Большая коллекция рефератов

No Image
No Image

Счетчики

Реклама

No Image

Механизм и направления ограничения и преодоления теневой экономики и теневого капитала

Механизм и направления ограничения и преодоления теневой экономики и теневого капитала

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт


Кафедра гражданско-правовых дисциплин


Дисциплина: теневая экономика





РЕФЕРАТ

 

по теме: «Механизм и направление ограничения и преодоления теневой экономики»









Подготовил:

Слушатель 444 группы

Малявин П.И.




Белгород 2008

 

План лекции

Вступительная часть

1. Деформация экономических отношений и их   криминализация в период построения рыночной структуры.

2. Взаимосвязь незаконного предпринимательства и коррупции на современном этапе экономических преобразований в России.

3. Нейтрализация теневой экономики.

4. Роль и задачи органов внутренних дел в борьбе с противоправными явлениями в сфере экономики.

Заключительная часть


Литература

 

Основная литература:


1. Конституция Российской Федерации. // Российская газета. 1993. № 27.

2. Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легалазация преступных доходов. СПб., 2003.

3. Макаров Д.Г. Теневая экономика и уголовный закон. М., 2003.

4. Попов Ю.Н., Тарасов М.Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства. М., 2005.

 

Дополнительная литература:


1. Подольный Н., Подольная Н. Теневая экономика и организованная преступность: проблемы определения размеров и динамики развития // Уголовное право. 2006. № 1.

2. Завельский М.Г. Теневая экономика и трансформационные процессы. М., 2003. № 1.

3. Яковлева Р.Р. Офшорные зоны и теневая экономическая деятельность // Банковское право. 2005. № 3.

4. Трунцевский Ю.В., Козлов А.А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. М., 2006.

Введение


Материальной основой национальной безопасности России является ее экономический потенциал, обеспечивающий должный уровень обороноспособности страны, ее территориальную целостность, защиту интересов России за рубежом как великой державы, социально-экономическую стабильность российского общества, физическое и духовное развитие нации. Все это диктует необходимость разработки государственной стратегии в области экономической безопасности России.

Среди угроз экономическому положению страны все большее значение приобретает расширяющаяся криминализация экономических отношений, приобретение экономикой черт криминальной системы.

Как следствие сложившихся отношений является возникновение тенденции подчинения экономической политики государства специфическим экономическим интересам криминальных структур, что, в свою очередь, исключает реформирование материально-технической базы производства в направлении формирования современной техноструктуры и ведет к соответствующим негативным социально-политическим последствиям для общества в целом.

В этой связи проблема преодоления криминализации экономики становится одной из ключевых проблем современной экономической политики, требующих неотложных мер по ее решению.

Вопрос № 1. Деформации экономических отношений и их криминализация в период построения рыночной структуры.


В процессе осуществления перехода к рыночной экономике в системе экономических отношений страны произошли существенные изменения, значительная доля которых была деформирована, не отвечала назначению эффективного народного хозяйства.

Под деформациями экономических отношений понимается их отклонение от той нормы, которая должна быть в соответствии с требованиями экономических законов, состоянием уровня развития хозяйства, потребностями населения. Деформированная экономика не способна к расширенному воспроизводству, она создает условия, способствующие развитию теневой и криминальной экономической деятельности: в хозяйстве имеют место диспропорции, нестабильность, значительные потери материальных и трудовых ресурсов, аморальное и криминальное поведение (в том числе и экономическое), размывается и трансформируется этика бизнеса и многое другое.

Деформации экономических отношений вызвали серьезные изменения в хозяйстве общества. Возникла система внутренних и внешних угроз экономической безопасности, преодоление которых должно стать важнейшим элементом государственной экономической политики.

Во-первых, сложившуюся за многие годы структурную деформированность экономики с выбытием ряда жизнеобеспечивающих отраслей производства дальше сохранять нельзя.

Во-вторых, необходим решительный поворот к наиболее эффективным конкурентоспособным производствам, которые могут вывести отсталую технологическую базу большинства отраслей с высокой энерго- и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства к новым технологиям.

В-третьих, необходимо принять меры, чтобы остановить спад и стабилизировать производство, не доводя его до уровня, нарушающего нормальный воспроизводственный процесс, вызывающего высокую безработицу, низкий уровень жизни.

В-четвертых, достигнутый достаточно низкий уровень инфляции стоил стране дорого, появились негативные явления, оказывающие более тяжелое воздействие на экономические отношения, вызвавшие новые деформации в экономике, что потребует дополнительной эмиссии (ориентировочно 300-350 трлн. руб.) и появления нового витка инфляции с его спутниками - обострением социальных проблем, низкой инвестиционной активностью, вложением капиталов не в производство, а в посредническую деятельность.

В-пятых, наглядно идет процесс старения производственного потенциала из-за осуществления текущих расходов в ущерб капитальным вложениям ("проедание основного капитала") и изношенность коммуникационных систем, их высокая аварийная опасность.

В-шестых, отстает прирост разведанных запасов полезных ископаемых от масштабов их извлечения из недр, что не позволяет расширить экспорт сырья как основного источника пополнения валютных запасов страны.

В-седьмых, резко ухудшается состояние научно-технических кадров, идет потеря позиций на отдельных направлениях научно-технического раз-вития, утрата престижности интеллектуального труда.

В-восьмых, усиливается имущественное расслоение населения, деградация учреждений социальной сферы, ограничение доступа малообеспеченных людей к системе охраны здоровья, образования и культуры, ухудшение физического и духовного здоровья населения, усиление дифференциации по территориальному признаку экономического и социального развития регионов, особенно областей Крайнего севера.

В-девятых, реально проявилась слабость институтов власти, приводящая к низкой правовой, финансовой, исполнительной дисциплине, массовому сокрытию доходов и уклонению от уплаты налогов, криминализации экономики и широкомасштабной коррупции в области управления экономикой.

Помимо перечисленного, деформации экономических отношений вызвали ряд внешних угроз экономике России, ее национальной безопасности. Среди них важнейшими являются следующие:

- импортная экспансия на российский рынок товаров и усиление зависимости в удовлетворении внутренних потребностей, в том числе стратегическими, продовольственными (на 3/4) товарами и наукоемким оборудованием, от мирового рынка;

- дискриминационные меры зарубежных стран и их сообществ во внешнеэкономических отношениях с Россией (например, по вопросу поставки криогенных двигателей для ракет в Индию), высокий уровень внешнего долга (более 150 млрд. долл. США, ежегодное получение кредитов Запада в размере 10 млрд. долл. и выплата процентов по долгам на такую же сумму);

- недостаточный экспортный и валютный контроль, не замкнутость таможенной границы приводят к ввозу огромного количества заграничных товаров, минуя таможенный контроль либо, осуществляя ввоз товаров на территорию России через продажных чиновников таможенных служб (только 2% автомобилей растаможивается в соответствии с установленным порядком, еще больше сырья вывозится из страны, минуя таможню либо осуществляя с ней фиктивные сделки - пример, реэкспорт автомобилей, водки и других товаров);

- неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций тормозит расширение товарооборота, прежде всего со странами, являющимися исторически партнерами во внешнеэкономической деятельности.

Деформации экономических отношений вызвали ослабление трудовой мотивации работников. Утрата квалификации и трудовых навыков, усиление дискомфортности в положении людей стали питательной средой для расширения масштабов ТЭ и криминального экономического поведения. Нарушена структура доходов населения по источникам их образования (например, доля заработной платы в доходах населения страны в среднем составляет 30-40%). Это ведет к возникновению конфликтных ситуаций в обществе, подрывает стимулы к труду: работать эффективно и производительно становится невыгодно и малопривлекательные, криминальные экономические отношения все более доминируют в хозяйственной жизни страны.

В деформированной экономике все большей угрозой становится криминализация хозяйства и общественной жизни страны. Криминальными стали практически все ведущие сферы экономики, что наносит серьезный экономический ущерб и оказывает крайне негативное влияние на реформирование экономики, деловую активность субъектов хозяйственных отношений и привлечение зарубежных партнеров. В настоящее время осуществляется переход от локальных форм преступности к криминализации экономической системы российского общества. Все больший контроль над механизмами регулирования воспроизводственных процессов не только на микро-, но и на макро-уровне сосредоточивается в руках организованных в масштабах страны криминальных структур.

Деформации экономических отношений вызывают угрозу экономической безопасности в период перехода к рынку, порождая такие явления как высокий уровень монополизации хозяйственных структур, "беловоротничковой" преступности и другие.

Любое явление, в том числе экономическое, способно проявлять свои как позитивные, так и негативные черты. Так, угрозу экономической безопасности личности, общества и государства представляет организованная преступность, паразитирующая на общественных институтах, создавшая собственную экономическую базу, надстройку, а в союзе с коррумпированными чиновниками - мафию.

Преступные сообщества, используя физическое и психологическое насилие, шантаж, установили контроль более чем над 40 тыс. субъектов хозяйствования, среди которых более 500 банков, около 500 бирж, почти 1,5 тыс. предприятий государственного сектора экономики.

Количество выявленных преступлений экономической направленности в настоящее время выросло, причем каждое десятое из них - посягательство в крупных и особо крупных размерах. Усилилась борьба с должностными преступлениями, незаконными валютными операциями. В то же время ослаблена работа по выявлению фактов присвоения вверенного имущества в целом по стране и особенно в ряде регионов. Крайне неэффективным оставалось реагирование на факты фальшивомонетничества, количество которых возросло более чем в два раза. Из оборота изъято поддельных денежных знаков на миллиарды рублей, но раскрываемость этих преступлений остается на крайне низком уровне.

Многие подразделения МВД еще слабо реагируют на негативные экономические процессы, занимаясь выявлением очевидных малозначительных правонарушений, утрачивают оперативные позиции в традиционных и медленно укрепляют их в новых секторах экономики.

Существует позиция, согласно которой основным условием возникновения и функционирования преступных организаций являются потенциальные источники прибылей, значительно превышающие среднее. Только сверхприбыли способны вызвать интерес и привлечь серьезных представителей криминального бизнеса. И это не их прихоть, а экономическая необходимость. Поэтому наилучший способ борьбы с организованной преступностью - нанести удар по ее доходам, по экономической основе. Криминальная экономика - это система экономических отношений, в основе которой лежит обеспечение небольшой группы (структуры) людей сверхдоходами, поступающими от преступной деятельности, возникающей в связи с наличием "белых пятен" в законодательстве.

Организованная преступная деятельность является зоной повышенного риска, требует дополнительных затрат. Средний доход можно получить легальным путем, не опасаясь за свою жизнь, здоровье и свободу. Для содержания преступной организации требуются значительные расходы. Издержки на коррумпированных чиновников, безопасность, разведку и контрразведку можно компенсировать только за счет сверхприбыли. Получение сверхприбылей преступными организациями является необходимым и достаточным условием их существования.

Высокодоходность и сложность организации незаконного бизнеса исключают занятие им в одиночку, обусловливают необходимость согласования личных и групповых корыстных интересов его участников, их соподчинение, специализацию и кооперацию в рамках незаконного промысла, что закономерно приводит к созданию преступных организаций, их объединению в сообщества.

В экономически стабильных странах организованная преступность эксплуатирует главным образом криминальные источники (наркобизнес, незаконная торговля оружием, игорный бизнес, проституция и т.п.). В то же время, сильное и стабильное государство жестко контролирует законные источники сверхприбылей.

Подводя итог сказанному, отметим, что деформации экономических отношений вызывают серьезную тревогу за экономическую безопасность страны. В перечне причин, подрывающих экономический потенциал государства, на ведущие позиции выдвигается преступность и ее наиболее разрушительная форма - организованная преступность. Борьба с криминальными явлениями становится политической задачей е сохранении экономики страны, ее развития на путях рыночных отношений.

Вопрос № 2. Взаимосвязь незаконного предпринимательства и коррупции на современном этапе экономических преобразований в России.


На предыдущих лекциях подчеркивалась прямая связь между социально-экономическими преобразованиями, происходящими во время реформ 90-х годов, с зарождением и формированием организованной экономической преступности, а вместе с ней - различных сегментов теневой экономики. Следует отметить, что незаконная предпринимательская деятельность, осуществляемая в рамках теневой экономики, объективно нуждается в «поддержке» определенных лиц, обладающих властными полномочиями. Заметим: в немалой степени рост экономической преступности был связан с всевозрастающей коррупцией среди государственных служащих. В погоне за материальными благами государственные люди забывали о своем профессиональном предназначении. Страна была захлестнута волной «дикой приватизации». Разложению чиновников способствовало создание совместных предприятий, ослабление контроля за экспортом, крах советской финансовой системы, запутанная система налоговых льгот и освобождений, но, прежде всего - колоссальные масштабы перераспределения собственности.

На страницах журналов часто приводятся цифры, характеризующие состояние того или иного отечественного олигарха. Нередко появляются публикации о том, сколько сил и знаний было затрачено тем или иным известным лицом, чтобы заработать свой первый миллиард долларов. Все это напоминает известную притчу о человеке, который торговал яблоками. Сначала он купил одно яблоко, потом его продал и купил уже два яблока. И торговал бы он яблоками всю свою жизнь, если бы не получил наследство от богатого родственника. В чем суть данной притчи?

Первоначальный российский капитал не был заработан или нажит. Он был полностью сформирован на государственной собственности, из бюджетных средств и прав на обслуживание этих средств.

Коррупция многолика, пронизывает все слои общества, проявляется в разных формах. В коррупцию на бытовом уровне вовлечено не менее половины населения страны. В рамках бытовых поборов есть свои лидеры. Так, эксперты приводят следующие цифры. Медицинская бесплатная помощь -600 млн. долларов в год, поступление в учебное заведение - 520 млн.. По данным МВД России, за 2005 год сумма доказанных взяток при поступлении в учебные заведения составила 450 тысяч рублей, что составляет 0,0008%. Взаимоотношения с правоохранительными органами - 465 млн., восстановление справедливости в суде - 275 млн., получение или оформление жилых помещений - 123 млн., уклонение от службы в армии - 13 млн. Минимальные затраты населения России на бытовые взятки около 3 млрд. долларов в год. На самом деле сумма может быть выше в 3-5 раз. После публикаций данных о масштабах коррупции в стране, Президенту РФ В. Путину было доложено о них. Первая реакция В. Путина: «Не может быть! Нет ли ошибки в расчетах?» У него были иные цифры о масштабах коррупции в стране — в два раза ниже. Фонду ИНДЕМ было предложено от администрации президента разработать рекомендации о снижении масштабов коррупции. Рекомендации были разработаны и представлены.

Не стоит думать, что коррупция - это чисто российское явление. Проблемы борьбы с коррупцией анализируются в деятельности многих международных организаций, в том числе Организацией Объединенных Наций, Советом Европы и др. В документах ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. Это понятие включает в себя взяточничество, непотизм (покровительство на основе личных связей) и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.

В одном из своих бюллетеней международная общественная организация «Transparency International», цель которой - оказание сопротивления коррупции на международном и национальных уровнях и в бизнесе, утверждала, что коррупция стала привычным явлением во многих ведущих индустриальных государствах, богатство и устойчивые политические традиции которых позволяют, однако, скрыть размах огромного ущерба, наносимого коррупцией социальной и гуманитарной сферам. Коррупция все заметнее превращается в интернациональную проблему. Она свойственна всем странам, независимо от политического устройства и уровня экономического раз-вития.

В США при заключении крупных контрактов в 80 процентов случаев они достаются компаниям, предложившим взятки, массовые расследования коррупционных действий бизнесменов и политиков происходят во Франции, Италии, Германии.

По данным счетной палаты земли Гессен (ФРГ), взятки в этой сфере составляют не менее 20%, и в среднем на 30% завышается стоимость почти половины строительных работ, выполняемых по заказам федеральных, коммунальных и других властей.

Парадоксальной выглядит в связи с этим ситуация, когда законодательства иностранных государств в сфере международной торговли поощряют взяточничество через систему налоговых освобождений под предлогом успешного ведения международного бизнеса. Из всех развитых государств только законодательство США предполагает ответственность за подкуп иностранных представителей.

Помимо таких традиционных проявлении коррупции. как получение взятки и злоупотребление служебным положением. некоторыми авторами дополнительно выделяются деяния. не наказуемые уголовным законом

- использование служебного положения для «перекачки» государственных средств в коммерческие структуры и обналичивания денег;

- предоставление льгот для своей корпоративной группы с отвлечением государственных ресурсов;

- использование должностными лицами и государственными служащими подставных лиц и родственников в коммерческих структурах;

- бюрократический рэкет, выражающийся в вымогательстве материальных средств у коммерческих структур для их перевода в иные коммерческие и некоммерческие организации, политические партии, различные фонды;

- различного рода злоупотребления служебным положением в процессе приватизации, сдачи в аренду, лицензировании, квотировании;

- лоббирование интересов заинтересованных групп в процессе законотворческой деятельности.

Проблема борьбы с коррупцией, по опыту западных стран, может быть разрешена только с действием специальных комплексных законов о борьбе с организованной преступностью и коррупцией. В связи со сказанным, достаточно странной выглядит позиция высших органов государства по данному вопросу. Государственная Дума в сентябре 1998 г. отвергла подавляющим большинством голосов Президентскую редакцию закона «О борьбе с коррупцией», также проект, подготовленный рабочей комиссией Комитета Государственной Думы по безопасности (ноябрь 1998). До этого трижды Президент накладывал вето на соответствующий закон, принятый высшим законодательным органом России.

Как отмечал на одном из совещаний заместитель начальника Главного управления по борьбе с преступлениями в сфере экономики (ГУБЭП) МВД РФ Владимир Макаров, за должностные преступления были привлечены к уголовной ответственности вице-губернаторы Московской и Курской областей, Эвенкийского автономного округа, заместитель министра сельского хозяйства РФ, заместитель руководителя Федеральной продовольственной корпорации, начальник главка Минобороны, три министра правительства республик Алтай и Татарстан, заместитель начальника хабаровского управления Росрезерва, два руководителя подразделений Министерства по налогам и сборам, предъявлено обвинение заместителю губернатора Калининградской области и другие.

Согласно данным ряда исследований, российские предприниматели в отдельных отраслях промышленности - нефть, газ, редкие металлы - около 50 процентов полученной прибыли расходуют не на совершенствование производства и повышение качества услуг, а на взятки чиновникам различного уровня. Впечатляют суммы, фигурирующие в оперативных сведениях. ГУ-БЭП МВД России ведет дела о взятках в миллионы долларов, в том числе в 30 млн. долларов против бывшего руководителя администрации одной из областей.

По сделанным в 1997г. оценкам неправительственной организации ., «Transparency International», Россия занимает четвертое место среди 50 самых коррумпированных государств мира после Колумбии, Нигерии и Боливии. Более 60% респондентов в социологических опросах относят коррупцию к проблемам, представляющим угрозу национальной безопасности России. Свыше 70% согласны с утверждением, что Россия может быть причислена к числу коррумпированных государств. За 2000г. количество преступлений коррупционной направленности в государственном секторе выросло на 10 процентов и составило более 22 тысяч. В коммерческой сфере коррупция возросла на 63%.

На фоне увеличения масштабов экономической преступности парадоксальным являлся факт сокращения в 2000г. личного состава ГУБЭП МВД России на 1200 человек, а также реорганизация Федеральной службы налоговой полиции в марте 2003 года. По мнению автора, данные шаги продиктованы не стремлением повысить эффективность деятельности какой-либо службы, а созданием видимости реформирования системы в угоду чьим-то политическим амбициям. В зависимости от того, насколько «болезненно» произойдет данная реорганизация, так она и отразится на динамике показателей экономических преступлений.

В то же время, по итогам 2000г. отмечено, что количество раскрытых преступлений против государственной власти, интересов государственной и муниципальной службы сократилось более чем в трети субъектов Федерации. Число лиц, изобличенных во взяточничестве, снизилось в четверти регионов

По самым оптимистическим оценкам суммарные потери от коррупции в нашей стране могут составлять от 10 до 20 миллиардов долларов в год. По подсчетам экспертов общественной организации «Технологии - XXI век», мелкие предприниматели тратят на взятки чиновникам минимум 500 млн. долларов в месяц, без учета платежей криминальным структурам. Предварительный анализ показывает, что 10 процентов всего дохода в мелком и среднем бизнесе тратится на коррупционные сделки.

Более 70% бизнесменов, имеющих дело с Россией и другими странами СНГ, убеждены в том, что коррупция входит в число главных препятствий для развития здесь нормального предпринимательства. Президент Всемирного банка Д. Вулфенсон сказал во время своего приезда в Москву в 1996г.: «После окончания холодной войны коррупция стала главным тормозом на пути демократического развития»

Одним из проявлений коррупции на федеральном уровне является воздействие на экономическую жизнь общества ограниченного числа олигархов. Часть госаппарата практически контролируется крупнейшими предпринимательскими группировками, связанными с наиболее рентабельным бизнесом в России. Нередка ситуация, когда государственный служащий, являющийся по своему статусу должностным лицом, лично, а чаще всего через доверенное или подставное лицо, учреждает коммерческую организацию вопреки прямому запрету, установленному законом. При этом организация получает от государственного служащего различные льготы, преимущества или покровительства в иной форме.

Следует отметить, что запрет на участие в предпринимательской деятельности установлен законодательством, в том числе и для муниципальных служащих, из числа которых исключены депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления (ч. 2. ст. 2 Закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»). Ряд авторов в связи с этим делают вывод о необходимости включения в ст. 289 УК РФ соответствующих изменений, в соответствии с которыми субъектами преступления признавались все без исключения служащие, которые исполняют свои обязанности в органах местного самоуправления и занимают муниципальные должности (как выборные, так и иные).

Некоторые авторы обращают внимание, что в России возник еще один новаторский способ коррупционного обогащения - покупка государственных должностей, имеющих потенциал взятки в крупном масштабе. Особенно котируются должности «заместителей министров» и руководителей госкомитетов, имеющих право разрешающей подписи. Ставки от 100 тысяч долларов и выше. Можно выделить наиболее привлекательные сферы. к которым относятся следующие наиболее коррумпированные услуги:

- предоставление непредусмотренных бюджетных ссуд, особенно при отсутствии должного обеспечения;

- распределение бюджетных средств через государственные заказы и закупки;

- предоставление эксклюзивных прав-льгот, в том числе по экспорту и импорту, а также налогам;

- отсрочки налоговых платежей, предоставление государственных гарантий, бюджетные преференции, реализуемые через «бюджет развития»;'

- исполнение бюджета в форме взаимозачетов, погашения ценных бумаг, в натуральной форме, при котором чиновник по своему усмотрению определяет форму исполнения взаимных обязательств по бюджету, а также курс, по которому принимаются разнообразные денежные суррогаты;

- действие представителей государства в Советах директоров крупных компаний и непосредственное управление их финансами;

- осуществление расходов бюджета на неконкурсной основе и т.д. Генеральный прокурор РФ Владимир Устинов отмечает, что в 2000 году за преступления в бюджетной сфере в суды направлено свыше 25 тысяч уголовных дел. Среди осужденных 1326 человек - это чиновники различного уровня. Сумма ущерба от посягательства на средства бюджета по этим делам составила около 2 млрд. рублей;

Практически не изменились показатели и за 2001 год.

Нецелевое использование бюджетных средств можно проследить на примере прошедшей подготовки Санкт-Петербурга к 300-летию города. 9,8 млн. долларов составляет самая крупная «дыра» в юбилейных расходах Питера, обнаруженная аудиторами Счетной палаты РФ, - столько было выплачено фирме с Каймановых островов за консультации по реконструкции исторического центра. На реставрацию северной столицы израсходовано свыше 12 млрд. рублей. В ноябре 2002г. Счетная палата РФ прогнозировала - около 30 памятников архитектуры в срок сданы не будут. Отвлечение средств на другие нужды, по сведениям Счетной палаты, составило 1015, 8 млн. рублей. Городские власти не могли, а, может быть, и не хотели решать вопросы, кому доверить реставрацию тех или иных исторических объектов. Договоры заключались и прекращались. Незавершенные объекты перекидывали с баланса на баланс, а в этой чехарде «таяли» бюджетные средства. Подрядчики подбирались без конкурса. А если конкурс все же объявлялся, то затягивался вместо предусмотренных законом 45 дней до полутора лет.

Когда над городом идет золотой дождь, трудно удержаться и не протянуть руку. Кинорежиссер Алексей Герман высказался так:

«Считаю, что основное занятие в России - воровать под разными предлогами, поэтому в Петербурге дела обстоят не хуже и не лучше, чем в Москве или в других городах». Фраза А. Германа претендует на крылатую, потому что она актуальна для России вне зависимости от времени и конкретного места.

Наиболее распространенный во всем мире источник верхушечной коррупции - это государственные заказы и закупки. Этот вид коррупции возникает там, где ресурсы распределяют чиновники, не являющиеся собственниками этих ресурсов. Согласно оценкам, потери от коррупции в данной сфере часто превышают 30 процентов всех бюджетных затрат по этим статьям. В отчете Всемирного банка «О состоянии закупок в стране» отмечается: коррупция повышает стоимость проектов на 25-50%. При этом коррупция при размещении госзаказов порождает и многие побочные негативные последствия.

Во-первых, нарушаются конкурентные механизмы госзакупок. Выигрывает торги не конкурентоспособный поставщик, а тот, кто сумел получить преимущества за те или иные услуги организаторам закупок.

Во-вторых, нарушаются принципы прокьюремента, позволяющие максимально удовлетворить потребности государственного заказчика: справедливость, гласность, эффективность, ответственность.

В-третьих, теряется доверие производителей продукции для государственных нужд (поставщиков) относительно честности конкурсного размещения заказов и дискредитируется законодательство Российской Федерации о конкурсах.

Никто никогда не задумывался над вопросом, почему стоимость одного квадратного метра жилого помещения в Москве в три раза выше, чем в среднем по России? Чиновники объясняют данную ситуацию заботой о недопустимости перенаселения Москвы. Тем самым они подтверждают, что себестоимость 1кв. м жилого помещения в Москве не выше, чем в среднем по России, а стоимость жилого помещения искусственно завышается. Возникает вопрос: куда или кому поступают доходы от продажи квартир? Для ответа на данный вопрос необходимо проследить - из чего складывается себестоимость сдаваемых квартир. Основные затраты связаны с приобретением застройщиком в собственность строительной площадки, цена за которую, в зависимости от расположения, колеблется от сотен тысяч до нескольких миллионов долларов. Организации, специализирующиеся на продаже строительных площадок, изначально в их стоимость закладывают суммы, расходуемые на «согласования» в различных инстанциях. В последующем застройщик, чтобы компенсировать затраты на приобретение площадок, при продаже квартир использует различные схемы, позволяющие ему выводить определенные суммы из-под налогообложения. Например, может использоваться схема, когда покупатель заключает договор купли-продажи по цене, составляющей 2/3 от реальной стоимости жилого помещения. Оставшаяся сумма, 1/3 стоимости жилого помещения, составляет страховую премию, уплачиваемую покупателем Страховщику, в счет страхования договора купли-продажи на полную стоимость помещения. При этом застройщик является либо соучредителем страховщика, либо иным образом участвует в его капиталах. В реальных цифрах это может выглядеть примерно так: цена новой трехкомнатной квартиры в Москве составляет - 80 тысяч долларов; цена договора купли-продажи - 46 тысяч долларов; страховая премия будет составлять - 34 тысячи долларов. От налогообложения уводится сумма в 34 тысячи долларов. В масштабах города это миллиардные суммы.

Коррупция поразила и субъекты РФ. Характерно, что уровень коррупции выше в дотационных, чем в донорских регионах. Однако масштаб самих коррупционных сделок все-таки выше в богатых регионах, особенно в регионах с большой экспортной составляющей: нефтяных, газовых, «алмазных», металлургических, производящих химические удобрения.

В 2005 году фонд ИНДЕМ провел любопытное исследование: попытался определить степень коррумпированности сорока наиболее заметных регионов России по трем параметрам:

1) доля участников в коррупционной практике;

2) частота совершения сделок такого рода на каждого жителя в год;

3) средняя сумма взятки.

В первой номинации «победу» одержал Ставропольский край. Самым «дорогостоящим» оказалось чиновничество в Питере. Чаще всего берут в Воронеже. Лидирует на рынке коррупции исполнительная власть. Российские чиновники занимают 11 место в мире по индексу коррупции. Более 75% государственных чиновников, или 2 млн. человек берут взятки. На долю исполнительной власти приходится почти 99% от общего объема. Законодательной и судебной власти достаются соответственно - 0,17 и 0,86%.

Три четверти рынка коррупционных услуг обслуживают муниципальная власть. Региональная власть контролирует 20% рынка. Федеральной власти остается 5% данного рынка. Но «верхушечная коррупция» позволяет при сравнительной скромности количества коррупционных сделок, взять реванш масштабностью таких операций. Коррупция на высшем уровне позволяет проводить финансовые аферы, которые наносят стране ущерб, ставящий под угрозу национальную безопасность.

По мнению автора, данная ситуация представляет собой не меньшую угрозу экономической безопасности России, чем явная организованная преступность, тем более, что провести четкую грань между двумя этими явлениями в последние годы все сложнее. Специалистами делается вывод о том, что экономическая преступность близка к выходу на уровень, угрожающий национальной безопасности России.

Не случайно, что на протяжении последних лет неоднократно на коллегиях МВД России обращалось внимание на необходимости концентрации усилий по преодолению преступной экспансии криминального предпринимательства в наиболее криминогенных сферах общественного производства (в сфере производства и оборота алкогольной продукции, табачных изделий, лекарственных препаратов и т.д.).

Таким образом, проблема обеспечения нормального хозяйственного оборота и экономической безопасности общества является в настоящее время одной из основных, стратегических целей деятельности государства. В этой связи имеет большое значение выявление сущности и основных причин, способствующих прогрессированию данного явления, определение роли органов внутренних дел в механизме противодействия криминализации предпринимательских отношений в новых социально-экономических условиях. Можно признать, что в целом деятельность органов внутренних дел сегодня не соответствует в полной мере новым условиям и требованиям. Им пока не удалось существенным образом повлиять на снижение уровня экономической преступности. Тем более странно видеть на посту министра внутренних дел человека, который по «совместительству» занимается партийным строительством. Видимо, у министра в столь сложной оперативной обстановке есть личное время для политических мероприятий.

В заключение хотелось бы отметить, что уже при принятии нового уголовного кодекса РФ законодатель прогнозировал всплеск преступлений в экономической сфере. Поэтому не случайно в новом УК РФ глава «Преступления в сфере экономической деятельности» самая объемная по содержанию и включает в себя 32 состава преступлений, причем большинство из них являются новыми для отечественного уголовного законодательств. К тому же ряд традиционных статей, содержащихся в главе «Преступления против собственности», а также в главе «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» направлены за защиту всех форм собственности и свободы экономической деятельности.

Следует обратить внимание, что УК РФ 1996г. не предусмотрел те составы преступления, которые традиционно связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, как, например, ростовщичество, незаконный оборот ликероводочных изделий. Не были приняты во внимание предложения при разработке нового УК, установить в качестве экономических преступлений фальсификацию товаров, недобросовестное строительство, умышленное невыполнение обязательств по договорам поставки продукции, заключение явно невыгодных для государства внешнеторговых контрактов.

В то же время, развитие предпринимательского оборота способствует появлению ранее не известных проявлений незаконного предпринимательства, не охваченных контролем действующего уголовного законодательства. Вместе с тем, очевидно, что обеспечение законности при осуществлении предпринимательской деятельности одними только мерами уголовного наказания практически невозможно, так как юридические лица (основные субъекты предпринимательской деятельности) не являются субъектами уголовной ответственности по российскому праву. Привлечение к уголовной ответственности по большинству экономических статей УК РФ других лиц (непосредственных руководителей, как органов юридического лица или учредителей), противоречит основному началу уголовного права—принципу объективного вменения, т.е. ответственности только за свои действия. Из сказанного, можно сделать вывод, что наказание юридических лиц возможно исключительно только в рамках административного или хозяйственно-правового воздействия. При этом основной акцент можно делать на меры экономического воздействия, предусматривая в качестве санкций взыскания в виде значительных денежных штрафов.

По нашему мнению, одной из мер противодействия незаконному предпринимательству должно является ужесточение ответственности, причем имущественной направленности, за различные экономические правонарушения. Данная мера предусматривает комплексное совершенствование правовых норм, известных уголовному, гражданскому, административному, а также налоговому законодательству.

Хотелось бы отметить, что борьба с коррупцией достигнет успеха только в случае комплексного воздействия на нее сил правоохранительных органов, органов государственной власти, всего общества. В связи с катастрофическим недофинансированием государственных программ по борьбе с преступностью необходимо предусматривать в бюджетных расходах средства на эти цели. Мировой опыт показывает, что средства вложенные в борьбу с коррупцией, возвращаются в бюджеты в суммах, значительно превышающие затраты на данные цели.

Многие проблемы, рассматриваемые в работе, могут быть решены путем принятия закона «О борьбе с коррупцией», который бы создал правовую основу для некоторых аспектов борьбы с данным явлением.

В качестве меры противодействия оттоку капитала за рубеж необходимо установление жесткого контроля за экспортно-импортными сделками, которые в большинстве случаев прикрывают факты незаконного перевода денежных средств на счета, открытые в иностранных банках.

Следует более активно претворять в жизнь положения Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 года, подписанной Россией 7 мая 1999 года

Возможно, использование специфического опыта зарубежных стран в вопросах привлечения незаконно вывезенных капиталов. В некоторых странах в свое время государство объявляло налоговую амнистию «теневикам», которые вкладывали средства в собственную экономику без объяснения источников получения средств, а государство «прощало прежние грехи». Например, в Ирландии полученная от налоговой амнистии сумма превысила размер дефицита бюджета и составила 2,5% ВВП, а Индия, США, Мексика получили от подобной акции свыше 2 млрд. долл. Положительный эффект от легализации капиталов, привлечения «теневых капиталов» в национальную экономику получен и некоторых странах СНГ.

В связи с тем, что приватизация в России способствовала получению сверх доходов отдельными лицами и фактически отстранению миллионов собственников от средств производства, следует, насколько это возможно в настоящее время, пересмотреть некоторые приватизационные сделки. Для данных мероприятий необходима четко разработанная программа, причем не в интересах других заинтересованных лиц, а в интересах, прежде всего граждан России, как бы пафосно это ни звучало.

Необходимо устранить условия, способствующие росту коррупции в системе государственных закупок. Для устранения влияния отдельных чиновников в данной системе важно создать государственную службу организации и проведения закупок, при условии обеспечения высокого статуса специалистов названной службы. Для унификации процедур закупок необходимо разработать типовые методики для закупки продукции для государственных нужд и на их основе создать методические рекомендации и другие инструкции, учитывающие особенности закупок отдельной продукции. Следует отметить, что существующая система контроля за закупками нуждается в серьезных изменениях, которые должны быть направлены на формирование механизмов досудебного разбирательства нарушений, с правом отмены результатов размещения заказа и признания недействительности заключенного контракта в установленных случаях.

Для пресечения деятельности транснациональных преступных группировок необходимо обеспечить активное сотрудничество российских правоохранительных структур с аналогичными подразделениями правоохранительных органов развитых стран мира, чтобы обеспечить более эффективную деятельность по противодействию финансовым, налоговым и иным экономическим преступлениям.

В связи с тем, что коррупция связана с возможностью чиновников оказывать определенные услуги классу предпринимателей, необходимо изменить отношение чиновника к той деятельности, которую он курирует. В этом направлении важно материально заинтересовать чиновника, например, как предлагает лидер фракции СПС Б. Немцов, назначить заработную плату не менее 3 тысяч долларов, с обязательным заключением контракта и заполнением декларации о доходах, о коммерческих интересах членов своей семьи и ближайших родственников. При этом важно обеспечить контроль за достоверностью сведений, декларируемых чиновником.

Таким образом, следует ужесточить систему государственного контроля за оборотом алкогольной продукции. В данном направлении необходимо осуществить ряд мер, которые бы позволили проследить весь путь пищевого спирта, от производителя до конечного потребителя. Если при проверках у контролирующих органов (налоговых) не будет такой информации, то проверяемая продукция будет являться незаконно произведенной.

Вопрос № 3. Нейтрализация теневой экономики.


С переходом к рыночным отношениям вместо легализации ТЭ наблюдается противоположный процесс: ТЭ увеличивается, переплетается с легальной, все более приобретает криминальный характер. Опыт стран Запада говорит о том, что Россия столкнулась и далее будет иметь у себя многие новые, неведомые в стране "развитого социализма" теневые явления криминальной направленности. Не исключено появление бизнеса в широких масштабах на незаконном хранении, переработке и транспортировке экологически вредных и радиоактивных веществ, незаконной трансплантации различных человеческих органов и других видах подпольного предпринимательства.

Вопрос о том, требуются ли специальные меры по борьбе с ТЭ, еще недавно в нашей литературе трактовали таким образом: наличие ТЭ есть прямое следствие подавляющей нормальную хозяйственную жизнь административной системы управления, с устранением которой и переходом к рыночному хозяйству запрещенные и потому нерегистрируемые сделки неизбежно легализуются и выйдут из "тени" на "свет". Сегодня наивность подобных надежд очевидна. Жизнь преподнесла совсем противоположный результат.

Имеет место и другой тезис: нерегистрируемые сделки, соответственно неуплата налогов в той или иной степени распространены и в современных индустриальных странах, и, таким образом, ТЭ представляет собой хотя и негативный, но, в общем-то, утвердившийся объективно обусловленный "до-весок" к рыночной системе. Подход к ТЭ тем самым сблизился с подходом к преступности вообще: бороться, конечно, необходимо и важно, но рассчитывать на окончательную победу не стоит (главное, чтобы регулирование со стороны государства ставило задачу уменьшения размеров ТЭ до каких-то "терпимых" пределов).

Еще одна точка зрения сводится к тому, что реформы 90-х годов являются лишь политико-экономическим "последствием" глубинных процессов роста ТЭ, происходившим в годы застоя. Реформы высвободили присущие ТЭ автономные механизмы регулирования, связанные, прежде всего, с насилием. И теперь согласно этой позиции даже легальные, регулируемые сделки подчиняются указанным механизмами, стало быть, носят скрыто криминальный характер.

Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение инноваций и экономический рост (об этом написано в предыдущих разделах).

Ясно одно, что никаких соглашений и договоров с ТЭ не может быть. Единственный путь - осуществление нейтрализации ТЭ, борьба с криминальными экономическими отношениями.

Нейтрализация ТЭ видится в таких направлениях.

Во-первых, безусловное пресечение теневой криминальной экономической деятельности, прежде всего таких ее видов, как бизнес, основанный на ущемлении законных прав и интересов легальных экономических структур, пороках человека, подпольное предпринимательство, особенно фальсифицированное производство товаров, использующее труд детей, больных людей и т.п. Опыт нейтрализации подобных теневых явлений имеется во многих странах мира.

Во-вторых, уменьшение последствий ТЭ напрямую связано с изменением мышления представителей государственного аппарата, всего народа страны, отражение его в законодательстве. В этом направлении многое уже сделано (новые УК РФ и ГК РФ, ряд законов, регулирующих экономические отношения, программа борьбы с организованной преступностью и коррупцией, появление новых и расширение имевшихся контролирующих структур и другое).

В-третьих, переход к рыночным структурам требует предоставления каждому человеку экономической и политической свободы, свободы социальных, политических и экономических структур, то есть переход к цивилизованному обществу с минимумом запретов. В то же время интересы личности, его собственности, здоровье и внешняя среда должны тщательно охраняться на основе норм права.

Оценивая борьбу с теневой криминальной деятельностью. можно отметить многие просчеты е этом направлении.

1. Сегодня в процессе нейтрализации теневой криминальной деятельности наблюдается несвоевременность принятия мер и правовых норм. Не приняты законы, отвечающие новым криминальным реалиям (с оргпреступностью, коррупцией). Принятый УК РФ не восполняет отсутствие таких законов.

2. Необходимость декриминализации многих неопасных для общества видов теневой деятельности (мелкая торговля, мелкая челночная внешнеэкономическая деятельность, мелкое кустарное производство и т.п.) фактически превратилась в свою противоположность: поспешно декриминализирован ряд деяний, характерных для преступников (злостное нарушение правил административного надзора, выпуск недоброкачественной, некомплектной продукции, ряд других хозяйственных преступлений). Декриминализация неопасных видов теневой деятельности поддержит большую долю неимущего населения (что государство пока сделать не может) и высвободит значительные силы правоохранительных органов от выполнения этих мелочных функций, направив их на борьбу с криминальной экономикой.

3. Не соответствует требованиям времени не взаимосвязанное и плохо проработанное изменение диспозиций ряда уголовно-правовых норм, что связано с трудностями в их применении и даже невозможностью применения (например, не был очерчен особо крупный размер взятки, не вполне ясно, как следует квалифицировать те хищения, которые ранее оценивались как совершенные в особо крупном размере).

4. В течение 1991-1998 годов произошли дестабилизация и в определенной степени, разрушение правоохранительной системы без своевременного создания новой, в результате многочисленных реорганизаций, психологического давления на сотрудников правоохранительных органов информации о недопустимости применения норм действующего УК РФ в новых условиях, возможной "чистке" их рядов, резкого падения денежного содержания и нерегулярной его выплаты. В этих условиях государственная правоохранительная система потеряла многих своих наиболее квалифицированных сотрудников. Рост профессионализма и организованности преступности происходил на фоне снижения профессионализма правоохранительных органов и судов. В 2003-2005 годах продолжались реорганизации важных подразделений правоохранительных органов, что не вселяло в их сотрудников чувство уверенности не только в своем будущем, но и в возможность реализации в обозримый срок данных оперативно-розыскной и следственной деятельности. Вдобавок это усугублялось отсутствием взаимодействия государственной правоохранительной системы и негосударственных служб безопасности, общественных организаций, недостатком в правовой базе деятельности негосударственных структур в сфере борьбы с теневыми криминальными явлениями.

5.Несмотря на определенные успехи деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, все более криминальной становится сфера экономических отношений, криминализируются сферы политики, социальная и духовная. Например, ряд кандидатов в депутаты оплачивали избирательные мероприятия из денег криминальных структур. Отстраненность государства от системного подхода в борьбе с преступностью позволила криминальному миру заняться активной пропагандой воровской субкультуры, используя средства массовой информации и даже телевидение. Появляются мнения о возможности "союзнических" отношений с преступниками.

В настоящее время принимаются многочисленные и нужные организационно-управленческие, нормативные меры, носящие, как правило, ограниченно-периферийный характер, и не принимаются меры, направленные на решение стержневых задач, поскольку многие факторы созданы самим государством вследствие принятой концепции реформирования российского общества, в основе которой заложены такие меры, как использование в процессе реформ ресурсов ТЭ, создание любыми путями в короткий срок слоя собственников, обмена власти на собственность и т.п.

Чтобы противодействовать теневой криминальной деятельности государству необходимо отказаться от принятой теории и практики реформирования экономики и общественных структур, что возможно путем коренного их пересмотра в рамках рыночных отношений либо внесения существенной корректировки в теорию и практику реформирования при соблюдении идеи движения к рынку. При игнорировании этого вывода в последующие годы произойдет дальнейшее расширение теневых отношений со всеми вытекающими негативными последствиями для общества, государства и граждан. Устранять эти последствия придется нескольким поколениям россиян.

Затягивание решения центральных задач противодействия теневой криминальной экономике и современной организованной преступности предоставляет им возможность выиграть время, развиться, совершенствовать структуру и управление, методы, формы, способы ухода от контроля государства и общества, накапливать криминальный опыт, преумножать финансовую и материальную базу, создавать предприятия, масштабно "отмывать" преступно нажитые доходы, расширять международные преступные связи, усиливать давление на население, общество и государство, втягиваться в легитимные сферы и т.п.

6. Правоохранительная система (в том числе особенно ОВД) работает в условиях крайних перегрузок, когда число не оконченных расследований уголовных дел из года в год начинает превышать число оконченных. Происходит "затор" правоохранительной системы и перерабатываются в основном дела о наиболее тяжких экономических преступлениях. Недаром в налоговой полиции через суд проходит 10-15% возбужденных уголовных дел, что показывает уровень качества расследования. На различных стадиях процесса выявляется все больше следственных и судебных ошибок.

7. Программы борьбы с преступностью, и, прежде всего с экономической, составляются без учета научных рекомендаций. Их разработке не предшествует определение стратегии борьбы с преступностью, что крайне важно, особенно в условиях очень ограниченного финансирования таких программ. В программах четко не выделяются цели, средства их достижения, крайне неудовлетворительно рассчитывается потребность в финансировании. Отсутствует приоритет предупредительных мер, рассчитанных на устранение либо нейтрализацию причин преступности. Упор, как правило, делается на чрезвычайные меры. Практика показывает, что такие меры дают кратковременный эффект, в "сети" правоохранительных органов попадается мелкая "рыбешка", что не сдерживает вовлечение в ТЭ все большего числа предпринимателей и преступников.

8. Противостояние ТЭ возможно в том случае, когда повсеместно и постоянно осуществляется практика криминологической экспертизы проектов правовых и подзаконных актов, программ борьбы с преступностью, важных экономических и иных общественных преобразований.

Нейтрализация теневой экономики, борьба с организованной преступностью и коррупцией возможна при наличии высокопрофессиональных специалистов, надлежащим образом обеспеченных в организационно-техническом и ресурсном отношениях. Эти специалисты должны получать надлежащее содержание, чтобы обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни, социальную защищенность.

Таким образом, процесс нейтрализации ТЭ и особенно ее криминальной части требует решения многих задач. Устранение отмеченных просчетов в борьбе с преступностью, и прежде всего, с экономической, позволит перекрыть каналы финансовых потоков, подпитывающих ТЭ и создающих плацдарм для ее развития. Загнать ТЭ в терпимые рамки и ослабить ее влияние в обществе - задача реально выполнимая. Решение этого вопроса позволит открыть простор для реформирования экономики и ее перевода на рельсы рыночных отношений.

Вопрос № 4. Роль и задачи органов внутренних дел в борьбе с противоправными явлениями в сфере экономики.


К середине 90-х годов начало происходить изменение социально ориентированной рыночной экономики в сторону коррумпированного рынка и криминальных экономических отношений. Несмотря на все усилия правоохранительных органов, общество не в состоянии справиться с возникшей угрозой. ТЭ представляет собой асоциальную систему, а с системой можно бороться лишь посредством системы. Поэтому на повестку дня выдвигается задача формирования и реализации общенациональной программы борьбы с криминальной экономикой.

В нейтрализации ТЭ и борьбе с криминальными явлениями ведущее место занимают правоохранительные органы. От их компетентности, оперативности, профессионализма, желания зависит очень многое.

Сейчас главное заключается в способности правоохранительных органов вести решительную и бескомпромиссную борьбу с преступностью, в том числе теневой криминальной деятельностью и экономической преступностью. Эта борьба осложняется ростом преступности в стране: за прошедшие пять лет он составил 95%. Высок рост экономической преступности, которая ежегодно увеличивается на 12,5%. Серьезные изменения произошли в структуре экономической преступности. Интересы криминальной среды устремлены именно в сферу экономики, где имеются практически неограниченные возможности для быстрого обогащения, безнаказанного паразитирования на издержках и трудностях экономической реформы.

Либерализация экономической деятельности, передача госсобственности в частные руки по необоснованно заниженной стоимости в процессе ее разгосударствления и допуск в экономику теневого капитала при отсутствии эффективного механизма контроля и защиты от противоправных посягательств создали благоприятные условия для внедрения в экономические отношения преступных элементов, подкупа служащих аппарата государственной власти и управления, по существу, бесконтрольного распоряжения госимуществом многими хозяйственными руководителями государственных предприятий и организаций.

Важнейшим фактором дестабилизации экономической и социальной жизни стали ТЭ и криминальное предпринимательство.

Ведущей задачей правоохранительных органов является активная поддержка и защита осуществляемых в обществе преобразований: в экономической сфере - развитие и укрепление рыночных отношений, в социальной - соблюдение принципов социальной справедливости, в духовной - восстановление общечеловеческих моральных и этических норм, в политической - проведение в жизнь демократических реформ.

Главная задача ОВД состоит в борьбе с преступностью и охране общественного порядка. В экономической области перед ОВД поставлена задача нейтрализации теневой экономики и борьбы с криминальными явлениями в сфере экономики и организованной экономической преступностью.

Одним из базисных принципов деятельности ОВД на современном этапе и в обозримом будущем должна быть деятельность по охране и поддержании нового механизма развития, восстановления, самовозрождения многообразия социально-экономических структур. Существенное место должны занять: ориентация на поиск приемлемых для ОВД форм и методов деятельности в обществе, чуткое реагирование на процессы, происходящие в обществе, в какой бы сфере общественной жизни они не происходили.

Деятельность ОВД в борьбе с правонарушениями должна основываться на требованиях законов Российской Федерации. Одна из задач заключается в сборе криминологической информации, на базе которой можно было бы внести в законодательные органы предложения по развитию правовых норм, препятствующих совершению экономических преступлений, выработке криминологических прогнозов и соответствующих организационно-правовых и экономических решений.

Немаловажное значение имеет поиск ОВД форм и методов ненасильственного разрешения социально-экономических противоречий. Реальная социальная структура общества и особенности образа жизни различных слоев населения должны быть объектом пристального внимания ОВД.

Рыночное общество неразрывно связано с различными формами конкурентной борьбы, в том числе и с нечестной конкуренцией. ОВД должны взять на себя заботу по обучению и консультированию предпринимателей, эффективным методам защиты от нечестной конкуренции, в противном случае эта ниша на рынке правоохранительных услуг будет монополизирована криминальными структурами, что обернется большой упущенной выгодой для милиции.

Одним из приоритетных методов борьбы с экономической преступностью является проведение экономико-правового анализа (внешнего и внутреннего). Исследование различных прямых и косвенных экономических показателей в хозяйственных структурах позволит сотрудникам ОВД получить информацию не меньшую, чем специальные оперативно-розыскные мероприятия.

В нейтрализации криминальной экономики ОВД могут использовать экономико-правовой анализ при взаимодействии с аудиторскими фирмами (наиболее эффективно было бы иметь свою службу с аудиторскими права-ми).

Отметим важнейшие направления нейтрализации теневых криминальных явлений.

1. Меры законодательного характера, определяющие основные принципы противоправных деяний в сфере экономики в условиях формирования рыночных отношений, закрепляющие комплексный экономико-правовой принцип разработки проектов законов о регулировании хозяйственной деятельности с обязательностью их криминологической экспертизы при разработке хозяйственного законодательства, создающего пробелы и противоречия в нормах, регламентирующих ответственность за правонарушения в экономике. Следует ликвидировать явный разрыв между формированием право-вой основы новой модели экономики и сложившимся законодательством об ответственности за совершение экономических правонарушений, что потребует принятия и переработки ряда законов, которые бы дополнили новый УК и ГК РФ (законодательство о коррупции, о борьбе с организованной преступностью; переработать законы об инвестициях, банковской и внешнеэкономической деятельности, о потребительском рынке и др.).

2. Межведомственные организационные меры должны быть сконцентрированы в Федеральной программе борьбы с преступностью, которая принимается правительством. Главной направленностью и содержанием она должна отвечать требованиям комплексности и межведомственности мер по нейтрализации или устранению криминогенных факторов, определяющих рост преступности в современных условиях, созданию организационных, технических и финансовых условий для исполнения законов РФ, повышению эффективности правоприменительной практики в борьбе с преступностью.

Программа могла бы включать несколько блоков.

Во-первых, блок законодательно-правового регулирования. Должен быть принят комплекс законов, в полном объеме регулирующих экономические отношения.

Во-вторых, блок "Интеграция правоохранительных органов", позволяющих реально осуществить действительное и действенное повышение эффективности деятельности служб и подразделений правоохранительных органов, в основе которых лежат три обязательных условия: отличное современное техническое, боевое и организационное обеспечение; материальное и социальное обеспечение; социальная и правовая защита. "Бедная полиция дорого обходится обществу" - эта аксиома должна быть твердо усвоена.

Необходим и ряд условий, которые позволят сделать программу работоспособной:

1) общество должно осознать ту особую опасность и разрушительные социально-экономические последствия, которые несет в себе теневая криминальная деятельность, по масштабам и глубине достигшая "критической массы". Особая роль отводится средствам массовой информации, которая совершенно не касается истоков, первопричин, порождающих это массовое явление, перенося всю ответственность на правоохранительные органы. Пока средства массовой информации (далее СМИ) не решают задачу привлечения внимания населения к теме теневой экономики. Необходимо внести соответствующие коррективы в законодательство, поскольку в цивилизованном мире свободные СМИ являются важным элементом гражданского общества и "четвертой" властью в правовом государстве, без которой невозможно сформировать механизм противовесов;

2) органы исполнительной власти должны не только обратить внимание на проблемы борьбы с ТЭ и экономической преступностью, но и принять самое активное, инициирующее участие в этой борьбе, задействовав все имеющиеся на то мощные рычаги. Пассивная позиция в этом жизненно важном для судьбы отечества деле может быть понята двусмысленно;

3) особая роль в противодействии теневой экономике отводится законодательной власти. Необходимо создать соответствующую сегодняшнему этапу переходного периода к рынку правовую основу, надежно противостоящую теневым криминальным отношениям, создающим условиям для экономически выгодной организации легитимного предпринимательства в российском хозяйстве, всяческого поощрения частного бизнеса и подъема экономики. Нужны законы по борьбе с теневым криминальным бизнесом, и, прежде всего по борьбе с организованными формами экономической преступности и наиболее разрушительной ее формой - коррупцией;

4) ведущая роль в подготовке и реализации общенациональной программы должна быть отведена правоохранительным органам, но не по указанию "сверху", а по принципу: "Хотите решить проблему - сначала спросите, что для этого необходимо". Сегодня правоохранительным органам нужна реальная помощь и поддержка.

3. Правоохранительные меры как элемент социального управления должны охранять и защищать права и интересы граждан, субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, на которых они основаны, и экономических интересов государства как собственника и субъекта бюджетной политики. Именно система таких мер может составить базисный принцип деятельности правоохранительных органов на современном этапе развития общества.

В связи с реализацией концепции об организации параллельных правоохранительных структур, осуществляющих борьбу с экономическими преступлениями (МВД, ФСБ, ГТК), возникла необходимость законодательного определения их общей компетенции на стадии выявления, предупреждения и раскрытия всех видов экономических правонарушений и специализации на стадии их расследования. Одновременно необходимо разработать и принять на президентском или правительственном уровне систему организационных мер, обеспечивающих согласованный механизм правомочий и взаимодействия всех субъектов борьбы с правонарушениями в сфере экономики. Координация действий предполагает создание единого информационного фонда и использование его в работе оперативными аппаратами, а также взаимодействие с контролирующими органами и частными детективными службами. Для этого должны быть решены организационные вопросы и разработана методика такого взаимодействия.

Таким образом, именно сегодня закладываются основы будущего устройства России. Каким оно будет в действительности? Это зависит от того, сможем ли мы обуздать теневую экономику и прежде всего ее криминальную часть с разросшейся до невероятных размеров коррупцией на всех этажах государственной власти.

Заключение


Преступность в России все больше охватывает сферу экономики. Переходный период к рыночным структурам вызвал качественные изменения в содержании и структуре экономической преступности, в наносимом ею экономическом ущербе обществу. Ведущей причиной криминализации экономических отношений в стране явились деформации в экономической сфере, связанные с разрушением механизмов прежнего хозяйства, для становления нового, основанного на частной собственности и рыночной структуре хозяйства. Факты говорят о том, что происходит изменение главного вектора реформ: движение от идеи создания социально ориентированной рыночной экономики в сторону реального коррумпированного рынка и криминальных экономических отношений. В этой ситуации, несмотря на все усилия органов, общество не в состоянии справиться с возникшей угрозой. Экономическая преступность в России ныне представляет собой асоциальную систему, а с системой можно бороться лишь посредством системы. Вот почему на повестку дня выдвигается задача формирования и реализации общенациональной программы борьбы с экономической преступностью и ее материальной базой - теневой экономикой.

Теневая экономика поставила под угрозу безопасность и целостность России. Под воздействием криминальных структур в экономике происходят качественные изменения, свидетельствующие о трансформации типа экономического устройства России и его преобразования в мафиозно-клановый. В то же время, государственная система, обладающая инстинктом сохранения системы экономической, в состоянии навести порядок в обществе, загнать преступность в терпимые рамки. От решимости государственных органов в борьбе с преступлениями в экономической сфере зависит судьба реформ, переход страны к рыночной экономике.

Список используемой литературы

 

1.                 Волженкин  Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999.

2.                 Голованов Н.М., Перекислов В.Е., Фадеев В.А. Теневая экономика и легалазация преступных доходов. СПб., 2003.

3.                 Исправников В.О., Куликов В.В. Теневая экономика в России: иной путь развития. М., 1997.

4.                 Ларьков А.Н., Кривенко Т.Д., Куранова Э.Д. Расследование новых видов экономических преступлений: Методические рекомендации для сле­дователей и прокуроров. М., 1995.

5.                 Мысловский Е.Н. Внимание: "Кидал-Инвест". М., 1996.

6.                 Нестеров А., Вакурин А. Криминализация экономики и проблемы безопасности // Вопросы экономики. 1995. № 1.

7.                 Организованная преступность и частные инвестиции / Под ред. В.И. Попова. М., 1998.

8.                 Попов Ю.Н., Тарасов М.Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства. М., 2005.



No Image
No Image No Image No Image


Опросы

Оцените наш сайт?

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
345 гостей
No Image
Все права защищены © 2010
No Image