Большая коллекция рефератов

No Image
No Image

Счетчики

Реклама

No Image

Калининградский областной краеведческий музей

Калининградский областной краеведческий музей

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.                   Введение.

1.1.          Даты организации и реорганизации музея.

1.2.          Цель создания музея.

1.3.          Профиль музея.

1.4.          Структура и функции музея.

II.                Описание экспозиции.

2.1.          Хронологические рамки экспозиции.

2.2.          Структура (состав_ экспозиции.

2.3.          НСА экспозиции.

2.4.          Цель экспозиции и ее связь с составом экспонатов музея (профилем).

2.5.          Анализ исторической ценности экспозиции.

III.             Заключение.

3.1. Возможности изменения и дополнения экспозиции.

IV. Примечания.

I.   Введение.


1.1.      Даты организации и реорганизации музея.


Калининградский областной краеведческий музей начал комплектование фондов в 1946 году. В 1949 году открылась его экспозиция. В 1997 году изменилась структура музея и он стал историко-художественным. Еще до этого, в 1990 году музей получил статус объединения «Калининградский областной историко-художественный музей», включив в свою структуру сеть филиалов. 14 сентября 1991 года состоялось открытие нового здания музея, разместившегося в бывшем городском концертном зале Штадхалле.


1.2.      Цель создания музея.


Целью создания музея было рассказать о развитии и становлении народного хозяйства, культуры области, ее истории, природе края.


1.3.      Профиль музея.


Музей является историко-художественным по профилю. Основной фонд музея составляют 75000 экспонатов. Научно-вспомогательные фонды музея включают картины, муляжи, реконструкции, иллюстрации, гравюры, схемы и т. п.

1.4.      Структура и функции музея.


Экспозиционная площадь музея составляет более 3500 кв. м. За экспозицией главного музея закрепляется роль организующей, ведущей, обобщающей по отношению ко всем экспозициям филиалов. В системе экспозиции музея предусмотрены постоянные экспозиции и выставки.

В настояшее время объединение имеет шесть филиалов, в том числе три военных: «Блиндаж», «Командный пункт 43-й армии», «Форт №5 – место массового героизма советских воинов». Их экспозиции посвящены отдельным этапам Восточно-Прусской операции и штурма Кенигсберга.

«Блиндаж» представляет собой одноэтажное бомбоубежище на глубине семи метров, построенное в 1945 году. В 1968 году здесь был открыт филиал Калининградского областного историко-художественного музея. Фотографии, схемы, документы, макеты, диаграммы рассказывают о наиболее ярких, ключевых моментах штурма Кенигсберга 6 – 9 апреля 1945 года.

В 1969 году открылся филиал музея «Командный пункт 43-й армии». Здание, на втором этаже которого теперь находится филиал музея, было использовано в марте-апреле 1945 года для работы командно-наблюдательного пункта 43-й армии. Это бывшее имение «Фуксберг», а теперь поселок Холмогоровка. Экспозиция трех залов филиала рассказывает о боевом пути 43-й армии и ее участии в штурме Кенигсберга. Среди экспонатов – документы, фоографии, личные вещи участников штурма и т. п.

Мемориал «Форт №5» был открыт 9 мая 1973 года. В него вошли бывшие сооружения форта, мемориальные доски, образцы орудий того времени, аллея героев и монументально-скульптурная группа.

29 декабря 1979 года открылся филиал областного музея – музей янтаря. Он находится в реконструированной оборонительной башне «Дона». В филиале собрано более двух тысяч образцов янтаря и художественных изделий из него.

Существует филиал – музей Кристиониса Донелайтиса, основоположника классической литературы Литвы. Он был открыт в 1979 году в поселке Чистые пруды Нестеровского района в здании кирхи. В 1984 году открылся филиал «Парк скульптуры», созданный под открытым небом. По профилю он относится к группе художественных музеев. Его экспозиция сформирована на основе объединения скульптурных и архитектурных форм.

Объединение «Калининградский областной историко-художественный музей» является научно-методическим центром области, курирует муниципальные, общественные музеи города и области и осуществляет научно-просветительскую работу.[i]  В данном музее находится ряд экспозиций: на первом этаже – «Природа нашего края», «Археология – древности янтарного края», «Страницы истории Восточной Пруссии», «Штрихи к экономическому портрету Восточной Пруссии», «Лекарственные растения» и «Охотничьи трофеи»; на втором этаже  - «Памяти святой – набат», «Горизонты памяти» и «Они сражалитсь за Родину»; на третьем этаже – «А. Р. Т. – ателье Виталий Коротков (живопись)».[ii]

II.                       Описание экспозиции.


2.1.      Хронологические рамки экспозиции.


Для написания данной работы была взята экспозиция под названием: «Семилетняя война 1756 – 1763 годов». Следовательно, хронологические рамки экспозиции – 1756 – 1763 годы.

Семилетняя война относится к истории Прусского государства в XVII столетии. В это время на прусском престоле находился король Фридрих II Великий (1740 – 1786) из династии Гогенцоллернов. История царствования Фридриха Великого – это одна из самых насыщенных и событийных страниц в истории Пруссии  и всей Европы XVII века. Он вел активную внешнюю политику, за что, собственно, и был назван «Великим» королем, намаловажным актом которой была Семилетняя война (1756 – 1763). Этот монарх основной задачей своей внешней политики ставил захват иностранных территорий и увеличение своего государства.[iii]

Причины Семилетней войны исходят из так называемой «борьбы за австрийское наследство», которая развязалась в результате созданной Карлом VI Арстрийским из династии Габбсбургов Прагматической санкции. Австрийский император Карл VI не имел наследников по мужской линии и, естественно, желал передать австрийский трон своей дочери Марии-Терезии; прагматическая санкция закрепляла этот акт, поддержанный многими европейскими монархами. Но как только в 1740 году Карл VI  скончался, европейские государства объявляют свои претензии на австрийские территории. Первым из таких монархов стал Фридрих II. Началась первая общеевропейская война в XVII столетии – Силезская война (1740 – 1748), в которой переплелись интересы Пруссии, Австрии, Англии и Франции. Завершилась эта война Ахенским миром 1748 года, по которому Пруссии передавалась австрийская Силезия. Таким образом, к 1756 году наметился основной узел внешнеполитических противоречий между Австрией и Пруссией, который собственно и привел эти государства к новой войне – Семилтней. По существу это была также общеевропейская война, но основными противоборствующими сторонами стали Пруссия и Австрия.[iv]

До начала Семилетней войны шла очень жесткая дипломатическая борьба между ведущими европейскими державами, которая завершилась оформлением двух противоборствующих лагерей:

До начала Семилетней войны шла очень жесткая дипломатическая борьба между ведущими европейскими державами, которая завершилась оформлением двух противоборствующих лагерей:

1)             Англия, Пруссия, ландграфство Гессен – Кастильское и герцогства Браунгшвейское и Готанское заключением Уайтхолского соглашения 16 января 1756 года;

2)             Франция, Австрия, Россия, Саксония, Польша и Швеция заключением Версальских соглашений 2 мая 1756 года.[v] 

Стратегия Фридриха II строилась на использовании разногласий противников, чтобы бить их поодиночке. Вначале это удалось: саксонский курфюрст капитулировал перед прусской армией.

Но уже в 1757 году военное счастье стало для нее весьма переменчивым, ибо ей пришлось драться на нескольких фронтах. Правда, Фридрих еще сумел дойти до Праги и одержать под ее стенами победу над австрийскими войсками. Но вскоре австрийцы нанесли пруссакам поражение при Колине. Одновременно руссская армия вступила в Восточную Пруссию, нанеся прусской армии поражение при Гросс-Егельсдорфе в 1757 году, а в 1759 году при Кунерсдорфе; в следующем году русские войска вступили в Берлин. В это время французские войска вступают в западные владения Пруссии. Тучи сгущались, однако Фридрих II не терял присутствия духа. Еще в 1757 году пруссие войска нанесли поражение сначала австрийцам – у Лейтена, а затем разгромили французов под Рорсбахом.[vi]

Казалось бы, после подобных успехов пруссаки могли чувствовать себя гораздо увереннее. Но русские силы мешали всему, они поставили Фридриха Великого на грань катастрофы.

Можно не сомневаться, что энергичные, а главное, дружные действия антипрусской коалиции привели бы к капитуляции Фридриха II. Однако таких действий не последовало. Австрийцы, очистившие Силезию от прусских войск и полностью уверенные, что этого достаточно, чтобы удержать ее в своих руках, воздерживались от активных операций. тоЧно так же поступили шведы, вновь обосновавшиеся в Померании. Французы после Горсбаха вообще не двигались.

Все это позволило Фридриху II собрать новую армию численностью в 70000 человек. Передовой русский отряд, находившийся в Берлине, на большом растоянии от своих основных сил, не мог ему помешать в этом. И все же положение Фридриха оставалось трудным.даже в начале января 1762 года он пребывал в панике. Пруский король еще не знал тогда о событии, которому суждено было окончательно изменить ход войны. 5 января 1762 года умерла императрица России Елизавета, и ее место, под именем Петра III, занял голштинский принц – давний поклонник Фридриха II и всего прусского. Фридрих даже не предполагал, что новый самодержец России собирается отказаться от каких-либо приобретений за счет Пруссии. Направляя своего эмиссара в Петербург, он поручил ему согласиться на территориальные жертвы, в том числе и на уступку Восточной Пруссии. Это оказалось излишним, ибо Петр III прекратил войну без всяких условий. И хотя он пробыл у власти недолго, Россия не возобновила войны против Пруссии. Сменившая Петра III Екатерина II, отказавшись от предложений союза, с которым обратился к ней Фридрих II, тем не менее не обостряла отношений с Пруссией, имея несколько иные, нежели Елизавета, политические планы.

Семилетня Россия завершилась Губертсбургским миром между Австрией, Пруссией и Саксонией в 1763 году и Парижским миром, между Англией и Францией в том же 1763 году.[vii]


2.2.      Структура (состав) экспозиции.


Экспозиция состоит в основном из научно-вспомогательных материалов:

1) артиллерия русской армии периода Семилетней войны 1756 – 1763 годов (ксерокопии из монографии Коробкова Н. М. Семилетняя война. – М. 1940);

а) единорог, гаубица;

б) мортира 16 –18-ти пудовая;

в) пушка полковая;

г) пушка 24-х футовая;

2) реляция главнокомандующего русской армии генерал-лейтенанта В.В. Фермора императрице Елизавете Петровне о вступлении русских войск в Кенигсберг 10 января 1758 года (копия);

3)              Фигурки представителей родов войск русской армии периода Семилетней войны;

4)             картина, изображающая Гросс-Егерсдорфское сражение;

5)             заключение мирного договора между Россией и Пруссией об окончании Семилетней войны 24. 04. – 05. 05. – 1763 года (гравюра, фотофаксимильное воспроизведение).

Однако в экспозиции имеются и основные экспонаты (подлинники):

1)             бюст Фридриха II Великого (1712 – 1786) (Германия, конец XIX века);

2)             журнал о военных действиях российской императорской армии, собран из Санкт-Петербургских Ведомостей (фрагмент книги 1763 года);

3)             юбилейная плакетка Болотова А. Т. (1738 – 1833);

4)             книга Болотова А. Т. «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанное им для своих потомков, 1738 – 1793 годы» (СПб., 1871);

5)             скульптура русского полководца, генераллисимуса Суворова А. В. (1729 – 1800) (1975 год).

Таким образом, в экспозиции «Семилетняя война 1756 – 1763 годов» и вспомогательных и основных материалов представлено поровну.


2.3.      Научно-справочный аппарат (НСА) экспозиции.


В Калининградском областном историко-художественном музее в настоящее время существуют следующие экспозиции:

1)             «Природа нашего края»;

2)             «Археология – древности янтарного края»;

3)             «Страницы истории Восточной Пруссии»;

4)             «Штрихи к экономическому портрету Восточной Пруссии»;

5)             «Лекарственные растения»;

6)             «Охотничьи трофеи»;

7)             «Памяти святой – набат»;

8)             «Горизонты памяти»;

9)             «Они сражались за Родину»;

10)         «А. Р. Т. – ателье Виталия Короткова (живопись)».

Экспозиция «Семилетняя война 1756 – 1763 годов» относится к выставке «Страницы истории Восточной Пруссии». Эта выставка музейными средствами воссоздает атмосферу истории Восточной Пруссии от рыцарских времен и до наполеоновских войн.[viii]

Все представленные (вышеперечисленные) в экспозиции экспонаты имеют этикетки. На каждой этикетке содержатся разъяснения изображения или выставленной вещи. Дана датировка (год, реже число и месяц). Разъяснения очень подробные и в дополнении не нуждаются.


2.4.      Цель экспозиции и ее связь с составом экспонатов музея (профилем).


Цель описываемой экспозиции – показать историю Семилетней войны 1756 – 1763 годов и как она вписывается в общий ход истории Пруссии. Эта экспозиция имеет самое прямое отношение к профилю Калининградского областного историко-художественного музея, основной целью которого является воссоздать историю нашего края с древнейших времен до настоящего времени.

Семилетняя война – это одна из самых важных и насыщенных событиями страниц истории Восточной Пруссии. Поэтому, естественно, музей, который воссоздает историю Восточной Пруссии, не может исключить эту экспозицию.


2.5.      Анализ исторической ценности экспозиции.


Экспозиция «Семилетняя война 1756 – 1763 годов» не имеет особой исторической ценности. Эта экспозиция очень бедна и по существу здесь выставлены только одни научно-вспомогательные материалы.

Ценным в экспозиции представляется только «Журнал военных действий русской армии» и «Жизнь и приключения Болотова А. Т.» Очень ценна и с исторической, и с наглядной стороны картина, изображающая сражение при Гросс-Егерсдорфе.

III.                   Заключение.

3.1.      Возможности изменения и дополнения экспозиции.


В целом экспозиция очень скудна и ее можно было бы видоизменить и дополнить. Все экспонаты выставлены без соблюдения хронологии Семилетней войны. Хотелось бы, чтобы экспозиция была разбита на два периода:

1)             1756 – 1757 годы – удачный для Пруссии период войны;

2)             1757 – 1763 годы – период, когда Пруссия проигрывала союзникам Австрии.

А уже внутри каждого периода экспонаты расположить по годам.

Экспозицию можно было бы существенно дополнить. Выставить личные фонды полководцев Семилетней войны (дневники, планы сражений, рукописи), представить обмундирование русской и прусской армий в период Семилетней войны. Выставить оружие этого времени, по возможности то, которое было применено в боевых действиях Семилетней войны. Показать схемы или реконструкции основных сражений – битв при Гросс – Егерсдорфе и Кунерсдорфе.

IV. Примечания.



[i] Покровская Т. Н. Научная справка «Объединения «Калининградский областной историко-художественный музей» и его филиалы». // Из научного архива музея. 1996.

[ii] Афиша.

[iii] Германская история в Новое и Новейшее время. / Под ред. С. Д. Сказкина. – Т.1. – М., 1970. – С. 120.

[iv] Эпштейн А. Д. История Германии от позднего средневековья до революции 1848 года. – М.. 1961. – С. 283 – 286.

[v] Там же. – С. 287.

[vi] Коробков Н. М. Семилетняя война. – М., 1940. – С. 211 – 212.

[vii] Там же. – С. 212 – 218.

[viii] Афиша.



No Image
No Image No Image No Image


Опросы

Оцените наш сайт?

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
345 гостей
No Image
Все права защищены © 2010
No Image