|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эффективность деятельности интегрированных предпринимательских структур |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прибыльность (доходность)
|
Сохранение существующих и создание новых предприятий и рабочих мест |
Адаптивность— способность развиваться при неблагоприятных внешних условиях
|
Рис.2.2 – Классификация мотивационных факторов развития интеграционных форм малого и среднего предпринимательства
Определенное влияние на предпринимательскую деятельность оказывает характер распределения доходов. Дифференциация в доходах различных субъектов хозяйствования и групп населения определяет структуру спроса на товарном и потребительском рынке, а, следовательно, и структуру действующих предпринимательских структур. Экономическим фактором предпринимательства выступает также инфляция и меры государства по ее обузданию.
Поведенческая позиция предпринимателей в условиях высокого уровня инфляции строится таким образом, чтобы, с одной стороны, защитить свои доходы и накопления, а, с другой стороны — воспользоваться повышенным спросом на свою продукцию, поскольку покупатели стремятся как можно скорее перевести денежные доходы в более надежную имущественно товарную форму. При этом в сфере бизнеса денежные накопления целесообразно вкладывать в то, что всегда остается и цене: валюта, имущество, товары. Инвестиционные проекты в условиях высокой инфляции невыгодны. Даже по западным меркам уровень инфляции 25% считается тем пределом, за которым долгосрочные инвестиции необходимо сворачивать. Таким образом, чем выше инфляция, тем ниже темпы развития предпринимательства. Кроме того, изменяется качественная структура предпринимателей: уменьшается их число в сферах производства и услуг и увеличивается в сфере обращения товаров и капитала.
Весомым барометром экономической обстановки выступает кредитная политика, наличие и доступность денежных ресурсов. Это определяет доходы на инвестированный капитал, оказывает влияние на величину заемных средств, к которым готов обратиться бизнес для финансирования своих деловых операций. Изменение условий кредитования, уровень процентных ставок на капитал может сделать выгодным или невыгодным инвестиции в новые предприятия, влияет на процесс наращивания производственного потенциала.
В результате реформирования агропромышленного производства были сформированы сельскохозяйственные предприятия рыночной ориентации, которые имеют необходимую степень предпринимательской самостоятельности, свободы и ответственность для эффективной мотивации производственной деятельности. Вместе с тем новообразованные предпринимательские структуры, созданные с участием сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеют много проблем относительно обеспечения своих конкурентных позиций и защиты собственных интересов в рыночной среде. Сложная технологическая структура сельскохозяйственного производства, которое строится на тесных взаимных связях между разными областями и сферами хозяйствования, требует экономического объединения разных функциональных сфер производства. Усиление интеграционных процессов также связано с необходимостью выживания в конкурентной борьбе и обеспечением максимальной экономической эффективности на основе рациональной комбинации различных сфер деятельности.
Естественно, что эти два побудительных мотива имеют непосредственную взаимосвязь: сама предпринимательская среда заставляет товаропроизводителей искать наиболее эффективные пути реализации производственного процесса в рамках интеграционной структуры, а больший уровень прибыли укрепляет ее экономику
Следует отметить, что проблема адекватного организационного дизайна агропромышленной интеграции всегда была актуальной и Украине, поскольку те интегрированные объединения, которые создавались и разное время по инициативе органов государственного управления, в конечном итоге оказались практически нежизнеспособными. К таким организационным формам можно отнести, в частности, районные и областные агропромышленные объединения, агрокомбинаты и агрообъединения, научно-производственные объединения, научно-производственные и агропромышленные системы, межхозяйственные предприятия, кооперативы, агрофирмы, агроторговые предприятия, агропромышленные интегрированные ассоциации. Это произошло, прежде всего, из-за несоответствия данных организационных форм механизму экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако эти организационные формы агропромышленной интеграции, несомненно, сыграли свою положительную роль в формировании интеграционных связей между сопредельными областями аграрного производства, которую не следует недооценивать.
Одна из причин неудовлетворительного организационного состояния агропромышленной интеграции – неравномерность в обеспечении экономических интересов. Приоритетность обеспечения экономических интересов в значительной мере зависит от того, какая функциональная область является интегратором, то есть кому принадлежит инициатива объединения ресурсов для создания общего производственно-финансового механизма.
Конечно, инициатива интеграции должна быть вознаграждена, но это возможно за счет увеличения доли в уставном фонде интегрированного предприятия или достижения оптимальных институциональных и организационных механизмов взаимодействия рыночных субъектов, которые представляют разные технологические сферы производственного процесса. Теоретически экономические интересы разных субъектов производства являются общими, поскольку вся система принимает участие в создании единого финансового результата. Вместе с тем следует отметить, что структура эффективного менеджмента рыночной организации автоматически не вытекает из механизма экономических взаимоотношений участников интегрированного объединения, даже если он оптимален с мотивационной точки зрения. Поэтому один из существенных вопросов организации успешного функционирования интегрированных объединений в предпринимательской среде – моделирование и отработка на практике форм и методов управления научно обоснованных, в том числе и с мотивационной точки зрения. Углубление мотивации управления при усилении интеграционных процессов требует выявления принципиальных составляющих управления, которые сыграют разные мотивационные роли и в своей совокупности дают дополнительный эффект. Главный критерий обособления этих составляющих – их отношение к мотивационному аспекту управления. Однако соответствующие отличия проявляются также и в функциональном аспекте. Таким образом, мотивация управления интеграционным процессом имеет системный, комплексный характер, который выражается в наличии структурированных составляющих, которым отвечают разные функции. Можно сформулировать концептуальные уровни управления в системе межотраслевого производственного комплекса, которые делали бы специфический вклад в создание общего мотивационного пространства интеграционного процесса.
Мотивационная эффективность управления интегрированным объединением, будет наивысшей, если оно (управление) включает оптимальный набор информационных, финансово-экономических и организационных мероприятий. Эти три уровня формируют общее мотивационное пространство межотраслевой интеграции, для которого чрезвычайно важным является поддержание оптимального соотношения между ними. Вместе с тем каждый уровень характеризуется собственным комплексным строением, а также разным взаимным расположением в структуре управленческого процесса. Информационный уровень управления интеграционным процессом имеет особое значение, поскольку именно он определяет наличие необходимой входя щей информации для осознания потребности в интеграции, определение ее преимуществ и необходимых затрат, а также динамики их соотношения. Информирование и информированность, таким образом, становятся необходимыми пред посылками интеграции межотраслевого производства. Поэтому мотивационная роль информационного уровня состоит в осознании и выявлении возможностей для реализации предпринимательской инициативы относительно расширения сферы функционирования предприятия.
Деятельность любого менеджера может обеспечить прибыльность на вложенный собственником капитал, а также возвращение привлеченных средств и обеспечения предприятия собственными оборотными средствами. Для полной реализации способностей и умений нанимаемого персонала менеджер создает соответствующие условия. К методам мотивационного управления относятся мероприятия, которые обеспечивают перемещение всех видов ресурсов по вертикали и по горизонтали системы управления, чтобы деловой потенциал наилучшим образом служил интересам объединения. К системе мотивационного управления относится и вы деление лучших черт каждого работника с осуждением и недопущением плохой исполнительной дисциплины, безынициативности, нарушение корпоративной морали. В рамках уже созданного объединения информационный уровень менеджмента должен обеспечить его высокую коммуникативную и контрольную эффективность. Коммуникативная эффективность характеризует скорость передачи информации всеми структурными звеньями интегрированной структуры, а контрольная – скорость обработки информации и ее использование с целью генерации указаний и распоряжений. Мотивационное содержание коммуникативной эффективности информационного уровня менеджмента состоит в обеспечении открытости информации для всех участников интеграционного процесса, оперативности его получения, ведь любой механизм экономических взаимоотношений может базироваться лишь на хорошо налаженных информационных и финансовых потоках.
Мотивационное содержание контрольной эффективности информационного уровня менеджмента состоит в побуждении участников интеграционного процесса к расширению своего участия в нем через высокопрофессиональный уровень работы управленческого персонала, который должен проявлять чрезвычайную чувствительность к любым информационным каналам, связанным с возможными изменениями механизма реализации экономических интересов участников (рис.2.3)
Рис.2.3 – Формирование заинтересованности менеджмента в развитии интеграционного объединения
Экономический механизм, то есть структура финансово-экономических взаимоотношений между участниками интеграции, которые принадлежат к различным отраслям, — центральное звено системы управление интеграционным процессом. Именно экономические взаимоотношения участников определяют целесообразность и возможность внедрения интеграционных форм хозяйствования, тогда как два других уровня менеджмента имеют вспомогательный характер, обслуживают функционирование экономического механизма путем создания системы его информационного обеспечения, предоставляя ему четкую организационную структуру.
Центральное значение финансово-экономических отношений внутри системы менеджмента интегрированной организации определяется прежде всего его мотивационным содержанием, которое состоит в возможности получения большей прибыли и рыночного контроля за счет углубления координации функционирования предприятий сопредельных областей, укрепление рыночных и конкурентных позиций. Главным требованием относительно усовершенствования мотивационного содержания экономического уровня менеджмента является обеспечение эквивалентности межотраслевых отношений, направленных прежде всего на защиту интересов товаропроизводителя.
Определение цен внутри ассоциации для расчетов за услуги между участниками объединения возможно по таким вариантам: 1) на основе себестоимости продукции плюс прибыль и налоги; 2) установление цены на основе конъюнктуры рынка и потенциального спроса на продукцию или услуги; 3) определение цены на открытых аукционах и закрытых торгах; на основе корректировки текущих цен с учетом рыночной ситуации.
Важной сферой экономического менеджмента интегрированной структуры, кроме управления экономическими взаимоотношениями участников интеграции, является взаимодействие комплекса с рыночными субъектами. Следует отметить, что экономическая природа интеграции на таком объединении ее участников, который обеспечивает большее удовлетворение их экономических интересов, чем то, которое может быть достигнуто, если бы они действовали самостоятельно. Поэтому в отдельных случаях тенденции интеграции (обеспечение экономической самодостаточности) и углубление специализации, которая увеличивает зависимость предприятия от окружающей рыночной среды, могут действовать в противоположных направлениях.
Соответственно упомянутой логике интеграция производства в границах ею отдельной организационной единицы может оказывать чрезмерное давление на его финансовую базу, но уменьшает его зависимость от неопределенной и ненадежной среды. Однако такая позиция будет неполной, поскольку она не учитывает мотивационные особенности объединения экономических интересов субъектов интеграции. Интеграция действительно оказывает содействие уменьшению предпринимательского риска за счет четкой организационной структуризации и упорядочения межотраслевых связей, но она не связана с необходимостью чрезмерной мобилизации внутренних резервов отдельной организационной единицы, если предусматривает объединение производственных ресурсов нескольких единиц, тем более различной отраслевой принадлежности.
Конечно, любое взаимодействие хозяйствующих субъектов требует определенного организационного оформления, которое может или оказывать содействие расширению экономических контактов, или сдерживать предпринимательскую инициативу, если организационная форма не отвечает экономическому содержанию интеграции. Основной вопрос организационного дизайна интегрированного формирования – соблюдение баланса между иерархическим и органическим типом организации. Ведь известно, что структурное и функциональное осложнения деятельности любого предприятия, а также увеличение его размеров приводят к росту формализации его организационного строения, то есть преобладанию иерархического типа [8, с. 69]. В то же время данный тип организации имеет определенные ограничения с мотивационной точки зрения, поскольку он недостаточно приспособлен к реализации предпринимательской инициативы, формированию хозяйственного мышления работников на внутриорганизационном уровне. Тип организации, в котором не выделяются или не акцентируются иерархические уровни как неотъемлемая организационная основа функционирования, в литературе принято называть органической. Органический тип предусматривает максимальную экономичность и ответственность работников при разработке и реализации предпринимательских замыслов. Поэтому важное методологическое требование к организационному проектированию интегрированных формирований – обеспечение в рамках данных объемов и функциональной структуры хозяйственной деятельности максимально возможного органического типа взаимоотношений между субъектами интеграции. Причем следует отметить, что иерархичность менеджмента интегрированного формирования относится лишь к функционированию исполнительного персонала. Взаимная подчиненность не может определять отношения между субъектами интеграции, поскольку эти отношения должны строиться на экономической эквивалентности, в основе которой лежит эквивалентность организационная. Эти принципы обеспечивают эквивалентность межотраслевою обмена между участниками, формирование общей мотивационной базы интеграционного процесса (то есть общих интересов субъектов интеграции), которая лежит и основе его экономического механизма (рис. 2.4).
Своевременное выявление возможностей интеграции, препятствий и преимуществ
Повышение прибыльности и стабильности функционирования
Формирование четких взаимоотношений между участниками интеграции
Информационное обеспечение
Экономическое обеспечение
Организационное обеспечение
Анализ эффективности интеграции
Паритетность межотраслевых отношений
Демократичность
Прогноз рыночной ситуации
Приоритет индивидуальных интересов участников
Добровольность
Технико-экономическое обоснование интеграции
Самостоятельность и инициатива
Гибкость
Эффективные коммуникации
Экономическая ответственность
Экономичность
Контроль информационных потоков
Совместная финансовая стратегия
Равенство всех форм собственности и хозяйствования
Рис. 2.4. Принципы мотивационного управления в интеграционных структурах
Главной составляющей управления в условиях рыночных отношений следует считать экономическую, а главным принципом ее оптимизации – обеспечение эквивалентности, обмена между участниками объединения. Из этого центрального требования вытекают остальные предлагаемые принципы построения экономического, организационного и информационного обеспечения.
3. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДОБРОВОЛЬ-НЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1 Предпосылки развития интеграционных процессов в промышленном производстве
В практике хозяйствования под воздействием объективных условий и мирового опыта заметен поворот в отношении к интегрированным, крупным формам организации производства. Со стороны все большего круга ученых и хозяйственников получает признание и поддержку идея использования интегрированных процессов корпоратизации экономики, то есть обновления организационного строения народного хозяйства путем формирования мощного ядра из общенациональных и межгосударственных корпоративных объединений, охватывающих полный цикл воспроизводства тех или иных продуктов.
Корпоративные формы организации промышленных и научно–производственных комплексов, создаваемые в результате интеграционных процессов, стали привлекать повышенное внимание не случайно. Как известно, процесс интеграции предприятий в крупные структуры начался с середины 70–х годов XIX века и с вой его послужили концентрация и централизация капитала. Концентрация производства явилась господствующим направлением развития промышленности на протяжении всей ее истории.
Предприятие в институциональном аспекте представляется своеобразным экономическим интегратором, целостным экономическим субъектом, объединяющим
во времени и в пространстве разнообразные социально–экономические процессы, извлекающим эффект путем использования системных мультипликационных эффектов. Ключевым моментом здесь является интеграция во времени, то есть обеспечение существования, безопасности и стабильности развития предприятия. По мнению ряда исследователей [, с.24], в наибольшей мере этому определению соответствуют современные интегрированные корпоративные объединения.
Сегодня корпоратизация национальных предприятий становится если не доминирующим, то весьма значительным фактором их рыночной активности, выступает одной из масштабных форм интеграции предприятий с целью концентрации производства и капитала. При этом используются две основные формы роста и расширения масштабов производства и капитала:
концентрация, основанная на накоплении и расширенном воспроизводстве; стратегия и тактика слияния и поглощения.
И то и другое требуют реализации интеграционных процессов на основе формирования институционального корпоративного образования. Если первая форма основана на концентрации акционерного капитала, привлечении инвестиций для расширения масштабов производства и интеграции предприятий, структурных подразделений внутри предприятия, то вторая – на тактике слияния и поглощения, что ведет к расширению сферы деятельности и контроля нового образования, поля развития интеграционных процессов, мобилизации конкурентных преимуществ и достижения большего эффекта.
Интеграция в производственной и других сферах деятельности отдельных предприятий реализуется по следующим схемам:
поточная, представляющая цепочку технологически связанных производств, что отвечает принципам вертикального комбинирования производств;
с разветвлением выходов из головного предприятия, что соответствует принципам горизонтального комбинирования производств;
с разветвлением входов в головное предприятие. Эта схема отражает принципы кооперации предприятий (АО) по производству определенных продуктов;
В России и в Украине имеются положительные примеры создания в металлургии вертикально–интегрированных структур. В России они создаются на базе Магнитогорского металлургического комбината, "Северостали" и Новолипецкого металлургического комбината. В Украине наиболее удачным примером вертикальной интеграции был Криворожский горно–металлургический комбинат "Криворожсталь", в состав которого вошли соответственно Криворожский металлургический комбинат. Коксохимический завод им. Коротченко, Новокриворожский горно–обогатительный комбинат. За счет уменьшения налогов, в частности НДС, налога на прибыль, отчислений на содержание автодорог, отчислений в инновационный фонд на промежуточных участках производства, конечная продукция стала дешевле и увеличилась прибыль. В результате объединения "Криворожсталь" в 2001 г. обеспечила себя на 92% агломератной рудой и полностью коксом, концентратом и агломератом. Все это привело к улучшению показателей работы Криворожстали" и, несмотря на плохую конъюнктуру рьнка, позволило нарастить объемы производства и улучшить финансово–экономические показатели работы.
На современном этапе важной предпосылкой развития интеграционных процессов в промышленном производстве является их межнациональный характер, распространение сферы производственной и коммерческой деятельности на зарубежье страны. Отличительной чертой такой интеграции является прежде всего то, что она охватывает огромное число производственных и сбытовых дочерних компаний и филиалов в широком круге стран с целью проникновения на национальные рынки
Вторая особенность происходящих интеграционных процессов заключается в больших размерах внутрифирменного обмена продукцией между материнскими и дочерними фирмами. Эти отношения выходят за национальные границы и распространяются на область международных экономических отношений. Таким образом, в настоящее время развитие интегрированных процессов прямо связано с экономической и политической жизнью других стран.
Политическое и экономическое значение транснациональных образований столь велико, что в обозримом периоде времени они будут одним из важных факторов усиления воздействия промышленно развитых стран на многие регионы. Отсюда вытекает очевидный вывод, что забота о превращении ведущих отечественных корпоративных объединений в транснациональные становится осознанной целью внешней политики государств, которые стремятся к усилению своего влияния в международном масштабе.
В этом плане Украина не должна быть исключением. Создание украинских транснациональных структур в рамках интеграционных процессов в СНГ и в дальнем зарубежье представляется не только экономически, но и политически важной задачей государственной промышленной политики. Сегодня интеграционные процессы, основанные на масштабной концентрации и централизации капитала, рост числа слияний и поглощений крупных промышленных и финансовых компаний, выход экономических стратегических интересов фирм за пределы национальных границ, которые постепенно утрачивают свое экономическое значение и дают все больше возможностей для свободы передвижения факторов производства, товаров, характеризуют новое явление в мировой экономике – глобализацию.
Возникновение международных производственных формирований нового типа явилось закономерным результатом развития процессов международного разделения труда, производственной кооперации и интеграции. Об этом говорит тот факт, что усиление концентрации производства и капитала как на национальном, так и на международном уровне сопровождалось приобретением национальных и заграничных предприятий, сохранявших свою хозяйственную и юридическую самостоятельность и связанных посредством системы участий, договоров об общности интересов финансирования, производственного научно–технического сотрудничества. Этот процесс во многом отражает стремление ТНК к диверсификации производства и сопровождается выделением в самостоятельные производственные отделения разнородных по характеру производств. Количество ТНК постоянно увеличивается: так, если в начале 70–х годов, по данным ООН, в мире насчитывалось порядка 7 тыс. ТНК, а в начале 80–х– 13 тыс., то в 1997г. их количество выросло до 40 тыс. без учета 250 тыс. филиалов ТНК в 150 странах. Эксперты ООН относят к ТНК любую компанию, имеющую производственные мощности за границей [10, с.48].
Приведенные данные говорят о том, что транснационализация производства и капитала, как фактор развития интеграционных процессов, стала не только непосредственным условием функционирования и развития ТНК, но и фактором, определяющим в известной мере темпы и пропорции развития всей мировой системы хозяйства. В 90–е годы масштабы расширения сферы деятельности ТНК, активизация интеграционных процессов значительно увеличились благодаря:
падению "железного занавеса" с восточно–европейского и постсоветского эконономических пространств;
ускорению глобализации финансовых рынков;
интенсификации процессов приватизации;
углублению взаимозависимости ряда стран и национальных экономик;
усилению конкуренции;
региональным интеграционным процессам и появляющимся в связи с этим новым возможностям перемещения капитала;
появлению новейших технологий, в особенности в области связи и телекоммуникаций
Все указанные факторы нашли отражение в процессах интеграции производства и капитала, осуществляемых в экономике Украины и других стгран СНГ. Одна из главных линий налаживания государственной промышленной политики в этой связи – целенаправленное формирование подобных структур на базе интегрирования технологически и кооперационно связанных хозяйствующих субъектов, выпускающих конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках продукцию или имеющих возможность быстро развернуть ее производство.
Эта регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной корпоративной стратегии, посредством которой предстоит мобилизовать сохранившуюся часть промышленного потенциала страны, обеспечить импортозамещение на украинском рынке и реализовать определенные конкурентные преимущества на внешнем. Становление на основе интеграционных процессов крупных объединений предприятий под общим названием "интеграционные структуры" выступает таким образом одной из существенных тенденций экономических преобразований в Украине и других странах СНГ. Их создание и функционирование, понятно, имеет смысл, прежде всего, при получении реального синэгического эффекта от объединения.
В Украине и других странах СНГ основной предпосылкой развития интеграционных процессов в экономике, взаимодействия реального и финансового ее секторов стала приватизация государственной собственности. Разумеется, воздействие приватизации происходило на фоне других мер по реформированию экономики (свертывание государственного регулирования цен, перехода к манипулированию денежной массой и т.п.) и интеграционные процессы не могли не нести на себе отпечаток всего спектра реформационных акций. И все же именно изменения в отношениях собственности резко активизировали перераспределительные мотивы в экономической деятельности вообще и в межкорпоративных связях, в частности.
Новейшая история трансформации украинской экономики и экономики других стран СНГ свидетельствует о двух основных причинах актуализации проблематики развития и реализации интеграционных процессов. Первая связана, как уже было сказано, с приватизацией государственной собственности, появлением в странах содружества десятков тысяч акционерных обществ, что обусловило развитие институциально–интеграционных тенденций. Вторая же причина– достижение высокой степени свободы в реализации интеграционных процессов, обусловившее ускоренное формирование связанных экономическими интересами и собственностью корпоративных цепочек предприятий. Что касается корпоратизации предприятий, то она предполагает вовлечение их в транснациональную сферу деятельности, межотраслевой–охват и освоение (нередко захват) рынков однотипной продукции. Не менее важными элементами корпоратизации оказались успешная конкуренция и укрепление рынков сбыта.
Анализ объективных предпосылок развития интеграционных процессов в промышленном производстве, показывает, что несмотря на всю их сложность, болезненность и противоречивость, необходимость обстоятельного изучения их влияния на народнохозяйственные показатели, ведущая роль крупного интегрированного бизнеса в обеспечении экономического роста и индустриального развития страны вполне объективна. Ключевой вопрос эффективности интеграционного взаимодействия – это достижение синергического эффекта. При этом более полное использование реинтеграционного потенциала Украины и других стран СНГ в интересах социально–экономического развития членов содружества зависит от согласованных усилий всех властных органов, руководителей предприятий и финансовых структур всех этих государств по формированию и обеспечению деятельности крупных корпоративных объединений (межгосударственных и транснациональных финансово–промышленных групп, совместных акционерных компаний, холдингов и консорциумов).
Привлекательность создания многонациональных объединений заключается в том, что с их помощью возможно решение широкомасштабных задач на основе создания финансово–производственной концентрированной модели управления [11, 18]. Эта модель хозяйственных связей в первую очередь должна обеспечить сохранение и развитие наукоемкого производства, внедрение новейших технологий, направленных на выпуск конечной конкурентоспособной продукции Объединение финансового, производственного, сырьевого и научного потенциала стран бывшего СССР позволит не только преодолеть кризисные явленья в экономике, но и защитить собственный рынок от экспансии развитых стран и недобросовестной конкуренции. К более конкретным обстоятельствам, предопределяющим актуальность развития интеграционных процессов, можно отнести:
острую потребность в создании новой системы инвестирования промышленности;
формирование интегрированных структур, способных к саморазвитию в условиях рынка:
возрастание финансовых активов коммерческих банков и торговых фирм, являющихся потенциальными инвесторами промышленности;
серьезный структурный и финансово–инвестиционный кризис промышленности, особенно в сфере НИОКР и высоких технологий;
необходимость укрепления уже сложившихся технологических и кооперационных связей по производству конкурентоспособной продукции, а также их развитие на общепринятой в мировой практике основе;
сложность и недостаток опыта самостоятельного выхода отечественных предприятий на внешние рынки;
потеря значительной доли внутреннего рынка стран СНГ из–за появления на нем продукции крупных зарубежных, в том числе транснациональных, компаний.
Сегодня объективные устойчивые тенденции современной индустриально–развитой экономики находят отражение в слиянии на основе интеграции финансового капитала с промышленным. Необходимость решения возникших проблем управляемости, финансирования, связанные, прежде всего, с неплатежеспособностью потребителей продукции большинства отраслей, снижающейся инвестиционной активностью, более чем скромным бюджетным финансированием, недостатком оборотных средств, обусловленных фактической направленностью на дезинтеграцию крупных промышленных комплексов, вызвали к жизни процесс финансово–промышленной интеграции, слияния промышленного капитала с финансовым на новых взаимовыгодных началах.
В специфических украинских условиях указанная интеграция способствует кроме подъема конкурентоспособности на мировых рынках решению и многих внутренних антикризисных и реформационных задач
В условиях усиления интеграционных процессов в Украине основной сферой приложения банковского и торгового капитала становится само производство, развитие–которого только и способно в конечном счете оздоровить денежную систему. Интеграционные тенденции в отечественной экономике обусловлены факторами стратегического характера. Это, прежде всего, сложность самостоятельного выхода предприятий на внешние рынки, экономическая целесообразность кооперации в их изучении, организация сбыта продукции на этих рынках. Кроме того, облегчается быстрое освоение производства комплексного оборудования, без чего трудно конкурировать с зарубежными поставщиками. Становится возможным проведение в смежных производствах согласованной технической и инвестиционной политики. Снижается риск, связанный с капиталовложениями, разработкой и производством новой продукции. Расширяются возможности маневрирования ресурсами, финансирования длительных производственных и исследовательских циклов. Ускоряется достижение стратегического партнерства с известными иностранными фирмами. Всеми этими обстоятельствами определяется заинтересованность предприятий в развитии интеграционных процессов и создании на этой основе интегрированных корпоративных структур.
С точки зрения государственной экономической политики, развитие интеграционных процессов в промышленном производстве отвечает решению следующих задач: преодолевается чрезмерная хаотичность экономического развития, ему придается большая ориентация на национальные экономические интересы; возрастает эффективность использования наличной производственной базы; намечается выход из инвестиционного кризиса в промышленности: происходят структурные сдвиги в производстве, обеспечивающие реализацию имеющихся сравнительных преимуществ отечественной экономики и формирование ее перспективных секторов; улучшается использование научно–технического персонала; реальной становится демонополизация экономики, поскольку создание крупных отечественных интегрированных корпоративных структур позволяет активизировать рыночные механизма за счет конкурирующего импорта без чрезмерных потерь для экономического потенциала страны; повышается эффективность реализации государственных программ закупок товаров для государственных нужд. Здесь уместно заметить, что нынешние масштабы интеграции в Украине не соответствуют актуальности приведенных задач и правомерны претензии как к темпам реализации интеграционных процессов, так и к качеству соответствующих интеграционных проектов.
Мировой опыт развития интеграционных процессов говорит о возможности его использования в Украине. Задача, решаемая в условиях развития интеграционных процессов в Украине, заключается в том, чтобы максимально использовать их положительные моменты и ослабить отрицательные (прежде всего – возможное повышение уровня монополизации экономики). На внедрение в экономическую практику такой формы хозяйствования направлен Закон Украина "О промышленно–финансовых группах в Украине", введенный в действие с 21 мая 1996 г. [12].
По мнению некоторых исследователей [13], добровольное объединение предпр ятий не нуждается в специальном законе. Это мнение мотивируется тем, что в законодательстве большинства стран такой закон отсутствует, а взамен существуют суровые антитрестовские законы, ограничивающие монополию на рынке основной продукции. Так, создаваемые новые организационные структуры, в первую очередь, признак экономической интеграции субъектов предпринимательской деятельности, а не их особого юридического статуса, и деятельность указанных структур может регламентироваться другими нормативными документами, положениями и учредительными договорами, а в случае транснациональных корпоративных структур – и международными соглашениями.
В любом случае действующая нормативная база должна способствовать развитию интеграционных процессов в промышленности, а не быть препятствием в этом, нужном для Украины вопросе. Остается непреложным тот факт, что в отличие от Российской Федерации, где формирование интегрированных корпоративных структур приобрело большой размах, в Украине ориентация на создание аналогичных структур выражена пока слабо. Это относится и к процессам официального создания транснациональных финансово–промышленных объединений, которые в основном имеют статус российско–украинских.
Сдерживание интеграции банковского и промышленного капиталов создает условия, ведущие к превращению Украины в регион дешевой рабочей силы, к потере рынков сбыта и усилению ее экономической зависимости. В создавшихся условиях формирование интегрированных корпоративных структур должно обеспечить предпосылки для долговременного стратегического, а не тактического выигрыша. Государству целесообразно принимать протекционистские меры, стимулировать научно–исследовательские и (особенно) инновационные процессы, всячески поддерживать украинские интеграционные структуры, начиная от их правового, административно–хозяйственного и информационно–аналитического обеспечения и заканчивая системой мер, направленных на повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Наличная правовая база, касающаяся интегрированных корпоративных структур, пока, к сожалению, слабо противодействует созданию таких структур без целевой ориентации на общегосударственные приоритеты и конкретные эадачи реформирования экономики Украины. В известной мере этот недостаток можно связать с общей непроработанностью программных установок в области промышленной политики.
Для активизации в Украине интеграционных процессов и создания на ее основе мощного корпоративного звена предстоит еще много сделать совместными усилиями законодательных и исполнительных органов власти, заинтересованных научных органов власти, заинтересованных научных центров, общественных ассоциаций, специалистов предприятий. Эти усилия должны быть в значительной мере направлены на транснационализацию деятельности становящихся украинских интегрированных корпоративных структур, с которой нынче справедливо связываются главные надежды на реальную реинтеграцию постсоветского экономического пространства.
3.2 Формирование транснациональных корпораций с участием предприятий Украины
Все сказанное в предыдущем разделе подтверждается отечественным опытом создания транснациональной корпорации на примере Харцызского трубного завода.
Для трубных предприятий, таких как ОАО «Харцызский трубный завод», имеющих узкую специализацию и мощный производственный потенциал с крупными массами основного капитала, который невозможно перевести или переориентировать в другую, более благополучную, сферу бизнеса, возникает объективная экономическая необходимость участия в интегрированных корпоративных структурах. И хотя избыточные производственные мощности в украинском производстве порождают причины для горизонтальной интеграции с целью снижения конкуренции, наиболее предпочтительным является участие трубных предприятий в интегрированных кооперативных структурах, построенных по вертикальному принципу, с включением предприятий-поставщиков металла, предприятий-производителей и предприятий-потребителей труб, научно-технологического и финансового центров. Это не исключает участия одновременно нескольких трубных предприятий в одной нитрированной структуре. Экспортная направленность трубного производства в Украине обусловливает создание транснациональных интегрированных корпоративных структур.
Поскольку главным партнером по данному бизнесу является Россия и в ее общей потребности в трубах доминирующее положение занимают трубы для нефтегазопроводов диаметром 1420 мм, стратегически важным является укрепление хозяйственных связей между двумя странами путем создания на базе «ХТЗ» (единственном в СНГ производителем таких труб в более качественном прямошовном исполнении) транснациональной корпорации по производству и поставкам именно
этих труб большого диаметра – ТНК «Трубтранс»
Участниками корпорации в соответствии со сложившейся исторически кооперацией в рамках технологической цепочки «металл — трубы — нефтегазопроводы» могут быть: поставщики — ОАО «ММК «Азов-сталь», ОАО «ММК им. Ильича»; производитель — ОАО «Харцызский трубный завод»; потребитель — ОАО «Газпром»;
научно-технологическое обеспечение — Государственный трубный институт, ДонНИИчермет, Институт электросварки им. Е.О. Патона, ЦНИИЧМ; финансовое обеспечение — Проминвестбанк Украины, Первый украинский международный банк.
Создание ТНК «Трубтранс» позволяет объединить усилия участников в обеспечении рационального развития и использования производственного потенциала по изготовлению труб, согласованного взаимодействия в научно-техническом, инвестиционном и других видах деятельности, направленных на повышение качества и конкурентоспособности трубной продукции, эффективности производства, сохранение и расширение рынков сбыта, сохранение и создание новых рабочих мест.
Предлагаемая к созданию транснациональная корпорация по производству и поставкам труб большого диаметра может представлять собой любую известную или возможную форму взаимодействия предприятий с созданием или без создания юридического лица.
За основу формирования и функционирования предлагаемой корпорации могут быть приняты основные положения создания и деятельности транснациональной корпорации, установленные Конвенцией о транснациональных корпорациях, ратифицированной Украиной Законом Украины № 921 от 13 июля 1999 г. [14]
В отсутствие синхронного государственного регулирования организационно-правовых вопросов создания транснациональных корпораций на территории СНГ возникает ряд задач, требующих решения при создании конкретных ТНК. Приведенные положения и понятие транснациональной корпорации позволяют выделить и рекомендовать для решения участниками при создании ТНК на основе сопоставления законодательства сторон следующие принципиальные задачи механизма формирования:
определение места регистрации корпорации (страны базирования);
выбор способа создания корпорации на основе межправительственного соглашения или иным способом);
выбор организационно-правовой формы деятельности.
При определении места регистрации корпорации (страны базирования) рекомендуется учитывать следующие основные факторы: место пребывания ведущего участника группы, инициирующего формирование транснациональной корпорации, вокруг которой выстраивается объединение; правовые возможности либеральность законодательства страны
Пользуясь терминологией Р. Гиль-фердинга и учитывая выявленную им тенденцию к «комбинации» предприятий, «обусловленную различиями нормами прибыли в различных сферах промышленности», при которой «менее доходная в данный момент отрасль производства присоединяет к себе более доходную» [15, с.223; 15, с.25], можно сказать, что «толчок» к интеграции предприятий для создания ТНК «Трубтранс» исходит от ОАО «Харцызский трубный завод» как менее благополучного в экономическом отношении предприятия в рассматриваемой технологической цепи. Это делает целесообразным определение Украины в качестве страны базирования ТНК «Трубтранс».
Правовые возможности у Украины как страны базирования ТНК для консолидации предприятий имеются. Украинское законодательство позволяет сформировать ТНК «Трубтранс» в разных формах — как с созданием, так и без создания юридического лица.
В новом Гражданском кодексе Украины такая консолидация определена так же, как и в российском законодательстве — «простое товарищество», является самым доступным механизмом объединения [16].
Реализация ТНК в форме договора о совместной деятельности позволяет вычленить из общей массы ресурсы (мощности, произведенную продукцию, структурные части предприятий и т. п.), находящиеся в распоряжении участников и относящиеся непосредственно к сфере деятельности ТНК, устранить запирающие эффекты для беспрепятственного движения внутренних потоков ресурсов между переделами, рационально использовать и маневрировать ресурсами.
В соответствии с украинским законодательством ТНК «Трубтранс» может быть сформировано с созданием юридического лица в форме добровольного объединения предприятий, руководствуясь Законом Украины «О предприятиях в Украине», а после вступления в силу в 2004 г. — Хозяйственным кодексом Украины.
Законодательство позволяет создавать хозяйственные объединения в таких организационно-правовых формах, как ассоциации, корпорации, консорциумы, концерны, и др.
Анализ организационно-правовых форм объединений предприятий в Украине и состава участников формируемого ТНК показывает, что такие объединения, как концерн и холдинговые компании, характеризующиеся высокой степенью централизации управления и участия в капитале, которые делают юридические лица, входящие в ТНК, экономически зависимыми и практически уничтожают их самостоятельность, в данном случае неприемлемы. Неприемлем и консорциум как временное объединение, создаваемое для реализации дискретной цели.
В наибольшей степени особенностям формируемой ТНК по производству и поставкам труб большого диаметра отвечает такое договорное объединение, как корпорация. Это наиболее характерная рыночная структура, в которой могут сочетаться различные формы собственности, принципы организационного построения и механизмы реализации, ориентированные на достижение единой цели.
В соответствии с Законом Украины «О предприятиях в Украине» (ст. 3, п. 1) и Хозяйственным кодексом Украины (ст. 120, п. 3) корпорацией считается договорное объединение, созданное на основе соединения производственных, научных и коммерческих интересов предприятий, которые объединились, с делегированием ими отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников органам управления корпорации [4, 17].
При формировании ТНК «Турботранс» в форме корпорации как объединения предприятий в соответствии с украинским законодательством участники совместно на основе договора учреждают центральную компанию (ТНК «Турботранс»), которой передают )делегируют) полномочия по централизованному управлению производством и поставкой потребителю конкурентноспособных труб для нефтегазопроводов, финансовым и научно-технологическим обеспечением производства труб, стали и штрипсов для них в соответствии с мировыми стандартами. Схема ТНК «Туботранс» в форме корпорации представлена на рис. 3.1
ТНК «Трубтранс» в форме корпорации представляет собой интеграционное взаимодействие юридических лиц, связанных между собой координационными отношениями, предполагающее передачу центральной компании возможность определять важнейшие управленческие и хозяйственные вопросы деятельности других участников в пределах общей хозяйственной цели.
Рис. 3.1 Организационно-правовая схема создания транснациональной корпорации
Имущество корпорации, созданное за счет ее доходов (дополнительно приобретенное оборудование и другое), используется в производственной сфере направляется на технико-экономическое :совершенствование производства продукции в соответствии с перспективной стратегией и инвестиционной политикой.
Рекомендуемая схема формирования имущества корпорации приведена на рис. 3.2.
Полученная в результате деятельности корпорации прибыль распределяется между участниками пропорционально стоимости их вкладов. За счет целевых отчислений участников в центральной компании могут быть созданы централизованные фонды, в том числе инновационного развития, резервный фонд для покрытия убытков деятельности ТНК и др.
Выбор организационно-правовой формы корпорации как объединения предприятий для создания и функционирования ТНК «Трубтранс» является оптимальным как в интересах самой интеграции, так и в интересах ее участников. Во-первых, в отличие от договора о совместной деятельности, в корпорации координация в управлении достигается за счет создания нового юридического лица и требуемой для этого консолидации капитала. Наличие центральной компании усиливает степень централизации в управлении. Корпорация позволяет перейти от скоординированного сотрудничества к более тесным управляемым взаимоотношениям. Это гарантирует большую прочность интеграции. Во-вторых, несмотря на некоторые ограничения, предприятия, входящие в корпорацию, остаются юридически и экономически самостоятельными. Корпорация не отвечает по обязательствам его участников, а участники не отвечают по по обязательствам корпорации [18].
Для стимулирования создания ТНК в Украине может быть рассмотрен альтернативный межправительственному соглашению вариант, в соответствии с которым предлагается принять соответствующие нормативно-правовые акты для реализации в Украине положений Конвенции о транснациональных корпорациях, в которых предусмотреть государственную поддержку ТНК и внести соответствующие изменения в законодательную базу.
В результате совместной интеграционной деятельности все участники ТНК «Трубтранс» достигнут основополагающей цели – повышение
|
||||
Рис. 3.2. Схема формирования имущества корпорации
эффективности бизнеса – за счет ряда факторов, основными из которых являются:
улучшение финансово-хозяйственной деятельности на основе гарантированного сбыта продукции и стабилизации взаимных поставок сырья, материалов, услуг и прочее;
увеличение прибыли каждого участника в результате роста объемов производства и оптимизации внутренних цен на промежуточную продукцию с учетом конкурентоспособных оптовых цен на конечную продукцию – трубы большого диаметра;
уменьшение суммы требуемых оборотных средств за счет ускорения их оборачиваемости и упорядочения взаиморасчетов;
финансовое обеспечение инвестиционной деятельности на более выгодных условиях в результате участия в ТНК "внутреннего" коммерческого и банковского капитала и др.
Способствуя решению важнейшей государственной задачи, участники корпорации могут рассчитывать в своей хозяйственной деятельности на соответствующую поддержку государства.
ВЫВОДЫ
1.Одним из очевидных путей преодоления проблем, которые возникают перед предприятиями различных отраслей народного хозяйства и промышленности в современных условиях становится развитие интеграционных процессов в разнообразных организационно-правовых формах.
2. Интеграция как процесс добровольного объединения деятельности предприятий для решения производственных и социальных заданий набирает силу. В этом проявляется потребность в непосредственном взаимодействии с другими предприятиями и коллективном использовании научно-технического, производственного, финансового, информационного потенциала каждого из них.
3. Наиболее распространенными формами добровольных объединений в Украине являются корпорации.
4. За основу формирования и функционирования ТНК могут быть приняты основные положения, установленные Конвенцией о транснациональных корпорациях – базового документа сотрудничества стран СНГ в области создания и деятельности транснациональных корпораций. Вместе с тем в отсутствие синхронного государственного регулирования организационно-правовых вопросов создания ТНК на территории СНГ возникает необходимость в решении таких принципиальных задач механизма формирования конкретных ТНК, как определение страны базирования, выбор способа создания, выбор организационно-правовой формы деятельности.
5. Основными факторами, которыми рекомендуется руководствоваться при определении страны базирования, являются место пребывания ведущего участника группы, вокруг которого выстраивается объединение, правовые возможности и либеральность законодательства страны.
6. Законодательство Украины позволяет сформировать ТНК в разных формах – как с созданием, так и без создания юридического лица. При выборе формы ТНК рекомендуется руководствоваться положением о приемлемой для ее участников степени централизации управления и участия в капитале, ограничивающих самостоятельность интегрируемых участников.
7. Для создания ТНК оптимальной организационно-правовой формой в интересах самой интеграции и ее участников является корпорация как объединение предприятий в соответствии с украинским законодательством. Наличие центральной компании усиливает степень централизации в управлении, гарантирует большую прочность интеграции и, в то же время, оставляет ее участников экономически самостоятельными Этому способствует и схема формирования имущества в корпорации, в которой имущество, относящееся к сфере деятельности корпорации и обеспечивающее достижение общей хозяйственной цели, передается в централизованное управление с сохранением права собственности.
8. Стимулированию создания ТНК в Украине будет способствовать принятие соответствующих нормативно-правовых актов для реализации в стране положений Конвенции о транснациональных корпорациях, в которых в числе мер государственной поддержки будет предусмотрено распространение на участников–нерезидентов норм законодательства, установленных для резидентов, выведение из-под налогообложения операций внутриинтеграционного движения имущества финансовых ресурсов.
1. Прутник Э.А. Общие методические положения по формированию стратегии диверсификации развития межотраслевых объединений с участием углеобогатительных предприятий / Институт Экономики промышленности НАН Украины. – Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд», 2003. – 82 с.
2. http://www.glossary.com.ua/ekonomika/12/3611.html
3. Федулова Л. Проблема інноваційних трансформацій у копроративному секторі економіки України // Економіст. – 2005 .– № 2. – С.38-40
4. Закон України «Про підприємства в Україні»//Ведомости Верховного Совета Украины. – 1991. –№24. – Ст.272. – – (Із змін. і допов.).
5. Науково-практичний коментар Господарського кодексу України /За заг. ред. В.К.Мамутова. – К.: Юрінком Інтер, 2004. – 688 с.
6. Бутенко А.И., Ягорлицкий В.А. Мотивация предпринимательской деятельности: проблемы и пути совершенствования // Экономические инновации. – Выпуск 12. – 2001. – С.12-17.
7. Мельникова М.В. Обоснование инвестиционных решений в организациях типа “холдинг” // Экономика промышленности. Сб.науч. тр.– Донецк: ИЭП НАН Украины. – 2001. – С.175- 181.
8. Гацура В. Мотіваційне управління в контексті посилення інтеграційних процесів//Економіст. – 2001. – № 11. – С.68-70.
9. Страхова Л.П., Бартенев А.Е. Корпоративные образования в современной экономике // Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – №5. – С.23–36.
10. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи, 1995. – 502 с.
11. Достанко П. Корпоративизм, рыночная активность и культура управления // Проблемы теории и практики управления. – 2001. – №4. – С.87–92.
12. Закон Украины "О промышленно–финансовых группах в Украине" // Відомості Верховної Ради Украни. – 1996. – №23. – Ст. 88–89. – С.301–307.
13. Коваль М. Проблемы создания финансово–промышленных групп в Украине // Экономика Украины. – 1996. – №10. – С.39–44.
14. Закон України «Про ратифікацію Конвенції про транснаціональні корпорації» II Відомості Верховної Ради України.–1999. – №36.–Ст.323.
15. Гильфердинг Р. Финансовый капитал. (Новейшая фаза в развитии капитализма): Пер. с нем. – М.: Гос. изд-во, 1922.–496 с.
16. Цивільний кодекс України // Офіційний вісник України. – 2003. –№11. – Ст.461.
17. Господарський кодекс України // Офіційний вістник України. – 2003. – №11. –Ст.462.
18. Тараш Л.И., Дерментли Ф.С. Интегрированные корпоративные структуры: сущность, содержание, классификация // Економіка промисловості. – 2002. – №2 (16).–С. 3–12.
ОпросыКто на сайте?Сейчас на сайте находятся:345 гостей |
Все права защищены © 2010 |