Культура Киевской Руси
Культура Киевской Руси
КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
1. Исторические условия развития культуры.
Значение принятия христианства для культурного развития Руси.
Культура - совокупность созданных обществом
материальных и духовных ценностей. Принято в связи с этим говорить о
материальной и духовной культуре. Однако это деление условно, поскольку каждое
произведение материальной культуры является результатом осознанной человеческой
деятельности, и, в то же время, практически любое произведение духовной
культуры (литературное произведение, икона, картина, архитектурное сооружение и
т.д.) выражается в конкретной вещественной форме.
Развитие древнерусской культуры проходило в
непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением
государства, укреплением связей с соседними странами.
В домонгольский период культура Древней Руси
достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих
эпох.
Дохристианские славянские
верования
В VII - X вв. восточные славяне были
язычниками. Основными славянскими божествами были:
· Сварог бог неба
· Дажьбог бог Солнца
· Стрибог бог ветра
· Перун бог грома и молнии, покровитель дружины
· Велес бог скота и покровитель пастухов
· Ярила бог весны (или Солнца)
· Купала бог лета
· Мокошь богиня женского рукоделия
Земледельческими были древнейшие божества Род
и рожаницы.
Как у любых язычников, у славаян существовали
жрецы - волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов -
идолам.
Однако славянское язычество коренным образом
отличалось от античного или скандинавского: ни один бог не являлся, по
славянским представлениям, главным среди других, повелителем богов типа Зевса.
Первая религиозная реформа
С объединением славян под властью Киева,
укреплением власти князя потребовался главный бог. Как князь являлся
единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был быть
единственным властителем на небе. Это делало необходимой замену разрозненных
языческих культов единой государственной религией. В этом заключалась главная
причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить
язычество перед лицом растущего влияния христианства.
Первая религиозная реформа была осуществлена в
986 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести
божеств, включенных в государственный пантеон. Этими божествами явились:
· Перун Хорс (солнечный конь)
· Дажьбог Мокошь
· Стрибог Симаргл (значение неизвестно)
Среди этих шести главным был бог грома Перун,
покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами.
Первая религиозная реформа не удалась. Новые
представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не
могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который
исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария.
Именно контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических
представлений в славянскую среду. Очевидная неудача попытки реформировать
прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира обратиться к принципиально
новой религии.
"Выбор веры"
Летопись рассказывает о выборе веры князем
Владимиром, к которому приходили представители всех религий. Ислам был
отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм - из-за того, что исповедовавшие
его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее
убедительными показались князю аргументы византийского священника.
Отправленные в другие страны послы Владимира
также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о
крещении Руси по византийскому обряду.
Скорее всего, этот рассказ - легенда, цель
которой состоит в том, чтобы подчеркнуть превосходство православия над другими
религиями. (Летопись создана в XI - XII вв.)
Подлинная причина перехода именно в
христианство, причем в его восточном (православном) варианте заключается в
существовании прочных связей Руси с Византией, особенно в связи с торговлей по
пути "Из Варяг в Греки". Еще в середине Х века (при Игоре и
особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь.
История крещения Владимира
(Корсунская легенда)
Крещение Руси оказалось связано с
внутриполитическим кризисом в Византийской империи.
Византийские императоры Константин и Василий
просили у Владимира помощи против мятежника Варды Фоки. Владимир обещал помощь
при условии, что императоры отдадут ему в жены свою сестру Анну. Императоры
согласились, но потребовали, чтобы князь крестился. После разгрома Фоки они не
спешили выполнять обещание. Тогда Владимир захватил город Херсонес (ныне - в
черте Севастополя) и пригрозил захватом Константинополя. Императорам пришлось
согласиться не только на замужество сестры, но и на то, чтобы Владимир был
крещен не в Константинополе, а в Херсонесе священниками из свиты царевны. По
возвращении в Киев Владимир крестил киевлян в р. Почайне и уничтожил языческие
идолы. Статую Перуна привязали к хвосту коня, сволокли к Днепру и сбросили в
реку. Так было продемонстрировано бессилие идолов - бессилие язычества.
Крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 году, положило начало
широкому распространению христианства на Руси.
Распространение христианства на
Руси
Крещение остальной Руси заняло длительное
время. На Северо-Востоке обращение населения в христианство завершилось лишь к
концу XI в. Крещение не раз встречало сопротивление. Наиболее известное
восстание произошло в Новгороде. Новгородцы согласились креститься лишь после
того, как княжеские дружинники подожгли непокорный город.
Многие древние славянские верования вошли на
Руси в христианский канон. Громовержец Перун стал Ильей-пророком, Велес - Св.
Власием, праздник Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя, масленичные
блины являются напоминанием о языческом поклонении Солнцу.
Сохранилась вера в низшие божества - леших,
домовых, русалок и тому подобное. Однако все это - лишь пережитки язычества, не
делающие православного христианина язычником.
Значение принятия христианства
Принятие христианства способствовало расцвету
материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных
стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии
благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с
наследием античного мира.
С христианством пришла письменность на
славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием.
Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы.
Распространилась грамотность.
Христианство повлияло на нравы и мораль.
Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась
ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха,
отсутствующим в языческом мировоззрении.
Христианство укрепило княжескую власть.
Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям
- сознание своей высокой ответственности.
Приняв христианство, Русь перестала быть для
европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских
держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных
династических браках.
Правда, позднее из-за того, что в Западной
Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство
оказалось изолированным от западного мира.
Принятие христианства способствовало сплочению
восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию
племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще.
Приобщение славяно-финского мира
к ценностям христианства.
Создание условий для
полнокровного сотрудничества племен Восточно-европейской равнины с другими
христианскими племенами и народностями.
Русь была признана как
христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с
европейскими странами и народами.
Русская церковь, развивавшаяся в
сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в
культурную и политическую общность. Перенесение на русскую почву традиций
монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и
восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях,
населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в
орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы
становления многонационального государства (это государство развивалось на
основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько
православным. Когда же народ потерял веру-государство развалилось).
Приобщение к тысячелетней
христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные
задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия
греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства,
религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества, из
осваиваемых достижении Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам
каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житийная литература и
летописание, школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как
кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной
христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен крещение Руси
создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических
групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.
2. Просвещение.
Научные знания.
Славянские племена, начали формироваться около
2-3 тысяч лет до н. э. Часть этих племен восточнославянские племена, древние
предки русской, с давних времен занималась рыболовством, охотой и сбором меда
диких пчел, а у другой части развилось скотоводство и примитивное земледелие.
Эти промыслы помогли восточным славянам
довольно быстро пойти по пути экономического развития, и к VIII-IX вв.
славянские племена стали переходить от общинного родового строя к феодальному,
минуя рабовладельческий. Вместе с политико-экономическим ростом
восточнославянские племена в значительной степени продвинулись вперед на пути
культурного развития.
Этому обстоятельству, помимо самобытного
развития, способствовала постоянная непосредственная связь восточных славян с
наиболее культурными странами древности: Римом, Грецией и странами Востока.
Занимая огромную территорию от Лабы (Эльбы) на западе до Оки на востоке и от
Балтийского моря на севере до побережья Черного моря на юге, славянские племена
в упорной борьбе с кочевниками Азии и с Византией настойчиво продвигались на
юг.
Одержав немало побед над византийскими
войсками, славяне расселились по Дунаю и уже в 626 г. осаждали столицу Византии
Константинополь.
В VII и VIII вв. у славян появились первые города.
Эти города были оплотом для окрестного населения, когда ему угрожали набеги
иноземцев, а также служили резиденцией князей.
Города постепенно превращались в значительные
торговые центры.
В города стали стекаться ремесленники и купцы,
деловая жизнь которых за крепкими городскими стенами проходила в относительной
безопасности.
Первыми большими городами на Руси были Киев и
Новгород, которые являлись крупными центрами обмена товарами между Востоком и
Западом и по размерам и архитектуре считались одними из лучших городов Европы.
Уже в IX в. техника сельского хозяйства
значительно улучшилась, а ремесло обогатилось новыми приемами обработки железа
и стали, среди которых выделялись особые методы чеканки, чернения, производства
эмали и пр.
Техника производства вооружения, первобытная
металлургия, гончарное искусство, возросшие требования городского строительства
и сельского хозяйства - все это вызывало необходимость в распространении и
усвоении элементов научных знаний, а потому появилось стремление к созданию
школ.
Прежде считалось, что грамота у восточных
славян появилась после принятия ими христианства, но современные исследования и
в особенности археологические раскопки, проведенные за последнее время в
Новгороде, дали несомненные доказательства того, что на Руси была своя
письменность еще задолго до распространения христианства; вещественными
доказательствами этого служат берестяные грамоты, найденные в Новгороде и
относящиеся ко времени, предшествующему принятию на Руси христианства.
Христианство повлекло за собой укрепление
феодального строя и господства князей и бояр над народом, но в то же время оно
явилось движением вперед по сравнению с язычеством, так как способствовало
объединению восточных славянских племен в единую народность с единым языком, религией
и культурой, утвердило государственное единство Руси и содействовало
распространению письменности и усилению политических и культурных связей с
государствами, в которых христианство было принято ранее,- Византией,
Болгарией, Арменией, Грузией и странами Западной Европы.
Выдающиеся просветители славян, проповедник
христианства, уроженец г. Фессалоники грек Константин, известный в истории под
монашеским именем Кирилл (827-869), и его брат Мефодий (?-885), в 863 г. в г.
Херсонесе, древней греческой колонии на Крымском полуострове, случайно
обнаружили религиозные книги, написанные на славянском языке. На основе
рукописных букв этих книг им удалось составить упрощенную азбуку для славянских
народов, которая получила значительное распространение.
В X в., в княжение Владимира Святославича
(?-1015), древнерусское государство (Киевская Русь) достигло наибольшего
расцвета и могущества.
По развитию культуры оно занимало одно из
видных мест среди государств Европы. В эту эпоху в его наиболее крупных городах
(Киеве, Новгороде и др.) уже создавались школы различного типа.
Наряду с элементарными школами, в которых дети
обучались закону божьему, чтению, письму, церковному пению и простейшему счету,
существовали школы повышенного типа, дававшие систематическое образование.
Многие русские князья были лучше и разностороннее образованы, чем западные
короли и императоры. Характерно, что грамотность была распространена даже в
среде мелких ремесленников. Многие женщины тоже были грамотны. Внучка Ярослава
Мудрого - Янка Всеволодовна - открыла первое в Европе женское училище.2 Если
первая половина средневековья в Западной Европе характеризовалась полным
упадком математических знаний, то на Руси в эту эпоху параллельно с общим
развитием культуры шло и сравнительно быстрое распространение сведений из
математики. Правда, до нашего времени не сохранилось никаких памятников
математической литературы, которые давали бы нам возможность судить о развитии
математики на Руси в IX- X вв., но документы другого характера позволяют делать
некоторые выводы в этом отношении. Так, знаменитый сборник древнейших законов
"Русская Правда", создававшийся в XI и XII вв., содержит некоторые
данные, позволяющие судить о степени математической культуры в Древней Руси. Из
этого источника видно, что в те времена русские умели проводить вычисления с
целыми числами и с дробными. Дробные числа употреблялись главным образом при
вычислениях, требующих применения различных мер (например, при определении
площадей земельных участков или при денежных расчетах).
Вместе с древнеславянской письменностью вошла
в употребление и запись чисел, основанная на той же азбуке и построенная на
принципах древнегреческой нумерации.
Меры
длины на Руси
Для измерения длины употреблялись меры,
большей частью связанные с размерами частей человеческого тела.
Основными мерами длины являлись "большая
и малая пядь", "локоть", "сажень" и
"верста", или "поприще".
Малая пядь
|
расстояние между концами раздвинутых
большого и указательного пальца
|
большая пядь
|
расстояние между концами большого пальца и
мизинца
|
Локоть
|
расстояние от локтя до конца руки, сжатой в
кулак
|
Сажень
|
расстояние от ступни до конца вытянутой
вверх руки человека среднего роста
|
Верста в разное время имела различное
значение: ее размеры колебались от 500 до 750 сажень.
Позднее (в XVI-XVII вв.) появилась мера
"аршин" (от персидского слова "араш" - локоть), равная 1/3
сажени.
Меры площади
на Руси
Для измерения сыпучих тел употреблялась
"кадь" (около 14 пудов ржаного зерна) и ее доли, а в более поздние
времена (в XVI-XVII вв.) ее заменила "четверть" (6 пудов ржаного
зерна) с ее долями. В связи с мерами сыпучих тел образовались и меры площадей.
Название "четверть" было присвоено земельной площади, на которой
высевалась четверть ржи. Две четверти составляли "десятину". Самая
большая мера площади - "соха" - имела различное значение. Так как
сохами мерялась земля для определения размера налога, то соха хорошей земли
содержала значительно меньше четвертей, чем соха плохой; первая содержала 800
четвертей, а вторая - 1200.
Кроме того, государственные и общинные земли
измерялись "черной сохой", размеры которой колебались от 400 до 600
четвертей. Меньшие участки земли измерялись долями четверти.
Меры
веса на Руси
Вес серебряной гривны был издавна принят за основную
единицу веса, которая впоследствии стала называться фунтом, а 40 фунтов
составляли 1 пуд.
Первым русским памятником математического
содержания до настоящего времени считается рукописное сочинение новгородского
монаха Кирика, написанное им в 1136 г. и носящее заголовок "Кирика диакона
и доместика 2 Новгородского Антониева монастыря учение имже ведати человеку
числа всех лет".
В этом сочинении Кирик выявил себя весьма
искусным счетчиком и великим числолюбцем. Основные задачи, которые разрешаются
Кириком, хронологического порядка: вычисление времени, протекшего между
какими-либо событиями.
При вычислениях Кирик пользовался той системой
нумерации, которая называлась малым перечнем и выражалась следующими
наименованиями:
· 10000 - тьма
· 100000 - легион или неведий
· 1 000 000 - леодр
Кроме малого перечня, в Древней Руси
существовал еще большой перечень, который давал возможность оперировать с очень
большими числами. В системе большого перечня основные разрядные единицы имели
те же наименования, что и в малом, но соотношения между этими единицами были
иные, а именно:
· тысяча тысяч - тьма
· тьма тем - легион, или неведий
· легион легионов - леодр
· леодр леодров - ворон
· 10 воронов - колодa
О последнем из этих чисел, то есть о колоде,
говорилось: "И более сего несть человеческому уму разумевати".
Единицы, десятки и сотни изображались
славянскими буквами с поставленным над ними знаком ~ , называемым
"титло", для отличия цифр от букв.
Тьма, легион и леодр изображались теми же
буквами, но для отличия от единиц, десятков, сотен и тысяч они обводились
кружками.
При исчислении долей одного часа Кирик ввел
свою систему дробных единиц, причем пятую часть он называл вторым часом,
двадцать пятую - третьим часом, сто двадцать пятую - четвертым часом и т. д.
Самой малой долей у него были седьмые часы, и
он считал, что меньших долей часов быть уже не может:
"больше сего не бывает, то есть не
рождаются от седьмых дробных, которых в дне будет 987500".
Делая расчеты, Кирик производил действия
сложения и умножения, а деление, по всей вероятности, он осуществлял путем
подбора, рассматривая последовательно кратные для данного делимого и делителя.
Основные хронологические расчеты Кирик
производил от даты, принимавшейся в Древней Руси за дату сотворения мира.
Исчисляя таким образом момент написания своей работы, Кирик (с ошибкой в 24
месяца) утверждает, что со дня сотворения мира протекло 79 728 месяцев, или 200
неведий и 90 неведий и 1 неведий и 652 часа. Такого же рода подсчетом Кирик
определяет свой возраст, и мы узнаем, что он родился в 1110 г.
Оперируя с дробными часами, Кирик в сущности
имел дело с геометрической прогрессией со знаменателем 5.
В сочинении Кирика уделено место и вопросу о
вычислениях пасхалий, столь важному для церковников и являвшемуся одним из
наиболее трудных арифметических вопросов, которые приходилось решать служителям
церкви.
Если Кирик и не дает общих методов подобного
рода вычислений, то во всяком случае он показывает свое умение производить их.
Рукописное сочинение Кирика является
единственным математическим документом, дошедшим до нас с тех далеких времен.
Однако это отнюдь не означает, что других
математических сочинений в ту эпоху на Руси не существовало. Надо полагать, что
многие рукописи утрачены для нас вследствие того, что они были затеряны в
тревожные годы княжеских междоусобиц или погибли при пожарах, всегда
сопровождавших набеги соседних народов на Русь.
Возможно, что тщательные розыски в архивах
помогут восстановить некоторые из подобных рукописей.
Ужасное бедствие постигло Русь в начале XIII
в., когда огромные полчища монголов надвинулись с востока, уничтожая на своем
пути все живое. Монголы, пользуясь разобщенностью и неорганизованностью военной
силы гораздо более культурных народов Северного Китая и Средней Азии, покорили
их, восприняли от них военную технику и с удвоенной силой обрушились на Русь.
Такого мощного удара, какой пришлось выдержать Руси, история до тех пор еще не
знала.
Между тем Русь, раздираемая внутренними
междоусобицами, не смогла дать сокрушительного отпора захватчикам, несмотря на
проявленное русским народом исключительное мужество. Как известно, большая
часть Руси попала под власть монголов, опустошавших русские земли в течение
двух с половиной веков.
Однако упорное сопротивление Руси остановило
дальнейшее продвижение монгольских орд на Запад и тем спасло от гибели западную
культуру.
Русь была завоевана, но русский народ не
покорен.
Опустошения, причиненные завоевателями,
нанесли страшный удар русской культуре в период ее высокого подъема. Огнем и
мечом уничтожались памятники русской культуры и письменности. Вместе с тем на
долгое время было приостановлено и экономическое развитие страны.
Крупнейшие города Южной и Восточной Руси
подверглись почти полному разорению. Большинство городских ремесленников было
уведено в плен, и потому ремеслам был нанесен тяжкий урон. Многие ремесла на
Руси возродились лишь спустя несколько столетий. Так, была уничтожена
высокоразвитая для этой эпохи русская промышленность, в то время как
промышленность Запада имела возможность беспрепятственно развиваться.
Естественно, что создавшиеся на Руси
политико-экономические условия временно привели к упадку знаний вообще,
математических в частности.
3. Литература и
летописание. Устное народное творчество.
Сообщения средневековых авторов позволяют
предполагать наличие у славян письменности еще до принятия христианства. Однако
широкое распространение письменности началось по-видимому, с распространением
христианства и созданием болгарскими миссионерами Кириллом и Мефодием
славянского алфавита - кириллицы. Древнейшими дошедшими до нашего времени
памятниками древнерусской письменности являются Остромирово Евангелие
1056 г., Изборники 1073 и 1076 гг.
В Древней Руси писали на пергамене (особым
образом выделанной телячьей или бараньей коже). Книги переплетались в кожу,
богато украшались золотом и драгоценными камнями.
В связи с распространением христианства на
Руси (главным образом, при монастырях) стали создаваться школы для
"книжного учения". Грамотность распространилась довольно широко, о
чем свидетельствуют, прежде всего, обнаруженные в Новгороде берестяные грамоты,
относящиеся к XI-XII вв. Среди них - частная переписка, деловые
хозяйственные документы, даже ученические записи.
В Киеве при соборе Св. Софии была создана
обширная библиотека. Подобные собрания книг существовали и в других богатых
храмах и крупных монастырях.
На русский язык переводились греческие
богослужебные книги, произведения отцов церкви, жития святых, исторические
хроники, повести.
Уже в XI в. начинается формирование собственно
древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений
принадлежало летописям. Крупнейший летописный свод Киевской Руси -
"Повесть временных лет" (ПВЛ) - возник в начале XII в. До нас
ПВЛ дошла в двух редакциях, сложившихся в XIV-XV вв. ПВЛ стала основой
русского летописания. Ее включали практически во все местные летописи.
Важнейшими темами ПВЛ были защита христианской веры и родной земли. Автором ПВЛ
обычно называют монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Однако по существу
это коллективный труд, в составлении и переработке которого принимали участие
несколько летописцев. Летописец не бесстрастно наблюдал за событиями. Летопись
была документом политическим и потому нередко подвергалась переработке в связи
с приходом к власти нового князя.
В летописи нередко включались публицистические
и литературные произведения. "Слово о законе и благодати" митрополита
Иллариона (первого митрополита русского происхождения), написанное во второй
трети XI в., было посвящено прославлению христианства и обоснованию
самостоятельности Руси по отношению к Византии. В "Поучении"
Владимира Мономаха был создан образ идеального князя, мужественного в бою,
заботливого по отношению к подданным, радеющего о единстве и благополучии Руси.
Важным видом чтения средневекового русского
человека были жития святых. На Руси стала создаваться собственная житийная
литература. Среди них - "Сказание о Борисе и Глебе",
"Жития" княгини Ольги, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия и
др.
В условиях средневековья человек редко покидал
родные края. Тем больше был интерес к далеким странам. Поэтому для
средневековой литературы так характерен жанр "хожений", рассказов о
путешествиях. К этому направлению древнерусской литературы относится
"Хожение" игумена Даниила, совершившего паломничество в Палестину.
Повседневная жизнь и яркие удивительные
события отражались в устном народном творчестве. Песни, былины, загадки,
пословицы дошли до нас через многие столетия, и нередко бывает трудно отделить
раннюю основу фольклорного произведения от позднейших напластований.
Исследователи народного творчества выделяют
обрядовый фольклор, связанный с земледельческим календарем и уходящий корнями в
древние языческие верования. Таковы песни и пляски, связанные с Масленицей,
днем Ивана Купалы, рождественские коляды. К обрядовому фольклору относятся
также свадебные песни и гадания.
Однако народное творчество носило далеко не
только обрядовый характер. Сохранилось множество загадок, заклинаний, заговоров
на бытовые темы. На пирах пелись песни, рассказывались сказки и легенды.
Вероятно, уже тогда сложились основные сюжеты русских народных сказок: о лисе и
волке, о бабе-Яге, о змее, о скатерти-самобранке и т.п.
Особое место в фольклоре занимает былинный
эпос. Среди древнерусских былинных сюжетов выделяются былины об Илье Муромце, о
Микуле Селяниновиче, о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Большинство былин
связано с временами Владимира I (в былинах - Владимир Красное Солнышко).
Появление былинного эпоса, центральными фигурами которого являются князь и его
богатыри, отразило укрепление государственной власти, борьбу Руси против
иноземных нашествий.
Фольклор оказал большое влияние на становление
и развитие древнерусской литературы.
4. Материальная культура. Строительство и
архитектура.
Изучение материальной культуры Древней Руси
основывается, главным образом, на археологических источниках. Они
свидетельствуют о земледельческом характере культуры восточных славян.
Археологам нередко встречаются различные сельскохозяйственные орудия: в южных
лесостепных районах - рало, плуг, борона, в лесной полосе - двузубая соха,
борона-суковатка.
Наряду с земледелием и лесными промыслами у
восточных славян развивались ремесла. Древнерусские ремесленники освоили
сложнейшую технику обработки металла. Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемехи,
серпы, ножи, рыболовные крючки, сковороды, сложные замки и др.
Но особенно успешно развивалось оружейное
производство: производились мечи и боевые топоры, шлемы, щиты, наконечники
стрел и копий. Русские мастера делали кольчуги из переплетенных железных колец.
Это умение пришло с Востока, в Европе кольчуг плести не умели.
Оружие нередко украшалось чернью или
серебряным узором. Ювелирное производство развивалось и отдельно от оружейного.
Работая в технике литья или ковки, мастера изготовляли кольца, браслеты,
перстни, кресты, медные и серебряные блюда и кубки и т.п.
Исключительно тонкой работы требовало
украшение изделий сканным узором или зернью. Скань - изделие из золотой или
серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую основу. Зернь - узор
из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые также напаивались на
металлическую пластинку. На основе скани возникла и техника перегородчатой
эмали, когда ячейки между сканными перегородками заполнялись цветной эмалью.
В Древней Руси умели изготовлять и стеклянные
украшения.
Массовым было гончарное ремесло. Глиняная
посуда, изготовленная с применением гончарного круга была очень разнообразна и
использовалась повсеместно.
Столь же широко распространенным было
плотницкое ремесло. Основными инструментами древнерусского плотника были топор
и тесло, с помощью которых возводились избы, крепостные стены и церкви,
украшенные затейливой резьбой.
Развивались и другие ремесла: кожевенное,
сапожное, портновское, делившиеся, в свою очередь, на множество специальностей.
Всего исследователи насчитывают в Киевской Руси до 70 ремесленных
специальностей.
Типичное жилище в Древней Руси - полуземлянка
или бревенчатый сруб. Пол был земляным или дощатым. Жилье отапливалось печью,
топившейся по-черному (без дымохода) для меньшего расхода дров и сохранения
большего тепла. У зажиточных городских жителей дома состояли из нескольких
соединенных между собой срубов. В княжеских и боярских домах (хоромах)
устраивались крытые галереи, строились терема. Основу внутреннего убранства
жилья составляли лари и лавки, на которых и сидели, и спали.
Одежда жителей Древней Руси, принадлежавших к
разным слоям населения, различалась не столько покроем, сколько материалом, из
которого была изготовлена. Основу костюма составляли рубаха, штаны, заправленные
в сапоги или онучи, плащ (вотола), носившийся внакидку, без рукавов, а в зимнее
время - меховой кожух. Но у крестьянина или рядового горожанина одежда была
холщовой, а у бояр и князей - бархатной, простолюдин носил овчинный кожух, а
княжеский шился из соболя или другого дорогого меха. Привилегией князей были
длинные, до пят, плащи (корзно).
С принятием христианства на Руси стали
строиться храмы. Первые церковные постройки были деревянными и до наших дней не
сохранились. Но уже в конце X в. был построен первый русский каменный храм
- Десятинная церковь (разрушена монголами в 1240 г.)
Типичный русский храм был крестово-купольным.
Центральный барабан опирался на 4 столба, расчленявшие внутреннее пространство
храма. С восточной (алтарной) стороны к храму пристраивались полукруглые
апсиды. С западной стороны сооружались хоры. Русские мастера использовали при
строительстве каменных храмов традиции деревянного зодчества, для которого было
характерно многоглавие.
Древнейшим сохранившимся памятником древнерусского
зодчества является огромный 13-купольный кирпичный собор Св. Софии в Киеве,
построенный при Ярославе Мудром (в 30-х гг. XI в.). Собор был богато
украшен мозаиками и фресками, в том числе на бытовые темы.
Несколько позднее был сооружен собор Св. Софии
в Новгороде. Несмотря на очевидное сходство композиции, этот храм существенно
отличается от киевского. Он построен из местного белого камня, имеет 5
симметрично расположенных глав, мощные стены. Внутреннее убранство собора -
фрески. Богатых мозаик здесь нет. Если киевская София нарядна, то новгородская
- сурова и лаконична. Софийский собор стал образцом для новгородского и
псковского зодчества последующих столетий.
В XI в. в Киеве и Новгороде строились и
монастырские каменные церкви.
Каменное строительство велось и в других
городах Руси: Полоцке, Чернигове.
5. Изобразительное искусство.
С распространением культового каменного
строительства развивалась монументальная живопись. Византийские и русские
мастера украшали интерьеры храмов мозаиками и фресками. В киевском Софийском
соборе в технике мозаики были выполнены подкупольное изображение
Христа-Пантократора (Вседержителя) и Богоматери, апостолов. Мозаика собора
имеет 130 оттенков.
Особенно широко применялись фресковые росписи.
В Софийском соборе фресками были покрыты практически все стены, однако до наших
дней сохранились лишь немногие. Часть фресок посвящена светским сюжетам: два
групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, охотничьи сцены, изображения
акробатов, музыкантов.
В каждой церкви находились иконы. Самой
знаменитой из икон той эпохи является "Богоматерь Владимирская",
созданная в начале XII в.
Наряду с монументальной живописью и иконописью
высокого искусства достигли мастера книжной миниатюры.
Киевская Русь благодаря творческому усвоению
полученных из Византии христианства и античного наследия достигла высокого
уровня культурного развития, встав вровень с западноевропейскими странами.
Культурные традиции, созданные в киевский период, получили дальнейшее развитие
в эпоху раздробленности, но многие из них не смогли пережить монгольское
нашествие.
|