Большая коллекция рефератов

No Image
No Image

Счетчики

Реклама

No Image

Культура Древнего Китая

Культура Древнего Китая

Новосибирский государственный технический университет


Кафедра теории и истории культуры






Контрольная работа

Тема: Культура Древнего Китая









Выполнила: студентка ЗФ ИДО

Козлова Маргарита Валерьевна

Группа ОТЗ - 607














Новосибирск – 2006

ВВЕДЕНИЕ

Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все, катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц­зы.

Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство из­готовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает не­обычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.

Корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м — 2-м тысячелетии до н. э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и от­важивались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китай­ской культуры: высокий уровень строительного искусства, тради­ционность построек и религиозных обрядов, культ предков, раци­оналистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.

В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.

В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие само­бытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской циви­лизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название наро­ду, создавшему величайшую цивилизацию древности.

Название «ханьцы», или «ханьжень» (так называют себя ки­тайцы) происходит от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности — Хань (202 г. до н.э.). А к названию ее предшественницы — Цинь восходят европейские названия Ки­тая со времен античности: лат.— sinae, фр.— chine, англ.— china.

Древнее общество на территории Китая представляло собой замкнутый социальный и полиэтнический комплекс с прису­щими всем древним обществам закономерностями и узловыми ве­хами во взаимодействии различных этносов и укладов:

II—I тыс. до н.э.— возникновение государства, период Шан (Инь);

XI—VIII вв. до н.э.— государство Чжоу (Западное Чжоу);

VIII-VI вв. до н.э.— период «многоцарствия» (Лего);

V-III вв. до н.э.— эпоха «воюющих царств» (Чжань Го);

III в. до н.э—II в. н.э. — империи Цинь и Хань;

III-VI вв. н.э.— период «трехцарствия».


ДИНАСТИЯ ШАН-ИНЬ

История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600 лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в 16 веке до н.э.

В середине 2-го тысячелетия до н. э. в долине реки Хуанхэ возникло первое китайское государство под властью династии Шан-Инь. Остатки столиц Шанского царства, обнаруженные в провинции Хэнань, близ городов Аньяна, Якьши и Чжэнь-чжоу, показывают, что города имели правильную, гео­метрически четкую планировку, были окружены глинобитной сте­ной, защищавшей как от вражеских нашествий, так и от наводне­ний. Например, стена столицы вблизи Чжэнь-чжоу была мощным сооружением толщиной 6 метров и длиной в 2 километра. Цент­ральная площадь расположенного близ Аньяна «Великого города Шан» составляла 6 кв. км, дворец его правителя располагался на главной магистрали.

Многие черты материальной культуры шан-иньского периода указывают на её генетические связи с неолитическими племенами, населявшими бассейн Хуанхэ в III в. до н. э. Немалое сходство мы наблюдаем в керамике, характере земледелия и применения сельскохозяйственных орудий. Однако, по крайней мере, три важнейших достижения присущи периоду Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение городов и появление письменности.

Шанское общество находилось на грани медно-каменного и бронзового веков. В так называемом Иньском Китае происходит общественное разделение труда на земледельцев и специализированных ремесленников. Шанцы возделывали зерновые культуры, выращивали садово-огороднические культуры, тутовые деревья для разведения шелкопряда. Скотоводство также играло значительную роль в жизни иньцев. Самым главным ремесленным производством было бронзолитейное. Существовали довольно крупные ремесленные мастерские, где из бронзы изготовляли всю ритуальную утварь, предметы вооружения, детали колесниц и т. д.

В период династии Шан (Инь) получило развитие монументальное строительство и, в частности, градостроительство. Города (размером примерно в 6 кв. км) строились по определённому плану, с монументальными зданиями дворцово-храмового типа, с ремесленными кварталами, бронзолитейными мастерскими.

Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах XI – VI вв. до н. э. Рифмованные тексты этого времени имеют определённое сходство с песнями. В них был закреплён исторический, нравственный, эстетический, религиозный и художественный опыт, приобретённый за тысячелетия предшествующего развития.

Необходимость счёта времени, и составление календаря явились причиной развития астрономических знаний. В этот период вводится должность летописцев-историографов, в обязанности которых входило занятие астрономией и календарным вычислением.

С расширением территории Китая росли познания и в области географии. В результате экономических и культурных контактов с иными народностями и племенами, было накоплено много сведений и преданий, относительно их географического месторасположения, быта, специфических продуктов, производимых там, местных мифов и т. д.

При династии Шан-Инь достигли высокого уровня развития шелководство и шелкоткачество, появились гадательные гадальные кости, на которых имеются знаки, нанесённые с помощью сверления, и бронзовые сосуды.


ДИНАСТИЯ ЧЖОУ

К концу 2-го тысячелетия до н. э. на террито­рии Китая сложился ряд самостоятельных государств, которые вели между собой борьбу. Наиболее сильным из них было Чжоу. Прав­ление династии Чжоу, продлившееся с XI по III в. до н. э., при­несло много нового в культурную жизнь Китая. В этот период был создан первый сборник стихов — «Шицзин» («Книга песен»), а также появился трактат по архитектуре «Чжоу-ли», где изложены основные правила планировки городов, предусматривающие стро­ительство дворцов и прокладку широких магистралей.

Значительные сдвиги в культурной жизни страны произошли в середине 1-го тысячелетия до н. э., в течение периода, вошедшего в историю под названием Чжань Го — «Воюющие царства» (V— III вв. до н. э.), когда государство Чжоу утратило свое единство. Решаю­щую роль в подъеме экономики страны в это время сыграло от­крытие месторождений меди и железа. Усовершенствовались сель­скохозяйственные орудия, улучшилась обработка почвы. Выросли новые города и развились новые ремесла. Между городами воз­никла оживленная торговля, появились в обращении монеты. Ки­тайские ученые приступили к обобщению первых сведений, полу­ченных из наблюдений над природой. В VII в. до н. э. был создан первый китайский лунно-солнечный календарь, а в IV в. до н. э. составлен звездный каталог. Возникла потребность в философс­ком осмыслении познаний о природе. В середине 1-го тысячеле­тия до н. э. возникает множество различных философских тече­ний, которые получили название «сто школ». Древнейшими из учений были конфуцианство и даосизм.

В чжоускую эпоху совершались массовые человеческие жертвоприношения богам, духам предков и природы, в жертву в основном приносились пленные. Богатые захоронения знатных людей позволяют сделать вывод о существовании веры в загробную жизнь: помимо различного инвентаря, одежды, пищи и т.п. в погребениях людей даже среднего достатка обнаружены и останки похороненных вместе с ними их слуг  или рабов, которые должны были сопровождать своего господина на тот свет.

В области военной науки значительный вклад был внесён китайским теоретиком и полководцем Сунь – цзы (VI – V вв. до н. э.). Ему приписывают авторство трактата о военном искусстве, где показана взаимосвязь войны и политики, указаны факторы, влияющие на победу в войне, рассматриваются стратегия и тактика ведения боевых действий.

Среди многочисленных научных направлений существовала сельскохозяйственная школа (нунцзя). В книгах, посвященных теории и практике ведения сельского хозяйства, собраны сочинения, где описываются методы и способы обработки почв и посевов, хранения продуктов, разведения шелковичного червя, рыбы и съедобных черепах, ухода за деревьями и почвами, выращивания скота и т. д.

Следом за крупными сдвигами в хозяйственной жизни, развитием ремёсел, произошли заметные перемены в художественном сознании, возникли новые виды искусства. На протяжении всего периода Чжоу активно развивались принципы градостроительства с чёткой планировкой городов, обнесённых высокой глинобитной стеной и разделённых прямыми, пересекающимися с севера на юг и с запада на восток улицами, разграничивающими торговые, жилые и дворцовые кварталы.

Значительное место в этот период занимает прикладное искусство. Широкое распространение получают бронзовые зеркала, инкрустированные серебром и золотом. Бронзовые сосуды отличаются нарядностью и богатством орнамента. Они стали более тонкостенными, а украшались инкрустацией драгоценными камнями и цветными металлами. Появились художественные изделия бытового назначения: изысканные подносы и посуда, мебель и музыкальные инструменты. Была создана первая картина на шёлке. В родовых храмах наличествовали настенные фрески, изображавшие небо, землю, горы, реки, божеств и чудовищ.


ДИНАСТИЯ ЦИНЬ И ХАНЬ

В 221 г. до н. э. период «вою­ющих царств» завершился объединением Китая под властью могу­щественной династии Цинь. Правитель империи, принявший титул Цинь Шихуан — Первый император, предполагал, что его динас­тия будет править «на протяжении десяти тысяч поколений». Па­мятуя о горьком опыте междоусобиц, руководители империи при­няли меры для ослабления центробежных сил: в первый же год по указу императора у населения было конфисковано оружие, из ко­торого было приказано отлить колокола и бронзовые статуи; из различных царств в новую столицу переселили более ста тысяч семей наследственной знати, оторвав их от родных корней; вся страна была заново разделена на 36 областей, не совпадавших в границах с прежними царствами и княжествами. Области дели­лись на уезды, уезды — на волости, состоявшие из нескольких деревень. Жесткая административная структура пронизывала им­перию сверху донизу.

Государство Цинь было первой централизованной империей на территории Китая. В его эпоху были осуществлены многочисленные реформы: деление страны на административно-территориальные округа, создание централизованных органов управления, унификация монет, мер и весов, упорядочение письменности и многие другие. В этот же период начинается строительство Великой китайской стены. При ее возведении исполь­зовали только камень. Толщина стены у основания достигала вось­ми метров, наверху — не менее пяти метров; высота стены боль­шей частью составляла шестнадцать метров, а ее общая протяженность — 2450 км. Окончательно строительство этого величайшего в мире оборонительного сооружения было заверше­но в XV в. н. э. в правление династии Мин. С тех пор и до нашего времени сохранность стены поддерживается регулярными ремон­тными работами.

Грандиозным было и строительство столицы с колоссальным дворцовым комплексом и императорской гробницей. Ее раскопки не начаты, но вокруг нее археологи уже обнаружили тысячи кера­мических всадников, поставленных рядами и, видимо, являющихся портретными изображениями императорской гвардии телохра­нителей (ни один всадник не похож лицом на других).

Дворцы циньских и ханьских правителей, возведенные на плат­формах и окруженные садами из деревьев редких пород, поражали своей многоцветностью и роскошью отделки. Для их строитель­ства использовали породы ценного дерева. О конструкции и раз­мерах домов городской знати и дозорных башен можно судить по глиняным моделям, обнаруженным в погребениях. Встречаются многоярусные стройные башни, двух- и трехэтажные дома с кры­тыми воротами и угловыми башенками. Широкие четырехскатные крыши домов обычно были прямыми, но к концу периода Хань их тяжелые концы стали слегка приподниматься по углам кверху, что придало им легкость и изящество, делая похожими на крылья ле­тящей птицы.

Император провел несколько успешных войн — на севере от­теснил гуннов за Великую стену, на юге присоединил новые тер­ритории. Было проложено несколько стратегических дорог, свя­завших столицу с окраинами.

Очевидно, что ценой всех этих достижений стало крайнее ис­тощение людских ресурсов. Недовольство было всеобщим. Роп­тавшие ссылались на древние традиции, с которыми император не считался. Дважды на него совершались покушения. В 213 г. до н. э. император повелел сжечь древние тексты, а 460 видных оппо­зиционеров, в основном конфуцианцев, казнить.

Империя Цинь просуществовала только 14 лет, а затем пала в результате народного восстания. Один из отрядов повстанцев возглавлял мелкий чиновник Лю Ба. В 207 г. до н.э. его отряд захватил столицу, Циньская династия была свергнута. В междоусобной борьбе между руководителями повстанцев в конечном итоге одержал победу Лю Ба, в 206 г. до н.э. он стал основателем новой династии Хань, просуществовавшей до 220 г. н.э.

Ханьский период был своего рода кульминацией культурных достижений Древнего Китая.

Было положено начало официальной системе образования. В начале II века появляется первый толковый словарь, а позднее специальный этимологический словарь.

На основе вековых астрономических наблюдений был усовершенствован лунно-солнечный календарь. В 28 г. до н. э. ханьские астрономы впервые отметили существование солнечных пятен. Достижением мирового значения в области физических знаний явилось изобретение компаса в виде квадратной железной пластины со свободно вращающейся на ее поверхности магнитной «ложкой», ручка которой неизменно указывала на Юг. Ученый Чжан Хэн первый в мире сконструировал прототип сейсмографа, соорудил небесный глобус, описал 2500 звезд, включил их в 320 созвездий. Им была разработана теория Земли и безграничной Вселенной во времени и пространстве. Ханьские математики знали десятичные дроби, впервые в истории изобрели отрицательные числа.

Ярким примером соединения теории и практики является история китайской медицины. Лекари применяли большое число препаратов из трав и минералов. Лекарства нередко включали в себя до десяти и более ингредиентов, а их применение очень строго дозировалось. Чжан Чжуецзын разработал методы пульсовой диагностики и лечения эпидемиологических заболеваний.


КУЛЬТ ПРЕДКОВ

Перемены в общественном сознании и соответствующее их осмысление в по­литических, философских и религиозных учениях Древнего Ки­тая подобно другим восточным учениям этого периода отража­ли все стадии развития общества — от разложения родовой общины с ее культом архаических божеств до появления едино­го всемогущего божества эпохи империй, однако имели и ряд осо­бенностей. Во-первых, для Древнего Китая характерна незначи­тельная роль духовенства, приоритет человеческого начала над богами; во-вторых, преобладание рационального осмысления жизненных ситуаций обусловили выдвижение на первый план этических норм; в-третьих, приоритет этики над религией при­вел к вытеснению собственно религиозных функций духовенст­ва (соблюдение ритуалов и церемоний) чиновничье-бюрократической администрацией; в-четвертых, поскольку основные философские школы складывались в Древнем Китае в период ожесточенной борьбы «воюющих царств», то первостепенными в них оказались преимущественно социально-политические во­просы. Не проблема «человек—мир» и тем более «человек—ко­смос» были в центре внимания древних мыслителей, а пробле­ма «человек—общество» занимала их.

Как и у других народов, у древних китайцев было множест­во различных богов и духов, олицетворяющих природные стихии: божества гор, рек, ветра и т.п. Во главе пантеона стоял Шанди — верховный первопредок. Кроме того, существовал культ предков семейной общины, сохранившийся в Китае чуть ли не до наших дней. Каждый глава семьи был у себя дома жрецом семейных бо­жеств и духов. Культ предков сыграл огромную роль в истории китайской цивилизации, так как привел к ослаблению религи­озного начала и усилению рационалистического, прагматическо­го подхода в осмыслении жизненных ситуаций.

Захоронение правителей «Великого города Шан» представляет собой камеру, вырытую на глубине 10 метров, в которую вставлен двойной, расписанный красками и инкрустированный перламут­ром саркофаг, где находятся драгоценные изделия из нефрита, бе­лой керамики, золота, яшмы. Вход охраняют каменные фигуры полулюдей-полузверей с оскаленной пастью. Каждый предмет в погребении имеет свое магическое назначение — отпугивать злых и привлекать добрых духов, посылать хороший урожай, охранять посевы от засухи и наводнений. В захоронении обнаружено мно­жество великолепных ритуальных бронзовых сосудов, служивших для обрядов и жертвенных возлияний духам предков. Геометри­ческий орнамент на сосудах отличается высокой графической тон­костью и сложностью. Его важнейшие составные части — знаки солнца, луны, ветра и молний, а также пяти первоэлементов мира — воды, земли, дерева, огня и металла — отражают древнекитайские представления о миропорядке.

Надписи на сосудах свидетельствуют, что уже в эти времена у китайцев была письменность, возникшая совершенно независимо от шумерской клинописи и египетской иероглифики. Знаками слу­жили картинки — изображения предметов, в которых уже тогда проявилось искусство нанесения живых и четких линий, столь свой­ственное китайской живописи. Схематически изобразить предме­ты было достаточно просто. Но как обозначать абстрактные поня­тия? Здесь потребовалась выдумка. Например, понятие «светлый» изображалось в виде картинки солнца и луны, для обозначения понятия «восток» использовали изображение солнца, которое просвечивает сквозь деревья, а для понятия «вести переговоры» — изоб­ражение человека, сидящего со скрещенными ногами. Позднее из этих знаков возникли китайские иероглифы, каждый из которых обозначал слово.

Записи делались на костях животных и на стенках бронзовых сосудов; в начале 1-го тысячелетия до н. э. их сменили бамбуковые пластинки, а затем шелк. На нем рисовали картины, писали важ­нейшие тексты. Не случайно римляне называли Китай «страной шелка».

В эпоху Чжоу культ Неба вытеснил Шанди и стал самым главным всекитайским божеством. Чжоуского правителя стали считать сыном Неба, а китайскую империю — Поднебесной.

Для китайских правителей отождествление с Небом означа­ло принятие на себя ответственности за свой народ и даже за весь мир. Правитель являлся посредником между земным и божест­венным. Небо откликалось на проступки императора стихийны­ми бедствиями, а за добродетельное правление посылало богатый урожай. Считалось, что Небо карает недостойных и вознаграж­дает добродетельных. Таким образом, религия превращалась в этику, а Небо олицетворяло собой всеобщий порядок — косми­ческий и нравственный.

Подобная религиозная система позволила создать своеобраз­ную картину мира, согласно которой последний изначально со­вершенен, гармоничен, и его не надо переделывать, преобразовы­вать. Творчество принадлежит Небу, оно делает возможным произрастание всего сущего и жизнь всех вещей. Поэтому необ­ходимо самоустраниться, уподобиться природе и не мешать осу­ществлению гармонии.

Таким образом, древнекитайская религиозно-этическая тра­диция не ориентировала на деятельное отношение к миру, а призывала жить в согласии с природой. Более подробно такие идеи развивались в даосизме и конфуцианстве — учениях, соста­вивших духовный стержень китайской культуры, определив­ших основные духовные ориентиры и менталитет китайцев на долгие годы.


УЧЕНИЕ КОНФУЦИЯ

 Величайший китайский философ Кун-цзы, известный в европейской литературе под именем Конфуция (551 — 479 гг. до н. э.), в качестве социального идеала выдвинул благо­родного человека, обладающего высокими моральными качества­ми, готового пожертвовать собой во имя истины, с высоким чувством долга, гуманиста, соблюдающего нормы взаимоотноше­ний между людьми и глубоко уважающего старших. Конфуций призвал современников следовать древней китайской традиции почитания предков. Предложив начать моральное совершенство­вание с самого себя, а затем наладить должные отношения в се­мье («пусть отец будет отцом, а сын — сыном»), он выдвинул тезис о том, что государство — та же семья, только большая. Тем самым Конфуций распространил принципы отношений долга, почтительности и человечности на административную практику и государственную политику. Китайскому философу принадле­жит также идея разумного управления государством, конечной целью которого он видел создание этически безупречного и со­циально гармоничного общества. Именно для осуществления этой идеи Конфуций и готовил в созданной им школе кандидатов на должности чиновников.

Конфуцианцы традиционно считали, что правитель получает свой мандат на правление от Неба. Видный последователь Кон­фуция Мэн-цзы (372-289 гг. до н. э,) выдвинул вместе с тем те­зис о праве народа выступать против недобродетельного правите­ля. Казалось бы, конфуцианцы не имели шансов на успех. Тем не менее, с течением времени они стали признанными выразителя­ми древних традиций китайской культуры с ее культом этичес­кой нормы, верностью идеалам и готовностью защищать их до последнего.


РАСЦВЕТ КОНФУЦИАНСТВА ПРИ ДИНАСТИИ ХАНЬ

Правление династии Хань стало временем расцвета и господства конфуцианства, приправленного, правда, изрядной порцией легистских и даосских идей. Представители эли­ты при занятии государственных должностей были обязаны сда­вать экзамен по конфуцианской философии. Однако после паде­ния династии Хань в Китае надолго воцарился хаос. Конфуцианство эпохи Хань в Китае рассматривается как проявление высокой муд­рости. С гордостью и тоской об утраченном китайцы называют себя наследниками блестящей эпохи Хань, а Конфуция почитают как величайшего национального гения.

Начиная с ханьской эпохи конфуцианский императорский Ки­тай, несмотря на постоянные взлеты и падения, смену периодов централизации и децентрализации, катастрофические кризисы, мощ­ные крестьянские восстания и набеги северных кочевников, про­должал существовать почти в неизменном виде и после кризисных ситуаций возрождался из пепла таким же, с незначительными изме­нениями. Были найдены устойчивые образ жизни и система госу­дарственного управления, в основе которой лежала идеология «син­тезированного» конфуцианства, вобравшего в себя элементы легизма, даосизма и других древних китайских философских учений.


ДАОСИЗМ

Вторым по степени влияния в Китае было философ­ское учение о Великом Абсолюте, даосизм, оформившееся при­мерно в IV в. до н. э. Китайское слово «дао» многозначно; оно означает «путь», «мировую основу бытия», «первооснову всякого бытия». Главный канон даосизма — «Дао де цзин» — приписыва­ют китайскому философу Лао-Цзы, легендарному современнику Конфуция, имя которого в переводе означает «мудрый старец». Есть основания полагать, что это не реально существовавшая лич­ность, а мифическая, созданная позже самими даосами.

Согласно концепции даосизма, нет абсолютного добра и абсо­лютного зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи — все понятия и ценности относительны. Все в мире подчинено есте­ственно выбранному небом закону, в котором сокрыто бесконеч­ное разнообразие и вместе с тем порядок. Человек должен стре­миться взаимодействовать с вещью или миром как целым, поэтому синтез предпочтительнее анализа. Ремесленник, обрабатывающий дерево или камень, стоит ближе к истине, чем мыслитель, занятый бесплодным анализом. Анализ же бесплоден по причине своей бесконечности.

Даосизм наставлял человека на непосредственное постижение любого целого, будь то предмет, событие, явление природы или мир как целое. Он учил стремиться к спокойствию души и интел­лектуальному пониманию всякой мудрости как какой-либо целос­тности. Для достижения такой позиции полезно абстрагироваться от всяких связей с обществом. Полезнее всего размышление в оди­ночестве. Основная идея практической философии или этики Лао-Цзы — принцип неделания, бездействия. Всякое стремление что-нибудь сделать, что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главной добродетелью считается воздержание; это есть начало нравственного совершенствования.

Идеалы даосизма вдохновляли китайских поэтов и художни­ков на изображение природы, а многих китайских мыслителей, стремящихся к познанию мира, побуждали покинуть общество и жить в уединении на лоне природы. В правящих кругах даосизм, разумеется, не мог вызвать подобного энтузиазма.

Наиболее политически влиятельной, кроме конфуцианства, была школа легистов, выработавшая философскую доктрину цен­трализованного государства. Основной постулат доктрины — культ централизованной власти, вернее, административных распоряже­ний этой власти. Власть опирается не на знать, а на бюрократичес­кую структуру. Авторитет власти поддерживается упорядоченной системой поощрений и наказаний.


ПРОНИКНОВЕНИЕ БУДДИЗМА

Буддизм начал проникать в Китай из Индии в I в. н. э. Как религия страдания, надежды, утешения и вознаграждения буддизм широко распространился в Китае в V в., став в некоторых царствах почти официальной религией.

Буддизм начал распространяться в Китае примерно в то же вре­мя, что и христианство в Европе. Однако христианству в Европе пришлось вступить в сложные взаимоотношения с племенными религиями европейских народов, а в дальнейшем — с VII в. — стол­кнуться с сопротивлением ислама. А в Юго-Восточной Азии рели­гиозная ситуация была иной. Буддизм не вступил в оппозицию к конфуцианству и даосизму. Он с самого начала выступил как до­полнение к ним, как практическое учение, наставляющее личность на путь нравственной и интеллектуально возвышенной жизни. Взаи­мовлияние буддизма, конфуцианства и даосизма привело к появле­нию особого, китаизированного, варианта буддизма, значительные элементы которого сохранились в Китае и в настоящее время.

Вместе с буддизмом из Индии в Китай проникает скульптур­ное изображение человека. В пещерных храмах Юнкана и Лунмыня сохранились величественные памятники китайской монумен­тальной скульптуры VIII—V вв. до н. э. В Китае, начиная со II в. до н. э. существовала и поощрялась историческая и портретная живо­пись. Некоторое представление об этом искусстве дают шаньдунские рельефы, украшающие гробницы. На них изображены: скачу­щая конница, выезды на колесницах, торжественные приемы у императора.


КИТАЙСКИЙ РЕНЕССАНС

Во второй половине VIII в. в культурной жизни Танской империи возникло движение, получившее назва­ние китайского ренессанса. Оно вызвало к жизни свою филосо­фию и эстетику, художественную литературу и искусство, свою науку и публицистику. Его крупнейшими представителями были выдающиеся поэты, писатели, публицисты, философы, историки, общественные и государственные деятели. Развивалось это движе­ние под лозунгом обращения к «древнему просвещению», т. е. к культуре древнего царства Чжоу и династии Хань.


ТРИ ВЕЛИКИХ ПОЭТА

Поэзия первой возвестила о новых веяниях в интеллектуальной жизни Китая. Новую эру в китайской поэзии открыли три великих поэта — Ли Бо, Ван Вэй и Ду Фу.

Ли Бо (701—762) — первый поэт китайского возрождения, жил в горах с даосскими отшельниками. В его лирике звучала тоска по ушедшим временам, он пел об изменчивости человеческой друж­бы и противопоставлял ей верность животных своему хозяину. Ли Бо писал лирические стихи о природе, своей стране, радостях и горестях жизни. Они проникнуты жизнелюбием, стремлением к радости и воле.

Совсем иным — и человеком, и поэтом — был Ван Вэй (699-759). Чиновник высокого ранга, он писал прекрасные стихи о природе, полные глубоких человеческих переживаний. Кроме того, Ван Вэй был и превосходным живописцем, мастером пейзажа.

Главная тема поэзии третьего великого поэта китайского ре­нессанса Ду Фу (712—770) — человеческие страдания и пережива­ния. Через человека своей страны и своей эпохи Ду Фу начинает видеть человека как такового. Он становится поэтом-гуманистом в истинном значении этого слова.


ХАНЬ ЮЙ – ПЕРВЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ КИТАЙСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Первым выдающимся ученым и мыслителем нового времени был Хань Юй (768—824). Его имя стоит первым в списке «восьми великих людей времен Тан и Сун», т. е. VII—XIII вв. истории Китая.

Хань Юй считал, что «человеческое в человеке» — это «любовь ко всем». Это свойство присуще человеку в силу его общественной природы. Хань Юй был ярым противником даосизма и буддизма. Оспаривая концепцию нирваны как высшей и конечной цели эво­люции человека и общества, Хань Юй противопоставляет этой неведомой и абстрактной цели буддизма цель совершенно конк­ретную и вполне понятную людям: создание правильно управляе­мого государства, жители которого неустанно стремятся к совер­шенствованию своей личности. Для Хань Юя даосизм с его отрицанием всякой деятельности, общества, государства и циви­лизации был неприемлем.

Эпоха Тан — один из блестящих периодов расцвета китайско­го искусства.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развива­лись в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каж­дом явлении природы – будь то цветок, дерево, животное — поз­волили сформировать совершенно уникальное эстетическое созна­ние и художественную практику. Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традицион­ной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соеди­няла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным фор­мам письменности – каллиграфическим надписям — придава­лось даже магическое значение. И они хранились в каждом до­ме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.

Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китай­ская картина-свиток – это совершенно новый вид искусства, со­зданный специально для созерцания, освобожденный от подчи­ненно декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связан­ный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы». Китайский портрет ханьской эпохи сочетал в себе реалисти­ческую достоверность (так, фигуры воинов из гробницы Цинь Ши-хуанди явно передают индивидуальные черты их прототипов) и символичность, иногда граничащую с карикатурностью.

В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица является зна­ком поэтического образа: сосна — это символ долголетия, бам­бук — стойкости и счастья, аист — одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей — вытянутый свиток — помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.

Все жанры древнекитайского искусства несли в себе глубокий нравственный смысл и идею совершенствования человека, наст­раивали на особое восприятие: восхищение природой, ее красо­той и работой мастера. Наверное, поэтому красота китайских пей­зажей с их особой выразительностью и особой символикой вызывает восхищение у европейцев, позволяет открывать им иное видение мира, иную эстетику.




СКУЛЬПТУРА

Китайская скульптура была тесно связана с рели­гиозными культами. Найдено множество статуэток Танской эпо­хи, которые клали в могилы умершим. В многочисленных пещер­ных храмах сохранились памятники ранней буддийской скульптуры. Найдены изображения Будды, высеченные в скалах. В отличие от индийского Будды, отрешенного от всего земного, в китайском Будде при всей его одухотворенности гораздо сильнее чувствуется земное, человеческое начало.


КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ

В пещерах сохранилась настенная живо­пись на сюжеты буддийских проповедей. Китайские фрески пора­жают легкостью, прозрачностью лимонных, изумрудных, сирене­вых и розовых оттенков.

Китайские художники охотно рисовали пейзажи на шелке. В некоторых картинах поражает одна особенность: например, на фоне величественных гор фигурки людей чрезвычайно малы. Эта несоразмерность вытекала из даосистского мировоззрения худож­ников. Согласно философии даосизма, человек незначителен по сравнению с первопричиной мира — дао, воплощенной в величе­ственных явлениях природы. Определенное своеобразие придава­ли китайской живописи на шелке текстовые пояснения к карти­нам. Эти иероглифические тексты были обычно очень краткими, выразительными и содержали образные формулы старинной ки­тайской мудрости. Их выполняли тушью очень тонкими кисточка­ми, специально предназначенными для каллиграфических надпи­сей. Рисунок и текст в китайской живописи на шелке всегда были настолько связаны по смыслу, что воспринимались зрителем как единое целое.


ИЗОБРЕТЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ

В Китае начался новый подъем в сфере экономики, управления, культуры. Этому способствовало появление печатной книги. Искусство книгопечатания в Китае выросло из ремесла изготовления каменных печатей с надписью по окружности. Печати обычно вырезали из полудрагоценного камня — нефрита. В процессе изготовления нефритовых печатей камнерезчики овладели искусством изображения на камне зеркаль­ного отображения букв и иероглифических знаков. Это оказалось главным при изготовлении печатающих матриц. Путь к книгопе­чатанию был открыт. Бумага для этой цели была изобретена в Китае еще в 105 г. н. э.

В правление династии Хань во II в. н. э. на камень были переведены все сочинения Конфуция. Однако прошло, по край­ней мере, еще два столетия, пока было освоено размножение тек­ста с каменных или медных матриц путем изготовления их гли­няных или гипсовых копий. В IX в. в буддийских монастырях осваивалось печатание надписей, вырезанных на досках (ксилог­рафия). Уже были изготовлены такие матрицы с зеркальным ото­бражением текста.

Самая древняя в мире печатная книга — «Сутра Праджна», сборник буддийских сказаний. Ее создал в 868 г. н. э. китайский печатник Ван Цзе. Эта книга почти 900 лет была замурована в тайнике пещеры Дуньхуан в северо-западном Китае и найдена в 1907 г.

В X в. таким же способом с деревянных матриц типографским способом было отпечатано собрание сочинений Конфуция. Одна­ко это издание долго еще сопоставляли с каменными текстами Конфуция, которым по традиции все же отдавалось предпочтение, хотя они были дороги и громоздки.

Следующим шагом в книгопечатании стало изобретение на­бора подвижных глиняных литер, которые можно было пере­ставлять. Большие затруднения пришлось преодолеть в связи с развитием иероглифической письменности. Наборщик должен был оперировать тысячами иероглифических знаков, что значи­тельно затрудняло изготовление типографских матриц. Но упор­ные китайцы все же пошли на изготовление тысяч отдельных переставляемых иероглифов. Это произошло в XI в. — за 400 лет до изобретения Гутенберга в Европе. Работа наборщика с таким огромным количеством знаков была адским трудом. С 1400 г. регулярное книгопечатание по китайским рецептам началось в Корее. Книги распространялись по всем крупным городам Ки­тая, расширялся круг читающих, появились частные собрания книг и библиотеки.


ПЕКИН – СТОЛИЦА КИТАЯ

В 1421 г. минский император Чжу Ди (1403-1424) перенес столицу Китая из Интяна в Пекин, который еще при монголах был правительственной резиденцией. Во время правления династии Мин Пекин был значительно расширен. Его строгая планировка сохранилась и доныне, улицы были ориенти­рованы по компасу — с севера на юг и с востока на запад — и пересекались взаимно перпендикулярно. В центре находился «Зап­ретный город», обнесенный красной стеной, — резиденция импе­ратора. Другой достопримечательностью Пекина был мраморный зал для жертвоприношений в «Храме Неба». Здесь император как Сын Неба приносил жертву, дабы способствовать зимнему пово­роту солнца на весну и лето. Считалось, что без такой жертвы поворот солнца на лето может затянуться.


ГРОБНИЦЫ ИМПЕРАТОРОВ

Самые крупные памятники этой поры — императорские гробницы минской династии близ Пекина. В них как бы воскресают древние традиции монументальной скульптуры Ханьской эпохи. К гробницам 13 императоров династии Мин ве­дет дорога, по краям которой стоят каменные изваяния животных и людей. Сановники и воины словно пришли сюда, чтобы отдать последний долг своему повелителю.

О времени правления династии Мин с ее благоволением к тру­дам Конфуция молва уже тогда говорила, что Китаем правят фи­лософы. Известные ученые-конфуцианцы, знатоки древних книг, формулировали основные принципы политики минского двора. Но не только философствующими властями и чиновниками славился Китай при династии Мин. Широкое развитие получили ху­дожественные ремесла и искусство.


ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ

К художественным промыслам Ки­тая того времени следует отнести резьбу по камню (преимуще­ственно по нефриту), живопись по шелку, изготовление лакиро­ванной мебели и других изделий. Ремесленники работали с серебром и золотом, полудрагоценными цветными камнями. Эти материалы также широко использовались ремесленниками в Индии, Персии и многих других странах, но поделки из нефрита, живопись по шелку и лакировка были китайской спецификой. К этому следует добавить тончайший полупрозрачный китайский фарфор. Изде­лия из фарфора изготавливали во многих странах Востока, но та­кого мастерства, как китайцы, в этом искусстве не достиг никто.












ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Китайская культура всех времён развивалась в условиях различных противоречий внутри страны, установления господства и закабаления Китая капиталистическими государствами.

Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.

До начала XIX в. китайцы не имели возможности сравнить свою культуру ни с одной культурой других стран, так как они мало знали о внешнем мире. Европейцев называли «заморскими чертями» и ставили на одну доску с морскими разбойниками. Ки­тайцы жили довольно обособленно и не зависели от окружающего мира ни в духовном, ни в материальном отношении. Они произ­водили в своей огромной империи все необходимое для жизни, учение Конфуция считали непреложной истиной.

Я выбрала эту тему, потому что китайская культура действительно очень интересна и разнообразна. Она очень сильно отличается от нашей культуры и зачастую непонятна нам, но от этого ее лишь больше и больше хочется изучать.

Печатных материалов о китайской культуре очень много и это, по моему мнению, говорит о том, что сами китайцы ценят и чтут свои историю и культуру.

Мне очень нравится культура и история китайского народа. В ней столько непонятного и интересного…


















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.     История Древнего Востока: Учебник для вузов. 3-е издание. Москва: Высшая школа, 1999 год.

2.     Хрестоматия по культурологии.

3.     Малявин В. В. Китайская цивилизация. Москва: Астрель, 2000 год.

4.     Мировая история: Школьная энциклопедия. Москва: Олма-Пресс Образование, 2003 год.



No Image
No Image No Image No Image


Опросы

Оцените наш сайт?

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
345 гостей
No Image
Все права защищены © 2010
No Image