Источники экономии строительных материалов
Источники экономии строительных материалов
Министерство образования Украины
Реферат
на тему:
’’Источники
экономии строительных материалов”
Написал:
Проверил:
Ровно
Вступление
В этом реферате приведены основные направления снижения энергетических
затрат при производстве стали, цемента, сборного железобетона. Также описаны:
основные источники потерь цемента при его производстве, транспортировке,
применении; эффективные направления снижения расхода металла в железобетонных
конструкциях; проблемы экономного расходования лесоматериалов.
При изготовлении большинства строительных
материалов основная часть затрат падает на сырье и топливо. На производство
строительных материалов и конструкций ежегодно расходуется около 50 млн. т
условного топлива. В табл. 1 приведен расход условного топлива на производство
основных видов неметаллических строительных материалов и изделий. Наибольшая
доля затрат на топливо характерна для себестоимости металлов, цемента,
пористых заполнителей, керамических стеновых материалов, стекла.
Экономия
топлива достигается интенсификацией тепловых процессов и совершенствованием
тепловых агрегатов, снижением влажности сырьевых материалов, применением
вторичного сырья, промышленных отходов и других технологических приемов. При
производстве стали наиболее эффективной в тепловом отношении является
кислородно-конвертерная плавка, основанная на продувке жидкого чугуна
кислородом. Коэффициент использования теплоты в кислородных конверторах
достигает 70%, что намного выше, чем в других сталеплавильных агрегатах.
Применение кислорода позволяет уменьшить на 5—10 % расход топлива и при
мартеновском способе. Более полно используется теплота отходящих газов в
двухванных мартеновских печах. Прогрессивным способом является получение стали
прямым восстановлением из руд, минуя доменный процесс. При этом способе отпадают
затраты на коксохимическое производство, являющееся основным при доменном
процессе.
В цементной
промышленности снижение затрат топлива достигается обжигом клинкера по сухому
способу, получением многокомпонентных цементов, применением .минерализаторов
при обжиге клинкера и различных типов теплообменных устройств, обезвоживанием
шлама, низкотемпературной технологией, полной или частичной заменой глины
такими промышленными отходами, как золы, шлаки и др. Один из главных резервов
снижения расхода топлива в производстве цемента — уменьшение влажности шлама.
Каждый процент снижения влажности шлама позволяет уменьшить удельный расход
топлива на обжиг клинкера в среднем на 117—146 кДж/кг, т. е. на 1,7—2 %.
Удельный расход теплоты на обжиг при сухом способе составляет 2900—3750 кДж/кг
клинкера, а при мокром в 2—3 раза больше. При введении в сырьевой шлам
доменных шлаков или зол ТЭС расход топлива снижается на 15—18%. При выпуске
шлакопортланд-цемента экономия топлива дополнительно составляет в среднем 30—40
% по сравнению с чистоклинкерным портландцементом.
В нашей
стране разработана технология низкотемпературного синтеза клинкера с
использованием в качестве каталитической среды хлористого кальция. Эта технология
обеспечивает снижение затрат теплоты на обжиг и помол клинкера на 35—40 % и
такое же повышение производительности печей.
К
энергоемким отраслям промышленности строительных материалов относится и
производство сборного железобетона. На 1 м^3 сборного железобетона в среднем
расходуется более 90 кг условного топлива. До 70 % теплоты идет на тепловую
обработку изделий. Тепловую эффективность производства сборного железобетона
можно существенно повысить, снизив тепловые потери, связанные с
неудовлетворительным состоянием пропарочных камер, тепловых сетей, запорной
арматуры и средств контроля расхода пара.
Непроизводительные
потери теплоты уменьшаются при повышении теплового сопротивления пропарочных
камер с помощью различных теплоизоляционных материалов и легких бетонов. Более
экономичными по сравнению с наиболее распространенными явными пропарочными
камерами являются вертикальные,
туннельные, щелевые, малонанорные камеры. В последних, например, расход пара на
30—40 % ниже, чем в ямных.
Наряду с
уменьшением тепловых потерь важнейшее значение для экономии топливно-энергетических
ресурсов в производстве сборного железобетона приобретает развитие
энергосберегающих технологий: применение высокопрочных и быстротвердеющих
цемситов, введение химических добавок, снижение температуры и
продолжительности нагрева, нагрев бетона электричеством и в среде продуктов
сгорания природного газа и др. Ускорению тепловой обработки способствуют способы
формования, обеспечивающие применение более жестких смесей и повышение
плотности бетона, использование горячих смесей, совмещение интенсивных
механических и тепловых воздействий на бетон. Ускорение тепловой обработки
достигается при изготовлении конструкций из высокопрочных бетонов. Длительность
тепловой обработки бетонов марок М 600—М 800 можно снизить с 13 до 9—10 ч без
перерасхода цемента. Эффективной технологией ускоренного твердения является
бескамерный способ, основанный на создании искусственного массива бетона
пакетированием. Перспективны способы тепловой обработки бетона в
электромагнитном поле и с применением инфракрасных лучей. В южных районах
страны удельные затраты теплоты на ускорение твердения бетона можно существенно
снизить, используя солнечную энергию.
В производстве керамических стеновых материалов и
пористых заполнителей эффективным направлением экономии кондиционного топлива
является применение топливосодержащих отходов промышленности. Так, применение
в качестве топливосодержащей добавки отходов углеобогащения позволяет экономить
при получении стеновых керамических изделий до 30 % топлива, исключает
необходимость введения в шихту каменного угля.
Наряду с
экономией топлива снижение материалоемкости строительных изделий в большой
мере достигается рациональным использованием исходных компонентов и в
особенности таких, как цемент, сталь, древесина, асбест и др. Экономия этих
материалов достигается на всех этапах их производства и применения.
Основным
источником потерь цемента при его производстве является вынос в результате
несовершенства пылеулавливающих устройств помольных агрегатов. Перевозка
цемента должна осуществляться в специализированных транспортных средствах. При
транспортировании в цементовозах потери цемента при погрузочно-разгрузочных
работах в среднем в 10 раз меньше, чем в крытых вагонах, в 40 раз меньше, чем в
открытом подвижном составе. Одна из причин перерасхода — смешивание
используемых цементов различных марок и видов при отсутствии достаточного
количества емкостей для их хранения. В этих случаях вынужденно применяют расходные
нормы для худшего из смешанных цементов, что приводит к их перерасходу на 6—8
%. Важное значение имеет применение кондиционных заполнителей бетона. Каждый
процент загрязненности щебня равнозначен дополнительному расходу примерно 1 %
цемента. В табл.2 приведено возможное снижение расхода цемента при обогащении
мелкозернистых песков укрупняющими добавками.
Нерационально
применение цемента марки 400 для изготовления бетонов марок М 100 и М 150, а
также растворов марок 50 и 75. В этих случаях значительное снижение расхода
цемента можно достичь введением в бетонные и растворные смеси минеральных
дисперсных добавок, например, золы-уноса ТЭЦ.
Большое
значение для экономного использования цемента имеет обоснованный выбор области
наиболее эффективного применения цемента с учетом его минералогического
состава и физико-механических характеристик. Например, для сборного
железобетона, подвергаемого тепловой обработке, наиболее пригодны цементы с
содержанием СзА до 8%. Расход цемента увеличивается по мере роста его
нормальной густоты (табл.3), поэтому желательно его применение с минимальной
нормальной густотой.
На
предприятиях по производству бетона и сборного железобетона значительная
экономия цемента может быть достигнута при оптимизации составов бетонов,
применением смесей повышенной жесткости с уплотнением на резонансных и ударных
виброплощадках, предварительным разогревом бетонных смесей и выдерживанием
изделий после тепловой обработки, увеличением продолжительности тепловой
обработки, расширением объема изготовления конструкций с минусовыми допусками,
совершенствованием технологического оборудования и контрольно-измерительной
аппаратуры.
Одно из
наиболее перспективных направлений снижения расхода цемента — применение химических
добавок. Такие традиционные химические добавки, как СДБ, позволяют снижать
расход цемента на 5—10%. Возможное снижение расхода цемента при применении новейших
добавок суперпластификаторов составляет 15-25'%.Дополнительный источник
экономии цемента при высоком качестве бетона — применение статистического
контроля прочности. Назначение требуемой прочности бетона с учетом его
однородности обеспечивает при повышенной культуре производства снижение расхода
цемента на 5—10 %.
Экономия металла — важнейшая народнохозяйственная
задача. В настоящее время в строительстве ежегодно используется 31—33 млн. т.
черных металлов, из которых 12—13 млн. т. расходуется на арматуру для
железобетонных конструкций, около 8 млн. т. на фасонный и листовой прокат для
изготовления металлоконструкций и опалубочных форм и 11—12 млн. т. на трубы.
Самое эффективное
направление снижения расхода металла в железобетоне—применение для арматуры
вы-сокопрочной стали. Арматурная сталь разных классов и видов является в
известных пределах взаимозаменяемой. Количество стали любого класса (Т) может
быть выражено в условно эквивалентном по прочности приведенном количестве
стали класса А - I (Т')
(А)
где
Кпр—коэффициент приведения стали данного класса к стали класса А-1.
В табл.4 приведены значения коэффициента приведения и
экономии металла при использовании арматурной стали различных классов.
Значительный резерв по экономии металла обеспечивается
при изготовлении напряженной арматуры из высоко прочной проволоки и канатов.
Экономия металла достигается также при более точных расчетах конструкций в
соответствии с действительными условиями их работы под нагрузкой, приближением
армирования к требованиям расчета, оптимизацией конструктивных решений.
При изготовлении
арматурных изделий для сборного железобетона экономию стали получают при сварке
сеток и каркасов на автоматических линиях с продольной и поперечной подачей
стержней из бухт, при расширении всех видов контактной сварки, безотходной
стыковке стержней, в том числе разных диаметров, изготовлении закладных деталей
методом штамповки.
Существенная
экономия металла достигается при рациональном проектировании и использовании
стальных форм в промышленности сборного железобетона. На 1 м^3 железобетона в
год на металлические формы затрачивается 6—35 кг стали. Для интенсификации
использования форм необходимо ускорение их оборачиваемости в технолегияеском
потоке.
Освоение
бетона высоких марок — еще один важный резерв снижения расхода металла при
производстве железобетона. Повышение марки бетона на одну ступень снижает
расход стали примерно на 50 кг/м^3.
При изготовлении
металлических конструкций эффективно применение легированных сталей,
экономичных профилей металлопроката. Применение трубчатых профилей в
строительных конструкциях по сравнению с уголковыми дает экономию до 30 %.
В
строительстве все большее значение приобретает проблема экономного
расходования лесоматериалов. Прогрессивной тенденцией является максимальное
использование вместо древесины местных строительных материалов, а также
арболита, фибролита, древесно-стружечных, древесно-волокнистых плит и др. На
современных передовых деревообрабатывающих и лесопильных предприятиях
предусматривается максимальная утилизация отходов производства. Для несущих и
ограждающих конструкций особенно в условиях агрессивной среды рационально
применение клееной древесины. Применение деревянных клееных конструкций в
сельскохозяйственных производственных зданиях позволяет в 2—3 раза снизить
расход стали и вес зданий. Существенного снижения материалоемкости можно
добиться совершенствованием конструктивных решений клееных конструкций,
использованием для них элементов из водостойкой фанеры. Применение фанеры
позволяет сократить расход древесины на 20—40%, уменьшить потребность в клее в
1,5—2,5 раза.
ТАБЛИЦА 1.
РАСХОД УСЛОВНОГО ТОПЛИВА НА ПРОИЗВОДСТВО
ОСНОВНЫХ ВИДОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЯ.
Вид материала и
изделий
|
Расход топлива. кг
(в условном исчислении на 1 т продукции)
|
Керамические камни
и глиняный кирпич
Известь, цемент
Керамические
плитки для полов
Облицовочные
глазурованные плитки
Стекло листовое
Санитарно-строительный
фаянс
Керамзит
|
50—80
115-240
200—610
360—1058
510-590
500—800
200—270
|
ТАБЛИЦА 2.
СНИЖЕНИЕ РАСХОДА ЦЕМЕН ТА ПРИ ВВЕДЕНИИ
УКРУПНЯЮЩИХ ДОБАВОК
Вид и модуль
крупности (М) укрупняющих добмок
|
Среднее снижение
расхода цемента при обогащении природного песка с модулем крупности
|
|
1,5-2
|
1—1,2
|
Песок природный
средний,
Мк=2,1—2,5
|
5
|
5
|
Песок природный
крупный,
Мк=2,6-3,25
|
15
|
12
|
Каменный отсев
классифицированный, Мк = 3—3,5
|
20
|
15
|
0тходы
горно-обогатительных комбинатов классифицированные, Мк= 2,5-3
|
8
|
7
|
Шлаки ТЭЦ,
Мк=2,5-3,5
|
5
|
5
|
Гранулированные
шлаки
|
5
|
5
|
ТАБЛИЦА 3.
ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ РАСХОД ЦЕМЕНТА (%) В БЕТОНЕ
ПРИ ИЗМЕНЕНИИ НОРМАЛЬНОЙ ГУСТОТЫ ЦЕМЕНТА
Нормальная густота
цемента, %
|
Огносительныи
расход цемента, %, для бетона марок
|
Нормальная густота
цемента, %
|
Относительный
расход цемента, % , для бетона марок
|
|
М200—М300
|
М400
|
М500
|
|
М200—М300
|
М400
|
М500
|
24
25
26
27
|
98
100
102
103
|
98
100
102
105
|
98
100
103
107
|
28
29
30
|
104
105
107
|
109
112
118
|
111
115
129
|
ТАБЛИЦА 4.
ЭКОНОМИЯ МЕТАЛЛА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
СТЕРЖНЕВОЙ АРМАТУРЫ РАЗЛИЧНЫХ КЛАССОВ
Класс арматуры
|
Коэффициент
приведения
|
Экономия металла,
%
|
Класс арматуры
|
Коэффициент
приведения
|
Экономия ìåòàëëà,
%
|
А-I
А-II
А-III
A-IV
|
1
1,21
1,43
1,95
|
О
17
30,1
48,7
|
A-V
Ат-IV
Ат-V
Ат-VI
|
2,2
1,95
2,2
2,4
|
54,7
48,7
54,7
58,4
|
Ñïèñîê
èñïîëüçîâàííîé
ëèòåðàòóðû:
1. Г.И. Горчаков,
Строительные материалы, Москва, 1986
2. М.В. Дараган,
Сокращение потерь материалов в строительстве,Киев,
1988
3. А.Г. Домокеев,
Строительные материалы, Москва, 1989
4. А.Г. Комар,
Строительные материалы и изделия, Москва, 1988
|