Большая коллекция рефератов

No Image
No Image

Счетчики

Реклама

No Image

Малый бизнес: проблемы становления и развития

Малый бизнес: проблемы становления и развития

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ПРИАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ






Введение в специальность

Реферат

 на тему: «Малый бизнес: проблемы становления и развития»

                                                                             Выполнила:        студентка группы ЭП-2000

                                                                                      Пинчук А. В.

                                                         


Преподаватель: Катомлянский Р. Л.






Мариуполь 2000 г.



Роль и место малых предприятий в рыночной экономике

Важным направлением развития новых организационных форм создания материальных благ, конкурентоспособных товаров, повыше­ния эффективности хозяйствования в условиях экономической ре­формы Украины является формирование сети малых предприятий.

Среди целого ряда разнообразных факторов экономического роста развитых стран мира одними из важнейших считаются умелая реализация предпринимательского потенциала граждан каждой стра­ны, использование хозяйственной инициативы человека, признание предпринимательства незаменимой силой общественного благосос­тояния.

Основное же условие возможности существования предприни­мательства ученые и практики видят в создании конкурентной среды и предоставлении экономической свободы субъекту хозяйст­вования. Уже такое понимание сути проблемы позволяет объяснить важную особенность развития современной мировой экономики -все более возрастающую роль малого предпринимательства. Его качественными критериями являются: преобладание частной собст­венности на средства производства, юридическая и экономическая независимость в принятии решений, упрощенная система управле­ния, профессиональная взаимозаменяемость работников, непосредст­венное участие собственника в управлении предприятием, инициа­тивный, поисковый характер деятельности.

Сейчас в индустриально развитых странах малые предприятия являются ведущим сектором рыночной экономики, который опреде­ляет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Именно этот сектор экономики представля­ет наиболее эффективную систему отбора талантливых и предприим­чивых людей, позволяет создавать необходимую атмосферу конку­ренции, способствует быстрому решению целого ряда проблем, кото­рые не могут быть разрешены более крупными хозяйственными структурами.

Многообразие деятельности малых предприятий может быть классифицировано по различным признакам: по численности работ­ников, организационно-экономическим и организационно-правовым

формам, виду деятельности, степени использования наемного труда и др. Рассмотрим некоторые из них.

Численность .работников для отнесения предприятий к малым определяется в Украине в соответствии с законом «О предприятиях в Украине». Кроме численности работников во многих странах для характеристики малых предприятий используют объем основных фондов, объем годового оборота капитала, участие в капитале других предприятий и другие критерии.

 

Таблица 1 •'

Численность работников малых предприятий разных стран мира, чел.

Вид дея­тельности

 

Украина

 

Россия

 

США

 

Анг­лия

 

Южная Корея

 

Япо­ния

 

Промыш­ленность

200

100

500

200

20

.300

Строи­тельство

200

100

Годовой объем до 1 7 млн. $

25

20

300

Транспорт

50

100

500

50

20

300

Сельское хозяйство

50

60

Годовой объем до 3,5 млн. $

50

 

 

Наука и научное обслуживание

100

60

 

 

 

 

Оптовая торговля

 

25

 

50

 

100

 

 

 

 

 

100

 

Розничная торговля

15

30

100

 

5

50

Бытовое обслуживание

25

30

Годовой объем до 13,5 млн. $

 

5

50

Прочие виды деятельности


25-50

50

 

 

5

50

Однако, важнейшим показателем, характеризующим малые предприятия, является численность рабо­тающих (см. табл. 1).

Анализируя данные таблицы 1 можно заметить, что в малых предприятиях разных стран и разных отраслей неодинаковая числен­ность работающих. Определение малому предприятию дается в зависимости от практических нужд страны.

Опыт развитых государств показывает, что сектор малого пред­принимательства характеризуется многообразием типов предприя­тий процессов и методов изготовления продукции. В ведущих стра­нах мира малые и средние предприятия (такими, в соответствии с национальной методикой каждой страны, считаются фирмы с коли­чеством работников Д»5, до 20, до 50, до 100, но не более 500 чел.) составляют 95% общего количества хозяйственных организации и обеспечивают при этом значительную часть занятости. Так, в сере­дине 90-х годов совокупная доля малых и средних предприятии в экономике Германии составляла 99,8 процентов общего количества хозяйственных организаций, Великобритании - 94, Японии 9УА

Франции - 99,9. „ ,

В Японии например, количество малых предприятии (с числом работников до 20) в перерабатывающей промышленности состав­ляет почти 90%, причем не менее трети из них являются семейными и вообще не используют наемный труд. Еще больше семейных предприятий - в сфере розничной торговли и обслуживания этой страны (около 60 и 50 процентов соответственно).

В Республике Корея в обрабатывающей промышленности, на транспорте и в строительстве малый бизнес - это предприятия с двадцатью и менее работающих, в торговле и сфере услу' ' пятью и менее. Малых предприятий там сегодня 1810 тыс. (98,о процента предприятий); крупных - едва более 15 тыс., а в малом бизнесе занято 62 процента работающих. Такое распределение сил позволило включить всех жителей страны в активную экономичес-

кую жизнь.

В России в течение последних лет за счет малых предприятии количество рабочих мест увеличилось на 1,5 млн. человек.

Учитывая что в Украине растет безработица, организация и деятельность малых предприятий может быть важным фактором, противодействующим этому нежелательному явлению.

К началу 1998 г. в Украине было зарегистрировано около 400 тысяч малых предприятий, однако действовало из них всего около

100 тысяч, где было занято примерно 4,6 процента от всего занятого населения страны и выработано около 9 процентов валового внут­реннего продукта.

Сравнивая вклад малых предприятий в экономику своих стран, можно заметить, что в США он превышает 50 процентов валового внутреннего продукта, во Франции - 55 процентов, в Италии - 57 процентов.

Число занятых в малом бизнесе США составляет 70,2 млн. человек, в Японии - 39,5 млн., в Германии - 18,5 млн, в Великобри­тании - 13,6 млн.

Количество малых предприятий в США- 19,3 млн., в Ита­лии - 3,92 млн., в Великобритании - 2,6 млн., в Германии - 2,3 млн. Даже у соседки Украины Польши работает порядка 3 млн. малых предприятий.

Так что наши нынешние 100 тысяч малых предприятий выгля­дят как начало тенденции будущего роста миллионов малых пред­приятий Украины.

Зарегистрированные в Украине малые предприятия распределя­ются по отраслям таким образом: треть из них - в торговле и общественном питании, 15 процентов - в промышленности, 10 процентов - в строительстве, 4 процента — на транспорте, 5 про­центов - сельском хозяйстве. Кроме того, к данному количеству малых сельскохозяйственных предприятий необходимо прибавить 35 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, которые, по существу, также являются малыми предприятиями.

Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране в хронологической последовательности, можно выделить основные этапы их развития, которые приведены в таблице 2.

В начале 1990 г. малые предприятия образовывались чаще отделением от государственных предприятий-учредителей. В 1991 г. малые предприятия создавались, как правило, в форме обществ с ограниченной ответственностью.

С момента начала создания и до настоящего времени много малых предприятий учреждено органами местного самоуправления. Хотя их вклад как учредителей, в большинстве случаев, ограничива­ется предоставлением нежилых помещений на условиях аренды.

 

Таблица 2

Этапы развития малых предприятий в Украине

№ п/п

 

Нормативный акт, дата принятия

 

Основное содержание

 

Последствия применения в экономике

 

1.

 

«Положение об органи­зации деятельности малых предприятий» (Протокол №6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйст­венного механизма при Совете Министров СССР), 06.06.1988

 

Разрешено создание малых пред­приятий. Введен упрощенный по­рядок их создания и регистрации. Они получили статус юридическо­го лица, большую самостоятель­ность в осуществлении хозяйст­венной деятельности и распреде­лении дохода

 

Началось создание в различных отрас­лях промышленнос­ти и регионах стра­ны малых пред­приятий

 

2.

 

Закон СССР «О кооперации в СССР» 26.08.1988

 

Созданы привилегированные ус­ловия одной форме собственности (отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возмож­ность устанавливать неограничен­ные надбавки к заработной плате работников кооперативов)

 

Отток квалифициро­ванной рабочей силы с государст­венных предприя­тий в кооперативы

 

3.

 

Закон СССР «0 предприятии в СССР» 04.06.1990

 

Объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности

 

Рост количества предприятий различных форм собственности

 

4.

 

Постановление Совета Министров УССР №278 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» 22.09.1990

 

Определены основные докумен­ты для государственной регистра­ции малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госрегистрации, определены льготы малому предприниматель­ству по налогообложению, амортизации и др.

 

Началось активное создание малых предприятий во всех отраслях на­родного хозяйства, в первую очередь, в торговле, бытовом обслуживании, по­среднической дея­тельности. Нача­лась перерегистра­ция кооперативов в малые предприятия

 

5.

 

Закон Украины «О предприятиях в Украине» 27.03.1991

 

Определены характеристики отнесения предприятий к малым-по численности работающих. Государство обеспечивает пред­приятиям всех форм собственности равные правовые и экономичес­кие условия хозяйствования.

 

Развитие малого предпринимательст­ва, основанного на различных формах собственности, их-сочетания

 

6.

 

Закон Украины «О собственности» 26.03.1991

 

Признаны равноправными частная, коллективная и государственная формы собственности

 

Появилась возмож­ность организации малых предприятий на основе частной собственности

 


Сегодня вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу структурной перестройки народного хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудитель­ное, так и инициативное разукрупнение монопольных предприятий, акционерных обществ:

• выделение самостоятельных производственно-хозяйственных бло­ков;

• выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;

• создание небольших дочерних предприятий по инициативе круп­ных предприятий.

Таким образом, малые предприятия можно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений, во-вторых, на акционерных началах. Последний путь в современных условиях перехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры является наиболее актуальным.

Малые предприятия могут учреждаться совместно с государст­венными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.

Развитие любой формы предпринимательства зависит в основ­ном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей.

Организационно малые предприятия в Украине создаются в виде:

частного предприятия, основанного на собственности отдель­ного гражданина, с правом найма рабочей силы;

семейного предприятия, основанного на собственности и труде граждан - членов одной семьи, проживающих вместе и ведущих совместное хозяйство;

коллективного предприятия, основанного на собственности трудового коллектива предприятия;

государственного*Предприятия, основанного на общегосудар­ственной собственности;

государственного коммунального предприятия, основанного на собственности административно-территориальных единиц;

совместного предприятия, основанного на собственности граж­дан и юридических лиц разных стран;

арендного предприятия, основанного на арендных отношениях, предполагающих сдачу во временное пользование за плату средств производства, зданий, другого имущества, остающегося в собствен­ности арендодателя.

Как видим, наиболее значимыми признаками, отличающими один вид предприятия от другого являются: численность работников, собственники используемого капитала, форма управления.

Организационно-правовой формой создания малых предприятий выступают юридические лица в виде хозяйственных обществ, 'крес­тьянских (фермерских) хозяйств, производственных кооперативов, государственных предприятий. Украинское законодательство к хо­зяйственным обществам относит:

• акционерные общества;

• общества с ограниченной ответственностью;

• общества с дополнительной ответственностью;

• полные общества;

• командитные общества.

Акционерным признается общество, которое имеет уставной фонд, разделенный на определенное количество акций равной

номинальной стоимости, и несет ответственность по обязательствам только уставным фондом. Общая номинальная стоимость выпущен­ных акций, составляющая уставной фонд (капитал) общества, не может быть меньше суммы, эквивалентной 1250 минимальным зара­ботным платам, определяемым на момент создания акционерного общества. Акционеры отвечают по обязательствам общества только в пределах сумм стоимости, принадлежащих им акций. Акционер­ные общества бывают открытыми и закрытыми. Отличительной особенностью между ними является то, что акции открытого акцио­нерного общества может свободно купить и продать любой гражда­нин и предприятие, то есть любое физическое и юридическое лицо, акции же закрытого акционерного общества могут быть проданы и куплены только среди учредителей, акционеров, собственников, ра­ботников этого общества.

Общество с ограниченной ответственностью учреж­дается одним или несколькими лицами, с уставным фондом не менее суммы, эквивалентной 625 минимальным заработным платам, определяемым на момент создания общества с ограниченной ответ­ственностью. Учредители общества с ограниченной ответствен­ностью отвечают по его обязательствам и несут риск возможных убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов в уставной фонд. Это одна из самых распространенных форм организации малых предприятий.

Учредители общества с дополнительной ответствен­ностью, в отличие от общества с ограниченной ответственностью несут солидарно ответственность по обязательствам общества не только взносами в уставной фонд, но и всем своим имуществом в кратном размере к стоимости взносов.

Полное общество создается на основе долевой (паевой) собст­венности его учредителей, занимающихся совместно предпринима­тельской деятельностью и несущих солидарную ответственность по обязательствам общества всем своим личным имуществом.

Командитное общество включает в состав учредителей действительных членов, которые несут солидарную ответственностью обязательствам общества всем своим имуществом и членов-вкладчиков (командиторов), которые несут ответственность в пре-[елах взносов в капитал (уставной фонд) общества.

Крестьянское (фермерское) хозяйство является формой предпринимательства граждан Украины, занимающихся производст­вом, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции. Оно создается обычно, из ближайших родственников, компактно проживающих в сельской местности и имеющих необходимую ква­лификацию и опыт работы в сельском хозяйстве.

Производственный кооператив - организационно-правовая форма коллективного 'предпринимательства, создаваемая доброволь­ным объединением не менее пяти граждан на основе их личного труда.

Имущество кооператива складывается из паев вступающих в него членов, которые несут солидарную ответственность по обяза­тельствам кооператива. Наибольшее распространение кооперативы (артели) получили в сельском хозяйстве, строительстве жилья, рыболовстве.

Государственное предприятие - производственное образо­вание, создаваемое государством для выполнения определенных целей и задач, например, почта, железная дорога, оборонное пред­приятие, «Монетный двор» и др.

Каждое из названных предприятий и хозяйственных обществ обладает следующими общими чертами:

• самостоятельный хозяйственный субъект с правами юридического лица, производящий и реализующий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономи­ческой деятельности;

• имущественный комплекс, используемый для осуществления пред­принимательской деятельности;

• объект купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав?

Учитывая общность характеристик и необходимость универса­лизации текста в дальнейшем будем называть все виды предприя­тий и обществ предприятиями, если не будет потребности уточ­нения их вида или организационно-правовой формы.

С целью повышения эффективности своей деятельности пред­приятия добровольно объединяются в ассоциации, корпорации, кон­церны, консорциумы, производственные объединения, научно-про­изводственные объединения, финансово-промышленные группы и другие объединения по отраслевому, территориальному и иным принципам.

Ассоциация - договорное объединение нескольких предприя­тий, создаваемое с целью постоянной координации производственных, научно-технических, экономических, социальных и других задач. Ассоциация не имеет права вмешиваться в производственно-хозяйст­венную деятельность своих участников.

Корпорация - договорное объединение, создаваемое на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов, с делегированием отдельных полномочий централизованного регули­рования деятельности каждого из участников.

Концерн - уставное объединение предприятий промышлен­ности, транспорта, банков, торговли, научных учреждений и т.д. на основе полной финансовой зависимости от одного или группы предприятий.

Консорциум - временное уставное объединение промышлен­ных предприятий и банков для достижения общих целей.

Производственное объединение - объединение промыш­ленных предприятий на основе однородных технологий, изделий с централизацией финансовых, учетных, производственных функций или части их.

Научно-производственное объединение (НПО) - объеди­нение научных, технологических, конструкторских и промышленных предприятий во главе с научно-исследовательской организацией. НПО призвано обеспечить неразрывное единство цикла создания новых изделий: наука - технология - опытный образец - массовое производство.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) - объединение промышленных предприятий, научных и конструкторских организа­ций, страховых обществ (компаний) и торговых предприятий во главе с банком.

Объединение предприятий имеет свои положительные и отри­цательные аспекты. Преимущества: сокращение объема инвестиций и делового риска, приобретение производственной базы или источ­ников сырья, материально-технических и финансовых ресурсов, сни­жение издержек производства, доступ к высоким технологиям конкурентоспособной продукции, помощь в продвижении продукции на рынок. Недостатки: появление бюрократической верхушки, потеря гибкости, противоречия внутренней структуры.

Как видим, предпринимательская деятельность малых предприя­тий может осуществляться в различных формах. Кроме того, пред­принимательство малых предприятий различают по назначению: производственное, строительное, коммерческое, финансовое, посред­ническое, оказание услуг,, и др.

Производственный вид деятельности предполагает, что само малое предприятие непосредственным образом, используя орудия труда, сырье, рабочую, силу, производит товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности, для последующей продажи потреби­телям, покупателям.

Строительство - создание новых жилых и промышленных зданий, сооружений, домов, дач, коттеджей, гаражей, складов, дорог и др. Многие малые предприятия специализируются только на от­дельных видах комплекса строительных работ: электротехнических, отделочных, штукатурных, малярных, дизайнерских, слесарно-водо-проводных, монтажу лифтов, кондиционеров, благоустройству терри­тории, примыкающей к новым домам, дачам, коттеджам.

Коммерческий вид деятельности требует от работников мало­го предприятия умения продавца, торговца, купца по приобретению товаров у одних лиц и продаже их другим. В этом случае прибыль предприятия образуется из разности цен приобретения и продажи товаров. К коммерческой деятельности относится оптовая и рознич­ная торговля. Оптовый торговец осуществляет торговлю товарами крупными партиями, хранит их на складах, организует погрузочно-разгрузочные и экспедиторские работы, транспортировку, осуществ­ляет срочные поставки, услуги, продает товары в кредит, что и повышает стоимость приобретенных товаров. Розничный торговец приобретает товары у оптовых торговцев и производителей, хранит их до продажи покупателям, предоставляет услуги, продает единица­ми или мелкими партиями и за свой труд повышает цену розничной продажи. Разница между выручкой от продажи и расходами торговца (издержками обращения) является его доходом.

Финансовое предпринимательство - продажа одних де­нежных 'средств за другие, например, продажа валюты и ценных

бумаг за национальные денежные знаки. Прибыль предприятия возникает в результате продажи финансовых ресурсов за опреде­ленный процент,

Посредничеством называют предпринимательство, в котором само предприятие не производит и не продает товары, а выступает в качестве связующего звена между производителем и покупателем, в товарно-денежных операциях. Главной задачей посредника являет­ся подбор производителю необходимого покупателя, а покупателю -необходимого товара. Посредник оказывает услуги каждой из заинтересованных сторон и вправе рассчитывать на вознаграждение за свой труд.

Оказание услуг - широкая и разнообразная сфера деятельнос­ти: от ремонта обуви, одежды, жилья, автомобилей, бытовой техники, купли-продажи недвижимости, до юридических, управленческих, общеобразовательных консультаций, бухгалтерского учета, страхова­ния, транспортного и коммунального обслуживания, программирова­ния, исследования конъюнктуры рынка и др.

В бывшем СССР предприятия с численностью работающих свыше 1000 человек производили почти три четверти всей промыш­ленной продукции, эксплуатировали 80 процентов основных произ­водственных фондов, потребляли около 90 процентов всей электро­энергии. Такой уровень концентрации был адекватен планово-дирек­тивной системе управления. Малым количеством крупных пред­приятий удобно управлять, устанавливать им плановые задания и нормативы, распределять между ними ресурсы, назначать и смещать руководителей.

Крупные предприятия создавались по принципу максимально замкнутого комплекса подразделений. Это диктовалось реальными условиями деятельности предприятий и было узаконено норматив­ными актами, регулирующими их типовые структуры. Состав подраз­делений основного производства формировался таким образом, что­бы свести к минимуму зависимость предприятий от поставщиков. На каждом предприятии создавалась широкая номенклатура подраз­делений вспомогательного производства. Аппарат управления, как правило, включал многочисленные отделы, группы, бюро, лаборатории. Такой подход к формированию структуры предприятий дикто­вался не только ведомственным монополизмом, стремлением макси­мально ограничить связи из-за межведомственных барьеров, но и тем, что оплата услуг других организаций, как правило, обходилась дороже по сравнению с затратами на содержание своих соответст­вующих подразделений. Кроме того, такому подходу к формированию структуры предприятий способствовал и принятый порядок оплаты труда руководителей в зависимости от категории предприятий, кото­рая определялась численностью работников.

В комплексах внутренних подразделений предприятий всегда можно было различить две основные части по признаку постоянства уровней нагрузок. Одна часть подразделений отличалась возможно­стью поддержания постоянного и притом относительно высокого уровня нагрузки. В другой же части подразделений нагрузки носят пульсирующий характер. Эти подразделения полностью загружены в отдельные периоды (в связи с освоением новой продукции, при разработке плановой и технологической документации, при подведе­нии итогов и т. п.). В остальное время нагрузки таких подразделений снижаются - иногда до нулевых значений. Причем всякого рода попытки искусственно выровнять нагрузки (например, работами впрок, на задел), как правило, оказываются малоэффективными.

На эту структурную особенность «традиционных» предприятий рыночная экономика отреагировала определенными тенденциями. На протяжении последних лет и десятилетий в странах с современ­ной рыночной экономикой просматривается отчетливое стремление предприятий дистанциироваться от многих функций, выполнявшихся ранее их внутренними подразделениями, в первую очередь такими, которые отличались пульсирующими нагрузками. Именно за счет этого фактора сокращается число промышленных гигантов, и, вместе с тем, возрастает количество малых предприятий. Вопреки теорети­ческой догме о неотвратимости процесса концентрации производства, средние размеры предприятий обнаруживают явную тенденцию к уменьшению. Так, в США в начале столетия насчитывалось 300 тыс. мелких фирм, к середине 60-х годов их было уже 5 млн., а к 1990 г. стало 19 млн. (без сельскохозяйственных). Из них имеют наемную рабочую силу 3,8 млн., из которых 87% - с численностью работников до 20 чел. Обследование 410 наиболее крупных корпо­раций показало), что средняя численность работников на пред­приятиях, построенных до 1970 г., составила 644 чел., тогда как в 80-е годы она снизилась до 210 чел. Доля малых предприятий в производстве продукции промышленности США достигла 50 процентов, в Японии она еще выше - 55 процентов

Формируя рыночные отношения в Украине, нельзя не учитывать эту общемировую тенденцию.

Дезинтеграцию предприятий (в первую очередь крупных и сред­них) следует рассматривать в тесной связи с образованием сети малых предприятий и расширением на данной основе сферы конку­рентных отношений. Причем, этот процесс требует определенной подготовки и законодательного регулирования. Известно, что во мно­гих случаях дезинтеграция предприятий принимает уродливые формы, становится средством перекачки государственных ресурсов, минуя установленные законодательством каналы разгосударствления и приватизации. А разгосударствление и приватизация государственной собственности - одна из важнейших предпосылок формирования системы, оптимально сочетающей крупные предприятия с малыми. Могут быть названы различные варианты процесса образования сети малых предприятий, выполняющих функции формирования инфраструктуры во всей совокупности предприятий. Прежде всего, малые предприятия могут создаваться путем выделения из более крупного предприятия с предоставлением им соответствующих прав (юридического лица, открытия расчетного счета, самостоятель­ного баланса и т. п.). При этом малое предприятие получает возмож­ность самостоятельно формировать портфель заказов, что ставит его доходы в 'прямую зависимость от результатов собственной деятельности. Однако на этом пути неизбежны многочисленные проблемы и трудности. В частности, они связаны с формированием собственности на имущество малых предприятий, с материально-техническим обеспечением производства и, следовательно, распреде­лением и использованием его доходов. Эти проблемы не исчезают и в том случае, если создание малых предприятий осуществляется на основе передачи имущества в аренду.

Создание малых предприятий путем их выделения из состава более крупных может быть связано с акционированием - например, путем придания подразделениям форм дочерних предприятий, не­больших акционерных компаний, акции которых могут распростра­няться как среди работников и администрации предприятия (крупно­го и малых), так и через свободную продажу. Но при любых вариан­тах выделения остается главная проблема. Получая самостоятель­ность из рук крупного предприятия, малые предприятия становятся независимыми субъектами рыночных отношений. Поэтому неизбеж­но возникает вопрос, насколько эти вновь образованные субъекты

производственной деятельности способны надежно и качественно выполнять свои функции как элементы инфраструктуры других предприятий, насколько возрастут стоимость их продукции и услуг.

Выводы подсказывает опыт крупных компаний в странах с развитой современной рыночной экономикой. Известно, например, что предприятия такой крупнейшей компании, как «Дженерал моторе», обслуживают 32 тыс. поставщиков, образующихся в ее инфраструктуру (в ochqbhom в виде малых предприятий). Продук­цию компании реализуют 11 тыс. самостоятельных дилеров, дейст­вующих во многих странах. Такие же данные могут быть приведены по компаниям Японии - электронным, автомобильным, строительным и другим. Характерной'особенностью таких систем является мобиль­ность состава и структуры малых предприятий. Значительная их часть существует лишь непродолжительное время, а затем исчезает или меняет род деятельности. Вместе с тем возникают новые малые предприятия, предлагающие свою продукцию и услуги. А в итоге системы, включающие крупные, средние и малые предприятия, функ­ционируют устойчиво и в соответствии со складывающейся рыноч­ной конъюнктурой.

За последние годы и в Украине, кроме юридически и экономи­чески независимых малых предприятий, появилась много научно-технических, снабженческих, сбытовых, производственных и других малых предприятий, тесно сотрудничающих с крупными предприя­тиями, концернами, корпорациями и зависящих от последних техноло­гически, информационно, финансово. Подготовка кадров для малых предприятий, в этом случае сохраняется также за крупными пред­приятиями.

Крупные предприятия передают малым узкоспециализирован­ные производства, вносящие большое разнообразие в их номенклату­ру, усложняющие управление, отвлекающие персонал на решение относительно второстепенных задач. Поэтому решение подобных проблем они поручают малым предприятиям на условиях субподря­да, субпоставки. Кроме работ основного производства, малые пред­приятия специализируются на техническом обслуживании и ремонте оборудования крупных предприятий, а также на инструментальном, транспортном, складском, конструкторско-подготовительном, энерге­тическом и других видах обслуживания производства крупных пред­приятий. В этих условиях малые предприятия сохраняют свою финансовую и организационную самостоятельность.

При отсутствии должной системы информации в стране роль посреднических предприятий особенно велика. Каким иным обра­зом можно было бы малым предприятиям найти поставщиков и потребителей, обеспечить реализацию продукции, наладить другие взаимосвязи без системы посредников? Подрывать посредническую деятельность - значит разрушать систему информации, которая и так ослаблена. Мы все время ведем" разговоры о рынке, но стоит только возникнуть какой-то реальной рыночной структуре, как тут же ее начинают притеснять.

В США ежегодно возникает порядка 600 тыс. малых предприя­тий, а прекращает свое существование около 400 тыс. На то эти предприятия и малые, что они могут быстро создаваться и, если становятся ненужными, быстро ликвидироваться.

Следует предоставить малым предприятиям полную свободу возникновения, расформирования, выбора и смены деятельности и т. д. Без этого нет малого бизнеса. Иное дело - необходимые формы экономического регулирования развития малых предприятий государством.

:. Важной составной частью успешной производственно-хозяйст­венной деятельности малых предприятий является их выход на внешний рынок. Экспорт продукции малых предприятий США сос­тавляет более 20 процентов валового производства товарной продук­ции страны в год, в Японии - около 40 процентов, в Голландии, Бельгии, Германии - 35-40 процентов.

В некоторых западных странах широкое развитие получают экспортные объединения малых предприятий в виде синдикатов, консорциумов. Так, в 157 консорциумах Италии объединено более 7000 малых фирм-компаньонов с численностью работающих около 300 тыс. человек.

Успех деятельности малого предприятия, во многом, определя­ется управленческим мастерством его создателя, который, при необ­ходимости, обращается к услугам консультантов консалтинговых компаний по вопросам банковского, юридического, кадрового обслу­живания.

Управление малым предприятием осуществляет, обычно, в нача­ле его деятельности, собственник, принявший на себя весь риск пред­принимательства. По мере развития предприятия приглашается на работу бухгалтер, маркетолог (снабженец и сбытовик), рабочие, мастера, технологи и др. Совмещение профессий, управленческих функций способствуют экономному использованию трудовых ресурсов.

Жизнеспособными сегодня оказываются те малые предприятия, которые внедряют формы и методы управления, основанные на стратегии предпринимательства. Успех деятельности таких пред­приятий обеспечивает нацеленность их на новые виды продукции и услуг, позволяющие создать новые рынки, удовлетворить новые потребности. Стиль управления в таких предприятиях отличается вовлеченностью всех работников предприятия в поиск. Директор (управляющий) в таких условиях является «создателем команды», «генератором идей», а не «контролером», стоящим над людьми. Такие директора, обычно, демократичны, доступны, поддерживают нефор­мальное общение, взаимное доверие и понимание.

Рациональное управление и организация малых предприятий являются заметным источником повышения эффективности.

По сравнению с обычными для нашей экономики предприятия­ми, на малых предприятиях резко сокращается управленческий аппа­рат и, соответственно, затраты на его содержание, открывается благо­приятная возможность делегирования руководителем максимума

Высокий уровёнь хозяйственной самостоятельности и ответст­венности малых предприятий требует особой гибкости системы организации труда работников, решения таких вопросов, как опреде­ление режима работы (сменности, времени начала и конца рабочего дня), применение скользящего графика, установление тех или иных мер дисциплинарной ответственности работников и т. д.

Показатели производственно-хозяйственной деятельности ма­лых предприятий по сравнению с крупными далеко не одинаковы. Так по норме прибыли малые опережают крупные, по объему прибы­ли или добавленной стоимости на одного работающего впереди крупные предприятия. Это можно объяснить следующими причина­ми. Малые предприятия заменяют недостаток капитала дополнитель­ными трудовыми ресурсами и у них выше уровень ручного труда. А то, что у них низкие трудовые затраты, то малые предприятия часто недоплачивают своим работникам по социально-бытовым направлениям: не строят и не содержат жилья, медпунктов, детских садов, баз отдыха, не организуют отдыха детей работников, не всегда соблюдают безопасные условия труда. В большинстве малых пред­приятий отсутствуют профсоюзные организации, либо они очень слабы и не могут оказывать влияния на решения директоров, Сове­тов директоров, правления.

Анализируя производительность труда можно установить, что на большинстве малых предприятий она значительно выше, чем на крупных. Однако, рост производительности труда на малых предприя­тиях сдерживается настороженным отношением их руководства к осуществлению крупных инвестиций.

Деятельность малых предприятий призвана решить следующие задачи экономической реформы страны:

• формирование конкурентных, рыночных отношений, способствую­щих лучшему удовлетворению потребностей населения;

• расширение ассортимента товаров, работ, услуг, повышение культу­ры обслуживания;

• приближение производства товаров и услуг к потребителям;

• привлечение личных средств населения на развитие производства;

• сокращение уровня безработицы за счет создания новых рабочих мест;

• способствование раскрытию потенциальных творческих возмож­ностей людей, развитию народных промыслов, ремесел;

• вовлечение в трудовую деятельность военнослужащих, уволенных в запас, студентов, учащихся, домохозяек, пенсионеров, инвалидов и других групп населения, для которых работа на крупных предприя­тиях имеет определенные ограничения;

• формирование социального слоя собственников, предпринимателей;

• активизация научно-технического прогресса, нововведений, изобре­тений;

• освоение и использование местных источников сырья, местной сельскохозяйственной продукции, отходов крупных производств;

• содействие крупным предприятиям путем изготовления и постав­ки комплектующих изделий, инструмента, оснастки, обеспечение обслуживания их производства.

Названные и другие экономические и социальные функции малых предприятий ставят их развитие в ряд важнейших государст­венных задач реформирования экономики.

Приоритетными направлениями развития малых предприятий в народном хозяйстве Украины признаны:

• производство, переработка, и хранение сельсхозяйственной продук­ции;

• обслуживание агропромышленного комплекса, производство про­дукции для его обеспечения;

• производство товаров народного потребления, продуктов питания и предоставление коммунально-бытовых услуг населению;

• изготовление строительных материалов, развитие индивидуального жилищного строительства;

• производство средств медицинского назначения;

• разработка и внедрение новейших достижений науки и техники;

• производство новых видов продукции, заменяющих её импортные поставки.

  Установленные «Программой поддержки предпринимательства» приоритетные направления развития могут учитываться малыми предприятиями полностью, частично, либо совсем не учитываться, так как они действуют на свой риск, под свою ответственность и самостоятельно выбирают сферу деятельности.

Так как деятельность агропромышленного комплекса является ведущей в повышениичжизненного уровня населения, то здесь также выделены свои приоритеты развития и вложения инвестиций. Это:

• строительство мини-мельниц, мини-пекарен, мини-заводов по пере­работке мяса, молока, фруктов, овощей, крупяных культур;

• производство подсолнечного масла, безалкогольных напитков, пива, натуральных соков;

• производство хлебобулочных изделий, пряников, печенья, халвы и казинака;

• производство цукатов из моркови, свеклы, тыквы;

• производство садово-огородного инвентаря;

• строительство и ремонт жилья, производство строительных и отде­лочных материалов;

• организация лизинговых предприятий по продаже сельскохозяй­ственной техники в рассрочку.

Деятельность малых предприятий в приоритетных направле­ниях предполагает получение государственной поддержки в инвес­тиционно-кредитной, информационной, консультационной, налоговой и других сферах.

Развитие малых предприятий сдерживается многими нерешен­ными проблемами, связанными с нестабильностью общих экономи­ческих и правовых условий, трудностями в получении инвестиций, помещений, информации, неотлаженностью механизма поддержки, сложной криминогенной обстановкой. Все это вместе с инфляцион­ными процессами сдерживает поток инвестиций в малые предприя­тия. Но главным тормозом в развитии малых предприятий было и остается отсутствие стабильной нормативной и законодательной базы и налоговое бремя.

Одной из актуальных проблем при создании малых предприя­тий является социальная защита работников таких предприятий. Этим должен заниматься профсоюз работников малых предприятий. Он должен объединять трудящихся не по профессиям, а на основе общности интересов и стоящих перед ними проблем, главным обра-

Анализируя деятельность малых предприятий, следует выделить проблемы, затрудняющие их работу:

• кризисная обстановка в стране, инфляция, разрыв хозяйственных связей, небывалый спад производства, ухудшение платежной дисци­плины, высокий уровень процентных ставок за пользование креди­тами, слабая правовая защищенность, высокие налоги;

• низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний создателей и руководителей малых предприятий, низкий уровень их деловой культуры и этики;

• негативное отношение значительной части населения к малым предприятиям, связывающим малое предпринимательство только с посреднической деятельностью и нетрудовыми доходами;

• слабость действия механизма государственной поддержки малых предприятий;

• недостаток собственного капитала и опыта;

• недостаточное исследование рынка и, как результат - трудности со сбытом продукции;

• недостаточный учет затрат по месту их возникновения и по носи­телям затрат;

• отсутствие стратегии развития малых предприятий, целей их про­изводственно-хозяйственной деятельности, неудовлетворительное планирование;

• смена поколений в кадровой сфере, отсутствие практики непрерыв­ного повышения квалификации всех занятых на малых предприя­тиях.

Перечень проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия, можно продолжить, но и названные трудности свидетельствуют о том, что до настоящего времени в стране не сформированы благо­приятные условия для развития малых предприятий.

Созданию малых предприятий препятствует практика взимания сборов, связанных с оформлением и получением разрешений. Плата

за разрешения носит многообразный характер. Необходимо платить за разрешение заниматься предпринимательской деятельностью вообще, так и за право заниматься каждым видом деятельности особо. Все эти взносы в конечном итоге увеличивают издержки предприятий, сокращают их прибыль.

Особо следует отметить, что на пути развития предприниматель­ства в Украине „стрит действующий порядок налогообложения предприятий. ',

Принятая в Украине система налогообложения и включаемых в издержки отчислений не только тормозит развитие предпринима­тельства, но и деформирует его направление. Свободный капитал явно избегает сферы производства товаров и услуг, где необходимы относительно крупные первоначальные вложения с продолжитель­ным периодом окупаемости.

В современной рыночной экономике налоговые рычаги считают­ся наиболее эффективным инструментом ее регулирования. В Ук­раине же эти рычаги, в сущности, практически не используются для развития малых предприятий. В настоящее время малые пред­приятия не получают права на налоговые льготы. Отсутствует диффе­ренциация уровня налогов на прибыль и размера отчислений в зависимости от видов и направлений предпринимательской деятель­ности, а также от использования прибыли. Нет скидок с налогов, если прибыль используется для создания новых рабочих мест, технологического обновления производства и т.д.

Анализ проблем, тормозящих процесс развития предпринима­тельства, неизбежно наталкивает на вывод о том, что все они так или иначе связаны с общим кризисным состояние экономики, с инфляцией и ее непосредственными результатами - сокращением производства, низкими границами платежеспособного спроса.

Развитие малого предпринимательства требует подготовки лю­дей, способных к этому роду деятельности. Такая задача должна решаться на всех уровнях образования и обучения. Необходимо готовить предпринимателей из числа выпускников школ, подлежа­щих сокращению военнослужащих, работников государственных предприятий и учреждений. Должна формироваться и законодатель­ная база, регулирующая отношения, связанные с созданием и функ­ционированием малых предприятий, обеспечивающая их защиту от монопольных структур, произвола чиновников.



No Image
No Image No Image No Image


Опросы

Оцените наш сайт?

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
345 гостей
No Image
Все права защищены © 2010
No Image