Большая коллекция рефератов

No Image
No Image

Счетчики

Реклама

No Image

Международная миграция рабочей силы

Международная миграция рабочей силы

Российский университет дружбы народов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

на тему:

«Международная миграция рабочей силы»

 

 

 

 

 





















Москва

СОДЕРЖАНИЕ




Введение                                                                                              3

1. Понятие международного рынка рабочей силы             4


1.1. Сущность и причины возникновения мирового

рынка рабочей силы                                                                     4

1.2. Основные направления и центры трудовой

миграции                                                                                        5

1.3. Виды международной трудовой миграции                     7


2. Международно-правовые основы международной

миграции рабочей силы                                                                  8


3. Иммиграционная политика стран-импортеров

трудовых ресурсов                                                                   12

4. Эмиграционная политика стран-экспортеров

трудовых ресурсов                                                                   14

5. Миграционная политика Российской Федерации                   16


Заключение                                                                                         19

Список использованной литературы                                          20

Введение

 

Одним из проявлений интернационализации и демократиза­ции хозяйственной и социально-культурной жизни человечест­ва, а также последствий острых межнациональных противоре­чий, прямых столкновений между народами и странами, чрез­вычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупно­масштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это и добро­вольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международны­ми рынками труда для выбора места жительства и работы, бе­женцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением обстоятельств[1]. Масштабы потоков и драматизм положения таких мигрантов в отдельные исторические периоды и годы превращаются в глобальные про­блемы. Их разрешение требует широкого международного со­трудничества.

Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосред­ственно размеров, особенностей и последствий миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходи­мостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных пото­ков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), ре­гиональном (региональные экономические организации) и на­циональном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормали­зовать миграционные потоки. Последнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что страны-импортеры и страны-экспортеры трудовых ресурсов вносят существенные коррективы в свою миграционную политику.

Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возни­кает при наличии значительного контраста в уровнях экономи­ческого и социального развития и темпах естественного демо­графического прироста стран, принимающих и отдающих рабо­чую силу. Географическими центрами иммиграции являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия, большинство западноевропейских стран, а также страны с высо­кими доходами от продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.).

Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов ме­ждународной миграции населения, который характеризуется пе­ремещением рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину.


1. Понятие международного рынка рабочей силы

 

1.1.         Сущность и причины возникновения мирового рынка

рабочей силы


Структура народонаселения мира включает два типа людей в зависимости от количества прожитых лет: трудо­способную часть – условно в возрасте 15-60 лет – и не­трудоспособную часть – дети и старики. К первой катего­рии принадлежит примерно 70% населения, хотя величи­на этой доли варьируется от региона к региону. Так, в Азии и Африке велик процент несовершеннолетних граждан, а в странах Европы и Северной Америки – пожилых людей.

В свою очередь трудоспособное население подразделя­ется на экономически активное и неактивное, причем пос­леднее состоит главным образом из домохозяек, учащихся дневных отделений вузов, граждан, пребывающих на со­держании государства, а также лиц без определенного ме­ста жительства. Нас будет интересовать прежде всего эконо­мически активная часть общества, т. е. люди, способные к труду и стремящиеся им заниматься. Именно данная кате­гория граждан принимает наиболее деятельное участие в процессе поиска работы как внутри своей страны (внут­ренняя миграция), так и за ее пределами (международная миграция).

Международная миграция рабочей силы имеет длитель­ную историю (еще до новой эры люди переезжали из одно­го государства в другое в поисках занятий), но только в XX в. она превратилась в одну из ведущих форм движения факторов производства, а значит, и отдельную сферу международных экономических отношениях. Это обусловлено рядом причин:

• интернационализацией хозяйственной жизни;

• невиданными социально-демографическими измене­ниями;

• революцией в науке, технике и сфере информации;

• развитием интеграционных процессов;

• деятельностью транснациональных корпораций (ТНК). Все эти факторы способствовали усилению подвижнос­ти трудоспособного населения, которое использует разви­тую инфраструктуру коммуникаций для перемещения по странам и континентам. На сегодняшний день сложился ми­ровой рынок рабочей силы (МРРС), основу которого со­ставляет совокупный миграционный оборот экономически активного населения между странами и регионами, оказы­вающий заметное влияние на уровень, характер и разме­щение производительных сил в рамках национальных хо­зяйственных систем и мировой экономики. К концу XX в. общая численность трудящихся-мигрантов достигла еже­годной величины в 35 млн чел. по сравнению с 3,5 млн в 1960 г. Структура МРРС включает не только мигрантов, но и миграционные службы различных уровней, а также меж­дународные организации, занимающиеся вопросами юри­дического статуса трудящихся-иностранцев, охраны их труда, предоставления им социальных гарантий и т.п.

Говоря о процессах перемещения значительных масс населения, следует подчеркнуть, что в данной лекции рас­сматривается только трудовая миграция, т. е. вызванный социально-экономическими мотивами переезд людей из од­ной страны в другую. Среди факторов, заставляющих граж­дан искать работу за пределами родины, главными являют­ся стремление к улучшению качества жизни и эффектив­ному применению своих способностей. В то же время такие негативные социально-экономические явления, как безра­ботица и аграрное перенаселение, безусловно, играют свою роль в мотивации к временной или постоянной перемене страны проживания.

Важно отметить, что современные государства прила­гают усилия по регулированию трудовой миграции. Право­вое выражение взаимной заинтересованности направляю­щих (стран-экспортеров) и принимающих (стран-импорте­ров) мигрантов стран обычно осуществляется в форме двух- или многосторонних соглашений. Существенное содействие в подготовке международных конвенций в этой области ока­зывают такие глобальные организации, как Комиссия ООН по народонаселению, Международная организация труда (МОТ), Международная организация по миграции (MOM). Примером региональной структуры, занимающейся защи­той прав трудящихся мигрантов, служит западноевропейс­кий Межправительственный комитет по вопросам миг­рации (СИМЕ). Базовыми международными нормативными актами, которые регулируют отношения в рамках МРРС, являются Конвенции МОТ 1962, 1975 и 1982 гг. Статьи этих документов регулируют вопросы найма мигрантов, гаран­тий их прав, борьбы с нелегальными каналами миграции и т. д.

Что касается политики Правительства РФ в этом воп­росе, то созданная в 1992 г. Федеральная миграционная служба действует в рамках общегосударственной комплек­сной миграционной программы на основе Федерального за­кона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в нее" от 15 августа 1996 г. В стране также предоставлены лицензии более чем 150 частным и смешанным компаниям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за границей или приемом иностранной рабочей силы в нашей стране. По вопросам миграционной политики зак­лючены двухсторонние координирующие соглашения РФ с рядом стран: Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и некоторыми другими[2].


1.2. Основные направления и центры трудовой миграции


Трудовая миграция характерна практически для всех национальных экономик. Однако уровень ее интенсивности существенно различается в том или ином регионе мира. Наиболее интенсивные потоки трудящихся-мигрантов от­мечаются при наличии значительного контраста в уровнях социально-экономического развития и темпах естественно­го демографического прироста стран – экспортеров и им­портеров рабочей силы. Из четырех основных направлений миграции по объему совокупного миграционного оборота первое место занимает перемещение рабочей силы из раз­вивающихся в экономически развитые страны. Специали­сты выделяют миграционные "маршруты": между развиты­ми странами Западной Европы и Северной Америки, из быв­ших социалистических стран в рыночные экономики, из од­них развивающихся или переходных экономик в другие ана­логичные (например, в пределах Южной Америки, из Ук­раины в Россию).

На практике встречается еще один, пятый вариант тру­довой миграции: из развитых в развивающиеся или пере­ходные экономики. Однако количество мигрантов, выбира­ющих это направление, невелико и представлено в основ­ном персоналом ТНК, занятым в филиалах и дочерних ком­паниях, членами различных благотворительных организаций и фондов, а также искателями приключений и авантю­ристами. Среди центров притяжения мигрирующей рабо­чей силы самым значительным, существующим уже по крайней мере три столетия, является Северная Америка (США и Канада). По данным американской статистики, на протяжении 90-х гг. в США ежегодно въезжало более 1 млн иммигрантов при официально установленной квоте 675 тыс., из которых 140 тыс. чел. приходится на трудовую миграцию. Другим "магнитом" для мигрантов выступают страны Европейского Союза. На их долю приходится более четверти всего совокупного оборота иностранной рабочей силы. Лидеры в этом регионе – Франция (8% иностранцев в населении страны) и Германия (7,5%). Кроме них, в За­падной Европе крупными принимающими государствами яв­ляются Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Австрия. Третьим мировым центром трудовой миграции счи­тается Австралия, правительство которой крайне обеспо­коено низкой плотностью населения на подавляющем боль­шинстве территории страны, а также возрастанием в его структуре доли китайского этноса. Отсюда провозглашен­ный Канберрой комплекс мер по стимулированию пересе­ления в эту страну-континент представителей белой расы, преимущественно женщин в фертильном возрасте (т. е. спо­собных создавать семью и иметь детей).

Наконец, следует упомянуть и о таком важном центре миграции, как Израиль, который прилагает усилия по воз­вращению на историческую родину всех евреев с целью вы­живания в иноязычной и часто враждебной этно-религиозной среде арабского мира. И хотя миграция евреев на "Зем­лю обетованную" носит в целом политическую мотивацию, экономический аспект в ней также присутствует, о чем сви­детельствует высокая интенсивность потока мигрантов в Израиль из стран с худшим уровнем жизни.

За последние два десятилетия появились новые регио­нальные центры притяжения мигрантов. Среди них выде­ляются страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмира­ты) и новые индустриальные страны в Латинской Америке (Аргентина, Бразилия, Мексика) и Азии (Индонезия, Ма­лайзия, Сингапур, Тайвань). На Африканском континенте "полюсом" притяжения мигрантов стала ЮАР, а на про­странстве СНГ – Россия. При этом наша страна выступает экспортером рабочей силы для "дальнего зарубежья" (сред­негодовые темпы трудовой эмиграции – 10 тыс. чел.) и од­новременно ее импортером из государств Содружества – особенно Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана (сред­негодовые темпы трудовой иммиграции – 300-500 тыс. чел.).


1.3. Виды международной трудовой миграции


Чтобы разобраться в структуре международного миг­рационного оборота, необходимо установить виды трудо­вой миграции, классификация которых может проводиться в зависимости от различных критериев. Наиболее признан­ными из них являются следующие:

• по продолжительности – временная, возвратная (се­зонная) и постоянная, безвозвратная (т. е. выезд на посто­янное место жительства в другую страну);

• по социальному составу – неквалифицированные ра­бочие, средний технический и сервисный персонал, студен­ты (в период каникул), специалисты, деятели науки, куль­туры и спорта, предприниматели);

• по характеру – прямая и косвенная (внутрифир­менная в рамках ТНК);

• по форме трудового соглашения – индивидуальная и коллективная);

• по типу статуса в принимающей стране – ассими­ляционная (с последующим предоставлением вида на жи­тельство, а затем и гражданства/подданства) и неасси­миляционная.

Международная статистика свидетельствует, что пока основную часть трудящихся-мигрантов составляют малоква­лифицированные рабочие, занятые на производстве и в сельском хозяйстве. Вместе с тем постоянно возрастает по­ток мигрирующих специалистов, т. е. рабочей силы высокой квалификации, занятой на престижных и высокооплачива­емых должностях в структурах ТНК. Кроме того, с каж­дым годом усиливается мобильность женщин и молодежи, особенно в границах интеграционных объединений типа ЕС.

С возрастанием объемов миграционных потоков в международных экономических отношениях их воздействие на экономику принимающих и направляю­щих государств становится все более ощутимым. Поэтому представляется крайне важным рассмотреть проблему ми­рового рынка рабочей силы под этим углом зрения.


2. Международно-правовые основы международной  миграции рабочей силы


Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной по­литики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необ­ходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают при­оритет норм международного права над национальным законо­дательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.

Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществля­ется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую не­совпадающие интересы. Если страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигран­тов, то в функции страны-экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов ми­грантов за рубежом.

Во многих аспектах интересы стран-экспортеров и импор­теров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Право­вое выражение взаимной заинтересованности стран, прини­мающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. Согласно Программе действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках МОТ (Между­народный организации труда), организация набора рабочей си­лы должна производиться на базе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран-экспортеров и импортеров рабочей силы[3].

В настоящее время значительное число учреждений и орга­низаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.

Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает соот­ветствующим фондом, часть которого используется на субсиди­рование национальных программ в области миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных дого­воров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохране­ния), содержит специальные нормы, которые касаются физиче­ского состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Ме­ждународной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международ­ной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, свя­занной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам ми­грации (СИМЕ).

Соответствующие документы международных организаций имеют большое значение применительно к национальному за­конодательству, поскольку при формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.

Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах  является признание государствами, ратифици­рующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п.[4] Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав тру­дящихся-мигрантов обеспечивается:

• организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2);

• принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся имми­грации и эмиграции граждан (ст. 3);

• принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъ­езд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4);

• организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5);

• разрешением переводить на родину заработок и сбереже­ния трудящихся-мигрантов (ст. 9).

Два приложения к Конвенции касаются найма, размещения и условий труда мигрантов, еще одно – вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. В приложении 1, в частности, указывается, что посреднической дея­тельностью по трудоустройству мигрантов могут заниматься:

• наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под их контролем;

• частное агентство, получившее на это предварительное разрешение компетентных властей территории, на кото­рой данные операции будут производиться, при соблюде­нии условий и в тех случаях, которые могут быть преду­смотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением между компетентными органами при­нимающей и направляющей стран.

В данной Конвенции также указывается, что лицо или орга­низация, способствующие незаконной миграции, подлежат со­ответствующему наказанию. В ней подчеркивается также необ­ходимость письменного оформления трудовых контрактов и со­блюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.

Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с граж­данами страны пребывания также и в уровне минимальной зара­ботной платы, а в тех странах, где это предусмотрено националь­ными законодательствами, – возможность участвовать в процеду­рах по установлению размера заработной платы. При этом огова­ривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.

Статья 9 Конвенции № 97 закрепляет право трудящегося-мигранта на свободный перевод полученных валютных средств на родину.

Международными стандартами предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образова­ние или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению обра­зования.

Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равнопра­вие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без граж­данства в области социального обеспечения. Государства, при­нявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отно­шению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении неза­висимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обя­зательства по желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенси­онное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.[5]

Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и прини­мать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содер­жит требования, предъявляемые государствам в отношении ра­венства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или чле­нов их семей.

Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изложена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения. Назначение данной Кон­венции – координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.

Ратификация заинтересованными государствами междуна­родных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для их осуществления.



3. Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов


Страны-импортеры трудовых ресурсов, которые постоянно испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибываю­щих трудящихся-мигрантов.

В качестве инструмента регулирования численности исполь­зуется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рас­считывается и утверждается в стране-импортере. При определе­нии квоты учитываются потребности страны в иностранной ра­бочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населе­ния (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков тру­да, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.

Иммиграционная квота может быть распределена в опреде­ленной пропорции между различными категориями иммигран­тов. Например, в США в 1995 г. было принято следующее рас­пределение иммиграционной квоты: 71% – родственники граж­дан США, 20% – специалисты, в которых нуждаются США, и 9% – прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммигра­ции, принятый в США в 1996 г., существенно расширил разме­ры квоты для иммигрантов, но и ужесточил требования к их ка­чественным характеристикам[6].

Качественный состав трудящихся-иммигрантов регулируется в принимающих странах путем использования различных мето­дов (в целях определения групп иммигрантов, для которых пре­дусмотрены преференции, в части первоочередного получения въездной визы).

О высоких требованиях к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы полу­чить разрешение на въезд в страну выше у более молодых пре­тендентов.

Национальность иммигранта является качественным призна­ком, дифференцированным в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения, например, в США национального равновесия.

К числу других требований, предъявляемых к качеству рабо­чей силы, относят:

• требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);

• дополнительные профессиональные требования, относя­щиеся к ряду специальностей или профессий (в США, на­пример, иностранный программист должен владеть приня­тыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами);

• ограничения личностного и психологического плана. Так, например, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь «добрый характер». В США издавна огра­ничен въезд для представителей любой из партий тотали­тарного типа.

Значение того или иного качественного признака при отбо­ре иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем по ряду важнейших характеристик, таких, как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профес­сиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.

Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов с целью их привлечения в страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются биз­несмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания.

Одной из целей иммиграционной политики является защита национального рынка труда от неконтролируемого притока ино­странной рабочей силы. Для осуществления этой цели государ­ства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение ино­странной рабочей силы в стране пребывания. Например, в США одновременно с ужесточением политики по отношению к неле­гальным иммигрантам законодательством предусмотрено право на легализацию для части иностранцев, без разрешения находя­щихся в стране, что является гуманным актом и свидетельствует о демократических тенденциях в осуществлении иммиграцион­ной политики. Многие страны-импортеры рабочей силы при­няли и реализуют государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические (а не административные) стимулы (предоставление материальной помощи и возможности приобретения профессии и т.п.)



4. Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов


Международная организация труда так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудо­вых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов валютных средств, ко­торые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.

Современная международная трудовая миграция характери­зуется активизацией и ростом влияния стран – экспортеров ра­бочей силы, которые применяют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:

• методы и средства защиты интересов государства-экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на сво­бодное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвали­фицированных специалистов и при нехватке квалифицирован­ной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографиче­ской ситуации;

• методы использования эмиграции в целях обеспечения ре­сурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках откры­вают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих ва­лютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т.д. Ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную (иногда дифференцированную по категориям) долю полученной за границей заработной платы. Государство привлекает также средства частных посреднических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за границей путем введения обязатель­ных вкладов и страховок;

• методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая при­звана обеспечить определенные экономические и социальные га­рантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, продоволь­ственному обеспечению и медицинскому обслуживанию и т.д.), а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и т.п. в целях контро­ля за выполнением условий международных соглашений по тру­довой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав.

В посольствах и представительствах некоторых стран за ру­бежом назначаются атташе по труду, которые призваны обеспе­чивать защиту прав трудящихся-мигрантов, в том числе разре­шение спорных вопросов при их размещении, ведение перего­воров с работодателями.

Заслуживает внимания опыт создания специальных фондов, в задачи которых помимо контроля за соблюдением прав трудя­щихся-мигрантов и членов их семей входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обеспечения ме­дицинского обслуживания, жилищного строительства, расшире­ния сети школ и т.п. возвращающихся на родину мигрантов;

• меры, способствующие как защите государственных инте­ресов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов.

Государство стремится выработать такой механизм регулиро­вания миграции, который позволял бы совмещать защиту госу­дарственных интересов и его граждан. Одним из инструментов реализации данной задачи является введение порядка обязатель­ного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования – наде­ление правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными зна­ниями, опытом работы, располагают надежными международ­ными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;

• меры, направленные на взаимную защиту интересов стран-экспортеров и стран-импортеров трудовых ресурсов (например, при проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвра­щения мигрантов на родину).



5. Миграционная политика Российской Федерации


Россия не осталась в стороне от миграционных процессов. Распад СССР, переход к рыночным отношениям, экономиче­ские и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на территории Рос­сии оказалось в середине 90-х годов около трех миллионов бе­женцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, не прекращаются.

Рост безработицы подтолкнул сотни тысяч российских граж­дан, в том числе высококвалифицированных специалистов, трудо­устраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов насе­ления в последние десятилетия нынешнего столетия. На Конфе­ренции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигран­тов была признана безотлагательная необходимость международ­ной помощи. На территории России оказались сотни тысяч пере­мещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов (например, афганская община порядка 200 тыс. человек, а также мигранты – вьетнамцы, китайцы и т.д.).

Правительство Российской Федерации вынуждено в этих ус­ловиях формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки – материальной и финансовой – у международных организаций, развивать сотрудничество с други­ми странами на двусторонней и многосторонней основе по про­блемам миграции населения и трудовых ресурсов.

Выход России на внешние рынки труда предполагает фор­мирование полноценной, обоснованной миграционной полити­ки. В России уже сложилась правовая база регулирования ми­грационных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях Правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.

Разработана федеральная миграционная программа. Прави­тельство РФ наметило меры по выполнению задач в области миграционной политики страны, первоочередными из которых являются регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов в этой области, создание условий для беспрепятственной реализа­ции прав мигрантов[7].

Практическому претворению в жизнь конституционных и законодательных норм, обеспечивающих права российских гра­ждан на трудоустройство за границей, способствуют заключен­ные международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран.

Федеральной миграционной службой России предоставлены лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлени­ем трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением ми­грантов, требуют дальнейшей доработки и детализации. Форми­рование правовой и организационной базы регулирования ми­грационных процессов в РФ продолжается.

Наиболее важные аспекты российской миграционной поли­тики:

• реализация гражданами РФ прав на свободу перемеще­ния;

• гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;

• обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.

Поскольку Россия в международной миграции является од­новременно принимающей и направляющей стороной, при раз­работке российской миграционной политики приходится ориен­тироваться на реализацию многоцелевых направлений.

Так, в области импорта рабочей силы наиболее важными за­дачами, как показывают складывающаяся ситуация и опыт зару­бежных стран, являются: обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования  прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России. Немаловажное значение, как показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.

В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграци­онной политики России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; при­влечению валютных поступлений в страну за счет денежных пе­реводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получению мигрантами профессий, предприниматель­ского опыта и образования.

Принципиальное значение для РФ имеет создание приори­тетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирова­ния в сферу экономики. С этой целью намечено создать специ­альную структуру, занимающуюся консультированием, инфор­мационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказы­вающую им конкретную помощь. Возможно также предоставле­ние различных налоговых льгот и льготное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для последующей производственной деятельности.

С целью дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка, требуется, по опыту зарубежных стран, принятие ряда мер, например:

• введение специальных депозитных счетов;

• продажа земельных участков под строительство;

• выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы, хранимые в строго определенных банках;

• создание альтернативного жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;

• открытие валютного счета для беспошлинного провоза машин, товаров длительного пользования;

• создание специального пенсионного фонда.


Заключение

 

Подвижность населения и трудовых ресурсов – одна из важных особенностей современных международных экономически отношений.

Страны-экспортеры и страны-импортеры трудовых ре­сурсов, международные организации по миграции совер­шенствуют законодательство, механизм регулирования ми­грационных процессов и потоков, руководствуясь принци­пами свободы и демократии с учетом национальных инте­ресов.

Международная организация труда является уникальной среди всемирных организаций в том отношении, что при разработке ее политики представители трудящихся и пред­принимателей обладают равным количеством голосов с представителями правительств.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обес­печивает несомненные преимущества как принимающим рабо­чую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна по­родить и острые социально-экономические проблемы.

Какие положительные последствия трудовой миграции сего­дня признаются и используются?

Прежде всего учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны–экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополни­тельные рабочие места.

К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, «утечку умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п.

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате тру­довой миграции, используют средства государственной полити­ки. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вы­зывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной ми­грации и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффек­тивность жестких, директивных мер и необходимость косвен­ных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.

В России создана правовая и организационная база эмиг­рации и иммиграции трудовых ресурсов, разработана фе­деральная миграционная программа, заключены двусто­ронние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирова­ния России в мировое сообщество должна стать ратифика­ция международных конвенций, регламентирующих про­цессы трудовой миграции.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.             Авдокушин Е. ф. Международные экономические отношения. М., 1998.

2.             Буглай В. Б., Ливенцев Н. Н. Международные эконо­мические отношения М, 1998.

3.             Киреев Л. П. Международная экономика. Ч. 1-2. – М., 1998.

4.             Международные экономические отношения / Под ред. С.Ф. Сутырина. – СПб., 1997.

5.             Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. Рыбалкина В.Е. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

6.             Мировой рынок труда. – М.: Наука, 1994.

7.             МТБ. Конвенции и Рекомендации, принятые Междуна­родной конференцией труда. 1919-1986. - Женева, 1988.

8.             Неисповедимы пути иммиграции// «Российская газета», 8 октября 1996.

9.             Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения: Курс лекций. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.

10.         Федеральная миграционная программа //«Российская газе­та», 20 августа 1996.

11.         Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996// «Российская газета», 16 августа 1996 г.

12.         Щербинин Ю.А., Рожков К.Л., В.Е. Рыбалкин, Фишер Георг. Международные экономические отношения. Интеграция. – М.: ЮНИТИ, 1997.



[1] Мировой рынок труда. – М.: Наука, 1994, гл. 1–3.

[2] Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения: Курс лекций. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. С. 251.

[3] Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. Рыбалкина В.Е. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 197.

[4] Мировой рынок труда. – М.: Наука, 1994, гл. 1–3.

[5]  МТБ. Конвенции и Рекомендации, принятые Междуна­родной конференцией труда. 1919-1986. - Женева, 1988. - С. 1428-1446.

[6] Неисповедимы пути иммиграции// «Российская газета», 8 октября 1996., с. 3.

[7] Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996// «Российская газета», 16 августа 1996 г.



No Image
No Image No Image No Image


Опросы

Оцените наш сайт?

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
345 гостей
No Image
Все права защищены © 2010
No Image