Государственный финансовый контроль: основные задачи, субъекты и объекты
Государственный финансовый контроль: основные задачи, субъекты и объекты
Министерство образования
Российской Федерации
Южно-Уральский государственный университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине КОНТРОЛЬ И РЕВИЗИЯ
Тема: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ: ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ
Студентка 3 курса
группы 352 СТБЗу
Соколова Юлия
Сергеевна
Руководитель
Андреева Ольга
Михайловна
2004
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Государственный финансовый контроль: основные задачи,
субъекты и объекты……………………………………………………………………………4
1.1. Сущность государственного финансового контроля………………………4
1.2. Задачи государственного финансового контроля………………………….5
1.3. Объекты государственного финансового контроля……………………….6
1.4. Субъекты государственного финансового контроля………………………7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...………8
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………...9
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: Практическое задание………………………………….….10
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Порядок ведения кассовых операций…………………….15
ВВЕДЕНИЕ
Государственный финансовый контроль является функцией
управления производительными силами и производственными отношениями. Он состоит
из двух этапов: описательного, связанного со сбором фактов и их первоначальной
группировкой, и логико-аналитического, представляющего качественный анализ
фактов и сочетающий качественные и количественные методы познания.
Следовательно, финансовый контроль включает в себя, с одной стороны, факты и
данные опыта, а с другой определенную систему знаний - теорию.
Факты составляют реальную основу выводов и заключений
финансового контроля, но без систематизации и обобщений, логического осмысления
контроль существовать не может, так как в нем не будет общественной
потребности. Факты становятся составной частью научных и практических знаний
лишь тогда, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде, являясь
основанием и подтверждением законов действительности. Законы и факты в
финансовом контроле получают определенную интерпретацию и служат базой для
управления экономикой при условии, когда они обобщены в теории.
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ
КОНТРОЛЬ: ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ
1.1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Одной из функций управления любого
экономического субъекта является финансовый контроль, который подразумевает
обеспечение соблюдения законодательства в процессе формирования и использования
финансовых ресурсов. Особое место в системе финансового контроля занимает
государственный финансовый контроль. Он имеет более узкий спектр действия и
должен распространяться, во-первых, на сферу формирования доходной части
бюджета; во-вторых, на сферу расходования средств государственного бюджета,
т.е. необходимо обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием
средств государственного бюджета и государственной собственности. В этой связи
государственный финансовый контроль распространяется на министерства и
ведомства, отвечающие за формирование доходной части государственного бюджета,
и на министерства и ведомства, использующие средства государственного бюджета,
а также предприятия, организации, банки, которым предоставлены бюджетные
средства на безвозвратной и возвратной основах, а также имеющие какие-либо
финансовые льготы (таможенные, налоговые, экспортно-импортные и др.). Кроме
того, государство должно следить и за финансовой, кредитной и эмиссионной
деятельностью государственного банка.
Говоря о сущности и месте государственного финансового
контроля, нельзя не отметить тот факт, что в процессе его осуществления
приходится опускаться до уровня предприятий, организаций, банков, акционерных
обществ и т.п., т.е. до уровня хозяйствующих субъектов. И на этом уровне
государственный финансовый контроль приобретает черты финансово-хозяйственного
контроля, т.е. он распространяется не только на чисто финансовую деятельность,
но в определенных случаях и на хозяйственную с тем, чтобы определить
правильность исчисления налогов, эффективность производства и эффективность
использования бюджетных средств.
1.2. ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Целью государственного финансового контроля является
обеспечение законности и эффективности использования государственных бюджетных
и внебюджетных финансовых средств и государственной собственности.
В соответствии с этим основными его
задачами являются:
1.
организация и
осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей
федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам,
структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности
расходования государственных средств и использования федеральной собственности;
2.
оценка обоснованности
доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов;
3.
финансовая экспертиза
проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных
органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет
средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение
федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
4.
анализ выявленных
отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов
федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их
устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
5.
контроль за законностью и
своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных
внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных
финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
6.
обеспечение поступления в
доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и прочих
платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;
7.
оценка эффективности
деятельности министерств и ведомств по использованию средств государственного
бюджета и внебюджетных средств;
8.
контроль за правильностью
ведения бухгалтерского учета и отчетности;
9.
улучшение бюджетной и
налоговой дисциплины;
10.
выявление резервов роста
доходной базы бюджетов различных уровней и снижения расходной части бюджета;
11.
контроль за реализацией
механизма межбюджетных отношений;
12.
проверка обращения средств
бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;
13.
контроль за формированием
и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;
14.
пресечение незаконных
решений по предоставлению налоговых и таможенных льгот, государственных
дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или
регионам;
15.
выявление финансовых
злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;
1.3. ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Хотя государственный финансовый контроль охватывает
только общественный сектор экономики, он, как видно из перечня задач,
распространяется и на частнопредпринимательскую деятельность, и на все формы
собственности, главным образом, путем проверки правильности составления
налоговых расчетов, выполнения предприятиями государственных заказов,
финансируемых из бюджета: при предоставлении частным предпринимателям,
предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также
налоговых льгот. Следовательно, объектом финансового контроля выступает
не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс
финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим и
определяется огромная роль и значение финансового контроля как важнейшего
элемента государственного контроля и управления.
Иными словами, объектом финансового контроля
являются денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и
юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу полной
мобилизации бюджетных средств, перераспределения части национального дохода в
территориальном, социальном и отраслевом разрезах и его эффективного
использования с целью выполнения государством своих функций.
1.4. СУБЪЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Субъектами государственного финансового контроля
являются государственные органы и структуры, предприятия с государственным участием,
организации полностью или частично финансируемые из бюджета, организации и
предприниматели в части уплаты налогов в бюджет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный финансовый контроль раскрывает новые
явления в экономической деятельности различных звеньев экономики, определяет их
закономерность с целью совершенствования этой деятельности на научной основе. Целью
государственного финансового контроля является обеспечение законности и
эффективности использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых
средств и государственной собственности. Объектом финансового контроля
являются денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и
юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу полной
мобилизации бюджетных средств, перераспределения части национального дохода в
территориальном, социальном и отраслевом разрезах и его эффективного
использования с целью выполнения государством своих функций. Субъектами
государственного финансового контроля являются государственные органы и
структуры, предприятия с государственным участием, организации полностью или
частично финансируемые из бюджета, организации и предприниматели в части уплаты
налогов в бюджет. Таким образом, можно сделать вывод, что государственный
финансовый контроль является неотъемлемой частью государственного устройства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Государственный финансовый контроль: социальная
сфера и наука// под ред. Воронина Ю. – М.: ИД Финансовый контроль, 2003.
2. Финансы.Учебник/под.ред. В.М. Родионовой.
– М.:Финансы и статистика,1992.
3. #"#">http://www.budgetrf.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Ревизор КРУ Саргорторга Л.П Иванова в присутствии главного бухгалтера
универсама Н.И.Зиминой, кассира Е.Ю.Пархоменко 15 мая 2003 г. осуществила
проверку ведения кассовых операций универсама №57. При пересчете денежных купюр
остаток денег в кассе оказался в сумме 4005 руб.67 коп. Кроме того, кассиром
были предъявлены билеты денежно-вещевой лотереи на сумму 25 руб.
В кассовом отчет, составленном кассиром, остаток на начало дня составил
3220 при лимите 4000 руб. Остаток входит в предел лимита, в данном случае
нарушений у кассира нет. Отчет кассира прилагается.
Отчет кассира
Касса за 15.05.2003г
Лист___
|
№
документа
|
От
кого получено и кому выдано
|
Счет,
субсчет
|
Приход,
руб.
|
Расход,
руб.
|
|
Остаток наначало дня
|
90
|
3220
|
Х
|
№12
|
Выручка за реализацию овощей с лотков
|
90
|
3060,60
|
|
№13
|
Выручка ККМ
|
90
|
11426,50
|
|
121
|
Выдана зарплата лоточникам
|
70
|
|
921
|
122
|
Выдан аванс для оплаты за стирку белья
|
71
|
|
40
|
123
|
Выдана ранее депонированная зарплата
|
70
|
|
615,13
|
124
|
Списан реестр расходов по разгрузке сахара за
апрель
|
|
|
300
|
125
|
Выдано за ремонт дверных замков
|
70
|
|
50
|
Итого
за день:
|
14487,10
|
1926,13
|
Остаток
на конец дня:
В
т.ч. на з/п, выплаты соц.характера
|
15780,97
|
|
|
|
Кассир_______________
/Е.Ю.Пархоменко/
подпись расшифровка подписи
Записи
в кассовой книге проверил и документы в количестве 2 приходных и 5 расходных
получил
Бухгалтер
_______________ /Н.И.Зимина/
подпись расшифровка подписи
Ревизором
Л.П.Ивановой были проверены текущие операции, в результате чего был составлен
следующий отчет:
Касса за 15.05.2003г
Лист___
|
№
документа
|
От
кого получено и кому выдано
|
Счет,
субсчет
|
Приход,
руб.
|
Расход,
руб.
|
|
Остаток наначало дня
|
90
|
3220
|
Х
|
№12
|
Выручка за реализацию овощей с лотков
|
90
|
3060,60
|
|
№13
|
Выручка ККМ
|
90
|
11426,5
|
|
расписка
|
Взятие под отчет
|
|
|
200
|
121
|
Выдана зарплата лоточникам
|
70
|
|
921
|
122
|
Выдан аванс для оплаты за стирку белья
|
71
|
|
40
|
123
|
Выдана ранее депонированная зарплата
|
70
|
|
615,13
|
Разъездная ведомость
|
Списана разъездная ведомость
|
71
|
|
360
|
124
|
Списан реестр расходов по разгрузке сахара за
апрель
|
|
|
300
|
125
|
Выдано за ремонт дверных замков
|
70
|
|
50
|
Платежная ведомость
|
Выдача зарплаты
|
70
|
|
11215,30
|
|
|
|
|
|
Итого
за день:
|
14487,10
|
14487,1
|
Остаток
на конец дня:
В
т.ч. на з/п, выплаты соц.характера
|
3220
|
|
|
|
Ревизором была составлена ведомость нарушений.
ВЕДОМОСТЬ
НАРУШЕНИЙ
№п/п
|
Документ
|
В чем
состоит нарушение
|
Сумма
В приход кассы В расход кассы
|
Должность, ФИО лица, виновного в нарушении
|
|
Наименование
|
№
|
Дата
|
|
|
|
|
|
Фактически по документу
|
может быть принята
|
Фактически по документу
|
может быть принята
|
1
|
Остаток ден.средств
в кассе
|
|
|
Входит в
установленный лимит кассы, нарушений нет
|
3220
|
3220
|
|
|
|
2
|
ПКО
|
12
|
14.05.
2003
|
Нарушение порядка
ведения кассовых операций:
1. ПКО№12 не
включен в отчет кассира за 14.05.2003.(п.19)
2. несвоевременное
оприходование выручки(п.19)
|
3060,60
|
3060,60
|
|
|
Кассир Пархоменко
Е.Ю.
|
3
|
расписка
|
|
|
Нарушение порядка
ведения кассовых операций:
1. не оформлен РКО
(п.14)
|
|
|
200=
|
200=
|
Кассир Пархоменко
Е.Ю.
|
4
|
РКО
|
121
|
15.05.
2003
|
Нарушение порядка
ведения кассовых операций:
1. выписан РКО один
на двоих (п.16)
2. отсутствует
основание – трудовое соглашение (п.17 )
|
|
|
921=
|
921=
|
Гл.бухгалтер Зимина
К.И.
|
5
|
РКО
|
122
|
15.05.
2003
|
Нарушений нет
|
|
|
40=
|
40=
|
|
6
|
РКО
|
123
|
15.05.
2003
|
Нарушение порядка
ведения кассовых операций:
1. отсутствует
доверенность (п.16)
|
|
|
615,13
|
615,13
|
Кассир Пархоменко
Е.Ю.
|
7
|
Разъездная
ведомость
|
|
|
Нарушение порядка
ведения кассовых операций:
1. не оформлен РКО
(п.14)
|
|
|
360=
|
360=
|
Кассир Пархоменко
Е.Ю.
|
8
|
РКО
|
124
|
15.05.
2003
|
Количество
разгруженного сахарного песка не совпадает с данными в реестре(выявлено при
встречной проверке поступления товара)
|
|
|
300=
|
300=
|
|
9
|
РКО
|
125
|
15.05.
2003
|
Нарушений нет
|
|
|
50=
|
50=
|
|
10
|
Платежная ведомость
|
|
01.04.
2003
|
Нарушение порядка
ведения кассовых операций:
1. не оформлен РКО
на выдачу зарплаты
(п.14)
|
|
|
11215,30
|
11215,30
|
|
Далее ревизором был составлен акт
инвентаризации.
Приложение
N 4
к Порядку ведения кассовых операций
в Российской Федерации
касса
универсама 57
предприятие,
организация
цех
______________________
АКТ
ревизии наличных денежных средств
от "15" мая 2003 г.
находящихся в кассе универсама 57
РАСПИСКА
К
началу проведения ревизии все расходные и приходные документы на денежные
средства сданы в бухгалтерию и все денежные средства, поступившие на мою
ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
(Материально
ответственное лицо)
Кассир
_____________ Пархоменко Е.Ю.
|