Искусство Древней Греции
Искусство Древней Греции
МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
УКРАИНЫ
Кафедра
Реферат
« Искусство Древней
Греции »
Выполнил:
Студент
группы
Проверил:
доц.
Одесса 2005 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Древняя Греция
…………………………………………………… 3
2. Литература,
искусство, философия… …...……………………… 4
3. Список
использованной литературы …………………………….. 8
Древняя Греция
ревняя Греция и ее культура занимают особое
место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской)
цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк
прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады "греческим
чудом". Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся
преувеличенными. Но что породило мысль о "чуде"? Греческая
цивилизация — не единственная, да и не самая древняя. Когда она появилась,
некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями.
Это относится, например к Египту и Вавилону. Мысль о чуде греческой цивилизации
вызвана скорее всего ее необычайно быстрым расцветов. Общество и культура
Древнего Египта уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры находилась на
той ступени развития, которая позволяет говорить о переходе от варварства к
цивилизации. Создание греческой цивилизации относится к эпохе "культурного
переворота" — VII - V вв. До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла
новая форма государства — первая в истории демократии. В науке, философии,
литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения
древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Разве не
было это чудом? Конечно, никто не имел в виду сверхъестественное происхождение
греческой цивилизации, но указать исторические причины появления
"греческого чуда" оказалось совсем непросто. Возникновение и расцвет
греческой цивилизации, совершившиеся фактически на протяжении жизни нескольких
поколений, составляли загадку уже и для самих греков. Уже в V в. до н. э.
появились первые попытки объяснения этого феномена. Прародителем многих
достижений греческой культуры был объявлен Египет. Одним из первых был здесь
"отец истории" Геродот, чрезвычайно высоко ценивший культуру Древнего
Египта. Знаменитый Ритор и Сократ утверждал, что Пифагор воспринял свою
философию в Египте, а Аристотель называет эту страну родиной теоретической
математики. Родоначальник греческой философии Фалес был финикийцем по
происхождению. Приехав в Египет, он учился у жрецов, заимствовал у них
представление о воде как первоначале всего сущего, а также знания по геометрии
и астрономии.
Такие же сведения
мы находим у древних авторов относительно Гомера, Ликурга, Солона, Демокрита,
Героклита и других выдающихся представителей греческой культуры. Что же
заставляло греков искать восточные корни своей собственной культуры?
Современная наука указывает несколько причин. Во-первых, греки, знакомясь с
египетской культурой и культурой других стран Древнего Востока, действительно,
многое заимствовали, а в других случаях обнаруживали черты сходства между своей
культурой и культурами востока. Зная о большой древности восточных цивилизаций,
греки склонны были объяснять происхождение того или иного явления греческой
культуры заимствованиями эллинов на Востоке, что казалось логичным. Во-вторых,
этому способствовал консерватизм жизненных устоев, характерный для всех древних
обществ. Греция не составляла исключения в этом отношении. Древним грекам было
присуще глубокое уважение к старине. Вот почему греки были готовы щедро отдать
другим народам свои собственные достижения.
Современная наука
дает и другие объяснения происхождения древнегреческой цивилизации. Ренан
усматривал причину "греческого чуда" в свойствах, якобы присущих
арийским языкам: абстрактности и метафизичности. Выделяли особую одаренность
греков в сравнении с другими народами древности. Различные гипотезы рассмотрены
в книге историка А. И Зайцева "Культурный переворот в Древней Греции VIII
- V вв. до н. э.". Им приведены конкретные сведения, опровергающие
расистские гипотезы. Многие историки приходят к выводу, что причины величия
греческой цивилизации следует искать не в расовой предыстории Греции, а в
конкретной исторической действительности первого тысячелетия до н. э.
Известный
швейцарский ученый Андре Боннар в соей книге "Греческая цивилизация"
утверждает, что греческая цивилизация и античная культура базировались на
античном рабстве. Греческий народ прошел те же этапы развития, что и другие
народы. Боннар утверждает, что греческого чуда не существует. В центре его
книги люди, создавшие греческую цивилизацию и созданные ею. "Отправной
точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Она исходит из
его потребностей, она имеет в виду его пользу и его прогресс. Чтобы их достичь,
она вспахивает одновременно и мир, и человека, один посредством другого.
Человек и мир, в представлении греческой цивилизации являются отражением один
другого — это зеркала, поставленные друг против друга и взаимно читающие одно в
другом".
Литература,
искусство, философия…
Литература, искусство и философия Древней
Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла
человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей.
Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и
социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи,
политике, науке и праве. Греки создали науку, которую некоторые исследователи
называют "мышлением по способу греков". У истоков европейской культуры
находится микенская цивилизация.
Отличительной чертой микенской цивилизации
является наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержащих
обширные кладовые, помещения административного и культурного назначения. Такого
рода дворец – средоточие сложной экономической военной и религиозной жизни.
"Дворец держал на строжайшем учете реальные и запланированные поступления
(в основном продукцию ремесла и сельского хозяйства), дворец ведал организацией
рабочей силы, военного дела, выдачей продовольствия лицам, выполняющим
какую-либо работу". Возглавлял деятельность такого дворца царь-жрец
(ванака). Основная функция царя заключалась в сохранении "священного
порядка в природе". Человек в такой системе был зависим от религиозного
мировоззрения. Кстати, идея божественного происхождения каждой профессии долго
сохранялась у древних греков. И у Гомера встречается подробное описание многих
ремесел, а в качестве их творцов указываются Гефест и Дедал. Мифологическое
мировоззрение было типично для микенской цивилизации. Крушение дворцовой
системы помогло противоборствующим силам: родовой аристократии и сельской
общине. И в гомеровском эпосе вместо царя – "басилевс", скорее
военный предводитель. "Басилевсы" вели свою родословную от богов.
Обычно Гомер говорит о них накануне сражения, чтобы подчеркнуть значимость
поединка. Интересен в этом отношении диалог Диомеда и Главка: "Тщиться
других превзойти, непрестанно пылать отличиться, Рода отцов не бесчестить,
которые славой своею Были отличны в Эфире и в царстве ликийском пространном".
Нормами жизни человека в микенской цивилизации и у гомеровских героев были
честь, слава, стыд. Платон называл Гомера "воспитателем Греции".
Характерным признаком древнегреческой
цивилизации являлся демократизм. Античная классическая демократия рассматривалась
как форма государственного устройства, в основе которого лежит свобода.
Гарантией личной свободы гражданина было право частной собственности на
средства производства (и, прежде всего, на главное из них – землю) с
возможностью продажи ее или передачи по наследству, право свободного
распоряжения произведенными товарами (то есть свободный рынок), право
непосредственно влиять на формирование внутренней и внешней политики
государства и антимонопольные законы, препятствовавшие концентрации экономической
и политической власти в руках одной личности, семьи, сословия, класса.
Недостатком классической античной демократии было то, что свободой в каждом из
греческих государств (а их было около 2 тысяч) обладал только полноправный
гражданин именно этого государства и только в пределах своего государства. Все
прочие лично свободные жители этого государства – иммигранты и женщины –
гражданскими правами не обладали и частной собственностью (особенно недвижимой)
владеть не могли. Не говоря уже о рабах, которые не обладали даже личной
свободой и в саму категорию людей включались только отдельными свободомыслящими
греками и римлянами.
Одним из видимых результатов развития
греческой цивилизации стала античная скульптура. Заимствованная греками из
древней и рафинированной, но безличной и униформированной деспотичной
цивилизации Египта, уже в архаическую эпоху она отличается от окоченевших и
схематичных греческих фигур большей мягкостью, живостью и большей
индивидуализацией очертаний. А с началом классической эпохи, характеризующейся
массовым ростом самосознания свободных граждан демократических полисов,
скульптура приобретает специфические античные оригинальные черты. Она перестает
служить застывшим в деревянной позе символом незыблемости привилегий родовой
знати и начинает отражать динамику отношений полноправных граждан полиса.
Греческая архитектура также была сращена с
динамичными общественными процессами. До эпохи эллинизма царских дворцов не
строили по причине отсутствия царской власти. Главными зданиями городов вначале
были дома божеств, покровителей городов, — храмы. По мере роста благосостояния
и развития демократии другой важнейший центр полиса – агора, площадь, где
собирался народ для решения как политических, так и экономических проблем (в
частности, для товарообмена), начала обстраиваться зданиями, предназначенными
для различных общественных нужд – разного рода правительственных учреждений,
собраний и т.п. Это здание городского совета – булевтерий, театр, гимнасий,
палестра, стадион. Греческая архитектура сделала ряд оригинальных разработок, в
частности, как формы храмов, так и их отдельных деталей. И несмотря на
монументальный характер греческой общественной архитектуры классического
времени, чувство пропорции не позволяло создавать сооружения, служившие целям
подавления и принижения чувств свободного гражданина свободного государства, в
отличие от архитектуры древневосточных деспотий, эллинистического и римского
времени, где индивидуалистически-монополистические тенденции поощряли
гипертрофированную монументальность и колоссальность сооружений. (С
эллинистического же времени в греческой архитектуре появляются дворцы царей и
виллы царских вельмож и состоятельных людей.) Частные здания вместе с ростом
благосостояния общей массы населения демократических полисов также
благоустраивались. Города снабжались водопроводом и канализацией. Вновь
построенные города (например, Пирей) создавались уже согласно греческой
философии архитектуры, наиболее выдающимся представителем которой был Гипподам
из Милета (гипподамова планировка). Античная цивилизация возникла как
цивилизация городов-государств и оставалась до своего конца таковой, несмотря
на потерю городами права на проведение самостоятельной внешней политики,
подкрепленной собственными независимыми вооруженными силами. Но в процессе все
большего наступления императорской центральной власти на права муниципального
самоуправления (плоть до драконовского налогообложения Юстинианом) города терли
источники не только развития, но и регенерации и приходили в упадок.
Вместе с античным городом формировалась и
греческая, а затем и римская литература, все те ее жанры и литературные
образцы, которые в значительной степени будут определять развитие европейской и
мировой литературы. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные
века дописьменного эпоса, в частности "Илиады" и "Одиссеи"
Гомера, ставших предметами школьного образования не только в гимнасиях
античности, но и в гуманистической (классической) гимназии нового времени.
Живой эпос уже не создается, а лишь пародии на него, поскольку его естественная
среда – аристократическая община – уступает свои позиции демократии.
Эмансипирующаяся личность осуществляет свою потребность в выражении и осознании
чувств и переживаний в другом роде литературы – в лирике. Именно в эпоху
архаики возникает целое созвездие мастеров разных лирических форм – Алкей,
Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие. В классическую же эпоху ведущим
жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого
города – театр. Величайшие драматурги трагедии – Эсхилл, Софокл,
Эврипид, комедии – Аристофан. Исэгория (равная свобода слова
для всех граждан) и исономия (политическое равноправие) вызывают расцвет
некогда аристократического искусства – ораторского, для
проявления которого было достаточно поводов на заседаниях народного собрания,
совета, суда, на народных празднествах и даже в быту. Особыми мастерами этого
искусства и одновременно политическими деятелями были Демосфен и Сократ. И
кроме них можно назвать десятки имен, поскольку ораторское искусство не умирало
в античности никогда, хотя с падением греческой демократии и римской республики
оно, скорее, превратилось в красноречие.
Развитие общественного самосознания
послужило причиной возникновения литературы, описывающей государства в процессе
развития, то есть историографии, наиболее выдающимися представителями
начального этапа которой были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид.
Взаимоотношение субъекта и объекта, личности и окружающего мира, то есть
проблемы, появившиеся вместе с греческой свободой, с помощью различных подходов
пытается осмыслить родившаяся вместе с ней греческая философия, в отличие от
других сфер греческой духовной культуры так и не получившая настоящего развития
в римской культуре.
В тесной связи с философией развивается и
греческая наука, уже в классическое время имевшая большие достижения, —
математика, геометрия, астрономия, медицина, продолжением которых и являются
современные соответствующие научные дисциплины. Высокого уровня достигла и
техника. Однако в античности она не образует тесной связи с научными
разработками, поскольку все более распространявшийся в постклассическое время
рабский труд был дешевле техники. Стабильное развитие имела только военная
техника. Вместе с тем за тысячу лет от эпохи классики и до конца античности
инженеры и техники дали сравнительно сильный толчок развитию производительных
сил, расширили ассортимент товаров потребления, повысили их качество, увеличили
их количество. Технические новинки кроме военной области использовались в
подъемных механизмах, судостроении, горной промышленности (включая каменоломни
и метеллургические предприятия), водном хозяйстве (трубопроводы, водяное
колесо). Применялось давление пара и воздуха. Несмотря на тормозящую силу рабского
труда, еще в античности начинают применяться прогрессивные конструкции плугов,
косилки, жатки, и водяные мельницы.
К четвертому веку до н.э. в общих чертах в
Греции сложилась система образования – общее образование или энциклопедическое
образование, энкюклиос пайдейа, которое в своей основе не было отвергнуто ни
Римом, ни христианским средневековьем, ни христианско-демократическим новым
временем (гуманистическая или классическая гимназия, гуманитарное образование).
Классические языки – древнегреческий и латынь – в форме так
называемой интернациональной лексики вошли во все европейские и неевропейские
языки и, являясь международным языком науки и культуры, связывают воедино, как
живые нервы и кровеносные сосуды, современную цивилизацию с ее живительными
источниками – историческим опытом и достижениями прошлого.
Список использованной литературы
1. «Энциклопедический словарь юного
историка» М.,"Педагогика-пресс",1993
2. Казимеж Куманецкий «История
культуры Древней Греции и Рима», М., "Высшая
школа",1990
3. Лев Любимов «Искусство Древнего
Мира», М.,"Просвещение",1971
4. Андре Боннар «Греческая
цивилизация», Ростов-на-Дону,"Феникс",1994
5. Культурология (учебное пособие и
хрестоматия для студентов) Ростов-на-Дону, "Феникс",1997
|