|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наиболее часто различие идет по линии, с одной стороны, формального и неформального лидерства, а с другой – шаблонного и инновационного, творческого поведения. Например, по мнению Й.П. Коттера (США), менеджер должен заботиться о том, чтобы работники эффективно выполняли задания, лидеры же, напротив, призваны своевременно постигать вызовы и требования времени, развивать инновационные идеи. Они концентрируют внимание на влияние тех или иных событий на предприятии в целом, а не на решении отдельных частных проблем. При этом менеджмент трактуется как управление всей организацией, а руководство – как управление изменениями. Такая точка зрения трактует понятие менеджмента, лидерства (и руководства) чрезмерно узко, не учитывая более распространенные в науке значения этих терминов. Исходя из того, представляется более обоснованной позиция авторов, которые проводят различие между менеджером и лидером по линии формального и неформального лидерства соответственно. Менеджеры делают так, как нужно; лидеры делают то, что нужно. Менеджеры заставляют людей делать то, что нужно; лидеры вызывают у людей желание сделать то, что нужно. Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Желание быть лидером присуще, по-видимому, отнюдь не малому числу людей. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Так, например, были проведены исследования на факультете менеджмента 3 курса. Результаты исследований были следующие: из 10 опрошенных у двоих людей лидерство выражено слабо, у одного человека – сильно, а у всех остальных – средний уровень лидерства. Таким образом, результаты исследований показывают, что студенты данного факультета в основном обладают лидерскими качествами (смотрите приложение) Но необходимо отметить, что проведенное исследование носит ограниченный характер, так как было опрошено небольшое количество людей, и был ограничен выбор вариантов ответов. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже. Лидеров, способных к руководству в области менеджмента, не более 15% всего населения. Лидеры – это люди, которые выявляют все лучшее в других. В организациях-неудачниках слишком много менеджеров и слишком мало лидеров. XXI век будет веком лидеров, которые будут двигать мир вперед. Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что эффективный руководитель – это сочетание менеджера и лидера в одном человеке. И эффективное руководство всегда должно сопровождаться лидерством. Таким образом, можно отметить, что лидерство – это венец управленческой деятельности. Глава 2: Практическая реализация лидерства 2.1 Успешный опыт применения лидерства на практике В данном параграфе рассматриваются пять крупных компаний. Эти компании являются наглядным примером практической реализация лидерства. То есть руководители этих компаний (одновременно являющиеся и лидерами) сделали их общеизвестными и помогли им занять определенную нишу на международном рынке. Итак, рассмотрим эти компании. Корпорация «Макдональда» В 1930 году два молодых брата по имени Дик и Морис Макдональда в поисках американской мечты перебрались с Востока Америки в калифорнию. Где нашли, себе работу на киностудии. Через некоторое время свойственный братьям предпринимательский дух побудил их открыть свой кинотеатр. Но, несмотря на все усилия, братья никак не могли сделать свой бизнес прибыльным. Однако желание братьев добиться успеха не ослабело. И в 1937 году им, наконец, удалось натолкнуться на то, что давало реальную отдачу. Они открыли в Пасадене маленький ресторан для автомобилистов. Крошечный придорожный ресторанчик Дика и Мориса пользовался большим успехом. Их бизнес начал бурно расти. Объем ежегодных продаж достиг 200 долларов, и братья каждый год делили между собой прибыль в размере 50 тыс. долларов - сумму, которая обеспечивала им принадлежность к финансовой элите города. Однако на вершине своего успеха Дик и Морис обнаружили, что не в состоянии прыгнуть выше своей головы. Они были замечательными управляющими, но, к сожалению, плохими лидерами. В 1954 году братья познакомились с человеком по имени Рей Крок, который был настоящим лидером. Как только он посетил заведение братьев, то сразу оценил заложенный потенциал труда. В воображении ему увиделся подобный ресторан, функционирующий в общенациональном масштабе. Братья заключили договор с Кроком. В 1961 году Крок купил у братьев исключительные права на их ресторан и приступил к его превращению в обще американский институт, а затем в глобальное учреждение. С 1955 по 1959 годы Кроку удалось успешно открыть 100 ресторанов, четырьмя годами позже их было уже 500. В 1998 году действовало свыше 21 тыс. ресторанов, по меньшей мере, в 100 странах. Именно лидерские способности Рея Крока помогли ему превратить несколько ресторанов в корпорацию «Макдональда», которая известна сейчас во многих странах мира. HONDA Компания «Honda», основанная
Соихиро Хонда его коллегой Такео Фуисава, хорошо известна своими достижениями.
Из малоизвестного производителя скутеров и мотоциклов она после второй мировой
войны 1. Следуй своей мечте и сохраняй моложавый вид; 2. Цени теорию, новые идеи и время; 3.Люби свою работу и сделай свое рабочее место наглядным и привлекательным; 4.Обеспечь бесперебойное течение работы; 5. Пусть поиск и упорный труд станут повседневной привычкой. Должностные лица «Honda» призваны культивировать качество динамичного гуманизма, включающего внимание к другим людям и в то же время смелость и. фантазию в действиях. «Honda» также высоко ценит индивидуализм. Компания предоставляет время и. ресурсы сотрудникам, которые хотят проверить новые идеи. Критики утверждают, что в традиции лидерства в «Honda» нет ничего уникального, а компания пользуется благосклонностью правительства и нечестными преимуществами в торговле. Возможно, в традициях лидерства в «Honda» и не заключены принципы, применимы ко всем компаниям во всех отраслях. Однако устойчивый успех «Honda» в качестве важного конкурента международного масштаба вполне оправдывает более глубокий анализ того, какие полезные уроки можно извлечь из ее опыта. Корпорация «Дженерал Электрик» Одним из наиболее эффективных лидеров является на сегодняшний день Джек Уэлч, председатель правления и генеральный директор корпорации «Дженерал Электрик». Когда в 1981 году Уэлч принимал на себя руководство компанией, это была хорошая компания. Ее история насчитывала 90 лет успешной деятельности, акции компании продавались на бирже век по высокой цене, и фирма в общей сложности стоила примерно 12 миллиардов долларов, занимая 11-ое место среди тех, которые лучше всего котировались на биржевом рынке акций. Но Уэлч полагал, что эта новая для него компания могла бы стать еще лучше. Вскоре, после того как Уэлч возглавил корпорацию, он начал то, что позднее сам назвал «технической революцией». Этот процесс полностью изменил профиль компании и сферу концентрации ее усилий. Твердое и мудрое лидерство Уэлча и его способность сфокусироваться на главном принесли, просто невероятные дивиденды. Джек Уэлч никогда не путал действия с достижениями. Он знал, что наибольший успех приходит только в том случае, когда вы сфокусируете своих сотрудников на том, что действительно имеет первостепенное значение. Таким образом, благодаря лидерским способностям Джека Уэлча, корпорация «Дженерал Электрик» стала еще сильнее на мировом рынке. Корпорация «Крайслер» В ноябре 1978 года Ли Якокка пригласили в качестве руководителя в корпорацию «Крайслер». В то время «Крайслер» испытывала большие трудности, ее доля на американском рынке упала с 25% до 11%. Причем ситуация становилась все хуже и хуже. Ли Якокка пошел на большие жертвы, чтобы спасти корпорацию. Якокка убедился, что управление компанией было в тяжелейшем положении, (никто не нес ответственности ни за что, отделы не имели связи друг с другом). Кроме того, моральный дух работников был очень низким. Компания практически становилась банкротом. Лидерские способности Якокки помогли доказать не только работникам компании, но и правительству, что компания «Крайслер» нужна данной стране. Он практически полностью изменил управление компанией, сделал его более четким, структурированным. Он как бы стал волевым импульсом компании. Благодаря действиям отличного лидера компания добилась восстановления утраченных позиций, т.е. усилия Якокки вернули название «Крайслер» на карту автомобильной индустрии". Компания «Gloria Jeans» Компания «Gloria Jeans» является одной из крупнейших компаний в России по производству джинсовой одежды. И этому она обязана своему президенту и генеральному директору Владимиру Мельнику. Владимир Мельник обладает отличными лидерскими способностями. Один из главных принципов, которым он руководствуется, это поддержание низкой себестоимости. Он обладает не только хорошей интуицией, но и огромным опытом ведения бизнеса. Он постоянно меняет управленческие подходы, в связи с расширением своего производства. Президент может в любой день сказать баланс своей компании. То есть он как бы влился в свое «детище» и представляет с ним одно целое. И в результате всех его усилий он добился того, что оборот компании составил 75 млн. долларов, в 2002 году на трех фабриках выпускалось ежемесячно 1300000 единиц продукции. И на сегодняшний день компания «Gloria Jeans» стала хорошо известной не только в России, но и во многих других странах. Все примеры наглядно демонстрируют важность лидерства в руководстве. Среди ученых ходят споры. Некоторые говорят, что лидеры не оказывают никакого влияния на результаты деятельности. Другие же напротив утверждают, что лидеры оказывают большое влияние на конечный результат, а иногда лидеры оказывают колоссальное воздействие. И если брать приведенные примеры, то здесь прослеживается именно вторая точка зрения. Лидерство необходимо в процессе руководства. Оно дает импульс для развития всей организации. «Все взлеты и падения случаются благодаря лидерству»[2]. Данное высказывание истинно на 100%. Чем больше пытаться сделать в жизни, тем чаще и увереннее приходит вывод, что все зависит от лидерства. Любые предпринимаемые усилия, которые требуют привлечения других людей, будут благополучно жить или, напротив, умрут в зависимости от лидерства. 2.2 Непонимание важности лидерства в современном мире В последнее время появляется все больше количество сторонников предположения, что организации могут обойтись без лидера. Некоторые научные работники и профессиональные эксперты считают, что для решения или постановки задач не требуется личность, которая оказывает влияние на других людей (руководитель, лидер), т.е. задачи могут быть решены при условии компетентного анализа или действия. Фактически само понятие «руководство» может противоречить идеалам свободного общества. По определению лидер - это личность, которая находится на особом положении по отношению ко всем остальным членам данного коллектива или группы людей. Наконец, так называемые лидеры ассоциируются с такими неприглядными понятиями, как захват власти и получение дополнительных прибылей и доходов. Вместо того чтобы определять характерные особенности лидеров, формы их подготовки и награды для них, организациям необходимо создавать такие команды работников, которые будут выполнясь задания как единый организм. Эти команды будут выполнять собственные операции, по необходимости накладывать дисциплинарные взыскания, а также отвечать за качество и количество конечного продукта. Однако, не смотря на все вышеперечисленное, в каждой группе, к какой бы ни принадлежал человек - семье, спортивной команде, социальной группе, группе студентов, рабочей бригаде, - одно лицо обязательно имеет большее влияние, чем остальные члены этого маленького коллектива. Возможно, его даже называют лидером. Лидеры играют очень важную роль в каждой группе. В самом деле, организации будут менее эффективны, деятельность их окажется менее производительной, в экстремальных ситуациях такие группы окажутся не в состоянии выполнять поставленную задачу, если лидеры будут отсутствовать. Примером такой деятельности (в которой не учитывалась роль лидера) может служить компания «Форд» в период правления Генри Форда II. Генри Форд II не понимал важности лидерства для организации. Он был настоящим диктатором. Деспотическое злоупотребление властью было не просто чертой ого характера - это было его кредо. Как писал о нем, Ли Якокка: «Мне кажется, что внук основателя «Форд мотор компани» Генри Форд II никогда до конца не был уверен, сумеет ли он справиться со своей ролью руководителя доставшейся ему автомобильной империи». Генри Форд II жил по завету своего деда: «История - это вздор». Он старался не оставлять никаких следов своей деятельности. «Уничтожай все, что можешь - это стало его правилом, а со временен переросло в настоящую манию»[3]. И частично это правило коснулось всей компании. Нельзя сказать, что Генри уничтожал компанию. Но можно отчетливо заявить, что он не давал развиваться ей в полной силе. Компания «Форд» могла бы вырасти до такой степени, что, в конечном счете, могла бы настичь «Дженерал моторс», а затем обойти ее и снова стать автомобильной компанией номер один. Однако Генри постоянно боялся, что лидеры в его компании пытались вычеркнуть его имя из названия компании. Это преследовало его в течение всей его жизни. Он не задумывался, будет, расцветать «Форд» или нет, главное для него было - это сохранить компанию за своей семьей. Поэтому всякий раз, когда кто-либо из руководителей фирмы обретал власть и влияние, Генри подрезал этому человеку крылья и лишал властных полномочий. Такая тактика продолжала использоваться на протяжении всего того времени, пока Генри II был у руля «Форда». Ли Якокка, уже, после того как он покинул эту фирму, (он занимал пост президента компании) прокомментировал данную ситуацию следующим образом: «Как я имел возможность изучить на собственной шкуре, у Генри Форда была отвратительная привычка избавляться от сильных лидеров». Последствием такой привычки стало то, что компания «Форд» упустила множество замечательных перспектив, которые раскрывались перед ней. Таким образом, все это показывает, что от одного человека может зависеть результат деятельности всей организации. Лидерство для организаций играет одну из решающих ролей. В современном мире лидерство приобретает глобальный характер. Дня того, чтобы организация эффективно функционировала у ее руля должен стоять лидер-менеджер. Однако не сегодняшний день многие организации и не задумываются об этой проблеме. Хотя необходимо отметить, что этой проблеме стали уделять больше внимания, но все равно многое остается еще покрыто тайной. Руководители предприятий должны не только воспитывать в себе лидера, но и поощрять лидерские качества у своих подчиненных. Таким образом, делая выводы по этому параграфу можно отметить следующее: 1. Лидерству необходимо уделять должное внимание на всех уровнях управления. 2. Необходимо поощрять и развивать лидерские качества у персонала. 3. Нельзя бояться и убегать от лидерства. 4. Необходимо помнить, что лидерство - это помощник в управлении, а не помеха. Лидерство может способствовать быстрому росту организации. И эта проблема должна изучаться не только в Вузах, но и на рабочих местах. Т.е. можно устраивать занятия с персоналом, где определять их склонность к лидерству, уровень их лидерства, а также проводить различные мероприятия, которые развивали бы эти качества у работников. Никогда не следует забывать, что лидерство - это помощник человека не только в работе, но и в жизни. Заключение Лидерство - это одна из важнейших проблем современного управления. На сегодняшний день есть множество литературы, посвященной данной проблеме. Однако до конца лидерство не изучено, и некоторые моменты до сих пор остаются, неизвестны нам. В данной работе акцент делался именно на важность данной проблемы, на необходимость уделять ей больше внимания, чем уделяют сейчас. И в соответствии с содержанием данной курсовой работы можно сделать следующие выводы: 1. Подходы к лидерству являются основой изучения данной проблемы, отталкиваясь от которых исследователи более подробно изучают ту или иную сторону лидерства. Наиболее полными являются новые концепции лидерства (концепция атрибутивного, харизматического, преобразующего лидерства), так как они сочетают в себе традиционные и ситуационные теории, т.е. они рассматривают лидера и с точки зрения его личности, и с точки зрения влияния внешних факторов. Однако нельзя сказать, что из-за появления новых концепций, две предыдущие утратили силу. Ограниченность этих двух теорий (ситуационной и традиционной) послужила толчком к появления новых подходов. И их роль в истории лидерства нельзя забывать. Наиболее полные сведения человек получает не от новых концепций, а от прослеживания исторического развития всех подходов к данной проблеме. И руководителю необходимо знать все эти подходы, чтобы не допускать ошибок в своем управлении. 2. Лидерство и руководство являются тесно взаимосвязанными проблемами. Лидерство является важнейшим компонентом эффективного руководства. Руководителю необходимо воспитывать в себе качества лидера. И организация будет функционировать успешно тогда, когда работники будут воспринимать руководителя не только как человека, которого поставили не этот пост и кому они должны подчиняться, но и как друга, советчика, который всегда придет им на помощь в трудной ситуации. У руководителя должно бить два статуса - статус менеджера и статус лидера, т.е. он должен быть и руководителей, и воспитателем, и покровителем для своих людей. 3. Лидерство помогает организациям совершенствоваться, выходить на новый уровень их возможностей. Крупнейшие компании, описанные в данной работе, наглядно демонстрируют данный вывод. Лидерство дает волевой импульс для развития организации. И если руководитель обладает хорошими навыками лидера, то данная организация сможет противостоять всем неприятностям и успешно развиваться. 4. Если руководитель не учитывает роль лидерства, то это может привести к пагубным последствиям не только для него, но и для организации в целом, и здесь необходимо уделять больше внимания проблеме. Т.е. необходимо воспитывать, поощрять и развивать качества лидера у своего персонала, причем не только в аппарате управления, но и у простых рабочих и служащих. Таким образом, работая над развитием и возвышением своей организации, помните следующее: 1. Потенциал любой организации определяется ее персоналом. 2. Моральный дух организации определяется сложившимися в ней отношениями. 3. Размер организации определяется ее структурой. 4. Направления развития организации определяются большой перспективной идеей. 5. Успех организации, определяется лидерством. Список литературы Васильев П. Московский конкурс «Менеджер года – 2000» //Проблемы теории и практики управления. 2001. №3. Вершигора Е.Е. Менеджмент. М., 2001. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 1998. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелл Д.Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы. М., 2000. Карташова Л.В., Наумов А.И., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. М., 2001. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель. М., 1993. Литвинцева Н.А. Психологические тесты для деловых людей. М., 1996. Максвелл Д. 21 неопровержимый закон лидерства. Мн., 2001. Менеджмент: Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. М., 2000. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. Организационная психология / Сост. И общ. Редакция Л.В. Винокурова, И.И. Скрипюка. СПб., 2001. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. Научный редактор А.А. Радугин. М., 1997. Подшибякин А. Будущее – в движении //Бизнес журнал. 2002. №8. Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя / Авт.-сост. Н.Я. Сацков. Д., 1998. Пугачев В.Г. Руководство персоналом организации. М., 1998. Решетников А.В., Шамшурин В.И.,. Шамшурина Н.Г. Социально-исторический портрет лидера организации //Социс. 2001. №10. Сильва Х., Стоун Р.Б. Искусство менеджмента по методу Сильва. Мн., 1999. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов н/Д.,1997. Таранов П.С. Золотая книга руководителя. М., 2002. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. М., 2003. Штайрер Й. Харизма руководителя и управленческие архетипы // Проблемы теории и практики управления. 2001. №4. Якокка Л. Карьера менеджера. Мн., 2001. Приложение 1 Тест «Лидер»
Вам будет предложено 50 вопросов, к каждому из которых дано два варианта ответов. Выберите, пожалуйста, один из вариантов и пометьте его на бланке ключа. 1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих? а) да; б) нет. 2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы? а) да; б) нет. 3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо? а) да; б) нет. 4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам руководить играми ваших маленьких друзей?
5.Испытываете ли вы большое удовольствие, когда вам удается убедить кого-либо, кто вам до этого возражал? а) да; б) нет. 6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком? а) да; б) нет. 7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся личностей»? а) да; б) нет. 8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который бы мог направить вашу профессиональную активность? а) да; б) нет. 9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми? а) да; б) нет. 10. Доставляет ли вам удовольствие, когда вы видите, что окружающие побаиваются вас? а) да; б) нет. 11. Вo всех обстоятельствах (рабочее собрание, дружеская компания) стараетесь ли вы занять свое место за столом, расположенное таким образом, чтобы оно позволяло вам легче всего контролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое внимание? а) да; б) нет. 12. Считаете ли, что обычно ваша внешность производит внушительное (импозантное) впечатление? а) да; б) нет. 13. Считаете ли вы себя мечтателем? а) да; б) нет. 14.Легко ли вы теряетесь, если люди, которые вас окружают, не согласны с вашим мнением? а) да; б) нет. 15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих (спортивных, развлекательных и т. п.) групп? а) да; б) нет. 16. Если мероприятие, которым вы занимаетесь, не дает намечавшихся результатов: а) вы рады, если ответственность возложат на кого-то другого; 6) умеете взять на себя всю ответственность за решение, которое было принято. 17. Какое из этих двух мнений приближается к вашему собственному? а) настоящий руководитель должен сам делать дело, даже в мелочах; б) настоящий руководитель должен уметь управлять. 18. С кем вы предпочитаете работать? а) с людьми покорными; б) с людьми строптивыми. 19. Стараетесь ли вы избегать горячих дискуссий? а) да; б) нет. 20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца? а) да; б) нет. 21. Умеете ли вы в профессиональной дискуссии повернуть на свою сторону тех, кто раньше с вами был не согласен? а) да; б) нет. 22. Представьте такую сцену: во время прогулки с друзьями в лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер. Нужно принять решение: а) Вы считаете, что вопрос должен решить человек, наиболее компетентный в группе; б) Вы просто полагаетесь на решение других. 23. Есть выражение: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Если бы вы делали выбор, то что бы вы предпочли? а) Быть первым в деревне; б) Быть вторым в городе. 24. Считаете ли, что вы человек, сильно влияющий на других людей? а) да; б) нет. 25. Может ли неудачный прошлый опыт заставить вас никогда больше не проявлять значительной личной инициативы? а) да; б) нет. 26. С вашей точки зрения, истинный лидер группы тот, кто: а) самый компетентный; 6) у кого самый сильный характер. 27. Всегда ли вы стараетесь понимать (оценивать) людей? а) да; 6) нет. 28. Умеете ли вы уважать дисциплину вокруг вас? а) да; б) нет. 29. Какой из двух типов руководителей кажется вам более значительным (предпочтительным)? а) Тот, который все решает сам; б) Тот, который постоянно советуется. 30. Какой из двух типов руководства, по вашему мнению, является наиболее благоприятным для хорошей работы предприятия? а) Коллегиальный тип; б) Авторитарный тип. 31. Часто ли у вас бывает впечатление, что другие вами злоупотребляют? а) да; б) нет. 32. Какой из двух следующих портретов больше приближается к вашему образу? а) Громкий голос, экспрессивные жесты, за словом в карман не полезет; б) Негромкий голос, неторопливые ответы, сдержанные жесты, задумчивый взгляд. 33. На рабочем совещании вы один имеете мнение, противоположное мнению других, но вы уверены в своей правоте. Как вы поведете себя? а) Будете молчать; б) Будете отстаивать свою точку зрения. 34. Называют ли вас человеком, который подчиняет и свои, и чужие интересы только интересам дела? а) да; б) нет. 35. Если на вас возложена очень большая ответственность за какое-то дело, то испытываете ли вы при этом чувство тревоги? 36. Что вы предпочли бы в своей профессиональной деятельности? а) Работать под руководством хорошего руководителя; б) Работать независимо. 37. Как вы относитесь к тому утверждению: «Чтобы семейная жизнь была удачной, нужно, чтобы важные решения принимались одним из супругов? а) это верно; б) это не верно. 38. Случалось ли вам покупать что-то, в чем вы не испытывали необходимости, под влиянием мнения других? а) да; б) нет. 39. Считаете ли вы, что ваши организаторские способности выше средних? а) да; б) нет. 40. Как вы обычно ведете себя, встретившись с трудностями? а) Трудности обескураживают. б) Трудности заставляют действовать активнее. 41. Часто ли вы делаете резкие упреки сотрудникам, когда они их заслуживают? а) да; б) нет. 42. Считают ли, что ваша нервная система успешно выдерживает напряженность жизни? а) да; 6) нет. 43. Если вам предстоит произвести реорганизацию, то как вы поступаете? а) Ввожу изменения немедленно. б) Предлагаю медленные, эволюционные изменения. 44. Если это необходимо, сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника? а) да; б) нет. 45. Согласны ли вы с такой мыслью: «Чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»? а) да; б) нет. 46. Считаете ли вы, что каждый из людей, благодаря своим человеческим способностям, должен сделать что-то выдающееся? а) да; б) нет. 47. Кем (из предложенных профессий) вам в молодости хотелось стать? а) Известным художником, композитором, поэтом и т.д. б) Руководителем коллектива. 48. Какую музыку вам приятней слушать? а) торжественную, могучую; б) тихую, лирическую. 49. Испытываете ли вы некоторое волнение при встрече с важными личностями? а) да; б) нет. 50. Часто ли вы встречаете человека с более сильной волей, чем у вас? а) да; б) нет. КЛЮЧ: Подсчитайте баллы в левой колонке. До 25 баллов – лидерство выражено слабо; 26 – 35 баллов – лидерство выражено средне; 36-40 баллов – лидерство выражено в сильной степени; более 40 баллов – склонность к диктаторству. ФИО _______________________________________________________________________ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос |
Ваш ответ |
Вопрос |
Ваш ответ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
А Б |
15 |
А Б |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
А Б |
16 |
Б А |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Б А |
17 |
Б А |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
А Б |
18 |
Б А |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
А Б |
19 |
Б А |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Б А |
20 |
А Б |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
А Б |
21 |
А Б |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Б А |
23 |
А Б |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
А Б |
24 |
А Б |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
А Б |
25 |
Б А |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
А Б |
26 |
А Б |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
Б А |
27 |
Б А |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
Б А |
28 |
А Б |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 |
Б А |
40 |
Б А |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 |
Б А |
41 |
А Б |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 |
А Б |
42 |
А Б |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 |
А Б |
43 |
А Б |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 |
А Б |
44 |
А Б |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 |
А Б |
45 |
Б А |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 |
Б А |
46 |
А Б |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 |
Б А |
47 |
Б А |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 |
А Б |
48 |
А Б |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 |
Б А |
49 |
Б А |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 |
А Б |
50 |
Б А |
[1] Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. М., 2003.
[2] Максвелл Дж. 21 неопровержимый закон лидерства. Мн., 2001.
[3] Якокка Л. Карьера менеджера. Мн., 2001.
ОпросыКто на сайте?Сейчас на сайте находятся:345 гостей |
Все права защищены © 2010 |