Кредитно-банковская система в Украине
Кредитно-банковская система в Украине
План
1.
Понятие
кредита: необходимость, содержание и принципы функционирования кредита;
2.
Кредитная система и ее
структура, её
особености в Украине.
3.
Современная
кредитно-банковская система Украины: цели, задачи, актуальные проблемы и
способы их разрешения.
Степень зрелости
рыночных отношений часто оценивают по степени развития кредитных отношений,
благодаря которым разрешается целый ряд как чисто экономических, так и социальных проблем. Термин
«кредит» происходит от латинского слова creditum, который означает « долг» (от слова credo – « верю, доверяю»). В современных
условиях кредит в наиболее широком понимании означает взятие денег, товаров
или услуг в долг, с последующем возвращением займа и уплатою определенного
процента за его использование.
Существование
кредита тесно связано с ссудным капиталом.
Ссудный капитал –
это денежный капитал, который дается его собственнику или распорядителю как
ссуда с целью получения дохода в форме ссудного процента. Движение ссудного
капитала называют кредитом. Кредит - это система отношений по поводу
аккумуляции и использования временно свободных денежных средств на основе
возврата и платы в форме ссудного процента.
Откуда ж берутся
временно свободные денежные средства, которые создают материальную основу
кредитных отношений?
Источником
кредитных отношений является денежный капитал, который освобождается в процессе
кругооборота промышленного и торгового капитала. Еще одним важным источником
является также и движение бюджетных средств, целевых фондов и резервов. И,
наконец, - денежные доходы и сбережения частных лиц.
В условиях
рыночной экономики кредит выполняет следующие функции:
а) аккумуляция
временно свободных денежных средств;
б) перераспределение
денежных средств на условиях их последующего возврата;
в) создание
кредитных орудий обращения (банкнот и казначейских билетов) и кредитных
операций;
г) регулирование
объема совокупного денежного оборота.
Кредитные
отношения в экономике базируются на определенной методологической основе, одним
из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практической
организации любой операции на рынке ссудных капиталов. Эти принципы стихийно
складывались еще на первом этапе развития кредита, а в дальнейшем нашли прямое
отражение в общегосударственном и международном кредитном законодательствах:
1.Возвратность
кредита.
Этот принцип
выражает необходимость своевременного возврата полученных от кредитора
финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком.
Он находит свое
практическое выражение в погашении конкретной ссуды путем перечисления
соответствующей суммы денежных средств на счет предоставившей ее кредитной
организации (или иного кредитора), что обеспечивает возобновляемость кредитных
ресурсов банка как необходимого условия продолжения его уставной деятельности.
2.Срочность
кредита.
Он отражает
необходимость его возврата не в любое приемлемое для заемщика время, а в точно
определенный срок, зафиксированный в кредитном договоре или заменяющем его
документе. Нарушение указанного условия является для кредитора достаточным
основанием для применения к заемщику экономических санкций в форме увеличения
взимаемого процента, а при дальнейшей отсрочке предъявления финансовых
требований в судебном порядке.
3.Платность
кредита. Ссудный процент.
Этот принцип
выражает необходимость не только прямого возврата заемщиком полученных от банка
кредитных ресурсов, но и оплаты права на их использование. Экономическая
сущность платы за кредит отражается в фактическом распределении дополнительно
полученной за счет его использования прибыли между заемщиком и кредитором.
Практическое выражение рассматриваемый принцип находит в процессе установления
величины банковского процента, выполняющего три основные функции:
*
перераспределение
части прибыли юридических и дохода физических лиц;
*
регулирование
производства и обращения путем распределения ссудных капиталов на отраслевом,
межотраслевом и международном уровнях;
*
на
кризисных этапах развития экономики — антиинфляционную защиту денежных
накоплений клиентов банка.
Ставка (или
норма) ссудного процента, определяемая как отношение суммы годового дохода,
полученного на ссудный капитал, к сумме предоставленного кредита выступает в
качестве цены кредитных ресурсов.
Подтверждая роль
кредита как одного из предлагаемых на специализированном рынке товаров,
платность кредита стимулирует заемщика к его наиболее продуктивному
использованию.
4.Обеспеченность
кредита
Этот принцип
выражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора при
возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств и находит
практическое выражение в таких формах кредитования, как ссуды под залог или под
финансовые гарантии. Особенно актуален в период общей экономической нестабильности,
например, в отечественных условиях.
5.Целевой
характер кредита.
Распространяется
на большинство видов кредитных операций, выражая необходимость целевого
использования средств, полученных от кредитора. Находит практическое выражение
в соответствующем разделе кредитного договора, устанавливающего конкретную цель
выдаваемой ссуды, а также в процессе банковского контроля за соблюдением этого
условия заемщиком. Нарушение данного обязательства может стать основанием для
досрочного отзыва кредита или введения штрафного (повышенного) ссудного
процента.
6.Дифференцированный
характер кредита.
Этот принцип
определяет дифференцированный подход со стороны кредитной организации к
различным категориям потенциальных заемщиков. Практическая реализация его может
зависеть как от индивидуальных интересов конкретного банка, так и от проводимой
государством централизованной политики поддержки отдельных отраслей или сфер
деятельности (например, малого бизнеса и пр.)
Место и роль
кредита в экономической системе общества определяются также прежде всего
выполняемыми им функциями.
А)
Перераспределительная.
В условиях
рыночной экономики рынок ссудных капиталов выступает в качестве своеобразного
насоса, откачивающего временно свободные финансовые ресурсы из одних сфер хозяйственной
деятельности и направляющего их в другие, обеспечивающие, в частности, более
высокую прибыль. Ориентируясь на дифференцированный ее уровень в различных
отраслях или регионах, кредит выступает в роли стихийного макрорегулятора
экономики, обеспечивая. удовлетворение потребностей динамично развивающихся
объектов приложения капитала в дополнительных финансовых ресурсах.
Б) Ускорение
концентрации капитала.
Процесс
концентрации капитала является необходимым условием стабильности развития
экономики и приоритетной целью любого субъекта хозяйствования. Реальную помощь
в решении этой задачи оказывают заемные средства, позволяющие существенно
расширить масштаб производства (или иной хозяйственной операции) и, таким
образом, обеспечить дополнительную массу прибыли. Даже с учетом необходимости
выделения части ее для расчета с кредитором привлечение кредитных ресурсов
более оправдано, чем ориентация исключительно на собственные средства.
В)
Обслуживание товарооборота.
В процессе
реализации этой функции кредит активно воздействует на ускорение не только
товарного, но и денежного обращения, вытесняя из него, в частности, наличные
деньги. Вводя в сферу денежного обращения такие инструменты, как векселя, чеки,
кредитные карточки и т.д., он обеспечивает замену наличных расчетов
безналичными операциями, что упрощает и ускоряет механизм экономических
отношений на внутреннем и международном рынках. Наиболее активную, роль в
решении этой задачи играют коммерческий кредит как необходимый элемент
современных отношений товарообмена.
Г) Ускорение
научно-технического прогресса.
В послевоенные
годы научно-технический прогресс стал определяющим фактором экономического
развития любого государства и отдельного субъекта хозяйствования. Наиболее
наглядно роль кредита в его ускорении может быть отслежена на примере процесса
финансирования деятельности научно-технических организаций, спецификой которых
всегда являлся больший, чем в других отраслях, временной разрыв между
первоначальным вложением капитала и реализацией готовой продукции. Именно
поэтому нормальное функционирование большинства научных центров (за исключением
находящихся на бюджетном финансировании) немыслимо без использования кредитных
ресурсов.
В современной
экономике различают такие виды кредита:
·
коммерческий
кредит – кредитование как разновидность расчета, т.е. расчетов с отсрочкой
платежей за поставленные товары
·
финансовый
кредит – это заемный капитал банка в денежной форме, который передается во
временное пользование на условиях обеспеченности, возвратности, срочности,
платности и целевого характера использования.
·
Ломбардный
кредит – кредит под залог легко реализуемого имущества или ценных бумаг.
·
Государственный
кредит
·
Лизинг –
вид долгосрочной аренды с передачей пользования дорогостоящего оборудования с
последующей постепенной выплатой его стоимости.
·
Факторинг
(от англ. Factor - посредник) является
специфической разновидностью краткосрочного кредитования, при котором банк или
специальная факторинговая компания покупает у предприятия право на взыскание
задолженности должников данного предприятия.
·
Форфейтинг
(от англ. forfeit - штраф, расплата)
покупка-продажа непогашенной долгов. По своей сути форфейтинг схож с
факторингом, но применяется при поставках на крупные суммы с длительной
рассрочкой платежа и осуществляется путем покупки векселя или другого
долгового документа.
Кредитно-банковская
система
Становление рыночной
экономики и повышение ее эффективности невозможно без использования и
дальнейшего совершенствования кредитных отношений.
Кредитная система – это
совокупность банков и других кредитно-финансовых институтов, действующих на
рынке заемных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного
капитала.
Составляющими кредитной
системы являются:
·
совокупность
кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования;
·
система
кредитно-финансовых институтов.
Кредитная
система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные
денежные капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения и
предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам.
Основой
кредитной системы исторически являются банки. Первые предшественники
современных банков возникли во Флоренции и Венеции (1587 г.) на основе
меняльного дела – обмена денег различных городов и стран. Главными операциями
банков были прием денежных вкладов и безналичные расчеты. Позднее по такому
принципу возникли банки в Амстердаме (1609 г.) и Гамбурге (1618 г.). Последние
специализировались на обслуживании торговли, и такая важная функция как выпуск кредитных
денег у них не была развита.
Итак,
кредитно-финансовые институты подразделяются на:
1. центральный банк;
2. коммерческие банки;
3. специализированные
кредитно-финансовые институты.
4. небанковские финансово –
кредитные институты
Центральные
банки — это банки, осуществляющие выпуск банкнот и являющиеся центрами
кредитной системы. Они занимают в ней особое место и являются, как правило,
государственными учреждениями.
К
основным функциям центрального банка относятся следующие:
1. Эмиссионная функция,
сохраняющая свое значение, поскольку наличность по-прежнему необходима для
значительной части платежей и обеспечения ликвидности кредитной системы,
которая должна иметь средства окончательного погашения долговых обязательств.
2. Функция аккумулирования и
хранения кассовых резервов для коммерческих банков, то есть каждый банк, — член
национальной кредитной системы обязан хранить на резервном счете в Центральном
банке сумму в определенной пропорции к размеру его вкладов. Одновременно
Центральный банк по традиции является хранителем официальных золотовалютных
резервов страны.
3. Функция кредитования
коммерческих банков, характерная для социалистической экономики при
государственной монополии на кредитную деятельность, а также для переходного
периода, сопровождающегося нехваткой средств в руках частных финансовых
институтов. Менее проявляется она в развитой рыночной экономике, где подобное
кредитование существует преимущественно в периоды финансовых трудностей.
4. Предоставление кредитов и
выполнение расчетных операций для правительственных органов, так как в бюджетах
различного уровня аккумулируется до половины и более ВВП стран. Данные средства
накапливаются на счетах в центральных банках и расходуются с них. При этом
центральные банки ведут счета правительственных учреждений и организаций. Кроме
того, они осуществляют операции с государственными ценными бумагами,
предоставляют государству кредит в форме прямых краткосрочных и долгосрочных
ссуд или покупки государственных облигаций. Центральные банки также проводят по
поручению правительственных органов операции с золотом и иностранной валютой.
К системе
кредитно-финансовых институтов относятся:
1. Инвестиционные банки,
занимающиеся эмиссионно-учредительской деятельностью, то есть проводящие
операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая от
этого доход. Они не имеют права принимать депозиты и привлекают капиталы, как
правило, путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих
банков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных
отраслей хозяйства.
2. Обширная группа
сберегательных учреждений, занимающая важное место в кредитной системе, благодаря привлечению мелких
сбережений и доходов, которые иначе не смогут функционировать как капитал.
Существуют
различные типы сберегательных учреждений:
·
сберегательные
банки и кассы;
·
взаимно-сберегательные
банки (разновидность кооперативных банковских учреждений в США);
·
доверительно-сберегательные
банки (в Великобритании);
·
ссудно-сберегательные
ассоциации (Соединенные Штаты);
·
кредитные
кооперативы (союзы, ассоциации) и другие.
3. Страховые
компании, для которых характерна специфическая форма привлечения средств —
продажа страховых полисов. Полученные доходы они вкладывают прежде всего в
облигации и акции других компаний, государственные ценные бумаги.
4. Пенсионные фонды, которые различаются по организации, управлению и
структуре активов. Так, имеются застрахованные пенсионные фонды, (управляемые
страховыми компаниями) и незастрахованные (управляемые предприятиями или по их
доверенности — банками), фундированные (их средства инвестированы в ценные
бумаги) и нефундированные (пенсии выплачиваются из текущих поступлений и
доходов) и многие другие.
5. Инвестиционные компании, размещающие среди мелких держателей свои
обязательства (акции) и использующие полученные средства для покупки ценных
бумаг народного хозяйства. Мелкие инвесторы охотно покупают обязательства
инвестиционных компаний, так как из-за значительной диверсификации (вложение
средств в различные предприятия) достигается известное рассредоточение активов,
снижается опасность потери сбережений из-за банкротств фирм, в чьи акции вложен
капитал.
В
соответствии с Законом “ О банках и банковской деятельности “ банковская
система в Украине построена и функционирует по двухуровневому принципу и
включает в себя следующие уровни:
1. центральный банк –
Национальный банк Украины(НБУ)
2. коммерческие банки.
НБ Украины был организован
в 1991 году и представляет собой систему единого банка, включающего в себя
центральный аппарат, расположенный в Киеве, Крымское республиканское и 24
областных управления. Управления НБУ действуют от его имени в пределах
предоставленных им полномочий и функций. Они подотчетны Правлению банка. К функциональным
подразделениям НБУ принадлежат вычислительные, расчетно-кассовые центры,
региональные и Центральная расчетные палаты.
Руководящим
органом НБУ является Правление, которое возглавляет Председатель Правления. В
настоящий момент эту должность занимает В.Стельмах.
Как расчетный
центр НБУ устанавливает правила безналичных расчетов хозяйствующих субъектов, а
также организует расчеты между коммерческими банками в Украине. Он представляет
интересы государства в отношениях с центральными банками других государств, в международных
финансово-кредитных учреждениях.
НБУ устанавливает
правила и проводит регистрацию коммерческих банков, выдает лицензии на ведения
валютных операций, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков на
территории Украины. Как банк банков он ведет счета коммерческих банков,
осуществляет их валютно-кассовое обслуживание, предоставляет кредиты
коммерческим банкам, устанавливает правила функционирования межбанковского
кредитного рынка в Украине. НБУ организует кассовое выполнение бюджета
банковской системой Украины, предоставляет кредиты правительству. На него
возложено выполнение операций по размещению государственных ценных бумаг,
обслуживанию внутреннего государственного долга. Кроме того, на Национальный
банк возложено выполнение операций, связанных с функционированием валютного
рынка Украины. Он по согласованию с Кабинетом Министров, устанавливает
официальный валютный курс национальной денежной единицы, создает валютные
резервы, организует операции с монетарными металлами.
Коммерческие банки в украинской
экономике являются явлением новым, хотя в развитых странах это одна из
старейших и наиболее распространенных групп кредитных учреждений, которые
выполняют большинство финансовых операций и услуг, известных в
предпринимательской практике. Коммерческие банки ¾ основное звено кредитной системы
страны, в которое входят кредитные учреждения, осуществляющие разнообразные
банковские операции для своих клиентов на началах коммерческого расчета. Для
этого они используют не только свой собственный капитал, но и привлеченный
финансовый капитал в виде вкладов, депозитов, межбанковских кредитов и других
источников. Причем привлеченные средства, как правило, значительно превышают
объем собственного капитала коммерческих банков.
Основной целью коммерческих банков,
которые стали создавать в Украине в 1989 году, было оперативное получение их
учредителями и клиентами широкого спектра банковских услуг (включая получение
кредитов), решение учредителями с
помощью собственного банка своих групповых или индивидуальных проблем,
получение максимальной прибыли для своих акционеров или пайщиков, а также для
собственного развития.
Первоначально коммерческие банки
создавались преимущественно как отраслевые. Некоторые банки возникли как
дочерние банки государственных специализированных банков. Так, например, был
образован Укринбанк.
Такие банки, как Демосбанк, Киевский
кооперативный банк ¾ предшественник Градобанка, возникли как кооперативные
коммерческие банки. Это объясняется тем, что в то время кооперативы по
производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг были первыми рыночными
структурами, действовавшими в окружении государственных предприятий,
организаций и учреждений, а часто и при них. Чтобы легче и оперативнее решать
вопросы получения ссуд на свое развитие, кооперативы стали создавать свои
банки.
В дальнейшем акционерами или
пайщиками коммерческих банков все больше становились различные коммерческие
структуры и частные лица. Этот процесс особенно усилился после того, как в
конце 1992 года государственным предприятиям было запрещено выступать
учредителями коммерческих структур, в том числе и банков, а в 1993 году было
принято решение о перечислении причитающихся указанным предприятиям дивидендов
в доход соответственно подчиненности государственного или местного бюджета.
Кооперативные банки были уравнены в правах с коммерческими.
Постепенно статус коммерческих
получили прежние государственные специализированные банки. Так, на базе
республиканских Жилсоцбанка был организован Укрсоцбанк, Агропромбанка ¾ АПБ "Украина" АК,
Промстройбанка ¾ Проминвестбанк. Такое разгосударствление указанных трех
банков привело к созданию в банковской системе Украины неравных условий для
деятельности банков, поставив в затруднительное положение вновь организованные
банки.
Более правильным было бы за бывшими
государственными банками оставить статус государственных специализированных
банков, через которые направлялась бы государственная кредитная и финансовая
поддержка приоритетным направлениям развития экономики. Так, в большинстве
стран такая поддержка оказывается сельскому хозяйству, науке, государственным
предприятиям, жилищному строительству и так далее.
В условиях рыночной экономики
существенные изменения произошли в банковском контроле. Если раньше банки
играли роль государственных контролеров за деятельностью субъектов
хозяйствования, то в настоящее время этот контроль, как правило осуществляется
на партнерских отношениях между банками и их клиентами.
Коммерческие банки классифицируются
по ряду признаков. В зависимости от формы собственности они подразделяются на
частные и государственные. По форме организации среди частных банков
преобладают акционерные в виде обществ открытого или закрытого типов.
Акции банков, созданных в виде
акционерных обществ открытого типа, распространяются путем свободной продажи
юридическим и физическим лицам. Акционерными обществами закрытого типа, а также
паевыми банками в виде обществ с ограниченной ответственностью являются
преимущественно коммерческие банки в первые годы их существования. Акции банков
в виде акционерных обществ закрытого типа выкупаются, как правило, их
учредителями. Более гибкой структурой являются банки в виде обществ с
ограниченной ответственностью. Количество их пайщиков может пополняться с
соответствующей регистрацией в Национальном банку Украины.
Коммерческие банки в зависимости от
круга выполняемых операций бывают универсальными и специализированными. В
настоящее время в Украине все коммерческие банки стремятся быть универсальными,
хотя далеко не все они выполняют весь спектр банковских операций.
Специализированных банков пока нет. Но отдельные банки уже начали создавать специализированные
филиалы (инвестиционные и депозитные).
В зависимости от территории
деятельности коммерческие банки подразделяются на международные,
республиканские и региональные. Международные банки создаются с участием иностранного
капитала и могут иметь филиалы в других странах. В Украине они только начинают
появляться (Первый украинский международный банк, Диамена-банк и другие). К республиканским
коммерческим банкам относятся банк "Украина" АК, Проминвестбанк
Украины, Укрсоцбанк, Эксимбанк Украины и Сбербанк Украины, имеющие
разветвленную сеть отделений и филиалов по всей территории Украины. Большинство
же коммерческих банков являются региональными. Они обслуживают клиентов
определенной области, города, района или же региона. В зависимости от
организационной структуры, наряду с многофилиальными банками, существуют
бесфилиальные банки. Многие из них работают успешно, хотя конкурировать им с
большими банками все трудней.
Порядок создания и деятельности
коммерческих банков регламентируется законами Украины "О банках и
банковской деятельности", "О хозяйственных товариществах",
"О ценных бумагах и фондовой биржи", "О
предпринимательстве", "Об аудите", "Об иностранных
инвестициях", "О залоге" и другие, а также Временным положением
о порядке создания, регистрации коммерческих банков и осуществления надзором
над их деятельностью, утвержденным Правлением Национального банка Украины 17
июля 1992 года.
Учредителями, акционерами
коммерческих банков могут быть украинские и иностранные юридические и
физические лица, за исключением Советов народных депутатов всех уровней, их
исполнительных органов, политических и профсоюзных организаций, союзов и
партий, общественных фондов, коммерческих банков. Ими также не могут быть
граждане следующий категорий: военнослужащие, должностные лица органов
прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, арбитражного
суда, государственного нотариата, органов государственной власти и управления,
призванных осуществлять контроль за деятельностью предприятий. Учредителями
банков не могут быть лица, которым запрещено заниматься предпринимательской
деятельностью до истечения срока, установленного приговором суда, лица имеющие
судимость за воровство, взяточничество и другие корыстные преступления.
.
По мере развития
и расширения банковской деятельности наметилась тенденция концентрации
банковского капитала. Наращивание уставных фондов было обусловлено как
усилением инфляционных процессов в экономике, так и мероприятиями, которые
предпринимал НБ Украины относительно капитализации украинских банков.
Так было принято
решение об увеличении уставного фонда коммерческих банков в несколько раз.
Впоследствии НБ Украины опять повысил размеры уставного капитала.
Увеличение
размера минимального капитала коммерческих банков вызвано необходимостью
установления своеобразного барьеру для мелких предпринимателей, которые
стремятся иметь собственный банк для проведения сомнительных операций. Новый
подход позволил украинским коммерческим банкам соответствовать международным
стандартам достаточности капитала.
С целью
обеспечения своей финансовой прочности и защиты интересов клиентов коммерческие
банки действуют согласно экономическим нормативам, установленным Национальным
банком, создают страховые и резервные фонды.
Коммерческие банки обязаны выполнять операции по
кассовому выполнению бюджета по поручению Национального банка, им запрещено
проводить деятельность в сфере материального производства и торговли
материальными ценностями, а также проводить все виды страхования. Они могут на
договорных основах привлекать и размещать средства друг друга в форме
депозитов, кредитов и осуществлять другие взаимные операции. При
недостаточности средств для кредитования клиентов и выполнения принятых обязательств
коммерческие банки могут обращаться за получением кредитов в Национальный банк.
Коммерческие
банки самостоятельно устанавливают процентные ставки за предоставленные кредиты
и комиссионное вознаграждение за услуги. Банкам запрещено использовать свои союзы,
ассоциации и другие объединения для заключения соглашений, которые направлены
на монополизацию рынка банковских операций по вопросам установления процентных
ставок и размеров комиссионного вознаграждения, на ограничение конкуренции по
банковском делу.
Роль кредитной системы
заключается в том, что она поддерживает высокую норму народнохозяйственного
накопления, содействует решению проблемы реализации товаров и услуг на рынке,
развитию отраслей промышленности и строительства, международной торговли, что,
в свою очередь, содействует развитию производства.
Основные проблемы и задачи
современной кредитно-банковской системы Украины
В Украине сегодня доминирует
рациональная денежно-кредитная политика. Она призвана минимизировать инфляцию,
способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать уровень
валютного курса на экономически обоснованном уровне.
Сама по себе
денежно-кредитная политика, как и любая другая политика, не может быть плохой
или хорошей. Она оценивается соответственно тому, насколько она отвечает
интересам общества (или определенной его части) и насколько оказывает
содействие достижению поставленных целей и решению конкретных задач.
Результативность политики тем выше, чем больше она учитывает потребности
общественного развития, интересы всех прослоек и групп общества,
конкретно-исторические условия и особенности жизни.
Главная задача финансовой
политики в современный период в Украине состоит не только в том, чтобы
обеспечить материально все происходящие преобразования, но и предотвратить
социальное напряжение в обществе, а также максимально смягчить трудности
перехода от одной системы экономических отношений к другой.
Основной целью
денежно-кредитной политики в Украине, как составной части финансовой политики в
настоящее время является переход к экономическим методам регулирования
денежного обращения через:
повышение роли банковского
кредита и формирование банковских резервов;
формирование финансового
рынка (купли-продажи ценных бумаг);
приостановление
необоснованного перехода денег из сферы безналичного оборота в наличный;
поэтапный переход
внешнеэкономических связей с другими странами на мировые условия, цены, системы
расчетов;
конвертируемость денежной
единицы;
реорганизация сберегательного
и страхового дела;
усиление контроля за
рациональным и эффективным расходованием средств бюджетов всех уровней с целью
сокращения бюджетного дефицита и приостановления инфляционных процессов в
государстве.
Закон Украины «О Национальном
банке Украины» в разделе «Денежно-кредитная политика» предусматривает такие
основные экономические средства и методы денежно-кредитной политики:
определение и регулирование
норм обязательных резервов дли коммерческих банков и финансово-кредитных
учреждений;
процентная политика;
рефинансирование коммерческих
банков;
управление золотовалютными
резервами;
операции с ценными бумагами
на открытом рынке;
регулирование импорта и
экспорта капиталов.
Текущая денежная политика
характеризуется высокой степенью взаимосвязи механизмов денежного
регулирования и динамичностью кредитных процессов в народном хозяйстве
Украины. Меры, предпринимаемые правительством и Национальным банком Украины,
позволяют говорить о наметившейся тенденции стабилизации экономического
положения в стране и переходе к интенсивному развитию народнохозяйственного
комплекса. Об этом свидетельствует динамика макроэкономических показателей и ее
соответствие денежно-кредитной политике государства.
Действие механизма
денежно-кредитной политики Украины заключается в последовательном укреплении
денежной единицы страны — гривны через соответствующий механизм банковской
системы.
Стоящая перед страной задача
перехода к стабильному экономическому росту требует от Национального банка
Украины создания условий для повышения инвестиционной активности. Активизация
экономического роста усиливает заинтересованность отечественных предприятий в
привлечении инвестиционных ресурсов через размещение на фондовом рынке
корпоративных ценных бумаг — акций и долговых обязательств.
Одной из важнейших задач
денежно-кредитной политики Украины стало увеличение денежных средств у
предприятий, сокращение масштабов неплатежей и снижение доли сделок,
обслуживаемых с помощью неденежных форм расчетов (например, бартера). Рост
объема оборотных средств в реальном секторе экономики и прохождение денег по
всей производственной цепочке обеспечивает спрос на продукцию на каждой стадии
воспроизводства и, таким образом, происходит увеличение спроса в экономике в
целом.
Обеспечение налоговых
поступлений позволяет пополнять бюджет и использовать расходные статьи в
установленном объеме. Отсутствие нарастающей задолженности бюджета является
серьезным фактором, сокращающим масштабы неплатежей в экономике.
Расширение реальной денежной
массы своим следствием имеет рост ликвидности. Рост денежных расчетов
подразумевает рост спроса на реальные кассовые остатки и увеличение реальной денежной
массы.
В настоящие время Украина
переходит к взвешенной денежной политике на фоне улучшающейся общеэкономической
конъюнктуры.
Монетарный инструмент
регулирования денежно-кредитной политики направлен на уменьшение инфляции и
сдерживания объема денежной массы. Согласно статистическим данным удерживается
в двухзначных, а то и меньших пределах (имела место дефляция 2002 г.), однако
показательны особенности ее проявления в последние годы. Так в 2005-2006 годах
факторами инфляции стали так называемые “ценовые шоки” на отдельных товарных
рынках и резкое увеличение социального расхода бюджета при замедлении темпов
экономического роста. Поэтому сдерживание инфляции (не только спроса, но и
расходов) монетарными рычагами НБУ явно недостаточно, нужны также
антиинфляционные меры правительства, и в первую очередь, - стимуляция
внутреннего рынка и поддержка производственной индустрии, безусловно,
сопряженной и с валютным курсом, который целесообразно выдерживать
предсказуемым для обеспечения ценовой стабильности.
При анализе структуры
управления банков наблюдается замещение источников формирования их ресурсов.
Обостряется проблема недостаточности денежных ресурсов для расширения
банковской деятельности. Это характерная тенденция последних лет и, поэтому
отечественные банки вынуждены привлекать денежные средства, открывать для себя
внешние каналы финансирования.
Что касается структуры
банковских активов, то удельный вес кредитов постоянно сохраняется доминирующем
и, по результатам 2006 года, превысил 76% кредитный портфель банков, при
ежегодном росте в 1,3-1,7 раза в течении указанного периода по сравнению с
объемом ВВП, все еще недостаточен для финансирования потребностей национальной
экономики и имеет перспективы роста. Преобладание кредитов в национальной
валюте свидетельствует о поступательном развитии именно внутреннего рынка
кредитования. Однако в отдельных сегментах (например, в ипотечном кредитовании
по данным Украинской ипотечной ассоциации) доля кредитов в иностранной валюте
сохраняется постоянно существенной и превышает 80%. Положительной тенденцией
следует признать и доминирование в 2004 году долгосрочных кредитов.
Несмотря на значительные
достижения банковской системы Украины, ее основной проблемой является
недостаточная капитализация, что отражается в ряде связанных проблем
подчиненного уровня. К последним относиться ограниченность возможностей
кредитования, недостаточное качество менеджмента, неадекватность управления
рисками и другие. Между тем следует отметить, что проблемы банков не являются
внутренне автономными, а обусловлены проблемами их клиентов и партнеров.
Качество отношений с ними и, в конечном счете, отражают развитие экономики в
целом как макросистемы.
Список литературы:
1)
Економічна
теорія: політекономія: Підручник/за ред. В.Д.Базилевича. -
К.:Знання,2006.
2)
Селезнев
В.В. Основы рыночной экономики Украины. – К.: “ АСК”, 2003.
3)
Экономика:
учебное пособие/ под ред. Э.А.Кузнецова. – Х.: “ Одиссей”,2006.
4)
Заблоцький
Б.Ф. и др. Економіка
України. – Львів: Львівський банківський коледж Національного банку України,
1997.
5)
Прусова
Л.Г. Экономика в вопросах и ответах. – К.: АОЗТ «Експрес-об’ява», 1998.
|