец,
«современная» эра Перуна.(7) В обоих случаях на момент сложения этой системы,
на земле царствовало опять же четвертое поколение богов во главе с громовержцем
Перуном. Отголоски четвертичной истории мира встречаются и в русских сказках,
чей герой, попавший в Иной мир, где время теряет свою линейность и необратимость,
проходит последовательно Золотое, Серебряное, и Медное царства, сражаясь с
хтоническими персонажами, наделенными железными зубами и когтями.
Согласно
ирландскому эпосу, первая волна переселенцев прибыла в Ирландию под
предводительством королевы (богини) Кессайр и погибла в результате потопа.
Вторую возглавил Парталон, начавший выводить землю из состояния первичного
Хаоса, создавая озера, реки, равнины, распахивая новь, изобретая рыбную ловлю,
охоту, земледелие, скотоводство. Его подданные погибли от какой-то эпидемии,
разразившейся на острове. Переселенцы третьей волны, во главе с Немедом,
продолжила было обустройство мира, но часть их попала под власть обитавшего
где-то за морем хтонического народа фоморов, часть вынуждена была бежать.
Потомки последних вернулись в Ирландию под именем Фир Болг. Переселенцы
четвертой волны – носители эзотерического знания - Туата де Данан (Племена
богини Дану), прилетевшие на тучах, одержали победы над Фир Болг и фоморами.
Следующими упоминаются уже исторические гойделы («Сыновья Миля» как они названы
в сагах). И здесь мы встречаемся с четырьмя поколениями богов (героев в
координатах ирландской традиции), последнее из которых представлено тремя
братьями – «тремя богами Дану».
Первым
властителем скандинавского Космоса был гермафродитный великан Имир. Волшебная
корова Аудумбла вылизала изо льда великана Бури, породившего Бера - отца
четвертого поколения небожителей: братьев Одина, Вилли и Ве.
Итак, единичность
непроявленного космического зародыша в океане Хаоса в нумерологической системе
будет представлена единицей. Первое его деление, дающее импульс всему
последующему развитию – двоицей. Набирающий силу, динамичный, расширяющийся и
оттесняющий окружающий его Хаос, все больше структурирующийся мир – троицей.
Затем наступает момент, когда Космос вынужден остановиться в своей экспансии и
обрести статичность и, соответственно, - границу: ни одна система не может
расширяться до бесконечности и не иметь пределов, в противном случае она
погибнет от энтропии. Отсюда проистекает не просто невозможность окончательной
победы Космоса над Хаосом, а обреченность конечного Космоса в борьбе с
бесконечным Хаосом. Все, что происходит во времени, разрушается, вырождается и
в конце концов погибает. Вечное рождение и вечный распад, по мнению Филолая из
Кротона, – вот удел проявленного, существующего во времени, тогда как то, что
не рождает и не рождается, пребывает неизменным.(8)
Поддержать силы
Космоса на четвертом этапе призвана троица, изливающаяся в статичный мир,
наполняющая его системность своим динамизмом и жизненной энергией. Додекада как
«три» умноженное на «четыре», таким образом, символизирует мир в его полноте,
соединение отдельных его частей, само содержание актуального времени. Это
динамизм в стабильности. Это проявление космического порядка, соборности мира,
вселенской полноты и силы.
Неслучайно идея
Зодиака как объединения 12 знаков по три в каждой из четырех стихий и идея
дальневосточного календарного цикла как объединения 12 символов в четырех
триадах очень близки, хотя и возникли на разных концах Ойкумены независимо друг
от друга.
1. М.Элиаде. Миф о вечном
возвращении. Москва, 2000, с.229.
2. Аристотель. Сочинения в четырех
томах. Т.3. Москва, 1981, с.265.
3. Эмануэль Сведенборг. О небесах, о
мире духов и об аде. Ст-П., 2000. с.92.
4. М.Элиаде. Миф о вечном
возвращении. С.165.
5. Гностики или о «лжеименном
знании». Киев, 1997, с.129.
6. В.Фомин. Сокровенное учение
античности в духовном наследии Платона, Москва, 1994, с.61.
7. Б.А.Рыбаков. Язычество древних
славян. Москва, 1994, с.10,15.
8. Фрагменты ранних греческих
философов. Ч.1, Москва, 1980, с.143.
|